
Ваша оценкаРецензии
Аноним29 сентября 2019 г.Воображение ли это, или реальность?
Читать далееИзумительная маленькая книжка, достойная внимания каждого, кто любит что-то мистическое, ирреальное, потустороннее. В книге проходит тонкая грань между реальным миром и миром воображения. Когда читаешь эту книгу, погружаешься в какой-то другой, интересный мир. В этом мире люди живут другой жизнью, они общаются между собой. В книги открывается путешествие сквозь время, Антоний видит много событий, много мистического и интересного.
Сначала я очень путалась, на самом деле происходят события или это воображение его разума. Очень тяжело найти границу. Книга получилась очень интересная, очень захватывающая. Я люблю очень Фауста Гете и Каина Байрона, поэтому эта книга вызвала во мне восхищение. Ведь после Гете и Байрона, вдохновляясь их книгами, он написал эту книгу.
Для меня это живое приключение, свозь время и пространство. И хотя в книге присутствует некоторые отталкивающие моменты, но я думаю, будет интересно прочесть эту маленькую книгу, кто изучает творчество Гюстава Флобера.
И хотя книга Госпожа Бовари мне не понравилась, но книга Искушение святого Антония очень понравилась. В ней есть что-то достойное восхищения.
И как говорится, читайте и воображайте. Воображайте и мечтайте.1011,7K
Аноним17 ноября 2025 г.«...но уверен ли ты, что видишь?... уверен ли ты даже в том, что живешь?... может быть, ничего нет!...»
Читать далееГюстав Флобер — крупнейший французский писатель, автор романа, который по праву считается шедевром мировой литературы. Именно с «Мадам Бовари» началось мое знакомство с автором, и именно этот роман впоследствии стал одним из самых любимых как у автора, так и в зарубежной классической литературе в принципе. Даже несмотря на то, что главная героиня не вызвала приятных впечатлений, тем не менее общая концепция, прекрасный слог и эмоциональный отклик — всё вместе это сумело найти путь к моему сердцу, и роман произвёл на меня сильное впечатление.
А вот с этим романом всё как-то не сложилось сразу. Во-первых, я перепутала его с другим романом с похожим названием — «Чудо святого Антония». Идея прочитать его возникла после того, как я посетила спектакль с одноимённым названием, и после мне безумно захотелось прочитать словами то, что я увидела глазами.
Но когда первые страницы были позади, я поняла, что что-то не сходится в моих театральных и книжных впечатлениях. И только открыв пошире глаза и приглядевшись к названию, я осознала, что искушение и чудо совершенно не одно и то же. Как можно было это не понять сразу, теряюсь в догадках. Вот такой я внимательный человек.
Если говорить конкретно об этом произведении, то далось оно мне весьма тяжело. Думаю, это можно даже обозначить как вымученное. Философские размышления вообще от меня бесконечно далеки, никогда этот предмет не был близок моему сердцу. Но и подача автора не вдохновляла на лёгкое восприятие. Я переваливалась со страницы на страницу, как неуклюжий слон, в ожидании счастливого часа, когда наступит финал и книга закончится.
Так как жизнь происходит от греха, грех — от желания, желание — от ощущения, ощущение — от соприкосновения, я избегал всякого действия, всякого соприкосновения, и, недвижимый, как надгробная стела, дыша через ноздря, сосредоточивая взгляд на своем носу и созерцая эфир в своем духе, мир в своем теле, луну в своем сердце, я помышлял о сущности великой Души, из коей непрерывно истекают, как искры пламени, начала жизни.Человек по своей натуре слаб, он ежечасно подвергается всевозможным искушениям, и каждый определяет для себя самостоятельно, что может послужить тем ограничителем, который сумеет удержать его на грани падения. Будь то вера, сила воли или моральные принципы.
Если только, коль скоро мир есть вечное течение вещей, видимость не есть, напротив, самое истинное, что существует, иллюзия — единственная реальность.
