
Ваша оценкаРецензии
Аноним5 февраля 2024 г.Мы такие разные и в то же время так похожи, как и впечатления от этой книги.
Читать далееНеобычная книга.
✓ Такое странное ощущение, вроде и есть некий сюжет (смотри аннотацию), а с другой стороны кажется, что он полностью отсутствует. Неспешное повествование: плен, рабство, разговоры, идеи, размышления, выживание и всё это из разрозненного превращается во что-то целостное.
☞ Временами думал, что поставлю этой книге низкий бал, а потом, что самый высоки и так всю книгу. Я словно плыл на хрупком плоту по высоким волнам. Не зная куда я доберусь и доберусь ли вообще, но мне не хотелось покидать это разваливающиеся на бревна судёнышко.
• Мне показалось, что эта книга о том, что все люди на Земле очень между собой похожи, просто у нас разное воспитание и условия жизни, что приводит к тем разительным отличиям, которые бросаются в глаза.
• Главный герой на собственном примере показал, что чем больше ты знаешь, тем выше вероятность того, что ты будешь полезен. Знания - это сила!
✓ Пытаюсь собрать мысли в кучу, но не могу. Атмосфера книги продолжает меня преследовать. Были здесь моменты, которые вызывали жуткий страх, причём психологический, были и нотки свободы и радости, которые очень быстро превращались в недоумение.
☞ Зато теперь, скорее всего, знаю почему в Турции так много кошек на улицах (видел на видео), что все империи рано или поздно разваливаются, какими бы они могучими не были. Что турки неплохо так наводили шухера в Европе в своё время.
☝ Даже не знаю в каких случаях и кому можно советовать эту книгу. Тем кто увлечён наукой, кто в поиске себя и своего места в этом Мире, тем, кому кажется, что он проживает не свою жизнь? Здесь много такого над чем можно подумать и порассуждать, но и много такого, что кажется странным и непонятным.
Необычный опыт. Не скажу, что я под впечатлением, но и равнодушным она меня не оставила.
У меня всё. Спасибо за внимание и уделённое время. Всем любви, ♥ добра и свободы.1902K
Аноним7 августа 2022 г.Памук выходит на западный рынок
Читать далееМда, ну и бестолковая книжонка попалась мне на этот раз. Сюдя по массовости восторженных отзывов на Орхана Памука, это должно было бы быть нечто распрекрасное, с этаким восточным колоритом. Ничем подобным тут вовсе и не пахнет.
Некий неназванный герой-итальянец повествует о своём, произошедшем где-то в 17 веке, трагичном попадании в плен к турку Ходже. Последний (это и есть ваш хвалёный магреализм, да?) выглядит абсолютным двойником первого. И это вовсе не тема доппельгангеров, это так Памук с излишней прямолинейностью показывает: "мы все люди и мы равны".
Чем же занимаются эти двое долгие-долгие годы своего тесного сожительства?
Сочиняют сказки, пишут исследования по муравьям, описывают глубину собственного грехопадения, предсказывают будущее по звёздам, сооружают сомнительные конструкции для осады и спорят, кто скорее помрёт от чумы и кто больше боится смерти. В общем, куча ружей вокруг развешена, да только ни одно так и не стреляет. Герои только и всего, что прерываются с пустопорожних размышлений на размышления по заданной теме. Невозможно описать, насколько книга скучна и однообразна. Главгерой, считая себя гением, рождённым западной цивилизацией, всю книгу пытается подавить волю или подставить перед султаном того самого Ходжу, который всю книгу, с восторгом пуская слюни, смотрит туда и думает о них, всеми силами имитируя эту самую европейскость.В конце концов, вотэтоповорот (на самом деле - нет), впитав, словно губка, прошлую жизнь героя, турок сбегает в Венецию, став там популярным и высокооплачиваемым писателем. А герой, принявший на себя личность Ходжи, спокойно себе живёт, рожает детей и что-то там тоже пописывает. Оказывается, от ненависти до любви совсем не много, и герои вдруг осознают, насколько друг друга любили и уважали. Все довольны, все счастливы, хеппи энд. Правда только, будь у героя возможность свалить обратно домой, он бы ею моментально воспользовался, вы не думайте.
"Белая крепость" в данном случае - этакий образ высшего человеческого существования, воплощающий в себе восприятие иными народами западной цивилизации, ослепительной, недосягаемой и такой желанной высоты. Этот образ тоже не на пустом месте сложился, а был навязан и навязывается до сих пор. Для нас, кстати говоря, тоже актуально.
