
Ваша оценкаРецензии
Аноним22 сентября 2012 г.Читать далееВ последнее время я слишком устаю, чтобы читать невзирая на время, но эту книгу я закончила около четырех утра, о чем ни капли не жалею.
Что мы знаем об Индии кроме того, что там есть Болливуд, трупы сбрасывают в реку, а белокожие едут в Индию за просветлением и нирваной? Со страниц "Белого тигра" эта страна оскаблилась на меня красными от паана зубами и смачно сплюнула в сточную канаву, около которой испражнялось несколько человек. Они улыбались мне беззубыми улыбками и предлагали спеть национальную песню, а потом взять их в слуги, лишь бы уехать отсюда, из Мрака. Уютные благоустроенные деревни, без воды, света и тепла, лишь тяжелые буйволицы плавают в заросшем кувшинками пруду, а школьный учитель, укравший все деньги выделенные на еду и форму для учеников мирно сопит за столом, по пустому книжному шкафу неторопливо ползет ящерица величиной с кошку.
Адига не стесняется, в шутливой, саркастической форме он выворачивает наизнанку все прелести Индии, вываливает нам на голову всю ее подноготную. Жизнь бедняков и землевладельцев, которые до сих пор лупят своих слуг по башке, а что, тут вам не Америка, слуг надобно бить, от этого эти тупоголовые деревенщины лучше соображают.
На самом деле из Мрака можно вырваться, оставить позади себя все эти помои, вонючий Ганг, сонную буйволицу, которую бабушка кормит лучше, чем детей. Нужно лишь уметь подслушивать, обладать смекалкой и способностью убить. Своего хозяина, например. Ведь даже среди политиков и публичных людей нет ни одного чистого на руку и душой, а чем хуже простой деревенский мальчик, ради своего благополучия убивший всего лишь одного человека... И пусть он предал всю свою семью, подставив их под удар, зато теперь у него есть шанс на лучшую жизнь, только вот ни одна хрустальная люстра не избавит от привычки чесать левой рукой в паху, пока в правой держишь чашечку с кофе.
Это очень едкая сатира, она разъедает язык. Аравинд передергивает, давит на жалость, вызывает брезгливость, но вместе с тем очень четко и ясно показывает нам реальное положение вещей. Индия страна, погрязшая в нищете и аутсорсинге. Ничего своего, кроме красной слюны от паана. Главный герой беспринципный, мелочный, хитрый гад, которые не пожалел никого и ничего ради своего материального благополучия, и даже своего племянника он кормит только из-за боязни, что тот сдаст его полиции. Он не вызывает симпатии, но он и не ждет ее, и одобрения он тоже не ищет, он просто такой каков есть. Индийский предприниматель из бедняков. Я расскажу вам кто такой индийский предприниматель говорит нам Адига, и рассказывает, и показывает, и кривляется, и от этого становится жутко.
1491,1K
Аноним25 ноября 2016 г.Читать далееЕсли существует в мире "роман воспитания", где главный герой из табула раса постепенно становится кем-то выдающимся, то должен быть и "роман деградации", где главный герой из кого-то выдающегося становится среднестатистическим телезрителем канала "Рен-ТВ". "Белый тигр" — как раз примерно такой роман, только главный герой разлагается не интеллектуально, а морально. И вся книга построена так, что нам ещё за это хочется его оправдать, потому что не "мы такие, а жизнь такая". В этом плане индийские романы очень часто ближе к нам, чем вся европейская и американская литература. Интересно осознавать, что мы недалеко ушли от вонючих индийских трущоб и кастовых заморочек.
Главный герой делает мерзкую и банальную вещицу — сравнивает себя с "белым тигром", который рождается один раз на поколение и такой уникальный в белом плаще стоит красивенький, но все остальные действия его довольно логичны. С детства он хочет прыгнуть выше головы, потому что чувствует, что может. Он гораздо выше среднего развит, умён и вообще умница, спортсмен и комсомолец, вот только порядки в Индии таковы, что если ты родился в семье обычного сервисмена (это ещё повезло, что не какого-нибудь ассенизатора), то никто тебе выше этой головы прыгнуть не даст, будь ты мозгами и способностями хоть нобелевский лауреат. Все невероятные попытки главного героя хоть как-то выбиться в люди, прогрызть дорогу, показать себя разбиваются о стену общественного зашоренного скудоумия. Индия невероятно мерзка в этом плане и тем сильнее напоминает нам Россию, где чиновники и директоры — тоже штука кастовая.
В итоге получается, что общество-таки поимело главного героя, хотя свои желания он исполняет. Но что там от него осталось, за это время развращений? Роман учит, что всё тлен и беспросветно. Добиться оценки по заслугам среди кучи говнях можно только в том случае, если ты будешь говнее всех говн, хитрее всех хитрецов и подлее подлецов. Наглость — второе счастье и вторая каста, причём наглость агрессивная, сродни чему-то такому родному бандитскому из русских девяностых. Впрочем, такими восхищаться всё равно будут, как нежно любили "Бригаду" или главного героя "Во все тяжкие". Жизнь ведь такая, а не мы, ну правда же? Иначе никак, только по головам.
1081,3K
Аноним14 июня 2021 г.Читать далееДанный роман представляет собой письмо, которое главный герой Балрам по прозвищу Белый тигр - простой парень из обычной индийской деревни, бедняк из бедняков, пишет китайскому премьер-министру, по ходу его рассказывая всю свою жизнь.
По мере развития сюжета читатель узнаёт многие подробности жизни главного героя, а заодно знакомится с теми трудностями и сложностями, которые приходится ежедневно преодолевать таким людям, как он.
Кастовость, с детства прочно впитываемые условности, нищета, коррупция, перенаселение, антисанитария - те проблемы, на которых автор особо акцентирует внимание.
Тем самым роман индийского писателя, получивший Букеровскую премию по литературе напрочь разбивает какие бы то ни было радужные представления о его Родине и вытаскивает на свет все малоприятные подробности, местами настолько ярко их живописуя, что даже вызывает отвращение.
Но тем не менее это необходимо, чтобы продемонстрировать имеющиеся в стране многочисленные проблемы.Роман, затрагивающий её социальные, политические проблемы и вопросы морали, написан с едкой долей юмора, а герой, представленный живо и правдоподобно, по ходу чтения вызывает самые разнообразные чувства, кроме равнодушия: от жалости до отвращения. Автор наглядно показывает до чего может довести человека нищета и отсутствие реальных правомочных возможностей выйти из замкнутого круга кастовости.
Читая, наглядно знакомишься с индийскими реалиями, с жизнью богатых и бедных слоев населения и получаешь очередную порцию размышлений на тему преступления и наказания.
88739
Аноним20 октября 2021 г.Вымирающий вид
Читать далее«Ваше Превосходительство, Индия — это две страны в одной. Страна Света и страна Мрака. Океан несет в Индию свет. На морском побережье другая жизнь. А река несет в Индию мрак — черная река.»
Вот мы называем японцев инопланетянами, мол их менталитет нам непонятен, они странные, словно не от мира сего, и так дальше. А индусы? Для меня они тоже, если подумать, те ещё инопланетяне. Никогда нам их не понять. Менталитет, жизнь, обычаи, традиции, все эти касты, ранги… Сложно.
Белый тигр тому подтверждение.Это история деградации человека. Есть деградации от лучшего к худшему, эта же от человека так себе - к полному моральному падению. И, самое главное, Балрам это прекрасно осознаёт, хотя да, иногда он даже пытается совершать хорошие поступки, вроде бы совесть его не совсем ещё скончалась. Но это не отменяет и не оправдывает его самого главного проступка.
Балраму не повезло родиться в нищей индийской семье. Пришлось выживать и искать своё место среди многочисленных родственников. Но ему повезло учиться в школе, получить хоть какое-то образование. А однажды инспектор даже назвал мальчика Белым Тигром, как единственного способного ученика в классе. Белый Тигр - вымирающий вид. Это стало каким-то жизненным катализатором для Балрама, и, возможно, определило его дальнейшую судьбу.
