
Ваша оценкаРецензии
Rastaman29 марта 2018 г.Спекулятивная книга
Читать далееВообще не хотел писать отзыв на эту книгу, но подтолкнула меня на это действо рецензия "эксперДа Лайвлиба" на нее же. Ей, видите ли, не понравилось, что на Флибусте кто-то назвал Снайдера "украинцем-антисоветчиком". Дескать скрепы мешают погуглить и узнать, что он целый американский профессор.
Я давно знаю Снайдера, он практически не вылезает из Украины и делает все для отчуждения ее от России (еще задолго до 2014 года). Недавно он выступал в Германии, где убеждал немцев, что Украина самая пострадавшая от войны страна (вопреки "пропаганде русских") и вообще, Гитлер начал Восточную кампанию чуть ли не из-за одной Украины, а потому немцы должны уделять ей особое внимание. Этот грамотей правда не объяснил, как так получилось, что из 8,7 млн. убитых красноармейцев — 5,8 млн. русские. У меня в семье погибло во время войны трое, их имена высечены на обелиске погибших горожан. И так во всех городах, поселках и деревнях. Я в свое время объездил Нижегородскую область вдоль и поперек, так там в каждой деревне стоит обелиск с длинным списком погибших этой деревни. В каждой, подчеркиваю! А ведь туда даже не ступала нога немца.Вообще Снайдер на Западе пользуется славой "мягкого историка-ревизиониста". Он предлагает абсолютно странные трактовки некоторых исторических событий. Например, так называемые "кровавые земли". В книге все подогнано под эту его теорию, а все что за этими искусственными границами — отбрасывается автором за ненадобностью. Начинается книга с голода 1933 года, который, естественно, был для "геноцида украинской нации", а остальные — русские и казахи — упоминаются лишь мельком (еще бы, ведь они не попали в "кровавые земли"). Потом идет глава про "Большой террор", и снова главные пострадавшие —украинцы и поляки.
Итить его мать, вот оно че, Михалыч...
Ну а основные перлы пошли, когда Снайдер стал описывать партизанскую войну в Беларуси. Типа, все зверства немцев из-за сволочной Москвы, которая развернула партизанскую войну, стала подло убивать немецких рыцарей в спину, а им, конечно же, ничего не оставалось делать, кроме как жечь деревни со всеми их жителями. Во как... Занавес.
Ну про то, что Сталин стоял под Варшавой и смотрел как немцы уничтожают ее, хотя мог помочь, я даже и писать не буду. Думаю вы сами догадались, что Снайдер не пропустил бы такого. И действительно не пропустил ))
Далее Снайдер живописно рисует нам картины массовых изнасилований русскими (в такие моменты он сразу вспоминает о русских, иногда добавляет "в основном") европейских девушек. Да-да, не только немецких, а также польских, венгерских и румынских ))) Тут даже Энтони Бивор поперхнулся наверное чаем. Он ведь писал о 2 млн. немках, а оказывается пол-европы легло под русского солдата.
В конце там тоже какая-то лабуда, про притеснение немцев и их изгнание из нынешней Калининградской области, которое, естественно, сопровождалось массовыми преступлениями.
Вообще на Западе очень сильно раскритиковали эту книгу. И в части Холокоста, и в части термина "кровавые земли". Даже была такая полемика, между знаменитейшим британским историком сэром Ричардом Эвансом и этим Снайдером. Книга критиковалась немецкими историками, израильскими и самими американскими. В принципе кому интересно, все в открытом доступе, на английском естественно.
А Снайдер добился своего: в очередной раз всколыхнул историческое сообщество, вызвал дискуссии, споры, которые, правда, лет 5 как уже улеглись. В итоге в западной историографии термин "кровавые земли" так и не прижился.
