
Ваша оценкаРецензии
Lusil17 июня 2020 г.Историю творят не личности, а цепочки событий..
Читать далееЧасто ли мы задумываемся в следствии чего и жизнь пришла к тому, что есть сейчас? Я спрашиваю не только о мировой истории или истории государств, а вообще о жизни. Часто человек забывает о всей огромной цепи событий которая привела его к тому положению в котором он находится сейчас. В истории все еще сложнее, часто люди помнят великих личностей, но забывают о остальных факторах которые повлияли на ход истории. Вот так и в этой книге показан путь к великой французской революции. Конечно здесь много и о войне в США, но ее читатель видит из далека, а вот предпосылки к революции очень и очень близко. Скажу честно, я с этим периодом в истории знакома не очень хорошо, поэтому многие факты стали для меня очень приятным открытием.
Великолепные герои, которые являются историческими персонажами с вольным описанием, естественно автор показывал их как хотел (исторические романы всегда этим грешат и не претендуют на объективность). Изначально создается впечатление, что главным героем является Пьер де Бомарше, потом читателю начинает казаться, что главный герой Бенджамин Франклин, но на самом деле в книге нет главного героя, вернее есть и это как раз сами исторические события которые приводят к революциям и изменениям. Очень интересно и подробно описана королевская чета, Людовик XVI и Марии-Антуанетта. Замечательно описаны отношения не только семейные, но и политические, как ближайшее окружение манипулирует, как создавались политические браки и т.д.
Было у меня желание написать очень много, но это не просто, слишком много фактов в книге описано и слишком много связей улавливается. Единственное, что хочется подчеркнуть, для любителей исторических романов это чудеснейшее произведение. Нет перегрузки любовными линиями, но в то же время и фактами тоже не перегружен роман. Очень много героев, но так как многие известны с истории, в них не так теряешься и очень интересно за ними наблюдать на страницах книги. Для любителей искать причинно-следственные связи роман является кладезем информации для размышления.Мне показалось, что роман читается легко (но не факт, просто я люблю этот жанр). Меня вдохновляли вечные вставки о исторических личностях и деятелях науки и искусства, постоянно тянуло почитать хоть короткие биографии в википедии. Несмотря на внушительный объем произведения, заскучать сложно, манера написания великолепная.. Очень жаль, что нет продолжения, хотелось бы, чтоб дошло до революции в Франции, а можно и до Наполеона..
1162,9K
Tin-tinka16 ноября 2020 г.Хитрый оскал политики
Читать далееЛюбопытная книга, с головой погружающая читателя в политические интриги при дворе Людовика ХVI, развлечения Сиреневой лиги во главе с Марией-Антуанеттой, творческие и деловые проекты знаменитого Пьера Бомарше и в неспешную деятельность Бенджамина Франклина, представляющего мятежную Америку при дворе французского короля.
Автор весьма увлекательно закрутил сюжет и если поначалу его стиль вызывал некоторое отторжение и все описываемые персонажи казались неприятными (кто из-за своих черт характера, кто из-за внешности и манер), то ближе к середине книги к ним сильно привязываешься и радуешься их победам.
Особую пикантность придает тот момент, что мы знаем, что ждет в будущем этих известных людей, поэтому за диалогами Туанетты (как называет ее автор) и ее друзей, родственников и супруга так увлекательно наблюдать, ведь не зря автор описывает деятельность некоторой части аристократии как «пиление сука, на котором сидят».Замечательный вышел у автора Бомарше: не зная ранее его историю, я переживала, с нетерпением следила за его приключениями. При этом автор показал Пьера весьма реалистичным человеком, со своими недостатками, которых не меньше, чем достоинств.
Даже захотелось почитать пьесу «Безумный день» - ранее, смотря спектакль, я воспринимала происходящее как забавную комедию, теперь мне интересно получше приглядеться к политической подоплеке и запрещенным монологам героев.Из-за симпатии к Пьеру трудно было нейтрально воспринимать Франклина, удивительно несдержанного в своей антипатии к добродушному, хоть и чрезмерно увлекающемуся французу, иного ждешь от умудрённого опытом политика. Вообще про американцев в книге рассказано очень мало, трудно понять, что ими двигало и что реально стоит за постоянными повторениями лозунгов о свободе, равных возможностях и прочих доблестях американской жизни.
