
Ваша оценкаРецензии
Аноним26 апреля 2021 г.Бессмертие – это дар или проклятие?
А потом я узнала, что могу мир изогнуть своей волей, как стрела изгибает лук.Читать далееПеред нами своеобразные мемуары Цирцеи. Древнегреческая богиня, дочь блистательного Гелиоса и самовлюблённой Персеиды, за свою бесконечную жизнь овладела секретами колдовства. В чародействе ей не было равных. Цирцея наводила иллюзии на острова, превращала наглых визитёров в свиней, усмиряла ненасытную Сциллу и лечила людские хвори. В промежутках судьба свела её с Дедалом, и у Цирцеи случился роман с Одиссеем. Последний забрёл на её остров во время своего долгого пути домой. Вопреки распространённой версии, Цирцея в романе не прикладывает особых усилий, чтобы удержать Одиссея, будь то хитростью или колдовством. Странствующий воитель сам отнюдь не против провести несколько лет во владениях вечно молодой богини с золотистыми глазами.
Одиссей представлен в романе нарциссической личностью, склонной к немотивированной жестокости.Боги многими своими чертами напоминают людей, только они порой ещё более непоследовательные, эгоцентричные и жадные до развлечений. Как говорит Цирцея, «боги мнят себя родителями, но на самом деле они дети – хлопают в ладоши и требуют ещё».
И на всё это у них в распоряжении имеется вечность.
Однако среди божественных созданий тоже встречаются исключения. Цирцея с самого детства, которое у богов длится мгновение, отличалась от других членов своей многочисленной семьи, всех этих океанид и нереид. Незаметно протекали столетия, в течение которых девушка старалась завоевать внимание отца-солнца и найти своё счастье…
В итоге она была изгнана на остров Ээя. Опальная богиня начала самостоятельную жизнь на небольшом куске суши, который вскоре стал её царством. Она изучила каждую тропку, приручила зверей и птиц, научилась наслаждаться одиночеством и не обращать внимания на отцовскую колесницу и свою тётку Селену, поочерёдно дирижирующих в бескрайнем небесном пространстве.
Постепенно, пережив сотни поколений людей и совершив достаточно опрометчивых поступков, Цирцея в изложении Мадлен Миллер пришла к тому, в чём её истинная сущность.Цирцея отказалась от бессмертия и стала одной из смертных, ну или почти стала.В Цирцее борются божественная и человеческая природы. Эта постоянная борьба и противоречивость её личности доставляют героине немало проблем, но одновременно делают её самобытной и в итоге сделают счастливой. Цирцее не стоит большого труда превратить неугодную ей нимфу в многоголовое чудовище, но, в отличие от большинства своих родственников, которые забыли бы об этом на следующий день, героиня не может избавиться от угрызений совести. Из-за её колдовства гибнут простые моряки.
Она рассматривает эту мысль с разных сторон, пробует её на вкус, как и многие другие мысли и идеи. Когда у тебя впереди вечность, можно не беспокоиться о том, на что потратить следующие лет двести.
Цирцею, как отмечал ещё Гомер, выделяла её манера говорить. Она разговаривает как смертные, тогда как боги обычно пугают людей раскатами своего голоса. Гелиос, голос которого «накатывает как жар костра», может с лёгкостью испепелить любого своими речами.
Хозяйка острова умеет сопереживать, даже если делает это на свой божественный лад. Представители человеческого рода для неё не просто букашки, с рождения обречённые на муки. Бессмертная колдунья дорожит воспоминаниями. Память часто подбрасывает ей то один, то другой эпизод, когда-то тронувший её сердце.
Море струилось мимо. Остался позади остров, где когда-то останавливались мы с Дедалом по пути на Крит.Хочется отметить какой-нибудь недостаток, чтобы моя рецензия не получилась чересчур хвалебной. Возможно, некоторым описаниям не хватало чувственности. Но это мелочи. Книга увлекательно написана (я даже была приятно удивлена) и отвечает широкому спектру читательских запросов.
Это роман о взрослении. Цирцея ищет себя, путём проб и ошибок борется с внешними препятствиями и преодолевает собственные страхи.
Если я и мудра, то потому лишь, что сотню жизней делала глупости.Долгий путь она проходит перед тем, как решиться вызвать отца на разговор и, по сути, предъявить ему ультиматум.
