Рецензия на книгу
Искушение святого Антония
Гюстав Флобер
NaumovaLena17 ноября 2025 г.«...но уверен ли ты, что видишь?... уверен ли ты даже в том, что живешь?... может быть, ничего нет!...»
Гюстав Флобер — крупнейший французский писатель, автор романа, который по праву считается шедевром мировой литературы. Именно с «Мадам Бовари» началось мое знакомство с автором, и именно этот роман впоследствии стал одним из самых любимых как у автора, так и в зарубежной классической литературе в принципе. Даже несмотря на то, что главная героиня не вызвала приятных впечатлений, тем не менее общая концепция, прекрасный слог и эмоциональный отклик — всё вместе это сумело найти путь к моему сердцу, и роман произвёл на меня сильное впечатление.
А вот с этим романом всё как-то не сложилось сразу. Во-первых, я перепутала его с другим романом с похожим названием — «Чудо святого Антония». Идея прочитать его возникла после того, как я посетила спектакль с одноимённым названием, и после мне безумно захотелось прочитать словами то, что я увидела глазами.
Но когда первые страницы были позади, я поняла, что что-то не сходится в моих театральных и книжных впечатлениях. И только открыв пошире глаза и приглядевшись к названию, я осознала, что искушение и чудо совершенно не одно и то же. Как можно было это не понять сразу, теряюсь в догадках. Вот такой я внимательный человек.
Если говорить конкретно об этом произведении, то далось оно мне весьма тяжело. Думаю, это можно даже обозначить как вымученное. Философские размышления вообще от меня бесконечно далеки, никогда этот предмет не был близок моему сердцу. Но и подача автора не вдохновляла на лёгкое восприятие. Я переваливалась со страницы на страницу, как неуклюжий слон, в ожидании счастливого часа, когда наступит финал и книга закончится.
Так как жизнь происходит от греха, грех — от желания, желание — от ощущения, ощущение — от соприкосновения, я избегал всякого действия, всякого соприкосновения, и, недвижимый, как надгробная стела, дыша через ноздря, сосредоточивая взгляд на своем носу и созерцая эфир в своем духе, мир в своем теле, луну в своем сердце, я помышлял о сущности великой Души, из коей непрерывно истекают, как искры пламени, начала жизни.Человек по своей натуре слаб, он ежечасно подвергается всевозможным искушениям, и каждый определяет для себя самостоятельно, что может послужить тем ограничителем, который сумеет удержать его на грани падения. Будь то вера, сила воли или моральные принципы.
Если только, коль скоро мир есть вечное течение вещей, видимость не есть, напротив, самое истинное, что существует, иллюзия — единственная реальность.
Но уверен ли ты, что видишь? уверен ли ты даже в том, что живешь? Может быть, ничего нет!Произведение серьёзное, очень глубокое по своей смысловой нагрузке, но, видимо, на данном этапе я просто не была готова к подобному. Философская драма, которую называют «одним из самых личных и загадочных произведений» Флобера, к большому сожалению, прошла совершенно мимо меня. Автор три раза переписывал свою пьесу полностью и столько же раз переиздавал, но всё равно в сухом остатке для многих она так и осталась трудночитаемой и чересчур загадочной, полной философских мыслей, поиска собственной личности и рассуждений о бытии.
Я носил на чреслах своих восемьдесят фунтов бронзы, как Евсевий, я подставлял тело укусам насекомых, как Макарий, я пятьдесят три ночи не закрывал глаз, как Пахомий; и те, кому отрубают голову, кого пытают клещами и сожигают, имеют меньше заслуг, быть может, ибо коя жизнь — непрерывное мученичество!Главный герой – отшельник Антоний проводит дни в молитвах. Вспоминает прошлую жизнь и размышляет о том, насколько тяжело ему дается его одиночество. Желая проверить его стойкость, Дьявол насылает на него видения, в которых отшельник увидит различные картины: людские сомнения в вере, гонения на христиан, возвышение и гибель богов. Все эти страшные в своей реалистичности картины только ещё больше укрепят его веру.
Флобер заметил: «В «Святом Антонии» я сам был святым Антонием...»
Я редко ставлю низкие оценки классической литературе, считаю, что подобные произведения в принципе оценивать затруднительно, потому как их величие и мой скромный литературный багаж не позволяют мне, как среднестатистическому читателю, считать себя знатоком в данном вопросе, но этой книге я всё же поставила средний балл. Возможно, спустя годы я вернусь к данному произведению и смогу понять и оценить его по достоинству.
46115