
Ваша оценкаРецензии
Аноним9 января 2013 г.Читать далееНичто не постоянно. Приходит и уходит и тот, кто помнит, и то, что помнится.
Наблюдение показывает, что все происходит из перемен. Размышление подсказывает: ничто так не угодно природе мира, как изменять вещи и создавать новые, на них похожие. Все сущее есть семя, из какового произрастает будущее.
Даже удивительно, что такая замечательная книга настолько непопулярна на LiveLib'e. Такой известный автор, такой сильный роман... И всего 125 читателей :( Грустно, грустно..."К востоку от Эдема" - это восхитительная семейная сага. Во-первых, масштабная - ее действие охватывает два поколения семейств Трасков и Гамильтонов, обосновавшихся в Салинасе. Америка тех лет (конца 19-го - первой половины 20-го вв.) харизматична по-своему. Переселенцы - люди волевые, целеустремленные, в большинстве своем твердо знающие, чего хотят от жизни, и не стесняющиеся брать свое, если оно плохо лежит. Их потомки - это сборная солянка всех достоинств и пороков этих не в меру пробивных людей. И Стейнбек нисколько не приукрашивает действительность - в процессе написания романа он ознакомился не с одной подшивкой местных газет за те годы, которые описывает в "К востоку от Эдема".
Во-вторых, задумка романа великолепна сама по себе. Через историю сначала Адама и Кларка Трасков, а потом Кейла и Арона Трасков, Стейнбек возвращает к жизни историю о Каине и Авеле, о непростых отношениях между людьми, которые могут сложиться даже между тем, в чьих жилах течет одна и та же кровь.
В третьих, в "К востоку от Эдема" все персонажи великолепны. Даже (хотя было бы вернее сказать "особенно") второстепенные. Преданный Ли, который вложил душу в чужих сыновей. Негодяйка Кэти, воплощение пороков и бесчувственности. Не по годам мудрая Абра. Сэм Гамильтон, ирландский предок самого Стейнбека, который одним своим появлением на страницах романа заражал читателя своим энтузиазмом и идеалистичным, но очень честным взглядом на жизнь.
И красной нитью сквозь весь роман - судьба человека определяется только его поступками и желаниями. От того, какую дорогу ты выберешь, зависит и твоя жизнь, и жизнь твоих близких.
Просто великолепный роман, в котором главное одно только слово - тимшел...
Ты можешь господствовать над грехом. Да, в этом суть... В битвах духа, как и во всех войнах, только победителей увековечивает память. "Ты можешь! Ты можешь!" Какое торжество! Верно, что мы слабы, недужны, сварливы, но если бы этим все в нас исчерпывалось, то мы исчезли бы с лица земли много тысяч лет назад... Но все меняет возможность выбора - возможность победы!1763,2K
Аноним9 июня 2014 г.Ты можешь
Читать далее"Ничто не постоянно. Приходит и уходит и тот, кто помнит, и то, что помнится."
Ну вот, как я не тянула, как не растягивала страницы и дни, эта история всё же закончилась. И частичка меня осталась на её страницах, так же как и события, которые произошли там, навсегда заняли место в моём сердце. Ну а у меня появился ещё один любимый герой. Но об этом позже.
Удивительно, как легко и прочно, уже первым прочитанным романом ( Гроздья гнева ), Стейнбек завоевал моё читательское сердце. С какой нежностью и почтением он пишет о своих героях, переживает за них. И тем не менее он не наделяет их идеальными характерами, не жалует им лёгких судеб, не ищет для них лёгких путей. Словно ручей льётся повествование, год за годом мы наблюдаем за становлением характеров и жизненных позиций. Иногда не понимаем причин поступков, не разделяем мнения, осуждаем или сочувствуем, восхваляем или злимся. И за всеми этими строчками незримо присутствует автор. Он, как-будто исподтишка наблюдает за нами, хмурится, прищуривает глаза, а под седыми усами лёгкая усмешка. Потому что он знает, что всё не зря, что благодарный читатель всегда найдётся. Он знает волшебное слово «тимшел - «можешь господствовать.» А ещё знает, что выбор есть всегда, только его надо научится делать. А иногда можно и не выбирать.Так о чём же этот роман, автора которого хочется благодарить и благодарить, за то, что он его написал? О чём эта семейная сага, от чтения которой невозможно оторваться? О чём эта боль в словах, красота в предложениях, переживания в строчках?
Семья Сэма Гамильтона, семейство Адама Траска. Если бы Адам не переехал в Салинас, они никогда бы не встретились. Но судьбе было угодно, чтобы их судьбы тесно переплелись. Мудрый и уравновешенный Сэмюэль сыграл в жизни Адама огромную роль, его помощь и словом и делом имела большую ценность. Его жизненные принципы и нажитый опыт помогали Адаму в трудные времена. Сэм стал для него вроде крёстного, если даже не ангела-хранителя. Безграничная доброта этого человека, его наставления и советы, даже после смерти продолжали помогать людям. Ведь он мог видеть то, что есть, а не как большинство- то, что хотят видеть. И в этом была вся его суть, и его мощь.
Адам Траск один из главных героев книги. Хотя мне трудно кого-то назвать второстепенным. Тот же самый китаец Ли, управляющий в доме Трасков. Это о нём я обещала рассказать в самом начале. Это он пленил меня своими восточными чарами. Без него книга не имела бы той глубины и очарования, без него Адам не состоялся бы ни как отец, ни как человек. Преданность и мудрость Ли не имеет границ. Он честен в делах и мыслях не только перед другими, но в первую очередь перед собой. Это он помогает Адаму воспитывать мальчиков, это он, а потом и Сэм, разглядел истинную натуру Кейт, потому что смотрел не на внешность, а в душу. Это он, маленький, но сильный, не просто управлял делами Траска, но сделал его дом домашним очагом, уютным и комфортным. Он стал частью этой семьи, весомой частью и даже мечта о книжном магазинчике и уединении не смогла разлучить его с ними. Ли знал и чувствовал каждого из семейства больше их самих. Даже в самые тяжелые времена он был не просто опорой, он был скалой, глыбой, и, казалось, все бури и невзгоды разбивались о его непреклонность и спокойствие. Ли стал для меня воплощением надёжности и стабильности, гаванью, куда хочется возвращаться и возвращаться.
Но возвратимся к Адаму Траску. Эту сюжетную линию автор задумал как переосмысление библейской притчи о Каине и Авеле. Сначала на примере Адама и его брата Карла, потом больше раскрыл в сыновьях Адама - Кейлебе и Ароне. Но это личная трактовка Стейнбека, в основу взята только канва мифа, всё остальное - идея автора.
