
Ваша оценкаРецензии
Аноним4 декабря 2015 г.Читать далееЖил ты жил себе в своей глиняной землянке, в ус не дул, тем более, что и усов-то у тебя, чернокожего нигерийского мужчины в самом расцвете сил, никогда не было. Зато было несколько жён, несколько детей, уважение общества, богатая история предков и огромное поле ямса. Ещё бы сынуля был огурцом, вообще ништяк, но не может же всё быть идеально. А тут приходят какие-то белокожие на железных конягах с круглыми ногами и говорят тебе, что ты лох и неудачник, всё всегда делал неправильно, жил неправильно, и предки твои жили неправильно, богов никаких нет и духи мироздание не пронизывают. Как же это не пронизывают, если у твоей жены злой дух ребёнка чуть ли не десяток раз возвращался с того света, чтобы её измучить, а потом коварно помереть? А Нечистый лес? А племенные титулы? Как же это мы столько лет без вас, белокожих поганок, жили спокойно неправильно и было нормасики, а тут сразу всё меняй?
Был могучий воин, несущий в груди огонь предков, а потом не стало, бледнокожие дьяволы его сгубили. Не по-мужски, в открытом бою, а исподволь, по-женски. Даже семилетнее изгнание мужика не сломало, а тут... Эх. Укатали сивку.
Прогресс и просвещение, это, конечно, хорошо. Лекарства, еда, новые тряпочки и сельскохозяйственные ухищрения, чтобы ямс был огого — всё это не повредит. Но с другой стороны, зачем же под эту рельсоукладочную машинку утаптывать и все остальные культурные традиции целого народа? Что вам, белым, дела до того, в каких богов верят чернокожие нигерийцы, чьи верования, может быть, древнее ваших? Почему ваша культура обязательно лучше? Жили они без паровозов и церквей столько лет, и никто не жаловался. Цивилизацию не надо прививать топором и плёткой, иначе это уже не цивилизация, а самое настоящее варварство в овечьей шкуре.
Этнографический материал - плюс, исторический замолченный материал - плюс, язык - плюс, главный герой - плюс, актуальность темы национального самосознания - всегда плюс. А то, что книжка крошечная, так это так и надо. Незачем словеса до небес плести, банановые деревья кто за тебя обрезать будет, Пушкин что ли?
1253,1K
Аноним12 декабря 2023 г.Кровавый алмаз литературы
Читать далееА сейчас поговорим о моей прочитанной книге «Все рушится» нигерийского классика Чинуа Ачебе. Книга является первой в составе, так называемой «Африканской трилогии». Также в этот цикл входят такие книги, как «Покоя больше нет» и «Стрела Бога». Но, наверное, с ними я уже знакомиться не буду, сейчас попробую объяснить почему.
В книге перед нами предстают несколько деревень с их людом, где-то в Африке, до прихода европейцев с их непонятной и легко навязываемой религией. И тут сразу объясню почему же мне книга не зашла. Прочитав аннотацию, где как раз сказано, что жили-поживали люди, молились своим богам, возделывали землю и соблюдали обычаи, а тут вдруг пришли европейцы, настроили храмов и давай заставлять людей челом бить. Ну и на основании выше сказанного я и ожидала сюжет, где есть «черные дикари» и есть светские люди, набожные люди (что-то типа пуритан), которые в определенный момент истории находят друг друга и давай соперничать, образно говоря. Что же по факту. 80% книги — это описание быта темнокожих во всех мельчайших подробностях, как у них устроена власть и порядок, какие у них обычаи, в какие знамения они верят, как растят детей и прочие вещи, которые составляют жизнь обычного человека. Вопрос веры и прихода иноземных захватчиков затрагивается вскользь и урывками. Да, где-то слышали, что в других близ лежащих землях появились «белые», что они строях храмы в запретных землях и негодяи-соплеменники переходят на их сторону. Ну а что в этой ситуации стоит ждать од дикарей? Конечно кровопролития и насмешек. Но, к сожалению, такой важной части истории уделено порядка 20% книги.
Но я не буду отрицать, что произведение написано хорошо, слог автора легок. Другое дело, что ожидание и реальность разошлись в моем случае. Но для поклонников подобной литературы, книга станет просто алмазом.
