
Ваша оценкаРецензии
Raziel23 сентября 2010 г.Читать далееЛер сразу же цепляет необычным сюжетом: в один солнечный августовский день, не предвещавший никакой трагедии, в 12:47:42 время внезапно остановилось. Люди замерли в причудливых позах, чайки застыли в полете, брызги фонтанов остекленели прямо в воздухе. Однако узнали обо всем этом лишь 70 человек, посещавших в тот момент в ЦЕРНе детектор частиц ДЕЛФИ; только они по неведомой причине не попали под влияние странного феномена.
С одной стороны Лер чертовски интересно развивает свой необычный сюжет, добавляя по ходу повествования множество научных деталей, подбрасывая героям любопытные теории, даря им надежду и интригуя читателя неожиданным Событием. При этом он помещает героев в камеру Вильсона своего мысленного эксперимента, подробно рассматривая психические стадии, через которые все они проходят. Однако все хорошее, что есть в книге, безнадежно захлебывается в безбрежном океане эпитетов и метафор, которыми автор без устали подробнейшим образом описывает свое Спящее королевство и нехронифицированных болванчиков. Метафоры интересные, изящные, спору нет, но очень уж много букв он тратит на описание одних и тех же вещей, словно наслаждаясь своей словесной эквилибристикой, или же полагая, будто читатель приехал на тачанке и за сотни страниц так и не понял, что ВСЕ ЗАМЕРЛО. Вот и приходится в буквальном смысле продираться через бесконечные тернии тропов, в надежде уловить дуновение сюжета, или, по крайней мере, разобраться, что именно и в какой момент застывшего времени произошло (и произошло ли оно вообще?). Венчает все это унылый финал, от которого в качестве награды за свои труды ждешь какого-то катарсиса, а получаешь нечто непонятное и закрываешь книгу с немым вопросом: wtf?!
28328
DzeraMindzajti10 сентября 2016 г.Читать далееКаюсь. Будучи любителем темы постапокалипсиса, я очень нагло забрала себе эту книжечку, очень толсто намекнув своей команде, что хочу её прочитать. Я ждала чего-то динамичного, интересного, но…
Но опять вынуждена покаяться, что снова поверила аннотации, которая гласит, что:
Томас Лер, ученик и преемник Набокова, Музиля и Малларме, написал один из самых значительных романов в современной европейской - и мировой - литературе. "42" - история постижения времени, научная сатира, роман о будущем, притча о просвещении и государственности и история кризиса среднего возраста в космическом масштабе.
Да и сюжет однозначно обещал многого: время замирает, горсткавыжившихнезамерших, которые вот уже пять лет как получили всю планету в своё полное распоряжение. Согласитесь, подкупает? Ведь сразу ждёшь каких-то закрученных сюжетных линий, драм, динамики. А вот фиг вам.
Нет, сюжет в книге есть. И он даже развивается. Но безумно медленно. Да и неудивительно, ведь он просто утопает во всевозможных метафорах, с помощью которых автор так часто повторяет одно и то же. Читать ужасно скучно.
Каюсь. Впервые в жизни сегодня я скажу, что витиеватый авторский слог лишь портит книгу. Ну не тот он выбрал жанр, чтобы пощеголять своими умениями, дескать, «смотрите, товарищи, как красиво я умею!» Из-за этого всего чтение из удовольствия превращается в какой-то квест в стиле «кто больше прочитает до того, как уснёт». И, да, вынуждена ещё раз покаяться: не единожды, читая книгу перед сном, я отключалась.
Ну, правда, товарищ Лер, не этого я ждала от книги. За красивым слогом я бы не пошла в этот жанр.
Я не физик, но вот всё-таки не до конца убедили меня доводы, приведённые автором. Что-то здесь не срастается. Либо я некоторые моменты не совсем внимательно читала, т. к. после определённого момента, каюсь, мне стало лень бегать к Гуглу Всезнающему и спрашивать: «а так ли это?», «а что это за теория-то такая?».
