
Ваша оценкаРецензии
Аноним22 марта 2024 г.Медиатронный нанопанк
Читать далееВот это мир! Какое-то запредельное количество убедительных подробностей. Иногда кажется, что писатели были в том мире о котором они пишут, и не придумывают, а вспоминают. Тут как раз такой случай.
Почему "алмазный век"? Нанотехнологии сделали производство алмазов максимально дешёвым.
Гимн потенциалу нанотехнологий. Попытка представить себе социально-политическое устройство мира будущего: несмотря на декларацию, что людям лучше всего объединяться в филы по культурному признаку, получилась всё равно сегрегация по национальности.
Да, в этот шикарный мир встроена ещё и история Нелл и её Букварь. Несмотря на артикулированный "хай тек лоу лайф", после прочтения хочется воскликнуть — "Мир не без добрых людей"! Что ни персонаж — то сплошь букет добродетелей. Даже Доктор Икс — главный мафиозо, он же мандарин Поднебесной, и то в промышленных масштабах спасает жизни. Перед Нелл же, после того, как она вырвалась из ада собственной квартирки, населенной дружками матери, жизнь просто расстилается ковром. Ну и хорошо.
Интонационно и сюжетно роман похож как брат-близнец на "Некровиль" Макдональда. И технологическое допущение похоже, и кульминация в виде массовых беспорядков, и завораживающая продуманность и глубина мира. Стивенсон чуть приземлённый, но самую малость.
10(ПОТРЯСАЮЩЕ)981K
Аноним21 июня 2014 г.Читать далееПосле событий "Лавины" прошло чуть больше ста лет, и меня поразило, что хваленая виртуальная реальность не просто не утянула всех людей из реала - она вообще не упоминается. Похоже, она совсем скисла, уступив место куда более простым развлечениям, доступным интеллектуальному днищу, куда усилиями корпораций скатилась планета. Государства развалились, образовательных программ больше нет, большая часть населения снова может прочитать только свое имя и занимается неквалифицированным трудом на благо богатых буратинок. Сохранить же человеческий облик можно только войдя во фракции, объединяющие людей по национальным, религиозным, научным критериям и рассеянные небольшими зонами по всему миру. Но они еще трижды подумают, нужен ты им или нет.
Вот такой вот жутковатый мир победивших технологий, где хлеб соберут из молекул, интерактивными зрелищами угробят мозги, а ты сиди и не вякай, что избранные единицы могут себе позволить больше, чем остальные миллиарды. Избранные эти, кстати, тоже с причудами - решив, что остальной мир слишком уж погряз, они возродили старые добрые викторианские традиции и из синтеза хороших манер и научного знания пытаются создать островок личного комфорта посреди хаоса опустившейся биомассы. Выглядит довольно мерзотно, однако, с этого-то история и начинается: одна уникальная научная разработка из рук одного викторианского простодыры, минуя руки одной китайской мафии, попадает в руки одной бедной девочки, и жизнь девочки меняется раз и навсегда."Алмазный век" совсем не похож на "Лавину". В нем нет приключенческих боевиков и бодрых догонялок, а великие заговоры проходят на каком-то совершенно заумном уровне. Зато здесь есть жизненные драмы, хоть и мало, и воспитание человека гаджетом с нуля. Собственно, это было единственное, что я знала о сюжете, и представляла всезнающую энциклопедию, помогающую девочке выпутываться из разных опасных ситуаций. На деле же всё оказалось иначе. Не буду рассказывать, что там происходило, но оно меня одновременно поразило - ибо очень круто выглядело, а с другой - слегка сбавляло градус экшена, поскольку всё равно это виртуальность и не на самом деле.
Но несмотря ни на что, здесь единый сюжет, хоть и поделенный между основными героями. Выбирай любого и сочувствуй. Хотя сочувствовать, мне кажется, особо некому - китайская мафия какая-то слишком неприятная, остальные большие злые дяди тоже, остается только девочка, и за ее виртуальным обучением следить намного интереснее, чем за жутко важными событиями в реале.
Вкрапления научной информации от автора здесь тоже есть, правда, совершенно иные и иначе организованные, но это малины не портит.
