
Ваша оценкаРецензии
Tarakosha20 февраля 2019 г.Читать далееФууу, фууу, фууу....Памятуя о самых благоприятных впечатлениях, оставшихся от другой прочитанной книги автора, совершенно не ожидаешь подвоха, приступая к другой с вполне себе уж если не заманчивой, то интересной аннотацией точно.
А на деле выясняется, что тебе подсунули совершенную лабуду в обертке от известного автора. На писательском имени все плюсы и заканчиваются тут.
Чтобы не быть голословной, обозначу вкратце все пункты, пошедшие в минус при чтении:- абсолютно грубый и местами пошлый язык, даже не верилось, что это один и тот-же автор;
- совершенно шаблонная история взаимоотношений богатого (ну а как иначе) мужчины, оперирующего как Бог и девочки из общаги с лицом чуть ли не Мадонны;
- сюжетные ходи предсказуемы до боли, шаблонны и скушны;
-очередная порция восточной философии под соусом связующего звена между прошлым и настоящим;
-немного мистики для антуража;
- ну и в завершение - оборванная концовка, из которой можно только предположить, что автор оборвала роман не в силах как его дальше продолжать и чем закончить тоже непонятно.
После прочтения осталось четкое ощущение наспех сляпанной дешевой поделки/подделки.
1203,2K
JewelJul25 апреля 2022 г.А коник без ногы
Читать далееОдним из главных вопросов, возникших у меня в голове по мере чтения, был "а нахрена мне это рассказали?" Что я из жизни двух человеческих уродов должна вынести? Что люди бывают моральными уродами? Я это сейчас вижу в огромных количествах и без книжных персонажей. Что бывают маньяки, которые убивают людей? Тоже. Что нелюбимые дети вырастают в не очень здоровых взрослых? Давнишняя тема, давно и подробно мною изучена. Короче, не нашла ни одной веской причины, зачем бы мне было знать эту степновскую историю.
Возможно, сильно повлиял тот факт, что у автора чрезвычайно яркий, сенсорный язык. Она напишет так, что вы почувствуете гнилой привкусец пропавшего абрикоса, сочно стекающего у прикусившего сей фрукт героя. Она напишет так, что вы ощутите металлический запах старинных серебряных ножен, чуть окислившихся за долгие годы использования. Она напишет так, что вы услышите плач маленьких девочек, спрятанных на годы в каморке старого ассасина, а ведь они даже не плакали. Степнова использует слова на всю сенсорную катушку, так что рекомендую непременно запасаться едой под чтение ее книг. Однажды прочитав ее книгу, я сразу подписалась на всех остальные
Другое дело, что здесь, в Хирурге, она использует свое умение не во благо. Меня выворачивало наизнанку от описаний маленького мальчика на помойке, от подробностей бытия заводской алкашни, родителей одного из ГГ, от трупного запаха морга дяди Саши, а ещё от мыслей старого убийцы с недреманной мигренью. Степнова крутая, но тут был дичайший перебор мерзостей. Эталонно, можно сказать.И вот мерзость и убийца начали, а психические тонкости Хирурга (ГГ -пластический хирург) дело закончили. ГГ пытается исправить внутреннюю ущербность поиском "того самого" лица, и когда находит такое лицо (фетиш на скулы) искромсает его по выдуманному образу и подобию, попытается стать творцом, богом. Он станет, но какой ценой? Бедная Галатея. Второй же бог - глава секты асассинов, маньяк и головорез, кроит реальность по собственному желанию, дёргая за ниточки судеб, точнее, перерезая их.
Я нашла мало общего между этими двумя историями, а то, что общо - не слишком мне интересно. Ненавижу фанатиков, ненавижу убийц всех мастей, ненавижу уродов. Их мысли и образ жизни не интересуют меня ни в какой степени. Так зачем мне ЭТО читать? А потому признаю книгу бесполезной тратой времени. Большая, а без гармошки.
PS Забыла написать про цельные абзацы перечисления хирургических инструментов, которые потом ну никак не обыграны. Похоже, что абзацев 20 с этими напалечниками были вставлены чисто ради объема.
922,4K
quarantine_girl24 марта 2024 г.Бездушные руки
Читать далееPlacebo feat. Alison Mosshart -- Meds
Хрипунову плевать было на людей.
Хрипунов хотел стать Богом.
Что нужно человеку, решившему стать Богом?
Имя.
Промысел.
Деяние.
Жертва.
Все это было у Хрипунова.
И он стал Богом.
Он. Им. Стал.Именно так начинается эта книга -- красиво, многообещающе и увлекательно. Что же из этого действительно ждет в этом романе?