Непростые взаимоотношения родителей и детей. Связь между сыном и отцом. Почему и за что одних детей любят больше, чем других, даже если они меньше этого достойны? Не ждите ответов на эти вопросы. Их нет. И быть не может. Просто такое случается сплошь и рядом. А в нашей саге повторятся из одного поколения в другое.
Почему Адам повторил судьбу своего отца? Почему один сын стал для него любимее и ближе, хотя особо и не тянулся к отцу. В то время как Кейлеб искренне любил родителя и стремился ему помочь любыми способами. "Уж если мы за что и цепляемся из последних сил, так это за наши грехи, - "вот уж точно.
Отдельно несколько слов хочется сказать о Кейт. Об этой женщине, которую и женщиной трудно назвать. Страшная, расчётливая убийца. Жестокая и мерзкая. Она использует людей, а потом бросает за ненадобностью, как ненужные вещи. Она несёт смерть и беду всем, с кем более или менее тесно общается. Это дьявол в юбке, это воплощение горя и несчастий. И, тем не менее, это сильный, хоть и отрицательный герой.Прекрасная, просто таки завораживающая книга. Стейнбек сумел перенести меня в маленький американский городок и окунуть в атмосферу конца 19 начало 20 веков. И моё путешествие было замечательным, хоть и с горьковатым привкусом.
Ну а описаниями автора не восхититься просто невозможно:
Весенние цветы в такие годы были неправдоподобно красивы. Всю долину и холмы предгорий устилали ковры из люпинов и маков. Когда-то одна женщина объяснила мне, что, если добавить в букет несколько белых цветов, соседние цветы покажутся ярче, их краски станут определеннее. У синего люпина каждый лепесток оторочен белым, и оттого поля люпинов — это такая синь, что невозможно себе представить. Среди этого синего моря брызгами рассыпались островки калифорнийских маков. Маки тоже обжигали глаз яростью: и не оранжевые, и не красные… такой цвет, наверно, был бы у сливок, снятых с чистого золота, будь оно жидкостью, наделенной свойствами молока.Ну как можно не влюбиться в это сине-оранжевое совершенство?
Книгу можно разобрать на цитаты. По ней можно учиться жить и любить, удивляться прекрасному и верить в себя. Но самой важной мыслью для меня стала вот эта-
Если вы или я оказываемся перед выбором подумать или поступить так или иначе, мы всегда должны помнить о смерти и стараться жить так, чтобы наша смерть никому не доставила радости.Какие глубокие и верные слова. Жизнь и смерть здесь не в извечной борьбе, они уравновешены мудростью простого смертного.
У каждого из нас свой рай и свой ад. Но всегда, в любой ситуации мы должны оставаться людьми. Ведь "быть человеком - значит взять на себя какую-то ответственность, а не просто заполнять собой пространство. " Нельзя об этом забывать."Тимшел", то есть "ты можешь"...
Ф/М 2014
8/251302,9K
Аноним9 февраля 2022 г.«И каждый рисовал себе картину счастливого будущего по-своему, в зависимости от того, чего был лишен в настоящем»Читать далееЕсли меня спросят: «Кто твой самый любимый автор?». Я с гордостью ответу, что это Джон Стейнбек. У Стейнбека я прочитала четыре книги, и каждая глубоко запала в мое сердце. Он умеет передавать человеческие судьбы так, что равнодушным остаться невозможно.
В центре сюжета книги, как и обычно у Стейнбека – человек. Его пороки, ошибки, любовь и ненависть, предательство и прощение. В романе «К востоку от Эдема» он написал о жизни семьи Траск. Описал несколько поколений этой семьи, где у каждого были свои цели, желания, боли и обиды. Кто-то хотел сохранить свое место под солнцем, а кто-то убежать от мира, скрыться и пропасть. Главная тема романа – борьба человека с самим собой.
Основные события романа происходят в городе Салинас (Калифорния) в начале XXв. Это южный город, в котором родился и вырос Джон Стейнбек. В книге встречаются второстепенные герои, такие как семья Гамильтонов (предки Стейнбека). Гамильтоны играют значительную роль в романе. Очень интересно описан их жизненный удел и боевой дух. Так же, в книге мы встречаем еще одного героя по имени Ли, который покоряет своей мудростью и спокойствием. Еще здесь есть порочные герои, такие как Кэти, Джон, Этель, Чарльз и Кэл (отчасти). В этих людях живет злость, ненависть, и, если кто-то из них пытается бороться с мрачными чувствами и поступками, то другие принимают это как данность и подпитывают их еще больше.
В романе много действующих лиц и много всего происходит. Все это описать в одном отзыве просто нереально. Мои чувства после прочтения объяснить трудно, они такие же многогранные, как и сам роман. Могу сказать лишь одно, мне понравилось и понравилось очень-очень. Поэтому, я рекомендую всем прочитать книги Стэйнбека, чтобы понять всю жизненную мораль, которую он вкладывает в свои романы и повести. Такого копания людского нутра я не встречала даже у Кабре и Кронина. Это настолько правдоподобно, настолько цепляет за живое, что где-то там внутри души чувствуешь всю боль прошлых поколений и начинаешь по-настоящему чувствовать людей.
1232,3K
Аноним25 июня 2020 г.Читать далееПсихологи советуют использовать практику благодарности. Умение благодарить делает нас гораздо счастливее. Ведь счастливые люди осознают, что всё чем они владеют — это великий дар.
Так вот, я благодарю Вселенную/книжного Бога, а главное человека, который посоветовал мне прочитать "К востоку от Эдема"!
Это ещё одна великолепная книга, с которой мне посчастливилось познакомиться в этом году. И я невероятна счастлива, что у меня есть силы, возможности, время и желание читать совершенно разные жанры. Надеюсь такая возможность у меня будет и в будущем.
"К востоку от Эдема" это семейная сага, действия которой происходят в Калифорнии, долине Салинас-Валли. В романе ключевыми героями являются члены двух семей: Гамильтоны и Траски.Гамильтоны — это большая семья. Самюэль Гамильтон является главой семейства. Он удивительный человек, обладающей внутренним стержнем, при этом излучает такой свет, что озаряет души не только своих близких, но и других людей встречающихся на его пути. Так бывает, что люди подобные Самуэлю не очень удачливы в жизни, но у него другие ценности. Дети для него значат гораздо больше, чем деньги. Его вера дает ему силы бороться, не опускать руки. Сасмюэль, как центр этой книги, он везде и всюду, дарит свой свет и тепло героям. Гамильтоны — замечательная семья, они поддерживают, любят и уважают друг друга.