Отдельно стоит отметить персонажа Дезире Менар: единственную героиню, про которую всегда было приятно читать, так как и внешне, и внутренне - это прекрасная девушка (хотя, тут как раз можно увидеть авторское идеализирование персонажа). В отличие от «застывшей» Терезы, возлюбленной Бомарше, Дезире очень живая, яркая и ей отведена важная роль в книге, поэтому-то, описывая актрису, автор не стал отделываться парой повторяемых эпитетов.
Вообще, я заметила, что писатель часто повторяется, обрисовывая персонажей, дает одни и те же определения, которые от частого использования начинают вызывать раздражение (например, Туанетта постоянно качает ножкой, у Ленормана жирный голос, а у Франклина - массивная голова). Да и в целом большинство героев у писателя получились грузные, массивные или толстые: Людовика не раз называют жирным, у остальных большие головы, мясистые лица – на мой взгляд, такое однообразное повторяющееся описание героев не идет на пользу книге.
Подводя итог, замечу, что это весьма интересное произведение, герои вызывают сильный эмоциональный отклик, этот исторический период становится, с одной стороны, более понятным, а, с другой стороны, появляется желание узнать больше подробностей и продолжить изучение событий того времени и настроений в обществе. Так что рекомендую эту книгу любителям классической литературы и исторических произведений.
842,2K
lerch_f2 июля 2014 г.Читать далее"Лисы в винограднике" - исторический роман немецкого писателя Леона Фейхтвангера, охватывающий события во Франции времени правления Людовика XVI и его королевы Марии-Антуанетты (в романе - Туанетта). Основным событием является становление независимости Тринадцати (да, тогда только тринадцати) Штатов Америки, участие в этом французских политиков, коммерсантов и даже простого народа.. В общем, книга эта и о том, как на нашей планете появилось государство, которому суждено играть весьма большую роль в нашей современной жизни - независимо от того оцениваем мы это ее участие как положительное или как отрицательное явление.
Итак. Представьте себе, что никакого США нет, есть только колонии Великобритании. А во Франции есть позорный мир с Англией... И почему бы не объединить усилия? Почему бы не помочь Штатам победить Англию, тем самым ослабив ее? Министры Франции начинают свою весьма тонкую политическую игру, оказывая давление на Луи, милого Луи, короля Франции, который будучи убежденным монархистом и глубоко верующим человеком не мог быть согласным с поддержкой мятежников. Но выбора у него практически не было. Добрый, хороший человек, но, увы, слабый и не умеющий отстаивать занятую позицию. Дорого ему обошлась эта слабость, но это уже вне романа (реальную историю Франции-то никто не отменял)...
Своим существованием США воистину обязаны Франции вообще и, в частности, Пьеру Бомарше. Человек потрясающего характера, человек-блесток, чей энтузиазм и внутренняя вера, в первую очередь, и уже во вторую умение идти к намеченному, и обеспечило английские колонии в Новом Свете достаточным количеством оружия, чтобы одержать победу. Оружие, за которое Америка не хотела платить. Оружие, которого требовалось все больше, а денег было все меньше. Оружие, которое могло дать и дало в итоге Тринадцати Штатам желанную свободу. А все Пьер. Жизнь его не была простой ни в коммерции, ни в искусстве, но, к счастью, труды его до сих пор с нами - это и "Севильский цирюльник" вместе с "Женитьбой Фигаро", и четвертое в мире по величине государство.
