
Ваша оценкаЖанры
Рейтинг LiveLib
- 513%
- 434%
- 338%
- 211%
- 13%
Ваша оценкаРецензии
tatianadik10 октября 2017 г.Шедевр живописи или тайное послание через века
Читать далееКак жаль, что подчас знания об истории создания знаменитых живописных полотен приходят к нам уже после того, как мы увидели эти картины вживую в одном из зарубежных музеев, а попасть туда второй раз случай может и не представиться. Творчество Босха меня всегда привлекало, но стоя перед "Раем и Адом" во дворце Дожей или алтарным триптихом "Сад земных наслаждений" в Прадо, я почти ничего не знала о тех подробностях жизни мастера Иеронима Босха и его творчестве, о которых рассказывается в этой книге. Как оказалось, в дебютную книгу, где сюжет не силён, а логика в поступках героев подчас хромает, автор вложил столько любви и такое количество сведений о знаменитой картине, что уже одним этим книга полностью оправдала свое существование.
Удивительно, но самые узнаваемые произведения эпохи Возрождения — «Сад земных наслаждений» Босха, «Джоконда» Леонардо да Винчи и «Сикстинская Мадонна» Рафаэля не просто принадлежат одному историческому периоду, а созданы практически одновременно, то есть написаны в первые десятилетие-полтора XVI века. Датировка знаменитого триптиха Босха порождает вопросов не меньше, чем толкование его символов и тайных смыслов. В этой книге автор предлагает датировать время создания картины 1510-11 годами, когда творчество мастера переживает свой расцвет. В ней Босх сохраняет свою псевдоготическую уникальность, он был вполне индифферентен к человеческой индивидуальности и итальянским художественным новациям, то есть оставался в полном смысле человеком Средневековья.Петер Демпф использует в книге метод параллельных сюжетов — действие происходит в настоящем времени и в XVI веке, когда был написан «Сад земных наслаждений». Таким образом он постарался всесторонне описать и исследовать картину, ее невероятную внутреннюю силу и ее многочисленные интерпретации.
В музее Прадо безумным фанатиком-священником повреждена знаменитая картина Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Немецкому реставратору Майклу Кайе предложили заняться ее рентгенологическим обследованием для последующего восстановления, благо повреждения не очень значительны. Вместе с испанским коллегой Антонио де Небрихой они обнаруживают в местах повреждения в более глубоких цветовых слоях картины ряд ранее скрытых символов. Но не спешат обнародовать свою находку, опасаясь, что специалисты-искусствоведы поднимут их на смех. В музее появляется психолог Грит Вандерверф, с просьбой посетить ее подопечного, доминиканского священника отца де Берле, который плеснул на картину кислотой. По ее словам, он утверждает, что владеет какой-то тайной, связанной с картиной, которая через пять веков по-прежнему представляет угрозу его конгрегации. Но открыть эту тайну женщине отказывается.Встретившись со священником, Кайе вместе с читателями узнает о старинной хронике, найденной отцом де Берле в церковных архивах ордена Саламанки, в которой подмастерье Босха Петрониус Орис рассказывает историю создания художником триптиха «Сад земных наслаждений» в 1510 году, в то время, когда в стране бушевала непримиримая религиозная война.
