
Ваша оценкаРецензии
Аноним26 марта 2021 г."Ты странный человек, Грэнсэр, - говорить о таких вещах, каких не можешь видеть..."
Читать далее"Мир упал в небытие. Десять тысяч лет культуры и цивилизации были сметены во мгновение ока...
Цивилизация рушилась, и каждый заботился о себе..."Какую же все-таки страшную повесть я сейчас прочла. Не зря, видимо, я долгое время обходила ее стороной. И страшна она не только описанием смертельной болезни, которая в одночасье лишает жизни и рушит основы цивилизации - та самая Алая чума (как романтично это сказано у классика американской литературы. Сегодня же читала еще одно американское произведение. Там чума названа более просто или , может, все дело в переводе: "Красная смерть". Эдгар Аллан По).
"Среди нашей цивилизации, в наших трущобах мы вскормили варваров, дикарей.
И теперь, в момент нашего смятения, они набросились на нас, словно разъяренные звери, и истребляли нас. Но они погибали вместе с нами..."Нет, гораздо более жуткими и отвратительными мне показались страницы, на которых автором в мельчайших подробностях запечатлено, в каких нравственных чудовищ и моральных уродов превращаются люди; словно новая, неизвестная доселе хворь затрагивает в первую очередь не бренное тело, а вечную душу. Желание спасти жизнь и здоровье, свое и близких, в принципе понятно, и осуждать кого-то за это естественное человеческое желание было бы странно и глупо. Вопрос здесь в другом: насколько далеко мы готовы пойти и какую цену при этом заплатить за собственное спасение...Готовы ли мы убить другого человека, чтобы выжить самим, и где та пресловутая черта гуманности...
"В то время как мир рушился вокруг них и весь воздух был наполнен дымом его пожара, эти низкие твари дали волю своему зверству, пили и умирали. А в конце концов, какое это имело значение?
Все умирали - хороший и плохой, сильный и слабый, тот, кто хотел жить, и тот, кто проклинал жизнь.
Они исчезли. И все исчезло...""Справедливости не было во всей Вселенной...", - с грустью замечает (совершенно справедливо) один из немногочисленных уцелевших которого ребятишки зовут Грэнсер, а на самом же деле он профессор английской литературы литературы Джеймс Говард Смит. Его чума пощадила, он не умер, он живет уже долгих 60 лет (теперь ему за 80) после прихода Алой гостьи. Он единственный помнит, как было "до". Старческие воспоминания отдают сентиментальностью и слезами горечи: слишком многое было утеряно за эти казалось бы краткие 60 лет. Все, что строилось веками, накапливалось и бережно хранилось, стерто в пыль, превратилось в прах, стало вмиг ненужным и забытым...Нет культуры, медицины, знаний о природе, уважения к старшим, письменности, алфавита да и много чего еще. Люди снова превратились в дикарей, хотя...не эти ли дикари и разрушили цивилизацию своими хаотическим действиями, где каждый спасался, как мог, эгоистично бежал от цивилизации, которая рушилась на глазах...
4/5. Начало и основная часть книги, особенно где речь идет о кульминации эпидемии, - выше всяких похвал, а вот концовка, на мой взгляд, чуть подкачала: скучновато читать про эти новые генеалогические ветви и их переплетения, очень уж это растянуто...Но на впечатлении от повести это никоим образом не сказалось: было интересно посмотреть предсказанный классиком исход нашего мира...
1882,2K
Аноним4 сентября 2022 г.Это было девять лет назад
Читать далееДля нас - сегодняшних читателей - события, описанные в романе Джека Лондона, уже произошли. Дело в том, что свой роман "моряк в седле" писал в 1912 году, и поэтому логично, что он отодвинул предполагаемый апокалипсис на 100 лет вперед, даже на 101 год у него получилось. Алая чума обрушилась на человеческую цивилизацию в 2013 году, а у нас сейчас уже 2022 заканчивается. Так что было это всё 9 лет назад...
