
Ваша оценкаРецензии
tatianadik10 октября 2017 г.Шедевр живописи или тайное послание через века
Читать далееКак жаль, что подчас знания об истории создания знаменитых живописных полотен приходят к нам уже после того, как мы увидели эти картины вживую в одном из зарубежных музеев, а попасть туда второй раз случай может и не представиться. Творчество Босха меня всегда привлекало, но стоя перед "Раем и Адом" во дворце Дожей или алтарным триптихом "Сад земных наслаждений" в Прадо, я почти ничего не знала о тех подробностях жизни мастера Иеронима Босха и его творчестве, о которых рассказывается в этой книге. Как оказалось, в дебютную книгу, где сюжет не силён, а логика в поступках героев подчас хромает, автор вложил столько любви и такое количество сведений о знаменитой картине, что уже одним этим книга полностью оправдала свое существование.
Удивительно, но самые узнаваемые произведения эпохи Возрождения — «Сад земных наслаждений» Босха, «Джоконда» Леонардо да Винчи и «Сикстинская Мадонна» Рафаэля не просто принадлежат одному историческому периоду, а созданы практически одновременно, то есть написаны в первые десятилетие-полтора XVI века. Датировка знаменитого триптиха Босха порождает вопросов не меньше, чем толкование его символов и тайных смыслов. В этой книге автор предлагает датировать время создания картины 1510-11 годами, когда творчество мастера переживает свой расцвет. В ней Босх сохраняет свою псевдоготическую уникальность, он был вполне индифферентен к человеческой индивидуальности и итальянским художественным новациям, то есть оставался в полном смысле человеком Средневековья.Петер Демпф использует в книге метод параллельных сюжетов — действие происходит в настоящем времени и в XVI веке, когда был написан «Сад земных наслаждений». Таким образом он постарался всесторонне описать и исследовать картину, ее невероятную внутреннюю силу и ее многочисленные интерпретации.
В музее Прадо безумным фанатиком-священником повреждена знаменитая картина Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Немецкому реставратору Майклу Кайе предложили заняться ее рентгенологическим обследованием для последующего восстановления, благо повреждения не очень значительны. Вместе с испанским коллегой Антонио де Небрихой они обнаруживают в местах повреждения в более глубоких цветовых слоях картины ряд ранее скрытых символов. Но не спешат обнародовать свою находку, опасаясь, что специалисты-искусствоведы поднимут их на смех. В музее появляется психолог Грит Вандерверф, с просьбой посетить ее подопечного, доминиканского священника отца де Берле, который плеснул на картину кислотой. По ее словам, он утверждает, что владеет какой-то тайной, связанной с картиной, которая через пять веков по-прежнему представляет угрозу его конгрегации. Но открыть эту тайну женщине отказывается.Встретившись со священником, Кайе вместе с читателями узнает о старинной хронике, найденной отцом де Берле в церковных архивах ордена Саламанки, в которой подмастерье Босха Петрониус Орис рассказывает историю создания художником триптиха «Сад земных наслаждений» в 1510 году, в то время, когда в стране бушевала непримиримая религиозная война.
Рукопись дает возможность окунуться в мир позднего средневековья, о котором большинство людей обычно имеют поверхностное представление. У Петера Демпфа "Сад земных наслаждений" выступает символом этого загадочного для нас времени, со своим кодом понимания жизни, религии и обычаев людей, далекого, во многом уже почти непознаваемого, но страшно интересного. Атмосфера повествования в этой части романа, условия жизни в средневековом городе и интриги его обитателей здесь важнее сюжета, который, как я уже говорила, слабоват. Зачастую трудно понять, почему герои совершают те или иные поступки, и не потому, что автор подводит нас к какой-то тайне, а такое ощущение, что он сам этого не понимает. Но главный герой Петрониус подкупает своим энергичным простодушием и горячностью, самоотверженностью и верностью высокому искусству. И это самая, на мой взгляд, увлекательная часть книги.О самой картине и связанных с ней конспирологических теориях я даже не буду пытаться рассказать, потому что о них написано очень много и любознательный читатель без труда отыщет все эти теории в интернете. Скажу только, что их гораздо больше, чем представлено в книге, и на них я потратила гораздо больше времени, чем на чтение Демпфа :))
Как ни странно, церковь любила сюрреалистические видения Босха, видя в них доказательство того, что безудержное наслаждение в настоящее время приводит к ужасу и аду впоследствии. Картины Босха, очутившись в Испании, украшали столовую и спальню короля Филиппа II. Говорят, созерцая босховские «Семь смертных грехов и четыре последние вещи», висящие у него в опочивальне, испанский король готовился к таинству исповеди. Испанские короли были нежно привязаны к творчеству Босха, и первому историку Эскориала монаху Хосе де Сигуэнса ничего не оставалось, как аргументированно доказать, что «Сад земных наслаждений» обладает глубоким нравоучительным смыслом.