Вырваться из Мрака нищеты стало пределом его мечтаний, но разве он виноват в том, что слуга в Индии - это словно предмет мебели. И, даже выбившись в шофёры, всё равно остаёшься слугой, человеком второго сорта, при котором ни любовью не зазорно заняться на заднем сидении машины, ни по пьяни человека сбить. Слуга отсидит, он ведь, «как родной», он всё стерпит.
Как же цинично звучали слова богатого, зажравшегося хозяина для Балрама: «— Мне осточертела пища, которую я поглощаю, Балрам. Мне осточертела жизнь, которую я веду. Мы, богатые, совсем сбились с пути. Мне хочется побыть простым человеком. Вот вроде тебя, Балрам.
— Да, сэр.
Мы вышли на улицу и отправились прямиком в чайную, что через дорогу от нашего дома.
— Заказывай, Балрам. Самую простую пищу. Я заказал окру, цветную капусту, редиску, шпинат и даал. Хватило бы на целую семью. Он ел с жадностью.
— Великолепно! И всего двадцать пять рупий! Счастливчики вы, бедняки!
Напоследок я велел подать ему ласси. Он отхлебнул и расплылся в улыбке:
— А мне нравится ваша еда!
Я улыбнулся и подумал: а мне нравится ваша.»
Наверное, этот момент стал поворотным в судьбе Ашока. Ашока, сына достойного отца и хозяина этой жизни. Вот только року виднее. Или Балраму.Удалось ли Балраму вырваться из Мрака? Это решает каждый читатель сам для себя. Автор не даёт ответа на этот вопрос. Он просто приводит факты. В вид письма Балрама к… немного немало китайскому премьер-министру. Выводы делать на. И они будут ох непростые.
Книга сложная. Под напускным равнодушием и мрачноватым юмором кроется настоящая трагедия.
«Я честно исполняю свой гражданский долг, правда, понятия не имею, как выглядит кабина для голосования изнутри.» И в этом вся Индия - не то что бы тут попирали права людей, люди о них просто ничего не знают. Многих устраивает, как есть.
Но есть и Белые Тигры. И вот кто их осудит?842,1K
Аноним2 июля 2023 г.Известный факт. Мобильники вызывают рак мозга и снижают потенцию, их японцы специально придумали, чтобы у белого человека усохли мозги и яйца одновременно. Об этом говорили как-то вечером на автобусной остановке. А я-то так гордился своей «Нокией», похвалялся ею перед девушками из бизнес-центра, в которых не прочь был вонзить клюв! Все, теперь сотовый выкинул, и позвонить мне можно только по стационарной линии.
Читать далееСейчас отзывы не так часто делаю, как мог бы или хотелось, но так получается. Зато истории выходят чуть чаще. (информация на правах рекламы, шутка)
Эта книга очередной долг еще с 2021 года. Тогда закрыл его в силу личных причин, чтобы взять новые книги. Но, сейчас вернулся. Книга была прочитана в режиме совместного чтения.
Бывают книги начинаешь читать, и захватывают с первых страниц до финала, оторваться не можешь. Со мной уже такое реже и реже случается.
Бывает, что начинаешь читать книга не очень нравится, а потом увлекает. Так же бывает, что если не понравилась в начале, то и все остальное так же, такие книги или бросаешь или на морально волевых дочитываешь.
С этой книгой были другие чувства, не знал, о чем она, не почитал описание ни отзывов. И в начале мне даже понравилось и читается легко и интересно, но ближе к середине книги, за моей спиной, наверное, поднялась табличка, «Скука» и «Долой Нудло».
Книга вышла в 2008 год в оригинале - The White Tiger, Роман.
Жанр: Реалистичная-социальная, драматичная и немного криминальная история, иногда есть черный юмор.
Так же в 2008 году получил Букеровскую премию, эта была 40-я по счету.
Если бы спросили мое мнение, то эта книга премии не достойна. Но им везет, что меня не спрашивают, но если бы спрашивали, то книги бы лучше выходили.
Коротко.
Если ты родился в бедной семье в такой же бедной деревушке в Индии, то скорее всего тебя ждет, такая же бедная и не очень длинная жизнь. Постоянная работа, куча родни, преклонения перед хозяевами. А также голод и бедность.
Балрам Халваи, родился в семье Рикши, его мать болела и умерла, когда он был еще ребенком. Он учился в школе, но у его семьи не было денег и ему тоже пришлось работать.
Эта история другой взгляд на Индию. Что Индия — это не только пляжи, культура и йога, и красивая природа. А еще миллионы бедных людей, голодных и обреченных на жалкое существование.
Это история про человека, которого в детстве назвали «Белым Тигром», и он хочет пробиться из нищеты в другую жизнь.
Подробнее.
Хочется передать слова благодарности и спасибо, чтецу Сергею Кирсанову. Его мастерское исполнение и голос, позволили мне дослушать эту книгу и даже иногда улыбаться шуткам.
Продолжительность: 7 часов 9 минут
Но, слушалось, как будто там все 40 часов. Как будто бы каждое слово было архиватором сжато, а потом разжималось и получалось целое предложение. Тягомотная книга.
Книга и сама по себе читается не трудно, но как уже говорил, в определённый момент времени, наступает усталость. Вы сидели же, когда-нибудь на скучной лекции в институте, причем их две пары подряд одного предмета. А преподаватель читает и читает, в начале еще голова работала, но потом начинает отключаться. И вы уже боретесь со сном.
Наверное, первые 100 страниц, был какой-то индийский колорит и шуточки главного героя, но, когда эта шарманка раз за разом крутило одно и тоже, и ничего не происходило толком. То начинаешь унывать и хочется отложить книгу.
Лишь, то, что параллельно со мной книгу слушала и Милена, удерживало меня. Мы проверяли пульс друг друга. В начале у нас были схожие мнения, даже над парой шуток из книги посмеялись, но я сдался быстрее и с 8 баллов из 10 книга укатывала всё ниже, словно её спустили по Реке Ганг, и уже к середине подошло 6, а у Милены была еще бодрая 7 -ка.
Не знаю, что Милена сейчас поставит, пока пишу свой отзыв, она его тоже делает, и как всегда дружески не размещает раньше меня.
Мир.
Индия.
Если брать за основу 2008 год написания книги, то скорее всего в это время все и происходит. Точнее в книге рассказ главного героя в одном времени, настоящем, а в своем письме Китайскому премьер-министру Вэнь Цзябао, который был им с 2003 по 2013 год, где главный герой рассказывает китайскому лидеру тех лет, историю своей жизни.
Действия книги происходит в одной деревне и трех крупных городах Индии.
Начинается всё с города Бангалор.
Бангалор (также известный как Бенгалуру) - столица штата Карнатака в Индии, где является третьим городом по численности населения (на его территории, по переписи за 2011 год, проживают 8 474 970 человек).На 2020 год, там уже проживало 12 327 000 человек.
Так же мы побываем в столице индии Дели, в её богатом районе Нью-Дели.
Агломерация столицы Индии уступает лишь Токио, густо заселенный город.
Население Дели с учётом пригородов составляет 28 миллионов.
Так же поживем немного с героем в городе Дханбад.
Дханбад — город в индийском штате Джаркханд, административный центр округа Дханбад. Второй по численности населения город штата Джаркханд.Население: 1.162 миллион (2011)
Но всё начинается с Лаксмангарха.
Пожалуй, довольно про место. Пора переходить к людям. С гордостью сообщаю вам, Ваше Превосходительство, что Лаксмангарх — типичная индийская благоустроенная деревня с электричеством, водопроводом и действующей телефонной связью и что в рацион питания деревенских детей входит мясо, яйца, овощи и чечевица, в связи с чем рост их и вес (если измерить) вполне соответствуют стандартам, установленным Организацией Объединенных Наций и прочими международными институтами, с которыми наш премьер-министр подписал соглашения и в заседаниях которых регулярно участвует как ни в чем не бывало.
Ха!
Линия электропередач — обесточена.
