
Ваша оценкаРецензии
Аноним16 августа 2012 г.Читать далееЛюбите ли вы советские фильмы, так как люблю их я? Да-да, в рецензии на книгу я хочу опираться прежде всего на этот пласт советской культуры - я с ним ближе всего знакома. Так я еще раз спрошу - любите ли? Умиляет ли вас пафос коммунистического гуманизма? Сочувствуете ли вы поначалу нелепым, а потом таким родным и милым мэрисьюшным Шурикам и Новосельцевым? Или может наоборот, вас раздражает и заставляет презрительно морщиться неприкрытая исчадеадовость, но совершенная беспомощность охотников за бриллиантами и им подобных злодеев всея Союз? Первых - милости прошу, будем вместе строить светлое будущее коммунизма на просторах приключенческого романа Ефремова, вторым же посоветую не утруждаться и не рисковать своими зубами: с первых же страниц зубы сведет так, что могут и не выдержать, не приведи господи. Может вам еще гранит науки грызть или добывать хлеб насущный? Берегите психику, ну и зубы, собственно.
Итак, товарищи ностальгирующие по безоблачной стране советов и ее сиропно-морализаторской культуре, присаживайтесь, вам сюда. Нет-нет! Не на диван! Что это еще за буржуйство! Вы, пожалуйста, присядьте алертно на краюшек воооон того жесткого стула, автор это очень любит. И еще желательно, что бы вы были красивой. Что, нет? Ай-ай, что же вы так? Природа на вас отдохнула... Ну ладно, хатха-йогой наверстаете.
Теперь слушайте. Далеко-далеко, в одной утопичной стране жил да был наш главный герой - дядька умный. И красивый. И благородный. И вдумчивый. И много чего еще, не книжку же пересказывать? Дядька был обаятельный! Проповедовал он красоту и науку всем, кому ни попадя! Зато так увлекательно и задорно, что даже черствый буржуйский Марфик проникся и попеременно порывался то медитацию попрактиковать, то в тренажерку пойти, то наукой заняться, то, хотя бы уж, на путь самосовершенствования встать.
И тут внезапно о дядьке автор решил забыть и рассказать нам историю искателей приключений: красивых, молодых и чистых душой, но пока еще глупеньких - они ведь иностранцы! Откуда взяться умишку-то? Это ж не советские ученые! Приключения вышли забористые! С кладами и любовными треволнениями - все как надо! Не оторвешься.
Потом так опять раз - чик-чик - монтаж - и бейби! Ой, я хотела сказать - Индия. Тут вам будет Краса Ненаглядная и ее Лыцарь отважный. Как водится, сначала всё будет плохо, а потом (упс, спойлер!) хорошо. Ну или почти хорошо. Все в конце встретятся ("Ой, у тебя родинка? Брааааааааааааааааааааааат!" Шутю, но совпадения за гранью разумного) и, конечно же всех победит что? Правильно, ум и красота нашего ГГ.
Как-то я развязно рассказала, да? А ведь книжка-то клевая! Я ее даже, может быть, перечитаю! Как я не раз пересматриваю "МСнВ", "СР", "ОБГЗС", "ПВ" и другие шедевры советского человеколюбия. Чесслово, хочется быть лучше после них. Минут десять ))) Наверное в какое-нибудь махровое советское время я была бы ярой сторонницей идеологии, строительства лучшего будущего для потомков и прочих великих идей. Уж лучше с такими идеями, чем без них. В наш унылый "век", когда олимпийский чемпион может на всю страну сморозить в эфир "мы получили медаль, и пошли все НАФИГ!". Спасибо, что не на хюй.
1233,5K
Аноним17 февраля 2024 г.Читать далееРанее я работы автора не читала и, наконец, решила исправить это упущение. Роман оказался интересным, он состоит из четырех частей, действие которых происходит в СССР, Африке, снова СССР и Индии.
Книга наполнена научными сведениями, целые лекции звучат на её страницах: по истории, анатомии, психологии, антропологии, генетике. Этим книга напомнила мне подростковый цикл 21 века про Астровитянку, написанный Ником Горькавым. Точнее современный автор следует замечательным просветительским традициям советской эпохи. Главное тут соблюсти баланс познавательности и увлекательности, иначе книга становится малочитаемой. При этом фантастики почти нет, это словно производственно-приключенческий роман, к концу первой части появляется только два намека на будущую фантастическую составляющую книги. И тоже ближе к концу первой части появился момент, который мне не понравился - это рассуждение Ивана и Симы в зоопарке о качествах животных на основании их собственных симпатий. Фу, такое. Ещё и обезьянок охаяли. А вот рассуждение о том, что человек должен равномерно работать над собственным развитием в трех направлениях: телесном, умственном и эмоциональном - понравилось.