Ещё одним неприятным для меня моментом стали действующие лица книги, большинство из которых пять лет страдали полной фигнёй. Ну, ей Богу, ребята, вся планета ваша (точнее, безоговорочно ваша лишь та часть, на которой светло, но ведь и этого немало?). а что вы делаете? Секс – это, конечно, хорошо, но ведь на нём не сошёлся клином белый свет?! Такое чувство, что у большинства из них нет совершенно никаких интересов и желаний. И никто из них не вызвал у меня никаких эмоций, ни положительных, ни отрицательных.
Да и концовка окончательно расстроила. Я-то думала, что в конце будетпироженкачто-то такое, что я, как и Катя (которая до самого конца жаловалась на книгу, а, дочитав, сказала: "Нет, девочки всё-таки это было мощно!"), в конце обнаружу какое-то открытие, сенсацию, эмоции, в конце-то концов, и скажу, что это лучшее, что мне довелось прочитать в этом месяце/году/в жизни. Но оставалось всё меньше страниц, а крикнуть «вау» мне так и не довелось. А ведь все предпосылки для этого были. Жаль. Очень жаль.18555
Vilhelmina23 января 2018 г.Читать далееВремя на Земле остановилось, но не для всех. Годная идея для сериала в духе 4400. Может быть, для книги тоже была бы вполне ничего, если б за дело взялся какой-нибудь другой автор. А у Томаса Лера получилась фигня. Научная база у описываемой ситуации вообще никакая. Кажется, автор и сам это понимал, и поэтому попытался скрыть данный недостаток с помощью рваного повествования и бесконечных намёков и недосказанностей. Вроде что-то сказал, а вроде и нет. Рассказ ведётся вычурно, манерно и вообще неприятно, текст перегружен сравнениями и метафорами. В какой-то момент я поняла, что уже несколько минут читаю стилистические выкрутасы и высокопарные громкие слова, тогда как к развитию сюжета не добавилось ни единой идеи. И ладно бы, если б автор выдавал удачные сравнения, так ведь нет. Вот, к примеру, с чем он сравнивает цепь у часов с кукушкой:
Золотые шишки, подвешенные на цепочках под шале, выглядели абсурдно, как семенные яички кастрированного карлика.То есть вот читаешь себе книгу про людей в стрессовой ситуации, застывший мир, пытаешься понять героев, представить себе этот ужас и неопределённость, и тут (ни с того, ни с сего!), н-на тебе, читатель, семенные яички карлика. Я искренне не понимаю, зачем это. Мне кажется, это у автора какая-то психологическая проблема, может, даже травма.
Короче говоря, смысла в произведении минимум, сюжета тоже. Читать неинтересно. Вместо увлекательного романа про постапокалипсис получаем какую-то нелепую рефлексию пресыщенных избалованных персонажей с сомнительными моральными качествами. Литературной ценности книга не имеет.15881
slonixxx5 июня 2011 г.Ой, что-то я запуталась!
Начало интересное, необычное, читаешь и остановиться не можешь... любопытно ведь!
Но где-то в середине книги я запуталась, потом перестала понимать, что происходит по сюжету, потом - что я читаю, потом - зачем я это читаю, но все таки дочитала и стало ясно,.. что ничего не ясно!
Я не поняла о чем книга и для чего эта книга, поэтому ставлю нейтральную оценку... ведь нельзя сказать плохо о том, чего не знаешь?15204
ah_irishka29 января 2013 г.Читать далееЧто такое время? Утекающий сквозь пальцы песок. Движение. Жизнь. Движение. Падение в бездонную пропасть. И вдруг это падение остановилось. Жизнь замерла, застыла в единственном мгновении. Суета, шум улиц - всё смолкло. Герои остались в тишине, наедине с собой. Несколько островков движения, несколько стареющих тел. Чем они заслужили это благословение или проклятие жить в замороженном мире? Может это вина ученых, неосторожно играющих с частицами, из которых соткан мир? Ученые и сами не знают, что происходит. Что же остается простым людям? Приспосабливаться к физике нового мира. Жить в новых условиях. В условиях вечного полдня и не тающих на солнце застывших фигур, податливых кукол. Можно ли в таких условиях сохранить мораль и уважение к не наделённым даром двигаться людям?