Водопровод — сломан.
Дети — чересчур худые и малорослые для своего возраста, с огромными головами и блестящими глазами, этот блеск — живой укор правительству Индии.
Вот вам типичная благоустроенная деревня, господин Цзябао. Как-нибудь я приеду в Китай и погляжу, как там благоустроены ваши села.
В нечистотах посреди дороги ковыряются свиньи — на спине иголками торчит слипшаяся сухая щетина, ноги и брюхо перемазаны вонючей черной грязью. На крышах домов мелькают яркие красно-коричневые пятна — то петухи взлетели повыше. Возле моего дома — проходите, прошу, — тоже свиньи и петухи. Если дом еще цел.
Около входа вы видите самого важного члена семейства.
Буйволицу.В Индии все, как и в странах бывшего СССР, не то, что у нас такая же нищета и голод, хотя и такое бывает. А то, что на бумаге одно, а наделе совсем другое. Деньги бюджета распиливаются и разворовываются.
С одной стороны Индия для туристов, это Тадж-Махал или пляжи Гоа, где можно йогой заниматься. И как в фильме с Джулией Робертс «Ешь, Молись, Люби», постигать себя.
Так же, Индия всегда была загадочной страной с их богами и обычаями. Сам Александр Македонский наслышан был о чудесах и богатствах Индии, и поэтому шел их завоевывать. Но дальше современного Пакистана не продвинулся. Но успел пару городов основать.
Европейцы тоже смотрели на богатства индии и слюнки текли. Португальцы, Голландцы и Французы, дрались как с индусами так и с друг другом. Организовывали торговые компании.
Так же на сокровища и природные ресурсы Индии, свой взор обратили Британцы. И так шаг за шагом начинали захватывать Индию убивая падишахов и султанов. Играя на межрелигиозных различиях индийского народа.
В начале была Ост-индийская компания, которая занималась торговлей. Но аппетит приходит во время еды, ведь зачем платить, когда можно всё получить и так.
В 1757 году англичане выиграли битву за Бенгалию, англичанин стал правителем, организовали свою столицу. А еще через 100 лет в 1858 году, началась эпоха Британской Индии, которая продолжилась до 1947 года. В это время всей Индией правили Британцы, а кто не согласен того к стенке.
Вспомните Капитана Немо у Жуля Верна. Персонаж Немо, был принцем Бунделкханда(сейчас это штат Мадхья-Прадеш и Уттар-Прадеш), и возглавлял восстание сипаев, после поражение которого, англичане и сделали всю Индию своей колонией.
Индия она состоит из разных лоскутков, много разных религий и языков, обычаев. Официально в Индии два языка Английский и Хинди. Но говорят в 1,3 миллиардной стране на 19 500 языках и диалектах. А если добавить сюда еще и Пакистан, который до 1947 года был тоже частью Индии. То будет большой и кипящий котёл.
В Индии основная часть людей проповедуют индуизм, но есть и ислам, и христианство и сикхизм и буддизм и джайнизм.
Так же есть касты, хоть они и запрещены с 1950 года, но и по сей день они разделяют индийской общество.
Идея каст такая, родился в одной касте, то в ней и тусуйся.
Система каст в индуизме включает в себя четыре основные категории: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (торговцы) и шудры (рабочие).Есть низшая каста Далитов (“Неприкасаемые”), они не принадлежат не к одной касте, и постоянно подверженные дискриминации. Ограничены в получении образования, медицинской помощи и так далее.
Не смотря на 21 век и технологический прогресс, старые устои не так просто и убрать.
Вот и дом, где живут таксисты. Старик в полувоенной форме курит кальян, в чаше горят угольки. Кишан объясняет ему, в чем дело.
— Вы из какой касты? — спрашивает пожилой шофер.
— Хальваи.
— Кондитеры. — Шофер качает головой. — Разве можно парня из вашей касты научить водить машину? — Он показывает мундштуком кальяна на пылающие угольки: — Все равно что изготовить лед из этих вот угольков. Освоить машину, — он шевелит рукой, будто передачу переключает, — это как приручить дикого жеребца, по плечу только юноше из касты воинов. Мусульмане, сикхи, раджпуты — вот бойцы, вот из кого получаются шоферы. А вы, сладкоежки, долго ли продержитесь на четвертой передаче?Так же кроме этих каст, и социальный разрыв между бедными и богатыми.
У меня есть любимый фильм индийский "Три идиота" называется он относительно новый 2009 год, примерно как и книга вышел, там тоже много проблем показывают индийских, может не прямо, но если смотреть детальнее то видишь их.
Получается два студента попались ректору академии и он им рассказывает за жизнь. Написал цифру 25 млн рупий, столько получает отец их друга по фильму(на деле нет), потом стирает нолики и оставляет 25000 рупий, столько получает семья другого студента , а потом еще нолик 2500 столько доход у семьи третьего, самого бедного.
И там видно, разница между домами этих студентов. У одного в доме кондиционер, а у второго каждую копейку считают. Но и в доме где есть кондиционер, отец приклоняется перед господином, который более богаче чем он.
В индии бедное население составляет 75%, и люди живут беднее чем в странах Африки.
Не знают, что такое электричество около 300 миллионов индийцев. Около 100 миллионов, не знаю, что такое чистая вода для питья.
Примерно у 800 миллионов человек, нет пригодных для жизни санитарных норм.
Около 100 миллионов человек не потребляют пригодную для питья воду. Считай у половины населения Индии, а это 800 миллионов, отсутствуют какие-либо санитарные нормы проживания. Про горючую воду в домах через центральное водоснабжения они не слышали, туалетов нет, как говорят у нас ходят до ветру. Где захотел там и сходил в туалет. Не у всех такая картинка, но у многих. Так же спят на улице.
Средний класс составляет 10 % населения страны. Чуть меньше половины индийцев живут в день на один доллар.
Не знаю, насколько это правдивая информация, но если сложить с книгой, то плюс минус, где то есть общий знаменатель.
Прочитав все это, что вам рассказал, вы могли бы не читать книгу. Ничего нового не узнаете. За то не надо тратить 7 часов на скучную книгу.
Жизнь в индии не сахар, и очередной раз ругая правительство вашей страны или жалуясь на какие-то небольшие трудности в жизни, вспомните бедных индусов. Которые сидят без нормальной питьевой воды, не моются толком, не обучаются в школах и не имеют возможности лечится. Может ваша жизнь не такая уж и плохая. Если подумать.
Но с другой стороны, в Индии как грибы растут богатые кварталы и бизнес-центры.
По данным Forbes на 2022 год, в Индии насчитывается 140 миллиардеров. К примеру, в России на тот же год 111 миллиардеров.
Индия развивается в науке и технологиях. У каждой медали две стороны, пока одни живут бедно, в городах в более богатых районах живут люди среднего класса и выше.
Персонажи.
Главный герой, он не знает своего настоящего имени и даты рождения. Родителям было не интересно.
В начале его называли МУННА- что значит мальчик.
— Мунна? Такого имени нет! Правильно. Это слово означает «мальчик».
— Но меня только так и зовут, сэр, — говорю. Я не врал. У меня не было имени.
— Как тебя называет мама?
— Она очень болеет, сэр. Лежит в постели да кровью плюет. Не до меня ей.
— А отец?
— Он рикша, сэр. Не до меня ему.
— Бабушка у тебя есть? Тетки? Дядья?
— У них своих дел хватает.
Учитель отвернулся от меня, сплюнул — красная от паана слюна разбрызгалась по полу класса — и облизал губы.
— Значит, мне придется дать тебе имя, так ведь? — Он пригладил волосы.
— Назовем тебя... Рам. Погоди, один Рам в классе уже вроде есть. Пойдет путаница. Нарекаю тебя... Балрам. Знаешь, кто он был такой?
— Нет, сэр.
— Он был на побегушках у бога Кришны. Знаешь, как меня зовут?
— Нет, сэр.
