
Ваша оценкаРецензии
Аноним30 декабря 2019 г."Вы ищите у нас мира и спокойствия. Вы опоздали"
Читать далееЕще один прекрасный роман, прочитанный мною под занавес уходящего 2019 года...
Еще одно невероятное, насыщенное событиями историческое полотно, которое наверняка оставит след в моей памяти... (В 2019 я открыла для себя 2 новых жанра: фэнтези и исторические романы. В восторге и от того, и от другого:)
"За каждой историей - другая история..."
1520-е годы, Англией правит король Генрих Тюдор, он уже почти 20 лет в браке с Екатериной, но сына у него нет, а значит, нет и наследника...И вот тут-то он решает сочетаться браком перед Господом и людьми с леди Анной Болейн, особой с твердым характером и столь же прагматичным расчетом. При дворе ее не любят, не верят в ее целомудрие (где уж тут верить: вот и отвергнутый любовник Гарри Перси во всеуслышание не раз заявляет о своих весьма интимных с ней отношениях)
"Фортуна непостоянна, прихотлива, переменчива..."
Отношение знати к леди Анне - это еще полбеды (хотя и немалой). Есть и еще одна проблема: король в настоящее время все-таки еще женат, и пусть даже этот семейный союз - по-видимому несчастливый - так и не принес законного наследника и долгожданного сына - как разорвать брачные узы, ведь надо будет подавать прошение о разводе (даже для королей это не так-то легко сделать...), а с парламентом у Генрих сейчас и так непростые отношения (грядет церковная реформа, парламент за, королевский секретарь - за, против лишь король).
"А, так мы разыгрываем пьесу?..."
Впрочем, плохие отношение у короля не только с законодательными органами - вот и с духовенством что-то не ладится. Кардинал Вулси в опале, отлучен от двора, лишен имущества, выгнан из своего дома и сейчас в заточении...
И вот тут-то, в эти напряженные дни, на исторической арене Англии появляется и уверенно заявляет о своих правах новая история фигура - Томас Кромвель (цикл книг Хилари Мантел так, собственно, и называется), до поры до времени тёмная лошадка, поверенный кардинала, человек скромный, сдержанный, с сильной волей и твердым характером, а кроме того необычайно дальновидный и предусмотрительный. обладающий неимоверным терпением и выдержкой. Он рассчитает всю диспозицию на 10 шагов вперед, он знает, как выстроить отношения с недругами (герцог Норфолг, милорд Суффолк, Томас Мор, секретарь короля Гардинер и многие другие - никто, похоже, не в восторге от новоявленного в королевском дворе Томаса Кромвеля).
Книга о тонкой дипломатии и хитром расчете, манипуляциях, интригах, заговорах, тайных связях, неоправдавшихся надеждах, о сильных и слабых людях. Очень увлекательная книга о политике и в то же время прекрасный роман о человеческих судьбах, даже у царственных особ и особ, приближенных ко двору могут быть свои переживания и ничто человеческое им не чуждо...
Поучительный в некотором роде роман: власть, влияние и прочее - порой очень эфемерны и недолговечны, не стоит обольщаться на их счет, не стоит считать себя выше/умнее других - падать с высоты придется больнее.
"Каждое путешествие имеет свой конец".
Автору удалось воссоздать не только исторические фигуры, их образы, автору удалось кое-что поглавнее: вдохнуть в них жизнь. Ведь за каждой великой исторической личностью всегда стоит человек с его мечтами, характером, привычками, страхами...
"Есть долги, которые невозможно отдать.
Я помню тех, кто мне должен, но видит Бог, и своих долгов я не забываю".Роман не только увлекательный (за интригами всегда интересно следить:), он еще и очень просветительский: про эту эпоху я как-то мало читала и в принципе мало вообще знаю, поэтому читала, не отрываясь (поначалу было немного сложновато читать, и разобраться в этих переплетениях лиц/связей/титулов было непросто, но потом роман захватывает). Очередное книжное открытие)) 5/5
"Жизнь - золотая цепь, и Господь порой вешает на нее изящную безделушку".