Ближе к началу книги описана работа главного героя Гирина в научном исследовании и упоминается прибор, способный визуализировать мысленный образы. Не знаю, были ли уже подобные разработки, хотя бы в проектах, во время написания книги или это как раз фантастика, но подобный прибор был использован в одной из серий "Доктора Хауса" (и ещё тогда он назван экспериментальным). А чуть позже в книге Иван назван замечательным диагностом - меня повеселила такая двойная перекличка.
Во второй части действие перемещается в Неаполь, а оттуда в море у берегов пустыни Намиб с остановкой в Анголе, потом в Кейптаун, также меняются и герои, теперь это несколько молодых, рисковых итальянцев. Описание их добычи алмазов оказалось не настолько увлекательным как я надеялась, зато короткий эпизод первого преодоления полосы прибоя был очень напряженным. В Кейптауне же всё развитие сюжета было очень интересно. И вот тут снова мелькает небольшая фантастичность, связанная с древней историей, а ещё в один момент я предположила возможность будущего знакомства Гирина с Леей. И угадала.
В третьей части в начале действие возвращается на родину, вместе с возвращением к уже знакомым персонажам, а потом перемещается в Индию. И тут довольно фантастическим, хотя популярным, насколько я знаю, в разнообразных шпионских боевиках был ход с гипнозом. Далее снова появляются новые герои, индийский скульптор и красивая актриса-танцовщица. Тут наиболее зацепил эпизод с испытанием тьмой, очень сильный психологический. И вообще в книге больше всего психологии, а также рассуждений о развитии человека, куда вплетается ода совершенному человеку, вполне в духе коммунизма, что уже не так понравилось, как большая часть книги.
Уже в третьей части происходит пересечение части героев из разных стран, но только в четвертой они соберутся вместе. Тогда же и самый фантастический эксперимент произойдёт, а также будет подробнее обсуждаться история и минералогия, являющиеся второй фантастической-лайт составляющей романа. Как гидрогеологу мне очень нравилось большое количество геологов и геологии в книге. Хотя на первом месте всё же психофизиология, история и философия. Её особенно много в Индии, именно на тему местной религиозно-философского учения нашлось много что сказать главному герою - Гирину. И вот количество рассуждений, так и не уступивших объема книги приключениям даже в развязке, меня не очень устроило, поэтому снизила оценку.
Слушала книгу в исполнении Вячеслава Герасимова, своеобразный говор которого мне импонирует, однако в данной книге не могу сказать, что сильно сошелся для меня с текстом. К тому же на обычной скорости было очень растянуто, а при небольшом увеличении как будто стали теряться звуки.1051K
Аноним2 июля 2016 г.Куда живёшь, Человек?
Читать далееКультовый роман Ивана Ефремова вероятно в своё время был не только остросюжетным и приключенческо-фантастическим, но ещё и в некоторой степени пионерским и, возможно, даже революционным (1959-1962 гг.). Потому что насквозь материалистические установки — что в науке, что в литературе и в других видах и формах искусства — напрочь неприветствовали и отвергали иные, нематериалистические подходы, принципы и темы, а кое-что (и кое-кто) даже подвергалось гонениям и преследованиям. И потому учёному и фантасту Ефремову, вероятно, потребовалось не просто литературное дарование, но ещё и гражданское мужество и честность учёного, чтобы, пусть и в фантастико-приключенческой форме, но затронуть вопросы психофизиологии человека как биологического вида.
Соотношение психического и физиологического давно интересовало учёных разных специализаций. Что первично, что вторично, какова степень взаимодействия и взаимовлияния этих двух отправных точек бытия Человека (да и животных тоже), что определяет другую составляющую и что главенствует в этой паре — инвариантов этого центрального вопроса может быть множество. И учёный и писатель-фантаст Иван Ефремов пытается в своей книге поискать ответы на них.