Он рассмеялся:
— Кришна.Балрам Хальваи, он же МУННА, сын Викрама Хальваи. Как уже упоминал Хальваи – это было название их касты. Просто в какой-то момент его предки потеряли свой бизнес, и занялись, чем смогли.
Ему 25 лет. Если взять 2008 год, за тот год, что в книге то он родился в 1983 году в деревне Лаксмангарх.
ПРОСИМ О СОДЕЙСТВИИ В РОЗЫСКАХ ПРОПАВШЕГО БЕЗ ВЕСТИ
Настоящим извещаем широкие круги о том, что изображенный на фото человек, Балрам Хальваи, он же МУННА, сын Викрама Хальваи, рикши, разыскивается для дачи показаний. Возраст: 25 лет. Цвет кожи: смуглый. Лицо: овальное. Рост: примерно пять футов четыре дюйма. Телосложение: худощавое, щуплое.Но деревня — это скорее по их понятиям, думаю в этой деревне столько людей живет, как в городах. Плюс там были кварталы и для богатых, точнее в одной части бедные жили, а в другой богатые.
Я думаю, деревня эта вымышленная. Есть похожий город с таким названием. Но он находится в другом месте.
Из книги выходит, что эта деревня находится в Гайском районе в окрестностях неподалеку от Бодх Гая в штате Бихар.
Бодх Гай – это место, где будда просветлился.
...родился в деревне Лаксмангарх, что в провинции Гая.
Знаменитая провинция — на весь мир прославленная. На землях, где я родился, формировалась история вашего народа, господин Цзябао. Разумеется, вы слышали о Бодхгая — селении, где сам великий Будда уселся когда-то под деревом и обрел Просветление, и отсюда пошел буддизм (распространившийся потом по всему миру, включая Китай) — а ведь это почти что мои родные места, каких-то несколько миль от Лаксмангарха!
Интересно, бывал ли Будда в Лаксмангархе. Некоторые говорят, бывал. Я-то считаю, он вихрем пронесся по нашей деревне, вырвался из Мрака и даже ни разу не оглянулся назад.Рядом с деревней один из рукавов Ганга.
Речь идет о реке Ганг, реке-матушке, священном ведическом потоке, реке просветления, что защищает всех нас, что разрывает цепочки рождений и реинкарнаций. Всюду, где течет Ганг, простираются земли Мрака.
Не верьте официальным лицам. Они все вывернут наизнанку. Премьер-министр будет заговаривать вам зубы насчет Ганга. Дескать, это река Освобождения, и сотни американских туристов каждый год приезжают в Хардвар и Бенарес и фотографируют голых аскетов-садху. Вас еще, пожалуй, будут уговаривать погрузиться в воды реки.
Не вздумайте, господин Цзябао, держитесь подальше от Ганга! В этих водах полно нечистот, гнилой соломы, разложившейся дохлятины. Не говоря уже о семи видах промышленных стоков.Насчёт героя, в начале, когда он рассказывает про свое детство, как хоронили маму, про смерть отца, про то, как он жил. Про школу, где хотел учиться и получить знания, проникаешься, и сопереживаешь.
Но чем дальше, тем он становится противен. Плюс речь же идет от первого лица, герой сам рассказывает свою историю.
Нам уже становится, ясно, что он за тип.
Конечно, можно все свалить на тяжелую жизнь и условия, но наши предки до революции жили не лучше, чем они. Но все же многие выбивались в люди. Ломоносов согласно легенде пешком с обозом до Москвы дошел так ему хотелось учится. А многие известные промышленники и купцы были из простых крестьян.
В фильмах нам показывают индийский женщин, такие они все милые и эмоциональные. Может так оно и есть, кто знает. Но в этой деревне, и семье главного героя, женщины были вампирами, которые высасывали из мужчин все их соки. И те не долго жили.
В индии женщины реже работают, и не замужняя девочка, это балласт. Так как в основном добытчики только мужчины.
Но это не значит, что эти девушки и женщины, такие слабые. Они выкачивали деньги из мужчин, а те ничего кроме работы и не видели.
Например в фильме, что выше упомянал, у самого бедного друга, была сестра 28 лет, и никто её замуж не брал. Так как у них не было денег, отец работал, но потом заболел и лежал в коматозном состоянии. Деньги нужны были не только на свадьбу, но и на приданное, надо было подарить семье жениха подарки. У них женихи просили машину.
Главный герой насмотрелся на это, и в целом его отношение к женщинам по ходу книги было обусловлено этим взглядом, что с женщины это хорошо, но только если для интима.
Ему вроде и хотелось, но женится он не хотел, а к проституткам ходить ему не очень нравилось.
Если рассмотреть главного героя, то это рыба прилипала, а его хозяева — это акулы. У них своеобразный симбиоз.
Хозяева дают работу, крышу над головой и деньги. А за это работник моет и массирует ноги своему господину.
Сердце у меня упало, и я чуть было не махнул рукой и не отправился восвояси, но тут увидел человека в свободной белой одежде. Человек мерял веранду шагами, погруженный в свои мысли. Клянусь богом — клянусь всеми 36 000 005 богами, — как только я увидел его лицо, сразу понял: «Быть ему моим хозяином».На деле у главного героя были способы развиваться, желания не было. Он искал просто хитрую схему, как ему ловко обогатиться, в принципе и у нас многие по такой схеме живут.
И ради достижения своей цели он был готов пойти на всё. Что сказать, если рассмотреть, что весь мир — это джунгли, и надо выжить. То герой не сильно старался, скорее ему везло. Наверное, за книгу был один момент, когда он проявил, коварство.
Понял, что находится в точке Бифуркации, то есть или он что -то сделает, и будет и дальше все хорошо, или не сделает и может стать всё плохо. Когда его хозяин собирался Дейли, и они хотели взять другого водителя. А он хотел сам быть на его месте. И подсуетился. На деле автор подсунул, как говорят рояль в кустах. Слишком все ему далось легко.
Получается, с него денег требовали, что бы он стал эти водилой в Дейли, а у него не было. Но тут первый слуга - водитель, оказался мусульманином на службе у индуистов. А это как говорят у нас зашквар. И начал шантажировать всех.
Наверное, единственный момент, который мне понравился в главном герое, это его выражение про Клюв, которым он заменял мужской половой орган.
Самая паршивая земля — каменистые склоны у Форта — принадлежит Ворону, ему платят козьи пастухи, чьи стада подъедают его траву. Если пастухам нечем расплатиться, хозяин земли вонзает свой клюв в их зады. За это и прозвали Вороном.В начале мы с Миленой подумали, что это образное сравнения. Но далее было так.
После свадьбы бабушка Кусум забрала у Кишана деньги, и велосипед, и массивное золотое ожерелье, а самого Кишана (всего две недели брат вонзал клюв в жену) отправила на заработки в Дханбад.А еще было про водителя, в которого по словам местных жителей, вставлял в зад свой клюв один из политиков.
Может быть, у автора не получилось нормально донести до нас, но главный герой был вонючим, грязным, небритым с плохими зубами, постоянно теребил свой клюв. И прочее. И мне не понятно, как это чудище, работало у богачей. Не сходится у меня катет с гипотенузой. Да он одевался в одежды слуг, но ведь жил в каких-то трущобах. А потом шёл на работу к хозяевам. Не ужели им был приятен такой тип.
Мне всё это напоминает рассказы Чехова, где он рассказывал про обычных крестьян, которые часто оказывались необразованные и туповатые.
Так же автор смеется над нами придумывая прозвище главного героя «Белый Тигр» ведь они крайне редкие. Мол этот еще не так и плох, он умеет немного читать и писать и иногда голова работает. Но подходит ли ему это прозвище, конечно же нет. Таких как он там миллионы и миллионы.
Он был бы «Белым Тигром» если бы действительно выучился и показал, какие-то знания.
Главный герой мне абсолютно не понравился, сочувствия к нему нет, скорее наоборот даже. Такой человек, будет улыбаться вам, а потом свернет шею и будет, говорить, ах как жаль, а такой человек хороший был. При случае поставлю за него свечку в храме. И пойдет дальше по своим делам. Он продаст вам в рабство вы и пикнуть не успеете. Он ругает своих хозяев, а наделе он в разы хуже, чем они, у тех хоть, какие-то принципы были. Да тоже были сволочами, но главный герой беспринципный и говорит он одно, а делает другое.
