
Ваша оценкаРецензии
Аноним12 января 2024 г.Всё, что вы и не хотели знать о вулканах, но вас никто не спрашивал…
Читать далееОдно из самых сильных и незабываемых моих жизненных впечатлений – спуск в вулкан Трихнукагигур, который даже на видео и фотографиях выглядит инфернально, почти как дантевергилиевский спуск в ад. Представить его живым, действующим, плюющимся магмой и пеплом, ничего не стоит до сих пор, а пробираясь бесконечными однообразными равнинами к этому вулкану (а это больше трех километров пешком по неширокой тропе, если, конечно, ты не любишь вертолёты так, как их любят вертолётчики), ты опасливо думаешь: Господи-Господи-Господи, что же в эту минуту происходит прямо сейчас там, под тобой, в недрах шевелящейся под тобой земли? Но, странное дело, побывав в Исландии, можно навек заболеть этими вулканами, этой тускло-серой колышащейся под ногами землей, этими ницшеански «всматривающимися в тебя» расщелинами, реликтовыми ледниками и хтонически кашляющими гейзерами. Воскресив в себе все эти воспоминания при взгляде на название книги и актуально пережив свою «зависимость» от Исландии, я просто не могла не взяться за нее.
Ну и… в общем, мне не понравилось. Книга оказалась несколько странной для того, чтобы называться художественной литературой, но и недостаточной для того, чтобы превратиться в нонфикшн. Начиналась она, как мне показалось, как семейная история, но геолого-географическими сведениями автор стала заваливать читателей с первых же страниц. Там даже карты разломов и вулканических гряд есть! Погружаясь в содержание, пришлось вынужденно составлять своеобразный коктейль из геологических документов и исландского быта. Но даже если ты не сразу это понимаешь, центр повествования образуют вулканы, и максимум страниц посвящено именно им. Конечно, для Исландии вулканы – часть повседневности, но лично для меня текст был уж слишком перегружен специфическими сведениями.
Хорошо, что про любовь там тоже немножко есть – естественно, на фоне вулканов. На бедную героиню в короткий отрезок времени свалилось сразу все: и гуманитарные риски от их активности, и профессиональная ответственность, и любовь. Хотелось вникнуть и посочувствовать, наблюдая за всеми этими перипетиями, но, к сожалению, всё, даже любовные сцены, было написано, на мой взгляд, как-то схематично и зацепиться хотя бы за одну из линий не получалось: про вулканы – скучно, про любовь - невыразительно.
Пожалуй, только последние сто страниц, где возникает настоящая драма с притчевыми нотами, заслуживают внимания, хотя назвать случившееся «прочими бедствиями» язык не поворачивается. Если удастся дочитать книгу до конца, этот финал, наверное, способен как-то оправдать потраченное время, но почему-то мне кажется, что до финала дотянут немногие. Текст – сухой, с очень малой плотностью информации и читается разреженно и фрагментарно, без построения хоть каких-нибудь внятных причинно-следственных связей между эпизодами или погружения в эмоции персонажей или их личность. Домучила с трудом, убеждая себя, что отрицательный читательский опыт – тоже опыт. При всем моем любопытстве к современной исландской литературе, читать подобное – просто трата времени.
47719
Аноним1 августа 2022 г.Читать далееУдивительный роман исландской писательницы о семейной жизни и чувствах, об отношениях матери и дочери, о большой тяге к знаниям и мощи природы, которую автор описывает с большим уважением и серьёзностью и показывает её величие через судьбу главной героини.
Анна – знаменитый вулканолог, счастливая жена и мать двоих детей. В её жизни всё стабильно и замечательно, но землятресение на полуострове Рейкьянес вносит свои коррективы. Земля, по которой до сих пор женщина гордо шагала, дрожит в прямом и переносном смысле, ведь кроме угрозы со стороны вулканов в жизни Анны появляется мужчина, пробуждающий в ней неведомые ранее чувства. Успешная жизнь и хорошо организованная работа дают трещину, напряжение накапливается, и извержение просто неизбежно...
