Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Кошка на раскаленной крыше

Теннесси Уильямс

  • Аватар пользователя
    ShiDa27 августа 2020 г.

    «Скандал в благородном семействе».

    У Теннесси Уильямса самые лучшие пьесы – о личном несчастии. Особенно – о женском несчастии. И при этом они же, замечательные женщины, показаны у него полнее, сильными персонажами, которые в состоянии вынести свой несчастливый «крест» – в отличие от мужчин.

    В «Кошке на раскаленной крыше» есть этот же гендерный перекос. Казалось бы, мужчины в этой пьесе тоже мучаются. Но они слабее своих женщин. Они больше боятся смерти. Они убегают от собственной боли в алкогольное забытье. На их фоне, сломанных и отчаявшихся, именно женщины выглядят хозяйками положения; именно их, женское, слово оказывается бесповоротным. Сюжет прост и понятен, и неважно, в каком уголке земного шара развиваются события. Вот нам показывают богатый Юг середины 20 века. Смертельно заболел обеспеченный плантатор – рак четвертой степени. Вылечить его невозможно. Врачи обманывают его: дескать, не рак у него, а просто кишечные колики (чтобы меньше волновался, все равно же не спасти). Но все домашние в курсе: нужно уже готовиться к похоронам.

    В борьбу за наследство вступают два сына плантатора и их жены. Первая семья (Гупер и Мэй) – нелюбимая у богача, но зато плодовитая и счастливая; вторая (Брик и Мэгги) – любимая, но бездетная и несчастливая.

    Брак Мэгги и Брика – это пытка для обоих. Давняя ошибка и ревность разрушили их отношения. Мэгги обожает своего мужа и мечтает родить от него, Брик же живет с ней из обреченности… и просто потому, что у него нет силы воли, чтобы от нее уйти. Брик спивается. Мэгги чувствует, что ему нужна помощь, но ничего не может сделать. А тут еще и болезнь старого плантатора. Брик, хоть и любимый сын, может не получить наследство из-за своего пьянства. Его брат Гупер на его фоне выглядит лучше, уж он-то сможет, в отличие от Брика, управлять плантацией. И Мэгги – упрямой «кошке» Мэгги – не остается ничего иного, как бежать за уходящим поездом, пытаясь запрыгнуть в последний вагон. Все – только бы не лишиться любимого мужа и состояния его семьи. Именно она – «кошка на раскаленной крыше», которой лучше бы отказаться от бессмысленной борьбы за любовь и счастье… все равно же ничего не сделаешь, нельзя исправить прошлое, нельзя заставить человека любить и уважать тебя. Но Мэгги борется вопреки всему. Из упрямства. Из страха снова оказаться нищей. Из страха остаться в одиночестве.

    Мэгги – идеальная «кошка». Как бы ни трепала ее жизнь, она справится, выдержит. Этим она похожа на Скарлетт из «Унесенных ветром». Скарлетт не понимала, как можно жить без денег, – и Мэгги не понимает. Скарлетт искренне верила, что сможет вернуть Ретта, хотя тот ясно ей сказал, что любовь прошла. И Мэгги такова: ей легче пустить свою жизнь под откос, потратить лучшие годы своей жизни на бесплотные усилия – все лучше, чем отказаться от мужчины, который ее разлюбил.

    У Уильямса в пьесе все максимально пессимистично. Не только Мэгги и Брик не понимают себя и друг друга. Остальные герои пьесы тоже запутались в отношениях. Они не любят и не уважают. Ими движут расчет, подлость, упрямство, похоть и страх. Каждый обманут. Каждый обречен на несчастье. Может быть, раньше эти отцы и матери, сыновья и дочери любили друг друга. Но теперь эта любовь либо испарилась вовсе, либо ушла так глубоко, что ее не рассмотреть. А может, и не было ее, любви этой. Оттого и дети повторяют ошибки своих родителей. Как итог: пьеса прекраснейшая, тонкая и трагичная. Лучше, конечно, смотреть, а не читать, благо на ютубе есть отличная постановка театра Маяковского от 1989 г.

    87
    1,5K