
Ваша оценкаЖанры
Книга из цикла
Комиссар Невзат Акман
Рейтинг LiveLib
- 536%
- 440%
- 317%
- 24%
- 13%
Ваша оценкаРецензии
lorikieriki22 апреля 2023 г.Читать далееПолучила я от этого детектива не совсем то, что ожидала. Инспектор Невзат Акман, получает новое дело -кто-то убивает людей, перерезая жертвам горло и оставляя их перед памятниками архитектуры Стамбула. В книге много описаний архитектурных сооружений, историй тех или иных исторических правителей города, а на фоне этого и разгадки преступлений инспектор вдобавок переживает и внутренний кризис, погружаясь в свое прошлое.
Читалось очень медленно и, что обидно, без малейшего увлечения линией расследования - времени проходит немного, но из-за постоянных отвлечений на все, что я упомянула выше, ощущение, что полиция год вместо недели на месте топталась. Впрочем, я бы не удивилась, кажется, что это полицейский участок какого-то сельского захолустья - 3-4 человека, опытный инспектор и два его помощника, зеленых как огурцы. Один из них, Али, еще и настолько горячий, что часто несет ерунду, выдумывает версию ти подгоняет под нее факты, произвел впечатление некомпетентного.
Архитектурные и описания и исторические справки воспринимались сложновато - тут фото надо постоянно рассматривать, а с историей Стамбула я была практически незнакома до этого и плохо разбираюсь в властителях и императорах. Кто-то сравнивает автора с Дэном Брауном, но при все поверхностности, что и не всегда минус для детектива, Браун отлично умеет в динамику и увлекательность, а вот у Умита этого ничего нет. Тут скорее детектив и драма-драма, финал и вовсе трагичный и безнадежный, бессмысленный, как бессмысленно любое насилие. Сочувствия нет ни к кому, кроме инспектора разве.
211,4K
LeRoRiYa3 августа 2023 г.История одного города и одной мести
Читать далееВизантий. Константинополь. Константинийе. Стамбул. Город, переживший две империи, притендовавшие на мировое господство. Город, ныне являющийся в Республике одним из сердец страны. От сердца христианства к одному из сердец ислама он прошел долгий путь. Над ним раздавался звон колоколов и призывы муэдзинов. Он переживал множество осад и падал к ногам победителей. Он разрушался и восставал из пепла. Его возрождали и преображали великие зодчие. Им правили императоры, убежденные, что весь мир принадлежит им. Каждый камень этого города дышит историей. Он видел величие и упадок тех, кто считал себя несокрушимыми. Эта книга - во многом ода Стамбулу, и этот город - полноправный герой романа.
Жили-были в Стамбульском районе Балат три мальчика - Невзат, Демир и Йекта. И девочка Хандан, ставшая сердцем их компании, объединившим всех троих. Невзат мечтал сталь полицейским, Демир - ветеринаром, а Йекта - поэтом. И каждый по-своему любил Хандан. Потом девочка выросла и стала женой Йекты. Родила ему сына Умута. И оба трагически погибли -
Инспектор полиции Невзат Акман пережил в прошлом ужасную трагедию - его жена Гюзиде и 11-летняя дочь Айсун погибли во время теракта. Теперь дома его преследуют призраки прошлого, а сам он испытывает чувство вины за то, что позволил себе жить дальше - расследовать преступления, улыбаться, любить женщину. Евгения - владелица мейхане (кафе) "Татавлы" - очень добрая и мудрая женщина. Общаясь с ним несколько лет, она не обижается, что Невзат, знакомый с ее семьей и постоянно бывающий у нее дома, не приглашает ее к себе.
Теперь Невзату, а также его напарникам - молодому активному парню Али и его такой же молодой девушке Зейнеп - предстоит расследовать ритуальные убийства. Некто перерезает жертвам горло и оставляет тела у мест, связанных с разными периодами истории Стамбула - от колонны Константина до памятника Ататюрку. Каждый раз в руке жертвы зажата монета - от императора Визаса до Сулеймана Великолепного, от Юнистиана до первых монет Республики. Все жертвы так или иначе связаны с историей Стамбула или стремлением в нее вмешаться. Так какую же цель преследуют убийцы? Удастся ли Невзату, Али и Зейнеп их остановить?
Это история еще и о том, как важно идти дальше, что бы ни случилось в жизни и как важно прощать себе способность не застревать в прошлом. И о том, что месть не настолько важна, чтобы ломать ради этого свою жизнь. Надеюсь, в продолжении все сложится хорошо. Хотя финал - это просто разрыв души! И я такого совсем не ожидала. Кое-кто написал в отзывах, что развязка предсказуема. А по-моему, предвидеть такое вообще невозможно.
191,6K
ToriBerger12 октября 2023 г.Читать далееЭто была моя вторая (третья?) попытка прочитать "Стамбульский ребус" Ахмета Умита. Я таки прочла, но скорее для галочки, чтобы закрыть давнишний долг.