Однако эта позиция поиска ответов одним только их поиском не ограничивается — Иван Ефремов со страниц своего романа напрямую обращается к Читателю и, в принципе, ко всему Человечеству ни много ни мало с призывом! То устами своих героев, то авторскими репликами Ефремов пытается убедить Читателя/Человека в необходимости перемены жизненных ценностей и ориентиров. По сути Ефремов выступает здесь апологетом идеи главенства духовного развития человека как биологического и как социального доминирующего вида.
Иногда при этом автор, на мой современный взгляд, слегка увлекается, и некоторые страницы романа превращаются в страстные и порой пафосные монологи одного из главных героев романа (и одновременно одного из самых ярких проводников взглядов и убеждений самого автора).
Некоторую трудность во время чтения может представлять обилие лексики из индуизма, но без некоторого погружения в отдельные нюансы этого философско-религиозного учения тут никак не обойтись.
Однако мощная приключенческая составляющая романа сглаживает и разнообразит его основное содержание, и потому книга в целом производит довольно сильное и в основном положительное впечатление. Конечно, некоторые крючочки уже устарели и отдельные смелые на тот момент рассуждения и предположения уже либо продвинулись далеко вперёд, либо трансформировались, а то и вовсе отвергнуты. Но, тем не менее, роман в целом не потерял свою актуальность и сейчас.
PS Там несколько раз упоминается имя Ленина как социального учёного, и термин "коммунизм", но всё это вполне терпимо даже для антикоммунистов, ибо суть книги поважнее будет.
935,2K
Аноним6 июля 2011 г.Читать далееМне было весьма странно читать столько хвалебных рецензий и отзывов здесь, на этом сайте. Я читала книгу уже через не могу, продираясь сквозь отвратительный, ужасный язык, "причесанные" километровые монологи и диалоги. Вы себе можете представить, что нормальные люди будут общаться друг с другом так, как они это делали в романе? Вот я нет, например. А кто-то не видит в этом ничего странного: ну подумаешь, двое влюбленных только и знают, что давать друг другу лекции попеременно на десять страниц. Герои все идеальны до сведения зубов, как бы я ни пыталась, но ни в главных героях, ни во второстепенных я не увидела ни одного изъяна. Гирин - просто супермен физически, интеллектуально, морально, эмоционально (который еще и гипнозом свободно владеет). И Ефремов так безапелляционно преподносит нам его идеальность, показывая, что именно таким и нужно быть, что удивляешься: "Да с чего же это вдруг?". И жену выбрал себе под стать: вся такая красивая, сильная, умная до невозможности. Друзья их и знакомые точно такие же: все женщины прекрасны внутри и снаружи, все мужчины развиты и творчески одарены, все друг другом восхищаются до небес. Недоразумения или ссоры между героями? да что вы, как такое может быть у идеальных людей.
Про сюжет я уж вообще молчу. Если уж задали загадку и мусолили ее в течение шестисот страниц, будьте добры, хотя бы на последней странице дать отгадку (это я сейчас про камни и про тех, кто за ними охотился). Но в конце мы получили снова лекцию и описание идеальных отношений мужа и жены. Так и чего было огород городить? Так и надо было в центр ставить йогу и самосовершенствование, а не разгадку тайны камней.
Фу, и только.851,9K
Аноним25 ноября 2023 г.Читать далееДействие романа происходит в 1961 году в различных частях земного шара, среди которых будет Родина писателя Советский Союз, а также Италия, Африка, морское путешествие и Африка.
С первых страниц читатель знакомится с главным героем романа - Иваном Гириным, учёным, исследователем, неравнодушным человеком.Весь сюжет закручен вокруг таинственных серых камней, вокруг которых начинают происходит странные и загадочные события, целью которых становится желание завладеть ими, хотя они таят в себе разрушительную силу.
Но наиболее важным в романе становится не вся эта приключенческая мишура, а философские размышления автора о многих важных вещах, волнующих его. В первую очередь, о самом человеке, его предназначении, ежедневной внутренней и внешней борьбе добра со злом, красоте, жизни и смерти.
В ходе этого автор не единожды высказывает мысль, что человек практически каждую секунду балансирует на том самом лезвии бритвы: между жизнью и смертью, добром и злом, красотой и уродством (в первую очередь, нравственными, что очевидно, мне кажется) и прочее, и прочее. Вот эта мысль мне очень импонирует в тексте.
