
Ваша оценкаРецензии
Аноним24 сентября 2019 г.Поучительные сказки для взрослых
Читать далее«Песни Петера Сьлядека» - это вторая книга «Хёнингского цикла», и поскольку книги цикла связаны лишь миром, в котором происходят события, не имеют общей сюжетной линии, как и сквозных героев, то я решила написать отзыв только о «Песнях Петера Сьлядека», ведь данный роман-сборник впечатлил меня больше, чем первый роман цикла («Богадельня»).
«Песни Петера Сьлядека» - это сборник рассказов-притч, связанных образом своеобразной Шахерезады мира Хёнинга – невольного собирателя баек и житейских историй, бродячего лютниста Петера Сьлядека, которому изливают душу попутчики и случайные знакомцы-незнакомцы. Созданная Олди портретная галерея Хёнинга (а мир этот очень похож на средневековую Европу) удивляет тем, что образы не повторяются совершенно, каждый персонаж книги обладает собственным характером, отличается говором, поведением, пороками и достоинствами от прочих рассказчиков, его приключения всегда уникальны. Все персонажи принадлежат к разным сословиям, проживают и путешествуют в разных регионах описываемого мира, потому и сборник получился многогранным, красочным, демонстрирующим быт и культурные особенности даже самых дальних селений и удивительных мест Хёнинга. Мир прописан настолько детально, что кажется, будто он реально существует, впрочем, как и все его обитатели.
Сам же Петер Сьлядек, связывающий все эти истории в единый роман, практически все время остается за кулисами, он - терпеливый слушатель, позволяющий выговориться нуждающимся в этом, снять груз с души, зализать раны. И при этом сам он все проживает вместе с исповедующимися путниками, перемалывает в себе, однако собственной души так и не раскрывает перед читателем, оставаясь фигурой-загадкой.
И, конечно же, в книге есть магия, придающая произведению аромат сказочности. Правда, сказки тут представлены исключительно для взрослых - не только добрые, но и мрачные, поэтичные и грубоватые (тут все зависит от личности и восприятия окружающего мира отдельным рассказчиком), бытовые и волшебные.
Роман этот хорош еще и тем, что каждую составляющую его историю-притчу можно читать самостоятельно, как отдельное произведение, так что можно растянуть удовольствие надолго. И, честно говоря, этот произведение немного напомнило мне «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера, оно также ироничное, разностороннее, образное, играющее на особенностях характера, смеющееся над носителями пороков...
942,1K
Аноним7 августа 2024 г.Бесконечная дорога
Читать далееНе срослось с новым для меня автором, точнее с дуэтом двух писателей. Очень долго я собиралась брать книгу, ходила вокруг и постоянно откладывала. Чтоб вы понимали, я делала все что угодно, лишь бы не начинать ее. Зачем же я ее взяла? Интересно было. А вдруг мне понравится, а у авторов весьма обширный послужной список. Есть где разгуляться читателям.
История о юноше, которому мастер оставил в наследство старую лютню. Ничего толком не объяснив и не рассказав. Структура повествования - долгая дорога этого юноши. По пути он встречает большое количество разношерстного народа. Каждая глава - это рассказ определенного человека на пути. Истории мистическо-фэнтезийные, то о джиннах, то о ползающей руке, то еще чего. От сцены в консерватории мурашки правда пробрали. Трогательный момент.
В остальном же книга настолько не моя, что я делала что угодно, лишь бы не продолжать ее. Книга не плохая, она безумно скучная конкретно для меня. Я ничего не могла с собой поделать, постоянно клонило в сон. Я очень рада, что она закончилась, мусолила я ее очень долго маленькими кусочками. Убедилась, что у Олди я вряд ли когда буду читать еще что-то, поищу лучше еще каких-нибудь новых для себя авторов.