Что касается других персонажей, то его хозяин сын мистер Ашок, был не плохой человек, возможно живи он и дальше в США, то жил бы себе хорошо и счастливо. Но дома у его семьи угольный бизнес, они из той касты и породы людей, что управляют другими. В своей деревне они собирали дань с крестьян, а в городе у них другие дела, подкупают политиков и чиновников, что бы их угольный бизнес шёл хорошо. Типичные бандиты, которые легализовались в коррумпированной стране.
Они с хозяином наверное примерно одного возраста, только один жил и учился в США, а другой нет.
Большинство персонажей тут никаких положительных эмоций не вызывают. Автор специально хотел показать, что в индии человек человеку хозяин и слуга. Даже в семьях никто никого не любит.
Да многих персонажей автор подробно описал и рассказал, да и пишет он хорошо. Просто скучно.
После прочтения.
Я люблю Индию, точнее то, как она представляется в фильмах, книгах и туристических брошюрах. Но также знаю, что в реальности всё не так. Тоже читал и смотрел. И для меня эта книга не стала, каким-то шоком.
Я не сидел с выпученными глазами, и говоря себе, я думал там рай и богатство, а тут нищета и голод. Боже как меня обманули. А как же летающие пони и радуга.
С детских лет мне нравились индийские фильмы и если их смотреть между строк, то можно заметить, и про социальную систему, и про нищету, и про голод и прочее. За всеми их танцами.
Думаю, каждый из вас знает, о том какие если проблемы в вашей стране, городе и так далее. И каждый мог бы написать подобную книгу. Да и уже подобные книги писались и раньше.
Когда в начале аудиокниги, чтец читал восторженную критику про роман. Мне показалось, что книга будет действительно остро социальная, журналистское расследование.
Например, смотрел сериал «Гоммора», который был снят по книге Роберто Савиано, писателя и журналиста. В которой он рассказывает про Коммору, неаполитанскую мафию. Там действительно, были шокирующие факты. Я лично не знал, что они там так живут. А автор сам жил в Неаполе. Там действительно факты скандалы интриги расследования. Ему за эту книгу угрожали смертью.
Люди, незнакомые с динамикой власти Каморры, часто думают, что убийство невинного человека - наивный жест со стороны кланов, потому что это только узаконивает и усиливает пример и слова жертвы, подтверждение истин, которые он говорил. Неправильно. Так никогда не бывает. Как только вы умираете на земле Каморры, вас окутывают бесчисленные подозрения, а невиновность - это отдаленная гипотеза, последняя из возможных. Вы виновны, пока не доказана невиновность. На земле каморры теория современных прав переворачивается с ног на голову.
— (Роберто Савиано, " Гоморра", перевод Вирджинии Джевисс)А, что мы видим в этой книге. Что могло нас шокировать. Да почти ничего. Сбили человека и откупились, взятки давали.
В Индии не менее опасно, туристов и простых людей, там ждут проблемы стоит только зазеваться. Так же религиозные войны сплошь и рядом. Торговля оружие и наркотиками, убийства и изнасилования. Почему про это не рассказывает автор. На границе не спокойно.
В 2021 году по всей стране было зарегистрировано в общей сложности 60 96 310 преступлений. Различных.
Уровень убийств в 2021 году составил 2,1 на 100 000, похищений - 7,4 на 100 000, изнасилований - 4,8 на 100 000. По данным ООН, уровень убийств в 2020 году составил 2,95 на 100 000 человек, было зарегистрировано 40 651, что ниже пика в 5,46 на 100 000 человек в 1992 году и практически не изменилось с 2017 года, что выше, чем в большинстве стран Азии и Европы, и ниже, чем в большинстве стран Америки и Африки,Хотя численно является одним из самых высоких из-за большой численности населения.
Мы ни разу не встретим тут бандитов, большинство преступлений лишь со слов третьих лиц, и не факт, что они имели место быть. Фактически в книге описывается три реальных преступления. Два ДТП и одно убийство.
А мы же были в Дели большую часть книги.
По состоянию на 2019 год в Дели был самый высокий уровень преступности (число преступлений на 100 000 населения) среди всех штатов Индии - 1586,1, резко увеличившись с 1342,5. Уровень преступности в Дели был в 4,1 раза выше, чем в среднем по стране в 385,5 в тот год.Да автор чуть показал, нам про проституток. Что богатые индусы покупают дорогих девушек.
— Ну надо же. Хранил верность. Бывает же такое. Неудивительно, что дело закончилось разводом. И вы никогда не спали с белой женщиной?
— Я уже сказал.
— О господи. Почему за рубеж вечно попадают индийцы, которым заграница ни к чему? А не отказались бы? С европейкой?
— Сейчас?
— Вот сию минуту. Сама она из России. Ну вылитая американская актриса (он назвал имя). Не угодно ли?
— Шлюха?
Толстяк ухмыльнулся:
— Подруга. Прелестница. Так как?
Толстяк улыбнулся и повернулся к сидящей рядом с ним девушке:
— Пожалуйста, поговори с моим другом Ашоком на хинди.
Я нашарил в зеркале отражение девушки.
И вправду актриса. Притом популярная. Не раз видел на афишах, вот только не знал, как зовут. Когда я уже переехал в Бангалор и освоил Интернет — всего за два сеанса, представляете! — то нашел в Google фотографии и имя.
Ким Бейсингер.
И толстяк называл это имя. Не соврал — ну точно Ким Бейсингер села к нам в машину! Высокая, красивая, а волосы какие потрясающие, золотые, пушистые, вот словно с рекламы шампуня!
— Как поживаете, Ашок? — произнесла она на хинди без единой ошибки и взяла мистера Ашока за руку.
Помощник министра хихикнул:
— Как далеко пошла Индия, а? Иностранка говорит на хинди.
Шлепнул ее по бедру:
— Твой хинди стал куда лучше, милая. Мистер Ашок через ее плечо наклонился к толстяку:
— Она русская?
— Спроси у нее, Ашок, не у меня. Не стесняйся. Здесь все свои.
— Я украинка, — сказала она на хинди. — Я украинская студентка в Индии.
Надо бы запомнить, мелькнуло у меня. Украина. Вот куда я отправлюсь, дайте только срок!А чуть более бедные люди уже менее красивых девушек могут снять.
Наверное, рабский образ жизни многих людей чуть удивить может, а с другой стороны. Посмотрите на обслугу богатых людей, да им платят зарплаты, но они точно так же проявляют раболепие. И за деньги готовы и ноги и что ни будь еще.
В книге не хватает эмоций, какой-то реакции от главного героя, чтобы он как-то встряхнулся. Каких-то событий.
Так же автор в самом начале уже рассказал про финал книги. Так, что было понятно, чем закончится.
Но мы ждали, каких-то событий. А так, я мог полностью предсказать, уже что будет. Автор говорит, что на дорогах плохо все водят. И я сидел и думал, пусть хоть какая-то авария случится, и да она случилась. Но разве это не банально и не скучно. Почему тут не нападают на машину бандиты. Главный герой не мутит с женой своего хозяина индуской из США Пинки. Ведь она ходила в коротких юбках, а у него клюв чесался. Он мог бы не знаю изнасиловать её или она бы захотела с ним переспать. А так она, по сути, бесполезный персонаж, нужна лишь для контраста и одной сцены.
Хоть, какие то ужасы показал бы Индии.
А что имеем мы в описании книги есть следующее.
Но «Белый Тигр» — вовсе не типичная индийская мелодрама про миллионера из трущоб, нет, это революционная книга, цель которой — разбить шаблонные представления об Индии, показать ее такой, какая она на самом деле.Так и хочется сказать, да лучше бы была бы индийская мелодрама, я бы хоть поплакал над ней. А что революционного в этой книге, какие она шаблоны разбивает, ничего.