"Армий не будет у вас, милорд, если ваши сундуки пусты".1483,4K
Аноним1 августа 2025 г.Мастер дворцовых интриг
Читать далееДолго мне мусолила глаза эта книга. Какой-то там супер-пупер Букер, и настолько комитет полюбил автора, что второй её книге премию дали чуть ли не авансом. А так как это (неким образом) связано с историей Англии, то если не удовольствия ради, то по долгу службы...
Эта книга рассказывает о жизненном и карьерном пути Томаса Кромвеля. Все, можем расходиться.
На самом деле ещё парочка слов у меня найдется. Самым ценным тут оказалось послесловие научного редактора, который пояснил, что вообще-то герой наш был фигурой неоднозначной и дела творил... Но очень чувствуется, что автор своего героя любит и попытается привить эту любовь и нам. Встречаем мы Томаса подростком, сыном кузнеца, который только начинает свой путь. Потом он попадает в услужение к кардиналу Вулси.
Кто ещё не понял, повествует книга о временах правления Генриха VIII. Думаю, люди, даже не совсем знакомые с историей Англии, об этом короле хоть что-то слышали. Я думала, книга за такой объем охватит побольше такой насыщенной жизни, но концентрируется она на том, как лапка за лапкой к Генриху просачивалась Анна Болейн.
Да, жизни Кромвеля определенно хватило на книгу. Интересные образы рисует нам автор: Кромвель в ее исполнении выходит таким... умным, хитрым, выдержанным. Многому его научил кардинал Вулси*
Есть примечание по поводу переводов, и я уже отчиталась чуть более исторических документов, где он Уолси.
И сцена с их разговором - одна из моих самых любимых в книге. Очень это по-английски: заявить, что, конечно, их король ещё должен править и Францией, и Испанией, но... И все эти рассуждения, что английские короли с древности женились на ком попало: чудовищах, женщинах в перьях, женщинах-змеях... И когда знакомишься с Анной Болейн - воспоминания об этом разговоре очень как-то утешают. Потому что вышла у автора героиня интересная, такая женщина-кошка, которая и мягкой лапкой королю шейку чешет, но чуть что не по её - и коготки выпустит, и зубки вонзит.
Серьезно, вот и вся книга. Кромвель сначала прислуживает кардиналу, потом Генриху, и ещё улаживает домашние дела. Ну и чем же заполнен такой немаленький объем? Давайте скажу честно - вот прям слегка какой-то ерундой. День за днём, день за днём автор расписывает и расписывает: кто что сделал, что сказал, куда съездил... Признаю, что образы и характеры создаются и прописываются - но было это невероятно утомительно.
Да, что я не знала, то дочитала. Но от аллегорий с "Игрой престолов" отделаться не могла. Когда представляешь Генриха в виде Роберта Баратеона, а Анну как Маргери Тирелл - книга становится ещё и образной) Ещё она часто идёт в связке с Филиппа Грегори - Еще одна из рода Болейн (хорошая рекомендация, фильм я уже посмотрела). Но дело в том, что если первый пример - фэнтези, а второй - любовный роман, то здесь кроме как внежанровая проза определения не подберёшь. И я сама пытаюсь определить свое отношение к подобному "историзму". Не люблю, когда начинают что-то изобретать, героев как-то... Но тут явно автор к главному герою благоволит...
Прям не знаю. Хотя ни в чем ущемленной себя не чувствую, но книга немного даже подвыжала. Насчёт премий: кажется мне, что Мантел для Англии сделала то, что для Франции... нет, даже не Дюма, а Морис Дрюон. Критики, конечно, такую работу ценят - а оценит ли читатель? Есть здесь интересная, чисто британская ирония. Ну вот только представьте: тот период, который народ остроумно прозвал "У короля гон", и если любому другому скажешь "Совсем ты умом тронулся, какая-то... тебе причиндалы крутит" - а королю? И просто приходится как-то с этим жить, интриги плести, пути отхода изобретать...
Поэтому, наверное, посоветую тем, кто хочет познакомиться с историей Англии и одним из самых ярких её периодов. Когда понимаешь, что вот эта нескладная бука-принцесса станет Кровавой Мэри, а голенький младенец - Елизаветой I. Но и это знать совсем не обязательно. А желательно - запастись терпением и любить такие подробные, неспешные, обстоятельные описания. И - кто знает...