— Алтарные картины, когда они освящены, в крайнем случае отставляют в сторону. Они попадают в ризницы или к коллекционерам. Их очень редко уничтожают. Они — священное имущество. Так послание может пережить десятилетия и века.И как хорошо, что пережив века, творения великого художника дошли до нас, чтобы мы в свою очередь могли отправиться в путешествие по причудливым грёзам нидерландского мастера.
503K
Balywa11 мая 2020 г.Читать далееСредневековье - мрак, современность - тоска!
"Тайна Иеронима Босха", во время прочтения, с каждой страницей опускается все глубже на дно читательского безразличия. Буль-буль-жаль! А счастье было так возможно.
История создания триптиха «Сад наслаждений» Иеронима Босха, переплетенная с его тайной и с попыткой уничтожения данного шедевра в настоящем времени. Никакой полиции! Это пережиток прошлого. Разбираться будут искуствовед-болтун, реставратор-тюфяк, и гиперактивный психолог. Хороша компания, нечего сказать. А помогать им в этом будет сам преступник (это не спойлер) - чудаковатый священник, который вроде бы и сумасшедший, но уж больно хорошо сказки рассказывает. Так хорошо, что рука не поднимается вызвать полицию. А охрана музея! Что это за охрана? Музей, в котором хранится оригинал картины Иеронима Босха настолько безалаберно охраняется, и к картине имеет доступ любой сумасшедший? Будь так, она не дожила бы до наших дней. А преступник хорош. У него была возможность достичь своей цели, а он всего лишь брызнул на картину и повредил такой небольшой участок, что без лупы его не рассмотреть. Да и мотивы чудака шиты белыми нитками.
Сюжет писан вилами по воде. От каждой теории и пояснения того или иного участка картины за версту несет "Битвой экстрасенсов" и мнимой сенсацией, а уж цифровая часть так и вовсе вызывала только позывы вздремнуть. Но картина Босха хороша! Какие краски, какая работа была проделана художником! Она потрясающая, и возможно в ней заложена масса смыслов, вероятно она скрывает какую-то тайну, и несет в себе послание человечеству, но то, что было описано в книге максимум способно пробудить интерес к самому шедевру, детально его рассмотреть, и возможно, поразмышлять вместе с автором о месте женщины в сотворении мира, тоже на любителя занятие.
Герои картонные, декорации плоские. А ведь сам замысел интересен, но это как в кино, есть натурные съемки, а есть съемки в павильоне. Вот здесь масштаб не впечатляет, хотя охвачено два временных пласта, задеты извечные вопросы, есть перчинка для взрослых, инквизиция, пытки, католическая церковь, братства, в которых легко запутаться и я так и не поняла, все это было одно братство с разными названиями или разные братства, тогда для чего они в книге, если речь только об одном.
Чучело с пришитыми к нему, воняющими и разлагающимися, настоящими, пропитанными формалином, гениталиями - мне еще предстоит развидеть. Это штучки адамитов - братства любимых женщин. А еще у них принято сидеть на подушечке на полу церкви голышом, держась за руку, парой: мужчина-женщина, а проповедник в пылу проповеди тщательно проверит, не возбудился ли кто, а ежели возбудился, то наказание настолько ужасно, насколько страшно ребенку остаться без сказки на ночь. Неисповедимы пути господни!