Турок, заменивший себя на родине каким-то рабом, и сбежавший в Европу, в светоч науки и морали. Прекрасно. Замечательно. Гениально. Десять Нобелевских премий этому господину!
Салман Рушди будет такой же, да?
Содержит спойлеры1001,2K
Аноним16 августа 2019 г."Знаем ли мы сами себя? Человеку надлежит хорошо знать, кто он такой." (с)
Читать далееВремя действия: 17 век
Место действия: Османская империя, Стамбул
Впечатления: "Белая крепость" - книга для медитации. Это неспешная, философская притча об одном жителе Венеции волею судьбы, попавшем в плен к туркам и навсегда лишившемся возможности вернуться домой. Такую историю без особой динамики и интригующего сюжета идеально читать летом, сидя в шезлонге, с видом на сад, наслаждаясь ветерком, солнышком и вкусным чаем=) В такой момент душевной медитации необходима именно такая медленная и философская книга, рассказывающая о давних временах и экзотических странах."Белая крепость" повествует об астрономии, о науке, об юном султане, о потерянных надеждах и невыполнимых мечтах, о тщетности бытия и прожитой жизни вдали от родных. Мне было жаль главного героя. Вот так плывешь домой в Венецию, а из тумана выплывают турецкие галеры и захватывают тебя в плен. И все. Конец прошлой жизни. Не понимаю почему турки не отпускали пленных, за которых могли дать выкуп. Главный герой был не из бедной семьи, дома его ждали мать и невеста, а он вынужден был влачить жалкое существование сначала в тюрьме, а потом на работах, куда пленников сгоняли как скот. Улучшить свою жизнь удавалось лишь единицам, главный герой, например, был ученым, мог лечить, разбирался в астрономии и инженерии, и благодаря этому стал не "рабочим мулом", а рабом паши, позже передаренным ученому по имени Ходжа. Сомнительная честь для свободного человека, мечтающего вернуться домой и не желающего отрекаться от собственной религии.
"Весь день мы собирали камни, а вечером, когда нас, снова сковав, гнали назад, в зиндан, я думал о том, что Стамбул - прекрасный город, но жить здесь нужно не рабом, а господином."Наверное главный вопрос, который поднимает эта история - "почему я - это я". Любопытно было смотреть как два разных человека пытаются ужиться вместе, один завидует знаниям другого, а другой завидует свободе и положению своего хозяина. И так они друг другу завидовали пока не стали терять понимание, где жизнь одного, а где жизнь другого, и буквально поменялись ролями, потеряли собственное прошлое и собственное "я". Отсюда вытекает и главная загадка романа, которая становится ясна лишь в финале и заставляет значительно помучиться и усиленно подумать, чтобы понять, что же произошло у Белой крепости и кто написал эту книгу о двух таких непохожих людях.
"Глупцам нет дела до звезд, а звездам - до глупцов."Итого: Любопытное произведение. Не исторический роман. Но философская турецкая притча в форме романа. Читать сугубо под соответствующее настроение. Неспеша, дозированно и оставляя время на размышления.
"О том, кто он есть, человек может размышлять только сам, наедине с собой."
П.С. заметка для любителей турецких сериалов: султан из "Белой крепости", за расположение которого сражаются "два брата" - сын Турхан-султан и автор упоминает даже его бабку, которая хотела его убить, Кесем-султан.682,8K
Аноним10 апреля 2025 г.Читать далееСовершенно случайно я поняла, что помню кто такой Фарук Дарвыноглу, от имени которого автор представляет читателю найденную в городском архиве г. Гебзе рукопись. Это персонаж романа «Дом тишины», который продолжил дело своего деда и тоже стал издавать энциклопедии. Фарук-бей, кстати, посвятил эту публикацию памяти своей погибшей сестры и отметил, что многие исторические события, отраженные в этой рукописи, подтверждались другими источниками.
