
Ваша оценкаРецензии
Аноним31 октября 2020 г.Смешно, если это действительно так!
Читать далееПишу вторую за сегодня рецензию на пьесы Теннесси Уильямса. Да, нужно признать, что в моей читательской биографии состоялась очень значимая встреча с новым автором, произведения которого заставляют думать и глубже понимать эту простую и сложную в своем единстве жизнь человеческую. И снова, как и в первой сегодняшней рецензии, вынужден помянуть, что подход к проблемам и метод их рассмотрения Уильямсом кажутся мне очень похожими на чеховские, преемственность, как говорится, на лицо.
А еще эта пьеса заставила меня вспомнить другую пьесу - "Опасный поворот" Джона Пристли. Два этих произведения объединяет тема всепоглощающей лжи, скрывающейся за фасадом благополучия. И даже есть еще один объединяющий аспект - закулисная смерть значимого персонажа. У Пристли это подается в детективно-психологическом ключе, у Уильямса исключительно в психологическом.
Ложь пронизывает все пространство представляемой пьесы, она начинается со лжи, ложью и заканчивается. Но Уильямс затеял очень смелый эксперимент, он решил проследить путь превращения лжи в правду, И помогает ему в этом Мэгги - супруга одного из главных героев, та самая Мэгги, которая чувствует себя в этой жизни "кошкой на раскалённой крыше", и о которой её супруг говорит, что она всегда "как кошка приземляется на все четыре лапы".
Но отвлечемся на время от Мэгги, мы к ней ещё вернемся, а пока сосредоточимся на главных героях-мужчинах - отце и сыне Поллиттах - Большом Па и Брике. Они очень схожи и в тоже время диаметрально противоположны. Схожи они в своем неприятии лжи и трагическом свыкании с ней, а вот разница между ними в личной силе. Большой Па - очень сильная личность, человек, строящий вокруг себя свой собственный мир, требующий от всех по максимуму, и тем самым, не желая того, толкающий своих домочадцев ко лжи. Брик - слабак, не выдержавший серьезного жизненного удара, и медленно, но верно, спивающийся.
У Большого Па два сына, кроме Брика есть еще старший Гупер, но отец, не скрывая того, любит младшего. Да и Большая Ма теплее относится к неудачнику Брику. Вот эта родительская любовь, возможно, и есть причина его слабости, ведь его больше любили, больше оберегали, меньше требовали. И в результате жизнь оказалась для него непреодолимым барьером. Недаром в пьесе он ковыляет на костыле, сломав накануне ногу ночью на стадионе, преодолевая барьер.
Слабаки всегда спасаются бегством, пьянство Брика и есть такое бегство, он бы сбежал и по-настоящему от Мэгги и от семейки, но у него сломана нога. Но у него есть спасительный "щелчок", после которого он отключается от назойливой реальности. И часть этой реальности - Мэгги, он её не просто не любит, он её ненавидит, ведь именно она стала причиной главного жизненного краха Брика - разрыва с лучшим другом Скиппером, которым он очень дорожил, потому что между ними не было лжи. Не было, пока не появилась Мэгги, спровоцировавшей кризис в результате которого Скиппер ушел из жизни.
Кстати, отношения к женам тоже роднят отца с сыном, Большой Па тоже никогда не любил свою жену, только терпел её. Он не любит и Гупера, и его жену Мэй, исключение только Брик, и, как ни странно - Мэгги.
Вернемся к ней. Мэгги - настоящая кошка, гуляющая по раскаленной крыше трудной и непредсказуемой жизни, осложненной тем, что она по-настоящему любит человека, который к ней равнодушен. Она действительно умеет, падая, вставать на все четыре лапы. Она очень тонко чувствует всех членов семьи, безошибочно определяя их отношение к себе.
И в сложившейся ситуации она ложью исправляет другую - еще большую ложь. Гупер и его женушка готовят аферу, в результате которой будет проигнорирована воля Большого Па и не учтены интересы безвольного Брика. Особенно старается в подготовке несправедливости Мэй, которая пытается контролировать всех и всё, подслушивая и подглядывая. В постановке Московского академического театра имени В.В. Маяковского она присутствует в каждой сцене, в декорациях сделано специальное окошко и в него все время видно сосредоточенное лицо ушлой невестки.
Гупер с женой настолько лживы и отталкивающи, что симпатии читателя и зрителя в любом случае оказываются на стороне Брика. Если отец оставит дело ему - именно это будет правдой. И тогда Мэгги совершает то же, что и остальные - нагло лжет, но эта ложь восстанавливает искомую правду. Вот так правда сотворяется из лжи, и по другому в семействе Поллиттов быть не могло.
Пьеса заканчивается очередным признанием Мэгги в любви Брику и его сакраментальным ответом: "Смешно, если это действительно так!". Именно эту фразу произносит и Большой Па, когда Большая Ма признается ему, что искренне любила его все эти годы. Но дело в том, что и Большая Ма и Мэгги действительно любят своих мужчин, потому их реакция - это страшный диагноз - серьезно может восприниматься только ложь, правда кажется смешной.