Ну а Снайдер продолжает жить в Украине, все время проводит там какие-то русофобские семинары, рассказывает украинцам, что они не такие как русские. В принципе он и пользуется там своим основным успехом. Подозреваю, что и его основные гонорары оттуда, потому что "американский ученый", в совершенстве разговаривающий на украинском и проводящий в ней огромную часть своего времени, говорящий на всяких симпозиумах об Украине 90% своего времени — это, воля ваша, странно. Кстати, на русском эту книгу, по его словам, помогло издать посольство США в Украине, и, по странному стечению, именно на русском ее раздавали бесплатно. И в сеть она выложена для бесплатного скачивания. А вот украинское издание уже за ковришки. Равно как и немецкое. английское и китайское.Единственное, к чему нет претензий — это к цифрам. Здесь Снайдер как швейцарские часы. И по Холокосту, и по различным сталинским убийствам он дает точные цифры, которые, в принципе, уже давно укоренились в серьезных исторических трудах. Вообще среди западных историков я рекомендовал бы того же Эванса, или Кершоу, или Лонгериха, или страшно сказать Бивора, книги которого изъяли где-то на Урале из библиотек, а на Украине недавно запрещенного. (он написал в книге "Сталинград" о случае в Белой церкви на Украине, когда немцы убили евреев и оставили 90 детей, рука не поднималась их убить, тогда пригласили украинских националистов и они всех убили - все, запрет). Ну а по голоду и террору — есть отличная серия "История сталинизма", в которой издают очень подробные книги на основе документов, в том числе и западных историков. Также рекомендую историка Олега Хлевнюка, выходца из Украины кстати. Это главный на сегодняшний день историк в мире, занимающийся Сталиным и сталинизмом научно. На него ссылаются в своих книгах без преувеличения ВСЕ историки, в том числе и Снайдер.
Так вот, зачем читать бредовый, скандальный и искусственный конструкт Снайдера, надерганный из трудов разных историков и заваренный в бредовую кашу, если можно сразу же начать с Хлевнюка?
173,7K
blue_blue_leo19 сентября 2015 г.Читать далееЯ – житель «кровавых земель»: части Европы от территории современной Польши и до территории западной части России. Земель, на которых устроили Голодомор и Холокост. Когда я читал упоминания о конкретных людях, которых погубил советского-нацистский сговор, польская частичка моей души плакала. Как и украинская. Как и еврейская. Я забуду данные об общих жертвах, но буду помнить, прежде всего, этих людей.
История учит тому, что люди ничему не учатся. Вот о чем я думал прошлой весной. И эта мысль никак не умещалась в моей голове, я никак не мог принять эту истину. Со времени Второй мировой войны прошло 70 лет. Но в 2015 году кажется, что пропорция просвещенных людей и невежественных нисколько не изменилась.
Каждый, кто считает, что есть нации лучшие и худшие – не усвоил урока Второй мировой. И мне представляется, что «двоичников» в обществе, которое последнее десятилетие самоупоенно занимается отбеливанием репутации Сталина и иже с ним, невообразимо много.
Адептам «русского мира» книга Снайдера придется не по вкусу. Уже в предисловии к русскоязычному изданию автор упоминает российское вторжение в Украину в 2014 году и дает недвусмысленную оценку политике Кремля.
Тон и содержание официального российского почтения памяти изменились радикальным образом. Президент Российской Федерации теперь официально реабилитировал Пакт Молотова-Риббентропа, который Советский Союз заключил с нацистской Германией и который, среди всего прочего, непосредственно привел к Катынской бойне. Реабилитация Пакта Молотова-Риббентропа означает реабилитацию всего совершенного Сталиным вплоть до момента подписания им соглашения с Гитлером. Это ставит под вопрос европейский консенсус по поводу того, что Вторая мировая война была катастрофой.Интересно, что «Кровавые земли» вышли на русском языке только сейчас – до этого книга переводилась на украинский и другие языки. Учитывая официальную политику российских властей и количество агрессивных «трудов» советско-реваншистского характера, заполонивших книжный рынок в России, можно с уверенностью прогнозировать ей нелегкую судьбу.