Так же автор показывает, что после английской колонии, Индия становится американской. Во многих сферах происходит американизация. Даже хозяева Балрама переезжают в Дейли, и живут там в районе Гургаон, который словно сделан по кальке Нью-Йорка и прочих американских крупных мегаполисов.
Гургаон служит штаб-квартирой многих крупнейших компаний Индии, является домом для тысяч начинающих компаний и имеет местные офисы более 250 компаний из списка Fortune 500.Что хочу сказать, с одной стороны, автор нам впрягает эту идею, что предприниматели индии зарабатывают на аутсорсинге, так как американцам и европейцам нужна дешевая рабочая сила. А с другой, ведь это не так и легко сделать. Пример главного героя лишь это доказывает. Что только нечестным путем этого можно добиться.
Так, что никакой революции и нет. Просто богатые люди Индии поменяли свои сферы бизнеса и стали вкладываться в технологии, стали ли от этого бедные жить лучше. Думаю, вы и так знаете.
Так же автор заявлял, что это книга о свободе.
Чушь какая. Величайшее изобретение, сделанное в Индии за последние десять тысяч лет, — клетка для петухов.Так он называл себя и других индусов, что они находятся в обществе как петухи в клетке.
Возможно так это и есть, но разве тот способ, который автор показал в своей книге, он нормальный. К чему он призывает.
В индии совсем другая ситуация, чем была у нас перед Революцией 1917 года.
Если вынести за скобки первую мировую войну, то 70-80 % населения не умели ни читать и не писать, им были недоступны учебные заведения и медицинское облуживание. Впахивали на заводах и Фабриках по 16 часов в день и прочее.
А богатая верхушка делать ничего не хотела. Не смотря на отмену крепостного права, люди не стали свободнее.
Может быть без революции, мы смогли бы чего – то добиться, но скорее всего нет. Тоже бы жили по кастовым системам.
Даже то, что я прочитал книгу, и написал этот отзыв уже говорит, о том, что все было не зря. Ведь без революции, мне не дали бы получить образование, и я бы впахивал на полях или на заводе.
Да и сейчас у нас есть разрыв между богатыми и бедными, но всё же тот минимум, что мы получаем, не такой и минимум. А также у нас все равно есть шанс пробиться на верх, хоть и не такой большой. Но он есть.
Что касается индии, у них другая ситуация, многие у них просто не хотят учиться читать и писать. Им проще жить той жизнью, что была. Так же не смотря на их 1.3 или 1.5 миллиарда людей, общий интеллектуальный уровень у них по ниже, чем скажем в России. Знания — это хорошо, но они ума не прибавляют. Большинство персонажей из книги, тупые по жизни. И если бы их обучили в школе, это не изменило бы их положения.
У них бардак в головах, который дальше идет на всю их страну.
В большинстве развитых стран проблема с рабочими руками и при этом не очень высокой зарплате, в Индии такой нет проблемы, эта страна не бедная, имею ввиду природные ресурсы и тех же людей. Ведь чем больше людей тем больше налогов. Представьте, в РФ к примеру живет 148 млн человек, и каждый бы платил по 1 доллару налогов, сколько бы получилось, а теперь 1.3 млд на 1 доллар умножьте. Понятно, что это все на коленке, но чисто теоретически, больше людей больше возможностей. Опять же в отличии от многих европейских стран, люди готовы работать за меньшие деньги.
При правильном подходе, можно построить отличную страну.
Скорее у них их нравы и менталитет мешает им
Если поверить автору, и сделать там революцию, убьют всех господ рабы, как он их называет. И что дальше? Заберут они деньги, пропьют, передерутся между собой и будут дальше жить в той же клоаке. Пока не придет новый хозяин и не укажет им что делать.
Книга абсолютно пустая и скучная получилась. Премию, дали ей, мне кажется политизировано, ведь всегда приятно читать, что твой бывший или бывшая, страдают и мучаются без тебя. Так и тут британцы читали и радовались, мол ага мучаетесь без нас. При нас такого не было.
Посмотрите, какая выходит история в кратце.
Главный герой в стиле Шахерезады и её 1000 и 1 ночи, только у него вроде 7 ночей было, пишет письмо турецкому султану, а точнее премьер министру Китая, опять же не понятен этот ход с Китаем, кроме политики ничего в голову не приходит.
Как будто бы он тут добился высот. А на деле у него фирма такси для работников аутсорсингового центра, которые работают по ночам из за разницы в часовых поясах с США.
Он родился в деревне, учился в школе всего ничего. Был чуть умнее среднего индуса в его школе. Работал чайной, молол уголь. Выучился возить машину и поступил на работу. Работал работал. Мыл ноги хозяевам, делал, все что они пожелают.
Но вскоре понял, жить проходит зря, пока его господа ворочают большими деньгами, он прозябает в нищете.
И ничего лучше не придумал, как завалить своего хозяина и с деньгами переехать в другой город. Все равно все индусы на одно лицо и их 1.3 миллиарда, кто его будет искать. А потом взятками и подкупом, выжил своих конкурентов. И сам стал господином и ни о чем не жалеет. Убил бы еще и еще. Ведь он свободный человек, делает что хочет.
Вот и вся книга.
Мне наверное за всю книгу, было лишь один раз жаль, там была проститутка Анастасия.
Едут такие девушки в сказочную индию, богатую своей культурой и духовной жизнью, а потом сидят по отелям дешевым и не очень.Всем спасибо кто прочитал.
81970
Аноним12 января 2014 г.Читать далееКнигу мне посоветовали со словами, что она понравилась больше, чем "Шантарам", что уже заинтриговало меня. Массовая истерия, поднявшаяся постепенно над бестселлером Грегори Дэвида Робертса, сделала его роман в глазах многих предубежденных читателей таким же попсовым, как собрание всех брошюрок Пауло Коэльо под одним переплетом. "Шантарам" записали в гламурный мейнстрим по соседству с повальным увлечением йогой или классическими индийскими танцами под звуки традиционного ситара. Но как бы ни подтрунивали над наивным болливудским кинематографом и их внезапными песнями-плясками, всё равно ведь хочется посмотреть на чужую жизнь и узнать чужие порядки. Вот это любопытство делает из романов об Индии мировые бестселлеры.
Сравнивать "Белого тигра" с "Шантарамом" - дело неблагодарное. Обе книги по-своему правдивы и в каждой есть свои плюсы. Грегори Дэвид Робертс выступает в роли экскурсовода, который не только показывает достопримечательности Индии туристам, но и разбавляет сухие исторические факты жизненными байками и философскими рассуждениями. Как хороший экскурсовод, он четко понимает, что его клиентов больше всего интересует сувенирная лавка, поэтому его история вышла более художественной. Читать дебютный роман Аравинда Адига - это как осмотреть Индию с местным приятелем и посетить те места, о которых не пишут в туристических буклетах. Конечно, я больше верю словам коренного индийца. Уж он несомненно лучше всяких эмигрантов и туристов знает о традициях своего народа и подводных течениях. Полагаю, что букеровская премия 2008 года говорит о том, что ему поверил не только я.
Роман написан в эпистолярном жанре от лица главного героя, ныне успешного предпринимателя Ашока Шарма, к премьер-министру Китая Вэнь Цзябао. Но это нечто большее, чем стандартная история успеха "Из грязи в князи" отдельного счастливчика. Это хроника жизни огромной нации, которая привыкла быть в подчинении. Из поколения в поколение повторяются одинаковые события. Люди не знают другой жизни и не могут разорвать замкнутый круг. А многие и не хотят его разрывать. Их несвобода настолько укоренилась в сознании, что многие ее попросту перестали замечать. Ведь точно такая же судьба была у твоего отца, деда, прадеда и будет у твоего сына, внука и т.д.
