Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Хирург

Марина Степнова

  • Аватар пользователя
    orlangurus3 января 2023 г.

    "Когерентность смерти – раздумчиво отметил голос. Неплохое название для романа."

    Получается, что этому роману со мной не повезло. Или мне с этим романом...А всё потому, что после прочитанной книги Степновой "Женщины Лазаря" я каким-то загадочным образом в своём читательском восприятии поставила писательницу рядышком с Рубиной. И берясь за книгу ожидала - немножко Рубину... А паралелльно, ну для полного читательского новогодне-ленивого удовольствия, открыла книгу Дины Ильиничны. И вот тут... Степнова налетела на меня как злой ветер пустыни ( не воспримите это так, будто всё кругом сухо и в песке =D) но оказалось, что её текст гораздо более перегружен визуальными вычурными образами и ...злой, что ли. Несколько раз во время чтения ловила себя на мысли, что если бы я не писала Тотальный диктант под её диктовку и не была бы уверена, что это не псевдоним, подумала бы, что книгу писал мужчина. Настолько злое моментами отношение к женщине. Чтобы не быть голословной:


    ...райская душка, абсолютная женственность, воплощенная глупость.
    Но каждый раз, надрезая им кожу за ушами или орудуя в их сальных валиках крошечной хрипящей канюлей, он жалеет, что не может пересадить им новые мозги.

    Надрывная, иногда непонятная, не скажу, что всегда неоправданная строгость к простым женским слабостям или - что? Главный герой книги, гениальный пластический хирург не то, что не любит женщин, в том числе своих пациенток, он их, пожалуй, ненавидит. Почему? Нет, не современный гендерный посыл и даже не отсутствие настоящей материнской любви в детстве тому причиной. Чуть ли не каждую ночь он видит кошмарный сон, в котором лицо, ужаснейшее и прекраснейшее одновременно, что-то пытается донести до него нечеловеческим воем... Ни разу не удалось дослушать...И вот, будучи уже в полном профессиональном расцвете, он находит девушку, лицо которой, если провести несколько несложных операций - оно то самое и есть. И Пигмалион создаёт Галатею, обладающую улыбкой убойной, в прямом смысле слова, силы.


    Кто я, скажи, кто? Я человек? Человек?

    И вот тут стоит подойти к тому персонажу, о котором упоминается в аннотации - Хасану ибн Саббаху — пророку и основателю государства исмаилитов-низаритов ХI века, хозяина неприступной крепости Аламут, создателю империи ассасинов. Его жизненные принципы, деяния, голос, который с ним общается из будущего?другого измерения?с неба? - всё это таинственным, мистическим, ужасным способом связано с хирургом Хрипуновым, с его жизнью, умениями и полным крахом как человека.


    Его обожали те, кто боялся, и боялись те, кто обожал.

    Вот эта строчка - про ибн Саббаха. А вот это происходит в операционной Хрипунова:


    Над столом, затянутые в зелено-лиловую форму, безликие, безмолвные, безотказные, они всего лишь нейроны и рецепторы одного-единственного Бога – безжалостного и всемогущего. Имя которому Хрипунов.
    ...шепчет анестезиолог, и желудок его терзают спазмы ужаса и страсти. Он обожает Хрипунова, как безмозглая институтка.
    Хрипунов никогда не может вспомнить, как его зовут.

    Прямые паралелльные никогда не пересекаются? После романа вполне можно усомниться в этом...Некоторые претензии к тексту у меня всё же были, особенно (но ещё раз - это просто моё мнение, да и то, видимо, навеянное Рубиной) мешало присутствие абсолютно современных реалий в описаниях персидских событий - но там-то ладно, допустим, присутствие того голоса, приходящего из неведомых далей, может оправдать всё - и босяцкого провинциального детства Хрипунова, которое не подано как воспоминания, где сам герой мог бы позволить себе не соответствующие времени аналогии и сравнения. Может, я немножко придираюсь))). И главное - не сделала скидки на то, что роман этот - из ранних. С творчеством Степновой продолжу дружить. Нельзя не читать книги человека, способного написать подобное:


    Но не бояться смерти – еще не значит хотеть умереть прямо сейчас.
    ...а комната, незаметно выплюнув так и не прижившуюся душу, так и осталась ничьей. Гостевой.
    60
    688