Портит концовка. Потому что ну не понимаешь, как события виртуальности могли быть связаны с тем, что происходило вокруг. Что, как, почему? Откуда вообще машина могла знать, чему учить человека именно для этой ситуации? Может, я тупая, канеш. И самый конец в точно такой же манере, что и в первой книге: вроде, самая жуть схлынула, но ведь после нее остался полный раздрай. И что теперь-то будет со всеми ними? Всё только начинается, если подумать. Будто обрывают, не договорив последних слов.Но, несмотря на все мои мелкие непонятки, книга очень крута. Пытаться рассказать, о чем пишет Стивенсон, невозможно - даже если есть основная сюжетная линия, к ней лепятся сотни мелких, тысячи деталей. И всё это воспринимается как равно важные элементы. Читается интересно и довольно легко, хоть безнадёга там и переходит все границы.
Наверное, надо пока завязывать с киберпанком, как-то там настолько всё безрадостно, что действительно создается впечатление, будто герои только и делают, что выпутываются из очередной проблемы.751K
Аноним29 декабря 2021 г.Читать далееОчень "плотный" текст, буквально напичканный технологическими подробностями и техническими терминами. Наглядно почти как в обучающем фильме. И при этом герои живут в мире, очень похожем по настроению на Город и город - перенаселенно, пыльно, не очень-то светлобудущно. Так что развлекательного чтения ожидать не приходится - это скорее пища для ума, нежели чем отдых. Отчасти спасают примечания, но только отчасти.
В книге при желании можно найти отсылки и метацитаты, кажется, из пяти произведений классической английской литературы - от Диккенса до Кэррола. Может быть их больше, но я, увы, не настолько сильна:)
43917
Аноним13 марта 2015 г.Читать далееКогда ты пытаешься смешать кучу разных вещей, особенно на первый взгляд не сочетаемых, результат может быть непредсказуемым. Например, стейк под шоколадным соусом. Услышишь такое - и есть как бы уже не так и хочется. Но если такое блюдо приготовлено истинным мастером, то вас от него потом за уши не оттянешь. Вот и Нил Стивенсон, который понамешал в своей книге всякого разного, оказался как раз таким умельцем.
Сперва продираться сквозь дебри стивенсоновской фантазии было немного тяжело, но при этом увлекательно. Что мне нравится, так это то, что автор не старается разжевать читателю каждое непонятное слово, определение, рассказать всю историю показанного им мира и т.д. Стивенсон дает читателю довольно много входных данных, которые в конце концов, если читатель умеет думать и рассуждать, складываются в шикарную общую картину.
Повествование в большей степени ориентировано на персонажей, а не на читателей. Будто автор абстрагировался от того, что кто-то посторонний будет читать его книгу, и сосредоточил все свое внимание на героях, которых нужно было не просто придумать, а вдохнуть в них жизнь, сделать их настоящими людьми того места и времени, в которых они появились по задумке автора. И как по мне, такой подход полностью оправдан. Ведь никогда нельзя быть уверенным в том, кто именно возьмет твою книгу в руки. А персонажи - дело другое. Только от автора зависит, получатся они двумерными картонными марионетками или настоящими людьми со своими мыслями и душой. Поэтому ученый здесь и является ученым, это не вызывает сомнений, а маленькая девочка полностью соответствует своему возрасту.
Вообще то, как показано взросление Нелл, ее обучение по букварю - это отдельные дифирамбы в сторону автора. Удивительно живой, настоящий персонаж. И сравнение Нелл с двумя другими девочками, которые также учились по букварю для благородных девиц - это уравнение особой красоты. Три девочки одного возраста, три экземпляра одного и того же букваря - казалось бы, что результат предопределен, что во всех случаях решение будет одним. Но человек, пусть еще маленький, слишком сложное создание, чтобы рассматривать его как одну переменную, да и букварь оказался не так прост. Не все переменные + не все погрешности учтены = непредсказуемый результат. Получите и распишитесь.
Что это за книга? Это и нанопанк, и сказка, и философский трактат и, черт возьми, песня мамонтенка ищущего маму. Если такое блюдо вас не пугает, то смело за него беритесь, отравление вам не грозит, потому что готовил его мастер своего дела с соблюдением всех санитарных норм. Да даже если и пугает, то почему бы и не рискнуть? Стивенсон как раз из тех авторов, ради которых можно изменить своим привычным пристрастиям и попробовать что-то новое.