Адама Траск прибывает в Калифорнию в поисках лучшей жизни для себя и своей жены Кэти. У Адама есть брат, нам рассказывают об их детстве, об эгоистичном отце, непростых взаимоотношениях внутри семьи.
Отношения с супругой у Адама тоже не простые. Будто в противовес Самюэлю Гамильтону, автор создал Кэти. Она отвратительна, жестока, у нее уродливая душа, черные мысли и сплошная гниль в сердце.Из этого получается рассказ длиною в жизнь. Порой тебе жалко героев, порой тебе хочется их встряхнуть. Здесь есть трагедии, взлеты, падения, любовь и дружба. А как иначе, ведь в жизни полно чувств и событий.
Надо сказать, что в книге полно отличных героев. Конечно же, у меня есть свои любимчики, некоторые из них раскрывались постепенно. Например, Кейлеб — один из сыновей Адама Траска. Я всё время негодовала, как мне казалось, из-за несправедливого отношения к нему. Какая же он сильная личность, человек чёткий, уверенный, знающий чего хочет. И при этом он не ангел, но со всей внутренней силой борется со своими демонами.
В романе достаточно много философских, нравственных, морально-этических рассуждений. Ты, как будто, становишься участником бесед главных героев. Ты делаешь свои выводы, выносишь уроки. Всю книгу красной нитью идёт мысль о саморазрушении. У одних персонажей отчетливо видно самодеструктивное поведение, другие же скрываются под маской ненависти к окружающим. В результате итог будет один.
По мне, это лучшая семейная сага. Планка высока. Автор деликатно дает нам возможность самим делать выводы и выбирать стороны. Мне так понравился этот роман, что я не могу сдержать восторженных и хвалебных слов.
1204,4K
Аноним8 января 2023 г.Семейная сага библейского масштаба
Читать далееЗдравствуйте, меня зовут Маргарита, я - запойный читатель. И я люблю Джона Стейнбека. Конечно, Моэма и Кинга из моего сердца он не вытеснит - но им придется потесниться.
... Вот она, вот она - книга моей мечты! [Перекрикивая салюты, кричалось в глухую ночь голосом из мема "Язь!"]. Здоровенная! ... Извините - я была в восторге, сучила ногами и бегала пересказывать куски всем, кто оказывался поблизости. Очень немного книг, которые я читаю с таким лицом- Очень хотелось бы подборку книг, которые читались с таким лицом - но на это уйдет вся жизнь.
Это только вторая прочитанная книга автора и первая художественная. Но то, что я отдам ему свое сердце - я поняла безоговорочно. Стоило чуть-чуть расчитать Джон Стейнбек - Путешествие с Чарли в поисках Америки - и я просто влюбилась в стиль. Его так сложно описать, он такой - деликатный, поэтичный... Хотелось чего-то большого, обволакивающего... Пожалуйста!))) Буквально первая страница с описанием цветущих маков и горчицы - ... Просто - здравствуйте, я у вас тут останусь, куда мне встать?
Да - это абсолютная библейская сага и библейские аллюзии. Писалось все на основе истории Каина и Авеля: у нас тут аж две пары братьев: Адам и Чарльз и Арон и Калеб. Если кто-то не понял эту отсылку - даже в тексте любезно пояснят, мол ну даже имена начинаются на английские A и С. И - начало (особенно после цветущей полянки) - очень жесткое и пугающее. И читатель, зная (или погуглив) историю библейских братьев, ждет ...
Ну ждите, ждите, любимые читатели - 700 страниц впереди.
Не братьями едиными. Попался мне и - один из лучших прочитанных отрицательных персонажей, которому и Стивен Кинг может снять шляпу. Это Кэти Эймс, и это - абсолютное воплощение Лилит, первой жены библейского Адама. Это, конечно, совсем уж толсто - ну да ладно. Это - абсолютный демон на земле, и автор даже не скрывает, что такой ее и задумал. Это такая душечка-пердушечка, сущий ангелочек, способный так надуть губки и распушить реснички, что люди только локтями не пихаются, пока бегут исполнять все ее прихоти. Но - она родилась абсолютно без эмпатии и каких-то теплых чувств. Социопат-мизантроп - это пугает меня больше, чем всякие вампиры и оборотни. То, как она втирается в доверие, просчитывает все в своей голове, и единственная ее слабость - алкоголь... Жуууть...
Я пробовала поныть по поводу объема. И персонажи яркие, и написано красиво и интересно - но что-то очень уж обильно, лирические отступления (особенно в начале глав иногда автор любит уходить в описания и рассуждения). Когда - совершенно внезапно - ворвалось семейство Гамильтонов - я сначала ничего не поняла. А потом - так поняла, что думаю теперь, что ради них все писалось. Если это правда,то Гамильтоны - это семья самого автора, он - сын Олив, одной из 9 детей. И - книга меня наградила двумя персонажами, которым я безоговорочно отдала свое сердце. Это - сэр Сэмюэл Гамильтон и китаец Ли. Сэр Сэмюэл - это просто восхитительный персонаж, такой, если вернуться к библейской терминологии, старец пророк как в Архимандрит Тихон (Шевкунов) - «Несвятые святые» и другие рассказы или Дмитрий Соболев - Остров . Простой ирландский работяга, мечтатель и изобретатель, при этом - такой мудрый. Просто всеобщий дедушка, которого нам всем не хватает.
Китаец Ли - это отдельная история. Если такого человека не было - его стоило бы придумать. Это - самый настоящий ангел-хранитель в земном воплощении. Который очень долго прикидывался валенком в стиле "Мисси хотеть цяй?", пока сэр Сэмюэл - первый и почти единственный - не сказал ему: "А почему ты притворяешься? Ты же умный и сообразительный...". Эта сцена "А чего ты придуриваешься?" - одна из моих любимых в книге. Ли абсолютно сверхъестественно знает, что и когда сделать и сказать, где подать чай, где принести бутылочку, когда можно высказать в лоб, а когда нужно затаиться и не идти на зов. Даже если такого человека просто не может существовать в природе - очень хочется иметь подобного рядом.
"Писатель проверяется природой едой и постельными сценами". Ну - с последним у автора все очень целомудренно, хотя он и пишет о тех временах, когда бордели были в Америке градообразующими предприятиями. Единственная цитата, которая бросилась в глаза, это когда [происходящее в борделях] сравнивается с шаманским жертвоприношением. Про природу я тоже говорила: начиная с цветущей поляны, описание природы - просто захватывает дух. Ну а еда... Описание оладий - простых утренних оладий - просто вызвало у меня слюноотделение. И традиционная индейка, и рецепт рагу в тыкве от Ли...
