
Ваша оценкаРецензии
Аноним9 января 2021 г.Раба любви и дальше там всякое куда как более полезное
Читать далееОй, это такой кирпич-кирпич в смысле объема. Впрочем, лично меня оно ни разу не пугает. Снова, конечно, разлив темзы, разлученные и потерянные родственники и влюбленные сердца, зловещие и коварные близнецы, подметные письма и запыленные шкатулки, загадошные наследства, аглицкие мавроди со своими ао "ммм", злодеи из франции (оч. английские классики любили ихашних негодяев), ангельские женщины - рабы любви и долга, плохие женщины, которые подавляют бедненьких мужчин. Однако опосля сюжетных антилогичных завихрений у того же у. коллинза, честно сказать, тут просто не к чему придраться.
Аглицкая тюрьма, в которой в те времена содержались должники. Диккенс просто неистово осуждает сей позорный эпизод в истории своей страны. Но черт возьми. Это ты, чувак, не видел нашенских царских тюрем. Попробуй-ка у нас жить в нумерах разной степени комфортности, иметь кулинарию и визиты посетителей в любой час дневного времени с воли, которые убирались к себе токмо тогда, когда тюремные ворота закрывались на ночь на замок. Ога, ага. Нуну.
Они же там жили семьями и плодили детей пачками. Адский ад, короче, в этих британиях.
Впрочем, это все ж таки неволя, калечащая, уродующая душу человека.Так и один из центральных персов превращается в высокомерного приживала с протянутой рукой, живущего за счет родной дочери. Которая просто тьфу, то есть раба любви. Я, конечно, понимаю, что диккенс таскает из книги в книгу свой идеал женщины, жертвующей всем-всем-всем даже заради всяческих ничтожеств мужского пола. Но понимание ни разу не мешает мне плеваться, ага.
Хотя ради справедливости замечу, что диккенс тем не менее сурово осуждает этих тлей с мужскими половыми признаками.И снова диккенс полощет всяких политиканов, аристократов, бюрократов, в общем, правящую элиту. У них там, оказывается, в огромном количестве были свои левши, подковавшие блоху, и типа слуги народа резали гениев по-живому, не давая воплотить в жизнь новаторские идеи.
То есть во всем мире деется одно и то же. Всюду мерзавцы сидят у власти и пакостят, тормозя прогресс.
Напротив, к простым, честным и работящим людям у диккенса прекрасное отношение, что я давно уже отмечаю. И евреев с цыганами он не обижает, а ведь тогда отношение к ним в обществе было ой-ой-ой какое суровое.Что еще. Тут прозвучало чудесное и доброе авторское отношение к умственно отсталым людям, которые тоже творения божьи и имеют право жить в обществе, ежели не представляют физической опасности для окружающих и себя самих. И вот прям жму руку за такое, жму руку. Для того времени, так вообще очень круто.
Так же старина диккенс осудил семейное насилие, которое далеко не всегда выражается в том, что ребенка бьют. Нет, моральное насилие, убиение души, нелюбовь зачастую много-много хуже какой-нибудь банальной порки. И зловонная рана, что от него остается, не заживает до конца жизни.
Тут можно стать и садистом и терзать уже своих детей, или сломаться и остаться жертвой. Но... это в общем-то история всех и каждого с начала существования мира.И, конечно, просто поржала, читая о финансовых пирамидах. Тоже всемирная история всех банков империал. Вот даже не знаю, читали ли нашенские и не только людищи диккенса или там бальзака, писавших черт знает когда обо всем этом надувалове. Точно же, что хоть кто-то читал. И все равно дружно и весело с песнями и плясками шли толпой на сей карнавал и отдавали свои честно и не очень честно заработанные монеты всяким обаятельным проходимцам. Нда.
Такая сумбурная рецка получилась, кажется. Ок, попробую же выразить основную мысль, которая, на мой взгляд, выражается вот в чем. Жила-была девочка. И с самых пеленок она токмо и делала, что терпела, терпела и терпела, бесконечно жертвуя собой во имя всех и вся. И, поскольку, она проявила себя идеальной рабой любви, то дотерпелась, наконец-то, до счастья в личной жизни. То есть основная идея книга - она фальшивая сказочка, но поскольку помимо нее тут много чего интересного и полезного, то читать книгу по-моему мнению стоит.
1122,5K
Аноним12 февраля 2024 г.“Когда не видишь конца несправедливостям, которые приходится терпеть, характер от этого не улучшается.” (c)
Читать далееКаждый раз, читая очередной роман Диккенса, я не устаю поражаться его писательскому таланту; его способности показать все неприглядные стороны жизни с мягким юмором (при этом даже сатира у него очень точная, меткая, но совершенно не злая); его умению описать человека так, что его ни с кем не спутаешь и образ остается в памяти надолго (и это при том, что в его книгах обычно огромное количество главных и второстепенных героев).