И долго я не могла понять название. Вулфхолл - с волками что-то? Оказалось, что это родовое поместье... Сеймуров. Хм, все же помнят, кто такая Джейн Сеймур? Почитайте. А там же ещё продолжение есть? Два?.. Может, всё-таки Филиппа Грегори?
Но! Есть у меня рекомендация и более настойчивая. Слушала я в исполнении Павла Конышева. И... похоже, я становлюсь фанатом Павла Конышева. Главное определение его исполнения - живо. Очень мне нравится его тембр, темп, он прям оживляет героев, а как отыгрывает! Единственное - дико медленно. Тут и так главы не маленькие, но когда 150 страниц занимают 4 часа! Читаю я быстрее - но как Павел отыгрывает!961,8K
Аноним26 февраля 2017 г.Глазами Томаса Кромвеля
Читать далееСамое странное впечатление после прочтения романа: я с трудом могу восстановить в памяти ход событий. Это тем более странно, что описываемая эпоха – одна из самых «популярных» в английской истории, в том смысле, что Генрих VIII с его женами известен даже тем, кто историей не интересуется вовсе. И основные события, описываемые в книге Хилари Мантел, мне были, конечно, известны.
Казалось бы, после романа у меня должно было сложиться более полное и яркое представление об исторических лицах и разных мелких событиях, конфликтах интересов и случайностях, из которых и складывается в конечном счете история. Но не тут-то было. За ворохом деталей и сцен, призванных, по-видимому, погрузить читателя в эпоху и глубже раскрыть характеры персонажей, эти самые эпоха и характеры удивительным образом скрываются. Словно все это осталось немного «за кадром».
А что же тогда на переднем плане? Томас Кромвель. Все события мы видим его глазами, через призму его восприятия. И невольно оцениваем все происходящее с его позиции: насколько это выгодно для него, что можно из этого извлечь, как нужно поступить, чтобы сохранить и упрочить свое положение? Но при этом Кромвель, в данном случае, герой безусловно положительный, автор рисует его с самой выгодной стороны, восхищаясь его административными и юридическими талантами, безупречной памятью и умением собрать под своим началом людей, действительно способных выполнять свое дело, а не просто выходцев из знатных родов. Кромвель символизирует, так сказать, новый тип управленца-«выскочки», пробившегося к власти вопреки своему низкому происхождению, благодаря личным качествам и умению оказаться в нужном месте в нужное время.
Но вот что интересно: роман посвящен Кромвелю, но какого-то более или менее цельного его образа у меня так и не сложилось. Фрагменты, все время фрагменты… Такая вот книга-пазл, даже главного героя приходится собирать по кусочкам, не говоря уже обо всех прочих. И не всегда выходит.
Читая любой исторический роман, я невольно начинаю сравнивать его с «Проклятыми королями» Дрюона. Так уж вышло, что эти книги для меня в этом жанре – эталон. Причин тому несколько: во-первых, читать Дрюона одинаково интересно как тем, кто хорошо разбирается в эпохе, так и тем, кто начинает морщиться от одного слова «история». Во-вторых, все описываемые события и лица в его романах прекрасно укладываются в голове: ты отчетливо видишь все взаимоотношения, не путаешься в генеалогии, с интересом следишь за самыми запутанными событиями со всеми их хитросплетениями, трагическими случайностям, тонким расчетом и вечной борьбой за власть. А в-третьих, ни на секунду не ослабевает интрига, несмотря на то, что все основано исключительно на исторических событиях и более-менее достоверных гипотезах.
Хилари Мантел не такова. Она не станет оглядываться на читателя и помогать ему, не будет заботливо выстраивать сюжет и поддерживать интерес. (Говорю это не в упрек автору, просто поясняю, почему ее книги не вызывают такой же безусловной любви). Она просто расскажет нам о Томасе Кромвеле, каким она его увидела и представила – о его жизни, семье, мыслях, талантах, характере и огромной работоспособности. Нам остается только следовать за ней в ее изысканиях (нельзя не признать, что историческую работу она проделала колоссальную) и постараться принять ее героев такими, какими она их для нас изобразила, и увидеть историческую эпоху с такого вот необычного ракурса.