Начавшись как приключенческий, с развитием сюжета роман всё больше отходит от этого, чтобы сосредоточиться на его философской составляющей. Поэтому порой чтение идёт туговато и продвигается с трудом. но меня всегда увлекает сам настрой автора, его эрудиция и вера в человека, несмотря ни на что. Поэтому советовать трудно, но попробовать в любом случае стоит.
791,3K
Аноним24 января 2009 г.Я не могу понять, почему это произведение так настойчиво причисляют к фантастике. Не увидела здесь ничего фантастического, а необычные сокровища древних цивилизаций всегда были достоянием приключенческого романа.Читать далее
В целом же "Лезвие бритвы" продолжает традиции, скорее, классической литературы, что, несомненно, надо поставить Ефремову в заслугу как показатель того, насколько высок его творческий уровень. И это относится не только к языку, главная проблема романа – это восприятие красоты, в частности, человеческого тела. Красота, утверждает Ефремов, является следствием природной целесообразности, вернее, мы воспринимаем всё целесообразное как красивое. Не случайно, один из главных героев – врач и ученый, во всех мелочах расписавший эволюционные изменения, необходимые для выживания. Главным образом, он называет красивым здоровое тело, поэтому столь важное место в романе занимает тема спорта. Также проскальзывают намеки на негативное влияние моды к экстремальному похудению, и странно, что дальше намеков речь не идет.
Другая проблема, которая поднимается в романе – это поиск человеком своего места в жизни. Дается множество примеров, начиная от счастливых пещерных людей и кончая запутавшимися современными художниками. Ефремов осуждает то, что в наше время в искусство стали вторгаться политика и деньги, сама эпоха восстала против искусства как самоцели, не только не давая таким художникам средств к существованию, но и отвергая творения тех, у кого еще нет имени. И пусть проскальзывает надежда, что когда-нибудь в будущем правдивое, не лживое искусство признают, она ничего не стоит, если целенаправленно лишать человека счастья – из мести, из меркантильных побуждений. Это очень трагический момент романа, от которого веет фатальной безнадежностью.
Вообще книга довольно тяжелая: только читатель начинает радоваться за героев, у которых, вроде бы, всё наладилось, как происходит что-то, перечеркивающее всю радость.
Но все-таки этот роман из тех, что должен прочитать каждый – каждый найдет что-то для себя, каждый сделает свои выводы. И такая неоднозначность позволяет с полным основанием причислять это произведение к классике. Это классика нового времени, следующая традициям золотого века.
Но вместе с тем в романе есть масса недостатков. Если уж Ефремов претендует на научность и документальную достоверность, он должен был дать полное обоснование необычных свойств серых камней. В конце концов, это один из центральных моментов книги – с него всё началось. Однако, мы не получаем ничего, кроме туманных намеков, которые не могут удовлетворить читателя, напряженного в ожидании развязки, которая расставила бы все точки над ё. То же самое можно сказать и в отношении секретной преступной организации, с которой мы время от времени сталкиваемся на страницах книги. И в отношении того, когда же честный советский врач смог обучиться мощнейшему гипнозу? Здесь слишком много недосказанностей.
А еще слишком много героев. К счастью, мы с ними знакомимся постепенно и у каждого свой уникальный характер, так что путаницы не возникает. Характеры вообще прописаны очень хорошо, они убедительны настолько же, насколько завораживают пейзажи.
Самые неоднозначные эмоции вызывает эпизод в Гималаях. Он красивый, исполненный таинственности и торжественности, но и невероятно затянут, до отказа набит рефлексией и воспоминаниями героев, возникших из ниоткуда посреди главы. Это делает эпизод громоздким и плохо воспринимаемым, хотя он, по сути, является одним из центральных и ведет к кульминации.
Я бы не советовала читать книгу в слишком юном возрасте, значительная часть философии будет восприниматься лишь при наличии определенного жизненного опыта. И опять же – не надо искать в произведении фантастику, ее здесь нет.761K
Аноним27 апреля 2024 г."Что такое красота и почему её обожествляют люди"
Читать далееГлавный герой романа – доктор Гирин, разносторонний талантливый человек, в первую очередь, он врач, психолог, занимающийся и научной деятельностью. Кроме того, это человек энциклопедических знаний, интересующийся искусством, глубоко понимающий живопись, скульптуру, чувствующий музыку, интересующийся разными областями знаний. Это пример того типа личности, к воспитанию которого, как провозглашало советское общество, следует стремиться. Не узкий специалист, а человек, гармонично развитый – физически, интеллектуально, духовно, нравственно плюс умеренно и разумно относящийся к материальной стороне жизни. Гирин и впрямь весьма неприхотлив и даже аскетичен в быту. Своё время и силы он предпочитает тратить на другое.