События развиваются в XVII веке во время правления султана Мехмеда IV, который взошел на престол в шестилетнем возрасте. Собственно, султан – один из персонажей этой истории, поскольку рассказчик, раб-итальянец, захваченный в плен турками, всю оставшуюся жизнь провел, воплощая в жизнь желания и повеления падишаха (так именуется Мехмед IV в книге) вместе со своим хозяином по прозвищу Ходжа. Этот Ходжа – довольно странный персонаж. Он, мало того, что являлся двойником рассказчика, пытается изобретать разные вещи (от фейерверка до оружия), так еще и правдами и неправдами выуживает у своего раба-итальянца все те знания, которыми он владеет и, на основе этого, пишет трактаты по астрономии, физике и естественным наукам. Итальянец, со своей стороны, тоже знакомится со всем, что известно Ходже, в том числе с подробностями его прошлой жизни. Этот симбиоз длился много лет, дело дошло до того, что герои всерьез занимались астрологией и толкованием снов падишаха. Финал остался мной непонятым – сложно поверить в его реальность, скорее всего, имеет место иносказание, а то и душевная болезнь автора рукописи, но и сбрасывать со счетов ту версию, что он озвучивает, по-моему, не стоит.
Таким образом Орхан Памук попытался представить современному читателю интеграцию между Востоком и Западом, начавшуюся в Турции еще во времена Османской империи. Полагаю, что турецкому читателю эта тема более близка и интересна, на меня же бесконечные беседы и интеллектуальные дискуссии между персонажами не произвели особого впечатления. Мне больше нравилось читать про окружающую обстановку, привычки, обычаи, суеверия и т.д.59392
Аноним8 марта 2024 г.«По большому счёту все жизни похожи одна на другую»
Читать далееПротивостояние между Востоком и Западом, острой приверженностью традициям и необходимостью модернизации всегда были главными в творчестве этого знаменитого турецкого писателя. Наверное, «Белая крепость» (1985) – один из первых романов Орхана Памука, заложивший эти основные тенденции. Именно здесь подобное противостояние легко различимо и сразу же бросается в глаза. Например, в авторском приёме «двойника», которого главный герой – молодой итальянец – встречает, попадая в турецкий плен. И тут автор как бы «играет» со своим читателем, то и дело вводя его в заблуждение. И если сперва эта схожесть подаётся лишь внешней, то постепенно оба – и молодой итальянец, и странный человек-турок, одержимый познанием вселенной – понимают, что настолько близки друг другу, что воспринимают себя, как «продолжение» другого. Настолько, что остаются рядом на протяжении долгих десятилетий, хотя судьба не раз подкидывала им шансы для обратного.
Оттого и трудно уследить за ходом сюжета, которого в произведении практически нет. Здесь множество рассуждений. Наверное, сюжет даже перенасыщен ими. Оба героя мечтают, исследуют Космос и тайны Вселенной. Экспериментируют с порохом, сперва создавая фейерверки на фестиваль, а затем разрабатывая грозное супероружие. Борются с чумой, пытаясь познать тайны жизни и смерти. И всё это богато приправлено попыткой осмыслить происходящее – заговоры и предательства при дворе султана, никчемность жизней и их бесполезность, сплетни и интриги во время похода, борьба за ещё незахваченную наживу и славу. Кажется, будто главные герои напрочь отрешены от действительности и проводят всё время в опытах, наивных размышлениях о Бесценном. Но время от времени происходящее вокруг заставляет их встрепенуться и прийти в себя. Время, когда людская жизнь не стоит ничего… Чума, сплетни, заговоры, интриги.
Можно легко запутаться в происходящем, потонуть в омуте манящего повествования, сплошь состоящего из восточных загадок и своего рода мистики. Впрочем, можно и не разбираться, а просто «плыть по течению», отдаваясь лёгкому пьянящему сюжету, всецело доверяя автору. Но в таком случае рискуешь в самом конце не понять самой сути, тех намёков, что разбросаны на протяжении всей книги. А они имеются. Думаю, книга будет более близка восточному читателю, нежели европейскому. В первую очередь из-за самого подходя к повествованию, тому, как развивается сюжет, и тем мыслям, что в него положены. Нас же «Белая крепость» будет манить своей загадочностью и неопределённостью.