80319
Аноним29 июля 2014 г.Читать далееВей, бей, проруха-судьба, разбуди слов рябиновый слог, постучи в дверь, пораскинь снег. (с)
Умеющие вести и поймать всегда были и будут в цене.Беги, путник, перекрестки отыскивая, перевалы войн и кручинушку перевирая в своем личном, от сердца не отделенном, чтобы струна душу арканом поймала, чтобы ни единой ноты слушатель не смел отпустить. Веди, веди сотоварища сквозь пелену историй и сказаний, через толщу мира и распустья, чтобы если налево повернешь - то налево, а не так чтобы заблудиться и ни единого слова и ноты не услышать. Чтобы если направо - то смело и в бой, а не под лавку к печке. Потому что каждой истории нынче проводник нужен, каждой деревеньке и городу - оберег, чтобы не нарушилась гармония, чтобы таинственное "а может, все было наоборот?.." только присказкой на ночь и осталось. Чтобы можно было почти уверенным шагом бродить по чужим судьбам, нелегким принесенным грехам и искуплению, гроздьям побед и поражений, зная, что в любой момент можно споткнуться о струну - и тебя вытащат, перемолов сознание задом наперед, чтобы все на место встало в картинке мира. Беги, путник, звонко струны перебирая подруги своей, копи истории за теплой пазухой потертого плаща, ведь если музыка для души и потом хлебом отплачена - оно верно все. Если историю правильно и толково выслушать - вернее вдвойне. Иди дальше, путник, судьба твоя такая, Петер, истории собирать и жизнь их продлевать. Потому что беспризорные они, как псины, любят, когда о них вспоминают и за ухом чешут. Блохастая иль выскобленная снегами, неважно. Главное помнить, перебирать и может быть когда-то кому-то...А хотя нет, жизнь-то дорога, да и поверят ли.
Иди вперед, Петер, играй и верь в себя, в свою участь и предназначение умело путать нити миров, историй и судеб. А мы посидим послушаем, что с нас, простых, взять.
65563
Аноним6 декабря 2025 г.Читать далееЭта первая книга, с которой я начал знакомство с творчеством многоуважаемого тандема. И мне повезло, я считаю, потому что многие их вещи начинаются медленно, враскачку и пока доберешься до экшена, можно уже устать и бросить чтение. Не смотря на отличную литературную составляющего, все-таки фэнтези мы любим за динамику и сказочный сюжет. И в "Сьлядеке" этого всего с избытком. Причем книга сделана как набор историй, что не может не радовать, как будто ты по цене одного получил сразу много.
Прием рассказывания историй от лица героя-бродяги не нов, вспомнить хоть "Ведьмака", "Темную Башню", "Колесо времени" Джордана и так далее. И этот прием задает ритм, смену локаций и возможность нанизать на нить повествования множество событий и историй. Благодаря этому, к книги хочется иногда вернуться и лучшие из историй перечитать, получив иногда новый взгляд и новую эмоцию.
Отличная книга, одна из лучших в русскоязычном сегменте, ее уже можно и к классике русского фэнтези отнести.3492
Аноним24 ноября 2021 г.Читать далееЭта книга вторая (и заключительная) из Хенингского цикла. Обе книги объединяют не общие герои и сюжет, а мир и философия. И если первая книга посвящена глобальным идеям, навеянным классиками древнегреческой и западной философии, то вторая - более житейским проблемам. Ключевой фигурой второго тома становится бродячий лютнист и бард - вечно голодный и холодный, временами битый, который и сам не знает, что заставляет его снова и снова пускаться в дорогу. До странствующего философа он явно не дотягивает. У него другая функция. Он - благодарный слушатель. Кто только не попадается ему в странствиях: рыцари и разбойники, бывалые вояки и фехтовальщики, всевозможный торговый люд и поселяне, а также кровопийца, воскресший мертвец, джин и смерть. Случайные попутчики рассказывают молодому человеку удивительные истории. А поэт и музыкант создает на их основе баллады. Таких историй (баллад) в книге двенадцать, в каждой кроется глубокий смысл. А читатель имеет возможность взглянуть на известные истины с весьма необычного ракурса.
34904
Аноним22 июня 2015 г.Читать далееНе уходи, лютнист. Не знаю, почему, но мне тяжело расставаться с тобой.
Сядь. Я расскажу тебе одну историю.И история эта будет о музыканте, бродящем по чужим странам и по чужим судьбам, отыскивающим острым взглядом - нюхом? - то немногое волшебное и удивительное, что рассыпалось-раскатилось среди банальности будней, обычности жизней. Будем рассказывать, а призраки из твоей истории соберутся послушать. Ведь будет здесь обо всем: о войне, о любви, о глубоком страхе и рьяной смелости, о времени и о деньгах, о жадности и совести, о чести и бесчестии, о яви и нави, о жизни и смерти, и каждая следующая баллада лучше предыдущей. Кажется, всю жизнь бы прожить в твоей Европе, бродить по одним с тобой дорогам, и пусть эта Европа не совсем такая, как в учебниках истории, только чуть больше в ней волшебства, чуть больше легенд. А правда все сказанное или нет - кто теперь разберет, ведь для красного словца и приврать не жалко!.. Главное, чтоб истории лились песнями, а в песнях была история - правдивая, нет ли - не важно. Не важно, одет ли лютнист в лохмотья или шелка, старый у него инструмент или новый - кто разберет, когда плачут струны, когда льется музыка?.. Фантазия сама пририсует, добавит, а простор для воображения ты оставил - поле непаханное. Главное, чтобы песня цепляла душу, щемило на сердце, чтобы слушать снова и снова, раз за разом.
