
Ваша оценкаРецензии
Sovushkina13 июня 2021 г.Гибискус твоего сердца однажды расцветет
Читать далееЧитая это произведение, я невольно каждый раз сравнивала его с "Замком Броуди". Только тут к тирании отца добавляется еще и религиозный фанатизм, которым так легко и просто прикрывать свою жестокость и насилие в семье.
На фоне политической нестабильности в Нигерии автор рассказывает своему читателю о семье. Они очень нескромно богаты, хотя глава семьи, Юджин, заработал деньги честным трудом. Его семья была очень бедна, но благодаря образованию и миссионерам, он смог встать крепко на ноги. Исключив при этом из своей жизни родного отца, потому что тот "язычник и безбожник". У него есть жена и двое детей - старший Джаджа и младшая Камбили. Они уже подростки, между ними тесная братская связь, они научились понимать друг друга без слов, взглядами. Потому что в своем огромном и богатом доме они пленники, не имеющие никаких прав, но при этом у них куча обязанностей. Уклониться от обязанностей нельзя, ведь это может огорчить или, что еще хуже, опозорить отца. Например, заняв по итогам учебы не первое, а второе место, можно просто лишиться пальца на руке...
Я, наверное, в силу своего менталитета, никогда не смогу понять их мать, Беатрис. Да, твоего мужа боготворят родственники и соседи, еще бы - он их денежными подначками всех купил, всю их любовь и восхищение. Но как можно терпеть так долго издевательства над собой, над своими детьми? Как по мне, так уж лучше жить на хлебе и воде, как их тетушка, но при этом не бояться шагов по лестнице, не вздрагивать от каждого шороха, задержавшись у дедушки - язычника дольше разрешенных 15 минут. А кипяток, который льется детям на ноги в наказание? Почему ты с таким смирением все это принимаешь и учишь этому смирению своих детей? Неужели только избиение твоего ребенка до смерти сподвигнет тебя однажды на крайние меры?
Самих сцен насилия в книге практически нет. Все происходит тихо и чинно за закрытыми дверьми. Читатель видит лишь последствия. Но пропитанный страхом рассказ девочки и без того встает перед глазами очень красочно и с подробностями. И это добрый христианин? Который все свои поступки оправдывает словами "на все Божья воля"? Это вот как раз одна из причин, по которой я агностик. Ну не может, никак не может быть замечательным то, что навязывалось через кровь, геноцид, крестовые походы, насилие, уничтожение самобытности покоренных народов!
Рассказ Камбили неторопливый и даже порой монотонный, но сдержаться от слез было сложно. И хоть к финалу девочка научится улыбаться, но после прочтения остается очень тяжелый осадок. Как же бесит, когда насилие прикрывается религией! И не суть - христианство это, ислам, или еще какая... Ведь так просто свалить все на некоего бога и его волю, когда от удара кулаком в живот у жены происходит очередной выкидыш. Ведь потом можно помолиться и вновь стать ласковым мужем, прижимающим голову жены к своей верующей груди...
И ведь есть, есть в Нигерии и иные семьи. Взять хотя бы семью сестры Юджина. Главы, которые описывали события в ее доме, читались с большим интересом, открывали для меня неведомые страницы быта. Я впервые читала этого автора. И, думаю, что вскоре продолжу знакомство с ней.1112,3K
varvarra6 марта 2021 г.И ещё раз о вере без любви.
Читать далееКогда твой отец занимается благотворительностью, отправляет огромные пожертвования детским больницам, детским домам, домам ветеранов и все называют его omelora, что обозначает "тот, кто много делает для людей"...
Когда твой отец настолько набожный, что посещает все мессы, занимая место в первом ряду и первым же принимая причастие...
Когда твой отец смело заявляет о продажности политиков, ратуя за демократию, а в газете его благодарят как "честного, достойного человека исключительной отваги"...
Когда мама каждый раз повторяет, что отец несет на себе столько, сколько не вынесет ни один мужчина...
Разве можно после всех этих утверждений вдруг кому-то заявить, что отец деспот и фанатик, держащий семью в страхе, превративший дом в богатую тюрьму со строгим расписанием и незыблемыми правилами, где любое неповиновение и инакомыслие карается?!