10229
ElenaKapitokhina14 ноября 2016 г.Читать далееТакая ненапряжная-необязательная хотелка, навеянная Дугласом Адамсом (в чём смысл жизни?), и которую совершенно неожиданно оказалось трудно читать. Там пять лет, за которые ничего не происходит, только 70 с хвостиком человек бродят по Европе. Мысли их мучат одни и те же, далеко в размышлениях они тоже не продвигаются. Автор сделал попытку психологии, расчленив 5 лет на 5 фаз, типа человек, оказывающийся в ЧС, будет кочевать от одной фазы к другой, а именно: пребудет в шоке, затем освоится на местности в новых условиях, затем (поскольку они новые) будет делать что-либо не по заведённым ранее порядкам, затем наступит безысходность (да даже если необитаемый остров брать с его Робинзоном и пальмами – не ново), от которой спасёт (ложное ж, однако, спасение) только фанатичное следование навязчивой идее, подменившей смысл жизни (который теперича идея, а вовсе не 42). Помилуйте, это очевидно.
Для меня были любопытны две вещи: первая заключалась в том, что в обществе 77-ми (или сколько их там осталось после чайки, угробившей мадам) немного погодя организовались: каста учёных, медицина в лице двух студентов, клан политика со всеми внуками-и-прочими-ответвлениями, секта – я бы сказала, новой религии должного образа жизни в безвременье со своими правилами (жены имеют двух мужей), и даже (!) террористическая организация в лице неизвестно кого, которую боятся все поголовно. Кто-то закладывает мины, убивает политика (согласитесь, вероятность его убийства была равна вероятности его почитания в новом мире, или же вероятности элементарного забвения), устраивает зверские лектерские инсталляции. Дифференциация общества (которое разбредается, не успев сплотиться, а потом страдает из-за отсутствия себе подобных!), эта её нелогичность – в зачётку автору!
Второй любопытной вещью стала концовка, которую поистине невозможно было предугадать – в общем, два экзамена по логике и социологии автор сдал. Однако завалил физику и физиологию. Где-то через полсотни страниц от начала мне пришло в голову, а что если не все другие заморозились, а эти 77 невероятно ускорились? Тогда для всего мира они должны будут в нулевую 42-ую (зачет по логике ж!) секунду моментально исчезнуть, так как то время, пока они совершают какие-то передвижения вокруг «болванчиков», для «болванчиков» ничтожно мало. На 79-ой странице один из ЦЕРНистов высказывает, наконец-то предположение об ускорении, но тут же замечает, что тогда были бы не видны… «болванчики». Чё-то как-то это… Фальшиво. Про физиологию (но на деле ту же физику) – меня до жути забавлял на протяжении всего романа тот факт (ой ли), что герои, чтобы не сбивать «болванчиков» своим временным полем, которое оставляли для «приветствия», вызывали прежде у «болванчиков» эрекцию, щекоча их гусиным пером. Я уже даже не задаюсь вопросом, где им приходилось искать перо/гуся, но, простите, с «болванчиками» в их безвременье ничего не может происходить, если их не задевает временное поле кого-то из 77-ми, а если задевает – то это уже «приветствие», и никакие перья, чьи бы они ни были, не смогут расшевелить «болванчиков» вне временного поля. Ещё один недомысл Лера – его обратная проекция времени, и влетающий в окно соперник главного героя. Если тот упал в безвременье, то с обратным ходом секунд не могут потечь секунды, которых не было. Я без понятия, что там будет, и как, скорее всего, люди просто начнут жить от старости к младенчеству, всё чаще и чаще встречая своих родителей, но следственно-причинная связь из-за совершённых в безвременье «ликвидаций» совершенно точно не останется прежней. Решайте сами, по какому предмету автор завалил свой пятый экзамен.
8525
Zok_Valkov3 июня 2014 г.Читать далееАннотация выглядела крайне заманчиво, да и автор был презентован более чем солидно:
"Томас Лер, ученик и преемник Набокова, Музиля и Малларме, написал один из самых значительных романов в современной европейской - и мировой - литературе. "42" - история постижения времени, научная сатира, роман о будущем, притча о просвещении и государственности и история кризиса среднего возраста в космическом масштабе"Пресса на разные голоса восклицала:
"...прямой перевод теории относительности Эйнштейна в литературу"
"Невероятно мощный язык...."