Так играй же, лютнист. Я готова слушать тебя вечно.
25397
Аноним10 апреля 2014 г.Читать далееИногда перед незнакомцем легче распахнуть душу, чем открыться близким и родным. Тебе с ним не жить, не встречать взгляд каждый день. Поделишься и простишься, а камень на душе как будто легче стал. Уже не утянет на дно, да и в сердцах зашибить ближнего не спровоцирует.
Так и бывает.
Идет по дорогам сквозь города и веси бродяга-лютнист Петер Сьлядек. Звонкой монетой с ним расплатятся за звонкую балладу, попотчуют ужином за разудалую кабацкую плясовую. Одарят молчаливой благодарностью за умение слушать. Диковинные тайны за одно лишь присутствие... Со смешинкой и с грустью, страшные и красивые, истории абсолютно разные и в то же время обладают чем-то общим. Каждый сюжет завязан на двойственной природе чего бы то ни было — счастья, силы, судьбы... Подтверждая, что не может существовать только одна сторона жизни: уродливая и красивая. Более того, порой они подменяют друг друга так, что уже не разберешь, где какая... И все это на фоне пестрого, удивительного мира, чьи вьющиеся тропы — реальность и сказка — как змея о двух головах. Реалии эпохи Возрождения, не смущаясь, соседствуют с вымыслом. Исторические персоны существуют наравне с магическими существами.
Звучат голоса. Звучит лютня.
Я не знаю, какая строка обернется последней,
На каком из аккордов ударит слепая коса,
Это вы – короли; я – наследник, а может, посредник,
Я – усталое эхо в горах. Это вы – голоса.12 самоцветов в оправе. Эпиграф - история - стих. Прочесть и задуматься. Прочесть, хотя бы ради прекрасного языка Олди.
"Песни" напоминают первые сборники Сапковского о Ведьмаке. Множество тут и там искусно вкрапленных отсылок к фольклору, мифам, литературным произведениям. Каждая новелла-притча — законченное произведение, однако, множество мелких деталей перетекают из одного в другое, создавая ощущение одной более обширной Истории. Чья она? История жизни музыканта Петера Сьлядека? Его образ размыт и прозрачен, хотя он и принимает в некоторых событиях непосредственное активное участие. Он даже не столько полноправный персонаж, сколько прием, стекло, через которое в глаза читателя несутся осколки чужих жизней. Сложи их вместе — возникнет причудливый узор и вместе с тем очень знакомый. Так чья же это История? История Жизни. Просто. Такой она бывает.
Жизнь лучше рассматривать со стороны. Из горних, значит, высей. Тогда она выглядит законченным и гармоничным артефактом, творением крылатого гения, а не сплошным недоразумением простака. Глядя изнутри, ничего в жизни толком не разглядишь.25209
Аноним6 июня 2011 г.Читать далееБродит себе где-то в далеком 17 веке (с нбольшими анахронизмами, конечно, но очень условным, так что опустим) лютнист и бродяга Петер Сьлядек. Сначала мы не знаем о нем ничего, потом узнаем немножко о его прошлом, потом - много о его будущем, а настоящее у него какое-то все одинаковое.
А дело все в том, что этот удивительный человек отмечен сразу двумя чертами: его лютня не дает ему подолгу задерживтаь на одном месте.
А еще он из тех, кто умеет слышать.
Такие люди иногда встречаются на пути - обычно как случайные попутчики, когда знаешь, что больше никогда не встретишь его, и случайно рассказанная история никогда не взглянет на тебя из чужих глаз.
А вот Сьлядек попадается всем. Он сам не рад этому (хотя врет, конечно, рад, если бы не истории, у него не было бы множества песен и стихов).
А мы - бездушные читатели, падкие на страшилки и зрелища - рады, да еще как.