Читая роман, поневоле становишься другом Пьера... Принимаешь его горести и обиды и хочется не то что бы отмщения, но хотя бы установления справедливости. Какое право имел Франклин, представляющий Америку во Франции, сравнивать Пьера с мухой? Как и почему интриги довели до того, что Америка решила не возмещать Пьеру миллионы затраченные на покупку оружия? И с каждой прочитанной главой мне все больше и больше нравилась Дезире. Она словно продолжение Пьера, играющая всегда в его команде, чего нельзя сказать о спутнице жизни Пьера Бомарше.
Луи и Туанетта. Люди, которыми можно манипулировать. Так все и было. И их мне жаль. Пойдя на поводу у министров, у американских представителей, у интриганов они - желая того или нет, осознавая последствия или нет - каждый по-своему, но поддержали мятеж в английских колониях. Возможно, это было предпосылкой к революции в самой Франции (но это история за пределами романа(!) и к казни сначала Людовика, а затем и "австриячки Туанетты".
Мне роман понравился и я поверила в главного героя этого произведения... Верю в то, что он проявит себя и в нашем веке, как проявлял в каждую историческую эпоху и проявляет сейчас. Возможно, вы догадались о ком я говорю? Речь идет о прогрессе. Главное, только чтоб он не ошибался фатально и сберег свое чадо человечество...
73618
Marikk19 октября 2021 г.Ну хорошо, ну ладно - любимые слова Людовика XVI
Читать далееЯ редко ставлю книгам 5 звёзд. 4.5 - это практически шедевр. Этой же книге я поставила бы и 6 из 5!
В романе все восхитительно. Автор берет очень интересный период истории. С одной стороны, в середине 1770-х зарождается юная американская нация и идёт Война за независимость. А с другой стороны, Франция стоит на пороге того, что в последствии историки будут именовать Великой французской революцией. Но сейчас Франция пирует! Стоит Трианон для Марии-Антуанетты, думает помогать или нет Америке, клеймит (официальная власть) или восхищается (народ) Вольтером, а ростки недовольства ещё только-только начинают пробиваться.
Но надо отметить один важный нюанс. Писатель показывает жизнь прежде всего правящей верхушки Франции: императора и его двора, ближайших вельмож, а так же людей, имеющих право бывать в Версале. Простого народа нам нет. Скорее так, народ там есть, но показан эпизодически и а том ключе, в котором его привыкли видеть аристократы.
Автору удались удивительно ярко показать персонажи, списанные с реальных исторических лиц. Людовик XVI, Мария-Антуанетта, Бомарше, Вольтер, Франклин и т. д.681,3K
kittymara18 августа 2019 г.Большеголовые и гигантомордые особи заполонили весь мир
Читать далееФейхтвангера я люблю, поэтому, конечно же, предвкушала наслаждение книгой. Но нет. То есть щас прям. Не дождетесь, как говорится. Нечего раскатывать губу и прочие поверхности в организме. Короче, разочарование было достаточно сильным.
В общем, начинается все с того, что бомарше, этот тот, который сваял "женитьбу фигаро" и прочие знаменитые комедии, помимо искусства подался в политику, в торговлю с новыми американскими штатами и так далее. По ходу быстрого изложения его биографии стало понятно, что дядька реально сделал себя сам, был весьма многосторонней личностью, и не боялся бодаться с властью. В этом моменте рассказа я все еще предвкушала получение удовольствия, несмотря на то, что в тексте уже как-то слишком часто проскальзывали какие-то большие головы и лица у персонажей, ни разу не связанных кровным родством.
Далее фейхтвангер продолжил рассказывать о том, как бомарше все больше и больше вляпывался в торговую эпопею, собирая со всей франции списанное вооружение и радуясь, что может загнать этот утиль за звонкую монету. А американцы на голубом глазу порешили, что король франции подарил им эту кучу хлама и решили не платить нашему герою от слова "совсем". Кусала жаба гадюку, ага.