«Крошка Доррит» написана между декабрем
1855 и июнем 1857 и издавалась постепенно (помесячно), как тогда было принято. Для самого Диккенса это было очень активное время: покупка двух домов, жизнь между Францией и Англией, интенсивная работа, постоянные лекции, дети и…театр (за это время он выпустил и сыграл в 6-ти спектаклях). А вот в семейная жизнь складывалась не так радужно, и заметно, что он много размышляет о свободе…в самых разных ее проявлениях.
В «Крошке Дорритт» тема свободы выражена очень ярко: начиная со свободы физической (тюрьма «Маршалси» и ее обитатели); до свободы жить и действовать по своему усмотрению, а не руководствуясь социальными и моральными устоями Викторианского общества; до свободы эмоциональной и психологической (свободы чувствовать и проявлять свои эмоции).Кроме того, в этом, как и во многих других произведениях Диккенса, довольно много автобиографических и моментов «заимствованных» из реальной жизни персонажей. Отец писателя в свое время был заключен в «Маршалси» за долги, и это оказало столь сильное влияние на маленького Чарльза, что даже более 30 лет спустя, во время работы над «Крошкой Доррит», он с трудом заставил себя посетить то, что осталось от этой тюрьмы (официально она была закрыта в 1842 году). Флора была «списана» с Марии Биднелл, дочери преуспевающего банкира, в которую Диккенс был пылко влюблен в юности; встретив ее много лет спустя, он был
неприятно поражен произошедшей с ней переменой. Мистер Мердл тоже не совсем плод воображения автора; его прототипом был совершенно реальный ирландский финансист и политик Джон Сэдлер.Отдельное удовольствие - описание Министерства Волокиты! Совершенно узнаваемое описание бюрократической машины и чиновников. Читать это было одновременно и смешно и грустно, ведь прошло уже более века, а ничего не изменилось.
Роман разделен на две части: «Бедность» и «Богатство», но для двух главных героев они не совпадают:
для Эми Доррит (Крошка Доррит) все начинается с рождения и многих лет жизни в тюрьме «Маршалси», за которыми следуют несколько лет неожиданно свалившегося на ее семью богатства; Артура Кленнома же, выросшего в довольно состоятельной семье, потеря денег в финансовых махинациях мистера Мердла приводит к заключению в «Маршалси» как раз во второй части книги.. Как всегда у Диккенса, все «хвосты» аккуратно подобраны в конце книги; все злодеи получают по заслугам; все долги оплачиваются; добродетель вознаграждается. Это, конечно, предсказуемо, но настолько мастерски сделано, что не остается никаких сомнений, что «так и должно быть».
И хотя меня слегка раздражали Эми своей чрезмерной наивностью и «совершенством», а Артур полной оторванностью от своих собственных чувств, это нисколько не помешало мне получить огромное удовольствие от книги.
1116,7K
Аноним9 декабря 2020 г.Не понравилось.
Моё мнение, что у Диккенса получилась очень нудная история. Множество абсолютно не нужных описаний, чересчур затянутые диалоги (не хватало терпения, когда же они скажут наконец то, что хотят). Излишняя подробность в отношении некоторых героев, но в тоже время, там где хотелось бы некоторых подробностей, их не было. Согласен с критиками этого романа, современниками Диккенса.
В общем, получилась такая "мыльная опера" XIX века.861,9K
Аноним17 декабря 2025 г.Читать далееОчень люблю Диккенса, но этот роман, честно говоря, дался мне тяжко. Завуалированные описания персонажей и событий порой вызывали скрежет зубов. И этот роман показался мне самым мрачным из всего, что я читала у автора. Судьба героини - девочки, родившейся и выросшей в тюрьме и не знавшей иного дома - это уже тяжело и мрачно. Крошка Доррит - единственный адекватный человек в своей семье. Старшая сестра - мелочная и высокомерная, из всех достоинств лишь внешность. Старший брат - мот и пройдоха с огромными амбициями. Отец - эгоист от головы до кончиков пальцев ног. И крошка Доррит - благородная, нежная, добрая, на которую члены семьи возложили все обязанности, забыв, что она самая младшая. И этой своей святой простотой она меня несколько раздражала. На тебя уселись толпой сверху, дергают за узду и погоняют, а ты тащишь всех на своем горбу, считая это своим долгом. Дурочка глупая. Еще один положительный герой - Артур - тоже раздражал своей нерешительностью. Зато мне доставили удовольствие стрелы сарказма в главах про Полипов и их Министерство. Все герои прописаны так, что ты буквально видишь их перед собой в эфирах чванства и гордыни, их окружающих - Патриарх, Гэнри Гоуэн, мистер Спарклер, Риго, Флора Финчинг и тетка ее покойного мужа. Они живые, ярко индивидуальные, хоть и с душком нехорошим. А самый любимый мой герой - Пранкс. Не знаю почему, но мне он был наиболее симпатичен в романе. Особенно когда он дал жару Патриарху.