Единственный упрек, который я бы мог высказать Тимоти Снайдеру – непоследовательность в требовании справедливого отношения ко всем сторонам Всемирной катастрофы. Автор с огромным сочувствием рассказывает о пострадавших поляках, евреях, крымских татарах, но у него не нашлось ни слова сочувствуя к тем, кто оказался в армии Третьего Рейха и Советского Союза не по своей воле. Не каждый, кто служил в Вермахте был нацистом, равно как не каждый солдат, служивший в Красной армии, был сталинистом. И с той, и с другой стороны оказалось немало людей, которых вынудили сражаться угрозой или, фактически, держа их семьи в заложниках. И немцы, и красноармейцы совершали героические – без лишнего пафоса – поступки, спасая чужие жизни и подвергая риску свои. На этой войне люди порой оказывались в ужаснейшем положении, когда приходилось выбирать между жизнью и правом остаться человеком. И кто может их осудить за сделанный выбор?
Культуры памяти оперируют округленными цифрами, округленными до десятков, но помнить мертвых легче, когда цифры не округлены, когда последнее число – не ноль. Таким образом, говоря о Холокосте, возможно, легче думать о 780 863 разных людях в Треблинке, где конечная цифра «три» могла быть Тамарой и Иттой Вилленберг, чьи одежды прильнули друг к другу после того, как их отравили газом, а также Руфью Дорфман, которая плакала вместе с мужчиной, подстригавшем ее волосы, прежде чем она вошла в газовую камеру.Мой город пережил почти три года нацистской оккупации. Некоторые помнят о ней не из пропагандистских источников информации. Помнят, как их бросили на милость врага советские войска и администрация, в спешке убегая при наступлении Вермахта в 1941-м. Помнят, как в центре города стояли немецкие виселицы для мародеров и оказывавших сопротивление. Помнят, как солдаты обеих армий проклинали и Сталина, и Гитлера.
P.S. Взгляд «с той стороны» на некогда уважаемом ресурсе.
121,2K
Vikulaska31 декабря 2016 г.Книга с хорошей, правильной идеей, но с плохим претворением этой идеи в книжную "жизнь"
Читать далееПервая книга, которую я читала так долго и первая рецензия, которую я обдумывала так долго...
"Кровавые земли" - книга сложная в прочитании, изобилующая шокирующими подробностями зверств эсэсовцев/нквдистов и тяжелыми разглагольствованиями автора, книга, похожая на мозаику из правды, откровенной лжи, преувеличений, умалчиваний и передергивании фактов, книга-новь и, одновременно, книга-дань традиции, книга-жест поддержки украинскому народу и, тут же, плевок в нашу сторону...
Лучше всё же начать с плюсов.
Следует отдать должное Тимоти Снайдеру в том, что он поднял столь важную и малоисследованную тему, как страдания народов Европы в лапах обеих тоталитарных систем. Не только поднял эту тему, но и развил свою мысль в обширнейший труд, который сумел преподнести с апломбом и жаждой славы учёнейшего мужа. Не каждому писателю дано стать автором бестселлера, и не на каждого писателя возлагают лавры почтенного ученого. Талант, так сказать, налицо. Но вот бестселлер - это же "ширпотреб", который устраивает всех: без спорных вопросов, без неудобных фактов, без неприятных для большинства выводов. Вот снайдеровский бестселлер - скучная дань традиции, раболепие и самобичевание...
С плюсами в этой книге туговато, конечно. Разве что, если бы в соседней стране, да и в нашей (чего греха таить), воинствующие массы, которые бредят СССР-ом, прочли ее, войны не было бы... Но правда, к сожалению, рождается в муках и, наверное, многие должны ее заслужить.
