
Ваша оценкаРецензии
Аноним16 августа 2023 г.Читать далееВзмах ресниц. Белые стены. Странные существа, хаотично передвигающиеся в заданном пространстве. Их одеяние - это что-то...
Знаете, как мне нестерпимо хотелось этого всю книгу, "Чужак в стране чужой, - увидеть мир Его глазами (заглавная буква здесь, кстати, неслучайна. Если что, взгляните на потрясающую обложку издания. В крайнем случае, вспомните ключевой тезис героя "Ты есть бог". Аналогия напрашивается прямая, хоть и не совсем верная. А лучше дождитесь финала, и все обязательно станет на свои места). Даже не мир - мир-то он как раз уже обозревал во всем его великолепии, их органы чувств позволяют и не такое. Его взором желала окинуть наше исконное место обитания, вечное пристанище землян. Посмотреть на себя и на нас в целом со стороны, взглядом объективным, неискушенным и, как думалось тогда, по-настоящему правдивым.
Всё чего-то требуют. Говорят одно, а делают и думают прямо противоположное. С ними чувствуешь себя в ловушке, загнанным зверем и крепко связанным по рукам и ногам. Вот чего они от меня хотят?..
Скромные надежды мои оправдываться - увы и ах! - в этот раз не спешили. Книга о нас и для нас - какого иного взгляда вы тут хотели, мадам? В очередной раз убедиться в греховной порочности человеческой натуры и непрочности людских убеждений? В лицемерии масс и индивидуумов? В несвободе и зависимости от статичного общества? В слабости духа каждого из нас и силе государственной машины? Так для этого и фантастика не нужна - читайте реализм.
...они говорят о религии, не понимая, что такое вера. Они даже - представьте себе! - не могут пообщаться с духами, в отличие от нас. Они упорно держатся за свою "мораль", нарушая ее же принципы на каждом шагу и даже не замечая этого. А ставят себя все равно выше нас.
А фантастика все равно как-то ближе, роднее, что ли. И один из лучших классических романов, написанных в этом жанре, был выбран мною не просто так. Культовую книгу всех времен обещала аннотация - верю и подписываюсь под каждым словом. Обещала и Библию хиппи - да, еще раз да, только поняла, правда, при чем здесь вообще хиппи лишь к концу произведения - со мной бывает...
Бралась читать о Марсе и марсианах, а получила нелестную характеристику человечества - грубых в своей массе и в частности людей. Легко расстающихся с собственными убеждениями, спорящих ради спора, не ради истины. Завидующих чужому успеху, слишком наивных, внушаемых и вместе с тем чересчур циничных, продажных. Вот на это-то всё смотреть мне точно не хотелось. Но что заказывали, то и получайте. Пришлось досматривать.
Яркие, по-настоящему цепляющие кадры первоначального знакомства Майка - обычного парня с Марса, ничего особенного (но если верить обложке, то красавчик) - с земной культурой и обычаями были запоминающимися и впечатляющими. Чем-то начало романа Хайнлайна мне напомнило даже любимые книги про "не таких" людей ( Дэниэл Киз - Цветы для Элджернона и Колин Маккалоу - Тим ), беспомощных в социально-бытовом плане, но порою чувствующих и понимающих гораздо больше нашего, просто понимание всего сущего у них другого плана, чем у нас. Предупреждаю сразу: к концу книги сравнение это бесследно испарилось.
Было интересно наблюдать, как под руководством старого циника, доктора Харшоу (был медиком, но сейчас писатель, в компании трех очаровательных секретарш, каждой из которых уже перевалило за пятнадцать, сочиняющий рассказы - что-что, а богатый жизненный опыт ему это позволяет), Майк постигает земные премудрости. С одной стороны, это, конечно, было той еще жестокостью: наивный бесхитростный Майк сразу попадает на обучение к атеисту, распутнику и вольнодумцу. С другой стороны, тем быстрее он знакомится с изнанкой нашего мира, не впадая в мелочные и бессмысленные иллюзии по поводу окружающего его нового мироустройства...