Люблю Диккенса, буду читать его еще, но была несказанно рада, перевернув последнюю страницу этой истории, от которой я слегка подустала.82129
Аноним9 ноября 2015 г.Читать далее
Очень масштабное произведение. Как по объему, так и по содержанию. Уже не в первый раз мне тяжеловато читать Диккенса. Если сравнивать его прозу с кулинарным шедевром, то в этом шедевре наверняка было бы много специй. Совсем непресная история, играющая эмоциями, как вкусами – вот здесь перчинка, здесь немного остро, тут немного кисло, иногда сладковато, но в целом, безусловно, вкусно! Такой прозой легко пресытиться, но постоянно хочется еще и еще.После прочтения аннотации у меня сложилось мнение, что центральным персонажем книги будет та самая Крошка Доррит. Оказалось, что персонаж она, конечно, существенный, но не то, чтобы главный. Как вишенка на торте – украшение всей истории. Вообще, мне кажется, в этой книге нет главных и второстепенных героев – важен каждый. Стоит позабыть про одного, как он тут же возвращается и становится центральной фигурой повествования, совершает поступок, который отражается на всех остальных. Но вернемся к Крошке Доррит. Она меня просто покорила! Именно о ней я готова говорить часами, именно ее могу теперь называть одним из любимых книжных персонажей. Как правило, для меня несвойственна симпатия к таким типажам – вечным мученикам, готовым всю жизнь посвятить заботе о других, какие бы причины их на это ни толкали. Но Эми Доррит настолько честна в своих стремлениях, настолько бескорыстна… Что я просто не понимаю, как ее можно не любить! Признаюсь, меня просто выводили из себя нападки Фанни, ее сестрицы, хотя, конечно, было бы странно рассчитывать, что все дети семейства Доррит будут похожи на нашу Крошку. Это она, скорее, исключение из правил.
Роман состоит из двух частей, названия которых опять же имеют отсылку к небезызвестному семейству Доррит. Мне больше понравилась первая часть, действие которой тесно связано с долговой тюрьмой Маршалси. Кстати, для меня стало открытием, что в детстве Диккенс и сам посещал эту тюрьму, чтобы навестить отца. Очень интересно знакомиться с каждым из действующих лиц, благо автор всегда внимателен к деталям. И уже тут становится понятно, с какой иронией он относится к большинству из них. «Крошку Доррит» можно рассматривать как жизненную драму одной семьи, точнее, нескольких семей. Либо как жизненную драму каждого отдельно взятого персонажа. Но мне она видится все-таки сатирической картиной общества того времени. Эта история полна сатиры, причем иногда злой и язвительной. Начинается она с фамилий некоторых персонажей (например, бюрократов Полипов, или когда у героя вообще нет имени, а представляется он нам как Цвет Адвокатуры или Столп Финансов), и продолжается в их поступках и суждениях. Например, когда они закрывают глаза на правду, подменяя ее той ложью, которую хотят видеть (переписывая ее в зависимости от ситуации). Или когда Министерство Волокиты, являясь самым большим злом на планете, отравляет жизнь людям, даже не прикрываясь под маской добродетели, но некоторые персонажи ведут себя с другими ничуть не лучше. И никому нет покоя. Вертятся, крутятся шестеренки в механизме общественного устройства, перемалывают жизни и судьбы. Несколько раз жизни героев кардинально меняются – от бедности к богатству, от свободы – в неволю и наоборот. Но даже в таком, иногда похожем на страшный сон водовороте, есть место заботе, участию и честности.
Тяжелое послевкусие у этой книги. Прокручиваешь в голове, вспоминаешь, и хочется иногда улыбнуться, да получается только усмешка. Но я бы не спешила записывать этот роман в книги мрачные и беспросветные. Он для этого слишком многогранен.
821,2K
Аноним26 декабря 2019 г.Из долговой тюрьмы в люди.
Читать далееИстория семьи, оказавшейся на дне, а затем поднявшейся из социального ада на вершину весьма трагична. Сюжет произведения раскручивается на социальном неравенстве, на конфликте, показанном в виде преступного деяния, поломавшего несколько судеб. В наличии закрученная интрига с яркими сценами, характерными для детективного жанра.
И, как всегда у Диккенса, чистый сердцем человек оказывается среди своры порочных мерзавцев и фанатиков. В данном случае роль добродетели играет крошка Эми, а антиподами являются миссис Кленнем, Мердл, Бландуа. Противостояние добра и зла длится долго, закономерно добро побеждает, а зло разоблачено, наказано либо раскаивается. Вот только сентименты в виде сцены покаяния миссис Кленнем показались мне искусственными, тут Диккенс явно перестарался, ведь горбатого только могила исправит.
