Рецензия на книгу
Тайна Иеронима Босха
Петер Демпф
tatianadik10 октября 2017 г.Шедевр живописи или тайное послание через века
Как жаль, что подчас знания об истории создания знаменитых живописных полотен приходят к нам уже после того, как мы увидели эти картины вживую в одном из зарубежных музеев, а попасть туда второй раз случай может и не представиться. Творчество Босха меня всегда привлекало, но стоя перед "Раем и Адом" во дворце Дожей или алтарным триптихом "Сад земных наслаждений" в Прадо, я почти ничего не знала о тех подробностях жизни мастера Иеронима Босха и его творчестве, о которых рассказывается в этой книге. Как оказалось, в дебютную книгу, где сюжет не силён, а логика в поступках героев подчас хромает, автор вложил столько любви и такое количество сведений о знаменитой картине, что уже одним этим книга полностью оправдала свое существование.
Удивительно, но самые узнаваемые произведения эпохи Возрождения — «Сад земных наслаждений» Босха, «Джоконда» Леонардо да Винчи и «Сикстинская Мадонна» Рафаэля не просто принадлежат одному историческому периоду, а созданы практически одновременно, то есть написаны в первые десятилетие-полтора XVI века. Датировка знаменитого триптиха Босха порождает вопросов не меньше, чем толкование его символов и тайных смыслов. В этой книге автор предлагает датировать время создания картины 1510-11 годами, когда творчество мастера переживает свой расцвет. В ней Босх сохраняет свою псевдоготическую уникальность, он был вполне индифферентен к человеческой индивидуальности и итальянским художественным новациям, то есть оставался в полном смысле человеком Средневековья.Петер Демпф использует в книге метод параллельных сюжетов — действие происходит в настоящем времени и в XVI веке, когда был написан «Сад земных наслаждений». Таким образом он постарался всесторонне описать и исследовать картину, ее невероятную внутреннюю силу и ее многочисленные интерпретации.
В музее Прадо безумным фанатиком-священником повреждена знаменитая картина Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Немецкому реставратору Майклу Кайе предложили заняться ее рентгенологическим обследованием для последующего восстановления, благо повреждения не очень значительны. Вместе с испанским коллегой Антонио де Небрихой они обнаруживают в местах повреждения в более глубоких цветовых слоях картины ряд ранее скрытых символов. Но не спешат обнародовать свою находку, опасаясь, что специалисты-искусствоведы поднимут их на смех. В музее появляется психолог Грит Вандерверф, с просьбой посетить ее подопечного, доминиканского священника отца де Берле, который плеснул на картину кислотой. По ее словам, он утверждает, что владеет какой-то тайной, связанной с картиной, которая через пять веков по-прежнему представляет угрозу его конгрегации. Но открыть эту тайну женщине отказывается.Встретившись со священником, Кайе вместе с читателями узнает о старинной хронике, найденной отцом де Берле в церковных архивах ордена Саламанки, в которой подмастерье Босха Петрониус Орис рассказывает историю создания художником триптиха «Сад земных наслаждений» в 1510 году, в то время, когда в стране бушевала непримиримая религиозная война.
Рукопись дает возможность окунуться в мир позднего средневековья, о котором большинство людей обычно имеют поверхностное представление. У Петера Демпфа "Сад земных наслаждений" выступает символом этого загадочного для нас времени, со своим кодом понимания жизни, религии и обычаев людей, далекого, во многом уже почти непознаваемого, но страшно интересного. Атмосфера повествования в этой части романа, условия жизни в средневековом городе и интриги его обитателей здесь важнее сюжета, который, как я уже говорила, слабоват. Зачастую трудно понять, почему герои совершают те или иные поступки, и не потому, что автор подводит нас к какой-то тайне, а такое ощущение, что он сам этого не понимает. Но главный герой Петрониус подкупает своим энергичным простодушием и горячностью, самоотверженностью и верностью высокому искусству. И это самая, на мой взгляд, увлекательная часть книги.О самой картине и связанных с ней конспирологических теориях я даже не буду пытаться рассказать, потому что о них написано очень много и любознательный читатель без труда отыщет все эти теории в интернете. Скажу только, что их гораздо больше, чем представлено в книге, и на них я потратила гораздо больше времени, чем на чтение Демпфа :))
Как ни странно, церковь любила сюрреалистические видения Босха, видя в них доказательство того, что безудержное наслаждение в настоящее время приводит к ужасу и аду впоследствии. Картины Босха, очутившись в Испании, украшали столовую и спальню короля Филиппа II. Говорят, созерцая босховские «Семь смертных грехов и четыре последние вещи», висящие у него в опочивальне, испанский король готовился к таинству исповеди. Испанские короли были нежно привязаны к творчеству Босха, и первому историку Эскориала монаху Хосе де Сигуэнса ничего не оставалось, как аргументированно доказать, что «Сад земных наслаждений» обладает глубоким нравоучительным смыслом.
— Алтарные картины, когда они освящены, в крайнем случае отставляют в сторону. Они попадают в ризницы или к коллекционерам. Их очень редко уничтожают. Они — священное имущество. Так послание может пережить десятилетия и века.И как хорошо, что пережив века, творения великого художника дошли до нас, чтобы мы в свою очередь могли отправиться в путешествие по причудливым грёзам нидерландского мастера.
503K