Ученик вскоре превзойдет самого учителя, а так, к слову, всегда и бывает, разменяв (потеряв), на мой взгляд, самое важное. Попытавшись стать новым пророком и дать людям новое знание, обещающее к лучшему изменить нашу жизнь, он потеряет себя, а старая премудрость про чужой монастырь окажется как никогда верной и трагически пророческой.
Затянутая вторая часть про трансформацию взглядов этого удивительного парня с Марса общего впечатления мне от книги ни капельки не испортила, хотя и наблюдать за его странными поступками было, признаюсь, скучновато - не всегда, но временами. Отчасти спасало присутствие того самого старого циника - вот кто умеет поднять настроение дамам, недаром же его так любят женщины.
Нелицеприятный взгляд о землянах новостью для меня не стал. Старшие братья Майка регулярно получали от него весточки с Земли: представляю, что видели они в эти своих донесениях. И отчасти даже могу понять их желание разрушить столь бессмысленную, на их взгляд, планету - очень уж несовершенны люди по сравнению с ними. Не умеем телепортироваться, читать мысли, общаться с умершими... Зато умеем любить, как никто в бескрайних космических просторах, и отдаемся любви без остатка, как никому из инопланетян и не снилось. Вот главный вывод, сделанный Майком в гостях у таких "смешных человечков", как люди. Стоило ради этого покидать уютный Марс? Возможно, да. Впрочем, как знать... Но за это точно стоило простить ему всю эту предфинальную ересь, столь щедро источаемую им.
4/5, фантастический роман с глубоким философским подтекстом. Определенно на любителя. Самой фантастики мне в нем чуть не хватило.
2332,2K
Аноним11 мая 2024 г.1961
Читать далееЗаголовок отзыва ставит все точки над ё — 1961 год. Мир в ожидании свершений, которые если не перестроят всю конфигурацию человечества, то хотя бы существенным образом её подхрихтуют. Космос становится все ближе, и самые далекие фантазии Жюля Верна, как космические корабли бороздят просторы Вселенной кажется уже можно потрогать рукой. Отрезвление, что космос бесконечно далек, а программа по его освоению сведется к сидению в помещении размером с дачный сортир в сотне километров над землей и поиске, кто там в этом сортире сверлит дырки, придет гораздо позже — кстати после данного отрезвления и научная фантастика подпритухнет, и человечество уйдет в фентезийный эскапизм. Но на дворе 1961 год, и кажется, что надо бы потихоньку уже вырабатывать новую философию, ту самую «новую», которая понадобится «новому» миру путем освоения космоса. Построится она, конечно, на старых дрожжах — ну да кого это парит? Впереди культура хиппи, сексуальная революция, ожидание, что в этот раз после долгого бухалова не будет мучительного похмельная — короче, молодость человечества, как о тебе можно вспоминать без ностальгии? Были же времена, когда люди реально верили, что все сможет измениться благодаря научно-техническому прогрессу.
Пророком новой философии должен быть, конечно, не человек — Иисус Христос тоже был сыном Бога. Поэтому новому пророку Майку нашли очень умных родителей (как и в случае с Христом, история с отцом там сложная), да заодно сплавили на воспитание марсианам — уж там-то точно знают, как жить в Гармонии, и как наделить ребенка Высшими смыслами — даром что Марс даже с телескопа похож на гигантскую унылую помойку, все-равно марсиане знают лучше. Они просто не замарачивалсь, чтоб не прокакать свою планету. Ну а потом все по классике — Майк спустится на землю, чуток пообывкнется, откроет рот, и научит нас всех Любить человечество, начиная сыпать хипповатые банальности тоннами. Других пророков у нас для вас нет.
Трудно обвинять эту книгу в том, что она — продукт своего времени. Можно переиздать книгу из 60-х, но нельзя вытащить 60-е из книги. Это не такая наивная фантастика, как у Гамильтона, конечно, но для современного человека воспринимать эти тонны дидактики второй половины, равно как и недозрелую философию, уже слегка тяжело. Написанная для тех, кто родился в 30-х — сейчас им уже по 90 лет, культурный разрыв колоссален. Поэтому максимум, что тут может увлечь, это какая-то сюжетная интрига и язык. Язык как и у всего Хайнлайна — крепкий ремесленный. Интрига и какое-то развитие сдуваются на половине пути. Смысл читать вообще исчезает — если вы воспитывались на сложной и интересной фантастике вроде того же Желязны, или на чем попроще, вроде Гаррисона — Хайнлайн вам покажется очень уж простым и незатейливым. А если выбросить сюжет, то в сухом остатке не останется ничего.