1492,5K
Аноним5 марта 2025 г.Кошек здесь нет
Читать далееЭто все метафора, метафора...
Я уже познакомилась с одной из самых знаменитых пьес сэра Томаса "Трамвай "Желание", и понимала, что знакомство с "Кошкой" не заставит себя ждать. Очень уж мне понравился стиль автора и его подача.
Здесь у нас - простые семейные посиделки. Большая плантация в глубинке на юге Америки, семейство собралось на празднование дня Рождения патриарха семьи Большого Па. Семейство-то большое, но...
Здесь мой "любимый" тип книжной семьи - что не жаба, то гадюка. Встречает нас Маргарет/Мэгги, жена младшего сына, которая с порога вываливает все, что думает о невестке и ее "очаровательном" выводке из пяти ребятишек. Ну а дальше - больше, и вся пьеса - это упражнение как в ненависти к ближним своим, так и в самобичевании.
Очень хорошо автору удается выписать характеры своих героев. Брик - младший сын, бывший спортсмен, красавец и перспективный жених. Но сейчас... Понимаешь, почему он оказался в таком состоянии, в котором мы с ним встретились, но все-таки... Я не так давно читала точно такую же реальную историю, словно списанную с этой пьесы. И Маргарет сама себя называет той самой "кошкой", потому что - терпит, сколько еще хватит сил.
Пьеса написана хорошо - даже автор прописывает для актеров монологи в зал, чтобы было, где актерски развернуться. Чувствуется эта атмосфера американского Юга, этого плантаторского семейства, привыкшего работниками управлять с помощью голоса - и не оставляющего этого и дома. Нравится мне автор за то, что изображает все то, что остальные обычно стыдливо упрятывают. Вспомнилась мне Эдит Уортон - Эпоха невинности , где все тоже особо друг друга не любят, но вынуждены соблюдать светские условности. Но здесь все особо друг с другом не церемонятся. Просто... прям нет персонажа, за которого можно зацепиться. Наверное, можно посочувствовать Брику или Маргарет - но даже им не хочется. Еще вспомнилась книга Луис Альберто Урреа - Дом падших ангелов Очень даже похожи у них сюжеты - но в "Ангелах" как-то больше приятных персонажей было. Когда все возлюбленное семейство, аж притоптывая, ждет, когда патриарх... прикажет счастливо оставаться - мне прям грустно становится до гадливости.
Но все-таки это - классическая пьеса, хорошо и сочно выписанная. Поэтому и посоветую - любителям классических пьес и семейных драм "Все несчастные семьи...". Я бы даже в оригинале почитала - хочется послушать этот фальшиво расслабленный говорок истинных южан, который автор хорошо передал даже в ремарках.
А вот настойчиво посоветую - наш радиоспектакль. Он был записан в 1994м году с замечательными актерами: Алла Батлер, Армен Джигарханян, Юрий Никулин... Просто полный эффект погружения и оживления. Со всеми живыми шумами и даже авторскими интонациями - замечательная вещь!107517
Аноним21 января 2023 г."Если двое оказались в одной лодке, надо заботиться друг о друге"
Читать далееЛетом 2022 года я прочла пьесу Уильямса "Трамвай «Желание»". Она мне понравилась, но после прочтения я испытывала такие отрицательные эмоции, что не планировала возвращаться к творчеству автора как минимум год. До сих пор помню ощущение безысходности, обрушившееся на меня тогда. Замечаю, что иногда как будто сама проживаю эмоции литературных персонажей, всё принимаю слишком близко к сердцу, и мне требуется время, чтобы отойти после тяжёлых произведений. Но так сложилось, что спустя несколько месяцев я решила вернуться к работам писателя и прочесть "Кошку на раскалённой крыше".
Эта пьеса понравилась мне больше, чем "Трамвай «Желание»". Она тоже очень жизненная, реалистичная, актуальная, думаю. Но при этом не вызывает такое чувство безнадёжности. Сложно объяснить. Ведь вроде бы в пьесе нет каких-то положительных поворотов сюжета, все герои несчастны, но при этом, дочитав до финала, не испытываешь чувство бесконечной тоски. Думаю, немалую роль в этом играет Мэгги. Она очень сильная героиня. Кому-то её трудности могут показаться ерундой, ведь она отхватила мужа из приличной семьи и живёт довольно неплохо. Какой контраст с её нищим детством и юностью! Но не так-то всё просто. Мэгги с детства сталкивалась с самыми неприглядными сторонами жизни. И я подразумеваю не только бедность, через которую проходят многие, но и отца-алкоголика. А потом сценарий повторяется, но уже с мужем, который пьёт постоянно. Но и его ты понимаешь, хотя, конечно, не оправдываешь.
Брик, муж Маргарет, вообще очень интересный и неоднозначный персонаж. Ты и сочувствуешь ему, и одновременно ругаешь его поступки, хочешь, чтобы он наконец взял себя в руки. А в душе этого человека своя собственная трагедия, которую окружающие даже вроде бы признали, вот только сам Брик себе признаться не в состоянии. Сломленный человек, который во всём опоздал и уже не видит в чём-либо смысла. Но смотришь на него и думаешь: а каково его жене? Она изо всех сил пытается вытащить мужа из ямы, даже осознавая, что не так уж она и нужна ему.