Никто и не покушается на прописанные тираном "истины", стараясь всячески угождать словами и делом. От шестнадцатилетней Камбили постоянно слышишь: "Я пожалела, что эти слова сказала мама/брат, а не я" - так ей хочется понравиться папе, добиться от него одобрительного взгляда...Слушать эту книгу было настолько сложно, что приходилось заставлять себя каждый раз возвращаться к сюжету, к событиям в семье и стране. Нигерия переживает не лучшие времена, многих вынуждают на отъезд из страны.
Уезжают образованные люди, те, у кого есть потенциал что-то изменить. Остаются те, кто слаб. А тираны продолжат править, потому что никто не способен им противостоять.И всё-таки, история юной Камбили, несмотря на всю болезненность абьюзивных отношений в семье и сложную политическую обстановку в стране, об освобождении.
То ли сама Нсукка обладала способностью "освобождать что-то глубоко внутри тебя, что-то, что потом рвется наружу, выходя из горла песней свободы"; то ли отношения в семье тётушки, где дети имели право не только высказывать собственное мнение, но и отстаивать его; то ли первая любовь и лиловый цветок гибискуса; то ли... Не буду гадать, но однажды Камбили услышала собственный смех...Книгу слушала в замечательном исполнении Винокуровой Надежды - с правильно выдержанными интонациями, без эмоционального переигрывания.
913,1K
DracaenaDraco17 февраля 2023 г.Читать далееПовествование в романе ведется от лица шестнадцатилетней Камбили. По факту это классический роман взросления на фоне нестабильной экономической и политической ситуации в Нигерии и семейной драмы. Отец Камбили, Юджин, - уважаемый член сообщества, богатый бизнесмен, католик, благодетель для многих угнетенных. Но в семье он - тиран, подвергающий свою жену и детей физическому и эмоциональному насилию. Привычный ужасающий миропорядок (в котором нужно угадывать настроения, беспрекословно подчиняться всем требованиям, никогда не отступаться от невыполнимых требований) нарушает пребывание в доме тети Ифеомы. Другая модель воспитания, принципиально иные взаимоотношения и стиль общения, распорядок дня - все это переворачивает картину мира Камбили и ее брата Джаджы. Впервые встретив искреннюю заботу и участие, оба подростка буквально расцветают: учатся быть более открытыми, осознавать свои желания и чувства, да просто улыбаться, когда хорошо и радостно на душе. Для Камбили это время становится еще и опытом первой влюбленности (к молодому священнику, отцу Амади).
Сюжет этого романа не обременен обилием событий или какими-либо неожиданностями. Нет, это очень плавное, слегка меланхоличное повествование. Об ужасах детства, проведенного в страхе; о семье; о столкновении религиозного и мифологического миров; о насилии и его ликах. Не вдаваясь в подробности, спешу обнадежить: финал у этого романа все же благоприятный (по крайней мере для Джаджы и Камбили). Отдельно понравилось то, что из текста можно почерпнуть немало информации о Нигерии, ее истории, традициях, верованиях, быте, природе, кулинарии. Пожалуй, роман не стал откровением, выстрелом в сердце тоже не стал, но прочитала с большим интересом. Знакомство с прозой (а у Адичи я до этого читала только ее эссе We Should All be Feminists) считаю удачным и к творчеству этой писательницы еще обязательно вернусь. Если же вас не пугает тема домашнего насилия, большая доля религиозного и религиозности в повествовании, если хочется из первых рук узнать что-то о Нигерии - читайте.
83663
OksanaBB16 мая 2021 г.Читать далееЕщё когда только начинала книгу, знала, что мне понравится, потому что так же было и со всеми ранее прочитанными романами Чимаманды Нгози Адичи, так вышло и на этот раз. Более того, данный роман точно войдёт в мой список лучших книг года. И единственное разочарование у меня в том, что теперь у этой писательницы у меня прочитано всё, а сколько ждать очередную новинку, неизвестно.
Как и во все романах Адичи, действие снова разворачивается в её родной Нигерии, что, собственно, изначально и привлекло меня к её творчеству - возможность взглянуть на жизнь в этой совершенно не знакомой мне стране, на людей с абсолютно другой историей, обычаями и менталитетом.