«Сексуальная революция»? Да мы её уже пережили, и живем спокойно в ней — а с доступностью порно в интернете уже можно и забыть такие слова. Нашли чем удивить. Хиппи? Хипующих философов на квадратный мир за все время народилось уже столько, что хочется как Картман из Южного парка — вытравливать их дихлофосом. Даже попытка «декомпозиции» земных обычаев глазами марсианина выглядит сейчас, из 2024 года, крайне неубедительно — ну да а чего было ожидать? Тогда еще чем-то казалось, сейчас уже нет.
Что мне показалось забавным и интересным — парафраз этой книги с повестью Стругацких Малыш . Нет, то что советская фантастика это переписанная зарубежная фантастика особым секретом не является, но здесь прям все выглядит слишком уж очевидном. Притом, что этот роман увидел свет в 1961 году, а Малыш лишь в 1971, т.е. спустя 10 лет. Можно было паре переводчиков ознакомиться и переосмыслить. Однако «социальную» часть переписать не удалось, за такие выверты, что у Хайнлайна, можно было серьезно получить по башке — поэтому сюжет скомкали.
Как по мне, книга будет интересна только любителям ретро-фантастики. Перечитывать её сейчас, да ещё с попыткой серьезно воспринять эту недозрелую философию хиппи, может разве что уж очень большой любитель, ну или спустившийся с Плутона человек, для которого последние 60 лет литературно-философского развития прошли мимо. Но с другой стороны, если вам нравится «ретро» в фантастике, и не сильно на что-то претендующие философские банальности, и вы в них спокойно себя ощущаете, думаю, порцию кайфа от этой книги вы получите.
Отдельно стоит отметить неологимз «Грокать», который вошел в современный язык, и получил вторую жизнь где-то с 00-х, уже в IT-сфере. Тот случай, когда книга оставила новое слово, и оно оказалось гораздо более живучим, чем вся её вторичная философия — ну что ж, и на том спасибо.
109873
Аноним3 августа 2015 г.Читать далееДавным-давно, в году этак 1960-м, года еще и Гагарин в космос не летал, закончил некто Роберт Хайнлайн книгу о марсианском Маугли.
В этой книге разговаривают по телефону, почту носят мешками, а из газет все еще собирают вырезки. Зато летают в космос и покоряют Марс, где внезапно живут коренные поселенцы. Это наглядно показывает, что люди ждали иных свершений, нежели случилось. Что мы имеем в итоге? Максимум полет Curiosity, зато у нас есть интернет, электронная почта и селфи-палка.
Хайнлайн, надо сказать, уникален тем, что способен разорвать любые шаблоны. Он пишет "Звездный десант", после которого очень хочется отдать свою жизнь за родину, а параллельно пишет "Чужака", после которого всем пис, миру мир, да здравствуют беспорядочные половые сношения, хиппи и все такое. Его невозможно сделать кумиром какой-то субкультуры - он заглянул ко всем и поговорил со всеми на своем языке. Как в "Звездном десанте" он крайне категоричен, так и здесь рассказывает об убеждениях безапелляционно, и поди разберись - свои они или чужие.
Роман условно разбит на две смысловые части: первая - адаптационный период человека с Марса, оказавшегося в странных для себя условиях: он воспитан в иных нормах морали, не понимает, что хорошо, что плохо, что в мире существует ложь, что люди способны жить не в строгом иерархическом подчинении, а обладают свободой воли и решений, что люди способны поступать во благо себе прежде всего, на не во благо обществу. Ему, можно сказать, везет, т.к. он попадает в итоге в руки людей, способных на бескорыстные решения, у которых он вызывает исключительно антропологический интерес, никакой корысти или желания подчинить своим целям. И первую часть он познает мир. Возможно, где-то здесь автор и сделал перерыв, потому что дальше и концепция, и стиль и сам сюжет меняются.