Теперь насчет минусов. Постараюсь разобрать по пунктам то, что мне не понравилось в работе автора:
1) отсутствие научного подхода в изучении темы исследования (Снайдер без конца цитирует других писателей, ученых, но сам не работает с документами, то есть, заведомо переписывает чужие недоработки, неточности, а часто и заведомую ложь);
2) недостаток смелости в исследовании (многое описывается вполсилы, с полувзгляда, вскользь; для такой обширной работы столь мало новаторства);
3) стиль писателя;
4) странная разбивка книги на разделы (не по странам, не по народам, не по датам, а по масштабным трагедиям, наиболее важным с точки зрения автора);
5) узкие национальные и временные рамки, используемые Снайдером (зачастую это вредит трактовке многих событий - трагедия Волыни, например, вообще преподносится автором лишь с польской точки зрения, без каких-либо жалких попыток выслушать и украинцев, которые тоже гибли десятками тысяч, без ретроспективы, без попытки что-либо объяснить здравомыслящим читателям);
6) далекоидущие выводы, основанные только на свидетельствах очевидцев (которых сам автор, конечно, не видел, как не видел и написанные их руками воспоминания);
7) и самый главный недостаток книги, на мой взгляд - это предпочтение всем жертвам тоталитаризма жертв именно еврейских! Никогда не относила себя к юдофобам, но, извините, это уж слишком - две трети книги посвящены именно евреям, оставшаяся треть - неевреям (да,да! - вот такое разделение на евреев и неевреев), причем на каждой странице занудное упоминание о "величайших" жертвах еврейского народа, об "огромнейшей" трагедии евреев сравнительно с неевреями, о цинизме тех, кто преуменьшает количество погибших евреев и т.д. и т.п. И ни слова о том, сколько денег смогли заработать евреи на своей трагедии, как наказывают до сих пор в цивилизованных странах за то лишь, что кто-то усомнится в уникальности Холокоста. Бездоказательность, раболепие, трусость, традиционное вранье о "пепле" Бабьего Яра и Освенцима - вот то, что нам открывается со страниц данного опуса.
Обидно за другие народы! Чем же еврей так ценнее нееврея, что о гибели советского врача-еврея Снайдер пишет на нескольких страницах, а о расстрелах и депортациях десятков тысяч латышей, эстонцев, латвийцев, крымских татар, финнов, карачаев, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев, турков-месхетин - несколько слов?! Несправедливо, неправильно, неэтично, на мой взгляд, преступно, по отношению к памяти жертв!
И после этого Снайдер позиционирует свою книгу как историю "кровавых земель" между Гитлером и Сталиным... Лучше бы назвал "Кровавая трагедия евреев" - было бы гораздо ближе автору...
Жизнь человеческая - бесценна. И неважно, к какой национальности или расе принадлежит человек. Главное в том, что это - Человек!102K
Aidoru18 августа 2017 г.Насилля – не впевненість, а терор – не панування.Читать далееЩо таке Криваві землі? Чи є хоч один ще регіон в світі що зазнав би менше ніж за 15 років понад 14 мільйонів жертв – приголомшливі цифри. І ті жертви породжені не війною, не хворобою (якщо не вважати комуністичний та нацистський режим патологічними), а цілеспрямованим масовим винищенням людей лише за те, що вони люди.
Політику чи ідентичність легко освятити смертю жертв.Хоча дана праця представляє із себе не монографію з філософської історії, але вона відкриває нам численні проблеми історичної етики та пам’яті. Історія, як натякає Т. Снайдер, не є витвором однієї інтерпретації та однієї точки зору, саме тому автор і намагається показати, що розглядати, безумовно, трагедію 1933-1945 рр. як жертовну для певних національностей – нелогічно. У сучасній Україні дуже популярним стало твердження про «комуністичний привид», але нас супроводжує і привид смертей. Радянська система в Україні залишила деякі неприємні для історичної правди відбитки: Голокост – тема не найпопулярніша, а кількість жертв Голодомору із 4 млн виросла до 10. І ці дві тенденції протилежні одна одній, так як перша народилася на підтримку радянських міфів, а друга – для їхнього знищення. Але це не змінює страшну картину смертей десятків мільйонів (якщо додати до згаданий 14 ще й смерті різних військовиків).