А жизнь в Нигерии совсем не сахар. Там и войны, и коррупция, и нищета. Но, конечно, есть и прослойка общества, которая живёт припеваючи, как, например, семья главной героини этого романа, Камбили. Её отец - издатель популярной анти-правительственной газеты, человек богатый и суровый, а также очень, до крайности религиозный. До такой степени религиозный, что на этой почве может избить и покалечить и жену, и детей, если они в чём-то, в его глазах повели себя неподобающе.
Камбили и её старший брат Джаджа растут в полном повиновении отцу-тирану, который контролирует каждую минуту их существования. Под запретом абсолютно всё, а разрешается только учёба (причём надо быть лучшим в классе, иначе отец в наказание выльет им кипяток на ноги!), и молитвы.
Поэтому возможность погостить у тёти Ифеомы, сестры отца с совершенно иными, свободными взглядами на жизнь и религию, открывает Камбили и Джадже глаза на многое, чего они были лишены в своей жизни.
Роман получился великолепный, берущий за душу, и даже сложно поверить, что у писательницы это дебютная работа. Настолько жутко прописаны сцены домашнего насилия и насколько искренне показано, как брат с сестрой всё-таки потихоньку выбираются из этого кокона, в который их загнал отец, как они открывают для себя свободу, не только в мыслях, но и в поступках.
Если сравнивать с другим романом Адичи, Половина желтого солнца , этот, возможно, не такой трагичный и масштабный, но, затрагивая эту острую тему семейного насилия, он тоже не оставляет читателя равнодушным к происходящему. А до чего красивый у Чимаманды Нгози Адичи язык, волшебный, обволакивающий! И то, как она проводит аналогию между цветущим цветком гибискуса и любовью - это так тонко и прекрасно. Этот роман меня полностью покорил.
79709
BreathShadows25 апреля 2019 г.Читать далееВ своей дебютной книге, Адичи затронула множество проблем - отношения родителей и детей, домашнее насилие, религиозный фанатизм, контраст богатства и бедности, немного феминизма и государственные перевороты, когда за правду жестоко наказывали, а то и убивали. Все они очень органично переплетены и приправлены нигерийским языком, культурой, бытом и традициями. Книга вышла очень колоритной и атмосферной.
Повествование ведётся от лица Камбили. На первый взгляд у неё счастливая жизнь: она живёт в богатой семье, ходит в лучшую школу, хорошо питается и одевается. У неё есть старший брат - Джаджа, они понимают друг друга с полувзгляда, любящая мать и отец, которого все уважают. Но за этой ширмой скрываются насилие, страх, домашняя тирания. Дети не понимают этого, и считают такую жизнь нормальной, пока не отправляются погостить у своей тётушки Ифеомы. Только там они узнают, что бывает другая любовь, без страха и насилия.
Книга читается интересно и легко, (единственное, что смутило - большое количество опечаток) не смотря на всю тяжесть затронутых проблем. Но меня серьезно "бомбануло" от отца Камбили - Юджина. Я даже представить не могу, как можно сломать тяжелый, деревянный столик об живот собственной жены. И больше всего в Юджине, как и вдругих религиозных фанатиках, меня бесят не столько их действия, сколько их оправдания. Приведу пару примеров из книги: ты избил беременную жену, у неё произошёл выкидышь. Ты не виноват, виновата жена, она в чём-то согрешила и Бог лишил её ребенка. Бог, а не ты. Во всём воля Его. Другой пример: дети не заняли 1-ое место в школе - они согрешили - нужно облить их ноги кипятком. Ведь Бог недолен ими. И последний пример: дочь сохранила нарисованный кузиной портрет родного деда, который жил и умер язычником. Это грех, нужно избить её железными подошвами ботинок до полусмерти, а в больнице рассказывать байки о несчастном случае. При этом остальные подвергаются насилию за ложь, или умалчивание правды, ведь это грех. Но ему врать можно. На таких моментах мне хотелось влезть в книгу и вбить ему в голову какой это грех подстраивать Библию под себя!
В целом остальные события книги прошли довольно таки ровно... Я немного удивилась любовной линии, у которой так и остался открытый финал. И финал. Он печален, но от него веет надеждой на лучшее. Ах да, меня ещё шокировала мать, не ожидала я от неё такого поступка в конце, я даже не подумала на неё, пока она сама не призналась...