Мэгги, безусловно, и сама не святая, но я увидела в ней сильную женщину. Да, она совершает ошибки. Да, ведёт себя достаточно грубо, порой даже слишком. Но отчасти семья держится на ней и вообще на таких людях, как она, которые готовы всё взять в свои руки, когда у остальных не остаётся сил.
И пьеса, и её герои показались мне глубокими и многогранными. На фоне семейной драмы мы видим собственные трагедии таких разных людей, объединённых одной фамилией и домом. Чем же разрешится ситуация, с которой столкнулась эта семья? Я не уверена, но точно знаю, что Мэгги просто так не сдастся.
1035,6K
Аноним7 мая 2021 г.рЮсский след во все поля и страницы
Читать далееНу, вот по мне, так тут не только главгерша - кошка на раскаленной крыше. Тут все участники - кошка на раскаленной крыше. Каждый по своим причинам. А крыша-то одна. И, несмотря, на весь дискомфорт, что приносит пребывание на ней, каждый из них хочет удержаться. Причем, любой ценой. Такое, значит, семейство хищных паучьих в одной банке.
В самой же пьесе, скажем так, не один слой. Это и ложь в отношениях между близкими людьми: маленькая и большая. И неизвестно, какая приносит больше вреда по результату. Но без лжи в жизни, по моему мнению, все же никак не обойтись. Голая, жестокая правда - тоже ужасно и порой катастрофично. И непонятно, как же найти баланс.
Куда хуже, на мой взгляд, лицемерие. И из взрослых персов там, наверное, только лишь младший сын - брик не носит масок. Наверное, поэтому так и любим окружающими. Но у него другая червоточина - по большому счету он полон тотального равнодушия к людям. И не исключено, что всегда был таким. Лишь один человек был не безразличен ему, и он потерял его.Роскошный библейский мотив. Казалось бы, до чего же мерзкие старший сын со своей женушкой и многочисленным выводком, подлизывающиеся к богатому главе семейства. Но если взглянуть на ситуацию под другим углом, именно этот сын состоялся во всех смыслах (житейски, профессионально) и действительно является достойным наследником, в отличие, от своего брата - бывшего спортсмена и ныне алкоголика, плывущего по течению, не желающего ничего делать. Но все равно любили и любят непутевого младшего сына. Каин и авель, притча о блудном сыне. Из века в век.
И поразительно, до чего же уильямс любит женщин и в реальности, и в творчестве, несмотря на предпочтение мужчин в личной жизни. Как же прекрасны его женщины в любом возрасте, в любом статусе и в социальном положении. Даже в отталкивающей жене старшего сына чувствуется характер. Не удивительно, что женщины у уильямса получаются куда как ярче и сильнее мужчин. И ужасней, поскольку, совершенно не стесняются в средствах ради достижения цели.
Самый монстр здесь, конечно, мэгги - жена брика. Эта дама не чурается никаких методов, лишь бы остаться при финансах и удержать человека, который не любит ее. Ложь, шантаж, измена, подлость, предательство, фактически бескровное убийство - в ход идет все. И, главное, она действительно любит мужа. Пусть даже он и гей.
Они там почти все, включая его самого, конечно, кричат, что это не так. Но, простите, с детства дружил с одним мальчиком, в колледже продолжал дружить и проводить все время с ним же. Стали встречаться с девушками. На прогулке девушки плетутся за двумя друзьями, которые идут рядышком и мило общаются, позабыв о своих дамах. Потом, значит, мэгги приперла брика к стенке и буквально заставила жениться. Он продолжал вовсю общаться со своим мальчиком, обделяя вниманием молодую жену, а она неистово бесилась и поступила очень подло, чтобы ликвидировать их дружбу.
В результате, мальчики так или иначе уничтожены, мэгги продолжает беситься на руинах брака, не понимая: "а чего такого-то? как же так? я же так хорошо все придумала! и где любовь? и где секс? почему меня ненавидят? почему муж ночует в бутылке, а не на супружеском ложе?"
Э... да потому что он - гей, потерявший по вине жены близкого человека, хоть и сам считает, что у них была чистая мужская дружба. А мэгги не захотела играть по правилам, принятым в подобной ситуации и вообще в ситуации не взаимной любви. Вот и получила свою раскаленную крышу.
И тут, как ни печально, куда ни поверни - везде раскаленная крыша: терпеть равнодушие мужа или терпеть его ненависть. Или прыгать с крыши на свободу, и все равно счастья не будет. И мэгги делает свой выбор. Осознанно делает, так что нисколько не жалко ее.Это, конечно, совершенно чеховские мотивы у уильямса. Когда все плохо, и никакого выхода просто нет, ибо такова жизнь. Впрочем, ничего удивительного, ведь он нежно любил антон палыча. И сама мэгги написана с его русско-британской приятельницы марии бритневой. Короче говоря, тут рЮсский след во все поля и страницы.
