Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Circe

Madeline Miller

  • Аватар пользователя
    nastena031027 ноября 2022 г.

    Тяжёлая женская доля богини.

    Мы, нимфы, звались невестами, да только все видели в нас иное. Бесконечное угощение, выставленное на стол, прекрасное и вечно обновляемое. Которое бегать, конечно, не умело совсем.

    В прошлом году, благодаря мобу, я познакомилась с дебютным произведением Мадлен Миллер и оно попало в мой персональный топ лучшего прочитанного за 2021-ый, так что естественно я побежала за добавкой, и снова стопроцентное попадание, так что начинаю верить, что это ещё один мой автор и с нетерпением ждать переводов других её работ. Здесь снова за основу взята древнегреческая мифология в художественной обработке. Я не знаю, можно ли сказать, что писательница бережно обошлась с оригиналом/первоисточником, потому что там если начать копать, версий и вариантов не то что одного и того же события, но даже происхождения того или иного персонажа зачастую больше одного. У меня в универе был курс по древнегреческой и древнеримской мифологии и пускай это было ооочень давно, всё же помню хорошо этот момент, по Гомеру это вот так, а по вот тем дошедшим до нас легендам/сказаниям вот так.

    Но вот что точно могу сказать Миллер явно перебрала их если не все, то большинство и хоть и обрекла старую историю в новую оболочку, отсебятины я не увидела и не почувствовала, это именно что переработка, а подобное я очень люблю. В центре повествования не самый известный персонаж - Цирцея, дочь бога солнца, титана Гелиоса и морской нимфы, дочери другого титана, Океана. Лучше всего её помнят в эпизоде из "Одиссеи", именно на её острове спутников знаменитого героя Троянской войны, что никак не мог попасть домой, превратили в свиней. Но мы начнём с самого начала, с рождения, разочаровавшего её мать, что первенцем хотела преподнести супругу сына, со взросления под сенью могучего отца и равнодушной матери, с вечного одиночества той, что не смогла принять правил игры своего замкнутого мирка. Узнаем о первой любви, первом разочаровании, первом нарушении правил, узнаем о том, как самой последней из четырёх братьев и сестёр Цирцея осознала собственный дар - дар колдуньи.

    Жизнь богини отличается от жизни любой из смертных, казалось бы, во всём. Что может связывать нас, живущих меньше жалкой сотни, а то и полусотни лет с бессмертной, что своими глазами видела рождение Минотавра, что создала одно из самых жутких чудовищ своего времени Сциллу, что имела в любовниках олимпийских богов? Как оказалось многое... В романе очень силён феминистический посыл, но насколько же талантливо и аккуратно он подан! Цирцея прежде всего женщина в мире, что создан мужчинами и для мужчин. В нём прекрасные нимфы лёгкая добыча любого, кто сможет их догнать и завалить, богини лишь матери и жёны героев и богов, уважаемые только как придаток к своему супругу или сыну, дочери разменная монета, которая может быть ценна лишь тем, что её можно удачно пристроить замуж. И всем глубоко плевать, что эти второсортные чувствуют. Глупость какая ещё об этом думать!

    Но при этом здесь вообще нет чёрно-белых персонажей (а-ля все мужики козлы), писательница ловко рисует своих героев и героинь настолько живыми, что в них веришь, их понимаешь, им сочувствуешь, даже когда ненавидишь! Взять, как пример, Пасифаю, сестру Цирцеи, ту самую, что дала жизнь чудовищному Минотавру, с одной стороны редкостная дрянь, считающая смертных лишь расходным материалом в играх богов, но насколько классно она раскрывается, когда выясняется вся её мотивация, всё, что ей движет. Нет, это не делает её приятнее, но и не надо, иногда понять важнее чем полюбить. Или Пенелопа, жена Одиссея, умная и верная, как славят её в легендах, а ещё отвратительная мать, всегда принимавшая сторону мужа, а не сына, хотя прав обычно бывал последний. Хочется осудить, но она уже сама успела. С мужскими персонажами то же самое, один Одиссей чего стоит, тут можно взглянуть на все его хвалённые подвиги под несколько непривычным углом.

    Очень увлекательный роман, повествующий нам вроде о событиях, уже столько раз перемусоленных за века и в литературе, и в театре/кинематографе, и в живописи, но читается просто на одном дыхании. Настолько захватывает повествование о приключениях и злоключениях богов и героев, настолько психологически тонко созданы их портреты, что погружение в историю происходит полное, мне даже снилось что-то по мотивам, что у меня изредка бывает, когда я с головой окунусь в выдуманный мир. Жанрово книгу относят к историческому фэнтези, но мне кажется это несколько сужает круг потенциальных читателей, как по мне, так это та история, которая выходит за рамки жанра и которую можно посоветовать всем любителям просто хорошо написанных интересных книг.


    Цирцея, говорит он, все будет хорошо.
    Это не предсказание пророка или оракула. Такими словами утешают детей. То же самое, я слышала, он говорит, укачивая дочерей, разбуженных ночным кошмаром, перевязывая их ранки, унимая боль. Его тело знакомо на ощупь, как свое собственное. Я слушаю его дыхание, теплое в ночной прохладе, и вроде бы успокаиваюсь. Он не хочет сказать: нет боли. Не хочет сказать: нам не страшно. А лишь одно: мы есть. Вот что значит плыть по волнам, ходить по земле и чувствовать ее под ногами. Вот что значит быть живым.

    111
    2,8K