Несмотря на то, что фирменная диккенсовская сатира присутствует и в «Крошке Доррит», но она на удивление пессимистична в данном романе, чего только стоят сцены, описывающие действия представителей семейства Полипов (присосавшихся к обществу и высасывающих из здоровых особей силы и кровушку) или Министерства Волокиты, как образцов червоточин общества.
Произведение сильное, тяжелое, глубокое – что тут говорить, настоящий социальный роман.792,2K
Аноним17 августа 2015 г.Читать далееЭтот год грозит стать годом "открытий". Открытия пишу в кавычках, потому что никакие это не открытия, это просто я, являясь странным представителем книгочеев, имела необъяснимые предубеждения против всемирно известных авторов. Да что там "известных" авторов. Против классиков. Основ из основ. Столпов из столпов. Из списка этих несправедливо обделенных ранее я вычеркнула Ремарка (сразу занеся его в список поразительных и прекрасных) и та же история повторилась у меня с Диккенсом.
Я думала (не знаю уж, по какой причине), что Диккенс нравоучителен, глубоко морален и в меру скучен. На деле же оказалось, что он искрометно смешон, интересен и настолько англичанин, что я, конечно же, влюбилась с первых глав и сохраняла эти душевные чувства до самого конца.В романе пара десятков персонажей, но каждый из них, даже самый незначительный, выписан так четко и ярко, что по поводу некоторых даже жалко, что попадаются в повествовании они редко и лишь на мгновение. О каждом из них можно написать подробный анализ, но я это делать (конечно же) не буду и напишу вкратце.
Я всех героев мысленно поделила на три категории:Праведники. К ним относится сама Крошка Доррит, дитя Маршалси, смиренная, благочестивая и т.д. Имеет полный букет всех необходимых черт и качеств, которыми должна обладать девушка романа 19 века, особенно если от ее историей веет несчастной судьбой и романтизмом. Не скажу, что такие герои вызывают у меня восторг. По этой же причине я, в свое время, не испытывала восторгов по поводу Джейн Эир, но это совсем другая история)
К ним относится Дойс и Клэннем (назову их в этой спайке по примеру Флоры, уж очень мне нравится созвучие)). Честные, порядочные немолодые люди. В общем, тут добавить больше нечего.Негодяи. Риго-Бландуа, Гоуэн, Флинтвинч, мамаша-Клэннем. Негодяи на то и есть негодяи, плетут козни, не имеют чувства жалости и преследуют свои цели (нажива, месть и т.д.) Персонажи эти неприятны, но, как правило, они лишены комизма.
Шуты. Самая многочисленная группа. Почти все остальные герои романа. Они одеваются, говорят и ведут себя не как реальные люди, а как карикатуры на людей. Флора, переспелая вдовушка-девица, мечтающая о возрождении страстной любви молодости, тетушка мистера Ф, проклинающая Клэннема)), мисс Дженерал с ее плющом и пудингом, юный Джон, сочиняющий эпитафии, Полипы, сопящий Панкс... Их много, очень много. Все они смешны и даже абсурдны. Иногда мне было ужасно жаль Клэннема, создавалось впечатление, что он попал как Алиса в страну чудес, где все вокруг все чудесатее и чудесатее и не понимаешь, порой, как себя вести и как реагировать на эти чудеса.
Отдельное слово можно уделить Министерству Волокиты -- бюрократическому монстру, который засасывает в себя каждого просителя, пережевывает и выплевывает его, оставляя ни с чем. Работники такого министерства доки по части "делать все, для того, чтобы ничего не делать". Не знаю, насколько такое министерство существовало в реальности, но многие черты его, я думаю, можно найти в любом министерстве любой страны.
Есть мнение, что книга не смешная. Мне было очень смешно) Юмор в лучших традициях английского юмора, так что рекомендую всем, кто любит такое. Кому еще рекомендовать не знаю, мне кажется, Диккенса уже все читали.
74595
Аноним4 ноября 2016 г.Читать далее«Крошка Доррит» -- роман, входящий наряду с «Холодным домом» и «Тяжелыми временами» в серию социально значимых романов великого английского писателя Чарльза Диккенса. После выхода книги в свет английская литературная критика признала ее, по сравнению с другими произведениями автора, несколько неудачной. Однако не все придерживались такого мнения. Прошли годы, и роман был высоко оценен соотечественником писателя Бернардом Шоу, американским писателем Лайонелом Триллингом, русским писателем Федором Достоевским.
