
Ваша оценкаЖанры
Рейтинг LiveLib
- 523%
- 438%
- 332%
- 25%
- 12%
Ваша оценкаРецензии
Аноним26 марта 2021 г.Древнегреческий роддом
Читать далееНачну с того, что не стану рекомендовать этот раритет античной литературы неподготовленному читателю, да и подготовленному тоже не рекомендовал бы. Дело в том, что такие тексты не читают, с ними работают. Если вы начнете честно читать текст Гесиода, то уже через пару-тройку страниц поймаете себя на том, что пропускаете через себя какую-то обезличенную информацию, которая тут же благополучно выветривается из вашей головы. Запомнить калейдоскоп имен, большинство из которых даже ни разу не повторяется, практически невозможно, да и нужно ли.
Зато труд Гесиода может служить, да и служит, серьезным подспорьем для изучающих древнегреческую мифологию, но не в качестве художественного произведения, а в качестве справочника. Именно в таком контексте на Гесиода ссылаются все писатели, пишущие о древнегреческих богах и героях, поскольку его труд самое полное и систематизированное изложение доступной информации на эту тему.
Зато, если вы возьмете в руки нехилый том Куна "Легенды и мифы Древней Греции", или какую-то другую подобную литературу, вы найдете там сухую справочную информацию Гесиода как следует расцвеченной, персонифицированной и адаптированной под восприятие и запоминание.
Сам же текст Гесиода очень напоминает библейскую книгу Бытие, ту её часть, где ведется рассказ: "Адам родил..." и далее все праотцы по очереди. Нечто подобное и у Гесиода, но, если Адама и Еву создал Бог, то первые существа древнегреческого мира - Хаос, Гея, Тартар и Эрос - зародились сами по себе, просто взяли и зародились, типа как первая одноклеточная амеба, или что там было в начале начал по теории эволюции.
Но подобная штука удалась только этим "трём мушкетерам" и примкнувшему к ним Эросу. Видимо, во всем виноват был последний, потому что теперь никто уже сам не зарождался, а всех новых персонажей мифологии рождали те, которые уже были. И львиная доля текста - это указание кто и кого родил, так что всю "Теогонию" можно поименовать большим древнегреческим роддомом.
Сначала идет несколько поколений богов, пока не доходит до конфликта отцов и детей между Ураном и Кроном. Здесь, наконец-то можно отвлечься от череды рождений, и узнать страшную историю сыновьего предательства, тем более ужасную, что сынуля откромсал папин член, тот член, с помощью которого папа его - сынулю - и сотворил. А потом еще один упоительный эпизод - как из этого отрезанного члена родилась суперженщина и супермодель древности - прекрасная Афродита.
Но после таких пикантных отступлений мы снова возвращаемся к перечню рожденных то теми, то этими. Между фактами рождений новых богов и божков промелькнули битва с титанами и захват Зевсом старшинства в олимпийском мире. Но дальше всё по новой - перечень браков Зевса и его новых детей, потом браков других богов и их детей. Наконец, боги перелюбились во всех возможных вариантах и обратили свой благосклонный взгляд на смертных. С какого-то момента прелюбодеяния со смертными становится трендом среди небожителей, поэтому последняя глава труда Гесиода называется "Браки богинь со смертными". Но грешили этим не только богини, но и боги, один только Зевс немало набедокурил в этом направлении, но его "подвиги" описаны в предшествующих главах.
Так что, повторюсь, если вы в самом деле интересуетесь древнегреческой мифологией, читайте более адаптированные труды, все равно в каждом из них будет полно ссылок на книгу Гесиода, так что, если вы прочтете того же Куна, считайте, заодно вы и Гесиода уже осилили, потому что каждая строчка у Гесиода - это глава, в крайнем случае - полглавы у Куна.
1431,2K
Аноним5 декабря 2024 г.Читать далееКак явствует из названия - Теогония (греч. Θεογονία) - это «происхождение богов». И на самом деле в этой поэме Гесиод описывает как, откуда и когда появились Олимпийские боги, что было до них. Это одна из первых древнегреческих мифологических поэм, ставших известными в европейской литературе.
У Гесиода поэма начинается с обращения к музам, затем идёт повествование о зарождении мира, титанах, богах-олимпийцах и о героях. Мне, будучи немного знакомой с древнегреческой мифологией и прочитав некоторое количество литературных текстов, не составило труда понять, о чем нам повествует рапсод. Однако для человека, впервые решившего прочитать что-то из древних греков и не отличающего Геракла от Гефеста, могут быть трудности. Даже не в том дело, что одного героя могут именовать разными именами (например, Зевс=Кронион=Кронид=Дий и т.д.), а скорее от большого количества событий и имен на один печатный лист! Это ведь не шутка – рассказать все события от сотворения мира (когда был Хаос) и до воцарения Олимпийских богов и чуть далее. Тут не один век прошел!
Честно говоря, я думала, что будет сложно воспринимать, но нет, читается очень гладко и интересно. Наверное, тут стоит ответить заслугу переводчика Викентия Викентьевича Вересаева. Я, конечно, с другими переводами не сравнивала и древнегреческого не знаю, но, как мне кажется, у него получилось приблизить оригинал к нашему восприятию, человеку мало знакомому с мифологией можно разобраться кто кому отец, сват и брат. Не сразу, конечно, но можно.48199
Аноним4 февраля 2015 г.Читать далееТут Гесиод вещает о рождении праотцов всего сущего — от титанов до богов, в частности о богине красоты он пишет следующее:
Член же отца детородный, отсеченный острым железом,
По морю долгое время носился, и белая пена
Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась.Так что, все — член, как говорил Фрейд. Помимо перечисления коленей божественных, их переписи, что "Числа" Моисеевы, автор рассказывает историю становления правительства Олимпа, путч Зевсом устроенный супротив отца родного, который его любил очень-очень, что чуть не сожрал. В целом, семейно-бытовые отношения олимпийцев не являются примером морали, отсюда и людские недоделки, видимо — инцест, скотоложество, войны и прочее. Но, любителям всего мифического — советую.
14706
Цитаты
Аноним29 ноября 2013 г.Женщин губительный род от нее на земле происходит.
Нам на великое горе, они меж мужчин обитают,
В бедности горькой не спутницы — спутницы только в богатстве.61,5K
Аноним29 ноября 2013 г.С братом Смерти, со Сном на руках, приходит другая -
Гибель несущая Ночь, туманом одетая мрачным.
Там же имеют дома сыновья многосумрачной Ночи,
Сон со Смертью — ужасные боги.2769
Аноним29 ноября 2013 г.Вышли навстречу Титанам они для жестокого боя,
В каждой из рук многомощных держа по скале крутобокой.
Также Титаны с своей стороны укрепили фаланги
С бодрой душою.2725
Подборки с этой книгой

Западный канон Гарольда Блума
venusinhell
- 588 книг

Оборотная сторона классической литературы
ostap_fender
- 308 книг

Библиотека религиоведения. Религия. Мифология. Вера.
Anglana
- 1 143 книги

100 Главных произведений античной литературы
AlexAndrews
- 106 книг
Моя книжная каша
Meki
- 16 163 книги






