Чи можуть мертві справді комусь належати?Це теоретичне питання може здатися спочатку оманливим. В першу чергу, тут грає роль не те, до якої нації були належні жертви, а інше – вони були людьми, як і їхні кати. Визначний історик сам вказує на те, що якщо класифікувати цих мертвих за їхньою лише національністю, то перемогла тоталітарна Європа – жахливий витвір пакту Молотова-Ріббентропа. Ця дійсно визначна праця, хоча й опиралася переважно на історію саме актів масових спланованих або передбачених вбивств все ж розглядає історію більш широко: і трагедію полонених, вимушених брати участь у злочинах, і трагедію колаборантів, у яких просто не було виходу. Звісно, я не хочу нікого виправдати.
Зведення історії до моральних вистав зовсім необов’язково додає комусь моралі. На жаль, вимога статусу жертви сама собою не приносить здорових етичних рішень.Але повернемося до першого питання, що ми задали. Криваві землі… Де вони? Чим вони відрізняються від інших земель? Хтось може назвати ними саме землі під німецькою окупацією, але це не так. Трагедія (а від того і кількість жертв) сталася на перехресті двох режимів: сталінського та нацистського. Із кровожерливим завзяттям ці два диктатори намагалися змінити хід історії. Один, відверто заявляючи про расову вищість, а інший – декларуючи рівність, утім «заради зміцнення» готовий поступитися тією рівністю. Снайдер проти того підходу, коли історія стає наративом померлих, коли правда прихована, а неправда стає офіційною. Він наводить жахливі подробиці життя німецьких офіцерів та їхніх сімей. Якщо вони не гребували носити годинники своїх жертв (переважно євреїв), а їхні дружини шуби, а діти – панчохи з мертвих єврейських дітей, то хіба тут можна говорити про вищість?
Піддатися спокусі, назвати інших людей недолюдьми – це крок у напрямку до нацистської постави, а не від неї.Тому утримаємося від завчасних висновків. Справа не у расистському твердженні про вищість або навпаки. Але в людському ставленні. Засуджуючи ката на страту, не станемо ми катами самі? Безумовно, це все теоретичні положення, але вагу тягаря винуватості повинні тягти не народи (німці чи росіяни), а, в першу чергу, режими. І дійсно цікаво, що до такого висновку довела мене не художня книга, а книга наукова. В американського історика вдало вдається зробити із нібито нудної історичної повісті прекрасну книгу, не роман, бо все це правда, але й не настільки нудну документалістику, ніби він засновує новий жанр, що поєднує у собі риси різних стилів.
Нацистський і радянський режими перетворили людей на числа. Щодо частини цих чисел ми можемо лише зробити припущення, інші ми можемо встановити доволі точно… Як гуманістам, нам належиться знову перетворити числа на людей. Якщо ми на це неспроможні, то Гітлер і Сталін вибудували не лише наш світ, а й нашу людяність.І скажемо чесно… Автору це вдалося. Історичний дискурс, історична повість перемежовується численними подробицями виживши і шокуючими залишками (як-от написи на стіні ковельської синагоги) від жертв. Таким чином, ці числа «не злипаються» у якусь бездушну статистику, а кожна жертва отримує імена: Д. Пронічева, Гросман, К. Граневич, родина Юревичів, Маковських… І вони одночасно оживають в нашій уяві, оживляючи інших, але не для знаменитості, а для простої пам’яті…
Без історії пам'ять стає приватною – сьогодні це означає національною.Ця книга частково унікальна. Вона присвячена не темі політиці вповні, хоча і їй теж. Але головне – це страждання. Рідко побачиш згадку людей, окрім фігур політичних на кшталт Сталіна, Гітлера, Єжова, Гімлера… Чи окрім фігур культурних: Гросман, Арендт. Ось в чому основна відмінність: прості люди, які так само заслуговують на таке ж щасливе і відоме життя, вже не привиди цифр. Головними темами цього дослідження стали:
1. Голодомор.- Етнічні чистки.