41585
Аноним21 января 2013 г.Читать далееПластмассовый мир победил, потому что пластмасса оказалась нанотехнологическими алмазами. Из них строят острова, замки и новую жизнь, спокойную, сытую и гарантирующую каждому нищеброду похлебку и крепкие штаны. Нищеброды качают мышцы, копят гроши на лобометы и с завистью косятся на элиту, впавшую в новое викторианство – с цилиндрами, веерами, позволяющими отмахиваться от туч вирусов-шпионов, и расфуфыренными детками в кружевах. Самому видному джентльмену мало кружев – он намерен вырастить из дочки безусловного лидера Вселенной. Обеспечить это должна созданная по слову джентльмена интерактивная книга, уникальная и единственная в своем роде, которая научит, воспитает, да и просто спасет. Лидер, понятно, может быть только один – но тотальное шпионство нового мира уничтожило тайну как класс, а книга нужна многим отцам. В том числе отцам наций.
Стивенсон гений, и это диагноз. Он напоминает расслабившегося Гойю, который проминает тонкую моторику на тетрадном листочке, штучно отделывая всякую клетку. Причем за каждым завитком незримо болтается отдельная развесистая история, и автор готов выдать ее по первому требованию, в деталях и запахах – но кто ж потребует. Читателю бы с текущим нарративом справиться да успеть поймать слом характеров и эпох. Знакомство с историей слегка помогает – в конце концов, где Виктория, там и восстание боксеров, а где верхи не могут, там и низы с красной книжечкой. Еще помогает блестящий перевод Екатерины Доброхотовой-Майковой – если я правильно понимаю, именно с «Алмазного века» она позволяет Стивенсону говорить по-русски – всем нам на радость, переходящую в счастье. Все равно расслабляться читателю нельзя – алмаз играет и слепит, но в стукалку победит по-любому.
Плотную изощренность письма можно было бы списать на талант, опыт, любознательность и изощренность автора – кабы не проклятый школьниками фактор поднимаемых проблем. «Алмазный век» формально считается продолжением «Лавины» и даже содержит пару замаскированных ссылок на нее. Но «Лавина» - это пусть сложновывернутая, но почти линейная история типовых трикстеров в гипермодернизированных обстоятельствах. А «Алмазный век» - это вдумчивое исследование феномена далеко идущей стратегии, обреченной на провал по определению. Потому что каждый практический шаг чуть-чуть, да отличается от расчетного и чуть-чуть иначе воздействует на объект, который находится в уже чуть-чуть ином положении.
Не бывает букваря без красных флагов. И выпускницам Смольного приходится выбирать не платье для бала, а оружие для ближнего боя.
Звание благородной девицы обязывает.34221
Аноним14 июля 2015 г.Читать далееОдна из немногих книг, которую я бросила читать в самом начале. Буквально с первой строчки я поняла, что она "не моя". Я никак не могла настроиться на повествование. Люди появившиеся в произведении настолько далеки от меня, что я даже не могла почувствовать к ним симпатию или антипатию. Несколько раз ловила себя на том, что вроде как читаю, но слова проходят мимо сознания не оставляя после себя ничего. Я не могла вспомнить о чем я читала страницу назад. Или я еще замечала, что просто смотрю в читалку и думаю о чем-то своем совсем забыв про текст. В общем я решила не мучить себя и закончить знакомство с этим произведением.
32381
Аноним17 августа 2015 г.Читать далееЗа время прочтения этой книги мое впечатление от нее менялось с "Что за хрень я читаю?", до "Так-так, а вот это может быть интересно". К сожалению, первое впечатление возникало гораздо чаще, а в последствии стало постоянным. Книга крайне специфична и рассчитана на узкого любителя театра абсурда. Странный и малопонятный мир, напоминающий разноцветное лоскутное одеяло, совсем не впечатлил. При том, что описанию технической, социальной и прочим составляющим этого мира посвящена, как минимум, половина книги, у меня не возникло ощущения какой-то масштабности и целостности. Что касаемо сюжета, автор свалил в кучу все, что в голову пришло. А что? Не пропадать же хорошим идеям))) В итоге получился некий специфичный конгломерат из сюжетных линий нескольких персонажей, местами полный абсурда, а местами вполне себе захватывающий, но самое главное - абсолютно недоступный моему пониманию. Подытоживая, не скажу, что книга плоха, просто Нил Стивенсон, при всех своих талантах, совсем не зацепил своим "гением".
