Рецензия на книгу
Собрание сочинений в шести томах. Том 6/4
Лион Фейхтвангер
tatianadik1 августа 2013 г.Чтение этого романа подобно походу по горной местности. Вначале пути ты полон сил и энтузиазма, с восторгом оглядываешься вокруг и уже к полудню планируешь добраться вооон до той вершинки. Через пару часов энтузиазм иссякает, ноги тяжелеют, спина болит, а вершинка еще ооочень далеко, но ты берешь себя "на слабО" и упорно карабкаешься дальше. Ближе к концу пути с тебя сошло уже семь потов, ты проклял и эту дорогу и эту вершинку и самого себя за то, что полез куда не надо, но еще несколько десятков метров и открывающийся вид оправдывает все мучения и ты счастлив и нем :)) и наполнен чувством "свершения" - смог, дошел, справился. А глаза уже выглядывают следующую вершинку:)).
Так и с этим романом – долго плутаешь в хитросплетениях франко-американской политики, дворцовых интригах, финансовых махинациях, строительстве и отделки дворцов и разнообразнейших амбициях буквально всех действующих лиц. Такое впечатление, что только неодушевленные предметы лишены амбиций, да и то потому, что скрупулезный Фейхтвангер до них не докопался :). Но вот из всего этого мемуарного гобелена выступают главные герои повествования – монументальный Франклин, лукаво напяливший косматую меховую шапку на радость парижскому люду, пройдоха и выдумщик Бомарше, умудрявшийся лихо увязывать в своей жизни финансовые спекуляции, галантные приключения, патриотическую помощь молодой американской демократии и создание бессмертных комедий, Версаль и все его обитатели, давшие название роману. А также «тот невидимый кормчий истории, который был открыт в восемнадцатом столетии, понят, описан и превознесен в девятнадцатом, чтобы в двадцатом быть снова отвергнутым и оклеветанным, — прогресс», и которого сам автор считал главным героем романа.
И вдруг понимаешь,что все это наполнено жизнью, что даже длинноты и анахронизмы не мешают сопереживать героям как близким родственникам, и ты уже вовсю участвуешь в их приключениях, но только тебе виден занесенный над ними меч гильотины.
В этом по-моему и заключается сила настоящего писателя – после прочтения такого романа обязательно начинаешь копаться в источниках, в мемуарной и литературоведческой литературе и страстно хочешь знать – а что там было дальше? Дожил ли автор изречения «Время – деньги» до возвращения в Америку, спасся ли от революционного террора создатель Фигаро? Все мы знаем, Америка независимости таки добилась:)),что кстати вызывало большие сомнения у современников Бомарше, только что нынче осталось от великих принципов Декларации независимости?.. Ну а потом ничего другого не остается, как воспользоваться советом еще одного современника и перечесть «Женитьбу Фигаро» :)).55341