Но тот факт, что вы читаете сейчас мою рецензию, а не пасете коз где-нибудь между развалин бывших городов, говорит о том, что Господь пронес мимо ту чашу, которую пророчил Джек Лондон. Что же, писатель ошибся в главном - такой страшной чумы, какую он придумал, не случилось, но кое-что он сумел очень точно предугадать. Например, численность населения планеты, у Лондона в 2013 году было 8 миллиардов, у нас сегодня столько же, а 9 лет назад было порядка, 7,2. Согласитесь, что погрешность не очень большая в столетнем масштабе. Да и с численностью населения американских мегаполисов Лондон тоже почти не ошибся.
Но с другой стороны, фантазии автору тоже не хватило, в технической оснащенности общество 2013 года мало чем отличается от 1912: компьютеров нет, мобильной связи тоже, да и летают не столько на самолетах, сколько на дирижаблях. Но в этом направлении, наверное, не стоит предъявлять претензии автору, потому что он пытается выступить не технологичным фантастом, но фантастом социальным.
Да, поводом для всемирной катастрофы становятся биологические причины, но автор исследует вопросы социальные. По сути, роман Джека Лондона - это попытка спрогнозировать возможный сценарий цикла гибели и возрождения цивилизаций. Тогда, в начале ХХ века эта идея была свежей и популярной.
Не суть важно какая мутация привела к появлению смертельных микробов, вызывающих алую чуму, главное, что чума практически уничтожила цивилизацию. В принципе, вместо чумы автор мог выбрать и потоп, и огромный метеорит, и ядерный катаклизм.. Хотя, нет, в 1912 году ядерной физики еще не существовало, это Лондону потребовалось бы предсказать открытие нейтрона, которое случится только через 20 лет после появления романа.
Но ничего, с задачей уничтожения человечества и бацилла справилась прекрасно, дав возможность автору пофантазировать к чему это могло бы привести. В рамках проекта "гибели и возрождения" цивилизаций людской род не должен был исчезнуть полностью, человечество спасает иммунитет. Правда, оказался он у считаных единиц, но все же, оказался - человечество выжило, но цивилизация рухнула.
Причины одичания человеческого рода по сути две. Первая: выжили не носители базовых технических знаний, а совершенно случайные люди. Например, преподаватель литературы, совершенно бесполезный в новых условиях, и шофер, который крутил баранку, но понятия не имел как делать машины. А вторая причина: слишком маленький человеческий ресурс, даже если бы выжили технические специалисты, они бы не смогли реализовать ни одного серьезного проекта.
Зато востребованными оказались сила, ловкость, смекалка, те качества, которые нужны для выживания в условиях дикой природы, потому что природа, стряхнув каменные, железные и бетонные оковы, наложенные на неё человеком цивилизованным, быстро начала дичать, увлекая в "новую" дикость и человека разумного.
Вместо интеллекта отвлеченных понятий востребованным оказался интеллект ситуативный, не нуждающийся в слишком развитом языке. Сейчас главным стало - выжить, и, как следствие, размножиться. А вот когда численность нового человечества преодолеет некий условный рубеж, после которого общество сможет содержать "новую интеллигенцию", начнется и духовное, и научное возрождение. И далекий-далекий потомок профессора Смита, в какой-то новой реальности станет тоже профессором новой литературы, понятия не имея, что до той "Библии" и "Илиады", которые будет знать он, была, а может быть были, другие "Библии" и "Илиады".
Да, обязательно следует еще раз повторить, что те кто выжил и тем самым дал человечеству второй шанс, обладали уникальным иммунитетом. Значит, самый оптимальный путь к тому, чтобы не болеть чумой и разными ковидами - укрепление иммунитета. И тут слово Владимиру Семеновичу...
02:001431,2K
Аноним7 января 2020 г.Как выглядел грядущий апокалипсис в начале 20 века.