961,8K
Аноним13 июля 2020 г.Читать далееЭта пьеса вызвала массу эмоций и ворох мыслей и я не уверена, что смогу их всех внятно изложить. Но попробую.
Это вторая пьеса автора, которую я прочитала - год назад была уже "И вдруг минувшем летом", которая сильно зацепила, но и изрядно напугала, вызвала отвращение, так что оценка у неё получилась самая нейтральная. Здесь по другому, высокая оценка связана с тем, что эта пьеса смогла вызвать внутреннюю дрожь. Хотя я очень не люблю тему наследственно-денежных конфликтов родственников, в том числе и в реальной жизни. Благо меня это минуло, но даже узнавая такое от знакомых, я не могу воспринимать спокойно. Но вот пьеса в том числе и о дележе наследства, причем очень даже ярко, но цепляет и как-то так, что впечатление положительное. Наверно, во многом дело в том, как автор рассказывает, какие у него живые персонажи. Они все не очень-то приятны, но их можно понять. Они словно ежики, у которых иголки растут не только наружу, но и внутрь, и при каждом сближении они причиняют боль себе и другим. Я могу понять и брата, который всю жизнь завидует младшему, откровенно более любимому родителями. Это вызывает ревность, и какой в таких условиях вырастает человек? И что первично - характер или условия, в которых растет ребенок? И есть ли выход из замкнутого круга: отношение родителей вызывает негативные эмоции, проявление которых ухудшает отношение к тебе близких?
А жена, ревнующая к через чур близким отношениям с другом. А попытка сбежать от боли и вины в алкоголизм. А неверие в честность чувств к тебе близких, вызывающее грубость. А откровенность причиняющая еще большую боль.
Но оценка не максимальная, потому что год назад я прочитала еще и пьесу "Дальше - тишина", поднимающая одну общую тему - отношения родственников разных поколений. И та пьеса перетряхнула меня еще более основательно. В этом вообще особенность пьес, которые за ограниченный отрывок времени должны дать столько же, если не больше, чем полноценный роман. Поэтому они словно сконцентрированный раствор, вытравливающий в металле души глубокие борозды. По идее рассказы должны действовать так же, но не вспомню настолько сильного впечатления от рассказов, как от многих пьес... Кроме одного, который я упорно пытаюсь забыть уже лет шесть и зачем-то опять вспомнила, вот же гадство!901,3K
Аноним27 августа 2020 г.«Скандал в благородном семействе».
Читать далееУ Теннесси Уильямса самые лучшие пьесы – о личном несчастии. Особенно – о женском несчастии. И при этом они же, замечательные женщины, показаны у него полнее, сильными персонажами, которые в состоянии вынести свой несчастливый «крест» – в отличие от мужчин.
В «Кошке на раскаленной крыше» есть этот же гендерный перекос. Казалось бы, мужчины в этой пьесе тоже мучаются. Но они слабее своих женщин. Они больше боятся смерти. Они убегают от собственной боли в алкогольное забытье. На их фоне, сломанных и отчаявшихся, именно женщины выглядят хозяйками положения; именно их, женское, слово оказывается бесповоротным. Сюжет прост и понятен, и неважно, в каком уголке земного шара развиваются события. Вот нам показывают богатый Юг середины 20 века. Смертельно заболел обеспеченный плантатор – рак четвертой степени. Вылечить его невозможно. Врачи обманывают его: дескать, не рак у него, а просто кишечные колики (чтобы меньше волновался, все равно же не спасти). Но все домашние в курсе: нужно уже готовиться к похоронам.
В борьбу за наследство вступают два сына плантатора и их жены. Первая семья (Гупер и Мэй) – нелюбимая у богача, но зато плодовитая и счастливая; вторая (Брик и Мэгги) – любимая, но бездетная и несчастливая.
Брак Мэгги и Брика – это пытка для обоих. Давняя ошибка и ревность разрушили их отношения. Мэгги обожает своего мужа и мечтает родить от него, Брик же живет с ней из обреченности… и просто потому, что у него нет силы воли, чтобы от нее уйти. Брик спивается. Мэгги чувствует, что ему нужна помощь, но ничего не может сделать. А тут еще и болезнь старого плантатора. Брик, хоть и любимый сын, может не получить наследство из-за своего пьянства. Его брат Гупер на его фоне выглядит лучше, уж он-то сможет, в отличие от Брика, управлять плантацией. И Мэгги – упрямой «кошке» Мэгги – не остается ничего иного, как бежать за уходящим поездом, пытаясь запрыгнуть в последний вагон. Все – только бы не лишиться любимого мужа и состояния его семьи. Именно она – «кошка на раскаленной крыше», которой лучше бы отказаться от бессмысленной борьбы за любовь и счастье… все равно же ничего не сделаешь, нельзя исправить прошлое, нельзя заставить человека любить и уважать тебя. Но Мэгги борется вопреки всему. Из упрямства. Из страха снова оказаться нищей. Из страха остаться в одиночестве.
