
Ваша оценкаРецензии
Аноним24 марта 2020 г.Самообман из осколков
Читать далее"Дни поздней осени" - как монета - обе стороны реальные, но обеих будто и нет, когда не видишь. Книга красивая и страшная - и пока не увидишь оборота - не осознаешь, что было на той стороне...
Реальность первая
"Лолитизм" - я не знаю тех времен, когда последующие поколения были похожими на предыдущие - сейчас люди, родившиеся года с 95-го (я - 90-го) - абсолютно иначе мыслящие и другие ценности проповедующие - мне не о чем с ними говорить, поэтому любви к ним быть не может; представители поколения же старше - никогда не вызывали во мне сексуального влечения - поэтому и здесь не может быть любви. Именно в силу субъективного, но опыта, я не люблю тему "любви" между людьми с большой разницей возрасте - исключение 1 на миллион, когда юный партнер умудрился стать зрелым очень рано (именно зрелым, а не просто взрослым из-за жизненных неурядиц и бед) и потому способен составить ровню партнеру старше, в остальных случаях - это инфантильность этого второго человека, а о какой тут любви может идти речь?!. Маша и Алексей - почти 16 и почти 29 лет, я вас умоляю...
Созависимость - люблю поосуждать, имею, сорри, право - 8 лет своей жизни ей отдала. Молчаливая Молчанова, зажатая в себе, скрытная, растущая в семье без "телячьих нежностей и суровой", где кроме поверхностного "поела-жива-здорова-уроки сделала?" интереса нет любопытства "до души" - что еще оставалось девочке, кроме как вляпаться в любовь к тому, кто не способен на ответное чувство? Да и вообще она стала такой, которая притягивает к себе страдальцев (Алексей и Дима) и людей, способных на поступки от "без ума" (мальчик, вырезавший на запястье ее имя бритвой). Ну и вишенка на торте: "мы не просто любим друг друга, мы одно существо, мы неделимы", "я - это он" - а он говорит, что живет еще не случившимся, а на самом деле - лишь прошлым, прошлым без нее.
Реальность другая
Присоединение - нет, ничего этого не было, пустота внутренняя заставила создать иллюзию внешнюю, и Маша притянулась на обрывки чужих историй - реальных и выдуманных: приходящий покупатель дач, сходство свое и семьи своей "с той умершей" Алексея. А неупокоенность и неутомимая тяга из-за нее к "ну должно же что-то случиться, должно произойти же что-то!"...
"Клин клином" - созависимость не побеждена, иллюзия не сдута, как мыльный пузырь продолжает витать, а Мария довольствуется "человеком, напоминающим, в чьих жестах, движениях и словах угадываются алексеевы - потому этот человек и рядом".
Особого внимания заслуживает авторская (я знаю, многие поддерживают) мысль о том, что "почему в настоящей любви не бывает благополучия?" Девочки-мальчики, как бы вам скучно сейчас не стало, но не бывает благополучия, бушуют страсти, постоянно происходят полеты в полярности и нет места покою - не в любви, а в том, что многие из вас (и я в свое время) за нее выдают. Речь о болезни - о жертвенности, в которой либо ты, либо партнер должен давать и давать, а второй принимать и принимать - со стороны это вовсе не обязательно будет смотреться как эгоизм - просто в детстве недолюбили, пусть муж будет пестовать каждую секунду и давать то, в чем нуждаюсь - тотальное принятие без компромиссов, например; пусть жена предоставит мне то, чего я не дождался от матери - ласку, обслуживание младенца и всепрощение. Вот только забывают при этом, что никогда сосуд не станет полным, пока не обнаружишь, не осознаешь, не примешь и не решишь у себя эту проблему - пока не прекратишь все зависимости и созависимости называть Любовью и позабудешь мысли, что не бывает в любви спокойствия, ровности, тихого тепла очага. Не только бывает, а лишь так и есть - страсти - они в постели, а вне кровати - уважение, нежность, забота - обоюдные с горящими глазами при взгляде друг на друга.
Эта книга написана шикарно, но проповедует она слишком неверные правды, далекие от истины - подкрепляя иллюзии и заблуждения, уводя от принятия реальности, тем самым разрушая даже оставшиеся осколки от цельности человека. Литературно - превосходно, как влияние мысли автора на читателя - запрет бы наложить во избежание поддержки патологичных и к расстройствам ведущих состояний.
1172,8K
Аноним15 марта 2013 г.Читать далееЭту книгу лучше читать в юности. И желательно осенью. И при открытом окне, чтобы в комнату вползал острый запах опавшей листвы и дождя. И особой свежести, которая бывает только осенью, перед скорыми холодами...
