Рецензия на книгу
Искушение святого Антония
Гюстав Флобер
KaoryNight9 августа 2011 г.Если иметь очень слабое представление о мифологии, религии, древней истории, то можно было бы сказать, что у некоего отшельника съехала крыша на почве недоедания и прочих физических неудобств или случился бэдтрип от по ошибке съеденного гриба.
Нет, честно. То, что являлось несчастному Антонию в течение ночи, похоже на страшный сюрреалистический религиозный кошмар. Сначала всё вполне себе безобидно. Ну явились Навухудоносор и царица Савская, ну посулили всевозможные блага. Заманчиво, но не более. Далее же бедному отшельнику приходится выслуштвать дерзкие речи ересиархов, кои так и норовят чистую душу взбаламутить. Так, но и это еще не страшно. Ведь далее на Антония и читателя обрушивается целый водопад из различных верований. Тут и Будда, тут и Исида, пререскасные Олипмийцы, боги халдейские, персидские, вавилонские...Водоворот образов, личин, мифов. Всё это манит своим разнообразием и отталкивает своей вроде бы чуждостью (или же близостью?). Но и этот натиск пройден. Тогда же хитрый Дьявол раскрывает сущность ничтожности нашей маленькой Земли в масштабах вселенной, уносит к звёздам, предлагая Знание, какое не дано знать человеку. Ох и трудно устоять перед искушением. Хочется умереть от терзающих плоть и дух разногласий. И Смерть приходит, приходит в паре со Сладострастием, заставляет выбирать, но в то же время обнаруживая единость этих сущностей. Затем Сфинкс и Химера затевают свой многовековой спор, постепенно вливаясь в строй им подобных чудовищ. Грифон, Василиск...многообразие существ, которые сводятся к одной маленькой частице. И тогда находит на мученика просветление о единости всего и вся, и успокаивается его дух.
Наступает новый день, и святой Антоний полностью раскрыт Христу. Счастливый конец.
Очень интересно было читать то, как автор сплел сеть искушения. Как переплел символы, божества, идолы, исторические персонажи. Честно скажу, что обнаружила пробелы в своем знании религий мира. Захотелось поискать информацию. Правда в моменте, где перед отшельником предстает греческий пантеон, меня покоробило, что богам в основном присвоены их римские имена. Но это так, мои личные незначительные претензии. В тексте же предстают извечные людские вопросы, желания, философские заковырки, характерные подобным сюжетам.
Несомненно, это стоит читать, причем внимательно и вдумчиво.
10815