Мэгги – идеальная «кошка». Как бы ни трепала ее жизнь, она справится, выдержит. Этим она похожа на Скарлетт из «Унесенных ветром». Скарлетт не понимала, как можно жить без денег, – и Мэгги не понимает. Скарлетт искренне верила, что сможет вернуть Ретта, хотя тот ясно ей сказал, что любовь прошла. И Мэгги такова: ей легче пустить свою жизнь под откос, потратить лучшие годы своей жизни на бесплотные усилия – все лучше, чем отказаться от мужчины, который ее разлюбил.
У Уильямса в пьесе все максимально пессимистично. Не только Мэгги и Брик не понимают себя и друг друга. Остальные герои пьесы тоже запутались в отношениях. Они не любят и не уважают. Ими движут расчет, подлость, упрямство, похоть и страх. Каждый обманут. Каждый обречен на несчастье. Может быть, раньше эти отцы и матери, сыновья и дочери любили друг друга. Но теперь эта любовь либо испарилась вовсе, либо ушла так глубоко, что ее не рассмотреть. А может, и не было ее, любви этой. Оттого и дети повторяют ошибки своих родителей. Как итог: пьеса прекраснейшая, тонкая и трагичная. Лучше, конечно, смотреть, а не читать, благо на ютубе есть отличная постановка театра Маяковского от 1989 г.871,5K
Аноним13 октября 2019 г."Раскалённая крыша - неудобное место".
Читать далееНачну с того, что Теннесси Уильямс не мой автор (как и Джон Пристли, кстати). Как говорит в этой пьесе "Кошка на раскаленной крыше" один из героев, нет щелчка, не щелкает и всё, а хочется, чтобы где-то внутри щелкнуло. Мне не нравится, когда герои ведут такой праздный, ленивый образ жизни. Когда всё семейство лжет и притворно сладко общается, когда все только и ждут, когда умрет кто-нибудь (в данной пьесе Большой Па), чтобы заполучить наследство. Тут ещё сын его алкоголик и гей, а сам Большой Па говорит, что на протяжении всей жизни не любил свою жену, она же утверждает, что любила его всю жизнь. Ложь на лжи. И так противно всё это читать!
"Самая важная штука на свете, поверь - это жизнь. Все остальное не имеет смысла. Человек, который пьёт, пускает свою жизнь на ветер".
"Почему, черт возьми, людям так трудно говорить друг с другом, особенно близким людям?"- многие такие философские рассуждения и вопросы в этой пьесе очень актуальны!
"Человек - это зверь, который подыхает. Но если у этого зверя появляются деньги, он начинает покупать, покупать, покупать. Я думаю, единственная причина того, что он покупает всё подряд - это безумная надежда купить себе вечную жизнь... Увы, это невозможно..."
"Почему не может быть настоящей, глубокой дружбы между двумя мужчинами? Почему... надо обязательно думать...".
"Чистые, искренние отношения - это уже не норма теперь!
"Ложь - это система жизни, в которой мы живём. Виски - один выход, смерть - другой".- вот это очень интересная и актуальная мысль!
"Если вам нравится колоться, то чем именно, совершенно неважно".- !!!
"Яды! Яды! Мысли ядовитые и слова! В сердцах и умах! - вот где настоящие яды!"
"Время идёт так быстро. Как быстро идёт время!.. Его не остановишь. Только-только - и уже пора умирать... Любить надо друг друга, любить, теснее собраться вместе..."Книгу рекомендую к прочтению. Но всё же Уильямс не мой автор. Мне ближе наши, родные - Чехов, Островский, Булгаков, Вампилов.
Кстати, я иду на премьеру этой пьесы в Электротеатр Станиславский 19-ого октября. Отпишусь об увиденном или здесь, или в группе "Драматургия".851,6K
Аноним19 апреля 2025 г."Ложь, фальшь – это система всей нашей жизни."
Вот только в чем она – победа кошки на раскаленной крыше? Не знаю… Наверно, в том, чтобы держаться до последней возможности…Читать далееВторая прочитанная у автора пьеса и вновь в пьесе не вижу положительных персонажей. Да, страсти кипят, участники семейного конфликта бросают друг другу едкие фразы, вытаскивают на свет божий свои психологические травмы, делают признания, но при всем этом члены данной семьи не вызывают у меня сочувствия. Словно пауки в банке, где каждый стоит друг друга.
Брик. Ничего я не должен, раз этого не хочу. Ты все время забываешь об условиях, на которых я согласился продолжать жить с тобой.
Маргарет (эти слова вырываются у нее непроизвольно). Я не живу с тобой. Мы занимаем одну клетку.
Брик. Ты не должна забывать наши условия.
Маргарет. Это невозможные условия!
Мама.(громко, напугав Маргарет). Я тут… прошла через комнату Гупера и Мэй на галерею. Где Брик? Брик! Поскорей выходи оттуда, сынок, я отлучилась сюда на одну секунду и хочу сообщить тебе новость насчет Папы. Терпеть не могу запертых дверей в доме…
Маргарет (с деланой беспечностью). Я это заметила, Мама, но должны же люди иногда побыть одни, правда?