1118K
Аноним8 мая 2022 г.Читать далееАфрика до прихода колонизаторов. Жизнь, быт, традиции народа ибо. Традиции зачастую жестокие и страшные: близнецов нельзя оставлять, их сразу после рождения нужно выбросить в Лес; человека, умершего от тяжелой болезни нельзя предавать земле, дабы не заразить землю, его тоже в Лес, на гниение и растерзание животными; плененного ребенка можно сделать практически приемным сыном, а потом просто убить, ибо так пожелал великий бог... Но при этом сильные родовые и кровные узы, вполне счастливая по африканским меркам жизнь - было б вдоволь ямса да послушных жен и детей, и жизнь прекрасна. Но даже и здесь есть противостояние отцов и детей: Оконкво - отец, олицетворяет собой старый мир, приверженность традициям, его старший сын Нвойе - это новый мир, просвещение, которое несут колонизаторы. Но так ли уж прекрасен этот новый мир? Далеко ли он ушел от жестоких обычаев ибо? Очень часто это зависело от самого проповедника - миссионера, от его деятельности и методов. Если цивилизацию нести с наказаниями и плетками, то это уже и не совсем цивилизация, коль применяются варварские методы. И так ли уж нужны были народам Африки ценности и правила белых людей? Ведь они столько веков прожили в единстве и единомыслии, прожили дружно, почитая заветы предков. Нужны ли были на их землях бесцеремонные белые люди, которые надели маску превосходства и цинично все растоптали?
Этот небольшой роман, ставший дебютным для Чинуа Ачебе, рассказывает о народе автора, ведь он - выходец из ибо, хотя и родился в семье, уже давно обращенной в христианство. Роман живой и очень атмосферный, показывающий культуру и уникальность народа ибо, уничтоженные алчными белыми людьми.1051,7K
Аноним6 марта 2022 г.Благими намерениями...
Читать далееДействие романа происходит в Западной Африке во второй половине XIX столетия, что уже само по себе становится интересным. Действующими лицами являются представители народа игбо и, в первую очередь, Оконкво - главный герой романа.
Шаг за шагом читатель знакомится с непривычным и весьма экзотичным внутренним миром жизни племени, его укладом, обязательно включающим в себя особые обряды и традиции, отличные от европейских, за чем порой интересно наблюдать со стороны, но навряд ли захочется испытать на себе и фольклором, рассыпанным щедрой рукой по страница романа.
Практически две трети повествования - это неспешный рассказ о перипетиях жизни главного героя, через которые читатель имеет возможность познакомиться с устоявшейся жизнью племени, пока не пришёл белый человек, а вместе с ним и разрушение всему привычному, родному, близкому и понятному.
С этого момента повествование значительно ускоряется, словно действует согласно пословице: ломать не строить, увы... То, что создавалось на протяжении длительного времени практически в один миг оказывается погребённым под завалами истории, а вместе с ними и человеческие жизни, их мечты, надежды и чаяния.
Одновременно с разрушением жизненного уклада целого племени оказывается разрушенной и жизнь одного человека, в миг обернувшаяся трагедией и потерями. Тем не менее за всем происходящим чувствуется связующая нить времен и преемственность поколений племени.
На сравнительно небольшом объёме писателю удалось познакомить читателя не только с жизнью своего народа, но и с теми проблемами, которые всегда неизбежны, когда насильно пытаются что-то насадить, скорее в угоду себе, чем другим. Не зря сказано: благими намерениям выстлана дорога в ад, к сожалению.982,8K
Аноним18 августа 2025 г.Читать далееЕсли вы ищете для себя что-то очень сильно необычное, то "Все рушится" перекроет все ваши потребности. Тут у нас и африканский автор, получивший Букеровскую премию, и сюжет, недалеко уходящий от исторических событий, и флер разных верований и религий. Я такое ещё не читала и осталась максимально довольна своей находкой.
Повествование завязывается вокруг главного героя Оконкво, обычного мужчины из племени игбо. Жизнь его ничем не примечательна и совсем не интересна. По меркам его племени. Ну, хотя особенности все-таки есть. Он силен, смел и пользуется уважением у соплеменников. На этом, пожалуй, и все. Но если посмотреть на Оконкво со стороны цивилизованного человека, то можно найти вагон и маленькую тележку странностей. Наш герой имеет трех жён, верит в духов, пьёт пальмовое вино из черепа своего врага и ест странную еду. Обычаи племени игбо расписаны на страницах во всей красе, и все они показывают читателю совсем другой мир и тип мышления.