Но уверен ли ты, что видишь? уверен ли ты даже в том, что живешь? Может быть, ничего нет!Произведение серьёзное, очень глубокое по своей смысловой нагрузке, но, видимо, на данном этапе я просто не была готова к подобному. Философская драма, которую называют «одним из самых личных и загадочных произведений» Флобера, к большому сожалению, прошла совершенно мимо меня. Автор три раза переписывал свою пьесу полностью и столько же раз переиздавал, но всё равно в сухом остатке для многих она так и осталась трудночитаемой и чересчур загадочной, полной философских мыслей, поиска собственной личности и рассуждений о бытии.
Я носил на чреслах своих восемьдесят фунтов бронзы, как Евсевий, я подставлял тело укусам насекомых, как Макарий, я пятьдесят три ночи не закрывал глаз, как Пахомий; и те, кому отрубают голову, кого пытают клещами и сожигают, имеют меньше заслуг, быть может, ибо коя жизнь — непрерывное мученичество!Главный герой – отшельник Антоний проводит дни в молитвах. Вспоминает прошлую жизнь и размышляет о том, насколько тяжело ему дается его одиночество. Желая проверить его стойкость, Дьявол насылает на него видения, в которых отшельник увидит различные картины: людские сомнения в вере, гонения на христиан, возвышение и гибель богов. Все эти страшные в своей реалистичности картины только ещё больше укрепят его веру.
Флобер заметил: «В «Святом Антонии» я сам был святым Антонием...»
Я редко ставлю низкие оценки классической литературе, считаю, что подобные произведения в принципе оценивать затруднительно, потому как их величие и мой скромный литературный багаж не позволяют мне, как среднестатистическому читателю, считать себя знатоком в данном вопросе, но этой книге я всё же поставила средний балл. Возможно, спустя годы я вернусь к данному произведению и смогу понять и оценить его по достоинству.
46114
Аноним13 ноября 2025 г.Мятущийся разум и религиозные трактовки мировоззрения
Читать далееВ этом небольшом объеме зашита сложная трактовка автором принципов веры как таковой, особенности познания мира, проблемы несовершенства человеческого аппарата мышления для охвата всего происходящего. Ибо да, все субъективно. А человек слаб и у каждого свои искушения.
В описании произведения указано "пьеса", "философская драма". Но жизнь, как говорится, меня к такому не готовила. Это произведение не расписанная полностью по ролям в репликах история, которая будоражит воображение "в лоб", с очевидным составом героев и четкими линиями поведения каждого. Оооо нет, тут все совершенно иначе. А я далеко не теософ и в этих вопросах не сильна, потому оставлю книгу без оценки. Более того, скажу, что "я знаю, что ничего не знаю", да. Потому как очевидно, что простое прочтение текста тут не дает возможности постичь все чертоги разума автора, то есть его идеи лежат глубже. В символах, каких-то аллюзиях, каких-то фразах, обращениях, которые понятны лишь тем, кто, несомненно, глубоко и всесторонне знаком с религиозными текстами и трактовками. И отсюда даже фразы вроде "он пошел", "она ответила" тут более многомерны чем в обычных описательных сюжетах. Читать тяжело, правда. Тут надо уходить в абстракции, не цепляться только за текст. Осмысливать происходящее тоже, гораздо сложнее традиционных произведений о стандартных фактологических вещах. Написать, думаю, было крайне сложным интеллектуальны процессом, тут каждая фраза подразумевает много путей, но не у каждого читателя будут ключи, открыть двери познания тех путей. Антоний - душа мятущаяся, беспокойная, не похожая на православных отшельников, но, признаться, запоминающаяся личность этот Антоний. Мне кажется не самую удачную вещь я выбрала для знакомства с автором, тут очень специфический подход к подаче идей, потому подумаю над библиографией Флобера дальше.30108
Аноним4 июня 2018 г.Читать далее"Искушение святого Антония" - крайне тоненькую книжицу в мягком переплете - благоразумно взяла с собой в дорогу, потому что иначе продраться через всю ту вакханалию, что творилась у голодного святого Антония в голове было бы почти невозможно, не будь я заперта в зоне отлета с задерживающимся рейсом. Пока я страдала от голода, холода и цен, у святого Антония, который ушел от мира, начались проблемы. Сначала ему стало не хватать людей, разговоров с ними, женского общества. Тогда к нему является сама царица Савская, которой он все же сопротивляется. Не женского тела жаждет Антоний, другое терзает его ум. Появились у него сомнения в догмах его веры, поэтому начинается в его голове такой... Мама мия, о-ля-ля. Однако для любителей хэппи-эндов - все закончилось хорошо. Христос воссиял, весь такой душка и красавчик.
