Рецензия на книгу
Тайна Иеронима Босха
Петер Демпф
Balywa11 мая 2020 г.Средневековье - мрак, современность - тоска!
"Тайна Иеронима Босха", во время прочтения, с каждой страницей опускается все глубже на дно читательского безразличия. Буль-буль-жаль! А счастье было так возможно.
История создания триптиха «Сад наслаждений» Иеронима Босха, переплетенная с его тайной и с попыткой уничтожения данного шедевра в настоящем времени. Никакой полиции! Это пережиток прошлого. Разбираться будут искуствовед-болтун, реставратор-тюфяк, и гиперактивный психолог. Хороша компания, нечего сказать. А помогать им в этом будет сам преступник (это не спойлер) - чудаковатый священник, который вроде бы и сумасшедший, но уж больно хорошо сказки рассказывает. Так хорошо, что рука не поднимается вызвать полицию. А охрана музея! Что это за охрана? Музей, в котором хранится оригинал картины Иеронима Босха настолько безалаберно охраняется, и к картине имеет доступ любой сумасшедший? Будь так, она не дожила бы до наших дней. А преступник хорош. У него была возможность достичь своей цели, а он всего лишь брызнул на картину и повредил такой небольшой участок, что без лупы его не рассмотреть. Да и мотивы чудака шиты белыми нитками.
Сюжет писан вилами по воде. От каждой теории и пояснения того или иного участка картины за версту несет "Битвой экстрасенсов" и мнимой сенсацией, а уж цифровая часть так и вовсе вызывала только позывы вздремнуть. Но картина Босха хороша! Какие краски, какая работа была проделана художником! Она потрясающая, и возможно в ней заложена масса смыслов, вероятно она скрывает какую-то тайну, и несет в себе послание человечеству, но то, что было описано в книге максимум способно пробудить интерес к самому шедевру, детально его рассмотреть, и возможно, поразмышлять вместе с автором о месте женщины в сотворении мира, тоже на любителя занятие.
Герои картонные, декорации плоские. А ведь сам замысел интересен, но это как в кино, есть натурные съемки, а есть съемки в павильоне. Вот здесь масштаб не впечатляет, хотя охвачено два временных пласта, задеты извечные вопросы, есть перчинка для взрослых, инквизиция, пытки, католическая церковь, братства, в которых легко запутаться и я так и не поняла, все это было одно братство с разными названиями или разные братства, тогда для чего они в книге, если речь только об одном.
Чучело с пришитыми к нему, воняющими и разлагающимися, настоящими, пропитанными формалином, гениталиями - мне еще предстоит развидеть. Это штучки адамитов - братства любимых женщин. А еще у них принято сидеть на подушечке на полу церкви голышом, держась за руку, парой: мужчина-женщина, а проповедник в пылу проповеди тщательно проверит, не возбудился ли кто, а ежели возбудился, то наказание настолько ужасно, насколько страшно ребенку остаться без сказки на ночь. Неисповедимы пути господни!
Главный герой Петрониус - подмастерье. Если честно, он напоминал мне то чучело, которое я упоминала выше. Уж его и так, и эдак, но по закону жанра мыльной оперы, в самый последний момент кто-то его спасет. К концу книги грань между опасностью для жизни и спасением Петрониуса практически стиралась и я теряла нить повествования. А еще здесь есть Зита! Ну, вы понимаете, да? Гиты нет, но поверьте, Зиты более, чем достаточно.
Много в книге запахов. Особенно запаха лаванды. Много совы - одной и той же, или нескольких - не так важно, но эта птица препарирована в отношении своих сакральных значений вдоль и поперек. Много волосков. Отчего-то, милее всего автору женские волоски над верхней губой - прямо фетиш какой-то.
Понравилась мне мысль, что священники Средневековья и католическая церковь в их лице, устраивала гонения на женщин, обвиняла их в ведьмовстве и не допускала в святая святых, потому что женщина имеет власть над мужчиной, ее волоски над верхней губой особенно возбуждали духовенство тех времен, да и сейчас возбуждают. Возбуждали, возбуждают и будут возбуждать. Вы уже поняли о чем книга, правда?!48958