Итого - имеет много историй в одной книге: есть история о доппельгангерах, а есть о времени-деньгах. Есть о счастливчиках, а есть о проклятых. Есть о малокровных, и есть о кровопийцах. О студентах и упырях. О страхе - белом и черном. О чертовщине в каждодневном. О том, что прошлое исправить нельза, зато менять будущее никогда не поздно. Истории о городах настоящих и вымышленных, о местах, придуманных и увиденных во сне, об островах, о которых мы читали и людях, имена которых бередят наши мечты.Хорошая, словом, книжка.
Отличная, чтоб вернуться на шаткую тропу флэшмоба-2011.
И спасибо Nianne , благодаря которой я все же прочитала ее.
25112
Аноним3 марта 2024 г.Читать далееК книгам Олди я отношусь с некоторой опаской: слишком сильны воспоминания о неудачной встрече с одним из их ранних произведений. Это оказалось совсем не мое. С другой стороны, уже несколько лет те книги автора, которые мне попадаются, оказываются интересны и часто вызывают положительные эмоции. С этой книгой мне тоже повезло.
Петер Сьлядек бродит по дорогам, играет на лютне, встречает очень разных людей и слушает их истории. Каждая из них по-своему хороша и неожиданна. Но мне кажется, что все они об одном - о людских желаниях и о последствиях этих желаний. И это очень мощная проверка человека "на прочность".
В каждой истории есть своя изюминка. Знакомые сюжеты поворачиваются новыми гранями, переосмысливаются, открывают неожиданные слои. Неожиданно встречаются знакомые герои, но история у них все равно будет совсем не та, к которой мы привыкли. У каждой истории свой слог, свой голос, своя интонация. При все индивидуальности они образуют единое целое. Петер своим путешествием сшивает лоскутки в большой мир, в котором люди разные, но все же одни и те же.
Не могу не отметить мастерство авторов. Каждая история очень осмысленная и цельная. Много раз уже упоминавшиеся в рецензиях истории Кассандры и Хомы Брута не кажутся чем-то вторичным. Они совершенно самостоятельны и логичны, что меня очень порадовало. На любом уровне: от собственного оригинального сюжета до отличной стилизации продолжения всем известной истории - авторы создают прекрасные тексты, сохраняя при этом канву глобального сюжета.
Очень объемная, не в смысле количества страниц, а в части содержащихся идей книга. Разнообразная, но цельная. Не самое простое, но интересное чтение получилось.21195
Аноним26 ноября 2025 г.Читать далееВремя действия - Позднее Средневековье. Место действия - Европа, от Востока до Запада. Действующие лица, рыла, морды, маски... Много их, очень много. Как и историй, которые внимательно выслушал, а затем переложил в баллады бродячий певец Петер Сьлядек. Истории все удивительные, порой даже совершенно невероятные, но лютнисту Сьлядеку веры не занимать.
Структура у романа затейливая: по сути это отдельные рассказы, обрамлённые историей самого Петера. Вспоминается "Караван" или "Трактир в Шпессарте" Гауфа - вроде бы можно и поврозь читать или слушать, но все скопом всё же интереснее.
Какие истории зацепили меня больше всего (тезисно, чтобы без спойлеров):
"Баллада двойников": интересна сама реализация неновой в общем-то идеи о балансе добра и зла.
"Бледность не порок, маэстро!": поэтичный взгляд на поговорку "слово острее меча" - красиво получилось, на мой вкус.
"У слепцов хороший слух": вот эта вообще топ! Говорят, что пророчице Кассандре никто не верил. А что если наоборот, верили - и эта вера вела несчастных к гибели? А ещё говорят, что троянцы втащили в город огромного деревянного коня, в брюхе котрого пряталась смерть. Кто говорит? И так ли всё было на самом деле?
"Жестокий выбор Аники-воина": слышали присказку, что на каждую силу найдётся ещё большая сила? Рассказ как раз об этом.
"Аз воздам": про чудесным образом счастливых людей, которые, как оказалось, не такие уж и счастливые. Впрочем, как посмотреть - известно же, что у разных людей своё представление о счастье.
Понравились мне и стихи (баллады) между рассказами.
Слушала в аудиоверсии, в исполнении Дмитрия Карпова. Голос у чтеца приятный, читает бодро, но совсем не дружит с ударениями.
Как-нибудь в недалёком будущем перечитаю глазами.
1994