Для тех, кто не имеет никакого представления о религиозных разногласиях, истории религии и вообще этой области, книга может показаться вообще ни о чем, однако в ней заложено довольно много. Хотя бы взять тот момент, что сам Флобер считал эту книгу главной своей работой. Тот самый Флобер, который написал прекрасный роман "Мадам Бовари". Он писал ее долго и упорно, переписывая, споря с чем-то внутри себя, доискиваясь до чего-то и придя к определенному результату. Книгу понимать буквально почти невозможно, потому что это наркомания, а значит надо переходить в область символов и метафор, а для этого требуется хорошо знать биографию ФЛобера, которой я, увы, не знаю.
Искушения, которые навещают Антония, показывают то, что сидит у него в голове - его сомнения, поиски и вопросы. Чтение не успокаивает его ум, только подливая масла в огонь. В тишине своего уединения он постепенно теряет связь с миром реальным, переходя в ирреальное. Этот образ святого Антония очень трогателен и отличается от того, каким я представляла его раньше - одним из самых твердых, который верит, и ничто не способно его искусить. Здесь же перед нами предстает живой человек, который сомневается и теряется, он слаб и допускает появление этих искушений, на секунду открывая золоту, дьяволу и прочим искушениям дорогу к сердцу.
Язык пьесы очень сочный, образы яркие, но в пьесе нет стержня, она расплывчата, от этого расплывчато и полученное впечатление.
251,6K
Аноним5 сентября 2017 г.Да-да, у отшельника поехала крыша от голода да солнышко напекло.
Эта рецензия будет короткой:
1849
Гюстав читает свой первый большой труд, «Искушение святого Антония», двум ближайшим друзьям, Буйе и Дюкану. Чтение длится четыре дня, по восемь часов в день. Смущенно посовещавшись между собой, слушатели советуют ему бросить рукопись в огонь. (с) Барнс "Попугай Флобера", биография.
Тот момент, когда стоило прислушаться к мнению друзей, по нашему с ними скромному мнению.241,8K
Аноним11 июля 2020 г.Читать далееВсе действие происходит в одну ночь. Это непрерывный поток сокровищ, девиц, сектантов, богов, чудовищ, убийств, совокуплений. Даже удивительно, что при всей этой вакханалии герои находят время для размышлений и диалогов на темы поиска бога и истины. Из-за практически полного отсутствия передышек в действии читать оказалось непросто, то и дело возникало желание отложить книгу и переварить прочитанное.
Но происходящее впечатляет. Самим героем, Антонием, я не прониклась: он тут как будто для фона, он – игрушка для дьявола. Сложно понять сам смысл его ухода в пустыню и тратящихся на него усилий, все это происходит потому что. Потому что Антоний – святой, потому что дьяволу нужна его душа. Интересны те доводы, которыми дьявол пытается убедить Антония в том, что бог не обладает качествами, которые приписывают ему христиане, что ничто не ново и не вечно. Дьявол обращается к разуму, проводит параллели между христианскими и языческими верованиями, вспоминает о науке. Интересно показаны различные сектанты, которые своими умопостроениями приходят к неожиданным выводам и, очевидно, теряют суть христианского учения.
В итоге доводы разума противопоставляются смирению, молитве, слепой, но спокойной вере. Относиться к этому можно по-разному, но то, что Флобер написал впечатляющую книгу – факт.
