
Ваша оценкаРейтинг LiveLib
- 522%
- 478%
- 30%
- 20%
- 10%
Ваша оценкаРецензии
Аноним1 февраля 2022 г.Разжигающий «костёр тщеславия» сам сгорит на костре.
Читать далееПьеса начинается точным местом и временем действия: вилла Медичи в Кареджи, близ Флоренции; послеполуденные часы 8-го апреля 1492 года.
Италия того времени была охвачена идеями гуманизма.
Одним из главных героев пьесы является Джироламо Савонарола, хоть и предстаёт он перед зрителем лишь в самой последней сцене. Сверившись с исторической справкой, можно узнать, что родом он из обеспеченной семьи, получил хорошее образование, довольно рано посвятил себя религиозным размышлениям и удалился в монастырь. В описываемое время Джироламо почти сорок. Проповедническую деятельность он начал в 1479 году после завершения образования, когда был направлен настоятелем болонского монастыря во Флоренции. Сначала его проповеди имели переменный успех, но к моменту, о котором говорится в пьесе, Джироламо становится самым ярым обличителем развращённых нравов.
Начиная с обучения послушников, чтобы позже разрешить допуск на монастырский двор мирского населения, он расширяет аудиторию до сотни тысяч человек. "Считается прямо-таки признаком хорошего тона присутствовать на его проповедях" - говорит один из персонажей повести.Начинается пьеса разговором между семнадцатилетним кардиналом Джованни Медичи и профессором филологии Анджело Полициано, воспитателем. Речь о причислении к лику святых Платона очень скоро переходит к теме проповедей брата Джироламо, чей успех "превзошел все ожидания и непрерывно возрастал как у простого народа, так и у знати; даже купцы-толстосумы и те начали обращать на него внимание". Полициано считает обличительные выступления возмутительными, Джованни не соглашается, но и ссориться с учителем не желает. Позже на сцене появляется Пико де Мирандола, чтобы рассказать о возгоревшейся ожесточенной борьбе между братом Джироламо и божественной Фьоре.
В спорах о вере и нравственности, молитве и смирении, искусстве и свободе, проходят разговоры поэта и гуманиста Полициано Анджело дельи Амброджини с энциклопедистом, гуманистом и философом Пико делла Мирандола Джованни. В пьесе очень много философских идей, признаюсь, мне было сложно примкнуть к той или иной точке зрения.
Сцена второго действия переносится в сад, а число персонажей пополняется группой живописцев.
Корпорация флорентийских живописцев хочет подать жалобу на проповеди брата Джироламо, возмущаясь его вмешательством в манеру их письма и созданных образов Мадонны.Третье действие происходит в покоях, прилегающих к спальне Лоренцо Великолепного. Ведутся разговоры о предметах искусства, бессмертии души, герцог выслушивает лесть придворных, вспоминает весёлые дни гуляний и карнавалов.., чтобы снова обратиться к образу Джироламо Савонаролы, узнав о волнения во Флоренции, спровоцированных проповедями исступлённого монаха. Лоренцо понимает, что это покушение на его власть.
Он пришел во Флоренцию безвестным нищим. А ныне он хочет, чтобы она выбирала между мною и им...Томас Манн не случайно дал имя пьесе Фьоренца. Читая описания внешнего вида, характера, слушая её ответы, читателю становится ясно, что героиня являет собой персонифицированный образ самой Флоренции. Представляя прекрасную Фьоре "блудницей Апокалипсиса, царицей вавилонской во всем ее бесстыдном великолепии", брат Джироламо обличает испорченность нравов флорентийцев.
