
Ваша оценкаРецензии
Аноним25 октября 2024 г.Клянусь Юпитером!
Читать далее25.10.2024. Последние дело Холмса. Артуро Перес-Реверте. 2023 год.
Известный актер Хопалонг Бэзил, ставший легендой благодаря роли Холмса, неожиданно оказывается на небольшом острове, отрезанном от мира внезапным штормом. Среди гостей отеля, в котором он остановился, происходит таинственное убийство, замаскированное под самоубийство. Отрезанный от помощи, герой решает сам взяться за расследование, используя дедуктивные методы, некогда привившие ему славу на экране. События разворачиваются словно в классическом детективе, и Бэзилу предстоит столкнуться с тенями прошлого и открыть новую, пугающую правду, скрытую под личинами его окружения.
Артуро Перес-Реверте в книге «Последнее дело Холмса» погружает в лабиринт загадок, отсылок и размышлений, сочетая всё это в один выразительный портрет детективного жанра.
Стиль автора — это своего рода мост между прозой и живописью, где он, словно художник, вбирает в краски каждого слова оттенки и полутона. Его язык манерен, поэтичен, но в то же время строг, как поступь героя британского романа. Невольно оказываешься пленником нарратива, подобно тому, как Хокусай ловил взгляд зрителя в изящных, но внушительных волнах своих гравюр. Легкие намёки на культурные артефакты, будь то Шекспир или Конан-Дойл, придают истории эрудицию и глубину, которых порой недостает современным романам.
Темы произведения развёртываются в сплетении архетипических сюжетов. Само собой, протагонист вызывает ассоциации с образом самого Шерлока Холмса. Перес-Реверте, мастерски играя на ассоциативных связях, дарит Холмсу дополнительное измерение, отчего он становится одновременно чужим и родным. Каждая деталь, от личных привязанностей до неуловимых намеков, скрывает под собой жесткий скелет сюжетных трюков, из которых разворачивается глубокая и многозначительная интрига.
Особым акцентом можно выделить отсылки к культовым произведениям детективного жанра: автор явно заигрывает с уважаемыми в литературе парадигмами, переосмысляя их в уникальном и оригинальном контексте. В этих литературных цитатах и зашифрованных одах к классическим детективам ощущается едва уловимый сарказм, стремящийся поколебать непогрешимость законов жанра. Однако Перес-Реверте не лишен искреннего почтения к ним; он виртуозно оставляет эти намёки, вплетая их в плоть повествования и выстраивая диалог со знатоками. Эстетический баланс между иронией и серьезностью, ярко подчеркнутый в его произведении, делает внимательным к деталям и ценителем выверенной литературной аллюзии.
Персонажи заслуживают отдельного анализа: центральные фигуры – изящные воплощения архетипов жанра. Холмс, несколько изменённый Перес-Реверте, становится мощным символом всей детективной литературы, а его окружение, от верных соратников до случайных встречных, создаёт структуру романа, подобную античному театру. Эволюция героя, пусть и нелинейная, затягивает внимание, хотя местами этот путь насыщен несколько театральными преувеличениями, что, однако, служит лишь для увеличения драматического эффекта.
Концовка романа Артуро Переса-Реверте подобна удару, поджидающему за поворотом; финальный аккорд здесь — триумф ума и интуиции, поразительно сродни великим делам Холмса, но переосмысленный с человеческой ранимостью актера Бэзила. Герой, погруженный в мир иллюзий и теней, движется к истине, вынужденный оценивать свои роли и реальность, где каждая встреча таит многослойные смыслы. Финал не просто удивляет, а дарит многозначительный ответ, почти ощутимую точку, после которой грань между актером и легендой, Холмсом и самим собой, размывается окончательно — оставляя читателя наедине с загадкой, витающей в воздухе.