— «Миры проходят словно дым», — продекламировал он, очевидно, строку из какого-нибудь автора. — Да, все быстротечно, как дым. И человеческая цивилизация на этой планете — тоже дым.Читать далееВ принципе, вышло вполне ожидаемо и, несмотря на низкую оценку, я не разочарована. Дело в том, что я люблю вернуться к истокам жанров, которые мне по душе, и почитать то, с чего все начиналось, но понимание, что это первоисточник и был он написан за много-много лет до тех книг, которые меня покорили и поразили в данном жанре, не может повлиять на интерес к самой рассказываемой истории. Ну, то есть я читала того же Берроуза или Уэллса и действительно увлекательно было вернуться к истокам научной фантастики и понять, откуда растут ноги у того или иного современного бестселлера или даже уже ставшего классикой жанра маст рида, но вот сами истории нууу такое, скучновато, если честно. Так что, берясь за, наверное, одно из первых произведений в жанре апокалипсиса/постапокалипсиса, я не ожидала ни экшена, ни запоминающихся героев, за которых я буду переживать, ни каких-то откровений. Так и вышло, простовато, где-то наивно и будь объем побольше даже скучновато. Все это я уже видела и читала в гораздо более интересных декорациях, пусть произведения эти и были созданы гораздо позже.
В 2013 году (еще один несостоявшийся апокалипсис мне в копилочку) человечество практически вымерло из-за разразившейся болезни, которую прозвали алой чумой. От появления первых признаков заражения до смертельного исхода проходило всего несколько часов, лекарства найти не удалось, так как ученые и медики гибли с той же скоростью, что и остальные. Плюс ко всему, как только начинает рушиться цивилизация, с людей тут же слетает весь ее налет, в ход идут уже зубы и когти, мораль и законы позабыты и прав тот, у кого сила. Одним из выживших в то страшное время оказался молодой профессор университета Джемс Говард Смит, спустя 60 лет он рассказывает о конце света своим троим внукам, в которых черты первобытных дикарей уже гораздо четче черт современного цивилизованного человека. И вот тут чувствуется, что книга написана давно, многие моменты уже кажутся глупыми или надуманными, если ориентироваться на наших современников, слишком сильнО в начале 20 века еще было классовое неравенство. Да, и сейчас хватает и богатых, и бедных, и пропасть между ними огромна, но согласитесь, мужчина 27 лет, который ни разу в жизни самостоятельно не готовил себе пищу вызывает недоумение. Да и стенания его о том, что в новом мире старая система социальных классов утратила свою суть, выглядят как минимум странно. Грубый неотесанный шофер взял в жены девушку, которая была дочерью и женой миллиардеров, и вот больше всего Джемса возмущает, что он заставил ее нежные ручки покрыться мозолями и жутко унижает, заставляя снимать с него обувь, а то, что он ее по сути насилует все эти годы, че-то его особо не смущает. И вот такого плана моменты уже режут глаз, отвлекая от происходящего.
Да и вообще уж больно все пессимистично. Ну, то есть я верю, что если, не дай Бог, случится конец света, сценарий будет разворачиваться по принципам долой цивилизацию и своя шкура дороже, но все же это в первые годы, а вот сценарий уже более позднего постапокалипсиса у Лондона для меня вышел недостоверным. Со временем часть новых сильных мира перебьет друг друга и другим придется строить новую цивилизацию, чтобы выжить и уж тут даже самый тупоумный вожак поймет, что ему нужны чужие мозги, с помощью которых можно снова получить то же электричество, нормальный урожай итд, но вот в американских сценариях все выжившие вечно как стадо баранов спустя и пять, и десять лет все еще усиленно ищут консервы по супермаркетам, собственно из-за этого бросила смотреть Ходячих. То что казалось относительно нормальным в первые годы падения цивилизации со временем выглядит очень тупо и нелогично. В общем, либо люди совсем идиоты и вымрут за 10-15 лет полностью, либо все же они не совсем еще сидиясамоткрою и смогут хоть как-то начать возрождать цивилизацию, но и в том, и в другом случае отсутствует вот эта вот показанная Лондоном деградация до чуть ли ни пещерных людей буквально за 60 лет, внуки гг не умеют считать больше 10, не обучены читать, да и речь их уже непонятна современному человеку, на что не раз указывает автор. В общем, в его апокалипсис я верю, в его постапокалипсис нет.