Мама. Нет, душечка, только не в моем доме. (Без паузы.)
Мама. Брик, выходи скорее! Брось, Мэгги, ты просто не любишь детей.
Маргарет. Я очень люблю детей! Обожаю их! Хорошо воспитанных!
Мама (мягко, ласково). Почему бы тебе тогда не нарожать своих собственных? Вот и воспитывала бы их как надо, вместо того чтобы все время цепляться к детям Гупера и Мэй.
Мама (Устремляется обратно к Маргарет.) Брось! Не прикидывайся дурочкой! Я спрашиваю, много он уже хватил спиртного?
Маргарет (с коротким смешком). О, по-моему, выпил бокал после ужина.
Мама. Не смейся над этим! Одни мужчины после женитьбы перестают пить, а другие, наоборот, начинают! Брик ни капли в рот не брал до того, как…
Маргарет (выкрикивает). Это несправедливо!
Мама. Справедливо или несправедливо, но я хочу задать тебе один вопрос: ты делаешь Брика счастливым в постели?
Маргарет. Почему вы не спросите, делает ли он меня счастливой в постели?
Мама. Потому что я знаю, что…
Маргарет. Это все – обоюдно!
Мама. Что-то здесь не так! Ты бездетна, а мой сын пьет! (Ее зовут снизу, и, произнося последнюю реплику, она торопливо идет к двери; у двери оборачивается и показывает пальцем на кровать.) Когда брак расстраивается, причина здесь, вот здесь!
Папа известен своими насмешками над Мамой, и громче всех смеется этим его шуткам сама Мама, хотя иногда они бывают довольно жестокими, – тогда она берет в руки какую-нибудь вещь или начинает суетливо что-нибудь делать, чтобы скрыть обиду, которую не может замаскировать даже громкий хохот.
Писатель поднимает здесь различные темы: притворство общества, где все вынуждены носить маски, а всплывшая правда может разрушить жизнь, жажда денег, например, аристократка-южанка Маргарет, живя с детства в бедности, остро ощущает нехватку средств и готова на все, лишь бы урвать свою часть наследства. При этом не совсем понятно, была ли там хоть какая-либо любовь или лишь бульдожья хватка, боязнь выпустить из рук выгодную партию. Ну и сексуальное влечение, ведь автор уделяет этому пристальное внимание, ярко описывая страдания неудовлетворённой женщины.
Маргарет (с трудом подыскивая слова). …что со мной произошло это… ужасное… превращение, что я стала жесткой! Резкой! (Затем – почти что нежно.) Безжалостной! Вот что ты замечаешь во мне с некоторых пор. Да и как бы ты мог этого не заметить?! Все верно. Я перестала быть… тонкокожей, больше не могу позволить себе быть тонкокожей. (Овладевая собой.) Но знаешь, Брик?.. Брик!
Брик. Что ты сказала?
Маргарет. Я собираюсь сказать: мне… одиноко. Очень!
Брик. Это со всеми бывает…
Маргарет. Когда живешь рядом с тем, кого любишь, можно почувствовать себя еще более одиноким, чем когда живешь совсем одна! Если тот, кого любишь, не любит тебя…
Правда, ты и раньше имел этот бесстрастный, отрешенный вид, как будто все для тебя – игра и тебе безразлично, выиграешь ты или проиграешь, но теперь, когда ты проиграл, вернее, не проиграл, а просто вышел из игры, в тебе есть то редкостное обаяние, какое обычно бывает только у очень старых или безнадежно больных, – обаяние сломленного человека. Ты выглядишь таким спокойным, таким спокойным, таким на зависть спокойным!
Ты был восхитительным любовником… Таким восхитительным в постели… может, потому, что в глубине души оставался безразличным? Да! Никогда ни о чем не тревожился, делал это естественно, легко, медленно, с абсолютной уверенностью в себе и полнейшим спокойствием, словно открывал перед женщиной дверь или подавал ей стул, а не утолял жажду обладания ею. Твое равнодушие делало тебя таким восхитительным в любви… Странно? Но это так… (Пауза.) Знаешь, если бы я поверила, что ты больше никогда, никогда не будешь близок со мной, я спустилась бы вниз на кухню, выбрала бы самый длинный и самый острый нож и вонзила бы его себе прямо в сердце; клянусь тебе, я бы это сделала! Но чего у меня нет, так это обаяния сломленного человека; я не собираюсь сдаваться – я намерена победить!
Брик. Мэгги, нет смысла злиться и цапаться…
Маргарет. Знаю! Ну а почему… я стала такой злючкой?.. Не потому ли, что меня гложет зависть, снедает страсть?..
Маргарет. О Брик! Сколько же это будет длиться? Сколько еще мне терпеть это наказание? Неужели я не до конца испила горькую чашу, неужели я не отбыла весь срок? Неужели мне нельзя просить… о помиловании?
Брик. Мэгги, ты портишь мне удовольствие от виски. В последнее время твой голос постоянно звучит так, словно ты влетела сюда наверх с сообщением, что весь дом в огне!