В завершение, книга «Последнее дело Холмса» - это произведение для любителей классического детектива, сложные стилистические ходы и неочевидные смыслы. Автор обращается к знаковым фигурам жанра, мастерски сочетая литературные рефлексии и остросюжетные элементы, предлагая взглянуть на детектив не просто как на жанр, но как на пространство для философского и эстетического поиска. 8 из 10.137978
Аноним2 июня 2024 г.Ничто так не обманчиво, как слишком очевидные факты
Читать далееГорячая новинка одного из моих любимых авторов. Редкий случай, когда оказываешься первым прочитавшим книгу на лайвлибе. Популярность гениального сыщика Шерлока Холмса и его создателя не угасает уже много десятилетий. И уже не первый случай, когда современные авторы пытаются поймать отголоски этой популярности на свой счёт, стоит упомянуть имя Шерлока в книге, и успех обеспечен. Но здесь, я думаю, немного другой случай. Перес-Реверте и без всего этого признанный мастер пера, просто, как я понял, он сам является ценителем и знатоком историй о Холмсе. И кстати, в данной книге нет самого Холмса, а есть известный актёр, который сыграл его в 15-ти фильмах.
Сюжет представляет собой классический герметичный детектив. Небольшая группа людей оказывается отрезана из-за шторма на маленьком острове, несколько дней не будет сообщения с большой землёй. И как полагается, происходит убийство, замаскированное под суицид, полиция будет только через 3 дня, поэтому наш актёр, и по совместительству исполнитель ролей Шерлока берётся провести собственное расследование. Помогать ему в этом деле будет писатель средней руки–автор детективных романов, ну чем не доктор Ватсон. Далее происходят ещё несколько убийств, и уже каждый подозревает каждого и может сам оказаться следующим, вот прям классика детективного жанра.
Что понравилось, так это глубокая проработка сюжета, ведь всё завязано на личности Холмса, каждое преступление напоминает сюжеты из рассказов Конан Дойла. Автор отлично поработал с первоисточниками, множество отсылок, цитат, упоминаний рассказов и расследований, прямо проводишь параллели и от этого становится ещё интересней. Сама детективная составляющая выполнена отлично, не хуже оригиналов и в стиле самого Конан Дойла. Познавательно, открыл для себя несколько интересных фактов о Холмсе. И как положено, достойный финал для увлекательного детектива.
Книгу советую, особенно любителям детективов и обязательно поклонникам историй о Шерлоке Холмсе.
P.S. убийцу я не угадал.1127,6K
Аноним21 мая 2025 г.И это не борьба добра со злом, а поединок двух интеллектов.
Читать далееЗнакомство творчеством Артуро Перес-Реверте начала с "Фламандской доски". Мне понравился авторский слог и оригинальная идеи. Но шахмат оказалось слишком много...
С "Последним делом Холмса" сложилось удачнее.
1960 год. Фешенебельный отель на небольшом островке близ берегов Греции. В силу погодных условий (шторма) несколько человек (постояльцев и персонала) оказались отрезанными от "большой земли". Среди них, шестидесятипятилетний Хопалонг (Ормонд) Бэзил, сыгравший Шерлока Холмса в пятнадцати фильмах и ставший лицом Великого сыщика. Интересно, что согласно сетевым источникам, главный герой имеет реальный прототип, это актер Голливуда Бэзил Рэтбоун.
На острове происходит странная смерть одной из постоялиц (убийство или самоубийство?). Полиция не может добраться, чтобы провести расследование (напоминаю, шторм). Поэтому, как несложно догадаться, разбираться в обстоятельствах смерти будет Бэзил, ведь человек великолепно воплотивший образ легендарного сыщика не может быть несведущим (хотя бы немного) в дедуктивном методе...
Налицо у нас труп и некое количество подозреваемых. А кроме того – и это самое притягательное, – классическая детективная тайна.Хотя присутствует все компоненты герметического детектива, который оказался весьма хорош (об этом чуть позже), возникает ассоциация с игрой. Как в литературном плане, так и кинематографическом. Все прекрасно понимают, что Бэзил не сыщик, но "принимают условия".
Я словно бы среди декораций на сцене...Каждую главу предваряет эпиграф - цитата из историй о Шерлоке Холмсе. Есть и доктор Ватсон - один из постояльцев, автор детективов Пако Фокса. Книга пестрит аллюзиями и ссылками к Шерлокиаде, а также другим произведениям данного жанра. Много рассуждений о приемах, правилах и методах, используемых в детективных произведениях. Герои вспоминают литературные дела Великого сыщика и пытаются "примерить" их к событиям "настоящего".