"...благодатный союз между современным естествознанием и литературой.... грандиозный роман о времени, о цивилизации, обо всех нас... ты словно плывешь в море первоклассных метафор, которые образуют своего рода аллегорию повествования как такового"В общем, пройти мимо было бы преступлением. А прочесть, как оказалось, стало подвигом.
С первых страниц я безнадежно увязла в тексте. Я не плавала в море метафор, я в нем тонула и захлебывалась. Эпитеты, метафоры и аллегории (порой все сразу в одном предложении) сливались в тяжелый поток слов, который медленно и утомительно тащил меня к концу страницы.
Первый раз я сдалась в районе сотой странице. Через год заставила себя вернуться и надо сказать редко какое прочтение книги давалась мне с таким трудом. И это при том, что сюжетообразующая идея очень интересна и не тривиальна.
Я прямо чувствую, что зараза авторской многословности поразила и мой отзыв тоже!
Язык. Трудный, перенасыщенный, неестественный, громоздкий
Фабула, безусловно, яркая. Время в мире остановилось, для всех кроме группы людей - как быть? как жить? кто виноват? и что делать? Но при этом, сюжет вялый и заторможенный, как на транквилизаторах, что вроде и соответствует атмосфере происходящего, но невыносимо трудно для моего восприятия
Герои. Пресыщенные, уставшие, постмодернистские персонажи, какого-то чисто европейского толка (включая нескольких японцев). Не смотря на фантастический, да что там, сюрреалистический фон, складывается дурацкое ощущение, что единственное, что их интересует в этих прилагаемых обстоятельствах - это секс. Мир остановился, а они все пять лет своего странного существования предаются разнообразным утехам с манекенами, в которые обратилось человечество! Я когда-то вполне оценила трагизм Уэльбека в осмыслении одиночества и отношений в "Элементарных частицах": "Если где-то существовало тепло, оно пряталось в единственном горячем месте - между ног у женщин", но когда есть столь ярко выраженная фантастическая линия, когда время исчезло, ну не может секс быть единственным, что волнует несколько десятков людей! Единственный вызывающий симпатию человек - Дайсуке Кубота, открывший бар "Черепаха" и то возможно лишь потому, что автор обошел вниманием его современную жизнь и тем самым сохранил в нем что-то по человечески приятное.
Финал. Скомканный и невнятный. И это бесит. Когда я осилила, преодолела четыре сотни страниц я вместо медальки получила, что-то аморфное и смутное. Признаться я не с первой попытки даже поняла, что это и есть конец.
Общее впечатление очень странное. Я много сил и времени посвятила прочтению, так что помимо моей воли, но вовлечение в книгу состоялось. И Томас Лер, пожалуй, действительно талантливый автор. Возможно негатив мой вызван слишком невысоким уровнем культуры, ведь когда ты не понимаешь или того хуже не видишь аллюзий, то не можешь оценить по достоинству произведение. А может я участник социологического эксперимента, по типу того, когда перед тобой двадцать человек называют круг квадратом (или дурацкий роман крутым), да так убедительно, что стоя тридцать пятым в очереди ты начинаешь думать, а может и правда квадрат?
8248
Charlie-M30 сентября 2016 г.Разочарование года
Читать далееОдно слово - разочарование. Вижу тут многие повелись на аннотацию. Ребят, я с вами.
Целевая аудитория данного произведения - очень очень очень узкий круг людей, любящих читать кучу научных терминов, которые пытаются привязать к философским вопросам. Именно пытаются. Но выходит средненько. Слог перегружен, дико перегружен, излишне перегружен. Что идет книге в жирный минус. А плюсов то и не видать.
Что нам обещали? Шок, сенсация, время остановилось, а несколько счастливчиков остались неподвластны извращениям времени. Вот что вы представили? Хотя бы одна глава о радости похода в продуктовый и возможности сожрать всё, на что упадет взгляд... но нет ведь. Не-а. Вся атмосфера этой книги - лирично-философская депрессия и тоска. Размышлизмы размышлизмы ГГ, которые не имеют конкретной формы. Да и сам ГГ абсолютно никакой. После прочтения книги ничего не осталось, никакой информации о нем, кроме каких-то фактических исходных данных.