"Дни поздней осени" — это дневник пятнадцатилетней девочки из профессорской семьи. Этакая романтичная барышня вне времени: играет на рояле, переводит с английского, много читает. И друзья у нее соответствующие: увлекаются поэзией, ходят в филармонию, готовятся к поступлению в престижные ВУЗы. Летом Маша живет на даче и все бы было как обычно, если бы не неясное томление и предчувствие, предвосхищение чего-то важного, чудесного, неведомого, что должно произойти с ней. И в один из дней, на таинственной Черной даче, Маша встречает ЕГО...
Что это: сон? Морок? Фантазия взрослеющей девушки? Острое желание любви? Или грустная правда жизни? Нет ответа. История настолько нереальна, настолько пронизана чувственностью, но тем не менее вполне осязаемая и живая. Красивая повесть. Очень красивая. Как же я ее любила в юности, да и продолжаю любить сейчас! И всегда, когда вспоминаю про нее или перечитываю, у меня в ушах звучит "Баркарола" Шуберта. Стойкая ассоциация: красота, мимолетность, любовь, непостоянство.751,5K
Аноним23 апреля 2020 г.Любовь - обманная страна, и каждый житель в ней обманщик...
Читать далееКакое лето, что за лето!
Да это просто колдовство —
И как, спрошу, далось нам это
Так ни с того и ни с сего?..
(Ф.И.Тютчев)Произведение построено на дневниковых записках главной героини. Ей скоро шестнадцать - время, когда одолевают особые томления, мысли вращаются вокруг образов мальчиков: как улыбнулся Виталик Панков, почему подмигнул Сережа Атаров или так внимательно посмотрел Дима Костычев. С кем поделиться переживаниями?
Так уж повелось издавна: о серьезном могу говорить только с собой. С Аней все больше о пустяках, с мамой о школе и об отметках, с дедушкой о прочитанных книгах, с папой почти ни о чем. Нет у меня верного друга. Только ты, мой дневник.Первые записи напоминают обычные девчоночьи мысли ни о чём (сны, мечтания), помню, что сама писала в пятнадцатилетнем возрасте дневник точно такими наивными словами. Но к средине лета стиль откровений меняется, в них проникает тайна. Беспечность сменяется тревогой. Ожидание счастья с трепетного переходит к напряжённо-мистическому.
Наверное, это неправильно, когда имея близких людей, не можешь поделиться с ними сокровенным. И почему родственники не бьют тревогу, наблюдая за странным поведением подростка? Нервный срыв в таком возрасте не удивляет. Даже в самой благополучной семье. На девочку обращает внимание только учительница да и то благодаря бунтарскому сочинению. Нет, не так. Странное поведение замечают все - родственники, друзья-подруги, учителя, но все ждут: перемелется, мука будет.
Отнестись к произведению Константина Сергиенко можно по-разному: приняв мистическую составляющую или списав произошедшее на нервный срыв Маши Молчановой. При любом выборе история останется романтической. Лирические стихотворения и зарисовки, ожившие образы героев произведений Пушкина, Гамсуна, Фицджеральда, мечтательные отношения, описания природы - все признаки романтики налицо.682,8K
Аноним16 апреля 2020 г.Читать далее"М-м, восьмиклассница-а-а-а…" - пел Виктор Цой. Впрочем, Маша Молчанова уже и не восьмиклассница вовсе, она переходит в выпускной десятый класс. Девочка из интеллигентной профессорский семьи, где звучат стихи Пушкина, классическая музыка и отголоски европейской истории. Маша - девушка замкнутая, безвольная, привыкшая держать всё в себе, не знающая домашних нежностей, мечтающая о... да она сама не знает, о чём конкретно. Просто о Большой любви. Внимание одноклассников Машу не устраивает - тут нет покрова тайны, нет ощущения дрожи в коленях. Тем не менее она довольно хладнокровно держит всех своих поклонников на коротком поводке: звонок, улыбка, приглашение на дачу. Но она чувствует, что это всё не то. А тут он, Алексей...
Рассказ представляет собой дневник Маши, где она подробно описывает это памятное лето на даче и встречу с загадочным 28-летним мужчиной, поселившемся в соседнем заброшенном доме, где нет элементарных условий для нормальной жизни. Алексей болен, он в бреду, и Маша тайком бегает ухаживать за ним. Постепенно он приходит в себя, а она понимает, что это и есть та самая Большая любовь, что Алексей - её герой, а она - его Единственная.