Периодически называются имена реальных известных (даже мне) актеров, с которыми знаком Бэзил. Это обстоятельство добавляет истории атмосферности и нотку некой реалистичности (как и в случае с картиной во "Фламандской доске"). У главного героя творческий путь закончен. Сложилась ли его актерская карьера удачно или он стал заложником одной роли?..
Теперь несколько слов о детективной интриге. "Главного злодея" не угадала. Вернее не так, даже и не пыталась. По ходу чтения не отыскивала в тексте ключи-подсказки, почему-то сразу склонилась к другой версии, которая, как выяснилось, оказалась ложной. Когда автор объявил ответ, ведь у нас "математическая задача с несколькими неизвестными" стала проверять, действительно ли автор предоставил все улики.
Да, Артуро Перес-Реверте играл по-честному, все "кусочки пазла" были в наличии. Правда, смутил один маленький нюанс, не буду спойлерить, но и он не испортил впечатление от чтения.
96844
Аноним10 июля 2024 г.Читать далееЯ бы назвала эту книгу в первую очередь не детективом, а данью памяти Шерлоку Холмсу, а также старым актерам Голливуда. Причем кому больше даже не знаю. Завязка вполне детективная, в отрезанном от помощи людей отеле совершается убийство одной из подруг, которые там поселились. Также в этом отеле оказывается голливудский актер Хопалонг Бэзил, который играл роль Шерлока Холмса в большом количестве фильмов. Помощь полиции была невозможна, поэтому актер берется за расследование, используя методы Шерлока Холмса.
Все как бы хорошо и нетривиально, но первые две трети книги говорится о чем угодно, только не о расследовании. Упоминается огромное количество актеров, что, кто, когда. Также много упоминаний о разных сюжетах рассказов о Холмсе. Я уже думала они и не вспомнят про расследование, но неожиданно вспомнили и последняя часть книги читается на одном дыхании, в конце была действительно неожиданная развязка.
В итоге книга все же понравилась, хотя и снизила балл за бесконечные отступления от детективного сюжета.771,4K
Аноним17 августа 2024 г.«Человек, который никогда не жил и никогда не умирал»
Читать далееМне понравился этот необыкновенный «пирог» для гурманов. С одной стороны, это такой интеллектуальный литературно - кинематографический конструкт, пронизанный ностальгическим настроением, а с другой – по-настоящему увлекательный детектив, с отгадкой, как и положено, в самом конце.
Король сыщиков, - это, несомненно, Шерлок Холмс, он-то и будет здесь царить и править, несмотря на то, что он ненастоящий. Холмс – это тот, кто никогда не жил и никогда не умрёт, он давно живёт своей жизнью, он шагнул из книги в кино, из кино – в жизненное пространство, затем снова в литературу, чтобы осмысливать новые сюжеты и разрабатывать новые идеи. Такое вот отражение в зеркалах неоднократно пройдёт по этой книге.
Место и время действия здесь тоже пришло как бы из кино – 1960 год, Средиземноморье – как тут не поностальгировать по старым добрым фильмам! Маленький греческий островок, один из Ионических островов - Утакос (Атокос), недалеко от острова Корфу. Синее море, южное солнце, кофе по-восточному на террасе милого маленького отеля, золотистый пляж, холмы с развалинами венецианской крепости, деликатесы из морепродуктов в меню, изысканные вина, интеллектуальные беседы под дымные клубы дорогих сигар, прекрасный вид на морскую бухту и дымчатые горы вдали на берегах Албании.
Герои в диалогах будут жонглировать именами кинозвёзд 30-50-х годов золотого века Голливуда, писателей - детективщиков и их героев. Названиями книг и фильмов, именами актёров и режиссёров усыпаны страницы, иногда они перемешаны с вымышленными. Многие мне были знакомы, поэтому было любопытно и забавно.
Все шаблоны детектива тут тоже будут – убийство, запертая комната, шторм на море на 2-3 дня, который изолирует обитателей от внешнего мира и не позволит полиции с Корфу добраться до островка, щекочущее нервы страшное понимание, что убийца среди нас. И конечно – улики, ложные и настоящие, следы на песке, таинственные записки, убийство, замаскированное под самоубийство, а потом второе и третье (во многих детективах до того, как найдена разгадка, совершается три убийства, вот и тут по канону их будет три). Сумеет ли Шерлок Холмс (ведь он ненастоящий) дать достойный ответ на такой вызов?