В целом, могу посоветовать либо тем поклонникам жанра, кто хочет ознакомиться с тем как выглядел грядущий апокалипсис в самом начале 20 века, либо же тем, кто вообще от жанра далек, тогда можно будет и ужаснуться, и удивиться, да и вообще история не пустая, тут есть о чем подумать, некоторые мысли понравились даже мне, встречавшей их уже в разных вариациях не раз и не два.
913,2K
Аноним1 марта 2023 г.Viva la vida!
Читать далееВыходные у меня прошли под острым приступом - хочу еще Стивен Кинг - Противостояние . Я схватила Роберт Маккаммон - Лебединая песнь - но это дело небыстрое. И - вселенная меня услышала)
Пост Апокалипсис до того, как он стал мейнстримом) Макро-рассказ или микро-повесть о том, каким (в представлении автора) будет жизнь в 21м веке и как она изменится после эпидемии. Конечно, тут рассказ спустя 60 лет - и он получился немного сумбурным, нелинейным и подробным. За это немножко баллы сняла - начало было прям такое красивое и многообещающее, а потом оказалось - что автор решил, что новое поколение совсем не будет знать даже простых и привычных нам вещей. И - им надо все разжевывать (в этой части мне сразу же вспомнились Дмитрий Емец - Мутантики ). Но считаю эпизод с объяснением, что такое миллион, через песок и ракушки - излишним и затянутым. Да еще переводчик накосячил - слово "биллион" мы не используем, подразумевался миллиард.
Какая-то пугающе пророческая повесть. Если Стивен Кинг мог проверить свои способности предсказателя (я нашла картинку))) То Лондон... Если приглушить книжную драматичность - прям наша пандемия, которую мы пережили, ну очень похожа. Стремительное распространение, пропажа продуктов, закрытие границ... "Алая чума" очень похожа на корь и краснуху и не знаю, намеренно это было, или я себе надумываю - я углядела отсылки на Эдгар Аллан По - Маска красной смерти . Корь вообще - болезнь такая, неприятная, и если вспыхивает - это правда как пожар. И я думаю, что в начале 20го века автора это волновало.
Интересные и немного внезапные выводы автор сделал. Особенно мне понравился: про докторов и "докторов". В общем: совсем небольшая, но какая-то самодостаточная повесть - можно использовать как еще немного "Противостояния" (ну или прикорм к "Противостоянию" или к Кормак Маккарти - Дорога - ее я тоже вспомнила). Интересная география окрестностей Сан-Франциско - там такие названия, они всамделишние - или автор их придумал? Ну и авторский стиль в наличии - повторюсь, что начало про развороченную дорогу меня покорило сразу (середина немного просела). Так что – да здравствует жизнь, очень хочется не болеть и беречь друг друга.86673
Аноним29 марта 2020 г.«Жрецы, короли и воины».
Читать далееЧто может быть прекраснее пессимистичного Джека Лондона?..
Ясно же, что нашло на писателя. Что-то мне подсказывает, что так Лондон выплеснул все накопившееся отчаяние – от осознания обреченности человечества. Даже Первая мировая не успела начаться, но что-то жуткое явно витало в воздухе, заставляя прежних оптимистов отказываться от идеалистических убеждений и с унынием восклицать: увы, но эта цивилизация обречена! На календаре был 1912 г. Спустя четыре года писателя найдут отравленным (скорее всего, отравившемся, ибо его давно мучили мысли о самоубийстве).