Рукопись дает возможность окунуться в мир позднего средневековья, о котором большинство людей обычно имеют поверхностное представление. У Петера Демпфа "Сад земных наслаждений" выступает символом этого загадочного для нас времени, со своим кодом понимания жизни, религии и обычаев людей, далекого, во многом уже почти непознаваемого, но страшно интересного. Атмосфера повествования в этой части романа, условия жизни в средневековом городе и интриги его обитателей здесь важнее сюжета, который, как я уже говорила, слабоват. Зачастую трудно понять, почему герои совершают те или иные поступки, и не потому, что автор подводит нас к какой-то тайне, а такое ощущение, что он сам этого не понимает. Но главный герой Петрониус подкупает своим энергичным простодушием и горячностью, самоотверженностью и верностью высокому искусству. И это самая, на мой взгляд, увлекательная часть книги.О самой картине и связанных с ней конспирологических теориях я даже не буду пытаться рассказать, потому что о них написано очень много и любознательный читатель без труда отыщет все эти теории в интернете. Скажу только, что их гораздо больше, чем представлено в книге, и на них я потратила гораздо больше времени, чем на чтение Демпфа :))
Как ни странно, церковь любила сюрреалистические видения Босха, видя в них доказательство того, что безудержное наслаждение в настоящее время приводит к ужасу и аду впоследствии. Картины Босха, очутившись в Испании, украшали столовую и спальню короля Филиппа II. Говорят, созерцая босховские «Семь смертных грехов и четыре последние вещи», висящие у него в опочивальне, испанский король готовился к таинству исповеди. Испанские короли были нежно привязаны к творчеству Босха, и первому историку Эскориала монаху Хосе де Сигуэнса ничего не оставалось, как аргументированно доказать, что «Сад земных наслаждений» обладает глубоким нравоучительным смыслом.
— Алтарные картины, когда они освящены, в крайнем случае отставляют в сторону. Они попадают в ризницы или к коллекционерам. Их очень редко уничтожают. Они — священное имущество. Так послание может пережить десятилетия и века.И как хорошо, что пережив века, творения великого художника дошли до нас, чтобы мы в свою очередь могли отправиться в путешествие по причудливым грёзам нидерландского мастера.
503K
Balywa11 мая 2020 г.Читать далееСредневековье - мрак, современность - тоска!
"Тайна Иеронима Босха", во время прочтения, с каждой страницей опускается все глубже на дно читательского безразличия. Буль-буль-жаль! А счастье было так возможно.
История создания триптиха «Сад наслаждений» Иеронима Босха, переплетенная с его тайной и с попыткой уничтожения данного шедевра в настоящем времени. Никакой полиции! Это пережиток прошлого. Разбираться будут искуствовед-болтун, реставратор-тюфяк, и гиперактивный психолог. Хороша компания, нечего сказать. А помогать им в этом будет сам преступник (это не спойлер) - чудаковатый священник, который вроде бы и сумасшедший, но уж больно хорошо сказки рассказывает. Так хорошо, что рука не поднимается вызвать полицию. А охрана музея! Что это за охрана? Музей, в котором хранится оригинал картины Иеронима Босха настолько безалаберно охраняется, и к картине имеет доступ любой сумасшедший? Будь так, она не дожила бы до наших дней. А преступник хорош. У него была возможность достичь своей цели, а он всего лишь брызнул на картину и повредил такой небольшой участок, что без лупы его не рассмотреть. Да и мотивы чудака шиты белыми нитками.
Сюжет писан вилами по воде. От каждой теории и пояснения того или иного участка картины за версту несет "Битвой экстрасенсов" и мнимой сенсацией, а уж цифровая часть так и вовсе вызывала только позывы вздремнуть. Но картина Босха хороша! Какие краски, какая работа была проделана художником! Она потрясающая, и возможно в ней заложена масса смыслов, вероятно она скрывает какую-то тайну, и несет в себе послание человечеству, но то, что было описано в книге максимум способно пробудить интерес к самому шедевру, детально его рассмотреть, и возможно, поразмышлять вместе с автором о месте женщины в сотворении мира, тоже на любителя занятие.
Герои картонные, декорации плоские. А ведь сам замысел интересен, но это как в кино, есть натурные съемки, а есть съемки в павильоне. Вот здесь масштаб не впечатляет, хотя охвачено два временных пласта, задеты извечные вопросы, есть перчинка для взрослых, инквизиция, пытки, католическая церковь, братства, в которых легко запутаться и я так и не поняла, все это было одно братство с разными названиями или разные братства, тогда для чего они в книге, если речь только об одном.