Но эта любовь несёт ей не столько радость, сколько сплошные страдания, которые она принимает отнюдь не стоически. Растворяясь в своих грустных мыслях Маша начинает бунтовать против семьи. Она впервые пристально смотрит на родных и обнаруживает, что всё не так хорошо, как она привыкла считать. И от этого она чувствует себя ещё хуже.
Одна из самых интересных вещей в книге - концовка, которую в принципе можно трактовать разными способами. Хотя по большому счёту она вполне однозначна и заставляет переосмыслить все события произошедшей истории. Но ощущение от этого открытия смазывает тот факт, что ничего существенного в образ Маши такой финал не добавляет. Образ девушки и без того прекрасно раскрыт.
631,9K
Аноним11 февраля 2019 г.Читать далееК творчеству Константина Сергиенко я относилась с большим пиететом с самого детства. Причём попадались мне его книги строго тогда, когда это было нужно – лет в 12 я с восторгом читала детский приключенческий роман «Кеес – адмирал тюльпанов», в подростковом возрасте плакала над «Увези нас, Пегас», а будучи совсем взрослой, восторгалась печальной историей, произошедшей во времена русской смуты (это я о «Ксении»). Но вот эта книга мне не попадалась ни разу. Наверное, это оттого, что она не рассчитана на какой-то конкретный возраст (шутка!). Ну, а если серьёзно, в отличие от всех прочих прочитанных мной у автора книг эта не слишком впечатлила. Надуманная она какая-то.
Пятнадцатилетняя Маша Молчанова, внучка известного профессора, девочка из очень обеспеченной и обласканной властями семьи, переезжает в конце мая на любимую дачу. Восторгается весной, цветением садов, свежим воздухом и свободой. И, как любая девочка-подросток, мечтает о большой и чистой любви. Как ни странно, эта её мечта реализуется достаточно быстро – Маша знакомится с соседом, мужчиной почти вдвое старше её самой, живущим на заброшенной Чёрной даче (так Маша и её младшая сестра привыкли называть это позабытое хозяевами строение). И вспыхивает романтическое увлечение: стихи и проза, цветы, локоны, музыка, свечи, целомудренные поцелуи… Тут меня взяло сомнение – полноте, а на самом ли деле всё это происходит? Слабо верится, что взрослый половозрелый мужчина будет подобной ерундой заниматься месяцами, да ещё и с явно несовершеннолетней девицей (причём воспитанной на классических литературе и музыке, эдакой тургеневской барышне). Не выдумала ли милая героиня эту неземную любовь?
Как выяснилось позже, я не слишком ошибалась. Бедная девочка, вся жизнь которой расписана за неё на десятилетия вперёд, таким образом пыталась бунтовать против воли родных. Ожидаемо, что ничем хорошим дело не закончилось.
А впрочем, может быть, всё было совсем не так? Может, Маше довелось увидеть собственное будущее? Тогда почему же она не узнала в своём Единственном хорошо знакомого (и симпатичного ей) юношу? Вопросов книга даёт больше, чем ответов. Не люблю подобных финалов, да и осенняя хандра произведения под настроение не пришлась. Поэтому и оценка не самая высокая.
582,1K
Аноним24 апреля 2020 г.Или ты приснился мне?
Читать далееНаверное, юная романтичная барышня будет в восторге от этой книги. Хотя вот, знаете, не уверена, что в юности мне так бы сильно понравилась повесть. Вот как-то не близка мне героиня с её метаниями, любовными переживаниями и своей ранней философией.
И я не о её мыслях и томлениях о мальчиках, как раз шестнадцать, это такой возраст, что не избежать подобных терзаний.
Мне в целом не понравилась Маша. И даже эти её дневниковые записи, написанные для себя, даже они кажутся фальшивкой. А уж сочинение учительнице о смерти, это вообще переизбыток.
А ещё она не раз пишет, что у неё нет друзей. Есть приятели, одноклассники, но не друзья. Ей не о чем говорить с ними, нет близких тем, нет общих увлечений. Возможно, сказывается семейное положение. Девочка не просто из обеспеченной семьи, её дедушка сам Домбровский. «Весьма примечательный человек. Он историк, специалист по Средним векам. Дедушка преподает в университете, у него много трудов.»
Но самое печальное то, что ей и дома не с кем поговорить, не с кем поделиться сомнениями и радостями. Родители сами по себе, даже дочь подозревает, что мама влюблена в другого мужчину, отец пишет книгу и больше для него ничего не существует. Дед властный и любит командовать, а внучатую тётушку (это я сейчас правильно сформулировала?) с больным сердцем беспокоить не стоит.