Жить с ощущением бессмысленности всего, необъяснимой конечности человека, – это, знаете ли, тяжело. Бог был давно утрачен. Посмертная жизнь объявлена нереальной. Неспособность понять, зачем живет человек, зачем ему вообще нужно выживать, преодолевать, обязательно размножаться, – это непонимание еще больше пошатнуло привычное, приблизив мир к самой ужасной в современной истории катастрофе.
Джеймс Смит, главный герой «Алой чумы», размышляет на темы, которые были близки людям в начале 20 века; близки и нам – к счастью или к сожалению. Повидал он на своем веку достаточно. Жил себе, жил, возмужал уже в 21 веке (книга – антиутопия, если что), произошел сам из очень уважаемой семьи и пошел по стопам отца – стал профессором в престижном американском университете. Все о литературе и английском языке думал. Вращался, естественно, в кругах образованных, начитанных, невежества и глупости в глаза не видел.И прожил бы он так всю жизнь и благополучно ушел бы на пенсию в старости, окруженный любимыми внуками. Но в его 27 лет случилась пандемия чумы, захватила все континенты и убила почти всех. Выжившие сбились в стайки, и вот тут-то Джеймс окончательно разочаровался в человечности и вообще разумности нашего биологического вида.
Оскорблять, обвинять болезнь, право, бессмысленно. Болезнь не имеет разума, нет у нее ни логики, ни справедливости. Спрашивать с нее – глупость. Оттого главный герой смотрит на «алую смерть» отстраненно. Позже он начинает видеть в ней неизбежность – да, с горечью он об этом говорит, задает себе вопрос: а каковы законы нашей жизни?
Болезни, землетрясения, хаос жизни – все это именно что неизбежно, эти ужасные бедствия должны либо толкать человечество к новому этапу развития, либо отбрасывать его прочь, в дикие времена, заставляя людей начинать все с чистого листа – словно учитель заставляет своих учеников повторять одни и те же важные правила. Признавая за «алой смертью» ее власть над человечеством, Джеймс все же спрашивает: а может ли наша цивилизация развиться в нечто лучшее, осмысленное – или мы вынуждены раз за разом повторять банальные ошибки, множить их до тех пор, пока природа вновь не отбросит нас на нулевую отметку?
На этот вопрос уже постаревший главный герой отвечает пессимистично: увы, но человечество безнадежно, не способно к обучению и, сколько бы его ни пытались наставить на верный путь мировыми несчастьями, все равно ничего не поймет. Значит, и чума лишена смысла – ибо бессмысленно отматывать все назад, все равно же лучшего не будет.
В детях, которые вертятся вокруг него и спрашивают о прошлом, Джеймс видит эту же неизбежность. Дети должны будут на обломках прежнего человечества повторять все взлеты и падения – они обречены на это самим фактом своего существования. Он называет их дикарями – конечно, они пока что не умеют ни читать, ни писать, считают лишь до десяти и не способны к образному мышлению. Но позже дикари перерастут новый каменный век, изобретут письменность, после – электричество. Но зачем, зачем это, если природа, не удовлетворившись успехами человечества, снова нашлет на него несчастья?Хочется верить, что сам писатель на момент своей смерти все же изменил мнение о нас – умирать с таким мировоззрением, должно быть, страшная мука. Но выступивший 20 век вряд ли оставил ему возможность посмотреть на нашу цивилизацию с позитивной стороны.
852,8K
Аноним6 октября 2014 г.Читать далееДовольно необычная для своего времени книга. Этот постапокалипсис, написанный в 1912 году, в первую очередь привлек моё внимание тем, что Джек Лондон ранее не был мне известен в качестве автора фантастических произведений. Что ж, многие писатели рано или поздно пробуют свои силы в нехарактерных для себя жанрах. И можно сказать, что Лондону этот его эксперимент определенно удался.
