Рецензия на книгу
Тайна Иеронима Босха
Петер Демпф
cat_in_black4 июля 2013 г.Мы никогда не узнаем тайну картин Иеронима Босха. Остальное все гипотезы и предположения, основанные на догадках. Конечно все, кто хоть мало-мальски слышал об истории искусств средневековья, знает, что большинство картин того периода просто напичканы символами, портреты ли это или жанровые сценки. Различные животные и птицы, ягоды и предметы олицетворяли множество намеков или прямого указания на статус человека, его пороки или достоинства. Если у одних художников все немного попроще, то Босх – это один большой символ и что он трактует никто до сих пор понять не в состоянии.
Загадочность самого Иеронима Босха – это просто отсутствие информации о художнике или присутствии ее в крошечном объеме. На сегодняшний день приписываются ему около двадцати пяти произведений, но только девять, официально доказано, его кисти, а семь из них подписаны самим Босхом. Автор книги не стал углубляться в поисках и предположениях относительно авторства, и взял за основу масштабность – триптих «Сад наслаждений», который уж точно известен почти всем. Эта картина раздолье для головоломки, намеков и загадок там так много, что есть где разгуляться.
Сама по себе картина завораживает. Такого обилия красок, непонятных существ, действий и фантазии в изобилии. То ли это буйная фантазия художника, его страхи и кошмары, то ли это правда тонко продуманная стратегия, дающая намек на расхождение во взглядах церкви и общества, в котором состоял Босх.
Как для автора книги, так и для любого, кто хоть немного покопается в биографии Иеронима Босха, точкой непонимания станет его членство в христианской секте адамитов. Вот на этом факте из жизни художника Северного Возрождения и построил свою теорию Петер Демпф, когда пытался раскрыть «Тайну Иеронима Босха». Вообще это абсолютно не тайна, в любой книге по истории искусств этот факт засвидетельствован и не раз, поэтому все его творчество постоянно пересматривается с точки зрения принадлежности к этому обществу. Во времена разгула инквизиции так мыслить, конечно, было очень рискованно, да просто революционно. Но, как ни странно, даже не деньги решают все, а высокопоставленные покровители. Если уж королю Филиппу Красивому так нравились работы художника, да и общество было очень влиятельное в городе, что позволило художнику, да и истории, сохранить шедевры до наших времен.Как таковой сюжет книги «Тайна Иеронима Босха» крутится вокруг создания триптиха и его сохранности, а также борьбы выживания общества адамитов в борьбе против доминиканцев, сжигающих неугодных на очистительных кострах инквизиции. Саму тайну и тайной назвать нельзя, лично я так и не поняла, что такого таинственного скрывала эта картина? Да, в книге представлено несколько теорий расшифровки «Сада наслаждений», но это только предположения, не подкрепленные никакими достоверными фактами, потому как большинство символов в разных вариантах трактуется по-разному. Плюс этой книги в том, что она побуждает узнать о художнике и его работах больше, порыться в энциклопедиях, повнимательней рассмотреть его картины. Но закончу тем с чего и начала: тайну Иеронима Босха нам не узнать никогда.
29463