В уста доктора Гирина вложено много размышлений, монологов на темы развития человека, склада его личности, по поводу чего употребляется метафора «пройти по лезвию бритвы над пропастью», что должно означать внимательную неустанную работу человека над собой, постоянное совершенствование, которое должно способствовать его росту и не скатываться в животное состояние и излишества. Много размышлений касается понятия красоты, а также положения, роли женщины.
Монологи Гирина и его беседы с другими персонажами – затрагивают не одну какую-то определённую тему или область науки, а, как правило, рассматривают вопросы на стыке наук и знаний – физиологии и психологии, анатомии и эстетики, археологии и искусствоведения, социальные вопросы и религия.
Все эти «научные лекции» идут не сплошь, иначе они были бы скучны, но перемежаются сюжетными ходами, несколькими приключенческими линиями, в начале, казалось бы, совершенно независимыми – 1) работа Гирина в Москве и Ленинграде и его знакомство с Симой, увлечённой художественной гимнастикой; 2) группа итальянцев, отправляющаяся на частной яхте из Неаполя вдоль западного побережья Африки к Берегу Скелетов на поиски алмазов, а затем в Кейптаун; 3) история бедного художника и танцовщицы-актрисы в Индии; 4) история геолога Ивернева и его друзей. В финале же все линии сходятся в одну точку, а объединят всех персонажей находки фантастических серых поблёскивающих камней, имеющих странные свойства.
75990
Аноним28 ноября 2014 г.Читать далееВот он, вот он − человек, который любит женщин больше, чем сами женщины!))
Впрочем, также Ефремов любит Познание, Науку и Развитие.
Так что в «Лезвии бритвы» он оторвался вовсю.Судите сами: лечение шоком паралитиков, а гипнозом − рака, эксперименты с ЛСД по пробуждению коллективного бессознательного, замуровывание в темном подземелье для очищения души (как Ефремову удается описание подобного! Что зловещие обряды Великой Матери в «Таис Афинской», что здешние ритуалы), древние индийские притчи, критика восточной и западной мысли, размышления о целях и задачах искусства, о психике человека, о развитии общества − поистине, кажется, на всех полях и дорогах жизни Ефремов, как Сейлормун, успел посеять добро и справедливость. Неужто он не общался с Джавахарлалом Неру? Вот уж с кем ему было бы о чем поговорить!
Также Ефремов несет возмездие во имя Луны, потому что попутно с его мощного плеча попадает... да кому только не попадает, собственно: всем, кто чтит слабое и темное, всем, кто замирает в развитии, всем, кто труслив и прячется от жизни. Потому что это не способствует процветанию рода человеческого. А что ему способствует? Правильно, сильные духом и телом, способные выдержать любое испытание, красивые мужчины и женщины!Тут мы переходим к этой щекотливой теме − Ефремов и женщины... он такой глубокий и энциклопедически образованный человек, да и о вкусах не спорят, но... покуда он описывал волосы, зубы, рост и телосложение своего любимого типажа в разных, разных героинях, я молчала и улыбалась, но когда он, вдохновленный успехом, перешел к конкретике, описав двух (!) героинь в дюймах, я серьезно − грудь, талия, бедра, все как полагается − тут уж я чуть не упала с дивана. Вот чего не хватает писателям в описании милых дам. Конкретики! Хватит чесать языком, мне нужны цифры!))
(Между нами, порой цифры и правда в помощь − например, я поняла, почему «Апсару», статую, изваянную одним из героев, бездушные критики называли чрезмерно эротической: женщина 160 см с талией 60 см и бедрами 100 см...)