Понятное дело, автор - биохимик чего-то там, в общем не глупый человек. Но зачем он так упорно пытается продемонстрировать свою "неглупость" читателям - загадка. Комплексы может быть.По сюжету. А что можно сказать по сюжету. Время тормознуло по непонятным причинам. Небольшая группа из ученых и репортеров остается в нормальном времени, среди замерзшей вселенной. Что они делают? Они паникуют. Они пытаются задаваться вопросом "почему?", "как так вышло?", "что нам делать?". А затем... разбредаются кто куда. Мимоходом нас уведомляют что вроде как кто-то решил вершить правосудие, но это упоминание на 1-й странице. Немножко нас вводят в курс того, что кто-то занялся человеческими инсталяциями. Но так уж... немножко, без особых деталей. Всё языком аллегорий и метафор. Сам ГГ меланхолизирует и впадает в драму, что вот насилуешь ты замерзших женщин, а они не отвечают тебе взаимностью, печаль то какая. Но на первую секунду есть типа ощущение, что они словно что-то чувствуют. Вот как-то так. А потом он решает найти свою жену и идет идет далеко далеко. И находит. И печалька.
Это... скучно. Читать эту книгу даже еще скучнее, чем читать эту рецензию на книгу.
В общем ни о чем.Советовать никому не стану. Произведение правда на очень узкий круг ценителей.
5355
Spirit__7 июля 2021 г.Озабоченная графомания
Читать далееУ книги странное хвалебное предисловие, но я дочитывал её (процентов после 5-10 от начала) на силе воли. Просто потому, что я не люблю бросать недочитанные книги. Может быть, свою роль сыграл и перевод, но даже не глядя на это, книга ужасно бессмысленная. То, что весь мир замер, и люди вынуждены жить в обществе "бери что хочешь", можно было обыграть гораздо интереснее, нежели "трахай всё, что видишь".
Видимо, автору понравились бы видосики с порносайтов, где люди играют кукол или играют в остановку времени. Книга написана, как я понял, в ~2000-м году (действие происходит в нём), и интернет тогда ещё не позволял распространять видео, поэтому он мог такой контент и не найти, но ему бы точно понравилось.Мерзейшая книга. Концовка невнятнейшая. Я вроде бы понял, что именно случилось в конце, но всё равно не понял. То ли время пошло, то ли снова не пошло, то ли все события сохранились, то ли не сохранились. Кого он там с 12 до 2 ждал и зачем ждал…
Помимо меня два человека пытались начать читать это, но не смогли продолжить дальше начала. Я и сам взялся её читать, потому что один из этих двух её упомянул. Кто ж знал, что это такое…
// Откуда у этой книги тег "зарубежная классика"? Классика чего?
// Почему рецензии разгромные, а средняя оценка 3.5?4341
frozenomen30 сентября 2016 г.Читать далееКаюсь, ибо грешен я. Ибо жаждал лихой постапокалиптики в необычном сеттинге остановившегося времени. Остросюжетного повествования с интересными поворотами. Ибо был пленен замечательным заголовком "42", коий суть ответ на вопрос жизни, Вселенной и вообще.
Нечто сродни "Концу вечности" Азимова. Именно с этой книгой ассоциируются для меня игры со временем. Вот что я думал получить.
Каюсь, ибо грешен я. Ибо недоволен тем, что получил. Ибо вместо батального полотна был бесконечный пейзаж застывшего мира, бесконечно застывший натюрморт и отсутствие душа.
Почти вся книга - застывшая картинка. И ложка меда в бочке дегтя не спасает. Возможно, её стоило бы экранизировать в жанре арт-хаус. Взглянуть на застывший мир было бы интересно. Но именно взглянуть. Воображать всю книгу одно и то же банально надоедает.
Каюсь, ибо грешен я. Ибо не хочу говорить о книге, о которой говорят.4285