Для начала нужно сказать, что эта книга -- что угодно, но не детектив. Тут и в помине нет никаких расследований, нет даже тайн, которые нужно раскрывать, минимум интриги. На фантлабе у этой книги даже нет жанров, только общие характеристики (психологическое |социальное), что на самом деле очень близко к истине. Эта книга одновременно и о чем-то, и о многом, и ни о чем, но с достаточно сильной психологической линией и некоторым количеством социальных вопросов.
Вообще одно из самых точных определений, которое можно дать этой книге, будет одним прилагательным -- "противоречивый". Это касается и сюжета, и реализации, и формы, и типа повествования, и героев, и трактований -- вот реально всего. Больше всего это похоже на повесть, которую растягивали всеми правдами и неправдами, добавляя лишних персонажей, намеки на параллели с другой историей, которую ради этого добавили в эту книгу, делая стиль повествования -- да, он красивый и по-хорошему вычурный -- настолько медленным.
Кстати, фантлаб считает, что здесь повествование линейное с экскурсами, а не параллельное, то есть линию далекого прошлого (история ассасинов) и линию сравнительной современности (история пластического хирурга) он не разводит как две самостоятельные, а подчиняет прошлое современности. Подход занятный, хотя, по-моему, эти линии вообще из разных миров, только одно их и объединяет -- идейные главные герои.
Линия Хасана ибн Саббаха -- мистика на грани с шизофренией и маниакальными расстройствами, исторические сцены странного происхождения (для меня их странность стала заметной, когда поиск по имени второй ссылкой дал статью на Assassin's Creed Wiki - Fandom, а информация о датах жизни этого реального человека говорит не о ста годах жизни, на которых делается акцент в книге, а примерно 74) и постоянные намеки на что-то большее. Линия Хрипунова -- социопатические настроения главного героя, концентрированное и тихое безумие и кошмарные действия. И тут тоже есть странные эпизоды, например, однажды, когда Хрипунов все еще был ребенком, он серьезно заболел, в беспамятности пришел к больничной мусорке, где увидел резвящегося котенка и приготовился умирать. Уже звучит как-то... слишком? но это даже не конец, ведь потом мальчик решил, что котенку не нужно умирать с ним, поэтому он взял его за шкирку и "изо всех сил швырнул котенка прочь из своей смерти", после чего сразу свалился в обморок. Ну а котенок соскользнул в бетон, потому что он был "насмерть, в лепешку, разбившийся о мусорный бак". Уж не знаю, как это могло произойти, но принцип "зато написано красиво и символично" работает на все 100%.
Когда я дочитала эту книгу, больше всего меня заботило только одно... что это вообще было и почему финал настолько... хмм... настолько же странный и будто бы символичный? Так что я начала искать ответ в отзывах других читателей. Нашла пару трактований, но о них я и так думала, а более логичного объяснения не нашлось, так что финал и для меня останется просто еще одним примером того, чем все это время была эта книга.
Но все же я очень даже советую прочитать рецензии других читателей. Как минимум там и очень много точных и понятных описаний этой книги, где-то противоречивые, но это только лучше формирует картину. Мне особо понравилось описание из этой рецензии:
Думаю, что каждый, хоть раз в жизни попадал в паутину, когда идешь по лесу и вдруг на лице ощущаешь тонкие нитки. И вроде бы ничего ужасного не произошло, убрал рукой и можно забыть, но неприятное чувство остается. Вот такое же чувство вызвала у меня книга "Хирург".Единственное, с чем я действительно не согласна в рецензиях других читателей, -- это со сравнениями этой книги с "Мастером и Маргаритой". Да, там тоже были переносы в столь же далекое прошлое, есть подобие Мастера, мастер хирургии, но на этом все. "Пигмалион", "Парфюмер" в большей степени будут похожи, хотя и там схожа чаще одна только идея чего-то идеального, чего-то нового.
Также говорят, что эта книга далеко не лучшая у авторки, хотя дебют был сильный. Меня это определенно радует, потому что именно с нее, злой рок, я начала знакомство с творчеством Степновой, но все же желание продолжать это знакомство живо, а та информация только подтверждает, что это желание вполне разумно.
И все же посоветовать эту книгу я не могу, хотя и отговаривать от чтения не буду. Действуйте на свой страх и риск :)
882,5K
littleworm20 июня 2016 г.грустная история про Бога
Читать далееСтепнову люблю, её манеру, теперь узнаваемую с первых строк.
Всё её - суровыми нитками вышитая эпоха перемен, жестко, наотмашь.
Две линии, одна из которых про ибн Саббаха - оставила меня равнодушной, слишком размыто, слишком мимоходом.