Майк познает секс, радостно уходит в мир, там развлекается, где-то подрабатывает, но, в конце концов, он не думает о деньгах, их у него много, поэтому предается пороку и разврату как раз в том смысле, которым нынче клеймят на всех каналах. За одним исключением - гомосексуалистов Хайнлайн не переваривает, поэтому Майк спит исключительно с противоположным полом, а его окружение периодически рассказывает, как это мерзко и противно - гомосексуализм. Зато секс, групповой и не очень, объединяет, и когда все спят со всеми, когда отринута личная собственность и личное в принципе, тогда нет ревности, нет боли, нет разводов, и муж любит жену и еще сколько-то там женщин, а жена любит мужа и еще сколько-то там мужчин - никто не считает, не зацикливается. И будет всем счастье и гармония, если все грокнут эту простую истину. Но люди злы, жестоки и мерзки, поэтому Мессия должен быть повержен, растерзан и не услышан, а оставшиеся апостолы попытаются его культ поддержать.
Вот, что было в книге, вот, что услышали наши "цветы жизни" - и они пытались жить по канонам свободной любви, всем мира, света, гармонии и травки для свободы духа, да не вышло. Но да, если вам интересна библия хиппи, то вот она - во всей красе, читайте, впитывайте рассуждения из уст героев, это все оно.
У меня же от книги остались двоякие впечатления. Насколько интересна была первая часть, настолько скучна и вторая. Ибо я не люблю, когда ко мне приходят поучать, когда читают нотации и учат жизни, нормам и своему пониманию религии как единственно верному. И в итоге вместо чего-то действительно качественного я получила сборник нотаций, где от лица героев так или иначе автор толкает бесконечные монологи. Это скучно, надоедает и попросту неинтересно.
В общем, мое понимание индивидуализма не совпало с авторским пониманием, а потому будем считать, что я не грокнула. Не видать мне суперспособностей. Правда, я не очень об этом жалею.1033,4K
Аноним15 ноября 2020 г.Марсианский хиппи
Читать далееЧеловек, воспитанный марсианами, прилетает на Землю. Роман - его жизнеописание начиная с этого момента. Как он пытается понять людей и, поняв, делает все, чтобы принести людям счастье.
Первая половина книги мне очень понравилась. У Хайнлайна очень здорово получилось передать чужеродность и странность, взглянуть на людей со стороны. Плюс еще это было самое настоящее приключение.
А вот со второй половиной прям беда. Я не очень люблю, когда в книгах затрагивается тема религии и веры, потому что редко кому удается передать эту тонкую тему с достаточной чуткостью и вниманием. В "Чужаке..." сказалось влияние хиппи и 60-х. Счастье, коммуны, свободная любовь. Но реальность далека от романтики. Слишком уж в романе все приторно, и эти бесконечные слияния, поцелуи, совокупления... Брррр... Да и персонажи все какие-то одинаковые при этом становятся.
А уж финальный финт совсем покоробил. Но это чисто субъективное ощущение. Если рассматривать объективно, у романа можно увидеть довольно целостную задумку, и последовательное ее воплощение.
Для меня это второй прочитанный у Хайнлайна роман. Первым был "Дверь в Лето". В целом впечатления от автора положительные, хоть и не резонирует так, чтобы совсем "мое-мое". Судя по этим двум романам, автор очень романтичный, идеалистически видящий мир. В его произведениях живут мечты. И это, в любом случае, прекрасно.
822,1K
Аноним16 ноября 2015 г.Читать далееКогда-то давным-давно (могу даже уточнить — в старшей школе) я читала столько Хайнлайна, что вряд ли нашлось бы более двух-трёх его романов на русском языке, переведённых на тот момент, которые не попали бы мне под горячую руку. И это, конечно, было не совсем нормально, потому что все, кто читали Хайнлайна дальше "Двери в лето", "Звёздного десанта", "Двойника" и пары популярных романов из "лунарского" обоза, знают, что чем дальше в лес, тем гуще и мутнее становился Хайнлайн. Он сложно спутывал своих сквозных персонажей, добавлял тяжёлые религиозные заморочки, всё больше уходил от сюжета к грузным размышлениям (не в обиду автору, но не очень оригинальным и интересным), так что к концу его творческого пути романы стало читать почти невозможно. Особенно после лёгких произведений первой половины его жизни вымучивали хайнлайновские библейские заморочки.