При всем при этом никакой эротики у Ефремова нет - это чистый мальчишеский восторг; напротив, он обличает тех, кто Красоту и Любовь сводит до sex appeal. В буквальном смысле: одну из прекрасных героинь, лишив гражданства, заставляли сниматься в порно, но благородный духом художник ее спас и изваял с нее ту самую статую. Вот это − подлинное искусство, вдохновленное глубоким чувством. Поскольку параллельно я читала Джин Болен о мужских архетипах, то добавлю: превыше всего, судя по всему, Ефремов чтит союз Гефеста с Афродитой, Творца и его Музы.Про сюжет я даже говорить не буду − их там три, и только в конце, странице этак на ...сотой они сходятся воедино. Сегодня у нас русский Геракл силы, ума и духа объясняет очаровательной гимнастке, почему после «Молота ведьм» на западную женщину свалился Дамоклов меч истории, завтра итальянцы-авантюристы крадут алмазы с берега Слоновой Кости, послезавтра индийский художник разговаривает со своим гуру о том, как очистить зов плоти огнем духа, и спасает, и творит, и... и это самая грустная часть. Потому что путь развития человека и общества - это всегда дорога по лезвию бритвы: справа пропасть, слева бездна − и как жжет под ногами...
Must read в юности, сразу как только перестанут пугать книги, которые на 90% - не сюжет, а философия. Книга воспитывает душу и тело, каждый найдет в ней что-то свое. Я дочитала ее с третьей попытки, как и многие здесь... но это того стоило. Казалось бы по первому абзацу, у меня был с десяток причин к ней обратиться, однако сделала я это по случайному упоминанию подруги, мать которой, услышав название, сказала: знаешь? В наше время эта книга была под запретом. Ее публиковали самиздатом.
А еще ее продавали на черном рынке по цене Библии - около 40 рублей.
Немудрено! Многие древние формулы пришли ко мне именно через нее.
И одна из любимых фраз, ключ йоги: «Оберегай ближнего и дальнего и помогай ему возвыситься».
− Разве ты забыл, что сам строишь свою Карму, сам медленно и упорно восходишь по бесконечным ступеням совершенствования? Сама, только сама душа отвечает за себя на этом пути, от которого не свободен ни один атом в мире. О великий путь совершенствования! Знаешь ли ты, как медленно и мучительно, в неисчислимых поколениях безобразных чудовищ, пожирателей тины и падали, в тупых, жвачных, яростных и вечно голодных хищниках проходила материя кальпу за кальпой, чтобы обогатиться духом, приобрести знание и власть над слепыми силами природы − Шакти. В этом потоке, как капли в Ганге, и мы с тобой и все сущее.
Витаркананда поднял руки к горам, как бы сгоняя их воедино широким жестом.
− Еще бесконечно много косной, мертвой материи во вселенной. Крохотными ключами и ручейками текут повсюду отдельные Кармы: на земле, на планетах бесчисленных звезд. Эти мелкие капли мысли, воли, совершенствования, ручейки духа стекают в огромный океан мировой души. Все выше становится его уровень, все неизмеримее − глубина, и прибой этого океана достигнет самых далеких звезд!703,2K
Аноним13 июня 2013 г.Все в мире качается на лезвии бритвы и, однако, существует миллионы лет. В этом и есть чудо жизни, и мысли тем более.Читать далее
В детстве меня всегда восхищали люди, которых сегодня я отнесла бы к особому, почти вымершему слою общества, называемому советской интеллигенцией. Они жили в реальности в тесных квартирках, полных друзей и заставленных шкафами с книгами или грудами рукописей, но мыслями в каком-то особом высшем и справедливом мирке, где всегда готовы были поделиться последним с ближним, а на товарища без сомнения можно положиться, как на самого себя, на их кухоньках решались далекие от обыденных вопросы о судьбах человечества, неустроенность быта удивительным образом уживалась с безграничным полетом мысли и духа. Тяжело пришлось им, начисто лишенным коммерческой жилки, в лихие и беспощадные девяностые: часть пустилась в скитания по миру в безнадежных поисках реализации своих умений и таланта, часть вынуждена была прогнуться под суровыми законами рынка, отдаться во власть мира денег и накопления материальных благ, кое-кто же просто спился от безысходности и отчаяния...