Тем временем большие морды лица и гигантские головы продолжали фланировать по ходу сюжета туда, и сюда, и вообще. Я начала по-тихой беситься. Пока что довольно культурно. Но у меня уже возникло легкое подозрение, что франция наводнена большеголовыми и гигантомордыми особями.Затем я с удивлением прочитала панегирики великолепным американским штатам, которые строят какое-то там общество великой культуры и близости к природе. Ага. Строят. Путем завоза людей из африк и гнобления их на плантациях и прочих природных явлениях. И, значит, тот самый бомарше, неистово бодающий с церковью и властью в своей стране, восхищается этими подлыми кровососами-работорговцами. Но ладно бомарше, как бы там ни было, он - продукт своего времени. Но сам фейхтвангер? Неужто он не чувствовал противоречия, постоянно вкладывая в уста персонажей эти ханжеские слова? Неужто не было ясно как день, что на самом деле наплевать французам на америку, это лишь повод уязвить англию? Но нет, он рисует их поборниками гражданских свобод.
В общем, поплевалась я, но таки продолжила читать. И тут случилась невыразимая оказия. Из америку во францию вдруг поехал американец, то есть бенджамин франклин. И с первых строк я узнала, что и у него в наличии, то есть на плечах болтается большая, тяжелая голова. Весь мир, весь чертов мир забит этими большеголовыми и гигантомордыми особями. Как страшно жить по версии фейхтвангера, изложенной в сей жуткой истории.
Короче, закрыла я эту антологию ужасов и вышвырнула книгу из читалки. Прости, конечно, дорогой фейхтвангер, но не шмогла я, не шмогла.662K
Romawka2010 июня 2014 г.Читать далее"Лисы в винограднике", или по-другому "Оружие для Америки" (второе его название), - моё первое знакомство с величайшим немецким писателем Леоном Фейхтвангером. Ещё со школьных времен я не люблю историю, поэтому и к историческим романам я равнодушна. Но "Лис..." я читала взахлёб, с огромным удовольствием и интересом. Чтение этого романа я могу сравнить разве что со чтением "Войны и мира".
Действие романа начинается в 1776 году, на фоне таких событий, как война между Англией и Францией; становление Америки как независимого государства; новые философско-политические взгляды: Вольтера, Гельвеция, Жан-Жака Руссо. Но это лишь фон или декорации, главным же являются отношения между героями. Героями произведения являются не обычные, простые люди из народа, а политики, придворная знать, писатели, философы-революционеры и многие другие. Фейхтвангер замечательно описывает характер каждого из персонажей, благодаря чему все они выглядят живыми людьми. Автор не делит их на хороших и плохих, каждый обладает своими достоинствами и недостатками, мечтами и стремлениями к чему-либо.
Недальновидный и нерешительный на первый взгляд король Франции Людовик XVI, или просто Луи, как в романе, на самом-то деле обладал большим умом. Да, у него не было настоящего, властного королевского характера, когда только стоит сказать "Нет" - и все в стране послушаются его указа. Вместо этого он отвечал : "Ну хорошо, ну ладно". Но где-то в глубине своего сознания он понимал, что союз Франции и Америки к добру не приведёт. Поощряя деятельность революционеров Америки, его придворные Морепа и Вержен помогают свергнуть потомственную монархию. Луи это знал, но препятствовать, увы, был не в силах.
Хитрецы эти французы, Вольтер, Дидро. Но он, старый Вениамин, еще хитрее. Нелегко было состряпать союз, ох, нелегко. Молодой, туповатый король сразу почуял, что для его монархии опасно связываться с людьми, построившими свое государство на принципах «Энциклопедии». Морепа и Вержен видят только выгоды, которые принесет им этот союз сегодня или через год; но при всей своей гибкости они не подозревают, какое опасное предприятие они затеяли. Они поистине спустили тигра с цепи. Старый доктор почувствовал глубокое удовлетворение барышника, удовлетворение оттого, что терпением и хитростью он все-таки заставил молодого короля заключить союз. Скрытое в этих опасных томах выходит теперь на свет божий. Теперь оно становится жизнью, политикой, историей.Другим главным действующим лицом романа является жена Людовика XVI - королева Мария-Антуанетта, называемая в книге Туанеттой. Фейхтвангер представляет нам королеву красивой, но глуповатой. Придворные, слуги, другая высшая знать вертит ею, как хочет, а она в свою очередь вертит королём, заставляя его увольнять одних и давать места другим. Ей намного интереснее балы, театры - одним словом, светские развлечения и интриги, а не политика. Но и укорять её за это нельзя, королева ещё слишком молода.