До сих пор у меня сохранилось ощущение, что Хайнлайн стал одним из немногих писателей, в творчестве которого грань провести можно максимально конкретно. Вот лёгкая и неглупая фантастическая литература, а вот хардкор для фанов и таких же упоротых, как и автор. Где грань? Да в романе "Чужак в стране чужой", причём её можно даже рассмотреть на страничках. В тот момент, когда весёлые приключения марсильяшки на Земле сменяются религиозным бубнежом — вот грань и прошла. Поэтому "Чужака в стране чужой" читать и не всем легко, слишком велик контраст. Хотя, к чести Хайнлайна, начинал он тоже не с унылого бубнежа и многослойных цитат и библейских аллюзий, а вполне себе с живенького рассуждения на религиозную тему, которым даже смогли кое-как воспользоваться пропагандисты фрилава и прочих эпикурейски-плотских радостей жизни.
Ощущения цельности роман не создаёт, затянут он чрезмерно, но всё-таки... Всё-таки он обаятелен. Не знаю, чем. Смелостью, интересной темой, попыткой выйти за границы самого себя и замахнуться на что-то большее. Кроме того, здесь в кои-то веки у Хайнлайна появляется не стандартный по умолчанию картонный герой, которого никак не примешь за живого человека, а вполне себе персонаж. Джубал Харшоу, который один умудряется себя противопоставить без противопоставления целому религиозному культу вокруг картонной фигурки маугли. Если я не ошибаюсь, этот мой любимый колоритный дяденька появляется и в других романах Хайнлайна скользящей сквозной тенью, но уже в тех, которые читать можно с трудом. По крайней мере, из своего почти забытого школьного погружения у меня в памяти остались только двое хайнлайновских живых дядь, так как он славится своими маловыразительными человеческими образами: это, собственно, Джубал и Лазарус Лонг, тоже кочующий по нескольким романам.
Про перевод ничего не буду говорить, потому что всегда читала роман только в переводе Пчелинцева (который большинство фанатов признают-таки лучшим), полностью им удовлетворена, а изучать варианты почему-то желания не возникло. С другой стороны, говорят, что все-все-все (неужели даже этот огромный?) переводы на русский выполнены по сокращённому варианту, но в этот раз моя жадная душа не печалится, потому что и на данный момент воды слишком много, куда ж больше то. Впрочем, говорит это википедия, а верить ей можно не всегда. Если кто-то знает точно, скажите в комментах, буду благодарна.
Не рекомендовала бы начинать знакомство с Хайнлайном с этого романа. Вообще, я обычно так его советую изучать, если кому приспичило: сначала совсем легкачи вроде "Двойника", "Звёздного десанта" или "Кукловодов". Ну, и "Двери в лето". Если понравится, то можно зацепить лунарские штучки ("Луна жёстко стелет", к примеру) и что-то вроде "Имею скафандр - готов путешествовать". Если всё ещё терпимо, то можно браться за "Чужака в чужой стране". Если его вторая часть вызвала неприятие, то бросать Хайнлайна и за позднего не браться вообще никогда.
Если же лёгкие штучки не пошли, то можно сразу жахнуть "Чужака..." и посмотреть, что выйдет. При понравившейся концовке попрощаться со внешним миром, запастись библией, взять в библиотеке тридцатитомник Хайнлайна и пройтись долиной смертной смерти, не убоясь зла.732,3K
Аноним2 декабря 2023 г.Я понял, почему люди смеются. Они смеются потому, что им больно и смех - единственное, что может заглушить их боль.
Читать далееОчень неоднозначные впечатления у меня остались после этой книги. Попробую разобраться в своих эмоциях.