Но на страницах этого романа суровые люди с горящим взором будут жить вечно. И даже в своем тесном семейно-дружеском кругу они обсуждают исключительно новости науки или мечтают об устройстве светлого будущего для многих и многих грядущих поколений землян за чашкой обжигающего крепкого таежного чая с дымящейся папиросой в мозолистых пальцах и в мечтаниях этих руководствуются не отвлеченными теориями и измышлениями, а своим собственным, прочувствованным, испытанным и выстраданным за долгие годы работы опытом.Таков и Гирин - настоящий советский супермен, основная мышца которого, по выражению М. Задорнова, это мозг. И тем приятнее, что эта главная и губительная для врагов отлично дополняется вполне традиционными для супер-героев крепкими и натренированными мускулами.
Конечно, утопия! Конечно, сказка! Но так хочется верить, что не все еще потеряно для человечества и на страже добра и справедливости стоят не тупые бездушные машины для убийства, а хотя бы с десяток взрослых любящих и мыслящих Гириных, Рамамурти, Иверневых, Пирелли, Андреевых...
Исследование исторических предпосылок для современной психологии и антропологии - потрясающе! Хотя, на мой взгляд, местами очень даже спорно. Но вещь очень глубокая. Наталкивает на рассуждения по философско-религиозным вопросам. Исторические исследования и выводы, по крайней мере, кажутся весьма занимательными и достаточно аполитичными, хотя и отражающими идеалы и устремления автора. Просто удивительно, сколько душевной глубины и гармонии может нести книга с таким резким, жестким названием... И, ох, как же я люблю нелинейные запутанные сюжеты! Италия, Южная Африка, Гималаи, советские Москва и Ленинград, степные равнины древних предков... Настоящее большое путешествие.А вообще, скажу я вам, это произведение вполне достойно того, чтобы его включили в школьную программу по литературе. Оно учит человеколюбию, развитию собственных тела и духа, утверждает высокие идеалы добра и справедливости, гармонии и красоты, ценности человеческой жизни и всего сущего, провозглашает Человека пусть не хозяином, но венцом природы, хранителем и творцом опытного наследия многих и многих поколений. Оно заставляет думать и вникать, сопереживать и анализировать. Идеология? Да, а ведь нам как раз сегодня и не хватает именно такой идеологии в воспитании подрастающего поколения. И, быть может, хватит уже "охоты на ведьм", а пора бы, наконец, начать замечать, сохранять и развивать то светлое и положительное, что осталось в нашем коммунистическом прошлом?
681,3K
Аноним22 февраля 2020 г.Мечтать не вредно, вредно не мечтать
Читать далееИногда вот прекрасно заходят такие в чем-то наивные и, безусловно, идеалистические книги о сильных, смелых и умных людях, стремящихся в великое светлое будущее и предпринимающие немало усилий в своем настоящем это самое будущее приблизить. Ефремов, сам ученый-палеонтолог, в этом романе воспевает деятельность своих коллег, подлинных светочей знаний, увлеченных предметом, готовых на все ради великих открытий и достижений науки во благо народа.
Увлекательный приключенческий сюжет, в котором люди с разных концов Земли, на первый взгляд ничем не связанные, размышляют, по сути, об одном и том же, только с разных сторон, неплохо двигает вперед текст, который по факту философский трактат, замаскированный под роман. Ключевые идеи о тонкой, как лезвие бритвы, грани между добром и злом, светом и тьмой, о красоте, о связи поколений, о балансе между физическим и духовным, о женщине (кстати, многие идеи, прозвучавшие в романе, созвучны современным постулатам феминизма), о науке, о коммунизме как высшей степени развития общества (ну конечно), вплетены в три сюжетные линии: врача-психофизиолога Гирина и гимнастки Симы в России, авантюрных итальянцев Чезаре, Леа и Сандры, предпринявших дерзкую вылазку к берегам Юго-Западной Африки в погоне за алмазами и нашедшими там загадочную черную корону, и индийского художника Даярама и его возлюбленной танцовщицы Амриты-Тиллоттамы.
Обидно, что тайна серых кристаллов и черной короны так и осталась нераскрытой, но последнюю страницу книги я переворачивала с чувством глубокого морального удовлетворения от прочитанного. Это было непросто, скажу честно, некоторые моменты заставляли обдумывать и переоценивать кое-что в собственной жизни и системе убеждений. Очень многие из заветов Ефремова, если счистить идеологическую шелуху и советский дидактизм, верны и по сей день, и современным людям, молодым в первую очередь, не мешало бы их знать. Я бы советовала читать роман в старшие школьные или институтские годы, когда мировоззрение еще формируется - установки жизненные он дает правильные.
6428K