Прочитав книгу, мне кажется, что она - все-таки не ради библейских отсылок, а ради того, чтобы увековечить память о семье. И особенно о сэре Сэмуэле, который был настоящим ядром семьи и просто удивительным человеком. Я только немного отошла, как Ли выдал:
Он был мне вторым отцом, духовным наставником... Да что ж ты делаешь со мной?! Был эпизод, который автор подал так буднично и погнал дальше свои исторические рассуждения - и мне пришлось пойти немного подышать, всплакнуть... Самый нереальный эпизод - когда Адам к жизни вернулся. Это был просто невероятный эпизод, и при этом - такой живой. И я где-то с середины поймала себя на мысли, что - автору удается меня подловить. Я жду какого-то книжно-клишированного развития событий - а герои реагируют совсем по-другому, и при этом - очень жизненно.Ну а конец - сделал такой внезапный бах - что я аж вздрогнула!
Поэтому могу сказать, что, если прикрыть глаза на небольшую экзальтированность беллетристики, роман - очень жизненный. Даже если он писался, чтобы увековечить память сэра Сэмуэля - я со всей ответственностью сохраню его в своем сердце. Та книга - к которой невозможно остаться равнодушным и очень сложно забыть. Тогда позволю неофитам дать небольшой совет, чтобы не повторять моих ошибок и глупостей. Это такая большая, горделивая и самодостаточная проза, которую нельзя перехватить на бегу или откусывать по кусочку. В нее непременно нужно погрузиться, дать себя обаять, заворожить - и выбираться просто не захочется. Вообще не понимаю предубеждения по поводу толстых романов. Да - они требуют времени и сил, и по современным меркам из подобной истории книги 4 бы выкроилось. Но - это такое восхитительное книжное погружение, как под одеялко нырнуть...
P.S. Поймала себя на мысли, что, если нужно подобрать определение автору, я бы сказала: "южный джентльмен". Очень уж семейство Гамильтонов мне напомнило семью Сэмми Клеменса (известного нам, как Марк Твен). Уже рассказывала, почему испытываю к этому периоду и направлению теплые чувства. Не совсем знакома с Фолкнером - но, например, Стивен Кинг же тоже с американского юга. Где всякие "да, мэм/да, сэр", большие семьи переселенцев, маленькие городки и фермы... Только если у Кинга нас окружают демоны и вавилонские блудницы, то Стейнбек к ним добавил старца-пророка и ангела-хранителя. Больше всего мне напомнило, наверно Ричард Руссо - Эмпайр Фоллз - только масштабом побольше.1102,8K
Аноним20 июля 2022 г.“ Удивительное все-таки достижение человечества: способность смотреть на очевидность и не верить своим глазам”
Читать далееНесколько лет назад я решила, что раз уж живу здесь, то должна прочитать хотя бы основные произведения американских классиков. Джон Стайнбек (кстати, именно так правильно произносится его фамилия), естественно, попал в этот список, причём, сразу с несколькими книгами. Из-за большого объёма и монументальности я очень долго откладывала «К востоку от Эдема», боясь «увязнуть» на несколько месяцев. Но, как оказалось, совершенно зря!
Сам Стайнбек считал «К востоку от Эдема» своим главным и лучшим своим произведением. Большая часть событий происходит в 20е годы ХХ века на родине автора, в Калифорнии, в долине Салинас и он с потрясающим мастерством и огромной любовью описывает удивительную природу этого края.
В книге огромное количество действующих лиц и все они очень калорийны и по своему интересны; но все же центральное место занимают несколько поколений двух семей: Гамильтонов и Трасков. Причём, история семьи Гамильтонов автобиографична для писателя (именно из этой семьи произошла его мать). Хотя обе семьи в каком-то смысле типичные представители переселенцев, приехавших покорять Дикий Запад; они совершенно не похожи друг на друга: Траски богаты, Гамильтоны бедны; в многочисленном семействе Гамильтонов царят любовь, взаимное уважение и согласие, здесь каждый чувствует себя нужным и вносит свой посильный вклад в общее семейное хозяйство; Траски же живут в атмосфере недоверия и отчужденности, а два сводных брата, Чарльз и Адам, вынуждены постоянно бороться за любовь и внимание отца (ситуация повторяется и в следующем поколении, с сыновьями Адама, Калебом и Аароном).
Вообще, проблеме «отцов и детей», их взаимоотношениям, влиянию поступков родителей на то, как сложится в дальнейшем судьба их детей уделено очень много внимания.
Для ребенка ужасней всего чувство, что его не любят, страх, что он отвергнут, - это для ребенка ад. А думаю, каждый на свете в большей или меньшей степени чувствовал, что его отвергли. Отверженность влечет за собой гнев, а гнев толкает к преступлению в отместку за отверженость, преступление же родит вину - и вот вся история человечества.Отдельное место среди персонажей занимает Кейт - жена Адама. Она - воплощение совершенного Зла, победы низменных и эгоистичных порывов над светлой природой человека; но при этом она невероятно харизматична и I just love to hate her!
Прослеживаются многочисленные аллюзии на Библейскую тематику; самые очевидные из них - изгнание Адама из рая и история Каина и Авеля (причем, она обыгрывается в двух вариантах: в двух поколениях Трасков).Еще одна центральная тема романа - это противостояние Добра и Зла и проблема выбора для каждого конкретного человека:
Да, у человечества есть одна-единственная тайна. Все наши романы, вся поэзия вертятся на непрекращающейся борьбе добра и зла в нас самих. Мне иногда кажется, что зло вынуждено постоянно приспосабливаться и менять обличье, но добро бессмертно. У порока каждый раз новое, молодое лицо, зато больше всего на свете чтут добродетель, и так будет всегда.
…древнееврейское слово "тимшел" - "можешь господствовать" - даёт человеку ВЫБОР. Быть может, это самое важное слово на свете. Оно говорит человеку, что путь открыт - решать предоставляется ему самому. Ибо "если ты можешь господствовать", то верно и обратное "а можешь и не господствовать"…..Но подумайте, сколь возвеличивает нас выбор! Он делает людей людьми.
"Понимаешь, быть человеком - значит взять на себя какую-то ответственность, а не просто заполнять собой пространство".Даже по прошествии нескольких дней книга «не отпускает» и я продолжаю думать о судьбах героев и размышлять над многочисленными философскими вопросами, которые поднял автор. На мой взгляд, это и есть один из признаков гениального произведения.
1104,2K
Аноним20 апреля 2025 г.“Древнееврейское слово "тимшел" - "можешь господствовать" - даёт человеку ВЫБОР”
Читать далееНикогда бы не подумала, что найду у Стейнбека мотивы из произведений моего любимого Федора Михайловича, но “К Востоку от Эдема” стал для меня романом, полностью перевернувшим мое представление об авторе, с чьим творчеством я была знакома лишь мимоходом.