Во-первых, безусловно, хочется выделить очень богатую фантазию автора. Он придумал целый Мир. Особенно это касается жителей Марса. Читала, что описание этой цивилизации Роберт Хайнлайн позаимствовал из своего собственного романа «Красная планета». У марсиан нет пола, а на протяжении всей жизни они "переживают" три разных формы. Кроме того, физические и умственные возможности марсиан поражают воображение. Очень интересно и захватывающе.
Во-вторых, тут очень интересные герои повествования. Яркие, живые, своеобразные и в основном не очень приятные. Разве что к Майку можно проникнуть симпатией, но и то только потому, что он марсианин...
В-третьих, тут очень лихо закрученный сюжет. Местами повествование превращается в детективную историю, а где-то и в триллер. Но и драмы с политической составляющей тут тоже хватает.
Что для меня было, наверное, перебором - философская составляющая. Но это, скорее, мои проблемы, поскольку, наверное, тут это совсем не лишнее. Да и вообще - это основа данной книги.
И религиозная тематика. Хотя, тут сложно назвать это религией. Больше похоже на сектантство.А еще достаточно приличное количество "плотского". Не удивительно, что публикация романа в свое время вызвала скандал, в связи со слишком вольным изображением сексуальной жизни. И печаталось тогда в сильном сокращении, что не удивительно. Оно и в наше время достаточно вольно, как мне кажется. Хотя, нас уже мало чем можно удивить.
Читала у автора еще "Дверь в лето". И какие же разные это книги! Та была забавная, волшебная и очень юморная книга! Тут же всё кардинально по-другому. Но это не значит, что мне не понравилось. Они просто очень разные. Даже не кажется возможным, что автор - один и тот же человек.
А в целом я рекомендую! Отличная, качественная, живо написанная, умная фантастическая классика.
66872
Аноним11 ноября 2022 г.Мне не понравилось.
Читать далееЯ была очарована описанием, почему-то была уверена, что будет интересно. Да и обложка меня заинтересовала. Но как же я ошибалась.
Оказалось, что книга ужасно скучная. Сюжет банальный. Я понимаю, что написана она давно и для того времени, она наверняка была интересной и актуальной. Но сейчас это невозможно читать.
Идеи книги мне тоже совсем не близки. А некоторые мысли автора мне казались просто дикими.Я понимаю, что автор поднимает важные и актуальные темы сексуальной революции и политические вопросы США 60х-70х годов. И если бы я жила в то время, я бы была в восторге от этой книги. Но сейчас мне читать об этом не интересно.
Кроме того, у меня сложилось впечатление, что автор в какой то момент сильно затянул сюжет.Но, я рада что познакомилась все таки с этим автором и с этой книгой. Буду знать, что больше не стоит читать Хайнлайна.
641,3K
Аноним30 апреля 2019 г.Читать далееЛюди, вы неисправимы
Смешанное впечатление оставила книга. К ней можно подойти с двух сторон. Для читателя 21 века, это всё устарело, фантастические предсказания не предсказали и доли тех изменений, которые произошли, особенно в плане накопления и передачи информации. Фантастические идеи устройства после сексуальной революции уже никого не шокируют, и даже для 60го года вторичны, у нас уже был Чернышевский и своя Великая Революция.
Для американского читателя самого начала 60х, когда средний класс состоял из офисных клерков и их жён - домохозяек, и главное, для их детей такая книга могла произвести впечатление. И породить разные явления, от цветов жизни, до сексуальных сект с убийствами и прочими гадостями.
Книга состоит из двух больших частей. Первая бодрее и веселее - сатирическая критика американского общества потребления. Все сферы жизни: реклама, политики, мироустройство, отголоски холодной войны, телевидение, СМИ, писатели, всё высмеяно грубо и ярко. Появление невинного дитяти с другой планеты и его окунание в годовой во всю эту грязь, создаёт нужный контраст: так дальше жить нельзя.
Дальше писатель приводит героя в дом старого циничного писателя - папочки, для воспитания и познания мира.
Герой Джабал Харшоу, некий Хью Хэффнер, который вместо плейбоя, выбрасывает кучу других интересных книжонок на рынок, тем и кормится, ну и заодно кормит свой эскорт милых девушек. Это самый удачный образ книги, знаем таких стареющих проповедников.