Я выстояла против Афины, ты знаешь. Спустилась в беспросветные глубины. Ты не можешь угадать, какие чары я наложила, каких ядов набрала, чтобы защититься от тебя, и как твоя собственная сила, срикошетив, может ударить по тебе же. Кто скажет, что во мне скрыто? Хочешь узнать?Цирцея способна на жертву. Чтобы уберечь своего смертного сына, рождённого от Одиссея, божественная чародейка готова претерпеть вечные муки.
Миллер предлагает свою версию старых мифов и преданий. Напоминает нам об истории Минотавра, которому Цирцея помогает появиться на свет, и о легконогой, почти воздушной Ариадне. Рассказы о Троянской войне привлекут внимание поклонников Гомера.
Присутствует здесь и очевидный феминистский посыл. Цирцея, покинутая всеми изгнанница, превращается в сильную женщину, которая справляется со всеми проблемами без помощи мужчин.
Мы ведь помним, что и титаны (среди которых отец и дед Цирцеи), и олимпийцы были в целом патриархально настроены.
Говорят, женщина хрупкое создание, как цветок, как яйцо – словом, всё то, что может быть уничтожено минутной небрежностью. Если когда-нибудь я в это и верила, то теперь перестала.Несложно обнаружить в романе то, что можно назвать ревизионизмом в мифологии. Цирцея у Миллер заметно отличается от традиционной трактовки. Большинство решений Цирцеи описываются в положительном ключе, её действия, как правило, представляются в комплиментарном свете.
Но это предсказуемо, если учесть перспективу. Мы видим все события глазами самой Цирцеи. Благодаря этому её поступки получают объяснения. Так, она была вынуждена начать превращать непрошеных гостей в животных, чтобы защитить себя.Цирцея - больше, чем просто богиня. Она примеряет множество ролей, иногда вступающих друг с другом в явный конфликт. Но Цирцея, которая недаром считается главной чародейкой, знает, как их примирять.
Она – дочь эгоистичной океаниды и заботливая мать смертного, всесильная волшебница, бросившая вызов Афине, и простая травница, любовница и друг, с которой можно поговорить по душам. Но лучше всё-таки не забывать, с кем имеешь дело. В противном случае нельзя исключать возможность испытать на себе какую-нибудь метаморфозу.1536,3K
Аноним7 июля 2024 г.Боги тоже страдают...
Читать далееДавно посматривала на эту книгу, даже в советах прошлогоднего флешмоба получила, но добралась только сейчас. Побаивалась, честно говоря, тяжеловесности, ведь мифология дело такое. А получила легкий, воздушный слог, увлекший меня с головой.
В детстве я зачитывалась греческими мифами. Эта книга - Кун Н.А. - Легенды и мифы древней Греции - была одной из самых любимых. А сейчас, как новый глоток любимого напитка, получила иной взгляд на Сциллу, Минотавра, Дедала, Одиссея. И если честно, про Цирцею вообще не помнила ничего. В этом романе она основной герой. Нелюбимая дочь великого Гелиоса, которую в детстве (сколько веков у них детство длится?) долбали все братья - сестры, потому что она была иной. Посмела влюбиться в обычного смертного и возвысить его до богов, жестоко отомстила той, которая увела у нее любимого. И за это была не менее жестоко наказана богами. Ну, это они так думали, сослав ее на дальний, необитаемый остров. А ей там в итоге было хорошо и вольготно. К тому же, именно на этом острове, она открыла в себе чудесный дар колдовства.
И вот уже перед читателем не просто богиня, потому что об этом порой просто забывается. Перед глазами встает одинокая женщина, которая сначала рада любому гостю. Но не все гости безобидны, а значит, пора показать и зубки - когти, превращая худших из смертных в свиней. Ну, вот такая женская забава от скуки. Иные гости становятся дороги сердцу. Именно таким стал Одиссей, подаривший Цирцее сына. Не богиня, нет, а просто Женщина. Ведь реагирует на боль и страдания смертных как женщина, а не как равнодушные боги Олимпа. Женщина - мать, восставшая ради сына против великой Афины. Женщина - любовница, которая ради собственного счастья посмела угрожать своему великому отцу, захотев стать равной своему любимому, а значит, такой же смертной.