Вот и доверяет девушка свои тайны дневнику. И доверяется незнакомцу. Настолько, что даже обманывает родных, и остаётся у него ночевать. Нет-нет, там всё прилично и достойно. Хорошо, что так, а если бы Алексей был проходимцем?
Да и вообще, кем он был? Первой нечаянной любовью? Пылким воображением? Выдуманным другом в поисках романтических чувств? Был ли он?
Финал заставляет сомневаться в этом. Впрочем, это как раз очень хорошая история «для поговорить».Для клуба ПЛСЛ
542,1K
Аноним4 мая 2020 г.В душе моей одни сомнения.
Читать далееОх, лето красное! любил бы я тебя,
<...>
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи...
А.С. ПушкинКнига небольшая, но с такой удивительной мелодикой, что хочется читать ее долго, растягивать это удивительно звучание, переданное словами и чувствами.
Казалось бы, обычная история первой любви, обычной девочки, которая как во многих историях пытается выбрать кого же ей любить, как любить, что такое любовь. Но книга сложнее, она маленький период времени человека, который пытается себя познать. И все что рядом с ней помогает ей в этом. Человечек, познавая себя с удивлением открывает для себя мир вне. Заново видит родителей, сестру, дедушку. Все что было прочитано предстает в новом виде, герои становятся другими.
Книга хороша именно рассуждениями, то как главная героиня начинает разбирать себя, свои чувства и эмоции, наконец-то мы видим что-то больше плотского удовольствия в таких историях, наконец-то мы видим рассуждения, как возникают отношения, как возникает привязанность.Местами это еще что-то детское, не до конца понятое, разобранное, видны слова взрослых, которые ты берешь себе не понимая полностью значения слов, выражений, самой сути сказанного.
Откуда во мне все это? Наверное, воспитание виновато, благополучная жизнь. Недаром некоторые в школе считают меня высокомерной. Но я совсем не высокомерная, просто не умею разговаривать о пустяках, а если пытаюсь, это выглядит вымученным. Наверное, слишком большие у меня запросы. А что сама собой представляю? Избалованная девочка из хорошей семьи, в сущности, легкомысленная.Заметны и действия, что взяты от взрослых, возможно это еще не суть будущего человека, но это образец поведения взятый со взрослых людей, которые рядом. Их победная модель, которую забираешь себе. Ты еще не в состоянии ее объяснить так, чтобы перестать замечать, но уже пользуешься, как своим собственным методом.
Могу ли быть до конца откровенной? Наверное, нет. Вот и тебе, мой дневник, не все говорю, нет, не все. И даже не потому, что кто-то может прочесть. Просто боюсь этих слов на бумаге. Стыдно. А сколько такого сокрытого у других людей, особенно взрослых? Целые тома невысказанного, запрятанного навек.Эта книга преображение девочки, в чуть более взрослое существо, которая сталкивается скорее не с неизвестностью, а с ответственностью за то, что говорит и что делает. За свою жизнь. Пусть мы видим будущее через других людей, но они как пример того, что будет с тобой, если ты не будешь отвечать за то, что делаешь. И одновременно книга - это удивительное сплетение снов и мечтаний. То, что бродит в пятнадцатилетних подростках, они одновременно могут быть и рациональны, и романтичны, и точно знать, чего хотят, и вдруг осознают смерть, как что-то неизбежное, разрушающее их планы. Они одновременно знают уже немало и очень много им предстоит открыть. Они не могут подобрать слов к своим чувствам, но уже готовы рассуждать про любовь. Они бунтуют, но по-детски, не дольше своей парты. Они осознают, казнятся, ищут выход и продолжают витать в облаках.
Очень трогательная, местами ранимая книга, но так прекрасна в том, как раскрывается душа, которая задумываясь о смысле жизни с удивлением спрашивает: "Неужели я живу/родилась только ради любви?"
Это, конечно не Каверин и его распахнутые "святая святых". Но не менее вывернутая наизнанку душа подростка.522,5K
Аноним6 декабря 2018 г.Читать далееКниги в виде дневника увлекательны тем, что помогают сразу же погрузиться во внутренний мир персонажа и увидеть происходящее его глазами. Персонаж в таком случае становится намного роднее, за ним интереснее наблюдать, особенно если это подросток, переживающий совершенно новую главу в своей жизни.
Маша Молчанова - школьница, жизнь которой, можно сказать, уже предопределена: она прекрасно знает, что должна хорошо окончить школу, поступить на исторический факультет, посещать разнообразные кружки, учить голландский, уехать заграницу однажды. Успешная жизнь девушки из интеллигентной семьи. Всю жизнь Маша только и делает, что старается соответствовать чужим ожиданиям, до определённого момента не задумываясь о том, чего же она сама хочет от жизни. Но летняя поездка на дачу многое изменит в душе героини.