Главный герой Петрониус - подмастерье. Если честно, он напоминал мне то чучело, которое я упоминала выше. Уж его и так, и эдак, но по закону жанра мыльной оперы, в самый последний момент кто-то его спасет. К концу книги грань между опасностью для жизни и спасением Петрониуса практически стиралась и я теряла нить повествования. А еще здесь есть Зита! Ну, вы понимаете, да? Гиты нет, но поверьте, Зиты более, чем достаточно.
Много в книге запахов. Особенно запаха лаванды. Много совы - одной и той же, или нескольких - не так важно, но эта птица препарирована в отношении своих сакральных значений вдоль и поперек. Много волосков. Отчего-то, милее всего автору женские волоски над верхней губой - прямо фетиш какой-то.
Понравилась мне мысль, что священники Средневековья и католическая церковь в их лице, устраивала гонения на женщин, обвиняла их в ведьмовстве и не допускала в святая святых, потому что женщина имеет власть над мужчиной, ее волоски над верхней губой особенно возбуждали духовенство тех времен, да и сейчас возбуждают. Возбуждали, возбуждают и будут возбуждать. Вы уже поняли о чем книга, правда?!48958
dream_of_super-hero5 августа 2009 г.Не даёт покоя успех Дэна Брауна многим авторам. Слишком мутно, слишком занудно и слишком притянуто за уши.
Босхом тут и не пахло.37159
winpoo1 декабря 2021 г.«Никто не может сам выдумать такое. Каждая ветка, каждая скала на картине имеют значение. Все они несут тайный смысл…». Стесняюсь спросить автора, и какой же?
Читать далееВ магазинчиках при музеях часто продают реплики разных знаменитых артефактов – посуду, предметы интерьера, украшения. Такие вещички, обычно не имеющие утилитарной ценности, иногда хочется купить просто так, ради того, чтобы они у тебя были и хранили воспоминания о тебе, видевшем и то, и это... Книга П. Демпфа напомнила мне такую реплику: все, вроде бы, похоже, и все же – не то. Может, это судьба всех стилизаций: как бы хорошо они ни были сделаны, в них всегда чего-то не хватает. Души создателя, наверное, или духа времени, поэтому «Тайна…» читалась с отчетливым осознанием, что все здесь происходит понарошку, все наивно и не всерьез.
Замысловатый по определению жанр интеллектуального детектива иногда удается авторам лучше, и тогда ты погружаешься в чужое волшебство, иногда выходит так скучно и странно, что остается только бороться с желанием закрыть книгу, сразу или постепенно утрачивая надежду найти в ней скрытые ходы и тайные смыслы. Здесь был, скорее, второй случай, хотя автор, безусловно, потрудился, чтобы все было похоже на историческую реконструкцию – экзотическая обстановка, теологические споры, костры инквизиции, толкование символов, пристальное рассматривание фрагментов «Сада земных наслаждений» Босха. Казалось бы, все есть, и все же что-то никак не срасталось: даже несмотря на то, что репродукцию я постоянно держала перед глазами, в авторские фантазии не верилось и иллюзии погружения в саму атмосферу символического творения Босха не возникло. Кто-то совершенно верно подметил, что с двухметровой створкой за пазухой скрыться незамеченным из средневекового города, в общем, трудновато, и величие оригинала просто выпирало из скромной пазухи П. Демпфа.
Во всем этом было что-то искусственное, притянутое за уши. Даже два сюжетно различающихся временных пласта впечатление не спасли – они оба были населены слишком уж одномерными героями. Ни из исторического, ни из детективного ракурса было невозможно понять до конца, в чем же здесь, собственно, тайна, каково было скрытое послание человечеству, приписываемое автором Босху. Похоже, стартовый замысел был побогаче, но что-то, как говорил Л. Кэрролл в «Алисе…», с ним случилось по дороге, и до финала он не добрался. Фантазии же насчет каких-то изначально иных отношений между мужчинами и женщинами выглядели неубедительно и даже как-то по-детски. В итоге детективная линия мне показалась поверхностной и грубой, а историческая реконструкция – затянутой и скучной. Моим мыслям, чувствам и воображению здесь просто было не за что зацепиться, сколько я не внушала себе, что я в 1500-м году, и сколько бы не пялилась в триптих Босха. Читалось фрагментарно, резонанса не возникало.