71763
JewelJul1 октября 2023 г.Оле, оле, это просто слезы...
Читать далееСтранная какая-то книга. Меня очень-очень зацепило начало, книга вообще оказалась на триггерную для меня тему: абьюзивная семья в Нигерии, что для меня куда как экзотика, отец-тиран, насилие над детьми да плюс еще в качестве вишенки - религиозный фанатизм. Автор прекрасно передает чувства и мысли (в основном навязчивые) девочки-подростка Камбили. Она учится в школе, любит маму и брата, и дико боится своего отца. Папа у нее благочестивый христианин, ожидающий кары небесной и регулярно эту кару предоставляющий детям.
Вот Камбили задержалась у дедушки-язычника на 10 минут и теперь превкушает розги в ванной... Вот она же стала второй в классе по успеваемости... и проваливается в липкий страх неизвестного наказания, нужно же быть всегда первой, Папа, у меня 75 баллов по шкале депрессии, а почему не 100?.. Папочка же не спешит ее наказывать, специально оттягивает этот момент и разъе@ашит дочь в самый неожиданный для читателя момент. Автор настолько хорошо передает липкую и душную атмосферу, что я моментально проваливалась в нее сама, хотя уж кто бы попробовал меня обвинить в 10-минутном опоздании.
И вот отец по счастливой случайности отправляет детей к сестре на паломничество в некую деревню, где по слухам иногда появляется Дева Мария. Адичи здорово нарисовала семью сестры, преподавателя в университете, потерявшей мужа, этакой self-made женщины, феминистки, уважающей семейные и традиционные ценности, но при этом внимательно относящейся не только к своим детям, но и к детям брата. Наверняка ведь у Джаджа, старшего брата Камбили, мизинец на левой руке высох неспроста (да, отец сломал), да и у самой Камбили странные ожоги на стопах. Ну и вдобавок Камбили не разговаривает с посторонними, т.е. попросту дикарка. Сестра Иофена же - чудесная. У нее получилась пусть и неполная, но семья, где все стоят друг за друга горой, и даже жесткие подначки со стороны Амаки, одной из кузин, нужны были чтобы вывести Камбили из ее "дикарства".
Постепенно Камбили оттаивает, начинает общаться с другими детьми, и начинает что-то понимать про собственного отца, но тут приходит пора возвращаться назад. И тут, во второй половине, автор довольно топорно начинает пытаться в символы, мол, во дворе к отца-тирана-богача (кстати, да, отец-тиран на поверхности тот еще лапушка, владелец нескольких фабрик, газеты, противостоит диктатору после военного переворота, весь такой филантроп и благотворитель) растут только кроваво-красные гибискусы, а тетушка подарила детям лиловые, те их посадили в саду, ждут пока вырастут, ой, что же будет.
Ну, на самом деле, я тоже ждала, что же будет, каким будет этот бунт, и какова будет реакция отца, но финал у автора не вышел совсем. Как-то Адичи сама не определилась, почему же нужно ненавидеть отца. По ее посылу вроде как наоборот, его нужно было пожалеть, ведь он такой филантроп, жертвовал свое богатство церквям и в детские дома, да и дочь любил, как мог, а то, что в зачине было, как он дочери стопы обливал кипятком за второе место вроде как уже и не считается, деньги же пожертвовал. Ну нет, это так не работает. Может быть, автор слилась тут с чувствами персонажа, почему-то ощущение, что книга основана на биографических моментах, а дети своих родителей любят, даже таких козлов. Но мне хотелось кары еще более суровой, кто посмел Камбили обидеть, и жалеть отца в финале я вовсе не собиралась. А потому словила сильный диссонанс, за что и снизила оценку.