Роман давался Диккенсу нелегко. Работа шла медленно, постоянно прерываясь то творческими срывами или же недостатком вдохновения автора, то неотложными делами, связанными с работой в театре, то личными причинами. Писатель пытался использовать любую физическую возможность, чтобы набросать хоть пару строчек текста; старался не упустить ни одной мысли, касающейся его произведения, пусть даже эти мысли, а также реплики персонажей, да и сами персонажи всплывали в его сознании подчас другой напряженной работы. В результате получился объемный, цельный, добротный роман, читая который сложно заметить, что он писался с таким трудом…
Мир, который рисует Диккенс в «Крошке Доррит» -- это не совсем та добрая старая Англия, по которой так вздыхают читатели. Это суровый, а временами и жестокий мир, вершителями судеб которого являются далеко не высоконравственные люди, напротив: подхалимы, выскочки, бездельники и т.д., объединенные общим и необходимым признаком – родством с высокопоставленным семейством Полипов (характерная фамилия; Диккенс мастер подбирать имена!), которое на протяжении долгих лет заправляет всем и вся в стране. А чтобы обосновать и утвердить общественную значимость и полезность этого благородного семейства, создано Министерство Волокиты, где все должности, от самой малой до самой высокой, занимают Полипы. Именно занимают, но ничего при этом не делают, ибо основной принцип Министерства Волокиты – не делать того, что следует делать. Неудивительно, что при таком исполнительном органе работа всего государственного аппарата напоминает работу ржавого механизма, а все процессы в государстве идут замедленными темпами, если вообще идут. Впавших в спячку чиновников этого славного учреждения не может расшевелить ни безрезультатно обивающий его пороги Дэн Дойс, автор полезных для государства научных изобретений, ни искатель правды Артур Клэннем, ни многие другие граждане этого государства, тщетно пытающиеся принести пользу своей стране либо надеющиеся на восстановление справедливости.
Еще одним атрибутом этого жестокого и бездушного мира является долговая тюрьма Маршалси. Автор «Крошки Доррит» на себе испытал все тяготы этого мрачного заведения. Его отец, Джон Диккенс, в результате неумелых финансовых операций впавший в долги, провел там несколько лет. По этой причине Чарльзу Диккенсу, тогда еще мальчишке, пришлось бросить обучение и поступить работать на фабрику, а в свободное время навещать отца в тюрьме. К счастью, помогло рассчитаться с долгами наследство, полученное по завещанию от матери несостоятельного должника. Семья смогла встать на ноги, но впечатления и воспоминания о времени, проведенном в долговой тюрьме, остались у Диккенса на всю жизнь и получили воплощение в его творчестве.
Представьте себе мрачное, внушительных размеров здание, обнесенное железной оградой, прутья которой, кажется, упираются прямо в небо. Такова тюрьма Маршалси. Представьте себе светловолосого молодого человека интеллигентной наружности, держащего в руке саквояж и пугливо озирающегося по сторонам. В глазах у него слезы. Это несостоятельный должник мистер Уильям Доррит, приговоренный кредиторами к тюремному заключению за неуплату долгов. Он ненадолго сюда, не больше чем на месяц-два, и даже саквояж распаковывать не собирается, -- говорит вновь прибывший тюремному сторожу. Но реальность, увы, оказывается суровее, чем предполагает этот неудачливый делец. Обремененный к моменту заключения в тюрьму семейством и ставший в третий раз отцом уже будучи в тюрьме, не имеющий никаких средств, чтобы расплатиться с кредиторами, мистер Доррит проводит в этом заведении 23 года, почти смирившись со своим положением и даже найдя в нем некоторые плюсы… Еще бы! Ведь он теперь ветеран этого заведения, получивший титул Отца Маршалси; он пользуется даже определенным уважением (смешанным, правда, с немалой долей иронии) у собратьев по несчастью. А все тяготы и унижения тюремного заключения пытается сгладить его младшая дочь, родившаяся здесь же, в тюрьме, и посвятившая все эти годы своему дорогому отцу. Это Крошка Доррит, как ласково ее называют окружающие.
Образ Крошки Доррит является одним из лучших женских образов в мировой литературе, и не ошибусь, утверждая, что любимым персонажем самого Диккенса. Автор настолько проникся своей героиней, что образ ее стал для него почти что реальным и осязаемым: писателю постоянно казалось, что Эми Доррит сопутствует ему везде и повсюду.
Маленькая хрупкая девушка, бедно одетая, в стоптанных башмаках, зарабатывающая на жизнь поденной работой и при этом вечно недоедающая, чтобы обеспечить ужин своему отцу, -- такова Эми Доррит, младшая дочь мистера Доррита, по доброй воле заточившая себя в Маршалси. С какой теплотой и проникновенностью рисует этот незабываемый образ Диккенс! Вот истинный образец христианства: бескорыстная любовь к ближнему, самоотдача вплоть до самоотречения и самозабвения, жертвенность, стремление помочь страждущим людям, невзирая на личности и на обстоятельства, кротость и терпение в обыденной жизни… С каким мастерством преподносит автор детали, характеризующие эту героиню, с какой любовью рисует ее портрет!