Написана книга в весьма своеобразном стиле, не плавное повествование, а такие сценки-зарисовки, расположенные в более или менее хронологическом порядке. Вот сцена диалога между Кромвелем и Вулси, а вот зарисовка домашней жизни, встреча с Анной Болейн, разговор с принцессой Марией, пикировка со Стивеном Гардинером… А вот уже другой момент, другие люди, другие разговоры. И вроде бы все об одном, и сюжет развивается, и все понятно, что происходит, а вот общей картины не складывается. Точнее, складывается, но тоже как-то так, фрагментарно, тут слово, там взгляд, тут разговор, там мелькнувшая и исчезнувшая мысль. К такому привыкаешь не сразу. При этом среди тех самых «фрагментов» довольно много «воды», как по мне, ничего не добавляющей к повествованию, а только уводящей мысль читателя в сторону. Прибавьте к этому множество подтекстов, намеков и недосказанностей практически в каждой сцене и вы получите представление о том, почему читать этот роман крайне непросто.
Да и некоторые авторские приемы вызывали у меня определенные трудности при чтении. Например, ее манера чаще всего называть Кромвеля просто «он». Даже если прямо перед этим речь шла о совершенно другом человеке. Я первое время терялась, и мне приходилось возвращаться на абзац назад, чтобы понять, кто это все-таки - «он». Потом привыкла и перестала обращать на это внимание.
Сам текст романа настолько плотный и вязкий, что в нем иногда невольно застреваешь (и это несмотря на то, что язык довольно-таки современный, совсем не похож на тот, что обычно используется в исторических романах и придает им особый колорит). В нем не ощущается никакой динамики, что бы там ни происходило на его страницах – Реформация, суды, казни, переговоры, эпидемии, скандалы-интриги-расследования – все это воспринимается так спокойно-спокойно, не вызывая ровным счетом никакого внутреннего отклика. Не прониклась я этим романом.
Жаль, честно говоря, что так вышло. Я от этой книги ждала очень многого, предвкушала ее прочтение, но вот как-то мы с ней «не сошлись характерами». Может, всему виной недостаточная подготовка. Знай я британскую историю досконально, так, чтобы большинство действующих лиц, а не только несколько из них, оказались для меня старыми знакомыми, возможно, читать мне было бы куда интереснее и веселей. Но пока погрузиться в описанную автором историю у меня получилось плохо.
842,1K
Аноним5 июня 2013 г.Читать далееПри всём своём желании я не могу назвать себя неподготовленным читателем исторических романов. Тем более, когда речь идёт об Англии, история которой мне наиболее интересна и которую я знаю, пожалуй, лучше, чем отечественную. Да о чём говорить, только в этом году прочитан Акройд, и Капелла, и Стивенсон, и биографии Блэйка, Тэтчер, Елизаветы Йоркской. Большими романами меня тоже не испугаешь.
И вот что я скажу (да простят меня почитатели писательницы): Мантел написала удивительно нудную книгу.
Первый признак нудности для меня - избыточность. Чуть ли не впервые мне хочется прибегнуть к известной формуле "многобукф". Читаешь, читаешь, и ловишь себя на желании отжать текст от воды. Избыток воды, как известно, приводит к целлюлиту, вот и текст пучится, надувается, а толку от этого - ноль. Только выглядит не слишком красиво.
Мантел претендует на титул "интеллектуальной писательницы", между тем в романе удивительно мало мыслей или хотя бы тем для размышления.
Нет у меня никакого желания умиляться и тому, как Мантел "попала в эпоху". Огромное количество случайных деталей ещё не делают эпоху, а вот степень допущения в романе огромная. Конечно, это заманчиво: взять и перевернуть исторические представления с ног на голову. Объявить гуманиста и по совместительству святого Томаса Мора недалёким фанатиком. А из довольно сомнительной фигуры (Кромвеля первого, известного куда как меньше, чем Кромвель второй) сделать тонкого политика и по совместительству героя. Восхищаться подобным перевёртышем мне мешает только что прочитанный роман Сильвы. В нём император Диоклетиан оправдывает свои действия исторической необходимостью. Убедительно оправдывает, а в это время четверо молодых людей гибнут у него на глазах. Гибнут за христианскую веру, оследователей которой он преследует. Не из принципиальных соображений, а в силу той самой исторической необходимости. Вот и Кромвель из таких же властителей, из тех, кому судьбы отдельных людей не слишком интересны. И что хуже, об этом Кромвеле после прочтения романа можно очень мало что сказать. Он ускользает от читателя, как уж. Хотя весь роман крутится вокруг него. Парадокс, однако.82797
Аноним5 июня 2022 г.Читать далееЖил - был в Англии трактирщик один и был у него сын, которого бил он смертным боем. Мальчонке это после очередного махания руками папаши порядком надоело и он сбежал из дома. Поскитался по миру да и вернулся в родное Отечество. За время своих скитаний получил он много знаний новых да навыки всякие приобрел, даже повоевать успел.