А вот Хрипунову - 5 баллов.Как всегда в романе и время, и народ показаны с самой неприглядной стороны. И мелькая оголенном задом история летит, забирая и порождая.
Вот нашему вниманию представили новорожденного, да не простого... и не золотого. А самого что ни наесть Бога.
Бога пластической хирургии... и это в 90-ые то годы.
До этого конечно была страшная, не обезображенная интеллектом семья, отупевшая непонятно от чего, в прямом и переносном смысле. То ли от водки, то ли от не найденного смысла жизни и светлого будущего. До этого был мрачный, затрапезный, богом и людьми забытый морг. Живыми людьми забытый, а вот раздутых печенок там хватало и беспредельной вседозволенности тоже. Была шкодливая детвора, суетящаяся где-то сбоку. Была страшная болезнь. И на каком моменте переклинило Аркашку, сказать уже трудно.
Но это же не просто книга о хирурге.. она о Хирурге!
Неужели любой человек, достигнув верх профессионализма, перестает осознавать себя простым Аркашкой Хрипуновым или тому подобным?! Когда человек теряет ощущение твердой почвы под ногами и начинает жить только у себя в голове, где грань между мирной жизнью и войной внутри себя, которая периодически выплескивается наружу, но человек уже ничего не замечает?!
Это грустная, очень грустная история про Бога... и про серую массу с лицами, наспех вылепленными из хлебного мякиша, и крошечным зародышем души, едва пульсирующим в области желудочно-кишечного тракта(с).691,9K
Dreamm25 октября 2021 г.Противоположные стороны одного автора
Читать далееКогда понимаешь, что нравится стиль, слог автора, то стараешься охватить все его написанные произведения . Так вот случилось и с Мариной Степновой. Насколько понравились Женщины Лазаря и до чего не впечатлила книга Хирург.
Эти книги совсем не похожи друг на друга.
В этой книге нет того восторга, который получала от других произведений. А все это произошло от того, что не совпадают ожидания и реальность. Привыкая к определённому стилю изложения, и тут ступор: в книге рванное повествование, которое окунает нас то в жизнь Хасана ибн Саббаха, то мы вместе с Аркадием проживает его судьбу. Ну и выбивает из коллеи ненормальная лексика.
При всем негативе, понимаешь что книга поражает описанием человеческих пороков, переплетением судеб. За глубину мыслей и анализ человеческой души - браво.
Но почему то общий след от прочтения остался негативным . И вот думаю, что спустя время вернусь ещё раз к этой книге, перечитать более осмысленно, со знанием дела.661,1K
orlangurus3 января 2023 г."Когерентность смерти – раздумчиво отметил голос. Неплохое название для романа."
Читать далееПолучается, что этому роману со мной не повезло. Или мне с этим романом...А всё потому, что после прочитанной книги Степновой "Женщины Лазаря" я каким-то загадочным образом в своём читательском восприятии поставила писательницу рядышком с Рубиной. И берясь за книгу ожидала - немножко Рубину... А паралелльно, ну для полного читательского новогодне-ленивого удовольствия, открыла книгу Дины Ильиничны. И вот тут... Степнова налетела на меня как злой ветер пустыни ( не воспримите это так, будто всё кругом сухо и в песке =D) но оказалось, что её текст гораздо более перегружен визуальными вычурными образами и ...злой, что ли. Несколько раз во время чтения ловила себя на мысли, что если бы я не писала Тотальный диктант под её диктовку и не была бы уверена, что это не псевдоним, подумала бы, что книгу писал мужчина. Настолько злое моментами отношение к женщине. Чтобы не быть голословной:
...райская душка, абсолютная женственность, воплощенная глупость.
Но каждый раз, надрезая им кожу за ушами или орудуя в их сальных валиках крошечной хрипящей канюлей, он жалеет, что не может пересадить им новые мозги.Надрывная, иногда непонятная, не скажу, что всегда неоправданная строгость к простым женским слабостям или - что? Главный герой книги, гениальный пластический хирург не то, что не любит женщин, в том числе своих пациенток, он их, пожалуй, ненавидит. Почему? Нет, не современный гендерный посыл и даже не отсутствие настоящей материнской любви в детстве тому причиной. Чуть ли не каждую ночь он видит кошмарный сон, в котором лицо, ужаснейшее и прекраснейшее одновременно, что-то пытается донести до него нечеловеческим воем... Ни разу не удалось дослушать...И вот, будучи уже в полном профессиональном расцвете, он находит девушку, лицо которой, если провести несколько несложных операций - оно то самое и есть. И Пигмалион создаёт Галатею, обладающую улыбкой убойной, в прямом смысле слова, силы.