Автор замечательно смешала нигерийские этнические мотивы, преподнесла африканский плейлист, который я даже послушала, и мне понравилось, упоминала много верований, еды и даже языка Нигерии - игбо. Ничего не скажу, погружение в культуру произошло. Так что пожытожу, что мне понравилось: бодрый зачин и несколько меланхоличная этническая середина. Действие от лица Камбили как будто было не действием, а наблюдением, настолько пассивной была девочка. Вообще в саундтрек очень бы подошел трек, который ставят для иллюстрации мемов про здания восточной Европы, настолько уродливых, что даже ностальгия пробивает, такой меланхоличный тыц-тыц-транс. Вот и здесь, несмотря на жаркую Африку, мне почему-то было холодно и грустно. Но это было хотя бы как-то. Атмосферно. А вот совершенно никакой финал ситуацию свалил до троечки. То ли радоваться каре небесной для отца, то ли грустить по такому хорошему человеку. То ли будет что-то у Камбили с приходским священником (любовная линия-с), то ли это навроде Поющих в терновнике - загубленная любовь, загубленная жизнь. Ничего ясного.
699,5K
Meres27 апреля 2020 г.Читать далееТретья прочитанная книга этого автора и третья удача! Книга очень интересная, не смотря на то, что тема насилия в семье сама по себе, очень тяжела для восприятия. Самое страшное, было понять, что дети не догадываются, что может быть другая жизнь - не по расписанию, с играми, без жестоких наказаний, которые оставляют глубокий след в психике и на теле. Они не понимали, что может быть иначе и, только приехав в гости к своей тётушке, они открывают для себя другую жизнь. И подкупает в книге как раз не муссирование жестокостей и наказаний, а желание открыть глаза, показать людям тот лучик надежды, что можно любить и понимать друг друга в семье, заботиться и радоваться каждому дню и каждому событию.
Мне нравится, что в своих произведениях Чимаманда Нгози Адичи, наряду с главной темой произведения, поднимает дополнительно множество вопросов, которые актуальны - это и размышления о религии и фанатизме в ней, о уважении к людям, о любви к детям, о понимании в семье, да и о множестве других проблем - мелких и глобальных. А еще, в ее книгах много-много Африки - культуры и обычаев, жары, и запахов, просто неимоверно чувствуется, что автор очень любит свою Родину и переживает за нее.
Книга читается очень легко и очень быстро. Атмосфера романа переносит вглубь страны наполняя эмоциями и сопереживанием, вызывая неимоверный интерес к происходящим событиям, надёжно привязывая читателя к героям. Мне очень понравилось, я буду ждать новых произведений этого автора.67888
julichkaa15 августа 2018 г.Кто ищет, тот найдет
Читать далееПомните, как в Пикнике на обочине говорилось: «Никогда не следует забывать, что в нашем эвклидовом мире всякая палка имеет два конца». Так вот про это в книге. Ты можешь быть религиозным фанатиком, и при этом тираном дома. Это так знаменуется выход за рамки? Ведь фанатизм – это тоже «за рамки». Ты можешь сколько угодно делать пожертвования, но если ты разбиваешь стол о живот жены, то кто ты? Кем будут твои дети? Дети имеют удивительную способность любить даже тиранов-родителей, они будут стараться заслужить довольный кивок родителя, они будут думать, что это проявление любви. Но, как только детство заканчивается и приходит подростковый возраст – любовь резко сменяется ненавистью. И снова крайности. Поэтому важно оставаться посередине палки. То бишь, знаменитая золотая середина, которую испокон веков ищут люди. Но что делать, если с детства ты балансируешь на краю этой палки, пытаясь сохранить хоть подобие равновесия своего внутреннего мира, что если тебе не дают почувствовать вкус «нормальности», не дают и шага ступить к центру? Это о героине и ее брате. Он уже подросток, она на пороге. Удастся ли им найти гармонию и какой ценой? Об этом достаточно интересно описано в романе. Интересные персонажи, их тетушка олицетворяет собой любовь и свободу. Пожалуй, мне она импонировала больше всех. Но единственное, мне немного хватило завершенности, как будто тема символа цветка гибискуса не до конца раскрыта. Хотя с другой стороны, завершенность – это финал. А у героев все только начинается.
661,2K
White_Amaryllis30 января 2024 г.Когда отец - фанатик и тиран
Читать далееЭто хорошая книга. Хотя, наверное, отчасти это обусловлено темой, которая тут поднимается. Вряд ли кто-то может остаться равнодушным к домашнему насилию. Особенно, когда от него страдают не только женщины, но и дети.