Я люблю книги о турецких авторов за тот самый дух Турции, который русскому человеку сладок и приятен так же, как и исторически враждебен. За наслоение культур, отражающееся в языке, архитектуре, одежде. За знакомые по черноморскому побережью пейзажи. За схожий, но все же совершенно чужой, менталитет, замешанный на византийской, римской и османской эпохах. Мне нравится погружение в этот мир, в котором ты вроде и чужак, а вроде и дорогой гость. Нравятся детали, из которых складывается атмосфера старой Турции, проглядывающая из-за небоскребов и толп туристов, как саранча наводнивших древние мостовые и площади. Нравится, когда эти ощущения постепенно настигают, накрывают, поглощают - и ты уже там, в средневековой деревушке высоко в горах или Стамбуле времен Ататюрка. Вот с романом Умита ничего этого не случилось, хотя я очень старалась проникнуться и проникнуть на описываемые автором старые улочки.
По формальному признаку "Стамбульский ребус" - это детектив, но детективная линия в романе, на мой взгляд, очень и очень слабая, включенная в сюжет для того, чтобы у автора была возможность поведать читателю о Достопримечательностях и об истории Стамбула. Каждый убитый несет какое-то послание, бывалому инспектору Невзату и его молодым подручным неясное, но точно связанное с историей города. Раскручивая это дело (медленно раскручивая, надо сказать, в духе восточного мировоззрения: попивая третий стаканчик раки, любуясь отражением Луны на водах Босфора, пока мимо проплывает очередной труп, философствуя о высоком, вспоминая молодость и т.п.), автор знакомит читателя со Стамбулом от дней его основания до современности, и хотя исторические вставки грамотны и красивы, они не увлекают. Если сравнивать с пресловутым Дэном Брауном - а "Стамбульский ребус" вроде бы занимает ту же нишу интеллектуально-исторического детектива/триллера - то никакого драйва или удовольствия от узнавания новых фактов и раскрытия дела я не почувствовала. Я будто отсидела пару-тройку уроков истории, насыщенных событиями и датами, но совершенно пресных, неярких, незапоминающихся. Не знаю, есть ли иллюстрации в печатном издании, но они точно пригодились бы, чтобы лучше представить и прочувствовать описанные архитектурные памятники и старые районы, по которым прогуливаются герои. Что же до собственно детектива, то кто виноват, что делать и почему вообще на улицах Стамбула начали появляться фигурно разложенные трупы с антикварными монетами в мертвых руках, становится совершенно ясно уже после третьей лирической вставки, к детективной линии отношения вроде бы не имеющей. Честно - настолько предсказуемого детектива я даже и не припомню, отчего у меня складывается впечатление, что детективная линия в романе вообще-то не основная.
Основное же в "Стамбульском ребусе" - это поиски героев самих себя. Ахмет Умит совершенно безжалостно признается, что современный турок понятия не имеет, кто он такой: византийский ли грек, римский захватчик или родившийся из пепла прошедших войн совершенно независимый от прошлого осман. Герои Умита не знают собственной истории, оттуда их постоянное метание между Востоком и Западом, разрушением и созиданием, которые показаны через изменение архитектурного облика города. Старое сносится и заменяется новым, реставрация полностью скрывает первоначальные образы, и еще неизвестно, что хуже: избавиться от разваливающегося наследия прошлых эпох или прикрыть его еще более неприглядным современным алюкобондом. Время перемалывает не только старые камни, но и связавшихся с ними людей. К середине книги кажущийся поначалу глобальным конфликт становится мелким и бытовым, однако трагедия одной жизни запускает карающий механизм, который не остановится, пока не покарает сам себя.
Никакого хэппи-энда в романе нет, но финал настолько естественный, насколько он мог бы быть с такими героями. Не понимаю, почему многие читатели находят его внезапным, неожиданным и пр. Именно такая развязка прозревается еще в первой трети романа (все в тех же лирических вставках из жизни инспектора Невзата).
К моему сожалению, "Стамбульский ребус" не впечатлил меня ни исторической, ни лирической, ни детективной составляющей. Советовать к прочтению не стану: Памук, Гата и Сафарли пишут о Турции гораздо душевнее, проникновеннее и трагичнее. Но все субъективно. Может, это тот ребус, который надо разгадать именно вам.
171,7K
Цитаты
Lepota27 июля 2023 г.Смерть, равно как рождение или свадьба, полностью переворачивает нашу жизнь. Становится событием, которое заставляет задуматься о смысле существования.
2221
Crinum13 апреля 2021 г.Тот, кто строит, разрушать не будет. Тот, кто пытается спасти город, никогда не станет убивать его жителей. Тот кто защищает жизнь, не будет искать выход через смерть.
2814
Подборки с этой книгой

Книга в книге
tkomissarova
- 344 книги
Новые детективы и триллеры 2021 года
jump-jump
- 445 книг
Когда-нибудь я это прочитаю
Ly4ik__solnca
- 11 563 книги

Квесты покемонотренеров
Argon_dog
- 1 994 книги

Турецкая литература. Проза | Türk Edebiyatı
Encinesnowy
- 121 книга
Другие издания



