72893
Аноним3 декабря 2024 г.Последняя проблема А. Переса - Реверте
Читать далееА. Перес-Реверте- один из моих любимых авторов. Но «Последнее дело» меня не зацепило. От испанца- интеллектуала ожидал большего. Роман, являющийся аллюзией на творчество А. Конан Дойла (посвященный, в том числе, и П. Леметру), настраивал на тонкую и ироничную игру с читателем. Эту игру я предвкушал, глядя на оригинальное название и оригинальную обложку его романа, где изображен герой, отбрасывающий тень в виде знаменитого сыщика из произведений А. Конан Дойла. И название, и обложка, хоть и достаточно прямолинейные, все же ироничные и, всего лишь, намекающие читателю на содержание его детектива, обещавшие не только роман-посвящение, но и детектив- игру, детектив-шкатулку со скрытым подтекстом, загадку в загадке .Вместо этого получился обычный триллер из серии «Холмсиана», ставшей давно отдельным жанром детективной литературы. По форме - это модный сегодня ретродетектив, совмещающий реальных персонажей с вымышленными, включающий известные темы классического детектива такие, как загадка закрытой комнаты и история с ограниченным кругом подозреваемых (герметичный детектив). К сожалению, все эти конструкции оказались лежащими на плоскости, а не внутри друг друга, а загадки разрешились не так остроумно и изящно, как у Джона Диксона Карра , Агаты Кристи или Артура Конан Дойла. Иногда мне даже казалось, что маэстро сомневался в культурном уровне своего читателя. Цитируя классиков жанра , он тут же пояснял, что это за цитата, кто автор и из какого произведения, и намекал к чему и почему она появилась в конкретном месте его триллера.Маэстро пробежался по канонам и правилам написания классического детектива, разъяснив читателю, кто первым использовал тот или иной прием. Попутно провел «ликбез» по основным отличиям классического интеллектуального детектива от черного американского триллера, упомянув главных авторов и героев обоих жанров. Ретродетектив, посвященный творчеству А. Конан Дойла, показался мне эклектичным: уж слишком много всего маэстро решил впихнуть в свой роман. Тут и воспоминания главного героя-актера, рассказы о изменах его бывших жен, истории о выпивках и похождениях звезд кино и театра того времени, рассуждения и диалоги, искусственно вплетенные в сюжет лишь с одной целью: упомянуть как можно больше авторов классических детективов и цитат из их произведений. Даже в ситуациях, когда можно было найти прямую аналогию с произведениями А. Конан Дойла, маэстро почему-то ссылался на других авторов. В эпизоде с подменой личности логичнее было вспомнить о «Собаке Баскервилей», но автор обратился к А.Кристи. Все это, как мне показалось, размыло основную идею автора и лишило повествование гармоничности, последовательности, сделав полотно его истории мозаичным, да еще и перекрученным, иногда не логичным, как в эпизоде с ключами от комнаты доктора. В финале маэстро и вовсе попал в ситуацию, которую сам герой его романа в беседах со своим «Ватсоном» описывал как недопустимую для классического детектива - у самого маэстро в развязке оказалось слишком много случайных совпадений! А его герой, оказался в той ситуации, которую сам же критиковал как основной недостаток классического детектива: метод логических умозаключений неприменим в реальной судебной практике. В литературе метод дедукции знаменитого сыщика из произведений А. Конан Дойла ( да и почти всех сыщиков раннего классического детектива) с их неумолимой логикой вынуждает преступника к признанию в содеянном. Но без признания преступника метод оказывается бесполезным для суда - логику и умозаключения к делу не подошьешь! Герой А. Переса- Реверте именно в такую ситуацию и попал. Его герой способен доказать лишь подмену личности , но не в состоянии предъявить прямые доказательства преступлений злоумышленника. Не сумел маэстро в своем детективе использовать какую- либо классическую фишку-прием. В финале он попытался, перевернуть сюжет, представив преступника как жертву, но сделать этого ему не удалось. Пришлось выслушивать сыщику душещипательную историю изворотливого негодяя, принимать эту версию на веру - со слов. Сам автор забыл те правила и цитаты из классических детективов, которым посвятил значительную часть романа: «холодный ум и никаких эмоций, железная логика и умение мыслить как преступник, свидетели ненадежны, а преступники иногда бывают хитрее сыщика».В «Последнем деле» нет ни тонкой игры детектива с преступником, ни победы интеллекта сыщика над расчетливостью убийцы. У А. Переса – Реверте наоборот: есть хитрый и изворотливый убийца, ушедший от наказания, обманувший любителя-детектива и полицию, да еще и выдавший горе-сыщику свою версию событий, представив себя жертвой! Нет не только признания по правилам классического детектива, но есть вызов преступника сыщику, угрозы в его адрес, есть страх детектива перед хитростью убийцы и предложение заключить перемирие. Это не пат и не ничья. Это полное поражение. Ш. Холмс, как мне кажется, с таким исходом вряд ли примирился, хотя, как справедливо упомянул автор, и у Ш.Холмса бывали неудачи. На поле классического детектива маэстро вчистую проиграл А. Конан Дойлу!