Маргарет. Ничего удивительного. Знаешь, как я себя чувствую, Брик?
Я все время чувствую себя кошкой на раскаленной крыше!
Брик. Ну так спрыгни с крыши, возьми и спрыгни, кошки ведь прыгают с крыши и благополучно приземляются на четыре лапки!
Маргарет. О да!
Брик. Так сделай это! Ради бога, сделай это…
Маргарет. Сделай – что?
Брик. Заведи любовника!
Маргарет. Мне только ты нужен! Один ты! Даже с закрытыми глазами я вижу тебя! Хоть бы ты подурнел, Брик, что ли. Ну пожалуйста, растолстей или стань некрасивым, чтобы я могла вынести эту пытку.
О, может, когда-нибудь я еще изменю тебе, раз уж ты так оскорбительно толкаешь меня на это! Но если я и встречусь с каким-нибудь мужчиной, то, будь уверен, я позабочусь о том, чтобы ни одна душа не узнала. Потому что я не намерена давать тебе повод развестись со мной как с неверной женой.
Брик. Мэгги, я не стал бы разводиться с тобой как с неверной женой. Разве ты не знаешь? Да я бы только рад был узнать, что ты нашла себе любовника.
Маргарет. Нет уж, лучше не рисковать. Предпочитаю быть кошкой на раскаленной крыше.
Брик. Не очень это, наверно, уютно – быть кошкой на раскаленной крыше… (Начинает тихонько насвистывать.)
Брик. Ты могла бы уйти от меня, Мэгги. (Снова насвистывает.)
Маргарет (резко поворачивается и бросает на него яростный взгляд). Не хочу! И не уйду! К тому же, если бы я ушла от тебя, ты не смог бы мне дать ни цента, кроме того, что тебе подкинет Папа, а он умирает от рака!
Отдельно стоит упомянуть образ отца семейства, который лишь на пороге смерти понял, что жил неправильно, что жена давно опротивела и даже звука ее голоса он не переносит, что некому оставить свое дело, свою плантацию - один сын вызывает лишь раздражение, другой стал алкоголиком, а поощрять распущенность и безделье отец не хочет.
Мама. Я никогда еще тебя таким не видела, не пойму, какая муха тебя укусила!
Папа. Я прошел через все эти лабораторные обследования, вытерпел операцию, всякие там процедуры, чтобы узнать, кто тут хозяин – я или ты! Так вот, теперь выяснилось, что хозяин – я. Это мой подарок, мой пирог, мое шампанское! А то последние три года ты мало-помалу все тут начала прибирать к рукам. Хозяйничала. Распоряжалась. Твоя старая жирная туша металась по всему имению, которое я создал собственными руками! Это я создал плантацию!
Папа. Ты всеми правдами и неправдами обзаводишься собственной землей, создаешь на ней хозяйство, оно крепнет и разрастается, и не успеешь оглянуться, как все уплывает у тебя из рук, прямо-таки уплывает из рук!
Папа. Что верно, то верно, это и удивительно, и восхитительно. До меня вдруг дошло, как мало я брал от жизни. Упустил столько возможностей, потому что хотел выглядеть порядочным, боялся нарушить приличия. Порядочность, приличия – дерьмо это, вздор! Все это чушь, чушь, чушь! Я понял это только теперь, после того как заглянул смерти в лицо. И раз уж костлявая убралась восвояси, я постараюсь взять свое – пущусь, что говорится, во все тяжкие!
Брик. Во все тяжкие?
Папа. Да-да, во все тяжкие! Какого черта! Я спал с твоей матерью всю жизнь, лишь пять лет назад завязал, это, значит, мне шестьдесят уже было, а ей – пятьдесят восемь, и никогда она мне даже симпатична не была, никогда!
Что ты вообще знаешь о фальши?! Ха! Вот я бы о ней целую книгу мог написать! Неужели тебе невдомек, что я мог бы написать об этом целую книгу и все равно не рассказал бы и половины? Так вот, знай, я мог бы написать об этой чертовой фальши целую книгу и все равно далеко не исчерпал бы тему! Подумай, сколько всякой лжи мне приходилось выслушивать! А притворство! Разве это не фальшь? Притворяться, напускать на себя черт знает что, чего и не думаешь, и не чувствуешь, и вообще не представляешь себе? Например, делать вид, будто я люблю Маму! Хотя я вот уже сорок лет одного вида, звука голоса, запаха этой женщины не переношу! Даже когда я валял ее! Регулярно, как часы… Притворяться, что мне приятны этот сукин сын Гупер, его жена Мэй и пятерка их крикунов, которые верещат там, как попугаи в джунглях? Бог ты мой! Да мне и смотреть-то на них тошно! Церковь! Это же скука смертная, сил никаких нет, но я иду! Иду и торчу там, слушаю нудную проповедь дурака священника! А все эти клубы? Тьфу! (Почувствовав сильную боль, хватается за живот и опускается на стул; его голос звучит теперь тише и более хрипло.) Вот ты мне почему-то действительно по сердцу, я всегда питал к тебе какое-то настоящее чувство… привязанность… уважение… да, всегда… Ты да моя карьера плантатора – вот и все, чем я сколько-нибудь дорожил за всю свою жизнь! Это истинная правда… Не знаю почему, но это так! Я жил среди всей этой фальши! Почему же не можешь ты? Черт побери, никуда ведь не денешься, приходится жить фальшиво, раз кругом одна фальшь. Чем же еще тогда жить?