- Голокост.
- Класовий терор.
«Криваві землі» -- це розповідь про зло, але й це гімн людяності.Снайдер обмежив себе у території Балтики, Західної Росії, Білорусі, України та Польща, одначе, так чи інакше, він виходить за ці нетривкі межі, згадуючи про численні події на міжнародній арені, що, безумовно, допомогли зрозуміти читачам сутність тих подій, що відбувалися на засіяних кістками Кривавих землях.
Тимоті береться за важку працю – руйнування міфів. Це міфи як правиці, так і лівиці. Це міфи і радянські, і сучасні націоналістичні. Це міф про жахи Аушвіца, в порівнянні з яким Треблінка чи Хелмно, певно, здалися б абсолютним злом у пеклі. Сльози та кров текли, на думку історика, саме на перехресті двох антиімперіалістичних «імперій», найбільше постраждала середина. Ані Західна Європа, ані Сибір не пережили страшної подвійної або потрійної окупації (радянсько-німецька, радянсько-німецька-рядянська). Голокост почався тут. Голокост народився на територіях, що перші постраждали від нападу Німеччини на СРСР. Тут Гімлер знищив Варшаву та побудував шість жахливих таборів смерті, що засудили мільйони життів, вкоротивши їм віку. Саме тут німці й совєти заарештували та репресували польських офіцерів. А до того тут гинули 4 мільйона селян УРСР (переважно українців). І тут, нарешті, німці заморили голодом ленінградців.
Пам'ять – ось на що мають право загиблі. Ми маємо право не втягувати мільйони невинуватих душ у свої авантюристичні махінації. Не ми жертви, а вони. Ми повинні лише пам’ятати та віддавати дань пам’яті. У жертв нема національності, але в них є кров, а ця кров полила ті чорноземи, з яких ми їмо, вона удобрила цю родючу землю, але замість насіння посіяла кістки.
92,1K
realstan17 октября 2022 г.Страшна книга, мабуть, найстрашніша, яку я прочитав за все життя. А ще гірше те, що це наша реальність. Це ми. Це все сталося порівняно недавно, багато хто кричав «ніколи знову». Але це відбувається знову. І так буде завжди.81,3K
MariaSeleznova5 декабря 2020 г.Читать далееСьогодні поговоримо про доволі складну книгу. Зізнаюсь — я не дочитала її до кінця. Мені не вистачило моральних сил. Просто не змогла.
Ця книга має назву “Криваві землі”. Вона присвячена подіям. Що сталися за ХХ століття на територіях, що їх спочатку окупувала Російська імперія, далі радянська разом з Німеччиною у період ІІ-ї світової війни. Це не лише землі сучасної України, також території Білорусі та наддніпрянських країн.
Книга має 11 розділів, що висвітлюють та порівнюють жахливість режиму Сталіна та Гітлера. Кожен побудував свою імперію на крові власних громадян, проводив етнічні (і не тільки) чистки, налаштовував молоде покоління проти старого, вкладав у голови людей ідеалістичні думки, що суперечили навколишньому кривавому світові, котрий вони ж самі і творили.
Ця книга - історія масових убивств, здійснених на просторах між Берліном і Москвою у часи між приблизно 1933 і 1945 роком, вона сповнена спогадами людей, що ризикували втратити своє життя кожного дня. Більшість жертв, котрі загинули в той період, померли не внаслідок ув'язнення в концентраційних таборах чи депортацій, як це найчастіше уявляють, а від голоду, зумовленого сталінською політикою початку 1930-х років та гітлерівським планом винищення голодом радянських військовополонених.