Тем не менее, роман не плох, а литературное изложение - великолепно. А. Перес – Реверте отшлифовал стилистику и форму до блеска, хотя при этом слегка «подсушился». Читать А. Переса- Реверте - удовольствие. Так в чем же «проблема» с последним романом маэстро? Проблема в том, что написать классический детектив очень непросто, гораздо сложнее , чем кажется. Маэстро попытался - молодец! Спасибо, что отдал должное творчеству А. Конан Дойла и других мастеров - основателей жанра!
701,2K
Аноним22 августа 2024 г.Читать далееЭто мог бы бють потрясающий фильм, но книга осталась для меня в большей степени игрой ума, романом в романе, а точнее детективом в детективе. Из плюсов - действительно интересное расследование, с постоянно затуманивающими ум читателя воспоминаниями, отступлениями и прочими образцами писательского ума и вкуса. Все, чтобы вы не догадались о развязке раньше времени:)
Из минусов - перегруженное деталями повествование, которое из-за этого кажется вяловатым и излишне усложненным. Кажется, страниц десять можно было бы без вреда выкинуть. И да, четкий привкус
Фалько- как будто герой все же переквалифицировался и теперь, так сказать, вспоминает былые дни.
56607
Аноним8 августа 2024 г."Абдукция вслепую"
Читать далееПостмодерн-пастиш, довольно вкусная солянка из классического детектива, рассуждений о детективном жанре и ностальджи по эпохе черно-белого кино. При этом последняя составляющая соткана из воображаемого визуала, который читатель должен создать в своем воображении, поскольку у нас тут всё ж таки не комикс. Собственно, именно с этим визуалом в моем случае и произошла осечка, потому как мой культурный код на голливудские пароли не откликается.
Однако по порядку. То, что несомненно удалось, то, что на пятой странице El Periodico de Espana называет "манифестом детективного жанра"... увлекательно и прекрасно. Самозаявленные Холмс и Ватсон, рассуждающие об особенностях и превратностях детектива, смотрятся на отлично, особенно там, где автор слегка заигрывает с четвертой стеной. При этом я лично готова подписаться почти под каждым высказанным утверждением, жаль только, что у современных писателей-детективщиков не хватает то ли умения, то ли желания играть по собственным правилам. Не буду здесь рассуждать, почему это происходит, в конце концов, книга не об этом.Да и реальное воплощение "манифеста" в сюжете... скажем так, не без огрехов. Несмотря на то, что книга переполнена цитатами из Конан Дойла (настолько, что, будь это дипломная работа, антиплагиатор ее бы "зарезал"), сама ситуация и развитие сюжета ни коим образом не конан-дойловские. Несколько человек, в том числе и будущий сыщик, волею судеб ограничены в некоем пространстве, где и происходит преступление - любимый штамп Дамы Агаты, никак не сэра Артура. С ходу приходят на ум "Десять негритят" и "Зло под солнцем", однако если убрать условие места (остров), то сгодится и "Восточный экспресс", и многое другое. Сыщик находится внутри компании - это тоже Дама Агата, у Конан Дойла Холмс ни разу не оказывался в подобной ситуации, он всегда приходит извне. Ну и наконец, первое убийство влечет за собой второе и третье... У Конан Дойла встречались двойные убийства, но никак не подобная цепочка, это тоже один из любимых приемов Королевы детективов. Так что, по справедливости, книгу следовало назвать "Последнее дело Пуаро", но тогда из произведения пришлось бы полностью исключить визуальный пласт. Кстати, для любого любителя классических детективов разгадка происшедшего не представляет сложности, уж на что я не люблю угадывать убийцу, предпочитая просто "плыть" по сюжету, и то угадала почти сразу... И опять-таки благодаря Даме Агате. Единственное, если честно, чего угадать не удалось, это часть мотивации, но она настолько... маньячная, что обычному человеку сложно представить.