Как богиня она в самом низу иерархии, одна из самых слабосильных, обычная нимфа, но как Женщина она величава, сильна, великолепна, умеющая страстно любить, обладающая силой, умом и терпением. Несомненно продолжу знакомство с автором, потому что она потрясающе поэтично и интересно сумела переложить мифологию.1361,7K
Аноним10 апреля 2021 г.Другая сторона бессмертия
Читать далееНевероятная книга, она в буквальном смысле слова околдовывает и завораживает настолько, что оторваться не представляется возможным. И ведь Мадлен Миллер не создала новых историй, а просто объединила хорошо известные древние мифы и легенды, зато приправила старое блюдо непривычным соусом и тем самым придала ему свежий, будоражащий аромат. Я смаковала каждую страницу "Цирцеи", разбирая её на знакомые ингредиенты, раскладывая на составляющие и освежая забытые нюансы. Это было ни с чем не сравнимое ощущение погружения в прошлое не только Древнего мира, но и моё собственное, в те далёкие школьные годы, когда я увлекалась древнегреческими мифами. Взглянуть на известные события под новым углом, познакомиться с выводами другого человека, оценить мимолётность людской жизни по сравнению с божественной бессмертностью - всё это придаёт книге Миллер уникальность и очарование, благодаря чему я получила от чтения исключительное удовольствие.
Казалось бы, великое множество героев, богов, титанов и прочих сущностей должно сбивать с толку и сильно напрягать память, однако большинство из них давно известно каждому образованному человеку, поэтому проблем с усвоением не возникло. Но приятным плюсом в стиле автора является лёгкость языка и яркие характеры, благодаря чему облегчается запоминание каждого персонажа, даже самого мимолётного. Особо запутанным моментом могли бы стать родственные связи всех и вся, но и здесь не возникает сложностей из-за постоянных авторских напоминаний, так что Миллер максимально облегчила задачу читателям, чтобы они не путались, лихорадочно вспоминая кто есть кто.
О самой Цирцее много чего можно сказать, но самым главным для меня стало то, что я не ожидала увидеть её такой. Такой живой, понимающей, человечной. Она воплотила в себе всё то, чего лишены боги и титаны, и на её фоне бессмертные выглядят ещё более отвратительно и чудовищно. Цирцея как яркий свет, который безжалостно высвечивает все тени и пороки, выставляя их на суд читателей, но сама при этом вынуждена жить под их гнётом. Её желание идти своим путём вызывает уважение, её попытки мятежей против устоявшейся системы впечатляют, а её становление и взросление порождают гордость за ээйскую колдунью.
Корыстные герои, безжалостные боги, страдающие смертные и чудовищность древнего мира во всей своей красе. Роман насыщен до такой степени, что скучать точно не придётся. Его как калейдоскоп можно крутить во всех направлениях, каждый раз разглядывая новый рисунок и каждый раз находя всё новые грани. Мадлен Миллер постаралась на славу и произвела на меня сильное впечатление, поэтому в дальнейшем буду пристально следить за её творчеством.1204,3K
Аноним1 июня 2022 г.Прекрасное мифологическое фэнтези
Читать далееНаверное, все слышали о Цирцее, той самой, что превратила спутников Одиссея в свиней. Но для меня, как, думаю, и для многих, она оставалась эпизодическим персонажем, про которого больше ничего не известно. Кто она, откуда, почему жила на острове в полном одиночестве в окружении одних лишь животных, а главное — откуда у неё такая "мания" — превращать людей в свиней, — всё это оставалось для меня "за кадром". До тех пор, пока я не прочла эту книгу.
Я вообще люблю романы по мотивам мифов, и меня не смущает, а даже радует, если автор активно пускает в ход свою фантазию, заполняя пустоты, имеющиеся в мифе, а иной раз и кое-что изменяя. В случае Цирцеи писательнице было где разгуляться, и она сделала это с размахом и удовольствием.
Роман написан от первого лица — от лица Цирцеи, и она рассказывает свою историю с самого раннего детства и до… — нет, не буду писать до чего именно, чтобы не спойлерить. Финал пришёлся мне по душе, как и весь роман, собственно.
Погружение было полным, я сопереживала героине, понимала её чувства, её мотивы, даже если и хотелось бы иногда "влезть в книгу" и от чего-то удержать героиню, а к чему-то, напротив, подтолкнуть. Для меня это как раз показатель погружения и сопереживания — то есть того, ради чего, во многом, и читаются книги.