Їх дуже складно читати. Складно читати про пісню, яку вигадали діти під час голодомору 1933-го року:
“Батько Сталін, подивися,
Як ми в СОЗі розжилися:
Хата раком, клуня боком,
Троє коней з одним оком.
А на хаті серп і молот,
А у хаті смерть та голод.
Ні корови, ні свині -
Тільки Сталін на стіні.”
Ця дитяча пісенька описує світ українського села, який відкривався місцевим партійним чиновникам, ліпше за лаконічні накази й велемовну пропаганду з Москви.
Мені боляче було доторкнутись до того досвіду нелюдської жорстокості, але я та ти маємо пам’ятати свою історію, якою б кривавою вона не була.
Думаю, що трошки відпочивши, знов візьму цю книгу до рук.
Маю надію, що ти також її прочитаєш, бо вона навіть є безкоштовною на google books.
Пам’ятай та шануй пам’ять свого народу, передавай її наступним поколінням та не давай змоги іншим людям “редагувати” наш спільний досвід.81,9K
LargeCatechumen23 августа 2025 г.прочитать всем
очень сильная книга . рекомендую прочитать всем потому что это часть истории нашей страны которую вы не прочтете ни в одном учебнике. Автор пользовался большим архивом информации. Есть отдельные выводы которые могут показатся спорными но не смотря на это проделана большая работа чтобы осветить события начиная с голодомора и кончая смертью Сталина. Чтобы идти дальше важно знать не только ИИ но и правдивую историю своей страны чтобы зло невежество и мракобесие не повторилось в нашей стране
6104
Bayern-9816 октября 2022 г.Европа между Гитлером и Сталиным
Читать далееТеме второй мировой войны и событиям её предвосхитившим посвящено много книг. Много авторов на протяжении нескольких десятилетий писали и пишут про вторую мировую. У каждого автора своё видение, понимание второй мировой. Каждый автор акцентирует внимание на значимых для себя вещах и собитиях.
Американский историк и иследователь Тимоти Снайдер в своей книге излагает факты второй мировой войны, не считаясь с чувствами и убеждениями, которые насаждались лживой советской пропагандой на протяжении десятилетий.
Для людей, которые стали жертвами советской пропаганды , читать эту книгу тяжело и болезненно, так как осознание того что советская пропаганда дурачила им головы, не может не задевать их глубинные убеждения, которые сложились за годы промывки мозгов.
Снайдер не пытается в книге оправдать сталина, его режим и осуждать Гитлера и его режим. Для автора и сталинский режим , и гитлеровский режим - явления одного порядка. И этот , и тот режим устраивали масштабные истребления народов. Разве что методики отличались.
Автор детально описывает различные факты преступлений против человечности то одним режимом, то другим режимом в восточной Европе.
Описываются факты Голодомора, когда массовая коллективизация привела к гибели свыше 3 млн человек в Украине, описываются злодеяния немецкого режима в годы Холокоста, злодеяния сталинского режима в восточной Европе после вторжения в Польшу и т. д.
Эта книга тяжела для прочтения для любого нормального человека. Страницы книги изобилуют описанием различных фактов злодеяний двух кровожадных режимов, на страницах книги описано много сцен пролитой крови.
Главное в этой книге в том, что автор изобличает преступления и сталинского, и гитлеровского режимов, изобличает преступления против человечности. Самое важное - человеческие жизни и никакие политические интересы и обоснования не могут оправдать злодения против человечности.
гитлер и сталин хотели построить великие империи, пожертвовав миллионами жизней несчастных людей, оба желали мирового господства на крови множества народов.
Главный вывод книги в том, что никакому злодеянию нет оправдания. гитлер и сталин - две версии одного зла и не важно, какой политической , социальной , идеологической пропагандистской мишурой они обвешаны61K
silver_autumn6 апреля 2016 г.Читать далееСобственно говоря, это тот случай, когда и тезис, и подтекст книги вынесены в название. Снайдер пишет о европейских территориях, которые географически оказались зажаты между Берлином и Москвой, и по которым прокатилась львиная доля боевых действий Второй Мировой. А ещё он пишет о том, что сделали с Восточной Европой Гитлер и Сталин. И если с первым особых проблем нет, но со вторым они начинаются.