Он взывает к Флоренции, обратившись к ней на «ты», и с ужасающей медлительностью и спокойствием вопрошает ее, как она живет, как проводит дни свои и ночи. В чистоте ли, в воздержании, в сосредоточенности духа, в мире ли?Заключительная сцена, в которой Лоренцо и Джироламо оспаривают первенство, преподносится как пророческая. Фьоре просит монаха отступиться: "Огонь, тобою возожжённый, спалит тебя, тебя самого, дабы ты очистился от скверны, а мир — от тебя! Если ты этого страшишься — отступись! Перестань желать — ты монах, чей удел ничего не желать! Отступись от власти! Отрекись от нее! Будь монахом!", на что приор отвечает: "Я люблю огонь".
74284
Аноним13 мая 2023 г.Читать далее"Фьоренца" - единственное драматическое произведение Томаса Манна (на закате своей жизни он начинал ещё одну пьесу, но так её и не дописал).
Ключевые герои пьесы - исторические личности: Лоренцо де Медичи, прозванный Великолепным, и проповедник Джироламо Савонарола. Жизнь первого уже на закате, он болен настолько, что близкие в страхе ожидают его смерти в любую минуту, хоть и пытаются вслух утверждать обратное. Политическая жизнь второго только-только начинается - Савонарола ещё в самом начале своего пути к власти.
Самое занятное, что именно близкие друзья Лоренцо Великолепного способствовали появлению Савонаролы во Флоренции. И некоторые даже восхищаются им, но с оговорками. Увы, мнение толпы не признает "здесь играем, здесь не играем": толпа либо любит, либо ненавидит - и никаких полутеней и оговорок. От Савонаролы толпа фанатеет - он умеет воздействовать на людей. А это означает, что в массы проникают его идеи о греховности искусства ради искусства. И вот уже разбиваются скульптуры и рвутся полотна с "неправильными" изображениями Мадонны. Далее будут костры.
Пьеса тяжеловата для восприятия со сцены, несмотря на возможности визуального оформления (в конце концов, дело происходит во дворце Лоренцо де Медичи, а большая часть действующих лиц - художники или ценитили искусства. Есть ещё некая возлюбленная Лоренцо по имени Фьора, которая когда-то отвергла юного Савонаролу (что, по идеи автора, и привело его к аскетизму). Она же является аллегорией города Флоренции. По мнению критиков - современников Манна, именно эта аллегорическая фигура больше всего портит впечатление от пьесы в целом.
Примечательно, что со всеми действующими лицами читатель знакомится только по ходу пьесы - в начале нет никакого списка. Представьте, что вы приходите в театр на новый для вас спектакль и смотрите его без программки на руках (и без доступа в сеть на смартфоне). А вот по сложности мыслей и идей, которые озвучивают некоторые персонажи, "Фьоренца" напомнила мне пьесу Бернарда Шоу "Человек и Сверхчеловек" - её я читала и смотрела, и читать было понятнее, а смотреть - занятнее, если не пытаться вникнуть в философский посыл драматурга. :)
16301
Цитаты
Аноним1 февраля 2022 г.Фьоре. Ты не герой; ты только силен — это все. И мне скучно с тобой.
Пьеро. Только силен? Только силен?.. Разве тот, кто силен, не герой?
Фьоре. Нет. Герой тот, кто немощен, но чей дух пылает таким огнем, что он все же завладевает венком победителя.11140
Аноним3 февраля 2022 г.Козимо, предок мой... я еще знал его... умный он был, бесстрастный тиран... Они поднесли ему титул: отец отечества . Он принял его и улыбнулся и даже не поблагодарил. Никогда я не забуду этого! Как он, наверно, презирает их, подумал я.
120
Подборки с этой книгой
Зарубежная классика, давно собираюсь прочитать
Anastasia246
- 1 248 книг

Читаем пьесы
Julia_cherry
- 1 661 книга
Пьесы, которые хочу прочитать
Anastasia246
- 271 книга
Классическая литература с женскими именами в названии (клуб читаем классику вместе)
Marka1988
- 363 книги

Флэшмоб "Книги по алфавиту" - наши книги, прочитанные в 2022 году
Julia_cherry
- 374 книги
Другие издания






