Судьба Цирцеи и её путь — путь одинокой девочки, девушки, женщины, которая никому, по сути, не нужна, и сама по себе ничего не значит. Её мысли, мечты и чувства — не имеют значения, потому что мир греческих богов в полной мере отражает мир мужчин, каким он был тысячелетиями, а Древняя Греция в некотором роде просто эталон обесценивания женщин.
И пусть никого не обманывает утверждение, что Троянская война была развязана из-за женщины. Да, может быть. Но женщина — лишь приз, более или менее ценная вещь, не более того. И Цирцея в романе тоже нечто практически неодушевлённое для своего отца и даже для матери. Только сыновья имеют значение…
Но придёт время, когда эта тихая, послушная девочка, всего лишь желавшая, чтобы её любили, чтобы её хотя бы замечали, повзрослеет. Повзрослеет — не телом, это с богами происходит очень быстро, а душой, сознанием, волей. На это, порой, и тысячи лет мало… Но у богинь есть время. Она повзрослеет, станет сильной, станет… собой. Обретёт себя, найдёт свой путь, свою любовь и своё счастье.
На мой вкус и взгляд, роман прекрасен. Многие читатели пишут, что он скучноват. Я, наверное, могу понять, почему он таким показался, но но на мой личный вкус он точно не оказался скучным. Для меня он, напротив, входит в категорию "не оторваться"!
Я пережила всё вместе с героиней, и закрыла книгу с чувством светлой печали и немного грустной радости. Отличный роман!1143,2K
Аноним15 сентября 2020 г."Я видела только Крит да несколько островов по пути – вот и все. Всегда хотела побывать в Египте."
Читать далееДо этой книги никогда не слышала о Цирцеи. Да и неудивительно, в древгреческой мифологии очень много различных видов божеств. Благодаря этому книга понравилась, все-таки новизна играет большую роль. Наверное на это и был расчёт. Никого не удивишь жизнеописанием известных греческих персонажей. В особенности любят экранизировать Геракла, давно уже обхожу стороной эти фильмы. Но извлечь из недр кого-то неизвестного, но имеющего отголоски и в нашей жизни, очень интересная задумка. Эта тема зарождения колдовства, чёрной магии, проклятий, травоведение и некромантии в древнегреческом мире.
Гелиос титан и бог Солнца в союзе с нимфой Персеидой порождают четверых детей со странным даром, называемый фармакон, иначе говоря они становятся колдунами. Вкратце повествуются обо всех детях и их успехах, но центральная фигура это старшая дочь Цирцея. У нее самая не богатая на события легенда в отличие от ее братьев и сестры. Нимфа обнаружила свой дар последней по случаю ревности к возлюбленному, в последствии чего была наказана на вечное заточение на острове Ээя. Нимфа жила там в уединении и постепенно превратилась в колдунью. К ней временами заезжали гости и далеко не все оставались целы.
Гармоничные вышли персонажи. У автора прекрасно получилось изобразить образы богов, некоторые древние легенды и известных героев. Причём, если порой стараются обелить героя, то здесь можно увидеть более настоящие лица. Медея, Ясон, Одиссей. Автор не утруждая информацией своего читателя легко указывает ключ к действиям каждого героя.
Книга хороша и своей атмосферностью. Читая смогла почувствовать себя в шкуре Цирцеи. Остров и одна единственная душа в окружении живности, склонившаяся над своими травами и заклятиями. Богиня стареюшая душой, но молодая телом. Цирцея интересный персонаж. В сюжете на переднем плане становление личности. Мы видим ее от самого рождения, вместе с ней проходим все разочарования и трудности. Цирцея преодолела длинный путь от пустоголовой нимфы до колдуньи. Любовная линия меня не впечатлила, но по-другому и быть не должно было. Одиссей мечтал только о своей Пенелопе, а роль Цирцеи лишь любовница, временное развлечение. Он значил для нее намного больше, чем она для него. Меня больше умилила ее мимолетная любовь с Дедалом.
Интересный получился финал. На самом деле он открытый, логически законченный с точки зрения сюжета и становления личности, но жизнь продолжается. Она поняла, что ее вечная жизни гроша ломаного не стоит. Кому нужно бессмертие, если живёшь среди смертных? Такое создание обречено веками хранить всех своих любимых. Впереди же у нее новая жизнь, какой бы она ни была.
Советую всем любителям древнегреческой мифологии.
1123,6K
Аноним27 ноября 2022 г.Тяжёлая женская доля богини.
