Рецензия на книгу
Фьоренца
Томас Манн
Аноним13 мая 2023 г."Фьоренца" - единственное драматическое произведение Томаса Манна (на закате своей жизни он начинал ещё одну пьесу, но так её и не дописал).
Ключевые герои пьесы - исторические личности: Лоренцо де Медичи, прозванный Великолепным, и проповедник Джироламо Савонарола. Жизнь первого уже на закате, он болен настолько, что близкие в страхе ожидают его смерти в любую минуту, хоть и пытаются вслух утверждать обратное. Политическая жизнь второго только-только начинается - Савонарола ещё в самом начале своего пути к власти.
Самое занятное, что именно близкие друзья Лоренцо Великолепного способствовали появлению Савонаролы во Флоренции. И некоторые даже восхищаются им, но с оговорками. Увы, мнение толпы не признает "здесь играем, здесь не играем": толпа либо любит, либо ненавидит - и никаких полутеней и оговорок. От Савонаролы толпа фанатеет - он умеет воздействовать на людей. А это означает, что в массы проникают его идеи о греховности искусства ради искусства. И вот уже разбиваются скульптуры и рвутся полотна с "неправильными" изображениями Мадонны. Далее будут костры.
Пьеса тяжеловата для восприятия со сцены, несмотря на возможности визуального оформления (в конце концов, дело происходит во дворце Лоренцо де Медичи, а большая часть действующих лиц - художники или ценитили искусства. Есть ещё некая возлюбленная Лоренцо по имени Фьора, которая когда-то отвергла юного Савонаролу (что, по идеи автора, и привело его к аскетизму). Она же является аллегорией города Флоренции. По мнению критиков - современников Манна, именно эта аллегорическая фигура больше всего портит впечатление от пьесы в целом.
Примечательно, что со всеми действующими лицами читатель знакомится только по ходу пьесы - в начале нет никакого списка. Представьте, что вы приходите в театр на новый для вас спектакль и смотрите его без программки на руках (и без доступа в сеть на смартфоне). А вот по сложности мыслей и идей, которые озвучивают некоторые персонажи, "Фьоренца" напомнила мне пьесу Бернарда Шоу "Человек и Сверхчеловек" - её я читала и смотрела, и читать было понятнее, а смотреть - занятнее, если не пытаться вникнуть в философский посыл драматурга. :)
16301