558,5K
Аноним11 сентября 2025 г.Читать далееКакая то очень неоднозначная книга, не знаешь чему там верить. Впрочем, я читала у Памука пару книг и тогда тоже не знала , как отнестись к ним, очень они у него странные. Удивляет другое- как писателю удается вживаться в образы- в одной книге речь шла от лица женщины, во второй было несколько героев и даже повествование шло от собаки и цвета. Тут же турецкий писатель пишет от лица европейца, раба, который попадает в Турцию после некоторых мытарств его дарят человеку, который увлечен наукой, писательством и главное как две капли воды похож на этого раба итальянца. И начинаются странные отношения- раб учит своего хозяина всему , что она знает, тот же в свою очередь учит молодого султана Мехмета IV и одновременно итальянец изучает турка. Происходит какое -то смешение, они спорят, занимаются астрономией, сочиняют сказки, создают фейерверки, впоследствии и оружие, ведут разговоры и стараются постичь тайны жизни и смерти. Они так похожи , что их мысли тоже становятся многие общими. Они знают друг о друге все , ведь действие происходит в течении длительного времени. Вырастает и Мехмет, ведутся войны , страна и герои переживают страшную чуму, и в одном из походов султана в Европу герои меняются местами , так как каждый и вжился в жизнь другого, и желает пожить той другой жизнью. В конце же книги автор дает читателю загадку, а как было на самом деле и было ли так как описано в книге. В процессе чтения конечно многому не веришь, ведь так как описано и не бывает, но в то же время это было. В общем это книга о востоке и западе, о переплетении судеб, о выборе пути. И да Белая крепость, поворотный момент, это тоже символ чего -то недостижимого, но к чему стремится герои- тут опять можно порассуждать будет ли достигнут этот момент, нужен ли , что он даст каждому и возможен ли.
44204
Аноним19 сентября 2022 г.Гляжусь в тебя ,как в зеркало
Читать далееСамая грустная книга автора из всех,которые я прочитала.
Молодой итальянец попал в плен к туркам. Что ждало христианина в стране мусульман? Смерть, боль,избиение,тюрьма...Но,парень смог убедить иноверцев в своей пользе для общества и сохранил свою жизнь.
Много лет страха и одиночества. Это цена за приближение к паше и султану, участие в разработке оружия и походах, охоте и уроках с юным правителем. Но все шишки сыпались опять же на него.
А тем временем в жизни итальянца появился турок - двойник,по имени Ходжа. Изначально это удивляло,пугало,отдавало мистикой и Эдгаром По,а затем ситуация разрешила и Ходжа оказался одновременно спасителем и мучителем своего нового раба.
Он хотел знать все, получить новые знания,которые открыли бы путь к наследнику престола,а заодно и выпрашивал у пленника все мельчайшие детали о жизни,привычках,семье, все,что могло помочь ему осуществить давнюю мечту- обрести свободу!
Мальчишка- султан...По сути своей и поведению- обычный ребёнок,фаворитом которого становится тот,кто умеет увлекательно рассказывать. Мальчик ничего не решает,но очень любит командовать ,играться,свой зверинец и разные истории.
Не забыл Орхан Памук вспомнить и про чуму,которая заполонила Стамбул, и про агрессивные попытки турков перетаскивать как можно больше пленных в свою веру,и про ухищрения подданных для возвышения в глазах правителей,и про зарождение науки, медицины и любовь к традициям.
До самой последней страницы непонятно- встретятся ли снова друзья по несчастью, обретут ли счастье и свободу или так и будут одиноко прозябать каждый в своей " прозрачной сфере"44529
Аноним24 ноября 2014 г.Читать далееПамять сыграла со мной злую шутку. Есть у меня такая особенность: я долго помню хорошее, а плохое быстро забываю (если речь не идёт о чём-то совсем ужасном). Поэтому в памяти моей существовал светлый образ Орхана Памука, автора романа «Дом тишины», который произвёл на меня сильное впечатление. О «Музее невинности», который сначала мне очень нравился, а под конец просто взбесил, я благополучно забыла. А зря. Ибо с «Белой крепостью» ситуация повторилась.
