Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тайна Иеронима Босха

Петер Демпф

  • Аватар пользователя
    Hild198430 мая 2016 г.

    О мой Босх!

    Сначала меня немного смутила и обескуражила книга Демпфа. Босх никогда не относился к числу моих любимых художников. Для того, чтобы его любить, у меня слишком плохое зрение. Мешанина тел и существ на его полотнах всегда меня утомляла.
    Но «Тайна Иеронима Босха» смогла изменить моё отношение к художнику и его картинам. Во мне проснулся интерес, желание разглядеть и понять сложные для современного человека сюжеты. Мы в куда меньшей степени, чем люди Средневековья, мыслим символами, да и код их изменился, потому и труден, и тёмен, и не всегда интересен для нас мастер Босх. Если испытываете желание заинтересоваться его картинами, то роман Демпфа – неплохое начало.
    А теперь о самой книге. Мне понравилось. Это и немного детектив, самую капельку триллер и очень личная, интересная попытка игры с символами на картинах Босха. Теория у автора получилась, сложная, интересная и довольно невероятная. Не думаю, что сам автор в неё верит. Очень уж она надуманная и вычурная местами. Конспирология и феминизм никогда не находили отклика в моём сердце, а тут на них весь сюжет густо замешан. Непонятный «женский заговор» оставил у меня лёгкое раздражение. Если уж автор взялся про него писать, то мог бы придумать какое-нибудь интересное обоснование кроме «все женщины хотят власти над мужчинами». По книге у меня сложилось ощущение, что элементарных прав личности и покоя они хотели. Как-то перехлёстывает автор местами с демонизацией женского начала. Даже забавно становится. Вообще линия с адамитами и их учением получилась скудной. Не очень понятно, чего они добивались, дожила ли организация до наших дней? Сплошные намёки. Мне в книге не хватило истории Якоба Амалгина. Интересный персонаж, неоднозначный. Но написан до невозможности схематично. Немного больше места для него, и было- бы интересно.
    Есть в романе ряд неточностей, которые мне резали глаз. О чём и чем думал автор, когда называл девушку из Голландии начала 16 века Зитой? Он другого имени не нашёл?! Так и хочется спросить «А Гита где?» Может, персонажи нам сейчас споют и станцуют?!
    В одной из сцен персонаж ставит грязную посуду в раковину. Автор, ау, мы в 16 веке! Канализации нет и сантехники тоже нет. И вот эти мелкие, досадные штришки разрушают напрочь всю великолепно выстроенную панораму средневекового города.
    Есть в романе и любимый мною приём с двумя временными пластами. Современность служит предлогом для того, чтобы рассказать читателю мрачную и увлекательную историю в средневековых декорациях.
    Кстати, на Дэна Брауна «Тайна Иеронима Босха» не похожа ни капельки. Другой стиль, другой слог, да и про другое, в общем- то. Дэна Брауна я не люблю. Для меня он сухой, скучный, и совершенно не умеет создавать атмосферу другой исторической эпохи. Демпф умеет, даже несмотря на Зиту и раковину.
    При чтении рекомендую держать под рукой хорошую, большую репродукцию «Сада наслаждений». Так увлекательнее и проще читать роман.

    12
    1K