Так начинается история жизни Томаса Кромвеля, человека, вышедшего из низов общества и сумевшего добиться невиданных высот - стать первым советником Генриха VIII. Он, конечно, советником пробыл недолго, как и многие другие из близкого окружения, попал в итоге в опалу у Генриха, но все же оставил немалый след в истории, став основоположником англиканства и главным идеологом Реформации в Англии.
Хилари Мантел написала трилогию о Кромвеле. В первой книге рассказывается о его собственном пути наверх; об Анне Болейн, которая ждала брака с королем дольше, чем он продлился; вскользь о Джейн Сеймур и Екатерине Арагонской, которым тоже посчастливилось (ой, сомнительно) побывать в браке с Генрихом.
Автор ведет повествование вроде бы и от имени самого Кромвеля, но, используя местоимение "он", показывает его в тоже время как бы слегка отстранено, от третьего лица. Кто же он такой, этот Кромвель? Мы видим его как умного, очень расчетливого, тонко понимающего ситуацию, но при этом он любящий отец, хороший муж и с трепетом относится ко всем членам своей семьи - сестрам, их детям, слугам.
О Тюдорах, конкретно о Генрихе и его женах писали многие, но вот взгляд на этот период истории с точки зрения самого Кромвеля мне попался впервые. И знаете, это намного интересней романов Ф. Грегори! И как же ломает голову придворная челядь о том, как и почему сын пьяницы - трактирщика, у которого даже нет точной даты рождения, вдруг сумел добиться таких высот? Ежедневно видит короля, устраивает его брак, даже в дом к нему приехал король, когда Кромвель был тяжело болен. Он колдун, этот Кромвель, коль сумел стать для короля незаменимым? Хотя... все мы знаем, что незаменимых не бывает и история взлета и падения Кромвеля - очередное тому подтверждение. Но это будет дальше, в двух других книгах, а в первой части мы видим Кромвеля на самом пике своей блестящей карьеры.
В общем, постаралась автор основательно и создала очень достойный роман, который читается с большим интересом.721,1K
Аноним13 декабря 2019 г.Жизнь - золотая цепь, и Господь порой вешает на нее изящную безделушку.
Читать далееАнглия. XVI век распластал над ней свои серые крылья словно хищная птица, которая следит за добычей. Вот-вот может разгореться гражданская война, потовая лихорадка ежегодно косит тысячи людей, а Генрих VIII все никак не может обзавестись сыном. По сути, вокруг этого вопроса и построен весь сюжет, в центре которого Томас Кромвель. Ведь именно этой выдающейся личности предстоит решать все проблемы любвеобильного монарха.
Кромвель - выходец из низов. Его отец был простым кузнецом, любившим заложить за воротник и поколотить парнишку. Томас вынужден был бежать из родного края в юном возрасте, чтобы выжить. О его мытарствах написано вскользь, зато мы по полной программе знакомимся с ним, уже состоявшимся мужчиной 40 лет, видным политиком и личным поверенным кардинала Вулси.
Последнего ожидает незавидная участь, но благодаря его смерти, позиции Томаса еще больше упрочняются, он приближается к королю, оказывает на него влияние и каждый именитый придворный вынужден считаться с ним.
У него ясный ум, он обладает удивительными дипломатическими способностями. Но хватит ли этого, чтобы удержаться на плаву? Ведь настроение Генриха меняется слишком часто...Любовь короля тоже весьма изменчива. То он сдувает пылинки с Екатерины, чтобы через несколько лет оттолкнуть ее, рассказав всему миру, что она никогда не являлась его женой.
Затем упасть в объятия Анны Болейн - хитрой самозванки, против которой ополчится вся Англия.