Не менее важную роль играет Вениамин Франклин. Честно говоря, до прочтения этого романа имя этого ученого и дипломата было у меня на слуху, но что именно он сделал и чем прославился, я не знала, да и не интересовалась. Оказывается, это величайший человек своей эпохи, достигший союза между Францией и Америкой. Франклин, действуя обдуманно, в отличие от двоих своих помощников - Артура Ли и Адамса Дугласа - выказал чрезвычайную терпеливость и мудрость. Он не лишён корыстолюбия, тщеславности и прекрасного чувства юмора.
И, конечно же, нельзя не упомянуть о Пьере Бомарше - ещё одном из главных героев произведения. Наверняка большинство из читателей даже не подозревали о том, что Пьер был не только автором знаменитой "Женитьбы Фигаро", но ещё и поставщиком оружия и кораблей для американцев. Причём его фирма "Горталес и компания" работала практически на энтузиазме господина Бомарше, ведь к каким только уловкам не прибегало американское правительство, лишь бы не выплачивать причитающиеся ему деньги. А через какие тернии и препятствия он прошёл ради постановки своей пьесы, сложно даже представить. Но этот человек упёртый, целеустремленный и умеющий добиваться своего.
Он всегда считал, что главное не быть, а казаться. Pas etre, paraitre. Этому убеждению его жизнь была подчинена и внешне и внутренне. Важно не то, что ты думаешь, а то, что ты говоришь. Важно не то, сколько у тебя денег, а то, сколько ты можешь выложить на людях. Важны не те идеалы, что у тебя в груди, а те, которые ты исповедуешь публично. Таково было кредо Пьера.Сравнение героев романа с лисами здесь подходит прекрасно. Каждый из них обладает определённой долей хитрости, с чем и ассоциируются лисы. Переплетение исторических фактов с фантазией автора выдало замечательное произведение с неторопливым, медленно меняющимся сюжетом. Язык повествования заслуживает отдельных похвал: он лёгкий и увлекательный. Автор не заваливает читателя кучей ненужных исторических подробностей, а выбирает лишь самое необходимое. Так же с героями произведения знакомство происходит постепенно, что позволяет достаточно просто разобраться в них и читать, не заглядывая в интернет для поиска исторических имён и справок.
61449
violet_retro8 июня 2014 г.Читать далееФрагмент либретто несуществующей оперы «Американский мятежник»
Действующие лица:
Бенджамин Франклин, мятежник из Нового Света
Мария-Антуанетта, королева Франции
Пьер Бомарше, важный политический деятель и талантливый писатель
Луи, король Франции
Действие происходит в Париже.(Вперед выбегает Бенджамин Франклин в мохнатой шапке и железных очках.)
Бенджамин
Место! Раздайся шире, народ! Место!
Во Франции всюду мне честь и почет, всюду!
И горд собою я, честное слово.
Жизнь хороша демократа такого,
Вроде меня, вроде меня!
Ах, браво, Бенджамин, браво, брависсимо, браво!
Вряд ли найдётся мятежник такой! Вряд ли...
Вряд ли найдётся мятежник такой!
Вряд ли найдётся мятежник такой,
Звезды и полосы.
Днём я и ночью вечно в занятьях,
Все меня ждут и зовут вперебой;
Что же быть может лучше, приятней
И благороднее жизни такой!
Мысли, портреты, картишки и книжки,
Куда бы ни шёл, на себя я гляжу.
Нужен Луи, Туанетте-красотке,
Нужен я Пьеру, всем пригожусь.
Ах, счастлив судьбою я, честное слово,
Жизнь хороша демократа такого,
Вроде меня, вроде меня!