Мир, описываемый в романе, предстаёт перед нами во всей своей девственной красе. Тут нигде не услышишь шум городов, и воздушные корабли больше не плывут по небу. Поля густо заросли травой, а морские львы без опаски выходят погреться на обезлюдевшие пляжи. Техника исчезла, и пространства снова стали непреодолимо огромными. И обломкам человечества остаётся лишь догадываться, какой цифрой теперь измеряется население планеты. А счёт действительно идет на единицы. Не выжил почти никто, а оставшиеся скатились практически в каменный век, и отныне заново начинают свой путь к цивилизованному обществу. И вот старый профессор, единственный, кто ещё помнит жизнь до эпидемии, пытается рассказать молодому поколению печальную историю катастрофы.
Всегда интересно взглянуть на своё время глазами человека, жившего 100 лет назад. Так каким Джек Лондон представлял наш мир? Да, в общем-то, почти таким, каким он и стал. И даже с населением в 8 миллиардов оказался удивительно близок к истине. Хотя конечно, развитие технического прогресса писатель предугадать не мог, и в его будущем, к примеру, в небесах по-прежнему царят дирижабли. Чуть преувеличил он, пожалуй, и классовое разделение общества. Но во всем остальном - вот она наша современность, добро пожаловать домой.
Печальная и простая действительность этого небольшого, но очень ёмкого рассказа в том, что люди не меняются. Гениальные ученые или же обычные мальчишки, не знающие алфавит, они всегда будут стремиться к созиданию ради разрушения. Они построят свой мир, великий и прекрасный. Они научатся читать и станут поклоняться старой лжи. Они покорят небо и создадут оружие массового поражения. Они будут тысячи лет идти вперёд, чтобы потом за считанные мгновения вернуться к началу пути. А потом это повторится снова, и снова, и снова...Мир опрокинулся вверх дном.
Цивилизацию сметали языки пламени и дыхание смерти.
Над Сан-Франциско проплывал последний дирижабль.
Город стоял сожжённый, разрушенный и покинутый.
Надежда на спасение почти оставила обезумевших и несчастных людей.
Шёл 2013 год.851,2K
Аноним20 марта 2025 г.Пора благородных поступков миновала. Цивилизация рушилась, каждый спасал собственную шкуру.
По тропе шли двое: старик и мальчик. Они шагали медленно, ибо старик был очень дряхлЧитать далееи был последним, кто застал Алую чуму. 60 лет назад, в 2013 году, (хорошо, что мы уже преодолел этот рубеж, ибо то, что произошло дальше, звучит страшно) неизвестная болезнь выкосила почти все население Земли и оставила в живых 400 человек. Старик хорошо помнит то время, а вот мальчик (как, и его братья) его не застал и родился уже совсем в другом мире, далёком от привычной нам цивилизации. Старик пытается поведать своим внукам о событиях прошлого, но понимает его, к сожалению, только читатель. Дети же нового мира оказываются не в состоянии осмыслить жизнь своего деда, что говорит о полной деградации общества до первобытного состояния.
У этого рассказа есть только один единственный минус - он короткий. Больше я минусов в нем не нашла и мне очень понравились Джек Лондон в качестве автора антиутопии. Мне даже стало немножко жаль, что это не основной жанр его творчества.
Я могу только восхищаться тем, что писателю не понадобилось много текста и подробностей, чтобы показать во всей красе, что с нами может произойти и как мы к этому совсем не готовы. "Миры проходят словно дым" - и как дым исчезла привычная жизнь главного героя. Это заставляет ценить то, что есть сейчас, и совсем по-другому смотреть на то привычное, что тебя окружает.77483
Аноним24 марта 2021 г.Противоречивое будущее человечества или же его отсутствие.
Читать далее"Алая чума" - не больно известная повесть Джека Лондона вышла за 66 лет до знаменитого романа Стивена Кинга "Противостояние". Объединяют эти две истории, в большей степени - вымирание человечества от страшной болезни, и в гораздо меньшей - восстановление цивилизации после. На данных двух моментах и остановимся.