Но все меняется, когда на земли игбо приходят христиане. Новая религия поглощает божеств игбо и племя разрывает от противоречий. И хоть до этого все события в книге казались тебе дикостью, они как будто были частью одной общей красивой картины, которая потускнела под светом Божьим.
"Все рушится" по настоящему великолепное произведение. Но оно такое не благодаря сюжетной линии, а благодаря культуре, запечатленной на страницах. Буду надеяться, что у автора есть ещё что-то на эту тематику, и я ненадолго прощаюсь с игбо и их увлекательным бытом.89402
Аноним13 марта 2024 г.В чужой монастырь со своим уставом не ходят
Читать далееВ своей самой читаемой и переводимой книге «Всё рушится» нигерийский писатель Чинуа Ачебе погружает читателя в жизнь народа игбо – такой, какой она была до прихода белого человека и – немножко – какой стала после.
В центре повествования – Оконкво. Сын непутёвого отца, пьяницы и должника, он всю жизнь пытался выбиться в люди – стать достойным представителем племени, занять высокое положение в его иерархии. И в целом ему это удалось: муж трёх жён, отец нескольких детей, прославленный храбрый воин, уважаемый члена общества. У него есть свои горести. Например, сын Нвойе – слишком мягкий для мужчины, похожий на деда. Но есть и свои радости – дочь Эзинма, которой следовало родиться мальчиком.
Вся жизнь подчинена ритуалам, многовековым традициям. Некоторые из которых не поддаются логике, но исполняются многими поколениями, а потому – не подвергаются сомнениям. Рождаются близнецы – родители беспрекословно относят их в Поганый лес, оставляя на смерть. Дети женщины умирают в раннем возрасте – это вновь и вновь перерождается злой дух. Чтобы его отвадить, нужно изуродовать выбранное им тело. Поэтому очередного новорождённого женщина отдаёт представителям племени для выполнения ритуала. В семье мужчины несколько лет живёт мальчик из другого племени, ставший ближе собственного сына, но приходит Оракул и говорит, что его нужно убить – и мужчина подчиняется. С позиции морали западного общества это кажется варварством, но для игбо – часть привычного течения жизни. Вместе с тем в текст вплетены местные сказки, описания кухни, быта, повседневных ритуалов, вроде сватовства, свадьбы, похорон, различных празднеств.
Читается очень увлекательно – несмотря на довольно противоречивого главного героя, жёсткого не только к себе, но и к семье.
Вероятно, в глубине души Оконкво не был жесток. Но вся его жизнь определялась собственным страхом – страхом проявить слабость и оказаться несостоятельным.По-моему, «Всё рушится» – отличный пример книги, к которой не стоит подходить с позиции оценки, ставя во главу угла собственные принципы морали. С чего мы вообще взяли, что наш образ жизни и мышления является единственно правильным – как это когда-то решили миссионеры, пришедшие в Нигерию, чтобы навязать свои понятия о чёрном и белом.
Интересно, что сам автор подходит к вопросу колонизации с разных сторон – и, кажется, не занимает чью-то сторону, а даёт читателю самому порассуждать на поднятые темы. И, на мой взгляд, именно эта неоднозначность является главным достоинством романа.
665,8K
Аноним14 ноября 2022 г.Пока они не пришли
Читать далееНачитавшись отзывов и аннотации, я всё ждала и ждала, когда же они придут, эти завоеватели, те самые европейцы. По ходу довольно долгого развития сюжета до дня икс читатель знакомится с жителями Девяти Деревень на примере одной семьи. Одного небольшого клана. И у читателя полно времени вынести свой суровый осуждающий вердикт – дикари. Пока не приходят Они.
Сюжет строится на вымышленной, но наверняка правдоподобной истории о том, как племена в Нигерии жили своим укладом, несли свою веру, хранили традиции, видели добро, зло, предзнаменования и деяния богов. Их уклад описан правдоподобно. Неспроста, это ведь родина Чинуа Ачебе, ученого профессора, ныне живущего (то есть жившего) в США.
Всё же находиться в развитии – это естественное поведение общества. Другой вопрос на какой скорости. У каждого она своя. И экстремальные броски в незнакомое будущее, навязывание своих идей сейчас принято называть насилием. И в тот момент, когда в Девять деревень приходит так называемая цивилизация всё оборачивается на сто восемьдесят градусов. И уже не жители племени со странными именами из пяти согласных букв без гласных вообще, кажутся жестокими, а именно жадные белые люди, всё разрушающие на своем пути, вызывают злость и осуждение.