Сто голосов зовут. Стоит явиться мне, —
Дамы, девицы, франты и старцы:
Эй! Где союз мой? Дай мне Канаду!..
Позируй художнику!.. Эй, демократия!..
Сто голосов зовут, стоит явиться мне,
Сто голосов зовут, стоит явиться мне:
Эй! Где союз мой? Дай мне Канаду!
Сплавай в Америку! Бенджамин, Бенджамин,
Бенджамин, Бенджамин, Бенджамин, Бенджамин,
Бенджамин, Бенджамин, Бенджамин!
Май гад! О, что за крики! Что за смятенье!
Все поднялися, что ж, ca ira!
Всё я исполню, только терпенье,
И не все разом вы, господа!
Бенджамин! Я здесь!
Эй, Бенджамин! Я там!
Бенджамин здесь, Бенджамин там, Бенджамин здесь, Бенджамин там,
Бенджамин вверх, Бенджамин вниз, Бенджамин вверх, Бенджамин вниз,
Сделано всё, от меня что зависимо,
Все недовольны — да, я такой!
Ах, браво, Бенджамин, браво, брависсимо,
Ах, браво, Бенджамин, браво, брависсимо,
Много ль Америки славной отцов?
Всё я умею — вот я каков…(Надменно отпихивая Бенджамина, в центр встает Мария-Антуанетта)
Место! Потеснитесь-ка, Бенджамин! Место!
Во Франции всюду мне честь и почет, всюду!
Прелестна лицом я, честное слово.
Жизнь непроста королевы, не скрою,
Что за дела, что за дела!
Ах, браво, Мария, браво, брависсимо, браво!
Вряд ли найдётся такая как я! Вряд ли...
Вряд ли найдётся такая как я!
Вряд ли найдётся такая как я,
Перья и шелк.
Днём я и ночью вечно в раздумьях,
Все меня ждут и зовут вперебой;
Что же быть может лучше, приятней
И благороднее жизни такой!
Платья и банты… Дамы и франты,
Куда бы ни шла, при себе их держу.
Нужна я Луи и зануде Иосифу,
Маме нужна и всем угожу я.
Прелестна собою я, честное слово,
В нарядах особенно скромного кроя,
И с «Ques-а-со», и с «Ques-а-со»!
Сто голосов зовут. Стоит явиться мне, —
Дамы, девицы, франты и старцы:
Эй! Где король мой? Дай тетке ренту!..
Хватит транжирить!.. Эй, где же дофин?..
Сто голосов зовут, стоит явиться мне,
Сто голосов зовут, стоит явиться мне:
Эй! Где же дофин? Дай тетке ренту!
Урежь все расходы! Трианон, Трианон,
Трианон, Трианон, Трианон, Трианон,
Трианон, Трианон, Трианон!
Майн готт! О, что за крики! Что за смятенье!
Все поднялися, просто беда!
Всё я исполню, только терпенье,
И не все разом вы, госпо…(Замечает толстяка Луи и замолкает. В центр сцены выходит Бомарше)
Бомарше! Я здесь!
Эй, Бомарше! Я там!
Бомарше здесь, Бомарше там, Бомарше здесь, Бомарше там,
Бомарше вверх, Бомарше вниз, Бомарше вверх, Бомарше вниз,
Выслано всё, что хотелось Америке,
И все довольны — вот я каков!
Ах, браво, Пьеро, браво, брависсимо,
Ах, браво, Пьеро, браво, брависсимо,
Много ль на свете подобных, подобных дельцов?
Всё я умею — вот я каков!
Вот я каков!
Ах, да, не жизнь, а ужас!
Растрат с лихвой мне, а доходы скудны!
Всегда за мной долги на миллионы ливров, —
Что ж, зато я знаменит!
Я таков, что без меня не выйдет в море
Ни один корабль для американцев;
Мятежникам готов я всегда отправить пушки.
Я целый день по горло делом занят,
А ночь я пьесам посвящаю.