Начиналось всё очень славно: молодой итальянец плывёт на судне, которое захватывают турки (действие происходит в 17 веке). Благодаря находчивости он спасает жизнь, несколько раз отказывается стать мусульманином и, в конце концов, становится рабом странного типа, который внешне очень похож на него – только постарше. Между хозяином и рабом устанавливаются странные отношения – здесь и интерес, и зависть, и непонимание, и восхищение. Хозяин-турок одержим наукой, только представления о ней у него своеобразные. Раб-итальянец должен поделиться с ним всем, что знает. В том числе и знаниями о себе самом. Довольно долгое время за психологическим поединком интересно наблюдать. Но в какой-то момент книга начинает буксовать, и буксует всё больше и больше. Роман и так небольшой, но очень хочется, чтоб Памук сократил его ещё на треть. Ибо уже на середине всё становится понятным – бесконечные размышления о самоидентификации, о различии и сходстве Востока и Запада, о том, что же делает человека человеком и определяет его индивидуальность, быстро приедаются. Равно как замечания о том, что люди видят только то, что хотят видеть. В общем, очередной «современный» роман: сильная завязка, неровное продолжение и провальный финал (здесь его, по большому счёту, и нет).43886
Аноним9 февраля 2010 г.Болезнь нашего времени - это искать во всём некую связь (Орхан Памук)Читать далее
Раз уж "Чёрная книга" мне понравилась, я решила, не откладывая в долгий ящик прочесть и "Белую крепость". Вроде бы и аннотация на обложке о сопоставлении Запада и Востока очень интригующей вышла.
Два человека мусульманин и христианин, внешне выглядят как братья-близнецы, эта связь их немного пугает, но в то же время и интересует. Как понять, кто из них настоящий? Кто есть я, я - тот, который здесь, или я есть и в уме другого человека? Как тут не запутаться и не впасть в меланхолию. Причём, большей частью, пугало это человека западного, турок старался принять отличие как данность, хотя и впадал в крайность, отыскивая у гаюров некие ужасные особенности, отличающие их от правоверных мусульман. Как выяснилось отличий-то и нет. С другой стороны, идея о том, что различия формируются культурой, а люди всегда одинаковы, далеко не нова и свежестью не блещет, хотя преподнесена очень красива, опять-таки с турецким колоритом. Эх, как Памук заманчиво описывает Стамбул! Хоть сейчас иди билет заказывай, бросай серые февральские будни и айда к сказкам Шахерезады!
P.S. А связи-то как раз и не всегда возможны, то, что кажется, на самом деле может оказаться совсем другим. Яркий пример - судьба героев в реальном времени и в выполненном жизнеописании своего двойника.41285
Аноним23 июля 2021 г.Турецкий кошмар
"...можно ли придумать такой рассказ, в котором не имелось бы смысла, но который было приятно читать и слушать. "Как музыку?" - спросил я."Читать далееЧитателя встречает книга в книге: небольшое предисловие некоего Фарука открывает двери перед найденной им рукописью 17 века. В ней о жизни двух совершенно разных и в то же время похожих людях (внешне и внутренне) - итальянца и турка. Экспозиция настраивает на понятный приключенческий лад: корабль, на котором плывёт автор рукописи, атакуется турками, и так он попадает в рабство. Когда всё уклоняется с ровной дороги на непонятные холмы и горы, понять не удаётся. Вроде бы только что всё было понятно, и вот, непонятно уже ничего.
Постепенно развитие сюжета начинает невероятно раздражать. Как можно в такой грубой, неотёсанной форме искать ответ на вопрос о самоидентификации - стоя перед зеркалом, выписывая свои грехи на бумажку, сверля друг друга взглядами, сидя часами за столом? Всю добрую середину книга не вызывает ничего, кроме недоумения.
И вроде бы нужно уже быть готовым, но очередной поворот в конце оставляет читателя опешившим. Так было ли их двое или был только один герой, или не было ни одного? Или, возможно, весь роман - это всего лишь метафора глобализации? Ответ на каждый из вопросов вызовет последующие, впереди - целый клубок с вопросительными знаками. И кстати, что, если многочисленные бессмысленные исследования героев (?) - это попытка спастись от глупости, где глупость - это серьёзный взгляд на вещи?Словом, в конце книги её хочется прочитать ещё раз.
Язык автора не отличается громоздкостью, порой он излишне сух и сводится к предложениям вроде "сбежал на остров", "ушёл в ночь" - как, на чём, что чувствовал, что видел - ничего этого нет, как и стилистических средств. Стиль автора в этом романе очень походит на адаптированную сказку с прекрасным абсурдным волшебством. Чего только стоят эти строки:
Эвлия [...] рассказал в ответ о канатоходцах, потерявшихся в небе Акки; о женщине из Коньи, родившей слона; о быках с голубыми крыльями и розовых кошках, что водятся на берегах Нила; о башне с часами, которую он видел в Вене, и о том, как как ему вставили в этом городе новые передние зубы (улыбнувшись, он показал мне их); о говорящей пещере на берегу Азовского моря и об американских красных муравьях.36787