И все же образ Эми Доррит, при всех его достоинствах, не лишен идеализации. И если можно говорить о налете сказочности в этом романе, то героиня выступает в этой сказке в роли доброй феи, ангела-хранителя-утешителя. Однако трудно поверить, что в душе этой девушки, так старательно и самозабвенно выполняющей свой дочерний и христианский долг, не возникали ни разу противоречивые чувства. Ведь она, по сути, является жертвой: жертвой бездумного и безответственного отца, доведшего до нищеты и позора свое семейство, жертвой своего безалаберного брата и легкомысленной своей сестры. Но она ни на кого не держит зла, ей даже не приходят мысли о том, что она жертва. Напротив, Эми беззаветно предана своему семейству. Надо признать, они ее тоже по-своему любят, но их любовь -- эгоистическая. Для них она даже не ангел-хранитель и не добрая фея (куда уж ей, простушке!), для них она просто – палочка-выручалочка. Они знают: Эми в нужную минуту всегда под рукой, всегда поможет, всегда утешит, все уладит. И в самом деле: как не любить такую? Они отдают дань ее заботе о близких, но принимают эту заботу как должное. Более того: иногда зачастую даже упрекают Эми в ограниченности и узости мышления, в том, что мир для нее не существует за пределами тюремных ворот, что она забыла о своем благородном происхождении, что водит дружбу с бедными и убогими, чем позорит (!!!) свое семейство. Они даже осмеливаются утверждать, что Эми – дитя тюрьмы, что ей неведом дух свободы, в отличие от них, рожденных на воле. Им не понять мотивов поступков Эми, ведь она духовно несравнимо выше их самих!
А она делает добро, невзирая на условности и обстоятельства, не задумываясь о том, как оценят ее поступки окружающие. Жалеет, опекает, помогает словом и делом, не требуя при этом ничего взамен, считая все это не долгом, а мизерной платой за ту любовь, которой они ее дарят. Главное для нее – видеть счастливые лица своих ближних. А если и шевельнется в душе чувство обиды или разочарования -- не дать ему прорасти, заглушить на корню работой на благо ближнего, осознанием того, что человеку, которого ты любишь и ради которого трудишься, хоть немного да лучше. Думаю, что в реальности Крошка Доррит была бы именно такой. Наверное, и ее посещали бы хоть иногда, в особенно трудные минуты, горькие мысли о несправедливости судьбы не только к любимому отцу, но и к ней самой. Возможно, на эти чувства и намекает Диккенс, показывая нам страдающую и печальную Эми, сидящую у окна своей каморки, в просвете которого видно небо, зарешеченное железными прутьями тюремной ограды Маршалси. О чем она думает? Только ли о превратностях судьбы, постигших ее дорогого отца? Только ли о неустроенности брата и сестры? А может быть, и о своей загнанной в угол жизни? И даже когда это небо лишилось своего привычного тюремного атрибута и распахнулось, казалось бы, над Эми и ее семьей от горизонта до горизонта, печаль не оставила нашу героиню. И печалилась она теперь не только о несбывшейся любви, но где-то хотя бы краешком души, подсознательно, об утраченных идеальных образах отца, сестры, брата.
А им в это радостное время не было ровно никакого дела до душевного состояния Эми. Для них она всегда была хорошей дочерью и сестрой, исполняющей, как и ПОЛОЖЕНО дочери и сестре, свой ДОЛГ. Зато у них, кроме финансовых, НИКАКИХ ДОЛГОВ НЕ БЫЛО! Единственный человек, который глубоко понимал Эми, был ее дядя Фредерик. И даже Артур Клэннем, при всем его восхищении и преклонении перед мужеством и стойкостью этой девушки, не видит всей глубины и всего богатства ее натуры. Ему невдомек, что эта хрупкая девушка, все свое время занятая заботой о ближних, совсем не ребенок: она взрослая женщина, и она влюблена! И в кого же? В него, старого неудачливого человека (так, по-крайней мере, тогда ему казалось)? Возможно, если бы Артур был внимательнее к Эми в тот начальный период их знакомства, он бы разглядел, что под маской дружеской симпатии скрывается глубокое любовное чувство. Но его сердце в ту пору трепетало от невысказанной любви к красавице Бэби… И нужно было время, а вместе с ним и суровые испытания, чтобы у Клэннема действительно открылись глаза… Радует счастливый финал этой любви, но вместе с тем немного грустно, что Эми для Артура так и осталась «крошкой», милой Крошкой Доррит. Какое-то снисходительно-умилительное отношение сквозит в его желании называть так свою возлюбленную!