И кто должен все это организовать? Правильно, Кромвель. Да еще и так, чтобы угодить всем, и самому в накладе не остаться, и голову сохранить.Но в романе не только политика. Томас предстает перед нами и с другой стороны. Он не только грамотный деятель, но еще и человек. Он любит и любим. У него есть дети. И его дом не обходят стороной невзгоды.
Но не смотря на эти лирические отступления, роман, на мой взгляд, напрочь лишен художественности. Немного топорный слог делает чтение трудным. Только под конец я немного приноровилась и привыкла к скупым фразам и коротким диалогам.
Сами исторические события вызвали живой интерес, но не более. Когда все основные проблемы обозначились, стало реально скучно.723,7K
Аноним15 января 2018 г.Практически биография Кромвеля в декорациях английского двора
Читать далееТомас Кромвель, несмотря на его реформаторскую деятельность, хотя, как раз скорее всего именно благодаря оной, считается фигурой противоречивой и в какой-то мере загадочной. Мало что известно о том, что он делал сразу после того, как покинул родной дом. Да и его скитания по континенту тоже не отличаются избытком сведений, особенно достоверных. Только с с Флоренции его биография более-менее известна. И, надо признать, что это такая биография, которая не может не впечатлить. Видимо любимый Томасом труд Макиавели действительно здорово ему помогал осуществлять задуманное, планировать действия и вести сложную и опасную игру на доске большой политики.
Хилари Мантел удалось нарисовать замечательный портрет этого знаменитого политика. Мало того, что она не забыла упомянуть в своей книге обо всех известных историкам фактах из жизни Кромвеля, она ещё и показала его как человека. И мне понравился этот человек. Да, он - делец. Да, он ловко выкручивается из различных ситуаций. Да, он отменный манипулятор, и при этом разумный тактик и стратег, разумно оценивающий ситуации и положение, как на весах взвешивающий все за и против. Без риска не обходится, но тут он угадывал, на что нужно поставить. И добивался того, чтобы его ставка сыграла. Благодаря этим качествам сын кузнеца смог достичь таких высот, о которых могли мечтать лишь знатные вельможи. Простолюдин стал советником короля. Но ещё больше привлекает то, как Кромвель относился к своей семье. Очень много трогательных моментов, очень много личных переживаний. Своего опального покровителя Томас Кромвель тоже не бросил и тяжело переживал его изгнание и смерть.
Что касается самих событий, то здесь мы можем наблюдать "спектакль" под названием "Как сделать королевой Анну Болейн". Это интересный момент в истории, который многое изменил. Как в Англии, так и в остальной Европе. Действия Кромвеля в итоге дискредитировали сам папский престол. Но это будет потом. В этом романе нам дают возможность увидеть всю подноготную процесса расторжения брака с Екатериной и женитьбу Генриха на Анне Болейн. А это была настоящая "война" двух фракций. И снова победа была за Кромвелем, который одолел очень сильного противника Томаса Мора. Как мне кажется, Мору как раз и не хватило той изворотливости и гибкости, которая была присуща Кромвелю, но которой не обладал он сам. Твердость можно проявлять по-разному, как нам тут показывают на конкретном примере. И тут есть чему поучиться.
Естественно, необходимо помнить, что это всё же художественный роман. Но нельзя не признать, что события описаны достаточно точно. Автор лишь облекла их в красивую оболочку, описав характеры персонажей и наделив их каким-то своими отличительными чертами, присущими только им. Исторические фигуры ожили. Прекрасно описана и сама эпоха, отношения. Нужная атмосфера тоже здесь есть. История расцвела и заиграла новыми красками. Это было интересно читать. Но...
Вот единственное "но" - при всём великолепии романа мне несколько мешала вязкость текста. Он поглощал, заставляя увязнуть в нюансах или чрезмерно подробных описаниях. Здесь много мыслей, переживаний, чувств. И это мне показалось чересчур подробным, чересчур прилипчивым, чересчур разжеванным что ли... Но это единственная моя претензия в этому произведению. В общем, я реально могу порекомендовать этот роман любителям исторической литературы.