Оказывается, Джон Стейнбек тоже является тонким знатоком и исследователем человеческой натуры - его роман психологически точен и выверен до мельчайших деталей и может служить учебным пособием для всех желающих изучить человеческую психологию на ярких художественных примерах.
Что касается сравнения с Достоевским, то именно эти строки из романа Стейнбека вызвали во мне воспоминания о “Братьях Карамазовых” ("Иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским"):
От любого из нас можно ждать чего угодно, мы способны на поступки как удивительно благородные, так и удивительно низкие. Да и найдется ли человек, втайне не помышлявший вкусить запретного?В центре романа библейский сюжет о Каине и Авеле, который является смыслообразующим элементом для всех сюжетных развилок. Но дело не просто в параллели между братьями (Адам и Чарльз, Арон и Кэл Траски), которая подчеркивается начальными буквами их имен, самое главное в романе - загадочное слово “тимшел” - которое означает по-древнееврейски “дозволяется”.
“Тебе дано господствовать” - именно эти слова произносит в адрес совершившего страшный грех братоубийства Каина Господь. И очень важно истолковать эти слова верным образом - только послушайте, что в них вкладывает верный слуга семейства Трасков Ли:
А вот древнееврейское слово “тимшел”, “дозволяется”, предоставляет человеку возможность выбора. Возможно, это и есть самое важное слово в мире. Оно говорит, что путь свободен и человек волен выбирать. Ибо если “тебе дозволяется господствовать”, то совершенно очевидно: “можешь господствовать над грехом, а можешь и не господствовать”.По сути, каждый из героев романа в определенные моменты своей жизни стоит перед выбором: поддаться своим слабостям и взять на душу грех, либо восторжествовать над ними и сделать тот выбор, который позволит возвеличить собственную душу и победить собственных демонов.
Например, один из главных героев повествования Адам Траск то и дело попадает в такие ситуации, когда нужно проявить силу духа, твердость характера и принять важное решение. Но что мы видим каждый раз? Очередное бегство от реальности.
Сначала он пытается закрыть глаза на деспотичный нрав своего отца, его несправедливость, потом на совершенно неадекватное поведение его сводного брата Чарльза, который едва не убивает его в припадке гнева. Адам не может им противостоять, ощущая собственную слабость и ничтожность. Затем по велению отца он отправляется в ненавистную ему армию, но по окончании срока службы вновь заключает контракт - потому что это оказывается прекрасным способом сбежать из ненавистного отчего дома и снова спрятаться от всех тягот и трудностей реальной жизни.
Затем он пытается спрятаться в своей сумасшедшей влюбленности в Кэти, которая не имеет ничего общего с настоящей любовью. Заметьте, что он единственный не видел настоящую Кэти, в его воображении был лишь придуманный им самим образ, совершенно не соответствующий реальному человеку. Так что коварство вероломной Кэтрин тут вовсе не при чем - Адам и сам обманываться рад.
Удивительное все-таки достижение человечества: способность смотреть на очевидность и не верить своим глазам.Когда и здесь ничего не выходит, Адам Траск кутается в свою скорбь и упивается своими горем и болью - настолько, что погруженный в спячку, он даже не в силах дать имена своим сыновьям-двойняшкам.
Так что, несмотря на все свои положительные качества - доброе и искреннее сердце, милосердие и сострадание, стремление к справедливости и честности, принципиальность в важных и сложных жизненных ситуациях, Адам не является для меня однозначно положительным персонажем. Его слабость, нежелание брать на себя ответственность, душевная трусость и эгоизм постоянно берут над ним вверх.
Да, у человечества есть одна-единственная тайна. Все наши романы, вся поэзия вертятся на непрекращающейся борьбе добра и зла в нас самих. Мне иногда кажется, что зло вынуждено постоянно приспосабливаться и менять обличье, но добро бессмертно. У порока каждый раз новое, молодое лицо, зато больше всего на свете чтут добродетель, и так будет всегда.И лишь поддержка мудрого, твердого духом и добросердечного, честного и справедливого Сэмюэля Гамильтона и не менее замечательного слуги-китайца по имени Ли помогают ему в конце концов справиться со своими слабостями.
Сэмюэль Гамильтон и Ли - мои любимые персонажи в этой истории. И дело не просто в том, что они самые положительные герои с высочайшими моральными качествами. Они яркие, живые и обаятельные, со своим собственным видением этого мира, которое позволяет им преодолевать любые трудности и помогать другим людям. Они интересные собеседники, отличные друзья и товарищи, а еще они - великолепное зеркало, в котором каждый человек может увидеть себя таким, какой он есть на самом деле, и дать честную оценку своим словам и поступкам.
Понимаешь, быть человеком - значит взять на себя какую-то ответственность, а не просто заполнять собой пространство.
Я думаю, значимость человека в этом мире измеряется числом и природой посетивших его озарений. И хотя в миг озарения человек одинок, именно озарения единят нас с миром. Озарение есть начало всякого творчества, оно наделяет человека индивидуальностью.
Я полон сомнений, но для меня несомненно, что под наружным покровом слабости каждый хочет быть хорошим и чтобы его любили. Мало того, большинство наших пороков - это неудавшиеся попытки найти легкий, кратчайший путь к добродетели. Когда человеку приходит время умереть и он умирает, не вызывая жалости у других, то каковы бы ни были его способности, положение и заслуги, вся его жизнь - сплошная неудача, а смерть рождает в нем ужас. Если вы или я оказываемся перед выбором подумать или поступить так или иначе, мы всегда должны помнить о смерти и стараться жить так, чтобы наша смерть никому не доставила радости.
А вот один из самых скучных для меня героев романа - это Кэти. Абсолютное зло в чистом виде всегда навевает на меня скуку, потому что это очень нереалистичные персонажи, бесконечно далекие от настоящей жизни, где в каждом человеке есть и плохое, и хорошее, а добро со злом бесконечно борются в его душе. Поэтому героиня Кэтрин не вызывает никаких особенных чувств, кроме непонимания и отвращения, и не дает поводов к саморефлексии - отсюда и полное равнодушие к ее образу, который лишь служит фоном для раскрытия других персонажей.
Очень интересная и эффектная сюжетная линия получилась с сыновьями Адама и Кэтрин. Арон и Кэл поначалу кажутся отражением самого Адама и его брата Чарльза: первый - буквально ангелочек, который умеет мгновенно влюблять в себя всех окружающих, а второй - эдакий классический плохиш.