Как сложилась бы их судьба, если бы не было миссионеров, были бы они до сих пор в банановых листьях вместо одежды, носили бы бусы на лодыжках в знак статуса, убивали бы своих близнецов, что бы они думали, видя пролетающий над собой самолет? Думаю не стоит дальше раскручивать нить истории и вспоминать о геноцидах, войнах и так далее.
С такой маленькой песчинки начинается круговорот истории. Сначала нам кажется, что они не такие как мы и они достойны лучшего, а затем происходит нечто, что уже не остановить. И Петр Первый резал бороды, как говорится. А нам остается только сожалеть о судьбах покоренных племен, где бы они не находились. И уповать на опыт, который будет учтен в будущем.
641K
Аноним17 апреля 2021 г.Читать далееЭто книга для меня у автора первая, но обязательно обращусь к нему ещё. Уж больно хорошо он пишет!
Вторая половина 19 века (хотя ни год, ни век не указаны в книге), некая территория в Африке. Оконкво - один из самых богатых людей в деревне. Именно он становится центральной фигурой всего повествования. Сначала сюжет развивается ну очень плавно. Писатель подробно знакомит читателя с бытом и обычаями своего края. Тут есть место и суевериям, и ритуальному убийству, и злым духам. С каждым словом я невольно проникалась симпатией и к этому народу, и самому Оконкво - такому сильному и морально, и физически.
Но все меняется, когда приходит белый человек. Первый был убит, но пришли другие. А за ними потянулись и миссионеры, сея смена раздора. Так, шаг за шагом были порабощены великие сыны Нигерии (её, конечно, ещё не было!).
Оконкво показан непримиримым борцом за независимость своей деревни, за отстаивание своего благополучия. Он готов рискнуть всем, но готовы ли другие?611,1K
Аноним28 декабря 2021 г.Трагедийность традиции или традиционность трагедии?
Читать далееЗамечательная книга почти под финал года, совершенно случайно выбранная. Написана в конце 1950-х, в аккурат накануне масштабного африканского освободительного движения, и в ней есть всё, чтобы быть обречённой на бест-селлинг. Во-первых, экзотика с массой непридуманных деталей, экзотика изнутри. Не столько для оправданния доколонизационного уклада, сколько показа его как есть, без извращения логики, но и без прикрас. Это не киплинговская романтизация "бремени белого человека", не верноподданническая отмазка перед цивилизованным миром за англо-бурскую войну Конан Дойла, ни нагнетание до тотального ужастика Джозефа Конрада - Африка здесь предстаёт совсем другой. Да, дикой с белой точки зрения, но абсолютно логичной с позиций вековых традиций. Даже христианский миссионер поражается внутренней логикой местной веры и умением местных адептов полемизировать, от чего собственная собственная предстаёт напрочь противоречивой. Детали уклада, кастовость, божий суд, строгое размежевание мужского и женского начал, своеобразный домострой, традиции гостеприимства и объявления войны, и многое другое. А ещё многочисленные сказки, песни, пословицы, ставшие мощным риторическим оружием.
Это во-вторых — узнаваемые общечеловеческие переживания с оглядкой на вышеозначенную экзотику. Может она нечто большее и близкое, чем издержки «усмирения диких племён»? Дать читателю возможность задуматься: как бы вёл себя я, живи я в подобных условиях, — беспроигрышный приём, на мой взгляд. В Центре романа образ Оконквы, противоречивый, но вместе с тем цельный и даже всецелый. Всю жизнь он лезет из кожи, чтобы не прослыть таким же ничтожным человечишкой, как его отец. И преуспевает, став одним из наиболее уважаемых соплеменников, хоть его не минует конфликт отцов и детей, уже в отцовской ипостаси. Он всячески подавляет в себе то человеческое, что может пойти в разрез с традицией. Традиция - превыше всего. И в этом его трагедия (слово с тем же началом и концом). И как ни крути, это трагедия всего народа. Хоть он и оказывается фактически в одиночестве, в чём вовсе не его вина, и не находит выхода. Очень сильный и густой роман, можно долго обсуждать, автор заинтересовал и весьма.