211,5K
Аноним23 октября 2021 г.Читать далееНе смогла я проникнуться данным произведением Флобера. Почему-то в последнее время мне очень не нравятся в книгах всякие вакханалии и сексуальные подоплеки. Сразу вспоминается Фрейд с его выводами по этому поводу. Я понимаю, что человеческие испытания основаны на физических потребностях, но даже их можно выразить другим языком, чтобы не хотелось бросить читать. С другой стороны, было интересно читать некоторые размышления о вере, жизни, человеческой душе, потребностях и инстинктах. Особое внимание я обратила внимание на необычные интерпретации священного писания и сравнение "правил поведения верующего" и поступков святых людей. Ведь то, что один человек может считать плохим, например, то другой может считать эталоном поведения.
161,1K
Аноним9 августа 2011 г.Читать далееЕсли иметь очень слабое представление о мифологии, религии, древней истории, то можно было бы сказать, что у некоего отшельника съехала крыша на почве недоедания и прочих физических неудобств или случился бэдтрип от по ошибке съеденного гриба.
Нет, честно. То, что являлось несчастному Антонию в течение ночи, похоже на страшный сюрреалистический религиозный кошмар. Сначала всё вполне себе безобидно. Ну явились Навухудоносор и царица Савская, ну посулили всевозможные блага. Заманчиво, но не более. Далее же бедному отшельнику приходится выслуштвать дерзкие речи ересиархов, кои так и норовят чистую душу взбаламутить. Так, но и это еще не страшно. Ведь далее на Антония и читателя обрушивается целый водопад из различных верований. Тут и Будда, тут и Исида, пререскасные Олипмийцы, боги халдейские, персидские, вавилонские...Водоворот образов, личин, мифов. Всё это манит своим разнообразием и отталкивает своей вроде бы чуждостью (или же близостью?). Но и этот натиск пройден. Тогда же хитрый Дьявол раскрывает сущность ничтожности нашей маленькой Земли в масштабах вселенной, уносит к звёздам, предлагая Знание, какое не дано знать человеку. Ох и трудно устоять перед искушением. Хочется умереть от терзающих плоть и дух разногласий. И Смерть приходит, приходит в паре со Сладострастием, заставляет выбирать, но в то же время обнаруживая единость этих сущностей. Затем Сфинкс и Химера затевают свой многовековой спор, постепенно вливаясь в строй им подобных чудовищ. Грифон, Василиск...многообразие существ, которые сводятся к одной маленькой частице. И тогда находит на мученика просветление о единости всего и вся, и успокаивается его дух.
Наступает новый день, и святой Антоний полностью раскрыт Христу. Счастливый конец.
Очень интересно было читать то, как автор сплел сеть искушения. Как переплел символы, божества, идолы, исторические персонажи. Честно скажу, что обнаружила пробелы в своем знании религий мира. Захотелось поискать информацию. Правда в моменте, где перед отшельником предстает греческий пантеон, меня покоробило, что богам в основном присвоены их римские имена. Но это так, мои личные незначительные претензии. В тексте же предстают извечные людские вопросы, желания, философские заковырки, характерные подобным сюжетам.
Несомненно, это стоит читать, причем внимательно и вдумчиво.
10815
Аноним29 октября 2008 г.Читать далееПоследовательно искушая Антония
- земными соблазнами (любовь, богатство, слава),
- иноземными религиями,
- познанием (образ бесконечной вселенной, где солнечная система - ничтожно малая единица; образ бога, который и есть вся вселенная и не задумывается над взмахом крыла бабочки или поступком человека)
- выбором между противоположностями (смертью и жизнью-сладострастием, мыслью-сфинксом и желанием-химерой),
Флобер неожиданно приводит святого к прозрению всего сущего как единства (что, на мой взгляд, слабо отличается от искушения познанием).
Неожиданно, ибо прозрение приходит к Антонию через созерцание странной эволюционной иерархии: иерархия эта спускается к простейшим не от млекопитающих, а от "составных" зверей (тот же сфинкс, грифон).
Упоенный единством мира Антоний засыпает.
Еще неожиданнее пробуждение святого и концовка пьесы: настает день, в небе, озаренном солнечными лучами, проступает лик Христа.
Epic Fail, при всей моей любви к Флоберу.