В "Аллой чуме", некогда профессор философии Джеймс Говард Смит, а ныне просто "дед" рассказывает 3 ребятишкам о том, как человечество едва не вымерло от ужасной болезни под названием Алая чума. Тут нужно сразу остановиться и обратить внимание на две детали. Во-первых, смертность от Алой чумы Лондона гораздо выше, чем смертность от Капитана Торча Кинга. Из 4 миллионов живущих в Калифорнии, выжило человек 20. Во-вторых: уровень развития цивилизации у Лондона сильно отличается от времени Кинга, 66 лет как-никак.
И у Лондона и у Кинга - люди умирают одинаково, и это описано в равной степени хорошо. Болезни бьют молниеносно, неумолимо. Люди в панике. Начинаются убийства, грабежи, поджоги. Расцветает анархия. Всё то, что ожидает и нас в 2021 году, в случае такого развития событий. Но из праха старой цивилизации, рождается новая, и вот тут Лондон даёт маху, завариваемый им кофе, на деле оказывается окрашенной водичкой.
Представьте себе США 1912 года, я знаю, вы сможете. Представьте, что после страшной болезни в живых осталось человек 40-60, не больше. А теперь представьте, что после данных событий прошло 60 лет. Всего ничего, верно? Одно поколение, но учитывая реалии Лондона - скажем два. Что стало с человечеством?
Вместо одежды оно носит шкуры животных. Правдиво? Нет. Вряд ли за 60 лет, 40 человек износили всю одежду, которая была пошита до болезни.
Вместо имён у людей клички, типа Заячья Губа, а живут они в племенах. Правдиво? Опять же нет. За два поколения? Серьёзно?
Люди живут на улице как дикари, и даже не знают, для чего нужны дома. Но ведь дома то ещё стоят. Что же мешает в них жить?
Люди разучились нормально говорить. Тут я могу понять, что выжившие больше не используют многие из привычных для нас слов, к примеру, та же "официантка". Но у Лондона, они и простого алфавита не знают.
Самое страшное оружие дикарей оказывается палка и лук. Но ведь, как сказал один из персонажей "Противостояния": оружие вот оно, лежит и ждёт пока его кто-то подберёт.Видимо Лондон настолько хотел показать разницу между цивилизованным миром и его остатками, что забыл о логике. Если бы прошло 260 лет, 160 - ещё ладно. Но те изменения, которые описывает автор, никак не могли произойти за 60 лет, даже беря во внимание годы его жизни
Теперь остановимся на ещё одном, главном противоречии повести: самом деде. Он представитель... бывший представитель правевшего класса, и всю повесть его возмущает тот факт, что большинство выживших оказалось из рабочего класса. Всю жизни они работали в подчинении у кого-то, а теперь сами возвысились над теми, кому служили.
Создаётся впечатление, что из всех выживших он единственный интеллектуал, хотя, по его же рассказу это не так.
Его коробит невежество окружающих, и то, что дикари заправляют новым миром. Но! НО! Тут же он рассказывает о том, как знатная леди не хотела брать руками подданный ей слугой зонтик, и о том как правящий класс управлял всем и вся, и что рабочие не могли возмутиться иначе бы умерли от голода. Неужели после такого, он ожидал другого развития событий? У деда есть книги, он мог бы помочь людям в развитии, научить их хоть тому же алфавит. Но он считает их недостойными и прячет книги в пещере, надеясь, что когда-нибудь люди сами достигнут того уровня развития, чтобы их прочитать и понять.
Не знаю как у вас, но у меня подобный персонаж симпатии не вызывает. В данном контексте он, а в его лице и сам автор, скорбит не о смерти развитой цивилизации, а о банальной потере господствующего положения в обществе, что вероятно могло затронуть читателя в 1912, когда читателями были представители именно правящего класса, но только не сейчас.762,7K
Аноним27 августа 2018 г.Читать далееЭто очень странное чувство, когда читаешь книгу о нашем времени, но написанную сто лет назад. Вот такое Джек Лондон представил будущее, такой 2013-й год и такой исход для человечества. Поразительно, что не так уж плохо и представил.