Кто я, скажи, кто? Я человек? Человек?И вот тут стоит подойти к тому персонажу, о котором упоминается в аннотации - Хасану ибн Саббаху — пророку и основателю государства исмаилитов-низаритов ХI века, хозяина неприступной крепости Аламут, создателю империи ассасинов. Его жизненные принципы, деяния, голос, который с ним общается из будущего?другого измерения?с неба? - всё это таинственным, мистическим, ужасным способом связано с хирургом Хрипуновым, с его жизнью, умениями и полным крахом как человека.
Его обожали те, кто боялся, и боялись те, кто обожал.Вот эта строчка - про ибн Саббаха. А вот это происходит в операционной Хрипунова:
Над столом, затянутые в зелено-лиловую форму, безликие, безмолвные, безотказные, они всего лишь нейроны и рецепторы одного-единственного Бога – безжалостного и всемогущего. Имя которому Хрипунов.
...шепчет анестезиолог, и желудок его терзают спазмы ужаса и страсти. Он обожает Хрипунова, как безмозглая институтка.
Хрипунов никогда не может вспомнить, как его зовут.Прямые паралелльные никогда не пересекаются? После романа вполне можно усомниться в этом...Некоторые претензии к тексту у меня всё же были, особенно (но ещё раз - это просто моё мнение, да и то, видимо, навеянное Рубиной) мешало присутствие абсолютно современных реалий в описаниях персидских событий - но там-то ладно, допустим, присутствие того голоса, приходящего из неведомых далей, может оправдать всё - и босяцкого провинциального детства Хрипунова, которое не подано как воспоминания, где сам герой мог бы позволить себе не соответствующие времени аналогии и сравнения. Может, я немножко придираюсь))). И главное - не сделала скидки на то, что роман этот - из ранних. С творчеством Степновой продолжу дружить. Нельзя не читать книги человека, способного написать подобное:
Но не бояться смерти – еще не значит хотеть умереть прямо сейчас.
...а комната, незаметно выплюнув так и не прижившуюся душу, так и осталась ничьей. Гостевой.60688
nad12044 апреля 2016 г.Читать далееКак же страшно, когда человек так ненавидит всех других людей. Видеть мир через такую уродливую призму — этого никому не пожелаешь.
А ведь Хрипунов себя чуть ли не Богом мнит! Творцом! И откуда что взялось?!
Мальчонка из глухой провинции. Из самой простой-наипростейшей семьи. Где запои отца — норма. Где к чаю подаются пирожные в эмалированном тазике и столовой ложкой — кондитерский лом (маманя из спеццеха тащит).
Где учиться никто не то что не хочет, а просто это как-то не приходит никому в голову. Где во дворах сплошная шпана-шантрапа. А для взрослых дети — это просто плодылюбви. Гхм... какой-такой любви?! Просто физиологического процесса. А потом никто ими не интересуется особо. Главное, что относительно сыты-здоровы-обуты-одеты.
Немудрено, что для Аркаши Хрипунова самым притягательным местом стал местный морг. Где работал дядя Саша, хирург от Бога, который простопросрал(иначе и не скажешь!) загубил свою судьбу.
Безрадостное детство. Это да. Но высокомерие-то откуда?!
Но если про детство читать просто грустно, то взрослый московский период — это ужас.
Безумно жаль всех пациенток клиники, которых просто используют, презирают, ненавидят и смеются над ними.
А история девушки Ани режет без ножа. Хотя, если честно, именно ножом, скальпелем хирурга, по беззащитному, юному лицу, в стремлении обмануть природу и создать нечто совершенное. А когда не удаётся...Степнова не разочаровывает. Единственное, смущает обильная ненормативная лексика. Можно было бы и без неё обойтись.
561,2K
AleksandrMaletov18 сентября 2023 г.Женщина Лазаря
Во всех произведения Марины Степновой неизменно нравится одно - язык. А вот сюжеты нравятся только последних книг. Где-то две трети Хирурга интересны и в общем понятны, но под конец мысленно стал озираться по сторонам с вопросом - а я всё ещё это произведение читаю? Но даже при таком сюжете читать было просто и приятно, мало современных авторов с подобным красивым языком.
511,3K
majj-s24 мая 2023 г.Комплекс Творца
Красота - страшная сила.Читать далееАркадий Хрипунов пластический хирург экстра-класса, селфмейдмен, преодолевший путь от убожества барачного детства с вечно пьяным отцом в провинции до клиники имени себя и столичной роскоши. Дизайнерская квартира, "Ягуар" и прочее в том же духе прилагается. Одинокий, он не подпускает к себе достаточно близко никого, кто мог бы распознать одержимость в этом успешном человеке с привычками анахорета. Хрипунов грезит мировой гармонией, которая, будучи воплощена в образ женщины, станет той красотой, что спасет мир.