Хотя в книге большое внимание уделяется первой любви, всё же сюжет строится не только на этом. Автор пытается показать формирование личности подростка, отношения в семье, упоминает об упущенных возможностях и ошибочных решениях взрослых, которые затрагивают не только их самих, но и их близких. Но не всё в сюжете так просто и понятно, Сергиенко не спешит раскрывать все секреты, иногда обходясь мимолётными замечаниями и намёками. Но зато такой подход помогает читателю самому продумать некоторые сюжетные линии, даже помечтать о возможном развитии событий. Именно в "Днях поздней осени" такой подход автора мне понравился, почему-то не хотелось какой-либо определённой концовки, которая сделала бы всю книгу нереалистичной или, наоборот, излишне романтизированной.
Иногда произведение читается очень быстро, а иногда хочется отложить книгу из-за нахлынувших эмоций, когда описываемые ситуации накаляются и переживания героини обостряются. Книга, на мой взгляд, будет интересна не только подросткам. Столько здесь психологизма, красивых описаний, различных интересных характеров! И во время чтения можно вновь окунуться в свои школьные воспоминания, волнения, пережить всё это вместе с героиней и её близкими.
391,8K
Аноним20 сентября 2021 г.А всё так хорошо начиналось...
Читать далееМаше Молчановой скоро 16 лет, она проводит лето на даче в кругу семьи. Девушка переводит книгу с английского, любит творчество Пушкина, играет на фортепиано и готовится к поступлению в университет на исторический факультет. Подружек и друзей у девушки нет, все они, скорее, просто школьные товарищи.
Маша - девушка очень замкнутая и молчаливая (ещё бы, с такой-то фамилией), поэтому она и начала делиться своими мыслями и переживаниями с дневником.И вроде всё хорошо: лес, речка, отдых в Прибалтике, знакомый парнишка Дима (который по паспорту Владимир) оказывает Маше знаки внимания. И вроде история о первой школьной любви обещает быть интересной, но не тут-то было...
В общем, книга мне нравилась ровно до того момента, как на Чёрной даче появился загадочный молодой человек потрёпанного вида, назвавшийся Алексеем. Порой, он вёл себя как умалишённый: то принимал Машу за кого-то другого и требовал объяснений, то клялся ей в любви и предлагал обручиться, а потом не являлся в назначенный день и час, то нёс какой-то бред, приводя девушку в изумление.
Да и девушка, похоже, тоже немного умом повредилась: стала разговаривать со старым роялем, одушевлять книжных персонажей и своего любимого Пушкина, приглашать их в гости на Чёрную дачу и вести с ними задушевные беседы.
Возможно, данное творение понравится юным романтичным особам, грезящим о большой и чистой любви. На меня вся эта мистическая таинственность не произвела впечатления. Я люблю реализм и логику. А тут даже с днём рождения главной героини у автора косяк, в начале Маша пишет:
В сентябре мне исполнится шестнадцать, я стану совсем взрослая.а дальше мы читаем
1 октября. Понедельник.
«Октябрь уж наступил. Уж роща отряхает...» Пора бы и нам отряхнуться, пора. Послезавтра мое шестнадцатилетие.372,6K
Аноним5 ноября 2024 г.Окончилось все так, как начиналось…
— Про что книга? — Он задумался. — Наверное, про расставанье.Читать далееКоль скоро проза Константина Сергиенко попалась мне недавно на глаза, решила перечитать один из любимых романов юности. И он всё так же хорош.
Главная героиня – 15-летняя Маша Молчанова из интеллигентной и обеспеченной семьи. Дедушка — историк-медиевист в университете, папа — литературовед-пушкинист, мама преподаёт английский на филфаке. Есть ещё младшая сестра Аня. Будущее Маши предопределено (истфак, что же ещё). Лето перед выпускным классом на даче стало летом взросления и первой любви. Лето ощущения, что вот-вот что-то случится.
Изначально автор заманивает читателя тем, что нашёл-де дневник девушки, которая пыталась его сжечь, прочитал, немного доработал — и получилась повесть.
А ещё здесь нескучные описания природы — звенящей весны, тёплого лета и грустной осени. Здесь переживания юной души, искренние первые чувства, фантастические допущения и лёгкая грусть в финале. Общая атмосфера чтения такова, что хотелось читать, читать, чтобы поскорее дойти до конца.
…Было ли, не было ли… Кто знает. Может, и не нужна здесь определённость.Книга-загадка, с которой я скоротала в своё время приятные дни летом в деревне у бабушки.
35616