Можно упомянуть и семью старшего брата: Теннесси Уильямс выставил их в весьма неприглядном свете, как людей, навязчиво демонстрирующих свое многочисленное потомство, тех, кто постоянно подчёркивает бесплодность брака Маргарет и Брика, желая выставить себя в лучшем свете. Но ближе к концу пьесы мне даже стало жаль Гупера ведь оба родителя откровенно предпочитают ему красавца-младшего.
Гупер. Вижу, мне не дадут никакой возможности обговорить все тактично! Ну что ж, ладно: у нас с Мэй пятеро детей и скоро появится шестой! Мне нет никакого дела до того, любит меня Папа или не любит, любил когда-нибудь или не любил, полюбит или не полюбит! Я просто апеллирую к элементарной порядочности и чувству справедливости. Прямо скажу: меня всегда возмущала Папина пристрастность: Брик с пеленок был его любимчиком, а я – каким-то парией, на которого ему просто наплевать, или того хуже.
Мама. Отойди от меня, Мэй, отойди от меня! (Резко поднимается.) Я хочу видеть Брика! Где Брик? Где мой единственный сын?!
Мэй. Мама! Она сказала «единственный сын»?
Гупер. А кто же тогда я?И этот цирк продолжается без конца, а в промежутках между номерами – постоянные намеки на то, что мы с тобой не обзавелись ни одним ребенком, совершенно бездетны и поэтому совершенно бесполезны.
Дикси (с преждевременно развившейся способностью уязвить побольнее). Вы завидуете! Вы завидуете, потому что не можете рожать детей! (С выпяченным животом проплывает мимо Маргарет на галерею, показав ей по дороге язык.)
Маргарет с силой захлопывает за ней двери и прислоняется к ним, часто и тяжело дыша.
Пауза. Брик, чье виски расплескалось, наливает себе новую порцию и с отрешенным выражением лица сидит на огромной, с пологом на четырех столбиках, кровати.
Маргарет. Видишь? Они злословят по поводу нашей бездетности даже при пятерых своих маленьких бесшеих уродцах!
Подводя итог, если вы любите семейные драмы, вневременные сюжеты, психологические травмы и скелеты в шкафу, любовь-ненависть - то эта пьеса определённо вас порадует
74543
Аноним24 июня 2025 г.Читать далееИнтересный такой и противоречивый образ главной героини Мэгги -той самой "кошки", которая на раскаленной крыше, получился у знаменитого американского драматурга в этом произведении...
Хотя, не такая уж она и "раскаленная", на самом деле, как мне кажется... Но, тем не менее, да какая-то степень "раскаленности" присутствует, пожалуй, всё-таки. Поэтому-то Мэгги и является главной героиней, и, не смотря на то, что в пьесе много и других интересных персонажей, Мэгги не только самая противоречивая, но и самая живая и интересная личность.
Она харизматична, умна (хотя, многим, думаю, кажется, что это не так, но это так) и.. одновременно сексуальна. То есть практически идеальная американская девушка середины прошлого века. А вот в "профессиональном" бездельнике и почти открытом гомосексуалисте Брике, и одновременно, муже нашей Мэгги, тоже что-то есть, но до Мэгги он никак не дотягивает...70295
Аноним18 июня 2019 г.Читать далееОднажды одно большое счастливое семейство соберётся по важному поводу - день рождение главы клана, Большого Па, как его привыкли называть.
Вроде как обычная семья, Большая Ма, два сына, выводок внуков. Есть что отпраздновать - Большой Па вроде как оправился после тяжёлой болезни.
Но это просто красивая картинка, словно мгновенный снимок сделанный анонимным фотографом для идиллической статьи в журнале.
На самом деле семейка, как раскалённая лава, вернее кошки, прыгающие на раскалённой крыше. Где не стань, жжёт, как в аду, куда не ступи, огонь.
И у каждого какой-то свой, коварный, или выгодный только ему план. И никакого снисхождения один к другом.
Деньги и наследство - вот что станет камнем преткновения. И победить один другого в этой бешеной гонке нужно любой ценой. Рождением детей, пресмыканием перед строгим отцом, ангельским терпением перед пьяницей-мужа.
Про это неприятно читать. А вот жалости не вызывает никто. У каждого свои грешки, и свои виды на наследство.
И вот они ждут.
И самое страшное, что ни у кого нету жалости Большому Па. Даже младшенький, любимчик, чтобы досадить брату, бросает отцу в лицо жестокую правду.
Ложь наконец-то стала правдой. Только разве от этого легче?
Люди и правда глупы.
«Яды! Яды! Мысли ядовитые и слова! В сердцах и умах! – вот где настоящие яды!»651,4K