Мы, нимфы, звались невестами, да только все видели в нас иное. Бесконечное угощение, выставленное на стол, прекрасное и вечно обновляемое. Которое бегать, конечно, не умело совсем.Читать далееВ прошлом году, благодаря мобу, я познакомилась с дебютным произведением Мадлен Миллер и оно попало в мой персональный топ лучшего прочитанного за 2021-ый, так что естественно я побежала за добавкой, и снова стопроцентное попадание, так что начинаю верить, что это ещё один мой автор и с нетерпением ждать переводов других её работ. Здесь снова за основу взята древнегреческая мифология в художественной обработке. Я не знаю, можно ли сказать, что писательница бережно обошлась с оригиналом/первоисточником, потому что там если начать копать, версий и вариантов не то что одного и того же события, но даже происхождения того или иного персонажа зачастую больше одного. У меня в универе был курс по древнегреческой и древнеримской мифологии и пускай это было ооочень давно, всё же помню хорошо этот момент, по Гомеру это вот так, а по вот тем дошедшим до нас легендам/сказаниям вот так.
Но вот что точно могу сказать Миллер явно перебрала их если не все, то большинство и хоть и обрекла старую историю в новую оболочку, отсебятины я не увидела и не почувствовала, это именно что переработка, а подобное я очень люблю. В центре повествования не самый известный персонаж - Цирцея, дочь бога солнца, титана Гелиоса и морской нимфы, дочери другого титана, Океана. Лучше всего её помнят в эпизоде из "Одиссеи", именно на её острове спутников знаменитого героя Троянской войны, что никак не мог попасть домой, превратили в свиней. Но мы начнём с самого начала, с рождения, разочаровавшего её мать, что первенцем хотела преподнести супругу сына, со взросления под сенью могучего отца и равнодушной матери, с вечного одиночества той, что не смогла принять правил игры своего замкнутого мирка. Узнаем о первой любви, первом разочаровании, первом нарушении правил, узнаем о том, как самой последней из четырёх братьев и сестёр Цирцея осознала собственный дар - дар колдуньи.
Жизнь богини отличается от жизни любой из смертных, казалось бы, во всём. Что может связывать нас, живущих меньше жалкой сотни, а то и полусотни лет с бессмертной, что своими глазами видела рождение Минотавра, что создала одно из самых жутких чудовищ своего времени Сциллу, что имела в любовниках олимпийских богов? Как оказалось многое... В романе очень силён феминистический посыл, но насколько же талантливо и аккуратно он подан! Цирцея прежде всего женщина в мире, что создан мужчинами и для мужчин. В нём прекрасные нимфы лёгкая добыча любого, кто сможет их догнать и завалить, богини лишь матери и жёны героев и богов, уважаемые только как придаток к своему супругу или сыну, дочери разменная монета, которая может быть ценна лишь тем, что её можно удачно пристроить замуж. И всем глубоко плевать, что эти второсортные чувствуют. Глупость какая ещё об этом думать!
Но при этом здесь вообще нет чёрно-белых персонажей (а-ля все мужики козлы), писательница ловко рисует своих героев и героинь настолько живыми, что в них веришь, их понимаешь, им сочувствуешь, даже когда ненавидишь! Взять, как пример, Пасифаю, сестру Цирцеи, ту самую, что дала жизнь чудовищному Минотавру, с одной стороны редкостная дрянь, считающая смертных лишь расходным материалом в играх богов, но насколько классно она раскрывается, когда выясняется вся её мотивация, всё, что ей движет. Нет, это не делает её приятнее, но и не надо, иногда понять важнее чем полюбить. Или Пенелопа, жена Одиссея, умная и верная, как славят её в легендах, а ещё отвратительная мать, всегда принимавшая сторону мужа, а не сына, хотя прав обычно бывал последний. Хочется осудить, но она уже сама успела. С мужскими персонажами то же самое, один Одиссей чего стоит, тут можно взглянуть на все его хвалённые подвиги под несколько непривычным углом.
Очень увлекательный роман, повествующий нам вроде о событиях, уже столько раз перемусоленных за века и в литературе, и в театре/кинематографе, и в живописи, но читается просто на одном дыхании. Настолько захватывает повествование о приключениях и злоключениях богов и героев, настолько психологически тонко созданы их портреты, что погружение в историю происходит полное, мне даже снилось что-то по мотивам, что у меня изредка бывает, когда я с головой окунусь в выдуманный мир. Жанрово книгу относят к историческому фэнтези, но мне кажется это несколько сужает круг потенциальных читателей, как по мне, так это та история, которая выходит за рамки жанра и которую можно посоветовать всем любителям просто хорошо написанных интересных книг.