По сюжету, профессор университета в этом самом 2013-м году, в возрасте 27 лет застал, так сказать, массовую зачистку планеты путем алой чумы, неведомой хвори, от которой люди штабелями укладывались и погибали, очень быстро, без возможности излечиться или выжить. Уцелело буквально несколько десятков человек, среди которых сам профессор. И вот 60 лет спустя, когда человечество потихоньку восстанавливается и численность его увеличивается, этот человек - уже старик - рассказывает историю спасения жизни своим внукам. Внуки же, маленькие мальчонки, совсем дикие, поведение инстинктивное, животное. Какое там считать-читать, они даже изъясняются на самом бытовом уровне, потому что приоритеты у нового населения планеты совсем другие: найти пропитание и выжить.
Впечатления от произведения двоякие. С одной стороны, автор поднимает актуальную во все времена тему цивилизованного человека. Что стоит наша культура, наши технологии, науки? Как быстро все это рушится, слетает с нас и открывается дикая сторона человека. Как мало мы можем наедине с природой и ее сюрпризами один на один. Для своего времени эта повесть сногсшибаемая. В контексте тех социальных, политических, медицинских обстоятельств, сюжет пугает и берет за живое. Но читать ее в наше время уже не производит того же эффекта (хотя, конечно, от всяческих эпидемий и по сей день никто не застрахован), возможно дело в чрезмерной краткости, возможно в множестве других более цепляющих книг с похожей тематикой.
601,1K
Аноним18 августа 2018 г.Для меня это нечто очень близкое "451° по Фаренгейту"
Читать далееМне бы вполне хватило философизма и образности на твердые 5 звезд из 5, но чуть-чуть не дотянул финал.
Очень легкое и простое произведение в плане обьема и восприятия.
Сюжет повествует нам о далеком будущем (для автора), и недалеком прошлом (для читателя) ~ 2013 год. После повальной эпидемии загадочной болезни, под названием "Алая чума" вымерло почти все население планеты, осталась лишь ничтожно малая часть. Автор близко знакомит нас с небольшим семейством, состоящим из трех мальчиков-внуков, принадлежащих уже к новому поколению, и старика-дедушки, который еще помнит те золотые деньки, что были до Чумы. Дети просят дедушку рассказать, как это было. Он с удовольствием им рассказывает. Только в силу того, что молодое поколение слишком примитивно, ибо им неведома ни логика, ни этика, ни мораль, отношение к дедушке - соответствующее. А дедушка бывший профессор университета (кажется лингвист или филолог, я уж точно не помню). Потому, он во время рассказа часто переходит на литературную речь, а юным и дерзким он не понятен, и звучит какой-то тарабарщиной, и они часто подшучивают над ним за это. Их, конечно же нельзя винить, ибо они не виноваты в своей необразованности и жестокости, но мне это било по нервам наотмашь...
Рассказ бывшего профессора был очень увлекателен и интересен. Рассуждения глубокие и образные. Автор как бы намекает, что если будет продолжаться в том же духе, с этого ничего хорошего не получится. Все будет двигаться по кругу, как легендарный змей Уроборос стремится к кончику своего хвоста, так и человечество стремится к трем ипостасям и трем проявлениям. И пока они есть, не бывать просветлению, не суждено нам ступить на новую ступень эволюции. В этом, именно для меня, и проявилась схожесть с 451℉.
Произведение очень мне понравилось, и сюжет, и развязка, и завязка, и герои - все яркое, живое и четкое. Советую к прочтению всем желающим, для интересного времяпровождения, для всеобщего развития, для раздумий и философского настроя.) После прочтения данного произведения, хочется дать себе пендаль и начать что-то делать, менять к лучшему, и начать с себя...
Я премного благодарна клубу "Читаем классику вместе!" за то, что я прочла эту книгу.)
Всем ярких эмоций и отличного настроения!)
58773