Картина эта – «…Сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней» (Ф. Тютчев).Вероятно, слава Д. Брауна или Й. Пирса не давала спокойно спать П. Демпфу, но написанная им «Тайна…» вряд ли спасла от бессонницы, ее маловато, чтобы почивать на лаврах.
34700
KontikT7 мая 2020 г.Читать далееЯ не поклонник такой живописи, и имя Босха проносилось всегда мимо меня, мимо моего сознания и ушей- если слышала, то просто не обращала внимания, потому что , как выше написала, такими картинами просто не интересуюсь, если где встречаю просто прохожу мимо-нет их для меня.
Но вот благодаря автору Петер Демпф и его книге, я не только прочла биографию Босха, но и рассматривала , пока читала книгу, триптих Сад наслаждений чуть не с лупой. Я не стала поклонницей такой живописи и самого Босха, но автору благодарность, что я о них узнала.
Книга , как и картина странная. Детектив как бы и не получился вовсе.
Действие в книге происходит в двух временных пластах, а это всегда интересно. Мне было любопытно узнать о том, далеком времени , когда жил художник и истории создания картины, предложенной автором. Современность вызвала непонимание.
Кое что конечно заинтересовало, все эти знаки, цифры, но как то я далека от этого, да и все мы сейчас уже не воспринимаем их так, как воспринимали в том далеком веке, но почитать об этом было можно- разок. Понять, что хотел показать художник тяжело, хоть автор книги и пытается многое объяснить, потому что для меня это просто какой- то ужас , а не картина, которую я почему -то рассматривала, и которая написана конечно очень ярко , но увы я дилетант в этом и не поняла ее красоты. Теперь хочу забыть навсегда все это и книгу ,впрочем, наверно забуду тоже. Хотя были интересные моменты и в ней. А уж концовка книги вообще странная. И выводы сделанные героями тоже. Хотя конечно понятно стало, почему такое отношение к картине . Но что толку ее уничтожить, если … все к тому идет, как предполагают? Пусть себе висит и пусть каждый, кому интересно находит в ней что хочет.
За просветительскую работу, за приобщение меня к творчеству художника конечно плюс книге и автору. Но удовольствия особого я не получила и от прочтения.33735
cat_in_black4 июля 2013 г.Читать далееМы никогда не узнаем тайну картин Иеронима Босха. Остальное все гипотезы и предположения, основанные на догадках. Конечно все, кто хоть мало-мальски слышал об истории искусств средневековья, знает, что большинство картин того периода просто напичканы символами, портреты ли это или жанровые сценки. Различные животные и птицы, ягоды и предметы олицетворяли множество намеков или прямого указания на статус человека, его пороки или достоинства. Если у одних художников все немного попроще, то Босх – это один большой символ и что он трактует никто до сих пор понять не в состоянии.
Загадочность самого Иеронима Босха – это просто отсутствие информации о художнике или присутствии ее в крошечном объеме. На сегодняшний день приписываются ему около двадцати пяти произведений, но только девять, официально доказано, его кисти, а семь из них подписаны самим Босхом. Автор книги не стал углубляться в поисках и предположениях относительно авторства, и взял за основу масштабность – триптих «Сад наслаждений», который уж точно известен почти всем. Эта картина раздолье для головоломки, намеков и загадок там так много, что есть где разгуляться.
Сама по себе картина завораживает. Такого обилия красок, непонятных существ, действий и фантазии в изобилии. То ли это буйная фантазия художника, его страхи и кошмары, то ли это правда тонко продуманная стратегия, дающая намек на расхождение во взглядах церкви и общества, в котором состоял Босх.