Тут надо сказать вот что: книга, по сути, хорошая. В ней собраны много интересно деталей, и есть весьма любопытные части – например, про оккупацию Югославии. Автор и правда откапывает много деталей, но не всегда пишет о них понятно и просто (например, восстание в Варшаве и восстание в гетто в Варшаве сливаются у него так, что не разберёшь иногда). Но больше частью читать легко и, простите за такое слово, занимательно.
Снайдер не чурается и тяжёлых тем: у него есть место и этническим чисткам (до, во время и после войны), и преступлениям союзников, и описанию оккупированных территорий. У него даже УПА упоминается, причём в интересном обороте «а потом Сталин этнически почистил этнических чистильщиков».
Всё у Снайдера плохо в другом месте. Он очень не любит Сталина и не любит Россию. И вот на первый взгляд это не должно мешать — про Сталина много можно сказать и не отклоняясь от правды, а нацизм Снайдер не оправдывает. Но он перегибает палку, притягивая некоторые вещи к его тезису, а другие старательно замалчивая. Нет, это происходит не на каждом шагу, но я могу припомнить как минимум три важных момента, в которых пошёл такой большой перегиб.
И нет, дело не в том, что у меня розовые очки, или глаза застилает странный патриотизм. Наоборот, имя Сталина вызывает у меня весьма определённые и большей частью негативные эмоции, а фильтровать западный взгляд на вещи я научилась уже достаточно давно. Но здесь автор действительно очень старательно трамбовал факты для того, чтобы они получше уместились в его картину мира. Увы и ах.
Если не обращать на это внимания — неплохая книга о Второй Мировой, собравшая в себя кучу деталей. Но я искренне считаю, что историки, особенно те, которые настолько широко публикуют свои работы, обязаны иметь трезвый взгляд на вещи.
61,2K
n-shevchuk14 августа 2016 г.аккуратное исследование
Читать далееименно так, аккуратным и основательным исследованием назвала эту книгу Вашингтон Пост.
да, преступления (фашистские и советские), да, массовые - но Снайдер пишет о них настолько ... сухо.
конечно, хорошо, что в мире эту книгу заметили и читают - но как они ее читают?.. ведь написано настолько ... документально, и правда, аккуратно, слишком.
все это верно, все это мы (на постсоветском пространстве родившееся) знаем не по наслышке - и не только книги читали, и фильмы видели, - знаем это от родных и знакомых, которые прошли (или их близкие прошли) трудовые лагеря, плен, Гулаг, и т.д.
а вот Снайдер явно не пропустил всю эту историю "сквозь себя" - и это ОЧЕНЬ ощущается, и это очень мешает и даже раздражает... для него это всего лишь кошмарные цифры, сухие факты, все эти голодоморы, расстрелы, газовые камеры, трудовые лагери, ограбления, изнасилования, крематории, этнические чистки...
просто какой-то обзор получился - его "дело массового уничтожения" написано очень отчужденно, слишком безэмоционально, слишком отстраненно.
не было леденящего душу чувства, когда читаешь все эти СТРАШНЫЕ вещи, не было шока...
поэтому не дочитала (а у меня книг 5 всего, которые я в своей жизни бросила!), просмотрела последнюю треть по диагонали.., так, для ознакомления с фактами... впрочем, чего-то совсем нового лично для меня - в книге тоже не много.
но для кого-то это, может быть, будут новые горизонты... для кого-то эта книга, может действительно будет разоблачительной оценкой массововй гибели 14 млн.человек на географ. землях между Гитлером и Сталином.
поэтому от напутствий воздержусь - сами решайте, читать или не читать11,3K