И творчество нисколько не страдает,
А сколько наслажденья…(Бенджамин презрительно отпихивает Бомарше)
О, не жизнь, не жизнь, а сущая бессмыслица!
(Начинается небольшая потасовка. Слышно то один голос, то другой. Каждый участник пытается показаться самым важным, но то и дело выглядит глупо. Несмотря на всю свою значимость, все персонажи подчеркнуто обыкновенные люди, которые будто бы случайно оказались на исторической сцене. Король Луи ест на заднем плане зайчатину с брусничным желе).
58539
tatianadik1 августа 2013 г.Читать далееЧтение этого романа подобно походу по горной местности. Вначале пути ты полон сил и энтузиазма, с восторгом оглядываешься вокруг и уже к полудню планируешь добраться вооон до той вершинки. Через пару часов энтузиазм иссякает, ноги тяжелеют, спина болит, а вершинка еще ооочень далеко, но ты берешь себя "на слабО" и упорно карабкаешься дальше. Ближе к концу пути с тебя сошло уже семь потов, ты проклял и эту дорогу и эту вершинку и самого себя за то, что полез куда не надо, но еще несколько десятков метров и открывающийся вид оправдывает все мучения и ты счастлив и нем :)) и наполнен чувством "свершения" - смог, дошел, справился. А глаза уже выглядывают следующую вершинку:)).
Так и с этим романом – долго плутаешь в хитросплетениях франко-американской политики, дворцовых интригах, финансовых махинациях, строительстве и отделки дворцов и разнообразнейших амбициях буквально всех действующих лиц. Такое впечатление, что только неодушевленные предметы лишены амбиций, да и то потому, что скрупулезный Фейхтвангер до них не докопался :). Но вот из всего этого мемуарного гобелена выступают главные герои повествования – монументальный Франклин, лукаво напяливший косматую меховую шапку на радость парижскому люду, пройдоха и выдумщик Бомарше, умудрявшийся лихо увязывать в своей жизни финансовые спекуляции, галантные приключения, патриотическую помощь молодой американской демократии и создание бессмертных комедий, Версаль и все его обитатели, давшие название роману. А также «тот невидимый кормчий истории, который был открыт в восемнадцатом столетии, понят, описан и превознесен в девятнадцатом, чтобы в двадцатом быть снова отвергнутым и оклеветанным, — прогресс», и которого сам автор считал главным героем романа.
И вдруг понимаешь,что все это наполнено жизнью, что даже длинноты и анахронизмы не мешают сопереживать героям как близким родственникам, и ты уже вовсю участвуешь в их приключениях, но только тебе виден занесенный над ними меч гильотины.
В этом по-моему и заключается сила настоящего писателя – после прочтения такого романа обязательно начинаешь копаться в источниках, в мемуарной и литературоведческой литературе и страстно хочешь знать – а что там было дальше? Дожил ли автор изречения «Время – деньги» до возвращения в Америку, спасся ли от революционного террора создатель Фигаро? Все мы знаем, Америка независимости таки добилась:)),что кстати вызывало большие сомнения у современников Бомарше, только что нынче осталось от великих принципов Декларации независимости?.. Ну а потом ничего другого не остается, как воспользоваться советом еще одного современника и перечесть «Женитьбу Фигаро» :)).55341
Aleni1117 августа 2019 г....а за Бомарше все-таки обидно
Читать далееПоразительно, как на такие специфические темы, как политика, ну или финансы, например, можно писать не только не занудно, а так, что не оторваться. У Фейхтвангера это получилось блестяще.
И ведь нет в этом романе никакой особо закрученной интриги, которая могла бы взять на себя развлекающую читателя роль… ну нет… По большому счету, все написанное - это повседневность французского общества конца 70х годов XVIII века. Светские вечера, деловые кабинеты, модные театры, салоны, разговоры, переговоры, споры и ссоры, происходящие на фоне политического кризиса, где каждый преследует свою цель.
Да, эта повседневность наполнена великими людьми: представители высшей аристократии и корифеи большой политики делят эти страницы с такими титанами мысли, как Франклин и Вольтер, здесь же творит Бомарше. Но все они всего лишь статисты на зрелищном историческом полотне, который рисует для нас автор.