Ведь этими землями, Индией то есть, правили сплошь чужестранцы. Сперва мусульмане всем заправляли, потом англичане распоряжались. В 1947 году британцы ушли, но даже дураку ясно, что свободы нам это не принесло.Об индийской нищете, безграмотности и жизни в трущобах все давно наслышаны. Но мне даже сложно поверить, что в современном мире есть еще такие места, где нет смысла придумывать детям имена и запоминать их даты рождения. В конце концов, не всё ли равно, в каком именно возрасте ты не сможешь больше тянуть лямку и помрешь от туберкулеза или какой-то другой чумы для нищих. Где-то обычная буйволица носит статус священной коровы, потому что она дает молоко, которое можно будет продать за пару рупий. Поэтому главную кормилицу холят и лелеют даже лучше, чем собственных детей. А пока ты не приносишь пользы семье, то и называть тебя незачем.
Понимаете, когда я пришел в школу в первый раз, учитель выстроил всех мальчиков в шеренгу и велел по одному подходить к его столу, а сам записывал нас в журнал. Я ему сказал свое имя, он глаза вытаращил.
— Мунна? Такого имени нет! Правильно. Это слово означает «мальчик».
— Но меня только так и зовут, сэр, — говорю. Я не врал. У меня не было имени.
— Как тебя называет мама?
— Она очень болеет, сэр. Лежит в постели да кровью плюет. Не до меня ей.
— А отец?
— Он рикша, сэр. Не до меня ему.
— Бабушка у тебя есть? Тетки? Дядья?
— У них своих дел хватает.И в этом беспросветном Мраке нет надежды на Светлое будущее. Будь ты хоть трижды ученым и разумным, а против своей касты не попрешь. "Рожденный ползать летать не может", - глаголет истина. Но смекалистый Балрам отчаянно пытается разорвать путы раболепства в ногах своих господ, которые могут в любой момент огреть тебя по голове для проформы, и путы ответственности перед многочисленной семьей, которая будет только гордиться тем, что их родственник сидит в тюрьме вместо провинившихся хозяев, как покорнейший слуга. Балрам верит, что именно он родился белым тигром в этой семье, которому хватит сил для того, чтоб выбраться из этой трясины, даже несмотря на то, что он уже никогда не будет белым. Да, его будут справедливо судить по всей строгости законов морали, но в дикой природе действуют другие правила, где выживает сильнейший. Так стоит ли удивляться тому, что люди звереют, когда для правительства ты всего лишь один из стада баранов, для работодателей - покорная псина или пашущая лошадь, а для родни - удойная корова? Где-то глубоко внутри каждого из нас сидит такой же белый тигр, которого можно назвать по-разному: эгоизм, амбиции, целеустремленность, потенциал. Только одни держат клетку всегда закрытой, а некоторые выпускают его на свободу. Пусть каждый для себя самостоятельно решит, что с ним делать.
— В этой толпе болванов и лоботрясов ты, молодой человек, единственный достойный ученик, умный и искренний. Какой зверь рождается в джунглях один на целое поколение?
Я подумал.
— Белый тигр.
— В этих джунглях ты просто белый тигр.Адига пишет очень ярко и легко. Без особых усилий ты погружаешься в другой мир, где видишь повсюду гнилые красные зубы и плевки от паана, делишь комнату с тараканами и ящерицами, чувствуешь запахи карри и нечистот Ганга, массируешь дряблые старческие ноги своего хозяина и т.д. Местами это противно читать, но еще противнее осознавать, что деньги в современном мире решают всё. Хорошая книга, колоритная, провокационная и актуальная не только для Индии, но и для нашего народа.
74573
Аноним1 октября 2018 г.Читать далееЧем больше я читаю индийскую литературу, а так же букеровских номинантов (и лауреатов), тем меньше мне это хочется читать. Почему? Не понятно, просто не интересно, не трогает, хочется отклониться, не впитывать. Конкретно в этой книге дополнительно еще сыграло несколько элементов: я не люблю приключения, я не разбираюсь в кастах и индийском менталитете, главный герой совершенно не интересен мне своим внутренним миром, желаниями и стремлениями. Я понимаю, что в рамках ситуации в стране и конкретно его городе, в чем-то он герой, в чем-то антигерой и вся эта книга - важная социальная ситуация. Героем стоит восхититься, в отличие от других его окружающих людей, он смог разглядеть клетку в которой сидит, смог из нее выбраться. Другое дело как он это сделал, и была ли у него возможность сделать это по-другому? Стоило ли это делать вообще так? Я из другого мира, и совершенно по другому вижу разрешение, поэтому могу поступки героя лишь осуждать, что, возможно, не верно.
71994
Аноним2 июля 2023 г.Индийский психопат
— Что вы сказали, господин Цзябао? Я — бесчувственный монстр?Читать далееПримерно тридцатилетний Балрам Кальваи по прозвищу «Белый тигр», узнав из новостей о готовящемся визите премьера Госсовета КНР Вэня Цзябао в Бангалор с целью узнать больше об индийском частном предпринимательстве (это реальное событие, произошедшее в 2005 году, как раз за 3 года до выхода книги в свет), пишет ему письмо с целью рассказать всё об интересующем господина Вэня предмете. Кто как не он, величайший селфмейд предприниматель Индии, сможет ему об этом рассказать?
Балрам рассказывает свою историю, начиная с самого рождения, и история эта и правда необычная.
Мальчик-психопат
Когда я еще в Лаксмангархе мальчишкой ласкался к отцу, мне страшно нравилась ямочка у основания шеи меж выступающих жил и сосудов. Я упирался кулаком в эту ямку и чувствовал, что отец в моей власти: вот нажму посильнее — и у него прервется дыхание.обманом поступает на службу к богатейшей семье региона, в котором он родился. Его способности к лжи и совершенно ничем не остановимому движению к цели ограничены отсутствием информации в той среде, где он родился. Но очень скоро ловкий мальчик превосходит по беспринципности своих хозяев и…
всё равно добивается очень малого, потому что беспринципность неравна деловому чутью и сообразительности.Злющая, как собака, и едкая, как щёлок, книга. Смеялась в голос, её слушаючи. Пока не наступила её последняя кошмарная четверть. Сначала остроумного мальчика очень жалко, но в какой-то момент он превращается в несмешного мегаломана. А потом становится и совсем грустно.
Адига высмеивает абсолютно всё. Индию, Китай, США, Англию, Россию, Украину, Махатму Ганди, демократию, религию, индусов, мусульман, слуг, хозяев — одно удовольствие читать этот водопад остроумия. Индии, конечно, больше всего досталось. Индийцы в изображении Адиги кошмарно алчные — от самых маленьких детей до самых пожилых взрослых.
Кое в чём страны бывшего СССР, конечно, копия Индии.
Электорат углубился в дебри выборной технологии — словно евнухи разбирали по косточкам Камасутру.
Восторжествовал закон джунглей. Преуспели злые и алчные.
Короче, в старые времена в Индии была тысяча каст и тысяча уделов. А сегодня остались две касты: толстобрюхие и тощие.
И два удела: сожрешь ты — либо сожрут тебя.
Считается, что в школах предоставляется бесплатное питание — правительственная программа, важная штука, — каждому ученику на обед полагаются три пресные лепешки роти, чечевичная похлебка даал и маринованные овощи. Ни роти, ни даала, ни овощей мы в школе и в глаза-то не видали.
Все деньги на питание спер учитель.
Оправдание у него было такое: ему самому полгода не платили жалованья. В знак протеста он решил пойти по пути непротивления, как учил Ганди. Так что пока не переведут по почте необходимую сумму, он в классе ни шиша делать не будет. При этом с должности он уходить не собирался и ужасно боялся потерять работу, ведь жалованье у госслужащего в Индии пусть и мизерное, но возможности левых доходов очень неплохие. Прибудет, например, грузовик со школьной формой для нас, так нам-то ее даже издали не покажут, зато через неделю форму будут предлагать за деньги в соседней деревне.
Причем никто учителю не ставил всего этого в вину. Коли живешь в вонючем болоте, откуда взяться благовониям? Каждый на его месте поступил бы точно так же. Даже гордились тем, что он умудрялся выйти сухим из воды.