Иллюстрации Н. Гришина для коллажика взяты из старого издания 1964 года («И пришло разрушение...»). Там есть ещё неплохое послесловие Вл. Вавилова. Пара слов об озвучке Станислава Иванова (в новом переводе И. Дорониной 2020 г., не слишком отличающемся от прежнего). Приятный тембр, динамичная подача. Порой увязает, правда, в интоннационных красивостях. Но воспринимается отлично. Иногда попадается неточное ударение, но почти незаметно. Одно только бесило страшно: во всех косвенных падежах слова "ямс" ударение упорно делалось на окончание (ямса́, ямсо́м, ямсу́, ямсе́), то же в производный вроде "ямсо́вый". С чего Стас решил, что это должно быть так - непонятно. Пару раз ладно, но когда это основная культура и в тексте слово встречается не меньше сотни раз, подобная вольность - перебор. Можно было и справиться со словарём - корона бы не упала. А так остался некоторый неприятный осадок и подозрение на самолюбование и безапелляционность.
601K
Аноним26 мая 2019 г.Закат культуры африканских племен
Читать далееЧинуа Ачебе в своем небольшом романе сумел рассказать очень многое. Он нарисовал для читателя яркую и образную картину быта нигерийских племен. А далее - приход миссионеров, принесших с собой новую религию и свои порядки. Несмотря на то, что белый человек вроде бы несет просвещение и закон, всё равно остаёшься на стороне дикарей, так как это целая культура, со своими особенностями, традициями, пусть и жестокими, богами, ритуалами, праздниками. Самобытная культура, которая стирается колонизаторами, насаждающими свою культуру и веру, а также законы своей королевы.
Автор показывает жизнь африканских племен на примере Оконкво - воина и одного из самых уважаемых людей клана. Девять деревень живут, как и любое другое поселение - занимаются земледелием и скотоводством, растят детей, трудятся всеми семьями на своих полях, отмечают праздники и свято чтят традиции и своих богов. Так как боги древние, то и магия своя присутствует. Очень живописно описана сцена, где Нечистый лес является и говорит с духами предков. И это всё существует. Это жизнь и дыхание этой земли, народ которой с ней един. Не зря именно богиню земли более всего почитает народ племени, где родился и вырос Оконкво.
Интересная книга. Не только самой судьбой Оконкво и его соплеменников, сколько описанием культуры и традиций племен, что жили на территории современной Нигерии. Многие законы племен могут показаться слишком жестокими и дикими. Например, рождение близнецов считалось чем-то нечистым, поэтому их уносили в нечистый лес. Или изгнание в случае непредумышленного убийства. Или как нормальное воспитательное явление избиение жён и детей. Но несмотря на эти "ужасы" в традициях этих есть и своя мудрость. Жизнь у племен легкой не назовешь. А какова жизнь, таковы и законы. Люди сморят на природу и её силы, оттуда и черпают свою мудрость и свою силу. Поэтому, когда на эту землю приходят миссионеры, появляется от текста гнетущее чувство какого-то умирания. На твоих глазах гибнет культура. Понятно, что цивилизация - это хорошо. Это закон, это порядок, это более высокие моральные ценности. Но для всех ли? Уже то, какими методами действуют разные пастыри, показываются разные личины этой самой цивилизации: отец Браун, который действовал бережно, через убеждения и компромиссы, и отец Смит, который не испытывал ни малейшего желания считаться с чувствами каких-то дикарей, ведь в вопросах веры не может быть никаких компромиссов. А бескомпромиссность редко когда приводила к чему-то хорошему. Не в таких тонких вопросах. Ещё очень показательным моментом является то, что на сторону белых первыми переходили те, кто считался в своем племени изгоями, те, кто потерял уважение, те, кто считался неудачниками. Вот и бежали к новым богам, пытаясь вымолить себе счастье, но абсолютно не вникая в суть веры. Но именно из них создалась первая новая община. Именно так был вбит клин между соплеменниками. А за миссионерами и власть пришла, чтобы окончательно искоренить старые, дикие устои.
Может показаться, что это тяжелая книга, но нет. Это просто хорошая книга. Чинуа Ачебе рассказал об истории африканского народа, но сделал это без надрыва и нерва, красиво, спокойно, с чувством любви к своей земле и истории её народа. Конец книги трагичен и печален. Но в этом противостоянии и не могло быть иначе, ведь понятно на чьей стороне сила, против которой бессильны и древние боги, и духи рода.
562,4K