Как для автора книги, так и для любого, кто хоть немного покопается в биографии Иеронима Босха, точкой непонимания станет его членство в христианской секте адамитов. Вот на этом факте из жизни художника Северного Возрождения и построил свою теорию Петер Демпф, когда пытался раскрыть «Тайну Иеронима Босха». Вообще это абсолютно не тайна, в любой книге по истории искусств этот факт засвидетельствован и не раз, поэтому все его творчество постоянно пересматривается с точки зрения принадлежности к этому обществу. Во времена разгула инквизиции так мыслить, конечно, было очень рискованно, да просто революционно. Но, как ни странно, даже не деньги решают все, а высокопоставленные покровители. Если уж королю Филиппу Красивому так нравились работы художника, да и общество было очень влиятельное в городе, что позволило художнику, да и истории, сохранить шедевры до наших времен.Как таковой сюжет книги «Тайна Иеронима Босха» крутится вокруг создания триптиха и его сохранности, а также борьбы выживания общества адамитов в борьбе против доминиканцев, сжигающих неугодных на очистительных кострах инквизиции. Саму тайну и тайной назвать нельзя, лично я так и не поняла, что такого таинственного скрывала эта картина? Да, в книге представлено несколько теорий расшифровки «Сада наслаждений», но это только предположения, не подкрепленные никакими достоверными фактами, потому как большинство символов в разных вариантах трактуется по-разному. Плюс этой книги в том, что она побуждает узнать о художнике и его работах больше, порыться в энциклопедиях, повнимательней рассмотреть его картины. Но закончу тем с чего и начала: тайну Иеронима Босха нам не узнать никогда.
29463
leda-ais30 сентября 2024 г.Читать далееЛишний раз убедилась ,что это совершенно не мое - символы ,Каббала, разные игры с буквами и цифрами. И картины Босха для меня просто сборище неких пугающих и непонятных чудовищ.
Повествование в книге идёт в двух временных пластах. История создания знаменитого триптиха "Сад наслаждений" и попытка разгадать идею картины и зашифрованное в ней послание к потомкам уже в наши дни. Написано хорошо, особенно там ,где описаны события во время написания картины. Средневековый город, художник и его подмастерья, инквизиция, воинствующий орден доминиканцев, купцы и нищие. Одновременно мрачно и красочно.Впечатление ,что так оно все и было. Но ,повторюсь ,не моя тема. Поэтому и впечатление такое , что оно и увлекает ,и нравится, а вот суть происходящего ускользает от понимания.
Хорошая книга ,но не моя. Думаю ,что интересно будет тем ,кто разбирается в искусстве Средневековья.
13184
Alenushka_sknigoi29 апреля 2025 г.Читать далее
Неплохо, но чего-то не хватает!Книга лично меня не зацепила, хотя тема искусства, а тем более толкования полотен старых мастеров мне очень интересна.
Причем я даже не могу определить, что конкретно в ней плохо. Идея вызывает интерес - фанатик выплескивает «кислоту» на триптих Босха «Сад земных наслаждений», в результате чего под слоем лака обнажаются некие символы. Реставратор в странной компании ученого и психолога пытается понять, что же это все значит. Повествование идет в двух временных линиях, создание картины в эпоху инквизиции и собственно наши дни. Причем средневековье описано неплохо, но в целом язык мне показался бедноватый, очень короткие предложения, короткие главы, которые обрываются на полуслове, без зацепки на дальнейшее чтение. Сама идея - тайна этой картины, описана невнятно, такое ощущение, что герои и сами не поняли, что же там такое они нашли. Персонажи совершенно не трогают, им не сопереживаешь. Вишенка на торте - очень странная любовная линия, вообще не к месту и не в тему, я не поверила. Подобная литература должна захватывать, развлекать, когда читаешь и не можешь оторваться, здесь же все наоборот, я себя заставляла читать (не люблю бросать начатые книги, да и объем маленький). Из плюсов я для себя выделила:
Подробное толкование сюжета и символов картины, о которых я ранее не читала.
Интересное описание быта художника и создания картины.1286
Hild198430 мая 2016 г.О мой Босх!
Читать далееСначала меня немного смутила и обескуражила книга Демпфа. Босх никогда не относился к числу моих любимых художников. Для того, чтобы его любить, у меня слишком плохое зрение. Мешанина тел и существ на его полотнах всегда меня утомляла.
Но «Тайна Иеронима Босха» смогла изменить моё отношение к художнику и его картинам. Во мне проснулся интерес, желание разглядеть и понять сложные для современного человека сюжеты. Мы в куда меньшей степени, чем люди Средневековья, мыслим символами, да и код их изменился, потому и труден, и тёмен, и не всегда интересен для нас мастер Босх. Если испытываете желание заинтересоваться его картинами, то роман Демпфа – неплохое начало.