(Для феминисток читать эту книгу - большое мучение, сексизм у всех, и у положительных героев, и у отрицательных, и даже предполагаемый автором выход из положения, тоже немного сексистский.)
А вторая часть менее динамичная, более философская и более скучная. О том, как автор предлагает преобразовать мир и что из этого выходит, вплоть до второго пришествия. Миру мир, все люди братья, ты есть Бог, мир - это Любовь и прочие благоглупости. Большая групповая семья, и секс и разговоры, и конечно противопоставление этой затеи всему миру, который был описан раньше и пока, побеждает. А претворение этих идей в реальную жизнь также сходила на нет, из-за того, что во-первых люди пока не научились любить свободно без риска заражения кучей болезней, среди которых появляются новые и все более страшные, а также, из-за давления других человеческих инстинктов и экономических условий государств.
Трудная задача для переводчиков - перевести эту книгу, помимо марсианских штучек, языка, много политических и культурологических языковых отсылок, которые делают книгу интереснее, но переводу поддаются с трудом.
Лучшее, что можно вынести из книги, старую мысль о том, что человек - сам кузнец своего счастья, что счастье невозможно без познания самого себя, что многие знания не только, многие печали, но и многая Любовь. Что Любовь без мудрости опасна, а мудрость найти не так то просто.
Миру - мир, счастливым - землю, любимым - покой.612K
Аноним20 июля 2024 г.А кто не Бог?
Читать далееИстория начинается с возвращения на Землю Валентина Майкла Смита, человека, воспитанного марсианами. Вследствие чего его восприятие человеческой цивилизации, культуры и морали отличается от привычного людям (но в тексте это начнёт проявляться позже). Марсиане засылают его на Землю с тайной (очень тайной) миссией грокнуть Землю и землян. И это может быть опасно, ведь давным давно именно марсиане уничтожили пятую планету, которая теперь превратилась в пояс астероидов. Правда на Земле его уже поджидают, только по другим причинам.
Жанр книги «Чужак в стране чужой» обозначен как научная фантастика и социальная фантастика. От научной фантастика тут только постулат, что марсиане могут вытворять много чего научного и фанастического, но механизмы их умений не поясняются. Социальная фантастика уже более близкий жанр, но вообще-то под двумя этими вывесками скрывается целый философский трактат на различные темы. Любовь и секс. Погружаясь в эти темы Хайнлайн продвигает идею полигамии, наводя на размышления о свободе, привязанностях и о том есть ли у любви ограничения, а если есть, то где находятся границы. Видимо во многом из-за этого книга стала культовой среди хиппи (правда неясно почему тут не затрагиваются наркотики).
Вера и религия. Тут нужно учитывать, что рабочее названеи книги было «Еретик» и оно оправдано. Герой пытается создать новую земную религию исходя из марсианских представлений, при этом нарушая человеческие догмы и традиции. Главный принцип новой религии то, что каждый человек — Бог, и ещё она замешана с любовью. Утверждается, что все религии правы и все они ошибочны, включая новую.
Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.Но не все главы одинаково интересны. Самые лучшие — с участием Джубала Харшоу. Он доктор, писатель, юрист и кто только не (ещё он философункулист в сфере амфигории, кем и мне захотелось стать). Он объясняет и толкует происходящее как персонажам, так и читателю, используя критический взгляд на земные законы, мораль и вообще все темы. При этом он всё освещает с цинизмом и сарказмом. Вместе с тем он становится кем-то вроде наставника для Майка, который в начале очень наивный.
Книга давно висела в списке на прочтение, но обложка и описание как-то отталкивали. Да, не стоит руководствоваться видом обложки при выборе книги для чтения (но всё же это важный фактор, в книге всё должно быть красиво: и обложка, и содержание, и автор). Книга получилась неровной: начало интереснее, чем концовка; фантастики меньше, чем философии. Но философия очень любопытная, и темы, затронутые в книге, актуальны до сих пор.
53713
Аноним20 июля 2012 г.Увольте меня от веры в человечество - оно больное. Увольте меня от веры в ангелов - они жестоки.
Увольте меня от высказывания мнения о Хайнлайне - он правдив и реалистичен, аж страшно.49557