По сути это история взросления Камбили. Всё происходящее мы видим ее глазами. Практически осязаемо мы чувствуем, как она боится отца и вместе с тем – как она его любит и насколько он для нее значим.
Как это часто бывает, со стороны Юджин кажется просто идеальным – владелец оппозиционной газеты, богач, занимающийся благотворительностью, бесконечно набожный человек… А что происходит за закрытыми дверями? Кому оно надо… Хотя, выслушивая странные истории детей и их матери о несчастных случаях, сложно не заподозрить истинную причину. Когда вера превращается в фанатизм - это жутко. Хотя любой фанатизм опасен, не только религиозный.
Я вот думаю, а любил ли он вообще своих детей, жену, отца? Автор намекает, что да - ведь он плачет, когда "наказывает" их. Но мне почему-то кажется, что нет.
Пытается что-то изменить и помочь фактически заложникам Юджина только тетушка Ифеома. Она вообще для Нигерии удивительно образованная и независимая. Ну и бедная, разумеется. Но в ней есть доброта и жажда жизни. Поэтому она тянет и своих детей, и дает возможность Камбили и Джаджа увидеть, как бывает иначе – когда по-настоящему любят и заботятся друг о друге, когда личность не подавляют, а развивают, когда счастье и собственное мнение не грех.
Очень здорово показан путь взаимоотношений Амаки и Камбили. Девочки практически ровесницы, но являются полной противоположностью друг друга. И путь от неприятия и непонимания к дружбе прекрасен.
Образ отца Амади один из самых светлых в книге. Человек, который находится на своем месте, способный вести за собой и давать надежду. Религиозный, но не фанатик. Думаю, Камбили будет вспоминать его всю свою жизнь. Как и многие другие люди.
Отдельно отмечу, что в книге затрагивается и политическая тема. Показано время волнений и диктатуры.
В целом, несмотря на очень болезненные темы, книга читается легко. Некоторые сцены приводят в ужас, но не могу сказать, что мне всю душу вынули. Если вы можете читать книги, в которых страдают дети, и вас не смущает политический фон, то с ней точно стоит познакомиться. Экзотическая страна, с обычаями которой немного соприкасается читатель, живые герои, важные вопросы и небольшой объем.64331
bastanall18 января 2021 г.Лиловый цветок свободы
Читать далееНужно время, чтобы понять, что из всего происходящего было борьбой, а что — случайностью. Ничто не было случайностью, кроме, быть может, того эпизода, когда отец угощал своих детей первым глотком чая. Глотком любви, как его называла Камбили. Лишь по какой-то случайности он не угостил чаем своих детей в то Пальмовое воскресенье, после которого Всё Стало Рушиться. И вот теперь попробуйте себе представить масштаб противостояния внутри семьи, если случайным оказывается только несделанный глоток чая, а всё остальное — это либо жест протеста, либо скрытое сопротивление? Каждая фраза насыщенна символизмом и значением.
И Камбили, и Джаджа (её брат), и Беатрис (их мать) поначалу выглядят замороженными и безучастными. Особенно Камбили — рассказчице 16 лет, но первое впечатление — будто читаешь историю 6-летней девочки, настолько она боится подумать или почувствовать «что-то неправильное» — что-то, что расстроит или разочарует её отца. Только Джаджа под влиянием тётушки как будто оттаивает, решается на открытый бунт против отца и побеждает в себе страх. Но нужно дочитать книгу до конца, чтобы узнать, что Беатрис тоже по-своему боролась всё это время. Нужно дочитать до конца, чтобы узнать, что Камбили и любила отца, и боялась его, но сама не понимала свои чувства, пока не полюбила кого-то ещё — тётушку Ифеому, кузину Амаку, кузенов, святого отца Амади, своего дедушку... Новые чувства, знания и впечатления раздвинули границы опыта, открыв девочке глаза на происходящее в её собственной семье, то, что раньше она не смела называть даже в мыслях: насилие. И тогда становится понятно, что ни один жест или поступок девочки, её брата или их матери не был случайным — это была непрестанная борьба за выживание или против насилия, которую герои осознавали в процессе.Насилие было не только физическим, но и психологическим. Многое об этом может сказать тот факт, что Камбили не умела смеяться или улыбаться, пока впервые в жизни не провела какое-то время вдали от дома и отца. За шестнадцать лет жизни у неё не было повода смеяться или улыбаться, понимаете? Да, описанные в романе сцены насилия угнетают, пусть даже описаны они без кошмарных подробностей, а лишь через ослепляющую боль. Но по-настоящему тяжёлым чтение делал неизбывный, постоянный страх, как будто удушающий Камбили изнутри. Или разъедающий, как кислота.