В Лаксмангархе нет больницы, только три закладных камня в фундамент будущего госпиталя. Их заложили три разных политика на трех разных выборах.Сергей Кирсанов читает очень подходяще к этой физиологичной книге — у него, видимо, проблемы с ЖКТ, и он постоянно отрыгивает воздухом и сглатывает слюну прямо в микрофон.
Что не понравилось в книге.
Она поразительно для такой остроумной книги скучная. Герой-фекалия барахтается в фекалиях. Совсем никакого контраста, поэтому скучновато. Надо бы чтобы или герой был благородным юношей, страдающим среди фекального общества, или, напротив, пройдохой среди святых – тогда читать было бы намного интереснее.
Или чтобы уж совсем какие-то ужасы происходили — у героя вырезали почку, когда он спал, или что-нибудь такое. Или как в Дэн Симмонс - Песнь Кали — там у главного герояукрали дочь-младенца и сделали из неё чучело, чтобы в нём перевозить наркотики и алмазы через границу, поскольку младенцев не просвечивают в рентгене.Вот это реальный ужас. А то, что в книге герою надо массировать в тазу с водой грязные вонючие волосатые ноги хозяев — это просто неприятность, а не ужас-ужас.
Герой тоже очень странный. Весь пар в гудок ушёл. Самоуверенности, хвастовства и самомнения у него хватило бы на нескольких глав ведущих мировых держав, а в итоге он оказывается…
владельцем таксопарка на 26 машин в полуторамиллионном городе.Стоило стараться и совершать всё то, что он совершил.
И вопрос, тварь ли он дрожащая или право имеет, конечно, решается в пользу твари. Право имеющие призывают и посылают на смерть сотни тысяч, а не
убивают одного полностью доверяющего им человека.Как говорит главный герой,
Самым массовым убийцам ставят памятники у Парламента в Дели.Вообще, книга, конечно, очень нудная и утомительная. Всё прослушивание думала снизить до шестёрки, и только периодические очень удачные шутки автора не дали мне этого сделать. (Хотя Саше narutoskee и шутки показались дурацкими, поэтому у него в рецензии оценка ещё ниже.)
66692
Аноним16 августа 2020 г.Семь ночей для продвижения индо-китайских отношений
Читать далееДобро пожаловать во Мрак! Не стесняемся, проходим, опытный экскурсовод озвучит и ткнет пальцем в набор достопримечательностей лучшего качества. Только с нами Вы можете познать и прочувствовать Индию.
Никто здесь не сможет похвастаться канализацией, чистой водой и олимпийскими медалями, зато в наличии демократия.
В стране три страшные болезни: тиф, холера и предвыборная лихорадка. Самая опасная из них — последняя: забалтываются вопросы, на которые люди так и так не в силах повлиять.
И даже 36 000 004 богов не замечают молитвы бедняков.Парадного и туристического в этом повествовании и на чуть не наберётся. Зато вот этих самых рахитичных, тянущих ладошки за рупии, нищих и отчаявшихся на разный калибр. С подробностями о государственных школах, где не учат, не кормят, продают в соседнюю деревеньку форму, но могут подарить имя, которое родители позабыли дать изначально; о государственной больнице, когда грязная, но священная вода Ганга уже не помогает при открытой форме туберкулёза; про чайную и тех кто держит всех под пятой, про Буйвола, Аиста и Кабана. Про жирный черный ил, который затягивает в себя все, на глазах мальчишки, оставшегося без матери.
Страшная нищета, буйволица перед домом и женщины, караулящие мужей с заработков. Неизменный портрет Ганди и восседающий под ним чиновник. Высокого ли, низкого ли полета, но с извечно берущей рукой. Пара, сотня, тысяча, полмиллиона...не суть, главное в том что вопрос решится. С работой в частной клинике, с правами на машину, с угледобычей.
Это о том какая страна, в которой самым массовым убийцам ставят памятники у Парламента в Дели.
Тот, которому слава ни к чему, расскажет о себе сам. Семь ночей интереснейшего познавательностью и не лишённого иронии рассказа о том как человек пяти имён сделал все, чтобы переселиться в Свет. Самый сообразительный, самый живучий, самый терпеливый.Он пробудился, когда все прочие еще спали...
У него весьма скромные запросы: выбиться в люди и жить по-человечески. А для этого шагать по трупам не надо, убил раз — и хватит.
Вот как раз о том как мальчишка, мечтавший о свистке кондуктора и френче, потихоньку удовлетворил эти самые запросы идет рассказ. От первого лица. Откровенно.
О людях-пауках, четвертой скорости, массаже ног хозяину, взгляде в зеркало заднего обзора.
О 4700, которые предполагали десять тысяч, о сотне на свадьбу, о гостинице с огромной легко узнаваемой "Т", о красном портфеле. И об отбитом горлышке бутылки из под виски. Хорошая такая, крепкая, бутылка.
И даже о том, что ночной кошмар для Балрама, который стал Ашоком, это не хлещущая фонтаном из горла кровь. Настоящий кошмар это о том, что он мог струсить, и мистер Ашок забрал деньги, и живёт он по-прежнему в Дели в слугах...Надо всего лишь отправиться в храм, при случае, и помолиться за всех: за Кусум, за Кишана, за всех своих дядюшек и тетушек, двоюродных братьев и сестриц, племянников и племянниц. Помолиться даже за буйволицу. Он ведь не знает, кто жив, а кто нет.
И все эти "тварь ли я дрожащая или право имею" - это для всяких других героев. Не для Мунни, Балрама, Белого Тигра и Ашока. Не для тех кто смог выбраться из Петушиной Клетки.
Его кошмар быстро рассеется, сердце забьется ровно, испарина высохнет.
У него ещё планы, на случай если заскучает. Недвижимость, школа. За племянником надо приглядывать. Уж очень сообразительный. Почти как Балрам, который теперь Ашок...Премьер Цзябао теперь об индийском предпринимательстве знает все, что нужно: какая поддержка ему оказывается, как оно преодолевает трудности, как настойчиво стремится к цели, как процветает.
Хинди-Чини Бхаи Бхаи, как говорится.651,2K
Аноним3 сентября 2022 г.Читать далееВпечатляющая в своей откровенности история индийца по имени Балрам, с ярким и едким погружением в будни кастового общества самой густонаселенной страны мира.
⠀
Антисанитария, номинальное присутствие важных общественных институтов, принуждение к труду в детстве - все это окружает Балрама и множество индийских бедняков с рождения.
Вырваться из клетки многовековых устоев большинство способно лишь в воображении, мало кто готов рискнуть и изменить свою судьбу.
⠀
О том, как уродует общество и на что подбивает смельчаков, откровенно делится Балрам в письмах к премьер-министру Китая, о чьем визите герой узнаёт из новостей.
И решает, что высокопоставленный гость непременно должен узнать историю его становления как успешного предпринимателя.
⠀
Несмотря на недостаток классического образования, за самообразование Балраму стоит вручить красный диплом - как рассказчик и тонкий сатирик окружающей, по большей части - неприглядной индийской действительности, он великолепен.
⠀
Книга, написанная в эпистолярном жанре, восхищает и удручает одновременно.
Как может функционировать общество с таким количеством недостатков?
Неужели по другому невозможно организовать жизнь миллиардов индийцев, не позволяя, ради достойного существования, буквально топтаться на морально-нравственных ценностях?
⠀
Чтобы вырваться из пут условностей и жалких перспектив, Балраму предстоит применить смекалку, помноженную на хладнокровие и безжалостность.
Мрачная картина современных индийских реалий вселяет ужас и заставляет благодарить за принадлежность к совершенной иной цивилизации - пусть тоже далёкой от совершенства, но все же знающей толк в санитарии и общем образовании, которое существует не только в отчетах для высшего руководства.
⠀
Несмотря на неоднозначность главного героя и периодическое отвращение от принимаемых им решений, книга увлекательно и талантливо написана - этакие авантюрные приключения бедняка в большом городе, поданные в ироническом ключе.
Роман-лауреат Международной Букеровской премии 2008 года очень хорош.58556