726,4K
Аноним9 ноября 2021 г."Архитектор перестройки"
Читать далееОчень впечатляющий роман, я получила большое удовольствие от чтения. К стилю автора привыкла быстро, и когда привыкаешь, получаешь такой необычный эффект погружения, когда одновременно и присутствуешь при разных сценах, и смотришь на происходящее глазами главного героя – Томаса Кромвеля, и всё это в передаче современным плотным языком.
Томас Кромвель (1485-1540), сын простолюдина, в юном возрасте бежит из родного дома от безысходности и побоев отца на континент, где проходит его буйная молодость, о подробностях которой он по возвращении на родину никогда не рассказывает ничего определённого и предпочитает напускать туману. Пусть гадают, что он ещё умеет, на что ещё способен, пусть боятся. Солдат во французской армии, счетовод у флорентийских купцов, ему знакомы и силовые методы, и психологические. Изворотливость, лукавство, наблюдательность, отличная память, умение выявить слабые стороны собеседника и болевые точки противника, на которые можно надавить, чтобы добиться своего - всё это ему пригодится в Англии по возвращении.
В этом романе мы видим Кромвеля в период с 1527 года, уже обосновавшимся при дворе кардинала Вулси, лорда-канцлера короля Генриха VIII, и вплоть до 1535-го, когда он уже был первым советником короля, его правой рукой. Книга заканчивается казнью Томаса Мора и планированием поездки короля со свитой на запад страны, в которой одной из остановок будет поместье Сеймуров Вулфхолл.
Кромвель стал «архитектором перестройки» тюдоровской Англии, когда Генрих осознал, что его настиг кризис престолонаследия. Молодая тюдоровская династия отчаянно нуждалась в продолжении рода. Не все Йорки ещё выбиты, от них того и жди заговоров и восстаний, трон по-прежнему непрочен, королю уже 40, а наследника нет как нет и не предвидится. Генрих видит выход в одном – поменять королеву. Заставить признать весь мир и Папу Римского в том числе, что он, король Англии, вправе у себя в стране распоряжаться, как ему будет угодно, и в светской, и церковной сфере, и уж тем более, он волен строить свою семью. И Томас готов на всё, он способен перелопатить всю Англию, чтобы решить проблему короля.
Очень интересные, яркие образы получились в романе.
Томас Кромвель – волевой и скрытный, но такой трепетный в отношении к членам своей семьи, а ещё он красноречивый собеседник и умелый переговорщик.
Король Генрих – грозный и упрямый, порой может показаться, что им можно манипулировать, но в самый неожиданный момент это оказывается обманчивым.
Анна Болейн - заносчивая хищница, большей частью неприятная.
Юная принцесса Мария, в одночасье ставшая просто леди Марией, как считает Кромвель, усложняет себе жизнь, чем только может.
И множество других интересно выписанных персонажей – кардинал Вулси, Томас Мор, Мария Болейн, Екатерина Арагонская, герцог Норфолк, и многие-многие другие. Эпизоды с разными персонажами гармонично складываются в одно широкое тюдоровское полотно.
С удовольствием приступаю ко второй книге трилогии Хилари Мантел - Введите обвиняемых712,7K
Аноним18 октября 2018 г.Неоднозначная личность в мировой истории
Читать далееОчень сильный исторический роман, но начинать с него знакомство с эпохой однозначно не стоит. Слишком уж нестандартно и избирательно автор подает материал. Здесь нет никаких исторических пояснений, постепенного появления многочисленных фигурирующих в сюжете персоналий. Только краткая генеалогия в самом начале, а потом как в омут – в самый разгар политических игрищ времен любвеобильного Генриха VIII. Неподготовленному читателю ухватить суть происходящего будет совсем непросто.
Общепринятых в подобной литературе развлекательных сцен вроде рыцарских турниров, балов и чувственных романических отношений в книге тоже не встречается. Все повествование сосредоточено вокруг Томаса Кромвеля, одной из центральных фигур английского королевства описываемого периода, что сильно ограничивает кругозор, не показывает полной панорамы происходящего. Мы видим именно его восприятие действительности, его взгляд на ситуации, его мысли, чувства, эмоции. Да, сильно беллетризованные, но такая версия вполне имеет право на существование.