И тем сильнее контраст этой удушающей атмосферы страха с описаниями природы — цветов, деревьев, холмов, запаха ветра, цвета неба, — и семейных сцен в доме тётушки Ифеомы, полных любви, взаимного уважения, заботы и поддержки. Цветок гибискуса стал лиловым не потому, что кто-то наставил ему синяков, а потому что некто с любовью вывел новый чудесный сорт потрясающего цвета, который раньше нельзя было даже представить. Лиловый цветок гибискуса — это чудо, сотворённое любовью, символ внутренних перемен и освобождения. Наверное, именно из-за контраста между удушающим страхом и прекрасными цветами оторваться от чтения было невозможно — при всей его моральной тяжести. Наверное, таким и должно быть чтение глубокой и хорошо написанной книги: оно позволяет ощутить жизнь во всей её полноте, почувствовать красоту несмотря на боль, полюбить героев, даже если их история поначалу казалась тебе не-близкой, не-интересной или не-возможной.
Сперва я хотела в этой рецензии ни разу не назвать отца Камбили по имени — настолько его поступки и поведение злило меня. Если я что и ненавижу в этой жизни, так это издевательство сильных над слабыми. Но чем больше я думала об этом персонаже, тем яснее понимала, что он необычный, и его роль не только и не столько в насилии над семьёй. Началось всё с вопроса, как в одном человеке может непротиворечиво сочетаться истовая вера в Бога и склонность к насилию? Ой, ладно, знаю, что легко. Тем более, что сам он называл свои действия строжайшей дисциплиной: «Господь, дав вам так много, ожидает от вас большего в ответ, он ждёт от вас только высшего результата»…
Персонаж необычен другим: автор делает героя по-настоящему праведником во всём, что не касается насилия. Он и впрямь практически святой. Или даже Бог?.. Да, думаю, второе. Заголовками и прямыми аналогиями автор делает очень красивое сравнение между отцом семейства и Господом Богом, в которого они все верили. Священник в проповеди не только упоминает слова господни, но и превозносит заслуги отца Камбили. Её отец — это Господь Бог. Девочка боится не геенны огненной или страшного суда, она боится разочаровать или расстроить Отца своего, потому что наказание за это последует не после смерти, а уже при жизни. Мальчик бунтует против собственного Отца, но отрекается не только от него, но и от веры, которой придерживался всю сознательную жизнь. Если развить сравнение дальше, то Беатрис противится насилию не потому, что ей самой плохо, а потому, что оно уничтожает её детей, её малышей, её плоть и кровь, продолжение её жизни, — она как Мадонна, только без Младенца. И это — жуткое сравнение. Но красивое. Отец, как и Бог, делал много хорошего для людей, по-настоящему много, но при этом был непростительно жесток, — и посмотрите, как это похоже на историю христианства: сколько добра они сделали людям, и сколько людей погибло по их вине. Однако, прочитав этот роман, уже не можешь простить этого героя — потому что кем ты будешь, если простишь такое? Но получается, что Бога и всех тех, кто, веря в него, совершал насилие — мы простить можем?
Впрочем, самое забавное в этом сравнении то, что книга вообще не про веру. Много элементов католичества и миссионерства, иронии и разоблачения лицемерия, но дело не в том, что кто-то во что-то верит или не верит. Книга предлагает взглянуть на ситуацию со стороны, поместив что-то привычное в непривычные условия и освежив тем самым наш взгляд. Увидеть насилие в повседневной обстановке и спросить у себя, действительно ли вы готовы мириться с этим? Прочитайте книгу и спросите себя, как бы вы поступили на месте героев? И тогда, может быть, вы узнаете о себе что-то новое. Тогда, может быть, эта книга станет вашим лиловым цветком гибискуса.632,9K