9601
Аноним14 декабря 2025 г.Галлюцинации как искусство
Читать далееПишущий об историческом периоде французской революции в «Воспитании чувств», о людях и отношениях в «Мадам Бовари», созданную в юности литературную зарисовку о святом Антонии, Гюстав Флобер писал всю жизнь и доделал финальный вариант уже в завершении своей жизни и писательской карьеры. Чтобы понять: зачем и почему писатель обратился к такому персонажу, краткая справка.
Антоний Великий (12 января 251 года – 17 января 356 года от Рождества Христова) - христианин, ушедший в безлюдные места Фиваиды, чтобы вести совершенную жизнь в самоограничении. Египетская Фиваида – исторический регион в Верхнем Египте вокруг древних Фив (ныне Луксор), где, собственно, и зарождалось христианское отшельничество. И хотя Антоний был не первым, кто ушел в пустыню и предался такому виду аскезы, однако именно он считается традиционно основателем отшельнического монашества. Его житие, созданное младшим современником Афанасием Александрийским (ок. 298 - 373), стало, по сути, каноническим образцом для последующей христианской агиографии (культа святых).
А что такое «огонь святого Антония», от воздействия которого у человека мутится сознание, а перед глазами нескончаемой чередой возникают, клубятся, резвятся, разят чувства и распинают разум искушения? Откуда всё берётся и куда ускользает? Чтобы опять и снова человеку видеть невыносимое и невыразимое?
Святым огнем в Средневековье чаще всего называли отравление алкалоидами спорыньи, грибка, паразитирующего на злаках – пшенице или ржи. Конечно, тогда наука еще не знала о таких микроскопических явлениях, потому вирусы и микробы вызывали чуму и холеру. А паразит спорыньи попадал в муку, и те, кто съедал хлеб из такой муки, начинали галлюцинировать, у некоторых начинались судороги и припадки, как при эпилепсии, в конечностях – руках и ногах – могла возникнуть гангрена. Почерневшие ладони и ступни, словно съеденные огнем, порой сами отсоединялись при распаде костей, или их приходится ампутировать. История хранит факты о том, что из-за питания зараженным хлебом в Париже в 1418 году случилась вспышка святого огня и за месяц погибло чуть ли не 50 тысяч. То, что огонь святого Антония связан с зерном и хлебом, стало известно только лишь в XVII веке.
Вернемся на страницы Флобера и представим себе человека, заражённого этой странной и страшной болезнью. Твоё сознание впадает в некое состояние, которое ты не контролируешь. Тебе влечет в фантасмагорические видения. И перед тобой предстает вся история человечества. И в виде видений Флобер сначала перечисляет все существующие до РХ известные ему верования и религии, все ереси типа арианства, манихейства иже с ними. Имена вавилонских и карфагенских, египетских и индийских, напоследок греческих и римских богов проносятся и исчезают перед глазами читателя, который погружается в фантастический калейдоскоп пустынника. И если Данте ведет его учитель Вергилий, то Антония сопровождает его ученик Иларион. А потом и сам дьявол садит его на свои крылья и несет сквозь космические миры и дали, сообщая стяжающему дух святой, что «у Бога нет цели». И тогда Антоний, падая с небес на землю, чтобы пройти последнее искушение: распадение мира до начала – зарождения, до атома и ничто, отринув гордыню и знание приходит к сути: Бог просто есть, Всё познаётся не через логику или стремление к результатам, а через непосредственное откровения и чувство. И в финале он приходит в себя, и принимает весь мир вокруг себя и весь мир в себе, и на солнце видит лик Христа, и в молитве успокаивается.
Читала одну из рецензий к этой книге, и барышня жаловалась на сложность. И подумалось, что конечно так и выглядит сумасшествие человека. Всё, что до схождения с ума, у него есть в анамнезе, а у читающего, думающего, много знающего – вся информация, оцифрованная внутренним порядком и законом, от вируса хаоса начнет распадаться и крошится, и выглядеть так, как потом нарисует Босх. Кстати, в качестве иллюстрации можно смотреть Босха или Сальвадора Дали. Впрочем, у каждого из нас – свои образы, фантазмы, воображариумы будут кривляться и кривиться в зеркалах сознания, отображая Бессознательное.731