По крайней мере, было любопытно посмотреть на всесильного государственного деятеля не как на почти демонического мерзавца, бесчестными методами пролезшего на самую вершину власти и многие годы творившего беспредел в стране, которым его традиционно рисуют многие источники, а как на человека достигшего всего долгим и упорным трудом, умом и выдержкой, и побуждения которого были далеко не так гнусны, как это принято считать. И «Волчий зал» - это не столько история английского общества, сколько история роли личности в этом обществе, история Томаса Кромвеля, фигуры настолько монументальной, что на фоне столь глубокого знакомства с ним эпоха несколько блекнет.
В целом было довольно интересно взглянуть на времена реформации под таким неожиданным углом, но читать было не всегда просто. Текст авторства Хилари Мантел явно не может похвастаться целостностью и плавностью изложения. Это, скорее, отдельные зарисовки, мимолетные сценки, хоть и расположенные в более-менее хронологической последовательности. Никаких лишних подробностей, описаний и излишней детализации. Основной акцент – на внутренний мир главного героя, всё остальное – просто фон.
К тому же, очевидно, пытаясь еще больше центрировать фигуру Кромвеля, подчеркнуть именно его первенство в сюжете, автор нарочито использует местоимение «он». Причем в сцене речь может идти совершенно о другом персонаже, и вдруг это «он», скорее даже «ОН», которое путает смысл написанного, хотя значение основного действующего лица, безусловно, усиливает. Например:
В этом весь Суффолк: ему кажется, будто официальный документ — ненужная прихоть.
Он снова шепчет на ухо кардиналу…И «он» здесь совсем не Суффолк, как может показаться на первый взгляд… И в таком ключе выдержано все повествование. Конечно, такая стилистика интересна, даже, пожалуй, оригинальна, но мне не понравилось. Слишком уж часто приходилось возвращаться по тексту к уже прочитанному, чтобы поймать регулярно ускользающую нить. Со временем, правда, к этому привыкаешь, и дискомфорт становится не так очевиден, но все же запоем прочитать не получилось, даже несмотря на интереснейший исторический период и небанальную трактовку его событий.
683,6K
Аноним6 августа 2021 г.Читать далееЭто путешествие было трудным. Большей частью потому, что я ничего не знаю о главном герое, Томасе Кромвеле - чуть больше знаний у меня об Оливере Кромвеле, но это было уже много позже. Википедия тоже мало расскажет о детстве и юношестве Томаса. А вот книга преподнесла намного ярче самые главные годы Кромвеля, когда ясно, из чего рождается личность. Правда, эти годы поданы с помощью воспоминаний Томаса. Приходится удовольствоваться этим, поскольку точных данных о его детстве и юношестве нет.
Прежде всего хочу отметить, что я разгадала главный приём писательницы, благодаря которому книга стала живой, похожей на фильм, а читатель по-настоящему оказывается среди событий. Все действия происходям в настоящем времени, следовательно, и глаголы, которые прописаны в книге - в большинстве случаев глаголы настоящего времени. Этот приём может подвести писателя, который не так красочно нарисовал картинку прошлого, но не в этом романе. В сущности, книгу можно использовать как сценарий кино, но, я бы сказала, очень красочный сценарий.
Читали книгу Еще одна из рода Болейн? Если да, то забудьте. Потому как тут эти девицы показаны совсем в другом ракурсе, и я даже не знаю, какому источнику верить. В вышеупомянутой книге писательница во всём обвиняет родителей сестёр Болейн, уверяя, что те продали своих дочерей трона ради. Тут же сами сестрички выглядят матёрыми интриганками, причём одна не уступает другой в коварстве. Становление Томаса Кромвеля как государственного деятеля приходится как раз на время проделок этих сестричек. Всё-таки проделок, поскольку только с помощью родителей, без врожденности к обольщению, они ничего не добились бы.
В те времена, в начале 16-го века, рост личности при дворе можно было сравнить с хождением по лезвию ножа. Кромвелю пришлось наблюдать, как милость меняется на опалу в случае с кардиналом Уолси. При дворе тоже всё шатко, и каждый день решает, кто угоден королю. Томас Мор, от которого ранее исходила угроза Кромвелю, оказывается неугоден королю, потому что не признаёт брак Анны и Генриха действительным. Вот такие они, дворцовые интриги.
Роман очень достоверен. Писательницей верно найден баланс между скупым документальным анализом и красочной подачей материала.671,3K