И лишь к концу повествования мы видим настоящее положение вещей. Кэл предстает перед нами в истинном свете: сильная и целеустремленная личность, цельная натура, которая всеми силами души стремится к свету, справедливости и добру. И пусть у него это не всегда получается, пусть иногда его плохие стороны берут верх - это время от времени случается с каждым из нас.
Здесь самое важное - не поддаваться саморазрушительной ненависти к себе, как это делает Кэл, и принимать дальше правильные решения, совершать правильные поступки и оставаться верным самому себе.
Возможно, каждый скрывает в себе некую темную заводь, где плодится зло и прочая гнусь. Но заводь эта огорожена , и, пытаясь выбраться наружу, ее обитатели скатываются по скользкой стенке обратно. И все же разве не может случиться, чтобы у какого-нибудь человека колония в заводи, окрепнув, перебралась через стенку и выползла на волю? Не такой ли человек становится, по нашему определению, монстром и не сродни ли он нам всем с нашими скрытыми заводями? Было бы нелепо, если бы мы понимали только ангелов: ведь дьяволов придумали тоже мы.А что скрывается под ангельской внешностью Арона? Он воистину сын своего отца - то же малодушие, эгоизм, слабовольность, безразличие к окружающим, абсолютное непонимание себя, он не знает чего хочет от жизни и в чем его призвание. А еще он такой же мечтатель как и Адам, поэтому не выдерживает, когда рушится идеальная картина его мира…
В чем главный успех романа “К востоку от Эдема”, который и по сей день входит в золотой фонд мировой литературы, который читали, читают и будут продолжать читать в будущем? Лучше всего на этот вопрос ответит сам автор:
А людям, конечно, интересно только то, что в них самих. Если повесть не о нём, то никто не станет слушать. И вот я вывел правило: повесть великая и долговечная должна быть повестью о каждом человеке, иначе век её недолог. Далекое, чужое не интересно людям — интересно только глубоко свое, родное.10811K
Аноним10 февраля 2015 г.Читать далееЭто любовь с первых строк. Начав читать "К востоку от Эдема", я сразу почувствовала, что это до слёз и бабочек в животе "моя" книга.
Обычно, мне легко писать о том, что понравилось и полюбилось. Но не сейчас. Мыслями я всё ещё в прекрасной долине Салинас, с Гамильтонами и Трасками.
Это больше, чем книга. Это маленькая жизнь, со всеми её радостями и горестями, взлётами и падениями, поисками себя и ответов на важные и вечные вопросы. К ярким героям и великолепному слогу Джона Стейнбека прикипаешь сердцем. Грустно даже, что роман дочитан. Часы в компании таких прекрасных книг пролетают быстро и незаметно. Я не читала, а жила этим романом. Вчера перевернула последнюю страницу. Сегодня начала новую книгу, но никак не могу на ней сосредоточиться, втянуться в повествование. Не отпускает Стейнбек.
Нет, серьёзно, я влюбилась! Вот пишу сейчас, думаю об этой книге, вспоминаю какие-то моменты...у меня в горле ком и глаза влажные. Зацепила, поразило в самое сердце. Сомневаюсь, что смогу что-то толковое написать о, собственно, самом романе. Чувства переполняют. Просто напишу пару слов о некоторых героях.Гамильтоны. Замечательная семья. Думаю о них, и на душе тепло. Самюэл - добрый, светлый, мудрый человек, душа семьи. Лиза - маленькая и внешне хрупкая, но по-настоящему сильная женщина, цельная, крепкая. Сэм - мечтатель, Лиза - практичная, земная. Они вырастили девятерых замечательных детей, и были счастливой и дружной семьёй, не смотря на отсутствие достатка и все сложности фермерской жизни тех лет. В семье Гамильтонов не обошлось без потерь и горя. И я не уставала восхищаться стойкостью и силой духа Лизы в тяжёлые минуты.
Траски. О них мне говорить сложнее, потому что эмоции и чувства они вызвали очень неоднозначные. Адам и Карл росли без матери, без любви и ласки. Если отец их и любил, то весьма своеобразной любовью. Сыновья Адама - Кейл и Арон, тоже долгие годы не знали любви. Не знали своей матери, да и отца и его заботу и теплоту узнали только будучи подростками, хоть и жили с ним с рождения под одной крышей. Не было в семье Трасков такой теплоты, душевной близости, счастья, поддержки и уюта как у Гамильтонов. Да и семьи нормальной не было. Каждый жил сам в себе и сам по-себе.
Арон и Кейл. По-началу мои симпатии были на стороне Арона, но постепенно я в нём разочаровалась (хотя это не вполне подходящее слово). В итоге Кейл оказался для меня понятнее и ближе.
Адам. Хороший человек, но любовь к Кэти его напрочь ослепила и отключила мозг. То, как он повёл себя после её ухода, у меня просто слов не хватает от возмущения! Он умер внутри, похоронил себя заживо. Ладно, пусть бы он купался в своём горе. Но ведь у него осталось два новорожденных сына! Он не имел права так себя вести. Что бы стало с малышами, если бы не Ли, страшно даже подумать. И какое счастье, что Самюэл Гамильтон вовремя успел вразумить Адама.Кэти. О, вот тут меня начинает трясти! Для меня она - однозначно отрицательный персонаж. Воплощение всего наиужаснейшего, порочнейшего и гнуснейшего, что только может быть в человеке. Искуссная манипуляторша. Ледяная, бессердечная, бессовестная. Идущая напролом, по трупам. Пустая, буд-то без души, или с изуродованной душой. Не способная видеть в людях хорошее, ни в ком и никогда. Зато плохое - пожалуйства. Даже там, где его нет. Я так и не поняла, что сделало Кэти такой. Она ведь уже в детстве была монстром. Душевная травма? Но, если я правильно помню, ничего такого страшного и непереносимого будучи маленькой она не испытала. Но наверняка что-то было. Был переломный момент, когда зло в Кэти взяло верх над добром.
Кэти с малолетства знала как управлять людьми, как добиться своего, даже если кажется, что всё против тебя.
Меня поразило и ужаснуло всё, что вытворяла Кэти. Но осбенно то, как она вела себя с самого начала беременности и во время родов, и потом... То как она поступила с Фей и со своими родителями.
Бывают ли такие Кэти в реальной жизни? Возможно. Я, к великому счастью, не встречала таких. Может, поэтому мне она показалась немного неправдоподобной. Но впечатления от книги это ни на грамм не испортило.Ли. Человек с большой буквы. Кладезь доброты и мудрости. Без него Траски были бы как без рук. Он был и кухаркой, и экономкой, мамой-папой для мальчиков и другом для всех троих, фундаментом, душой и разумом дома Трасков. Даже больше. Он был их ангелом-хранителем. А взять историю рождения Ли - об этом можно было бы написать отдельный пронзительный роман.