Род мономании с этим нелюдимым мальчиком с рождения, и если вы верите в переселение душ, то согласитесь, что его тело стало вместилищем для мятежного духа Хасана ибн Саббаха, религиозного фанатика, прославленного беспримерной жестокостью, и основателя одной из средневековых исламских еретических сект. Вернее не вселился, а подселился в несчастного мальчишку, подавив и запугав его собственную измученную этим соседством живую душу, но взамен наделив тело лазерной точностью в манипуляциях с колюще-режущими приборами. Собственный талант такого рода Саббах использовал для устрашения и подчинения, герой создает его посредством красоту.
Он видит в своих снах лицо, которое должен создать. Проблема в том, что пластическая хирургия не всесильна,и не может сделать кого угодно из любого человека, вопреки тому, что показывают нам в кино. Коррекция возможна лишь до определенного предела. И вот, стечением обстоятельств, он встречает ее, молодую провинциалку, которая живет в замызганной общаге, где-то там учится, чем-то увлекается, о чем-то мечтает. Имея при этом идеальную линию скул и носо-лицевой угол. Ну, положим, о чем мечтает секрет полишинеля, как всякая девочка, о прекрасном принце. Что ж, он станет ее принцем.
В "Хирурге" можно увидеть очередную, довольно печальную интерпретацию мифа о Пигмалионе. Можно - легенды о Люцифере, который вознамерился сравняться с Творцом, восстал и был повержен. И наверняка, если покопаться в мифологии, можно привязать еще к каким-нибудь архетипическим сюжетам. Но если честно, не понимаю, каким боком сюда пристегнут ибн Саббах. То есть, абсолютно. Такое ощущение, что для объема, к основному повествованию приметана история демонического сектанта, никак сюжетно не оправданная и не несущая никакой смысловой нагрузки, кроме той, что вот бывают такие злодеи.
Марина Степнова немыслимо хороша как стилист, уровень удовольствия от ее словесной вязи сопоставим с радостью от набоковской затейливой прозы, и если бы я читала только ради эстетических восторгов, оценила бы этот роман выше.
431,2K
markksana5522 февраля 2021 г.Читать далееВ руки свои не бери
мыльные пузыри:
Не поймаешь, не унесешь, -
Миг красоты не спасешьУвлекательно наблюдать за красивым радужным мыльным пузырём, который медленно поднимается в воздух, сверкая всеми цветами радуги. Малейший порыв ветра превращает движение мыльного пузыря в непредсказуемый зигзаг. А когда пузырь лопается - не остается следа.
Вот точно так наблюдаешь за взрослением и становлением Хирурга. Хрипунов неприятный человек и люди для него - мерзкие отвратительные существа. Откуда это взошло и выросло в нем? «Дитя как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь". Больно читать о неприглядных моментах его детства. Презираем, пренебрегаем самыми главными людьми на земле - родителями. Избыточным на эпитеты и метафоры языком, автор с головой окунает в атмосферу маленького провинциального городка советского периода, где проходят детство и школьные годы главного героя. Все узнаваемо, реалистично, слегка утрированно для усиления эффекта дежавю. Будущее предсказуемо, оно уже определено. Работа на химическом заводе, пьянство. Но судьба преподносит резкий зигзаг. Мечта стать пластическим хирургом исполняется. Но Хирург не видит людей, они всего лишь материал для работы. Приходит одержимость идеей создать идеальное лицо. Он возомнит себя не просто гениальным Хирургом, а почти что богом-творцом.
Параллельная сюжетная линия о жизни Хасана ибн Саббаха, средневековом основателе государства исламитов-низаритов ХI века, воспринималась как инородное тело, чуждое роману. Автор намеревалась сделать перекличку времён и объединить персонажей через их маниакальное стремление к совершенству и гармонии мироустройства. Но не получилось. Во второй половине романа всё как-то пошло на спад, стало затуманиваться, расплываться, внимание постоянно стало отвлекаться от содержания. Лихо закрученных оборотов речи всё же должно быть в меру. Были ожидания, что именно образ Хирурга будет дальше развиваться, но он лопнул, как мыльный пузырь.
Пусто, ничего нет. Хирург оказался не богом, его творение несёт смерть, он не способен вдохнуть жизнь. Никому не занять место Творца, Бога Вселенной.391,6K