31317
Аноним24 июля 2021 г.Читать далееПосле "Лавины" я была влюблена и раздавлена, но "Алмазный век" дался гораздо труднее и подарил гораздо меньше положительных эмоций, да и эмоций вообще. Слишком много технических-фантастических деталей, которые порой погребают под собой историю и персонажей. Конечно, в кайф вникать во все эти выдуманные автором подробности, они создают ту самую достоверную картину, от которой я без ума, но сложно следить за сюжетом, когда все это идет сплошным стремительным потоком, а сам сюжет еле движется. Как будто автор заигрался в то, как бы круто все это написать, и совсем не думал о том, что это кто-то будет читать.
261K
Аноним18 января 2016 г.Читать далееСтранная книга, увы и ах. Очень необычная по задумке – история взросления, переплетение сказки и реального мира, гармоничное сочетание викторианской эпохи с киберпанком – и несколько неудачная во всем, что касается сюжета. Непонятно, зачем здесь нужны были одни эпизоды или герои и что случилось с другими. Да и финал практически никакой: герои никуда не пришли, что неудивительно – они толком никуда и не шли.
Читать было действительно интересно (в основном благодаря миру, в котором разворачивается действие), а вот к чему все это – поди пойми.22429
Аноним4 декабря 2013 г.Читать далееЯ выбираю себе сказку,
но помню, что некоторые - опасны.
Одни из них не хотят открываться,
другие я не сумею закрыть.
...
Она – сама себе – принцесса и принц,
полцарства и место для новых темниц,
набеги врагов, трёхглавый дракон,
и даже замок с придворным поэтом…
(Екатерина Гопенко, гр."Немного нервно")Начнем с того, что я вообще не читаю научную фантастику. Фэнтези пыталась мучить, читала детскую, подростковую, несколько антиутопий. Но книги, построенные на технологии, меня немного отпугивали. (Парень моей подруги сказал, что эта книга вообще киберпанк. И что у нее есть предыстория - кстати, спасибо тебе, Стёпа, теперь я обречена ее прочесть)). В общем, я повелась чисто на название. Благородные девицы - это что-то мне понятное и интересное. Как это связано с киберпанком - что ж, выясним.
И тут меня так затянуло в этот мир будущего, который описан автором настолько "верибельно" - технически, социально, психологически, материально... Я не знаю, как его вам описать, потому что там столько деталей и составляющих, и одно цепляется за другое... Скажем так, это мир победивших нанотехнологий и анонимных сетей. Государства стали больше похожи на социальные группы с филиалами в разных точках мира (Атлантида Сиэтлская, Атлантида Ванкуверская и пр.) Реальная и виртуальная реальность тесно сомкнулись.
В книге несколько главных героев, которые появляются не все сразу, а по ходу повествования. Их жизни хитро сплетаются и расплетаются. Текст оборачивается то техническими описаниями, то отчасти сентиментальным детским романом, то мрачной сказкой, то боевиком, то хрониками революции (действие происходит в непостижимом и вечно недовольном Китае), а то эротикой на грани порно. Какие-то события и понятия ты осознаешь только спустя много глав после их появления, а полная картинка складывается вообще только в конце. Да, там есть и алмазы, и благородные девицы, и, конечно же, Букварь - устройство, сопровождавшее главную героиню на протяжении ее взросления. Больше десяти лет она провела одновременно в реальности и в сказке с элементами компьютерной игры (вообще описание девочек, не отрывающихся от своих букварей, сильно напоминает всех современных молодых людей с гаджетами. и это при том, что книга начала 90х!) Оно развило ее умственно и физически - но так, как это было необходимо его создателям. Куда и к чему они вели ее - я всю книгу только гадала.
Хотя вообще концовка оставила ощущение незавершенности. Но вроде бы продолжения у книги нет (а жаль, буду искать предысторию).Ах да, забыла написать, как прекрасен перевод! У автора много неологизмов, и они звучат по-русски так, словно всегда были в нашем языке. Мое любимое слово - робобыла (механическая лошадь). Я считаю, если их изобретут - должны назвать именно так)
20163