Цирцея, говорит он, все будет хорошо.
Это не предсказание пророка или оракула. Такими словами утешают детей. То же самое, я слышала, он говорит, укачивая дочерей, разбуженных ночным кошмаром, перевязывая их ранки, унимая боль. Его тело знакомо на ощупь, как свое собственное. Я слушаю его дыхание, теплое в ночной прохладе, и вроде бы успокаиваюсь. Он не хочет сказать: нет боли. Не хочет сказать: нам не страшно. А лишь одно: мы есть. Вот что значит плыть по волнам, ходить по земле и чувствовать ее под ногами. Вот что значит быть живым.1112,8K
Аноним7 марта 2021 г.Читать далееВ одинокой жизни бывают редкие минуты, когда другая душа спускается к твоей, подобно звездам, раз в год задевающим землю.
⠀
⠀ Пронизывающая до дрожи, атмосферная и невероятно чувственная история, ласкающая слух, рассказанная бессмертной богиней Цирцеей, обречённой на одиночество, бремя которого она несёт на себе уже так долго...
⠀
⠀ Бессмертная богиня Цирцея с человеческим голосом, который был так противен её сородичам, не смогла найти себе место ни среди себе подобных (самовлюблённым богам была не по нраву слабая нимфа, слишком тянувшаяся к людскому роду), ни среди людей (что их жизнь в сравнении с ее? лишь вспыхнувшая в мгновение ока спичка). Слабая богиня, но безумно сильная женщина.
⠀
⠀ Конечно, эта история не только об одиночестве, Мадлен Миллер затрагивает массу интересных и больных тем - взросления, материнства, феминизма и любви. Но лично для меня тема одиночества - центральная и наиболее яркая, проходящая красной нитью до последних страниц. Пронизывающего одиночества, поражающего своей глубиной и затаенной болью, от которой нет спасения. Потому что в конце концов оказывается, что одиночество уже скрыто внутри, а от себя не убежишь.
⠀
⠀ Несмотря на объём, книга «Цирцея» Мадлен Миллер читается в мгновение ока, и, закрыв последнюю страничку, я не могла поверить, что это всё. Мне не хотелось прощаться ни с прекрасно-мелодичным языком автора, ни с самой Цирцеей, которая словно воочию предстала и прошла такой огромный путь на пути к счастью перед моими глазами ... Я так дико боялась концовки в стиле «Ахилла», что порой во время чтения особо тягостных моментов мне становилось совсем нехорошо. Однако конец смог меня удивить в хорошем смысле, и подарить долгожданный лучик надежды, в который мне хочется верить!
⠀
⠀ И, разумеется, если вы ещё не знакомы с книгами Мадлен Миллер - настоятельно советую это исправить.
Instagram: elen.books1092K
Аноним21 мая 2022 г.История обиженной и печальной женщины
Читать далееБольшинство знает волшебницу Цирцею исключительно в качестве эпизодического персонажа "Одиссеи", но о ней повествовали и другие мифы и легенды. Автор собрала их вместе и изложила от лица самой Цирцеи, сформировав образ колдуньи по своему вкусу. Получилась довольно грустная история о том, как бессмертную нимфу все обижали, а она продолжала жить.
Весь греческий эпос стоит на трёх китах: похоть, жестокость и самолюбие. Всего этого в книге более чем достаточно, и никто не приукрашивает поступки богов и героев из страха или благоговения, не выставляет их в выгодном свете. Вот боги и получаются эгоцентричными бессмертными уродами, а люди... в целом то же самое, только без бессмертия.
Цирцея - старшая дочь титана Гелиоса и океаниды Персеиды, по рождению является нимфой, в пантеоне богов низшей сущностью, но получила она, как и её братья и сёстры, удивительную особенность - умение колдовать, прежде неизвестное олимпийцам и титанам. В отличие от всех, Цирцея не считала людей бессмысленными букашками и огорчалась из-за их смерти, даже когда не была знакома ни с одним, а знала лишь по рассказам окружающих.
