Рецензия на книгу
42
Томас Лер
Zok_Valkov3 июня 2014 г.Аннотация выглядела крайне заманчиво, да и автор был презентован более чем солидно:
"Томас Лер, ученик и преемник Набокова, Музиля и Малларме, написал один из самых значительных романов в современной европейской - и мировой - литературе. "42" - история постижения времени, научная сатира, роман о будущем, притча о просвещении и государственности и история кризиса среднего возраста в космическом масштабе"Пресса на разные голоса восклицала:
"...прямой перевод теории относительности Эйнштейна в литературу"
"Невероятно мощный язык...."
"...благодатный союз между современным естествознанием и литературой.... грандиозный роман о времени, о цивилизации, обо всех нас... ты словно плывешь в море первоклассных метафор, которые образуют своего рода аллегорию повествования как такового"В общем, пройти мимо было бы преступлением. А прочесть, как оказалось, стало подвигом.
С первых страниц я безнадежно увязла в тексте. Я не плавала в море метафор, я в нем тонула и захлебывалась. Эпитеты, метафоры и аллегории (порой все сразу в одном предложении) сливались в тяжелый поток слов, который медленно и утомительно тащил меня к концу страницы.
Первый раз я сдалась в районе сотой странице. Через год заставила себя вернуться и надо сказать редко какое прочтение книги давалась мне с таким трудом. И это при том, что сюжетообразующая идея очень интересна и не тривиальна.
Я прямо чувствую, что зараза авторской многословности поразила и мой отзыв тоже!
Язык. Трудный, перенасыщенный, неестественный, громоздкий
Фабула, безусловно, яркая. Время в мире остановилось, для всех кроме группы людей - как быть? как жить? кто виноват? и что делать? Но при этом, сюжет вялый и заторможенный, как на транквилизаторах, что вроде и соответствует атмосфере происходящего, но невыносимо трудно для моего восприятия
Герои. Пресыщенные, уставшие, постмодернистские персонажи, какого-то чисто европейского толка (включая нескольких японцев). Не смотря на фантастический, да что там, сюрреалистический фон, складывается дурацкое ощущение, что единственное, что их интересует в этих прилагаемых обстоятельствах - это секс. Мир остановился, а они все пять лет своего странного существования предаются разнообразным утехам с манекенами, в которые обратилось человечество! Я когда-то вполне оценила трагизм Уэльбека в осмыслении одиночества и отношений в "Элементарных частицах": "Если где-то существовало тепло, оно пряталось в единственном горячем месте - между ног у женщин", но когда есть столь ярко выраженная фантастическая линия, когда время исчезло, ну не может секс быть единственным, что волнует несколько десятков людей! Единственный вызывающий симпатию человек - Дайсуке Кубота, открывший бар "Черепаха" и то возможно лишь потому, что автор обошел вниманием его современную жизнь и тем самым сохранил в нем что-то по человечески приятное.
Финал. Скомканный и невнятный. И это бесит. Когда я осилила, преодолела четыре сотни страниц я вместо медальки получила, что-то аморфное и смутное. Признаться я не с первой попытки даже поняла, что это и есть конец.
Общее впечатление очень странное. Я много сил и времени посвятила прочтению, так что помимо моей воли, но вовлечение в книгу состоялось. И Томас Лер, пожалуй, действительно талантливый автор. Возможно негатив мой вызван слишком невысоким уровнем культуры, ведь когда ты не понимаешь или того хуже не видишь аллюзий, то не можешь оценить по достоинству произведение. А может я участник социологического эксперимента, по типу того, когда перед тобой двадцать человек называют круг квадратом (или дурацкий роман крутым), да так убедительно, что стоя тридцать пятым в очереди ты начинаешь думать, а может и правда квадрат?
8248