Чучело с пришитыми к нему, воняющими и разлагающимися, настоящими, пропитанными формалином, гениталиями - мне еще предстоит развидеть. Это штучки адамитов - братства любимых женщин. А еще у них принято сидеть на подушечке на полу церкви голышом, держась за руку, парой: мужчина-женщина, а проповедник в пылу проповеди тщательно проверит, не возбудился ли кто, а ежели возбудился, то наказание настолько ужасно, насколько страшно ребенку остаться без сказки на ночь. Неисповедимы пути господни!
Главный герой Петрониус - подмастерье. Если честно, он напоминал мне то чучело, которое я упоминала выше. Уж его и так, и эдак, но по закону жанра мыльной оперы, в самый последний момент кто-то его спасет. К концу книги грань между опасностью для жизни и спасением Петрониуса практически стиралась и я теряла нить повествования. А еще здесь есть Зита! Ну, вы понимаете, да? Гиты нет, но поверьте, Зиты более, чем достаточно.
Много в книге запахов. Особенно запаха лаванды. Много совы - одной и той же, или нескольких - не так важно, но эта птица препарирована в отношении своих сакральных значений вдоль и поперек. Много волосков. Отчего-то, милее всего автору женские волоски над верхней губой - прямо фетиш какой-то.
Понравилась мне мысль, что священники Средневековья и католическая церковь в их лице, устраивала гонения на женщин, обвиняла их в ведьмовстве и не допускала в святая святых, потому что женщина имеет власть над мужчиной, ее волоски над верхней губой особенно возбуждали духовенство тех времен, да и сейчас возбуждают. Возбуждали, возбуждают и будут возбуждать. Вы уже поняли о чем книга, правда?!48958
dream_of_super-hero5 августа 2009 г.Не даёт покоя успех Дэна Брауна многим авторам. Слишком мутно, слишком занудно и слишком притянуто за уши.
Босхом тут и не пахло.37159
Цитаты
Net-tochka26 августа 2013 г.- Вам известно, что значит наука, Петрониус? Когда любопытство не отпускает вас, когда вы одержимы в своем желании узнать типичную суть вещей и явлений? Вы имеете хоть малейшее представление о том, что заставляет таких людей, как Христофор Колумб, отправляться в дальние путешествия?
2539
tatianadik10 октября 2017 г.Читать далееТы знаешь, что передать информацию в будущее почти невозможно? То, что пытаются сделать сейчас, сохраняя данные для будущего, — напрасный труд. Пройдет время, и никто уже не сможет прочесть эти данные. Потому что компьютерная техника будет развиваться и дальше, банки данных устареют или будут уничтожены. Или информационный поток разрастется так, что для расшифровки потребуются легионы специалистов. Нельзя дать прогноз даже на пятьдесят лет вперед.
— Проблема в первую очередь для историков…
— Проблема, обычная для всех. Мы знаем о жизни наших родителей, а о дедах и прадедах не имеем ни малейшего представления. Истории отдельных государств умирают медленнее, поскольку существуют архивы, но все равно умирают. А что остается? Неясные высказывания, анекдоты, на основе которых мы можем воссоздать более или менее ясную картину.
— Как далеко назад мы можем оглянуться? На две тысячи лет?...
— На десять тысяч. Когда возникла письменность…
— А что было прежде? Что мы знаем об этом? Прошли миллионы лет, пока мы, люди, не осознали себя и не обрели свой язык. Может, уже тогда существовала потребность вырваться из настоящего и узнать о прошлом…1442
Подборки с этой книгой

Параллельный сюжет
nad1204
- 349 книг
Детективы, которые собираюсь прочитать
Anastasia246
- 1 577 книг
По странам и континентам -моя личная полочка
KontikT
- 2 270 книг

Книги, названные именами мужчин
polovinaokeana
- 658 книг

Арт-детективы
Penelopa2
- 63 книги
Другие издания
