У богов любовь к своим чадам - скорее исключение, чем правило, вот и героине этой книге не досталось родительской любви, да и вообще любви в принципе. Вкратце - все её обижали и никто не ценил, потому что она слишком от других отличалась. Песня эта примерно так же стара, как оригинальные мифы о Цирцее.Также в греческом эпосе внимание женщинам практически не уделено: это чья-то мать, чья-то дочь, любовница, жена, но едва ли личность сама по себе. Богинь в какой-то мере можно считать исключением, но в сравнении историй о самих женщинах довольно мало - что не так уж удивительно. В этом же произведении упор делается на женских персонажей, начиная от матери Цирцеи Персеиды и заканчивая Пенелопой, женой Одиссея. В какой-то момент в книге прямым текстом говорится об отношении мужчин, что смертных, что бессмертных, к женщинам, открывая основную мысль произведения о сильной, самодостаточной и прочее.
Несмотря на то, что в сюжете постоянно что-то происходит, книга необъяснимо, почти сверхъестественно скучная. Героиня постоянно тоскует, печалится и страдает, это перемежается короткими вспышками радости или удовлетворения, но в целом ничего не меняется. Боги и герои проходят мимо, чтобы отыграть свою роль в той или иной мере и исчезнуть, и всё возвращается на круги своя.
1022,3K
Аноним3 декабря 2021 г.Зигзаги судьбы
Читать далееЦирцея, непростой судьбе которой посвящён роман Мадлен Миллер, была дочерью древнегреческого бога солнца. Это не зависящее от неё обстоятельство автоматически делало героиню бессмертной. Она росла, окруженная самовлюбленными дядьями, блестящими нимфами и морскими чудовищами. Писательница рисует живой и удивительно человечный образ героини, как в положительном, так и не очень смысле. Сегодня она может разозлиться и отомстить, завтра быть сочувствующей и готовой прийти на помощь. Ее образ нарисован разными красками. Но Цирцея совсем не похожа на своего отца, о котором она отзывается следующим образом: "арфа с единственной струной, настроенной на одну лишь ноту - себя самого". Эту характеристику можно отнести и к другой ее родне.
Один из ярких эпизодов, в котором проявилась сочувствующая (в сравнении с теми, кто ее окружает) натура Цирцеи, - пленение Прометея, осмелившегося помочь смертным. Его с ГГ роднит непонятная для остальных чувствительность по отношению к людям. Есть какой-то символизм в том, что Цирцея хочет помочь Прометею. Ясное дело, у нее нет на это ресурсов. Что может нимфа по сравнению с могущественными олимпийскими богами?
Декорации сменяются и мы видим, что Цирцея испытывает сочувствие к бедному рыбаку, который вынужден трудиться в поте лица, чтобы прокормить себя и родных. Но эта чувствительность скрывает сильный характер. Она не просто так зовётся богиней, и мы еще не раз по ходу книги убедимся в божественных способностях Цирцеи (или Кирки на греческий лад). Внешний вид Цирцеи, её негромкий голос обманчивы. Многие станут жертвой этой иллюзии. Читателей "Одиссеи" эта история навряд ли удивит. Но Миллер привносит много своего. Рассказывая о Цирцее в долгой ссылке на острове и приключениях, которые ее там поджидают, авторка перепевает миф на новый лад, придавая ему более актуальный характер. С некоторыми описаниями древней богини можно без труда почувствовать сопричастность современным читателям. Цирцея упорная, смелая и никогда не опускает руки. Это поначалу казалось мне немножко странным (например, то как по-современному она характеризует собственные отношения с родителями), но потом я привыкла и мне понравилось переплетение культурных и психологических особенностей из разных времён.
Книга, на мой взгляд, совсем не веселая, оно и понятно, но с позитивным зарядом. Этот настрой проявляется и в финале романа, в котором чувствуется позитивная нота.
«Цирцея» заставляет вспомнить о лете. Песок, тёплое море, голубое небо, лёгкий ласкающий ветерок, длинный день, который можно провести в прогулках по лесу с южной растительностью. Такие ассоциации возникали у меня при чтении. Но для зимней погоды книга тоже хорошо подходит.
При перечисленных плюсах есть и некоторые минусы. До высшей оценки мне не хватило увлекательности сюжета. Не всегда книга читалась с одинаковым интересом.