Главная мысль книги в том, что у человека есть выбор. "Ты можешь". Можешь пойти налево, а можешь направо, это зависит от твоего желания и возможностей. Но, каким бы путём ты ни пошёл, за свои поступки нужно отвечать всегда. Они оставляют след, отражаются как на твоей жизни, так и на жизни твоих близких и окружающих тебя людей.
В каждом из нас живёт как добро так и зло. Борьба между ними начинается ещё в детстве и может длиться всю жизнь. Особенно ярко это видно на примере Кейла. И в наших руках лежит выбор, какой дорогой пойти. Очень важно видеть и осознавать в себе как плохое, так и хорошее. Понимать и помнить, что выбор есть.1042,3K
Аноним16 августа 2023 г."Видеть душу насквозь..." (с)
Читать далееЗнаете, мне не хочется вплетать в сущность рецензии, въедливые разборы параллели, прочитанные мной из одной ветхой книги. Продолжать обращать внимание на упоминание о братьях и прочие отсылки, которые существуют на страницах данного произведения, ведь они выглядят слишком очевидными и до боли понятными вещами, которым уделяется чрезмерно много внимания. Возможно, они достойны этих вещей, но они уже детально произнесены другими, на протяжении нескольких сотен упоминаний.
Единственный образ о котором хочется поговорить - самостоятельная постройка образа рая и поиск места, где человек будет счастлив. В них скрыты метафоры постройки нового общества и светлой надежды на новую жизнь. Эта история более притягательна, чем множество понятных отсылок и в данном случае первый пласт романа смотрится настолько хорошо, что не наступает даже тени желаний копаться в скопище образов.
"Все, что я написал ранее, в известном смысле было лишь подготовкой к созданию этого романа", – говорил сам Джон Стейнбек о книге "К востоку от Эдема", причем с полным на то основанием: ему удалось создать один из главных литературных шедевров ХХ века, однако в моём выцветшем сердце лучшими произведениями так и остались короткие "О мышах и людях" и "Жемчужина" (сборник).
"К востоку от Эдема" – книга о страстной любви и ненависти, об ошибках и преступлениях, о доверии и предательстве. В основе сюжета – история двух сыновей калифорнийца Адама Траска, своеобразных Каина и Авеля. Каждый из них ищет свой путь в этом мире и постоянно оказывается перед выбором: творить добро или зло, стать жертвой или безжалостным хищником… Оба они ищут свое место в мире, но как же разнятся их поиски… "Ты можешь" - слова из библейского апокрифа, которые становятся своеобразным символом романа. Можешь... Но за каждый выбор придется платить дорогой ценой…
Центральные темы произведения:
- Отношения отцов и детей в нескольких прожитых поколениях жизней.
Попытка завоевать любовь, противопоставленная наслаждением от безусловной любви. Актуальная тема, которая будет волновать сердца нелюбимых и любимых детей. Как не смотря на все старания и поступки не получить должного внимания и части тепла? Чем заслужить любовь? И вообще стоит ли пытаться тратить капли стараний.
- Поиск места под солнцем и различные пути достижения счастья.
Желанный момент и проблески счастья... Морковка перед лицом уставшего мула, которую нельзя достать и которая является единственной мотивацией идти и тянуть груз бренности жизни. Мы ищем счастье в новом месте работы, поиске отношений или необходимого одиночества, капаемся в жажде денег и роем внутри себя глубокую яму, которую пытаемся закрыть каждым моментом. Сколько его бывает за жизнь? Кроме ослепляющей любви и событий связанных с её проявлением? Счастье разделить с другом бутылку вина и в разговоре с открытой душой. В разглядывании пустого пространства на котором будет построен собственный дом. Сколько их? Мгновений, когда счастье затмевает всю боль в уставших глазах...
Место под солнцем? Его слишком мало. Слишком глубокая тень мешает получить должный кусок над своей головой.
- Любовную линию, полную страданий.
Здесь нет слащавого сахара на остатках зубов. Холодный расчёт и реалии жизни. Одна сторона представлена в виде цитаты:
"Я могу сделать с тобой все, что пожелаю. Впрочем, как и любая другая женщина. Потому что ты дурак." (с) Джон Стейнбек
Другая в бесконечной наивности главного персонажа. Неумении видеть душу возлюбленной, которая насквозь видна другим.
- Философия прожитых будней.
Данная тема великолепна раскрыта через влияние и высказывания второстепенных персонажей. Их образы и рассуждения не теряют актуальности и проверены временем. О притворстве, умении видеть людей, рассуждать о жизни, степени влияния денег и умений мечтать.
Отношения между людьми и степени восприятия мира для олицетворения читателя в одном из написанных образов.
Читатель остановившийся на данном произведении получит спектр ощущений, состоящий из нескольких пунктов:
- Красивый литературный слог.
- Интересный сюжет, насыщенный вплетением историй, полных спорных отсылок из одной ветхой книги.
- Неимоверное количество философских цитат и поводов для раздумий об эгоизме, мечте и любви.
- Сравнение собственной жизни с жизнью героев.
- Атмосферу страны и проблем общества, времён событий из книги.
Роман увлекает по своей натуре и сути. Забирает из объятий будних дней и переносит в пространство книжных событий. Библейские отсылки для многих покажутся лишними и неинтересными, но основной смысл произведения увлекает и завораживает. Джон Стейнбек изобразил здесь все возможности литературного таланта и способности увлечь написанным слогом. Поражает многослойность линий сюжета, жизнь поколений и количество прекрасных цитат. Рекомендую данное произведение всем, кто боялся объема страниц, кто любит творчество автора и атмосферные книги. Автор отлично наблюдал и высматривал душу насквозь, изображая её на страницах. Раскладывал на детали пороки и светлые стороны. Умел удивлять и вовлекать в пространство сюжета. Может выйдет удивить и читателя данной рецензии? В любом случае...
"Читайте хорошие книги!" (с)
1012,6K
Аноним3 апреля 2021 г.Читать далееㅤВот и прозвучал последний аккорд. В голове не может утихнуть жужжание целого роя мыслей, а в ушах звенит это загадочное “тимшел”. “Гроздья гнева” мне уже знакомы, как и “О мышах и людях”, но тем не менее некие подозрения к роману все-таки возникли (как и всегда, впрочем). Однако мой лед с примесью скептицизма оттаял еще в самом начале, когда я твердо убедилась в том, что это мой автор и моя книга. И, наверное, это лучшее, что я читала за последнее время.