А теперь о самой книге. Мне понравилось. Это и немного детектив, самую капельку триллер и очень личная, интересная попытка игры с символами на картинах Босха. Теория у автора получилась, сложная, интересная и довольно невероятная. Не думаю, что сам автор в неё верит. Очень уж она надуманная и вычурная местами. Конспирология и феминизм никогда не находили отклика в моём сердце, а тут на них весь сюжет густо замешан. Непонятный «женский заговор» оставил у меня лёгкое раздражение. Если уж автор взялся про него писать, то мог бы придумать какое-нибудь интересное обоснование кроме «все женщины хотят власти над мужчинами». По книге у меня сложилось ощущение, что элементарных прав личности и покоя они хотели. Как-то перехлёстывает автор местами с демонизацией женского начала. Даже забавно становится. Вообще линия с адамитами и их учением получилась скудной. Не очень понятно, чего они добивались, дожила ли организация до наших дней? Сплошные намёки. Мне в книге не хватило истории Якоба Амалгина. Интересный персонаж, неоднозначный. Но написан до невозможности схематично. Немного больше места для него, и было- бы интересно.
Есть в романе ряд неточностей, которые мне резали глаз. О чём и чем думал автор, когда называл девушку из Голландии начала 16 века Зитой? Он другого имени не нашёл?! Так и хочется спросить «А Гита где?» Может, персонажи нам сейчас споют и станцуют?!
В одной из сцен персонаж ставит грязную посуду в раковину. Автор, ау, мы в 16 веке! Канализации нет и сантехники тоже нет. И вот эти мелкие, досадные штришки разрушают напрочь всю великолепно выстроенную панораму средневекового города.
Есть в романе и любимый мною приём с двумя временными пластами. Современность служит предлогом для того, чтобы рассказать читателю мрачную и увлекательную историю в средневековых декорациях.
Кстати, на Дэна Брауна «Тайна Иеронима Босха» не похожа ни капельки. Другой стиль, другой слог, да и про другое, в общем- то. Дэна Брауна я не люблю. Для меня он сухой, скучный, и совершенно не умеет создавать атмосферу другой исторической эпохи. Демпф умеет, даже несмотря на Зиту и раковину.
При чтении рекомендую держать под рукой хорошую, большую репродукцию «Сада наслаждений». Так увлекательнее и проще читать роман.
121K
Plushkin21 сентября 2014 г.Читать далееКак детектив книга никакая.
Феминистская идея противопоставления (даже противостояния) патриархата и матриархата мне показалась притянутой к картине Босха за уши и гипертрофиванной.
Что остается? Остается само произведение художника. Когда-то я рассматривал "Сад земных наслаждений" очень просто: было-есть-будет. Был рай, есть убогое ему подражание, на самом деле погрязшее во грехе, будет за это ад. Но нет! И книга Петера Демпфа очень четко об этом говорит. Такое полотно не может быть простым, его нужно тщательно рассматривать, думать над каждой деталью, потому что в те времена ничего не делалось просто так, все было полно символов и знаков.Кстати, я во время чтения разглядывал репродукцию неплохого качества прямо в сети (почти 8000 точек по длинной стороне), а вот и наружные створки
И открылись мне любопытные детали, вроде льва, пожирающего в раю косулю. Как? Почему? А вот так. До сих пор искусствоведы не пришли к единому мнению о смысле триптиха. Замечу только, что практически каждое животное, плод, растение, предмет (их количество) - символ чего-то. Проблема в том, что единого символического значения нет. Вот, скажем, сова - символ мудрости. Это все знают. Но сова еще и означает тьму и смерть, а также грусть и одиночество, угрозу и беду. В средние века сову считали непременным атрибутом ведьмы и демоническим существом. Так что же делает сова в дупле райского источника жизни у Босха?
О картине можно говорить много, она действительно, как и описано в романе, полна загадок. Очевидно только то, что Босх терзался проблематикой первородного греха. А вот о книге сказать особо и нечего. Тема раскрыта так себе, перипетии современных главных героев неинтересны вообще. Описание же событий 15 века (а это большая часть романа) чуть поинтересней, хотя портрет Якоба ван Аламагина меня не убедил - фигня на постном масле.
Короче, спасибо автору, что вернул меня мыслями на 25 лет назад, когда я учился в художке, и что напомнил о мастере Босхе. Это всё.12541