Любовной историей, однако, сюжет романа далеко не исчерпывается, а тема беззаветной преданности и самопожертвования тесно переплетается с темой бедности и богатства. Это видно и из самой структуры романа, которая содержит две части, названные соответственно.
Автор не скупится на все оттенки серого в описании тюремного быта заключенных Маршалси, а также расположенных неподалеку арендных домов для бедняков, называемых Подворье Кровоточащего Сердца. Вечная нужда, невозможность заработать на жизнь собственным честным трудом, страх тюремного заключения за долги, -- вот действительно кровоточащие проблемы обитателей Подворья. И тем не менее, здесь присутствует намного более гуманное и доброжелательное отношение к ближнему, чем в среде богатых и привилегированных граждан Англии, для которых главное – соответствовать мнению Общества, быть достойным Его представителем, соответствовать требованиям, выдвигаемым этим Монстром-Бездельником к индивидууму, дерзающему проникнуть в его недра. Для этих людей не существует таких понятий, как Родина, Народ, Нация, Государство. Вернее, все эти понятия меркнут перед одним ничего не значащим, но с большой буквы, словом: «Общество». «Обществу нет дела до того, как Вы себя чувствуете, или же что вы думаете, ему нет дела даже до того, как вы добываете деньги», -- примерно такими словами упрекает своего мужа миссис Мердл.
И это не так уж сложно, имея хорошие деньги, приличные связи и высокопоставленное родство, быть или хотя бы казаться успешным, выхоленным и беспечным. По меткому выражению Диккенса -- лакированным. Главное, что следует освоить новичку, это умение мастерски нанести на себя «лак», выглядеть безупречным джентльменом или леди. А если не получается – к вашим услугам всегда найдется престарелая дама или джентльмен из Общества, которые помогут (разумеется, не бесплатно) в этом непростом деле.
Духовная пустота, душевная черствость и бессердечность, поверхностность, лживость, завистливость и т.д. – вот что характерно для его представителей. Диккенс даже не затрудняет читателя их именами. Соответственно функции, которую они выполняют в Обществе, он наделяет своих персонажей прозвищами: Бюст, Цвет Адвокатуры, Столп Церкви… И все они объединены одним общим чувством: слепым преклонением перед богатством, пусть даже добытым нечестным путем. Обществу это безразлично. Неудивительно, что в такой среде смог появиться, прижиться и стяжать огромный авторитет финансовый мошенник Мердл. И на пике этого авторитета, будучи почти уже лордом, так надуть и опозорить это Общество! Впрочем, оно отряхнулось и продолжало свое беспечное и бессмысленное существование!
Но счастливы ли его достойные представители? Счастлива ли Фанни Доррит, так бездумно положившая на карту судьбы свою молодость и красоту? Счастлива ли миссис Мердл, выполняющая роль статуэтки для бриллиантов (добытых, к слову, нечестным путем) и ведущая постоянную холодную войну со своей невесткой? Счастлив ли, наконец, сам мистер Мердл, никому не нужный и запутавшийся в своих денежных махинациях человек, видящий единственный выход из ситуации -- самоубийство?
Тема бедности и богатства на страницах диккенсовского романа – это не философствование, это однозначный ответ. Автор утверждает, что лучше жить бедно, но честно, чем купаться в роскоши, но при этом калечить собственную душу. Для нас, живущих в 21 веке, когда «душевные» вопросы давно потеряли приоритет перед лицом «реальных» житейских проблем, когда само существование этой эфемерной субстанции под названием «душа» ставится под вопрос, данный вывод кажется несколько наивным. Однако он мудр в своей основе, а значит и верен. И подтверждение тому – слова из Нового Завета:
«какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (от Матфея, глава 16)Жить по совести в мире, полном зла и несправедливости – роскошь, притом роскошь высокого порядка: духовная. Она требует от человека таких качеств, как самопожертвование, самоотречение, непримиримость ко злу, чувство ответственности за свои поступки, чувство долга перед людьми. Не каждый согласится платить такую дорогую цену за призрачное (по мнению многих) духовное счастье! Эми и Артур платят. Пожелаем же им счастья!
Роман «Крошка Доррит» пронизан верой в торжество истинных человеческих ценностей над ценностями ложными. А главное – он освещен гением автора, его написавшего, его великим мастерством и умением, придающим даже самым печальным и прозаичным картинам налет таинственности, сказочности, интриги и сдабривающим эти картины тонким юмором, на который способен только Великий Мастер Слова.
521,7K
Аноним15 августа 2023 г.Кровоточащие сердца. О них и о тех, кто… запрягает.
Читать далееКрошка Доррит.
Есть ещё, такие, как она?
У кого ещё, столь чистая и светлая душа?
Рождена была в неволе маленькая птичка...