953,5K
Аноним2 сентября 2021 г."Какова моя истинная суть? Этого знания ведь можно и не вынести." (с)
Читать далееВпечатления: В школе я, как и многие, читала греко-римские мифы. Только не в изложении адаптированного Куна, а в более взрослом и подробном пересказе от зарубежного автора (фамилию которого я возможно когда-нибудь вспомню). И кровишки со смертями там было предостаточно, так что Цирцею из тех мифов я запомнила как злую, и даже ужасную, колдунью. После же знакомства с романами Мадлен Миллер я всерьёз задумалась - на истории скольких же мифологических героев и богов можно взглянуть совсем с другой стороны. В этой версии Цирцея стала теперь чуть ли не самой моей любимой героиней мифов)
Главное достоинство "Цирцеи" для меня - полное погружение в происходящее. Я не знаю как автор это сделала, но я на полном серьёзе поверила в существование богов когда-то там несколько тысяч лет назад. Она их сделала реальными. По-настоящему "оживила" историю Цирцеи, и всех тех, кто её окружал. Восхитительно!
Не менее мне понравился сам образ главной героини. Она оказалась самой человечной из богинь. Не зря автор показала в эпизоде с Прометеем как все упивались его страданиями на божественном суде, и только одна из дочерей титана Гелиоса подошла к нему и проявила сочувствие. Тогда как каждый бог думал только о себе, Цирцея умела и хотела думать о других. Именно это - забота, любовь, дружба по отношению к другим, сделали её сильной и заставили бороться за свое место под солнцем, чтобы защитить тех, кто ей дорог. Ещё мне очень понравилось в Цирцее её чувство собственного достоинства. Когда надо прогнуться, но никогда не унижаться. Её история отношений с Гермесом и потом Одиссеем в этом плане очень показательна.
И если я в начале думала, что сюжет романа будет довольно вялотекущим и скучным, ну какие события всю книгу могут происходить с богиней, запертой на небольшом островке? То я быстро поняла, что ошибалась. Роман наполнен событиями, героями, историями. Финал же истории Цирцеи меня крайне порадовал. Он именно такой каким и должен был быть. И заложенная автором идея о различии божественной и человеческой природы как по мне воплощена сполна.
И опять же моё любимое - эстетика. Греческая мифология. Боги, титаны и герои. Солнечная Цирцея с её темным искусством колдовства. Её остров, утопающий в зелени. Её травы и цветы, выросшие из крови титанов. Верная львица. Стая волков, охраняющая очаг. Гермес с его неутолимой жаждой нового. Дедал, попавший в ловушку своего таланта. Одиссей, заблудившийся в воспоминаниях о войне, и в женщинах. Пенелопа, верная в первую очередь себе. Медея и её месть. Прометей и его жертва. Чудовищная Сцилла и тайна её происхождения. Троянская война и Критский лабиринт с Минотавром. Было истинным удовольствием читать обо всем этом, узнавать давно знакомые образы и открывать в них новые оттенки.
Кстати, спасибо писательнице за небольшой отрывок про Гектора. Прям музыка для моих ушей))) Наконец-то:) Еще и из уст Одиссея, это дорогого стоит! Обычно Одиссей хвалит только самого себя:)
"– Я встречался с Гектором однажды. В самом начале войны, когда мы еще делали вид, что перемирие возможно. Он сидел рядом со своим отцом Приамом на шатком табурете, а казалось – на троне. Он не блистал как золото. Холеным и безупречным не выглядел. Но был целен, как монолитная мраморная глыба, высеченная из породы. Его жена Андромаха наливала нам вино. Потом мы узнали, что она родила Гектору сына. По имени Астианакт – “владыка города”. Но Гектор называл его Скамандрием – в честь протекавшей близ Трои реки."Каких-либо недостатков романа, даже если они были, я просто не заметила, настолько мне нравилось то, что я читаю. Но ради справедливости должна заметить, что порог вхождения в книгу, где-то первые страниц 50, все же придётся преодолеть)))
Итого: Замечательный роман! В нем есть всё - сюжет, герои, идея, эстетика, мифология. Мадлен Миллер определённо становится моим автопокупаемым автором. Очень надеюсь ещё прочитать из-под её пера романы о других героях и богах, про Одиссея, например, и Гектора, и Елену Троянскую...)))
"Над головой кружат, снижаясь, созвездия. Моя божественная природа сияет внутри, как сияют последние лучи солнца, прежде чем утонуть в море. Я думала когда-то, что боги – противоположность смерти, но теперь вижу: они всего мертвее, ибо не меняются и ничего не могут удержать."903,3K