ㅤОтрадные солнечные долины, полные очарования; светлые и жизнерадостные горы, манящие своим величием; быстрые чистые ручейки, стекающие с горных ущелий… Салинас-Вэлли. Это место станет эпицентром романа чуть позже, а пока что переместимся из Северной Каролины в Коннектикут. На одной из многочисленных ферм живет неприметная семья Трасков, число членов в которой все не может устаканиться. Однако нас поначалу всецело интересуют два сводных брата. Адам и Чарльз мало похожи друг на друга, что, впрочем, неудивительно, но несмотря на это, в них прослеживается что-то отдаленно знакомое: общая тайна или, может, предназначение?
ㅤДа, весь корень зла все-таки в некой фатальности их существования. Судьбы Каина и Авеля пересекаются с их жизнями, и герои превращаются в неточные копии библейских двух братьев. Правда, все выходит из-под контроля, когда Адаму удается спастись в канаве от решительного Чарльза с топором в руках. Живой, он будущем с юной красивой (далеко не морально) женой поселится в уже упомянутой мной Салинас-Вэлли, где будут расти два его сына, мало похожих друг на друга, но с чем-то очень отдаленно знакомым…
ㅤКнига очень объемная как по количеству страниц, так и по смыслу, и, по правде, я не знаю с чего начать, чтобы не превратить рецензию в поток мыслей. Весь роман — сплошной параллелизм образов, смешанный с голосом судьбы и противостоящим ей силам. Адам и Аарон, Чарльз и Калеб, Кэйт и Абра — в них очень много общего, но, так или иначе, исходы разнятся, и дороги ведут к неидентичным концовкам их жизней. Судьбе очень трудно противостоять, потому что, например, Каинов она всю книгу решительно толкает к их предназначению: “Завидуй!”, “Покупай любовь отца!”, “Да! да! Авель странный, он не заслуживает того, чего заслуживаешь ты!”. И, как я уже сказала, последний аккорд прозвучал, но осталось “тимшел”. Таинственное “ты можешь”. В этом и заключается загадка этой книги, некая тайна мироздания: смогут ли герои пойти по другому пути? побороть свое сходство со сценариями прошлого? не наступить на одни и те же грабли?
"...ничто так не угодно природе мира, как изменять вещи и создавать новые, на них похожие.”ㅤВ романе можно выделить несколько важных диалогов или самих размышлений от автора, которые дают ключи к разгадке многих необычных, даже специфичных моментов книги. Конечно, после прочтения остаются прорехи в единой картине событий, многое вызывает вопросы, но если вдумываться в суть всех ключевых точек, может, даже отмечать их, то завеса тайны общего смысла будет практически открыта. Самое сложное — сложить пазл и сделать из своих великих открытий нечто осмысленное. Но вернемся к цитате выше.
ㅤЧарльз и Калеб. Адам и Аарон. Каин и Авель. У каждых “А” и каждых “К” множество схожих черт. Однако лишь второе поколение что-то меняет, когда Ли старательно пытается сказать им, что у них есть выбор и с этим вполне можно бороться. Тем не менее судьба отнеслась к их жизням безжалостно, какими бы убедительными речи Ли ни были. Даже несмотря на осознание Кэла о его натуре, его предназначение исполнилось. Корабль, названный “Каином”, приплыл в свою гавань. В нем всю книгу было видно противостояние, борьба между “ты можешь” и “таков твой удел”. Однако, хоть исход и трагичен, он мне кажется наименее безнадежным. Кэл пытался изменить предназначение, и, хоть у него и не получилось, он будет жить дальше. Может, с чувством вины или непосильным бременем, но жить, причем с еще одной попыткой испытать себя.
“И коль в мире рождаются создания с всевозможными физическими пороками, почему не появиться на свет божий и людям с уродствами моральными и психическими?”ㅤЕще одна важная фраза. Некоторым героям чего-то очень недостает. Например, Кэти, но это уж больно очевидный пример. Поэтому как насчет Чарльза? Его непохожесть довольно тщательно скрыта, но совесть у него явно отсутствует, если проводить параллель с Кэлом. У того понимание греховности развивалось с самого детства, и за каждым отвратительным поступком рано или поздно следовало раскаяние о содеянном. Что сделал Чарльз, когда чуть не убил своего брата? “...опирался о стойку бара в местном питейном заведении и радостно смеялся”. Не поэтому ли Кэти увидела в нем что-то родное, близкое? И его нарастающая с каждым годом алчность позволила увидеть всю ущербность его души: "Земные богатства и скапливаются-то у нищих духом, у тех, кто обделен подлинными интересами и радостями жизни". Кэлу же повезло, ему по наследству моральное уродство не перешло, ибо миру угодно не только создавать похожие вещи, но и изменять их. А Чарльз был обречен с самого начала, и намеренно резкое завершение его линии полностью оправдано. Не могло выйти ничего хорошего.
ㅤАбра и Кэти тоже во многом похожи, но и изменения очень яркие. Если у Кэти моральное уродство врожденное, то у Абры оно проявляется как ступень ее детства, и в конце концов она взрослеет. У одних героев пороки являются чуждым уродством, у других — это часть их самих, не доведенная до такого предела. Вот Адам и Аарон во многом идентичны. Их все любят, они отрезаны от реальности и почти безгреховны. В них, я бы сказала, прослеживается что-то иррациональное, почти ненастоящее, ибо ближе каждому читателю все равно Калеб. Личность Адама со временем приобретает несколько другие черты, но суть остается одна. И назвать их моральными уродами нельзя, ибо, скорее, это полное погружение в свой мир является частью их образа, натуры.
ㅤ
ㅤЧудесное произведение с глубоким смыслом. Я могу говорить еще и еще, но остановлюсь лишь на фундаменте. Стейнбек — невероятный писатель, и я точно буду еще читать его произведения. В “К востоку от Эдема” прекрасно все: пейзажи Салинас-Вэлли, полное знание автора об этом месте и его жителях; семья Гамильтонов, описанная во многом по слухам, потрясающе интересная своей историей, не может не привлечь внимание читателя; герои, полные загадок и религиозных мотивов… Еще библейские аллюзии, которые играют в этой книге больше роль фактора, нежели чего-то основного. История о Каине и Авеле — предлог сказать читателю “тимшел”, т.е. “ты можешь”, или “у тебя есть выбор”. Да, не наступать на одни и те же грабли — та же задача, но во многих историях можно найти отражение наших поступков, и рассказ о Каине и Авеле — один из них. История циклична, желания мира повторяются. И как бы трудно ни было побороть свое предназначение, всегда есть шанс все исправить. Тимшел.1014K