По вине эгоистичного и глупого отца,
По вине правительства…
Волокиты заправляли всем
"Министерство Волокиты (как известно каждому и без пояснений) всегда было самым важным учреждением в государстве. Ни одно общественное предприятие не может осуществиться, не будучи одобрено Министерством Волокиты. Оно — всюду, где только запахнет жареным, что бы ни жарилось, огромный общественный гусь или малюсенькая общественная куропатка."
Тюрьмы полнились невинными, помимо…
Жизнь там не Эдем.Так есть ещё, такие?
Настеньку в «Морозко», помните?
С раннего утра, она, та Доррит
Бывала во труде,
Отца чтоб прокормить, устроить лучше братца,
Обстирать, обшить их, да ещё сестру
Хоть та жила отдельно, с дядей; его ещё, угу…
Была сестра та, ах, де не в неволе,
Не за решёткой рождена
"Я не родилась там, где ты."
Помнила же, дескать, чего лишилась,
А была тогда дитя (братцу было 3, а ей 2, когда туда попали)…
Доррит было 8, когда их мама померла.
"Поля тоже запираются на ключ?"
Под крылом ещё - глупышку, та Доррит содержала
Та её мамашею звала, хоть и старшею была…
Запомнила себя ребёнком, после злой болезни
Вот таки дела.Как её такую, Крошку Доррит, было не любить?
Как не сесть на шею, чтобы дальше плыть?
Сама подставит руки, шею и плечо,
Простит за всё на свете,
Что сказать ещё?
Удивительных людей Чарльз Диккенс поселил в талмут…
Артур Кленнот тоже - был совсем не плут:
"Сам пребывая во тьме, он умел видеть свет."
Не такой святой, быть может, скорее, был добряк,
Борец за справедливость,
В чём-то и тюфяк.Когда он Крошку Доррит… гнал её любовь, любя…
Стукнуть мне хотелось, короче, дать леща.Панкс - занятный малый… Флора с тёткой, даа…
Первая любовь – у Артура была…
Ныне располнела, и уже вдова
Глазками стреляла… И ещё, пила...
Полипы всех мастей… у нас таких немало:
"Министерство есть лишь хитроумное приспособление для того чтобы разными политическими и дипломатическими уловками помогать жирным обороняться против тощих."
"Каждый новый премьер-министр и каждое новое правительство, придя к власти благодаря обещанию сделать то-то и то-то, сейчас же употребляли все усилия на то, чтобы этого не делать."
Мисс Уэйт, что жила во злобе
Всех, подозревая… фу такою быть!
Артура мамаша… та ещё звезда.
Возомнила ж… дети должны нести кару
За грехи отцов.
Одним словом - ведьма, мало - злобная карга!Ещё, интригу, Диккенс, знатно закрутил…
Предполагала всяко, но такое…
В общем, с тайной этой, он Наташу удивил.P.S.: Прослушала в отличном исполнении Вячеслава Герасимова, на скорости 1,4).
46949
Аноним13 декабря 2023 г.Читать далееС этим романом окончательно убедилась, почему Диккенс так и не стал моим любимым писателем.
С его книгами мне всегда становится душно от мрачности и перегруженности описаний. Понимаю, что такой у него был стиль, но именно поэтому я так редко его читаю. Все-таки для мрачных историй нужно хорошее эмоциональное состояние, чтобы совсем не провалиться в яму тоски.
Роман состоит из двух частей – в которых показаны две полярности декораций из жизни Крошки Доррит – бедность и богатство, но что в героине вызывает симпатию – она остается собой в любых условиях.
Первая часть о бедности шла у меня со скрипом и хотелось переключиться на более динамичные книги, что я и делала, поэтому чтение затянулось почти на три недели. Эми Доррит родилась и выросла в долговой тюрьме Маршалси, где ее отец провел 23 года. Несмотря на суровые жизненные условия, девочка сохраняет добрый настрой и для многих является светлым огонечком.
Поначалу кажется, что она немного не от мира сего и нет в ней стержня, но уже во второй части будет хорошо показано, что такой легкий нрав и чистое сердце сохранить не всем под силу. Когда на ее семью свалилось неожиданное богатство – все члены ее семьи задрали носы и стали требовать к себе особого отношения. Лишь Крошка Доррит не поддалась соблазнам и следовала своим внутренним ценностям.
Вторая часть уже динамичнее и в ней много интересных поворотов и раскрытых тайн. В финале ярко показано, как образ жизни и мышления влияет на нас. Кому достанется счастье, а кому разбитое корыто.
В целом история вышла атмосферной, хорошо передающей быт того времени. Здесь много персонажей, но подаются они ярко, не запутаешься. Диккенс с сарказмом проехался по порокам людей. И если бы не затянутость первой части, то роман попал бы у меня в топ года, а так скажу, что он хорош.
37837