Это первые годы правления слабого и недалекого Луи XVI; это время борьбы за независимость Соединенных Американских Штатов; это долгие месяцы, в течение которых мудрый Франклин неторопливо готовил почву для признания новоявленной республики; это дни, когда легкомысленный и восторженный Бомарше упоенно снаряжал корабли, чтобы снабдить американскую армию всем необходимым, и писал своего «Фигаро». Это была эпоха, когда творилась История, когда незаметно закладывались первые вехи будущей Французской революции, великой и ужасной. И удивительно, как причудливо иногда складываются обстоятельства, когда несколько слов, незначительный эпизод или случайность могли иметь решающие последствия мирового масштаба.
Фейхтвангер, конечно, мастер. Так детально, так подробно и всесторонне рассказать о множестве важных и не очень событий, происходящих в то время, так удачно превратить обыденную жизнь в увлекательное повествование, может далеко не каждый.
А как великолепно показаны характеры… Не исторически выверенные и отшлифованные Википедией, а настоящие, живые, с кучей достоинств и слабостей. Они коварны в своих устремлениях и искренни в убеждениях, они честны и благородны, и в то же время – мстительны и мелочны. Просто люди… умные и не очень, приветливые и мрачные, щедрые и расчетливые… обычные, разные… Но именно они творили большую Историю.
Написан роман просто изумительно. Повествование выстроено невероятно комфортно, гладко. Слова просто текут, цепляясь одно за другое. Происходящее вроде бы особо и не захватывает, но и оторваться от книги невозможно… и читаешь… читаешь…481,2K
sher24086 апреля 2015 г.Читать далееЗамечательный сказ о том, как один лис выклянчил у собратьев
сырвиноград, оставив им лишь недозревшие кисточки.Лисы-лицедеи – вот главные герои этого романа. Актеры, поэты, придворные, философы, политики, короли – все они притворщики, играющие свою роль, понимающие, что в выигрыше останутся лишь самые хитрые. Все они глумословы-интриганы, живущие в мире дипломатических игр и ищущие выгоду любыми путями, шагающие по головам ради роскоши, славы, власти, игрищ, богатства, своей страны. Герои романа – личности, оставившие немалый след в истории, но автор настолько щедро одаривает их харизмой, что они кажутся не полотнами в картинной галерее, а живыми людьми, со своими немалыми достоинствами и недостатками. Они симпатичны и отвратительны, вызывают жалость и омерзение, смех и слёзы сочувствия. Великолепно выписана также и личная жизнь этих «лисиц», автор не обошел вниманием и малейшие детали их быта.
Превосходный исторический роман о выдающихся людях и знаменательных событиях.P.S. События, описываемые в романе, легко калькируются на нашу действительность.
Вениамин (Бенджамин) Франклин (1706-1790). Именно таким, в меховой шапке и скромном коричневом костюме, мятежного духом мудреца, политика, сына мыловара знала вся Франция. Не правда ли, весьма отличается от образа, привычного нам по стодолларовой купюре.
Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799), драматург, легкомысленный коммерсант и редкостный прохиндей.
Ветреная 23-хлетняя (согласно сюжету) королева Мари́я-Антуане́тта (1755 — казнена 16 октября 1793), красавица и мотовка, живущая лишь зрелищами.
Людо́вик XVI (1754 года, Версаль, — казнен 21 января 1793), 24-хлетний король, искренне радеющий о стране, но при этом весьма слабовольный и мало что смыслящий в управлении государством, а оттого легко вращаемый в любом направлении собственными придворными и женой.
Иосиф II (1741— 1790) — король Германии, император Священной Римской империи и брат Марии-Антуанетты, жестокий политик, всецело преданный процветанию своего государства.
Вольте́р (1694 —1778) - философ, историк, публицист и прогрессивный политик, которого, уже немощного, умирающего старика, так панически боятся монарх и церковь...41286