Четверть века носить в себе обиду... кем надо быть, а? К тому же, здесь Перес-Реверте дает отсылку уже на себя любимого. Когда-то в "Клубе Дюма" у него была героиня, мечтавшая стать Миледи. Здесь дамочка выращивает в себе Ирэн Адлер.Ну, а теперь о печальном. О том самом визуальном ряде, который "играет" исключительно для западных читателей. Главгероя зовут Ормонд Бэзил, и он актер, "давший лицо Шерлоку Холмсу". Потому как сыграл в пятнадцати фильмах о Холмсе и потому что похож на иллюстрации Сидни Пэджета. Любому более-менее сведущему в холмсиане читателю понятно, что этот Бэзил списан с другого Бэзила - Рэтбоуна, особенно когда главгер начинает вспоминать своих голливудских партнеров. Бэзил Переса-Реверте точно также участвовал в Первой Мировой, снимался вместе с Эрролом Флином, играл отрицательных персонажей... Есть, правда, и отличия - реальный Бэзил был женат два раза, а не три, да и роль Раффлза играл другой экранный Шерлок, более ранний, Вигго Ларсен. Однако "визуал" романа несомненно связан с Рэтбоуном - жесты, позы, сцены... Это Шерлок детства Переса-Реверте, и тут должно играть ностальджи, однако - Шерлока моего детства звали Василий Ливанов. Кина не будет.
А потому, честно говоря, мне сложно судить, действительно эта книга такая выдающаяся, как меня пытаются уверить всякие критики, или автор немножко схалтурил. Я уже писала по поводу "Сида": нынешние романы Переса-Реверте гораздо более простые, нежели ранние. Нет многоголосья, витража, переплетения судеб в прошлом и настоящем, в общем, всего того, что так зачаровывает в его "Шкуре для барабана" или "Осаде". Скорее, автор предлагает поиграть - в детектив, в историю, в ностальджи. Читается вполне увлекательно, но как будто чего-то не хватает...
56680
Аноним16 октября 2024 г.Читать далееЧитабельно. Несколько затянуто, но здесь скорее всего попытка стилизовать под британский детектив 50х-60х. Сюжет незамысловатый, убийство, которое расследует актер, переигравший Холмса в куче фильмов, в 15 вроде бы. Он постоянно извиняется и говорит, что не сыщик, но расследование все-равно проводит и в конце концов догадывается, кто убийца. Правда читатель догадывается еще быстрее, чем герой. Возможно поэтому меня не очень зацепило. Но написано достойно, оммаж Конан Дойлю засчитан. Я прочел и книгу передарил. Перечитывать вряд ли буду. Для Реверте книга вполне себе проходная. Скорее всего это такое литературное упражнение - "Смогу или нет". Смог. Но не на отлично.
40428
Аноним24 июля 2024 г.Читать далееНе могу сказать что восторг, но и не плохо! Детективная составляющая вполне интересна. Есть загадка, есть игра с читателем, потому как изначально все ниточки ведут к человеку, который не является преступником. Скажем так, пришлось подумать.
По структуре детектив герметичный и очень напомнил мне другой подобный детектив “Десять негритят” Агаты Кристи. Здесь также постояльцы отеля отрезаны от “большой земли”. И пока нет связи с полицией, за расследование берется пожилой актер, который несколько лет подряд играл роль Шерлока Холмса в фильмах. За это время, он якобы впитал от своего героя манеру вести расследование. Поначалу никто не воспринимал это расследование всерьез, но могу сказать, что по итогу у него все получилось!
38585