Эту книгу можно условно разделить на две части: «исследовательскую» и «жизненную». Каждая из них в равной мере стоит прочтения. В первой увлекательно и одновременно понятно рассказывается о стихийных бедствиях, а во второй – о жизни главной героини и её внутреннем разладе с собой.
События переплетаются, связываются, каждая глава гармонично складывается в общую картину. И вот мы уже видим хрупких и настоящих персонажей. Им хочется сопереживать, верить, принимать без осуждения.
Концовка выбила меня из колеи, а последнюю главу я перечитала два раза. Именно в ней, как мне показалось, состоит самая большая сила романа. Невозможно отнестись равнодушно.
Сигридур Хагалин Бьёрнсдоттир – мастер слова. У автора сдержанный стиль изложения, но какой же красивый. Приятно читать. Теперь её « Остров » у меня в обязательных планах к прочтению.
А «Вулканы» я однозначно рекомендую. Особенно тем, кто очарован Исландией))
38640
Аноним14 июля 2024 г.“Мы — потомки выживших, в генах у нас огонь, пепел и голод. Мы не отвечаем за себя — просто огонь влечет нас, как ночных бабочек”
Читать далееРоман о катастрофе. Роман - катастрофа. Глобального и частного масштаба. Главная героиня Анна - геолог, изучающий вулканы. Ей где-то около 45, она успешный специалист в своём деле, наверное, первый учёный-вулканолог в Исландии. Но она не просто талантливый учёный, Анна влюблена в вулканы: самые поэтичные страницы книги посвящены этим прекрасным чудовищам (исландцы в своём духе, чего с них взять). Это может показаться скучным, особенно длиннющие топонимы и прочие геологические термины, раскиданные тут и там. Но просто попробуйте произнести Эйяфьядлайёкюдль или Тунгнафедльсйёкюдль с первого раза без запинки и без того, чтобы прийти в восторг от величия этих гор:
Действующие вулканы в других уголках мира — угроза, чудовища. Филиппинцы и индонезийцы боятся вулканов, ненавидят их, а исландцы именами самых опасных огнедышащих гор называют своих детей, словно в честь любимых темпераментных родственников. Никто никогда не давал ребенку имя Тамбора или Кракатау, а в Исландии на каждом шагу попадаются маленькие Геклы да Катлы.Действие начинается в день небольшого подводного извержения. Его разрушительная сила более чем умеренная, но извержение есть извержение - геологам и службам гражданской обороны есть, чем заняться. Однако оно, в конечном итоге, даёт толчок не только природному катаклизму, но и лично Анне Арнардоттир. Всё сильнее становится очевидно, что внешне безоблачная жизнь Анны в огромном, как с картинки, доме с любящим мужем и прекрасными детьми - не более чем попытка спрятаться в безопасный буржуазный мирок, для неё, женщины, чья душа бродит в нём, как раскалённая магма, и годами томится и ждёт, чтобы вдруг извергнуться.
Мать Анны, Гудрун Ольга, поэт и переводчица с русского, не принимала особенного участия в жизни дочери, только дала ей имя в честь любимой Ахматовой. Теперь она умирает, а Анна всё не может её простить и примириться с ней в душе. В юности она вышла замуж вопреки усмешке матери, что “такие как они, не могут любить”, но даже не подозревала, в чём конкретно Гудрун Ольга была права и неправа, говоря:“Ты такая же, как я: невосприимчивая к любви. Это естественно. И у тебя будет оставаться больше энергии на другие дела: работу, эту твою науку. У тех, кто невосприимчив к любви, есть шанс чего-то добиться в жизни”.
Любовь - это страшная вещь, как и вулканы. Вулкан, извергаясь, уничтожает всё вокруг себя, а ещё и выкидывает тонны шлака, разлетающегося на много километров. Но в тоже время сама Исландия - в каком то смысле дитя этих вулканов, они породили её. То есть, вулканы - созидательная и разрушительная сила одновременно, “сотворение мира и его гибель”. На этой дихотомии и построен роман, он о вулканах и о любви-катастрофе, с которой Анна не умеет обращаться, так глубоко под слоем коры были похоронены её чувства. Естественно, какой бы выбор она не сделала, конец при таких обстоятельствах не может получится не трагическим.
Текст здесь - пример кристального и простого “исландского” стиля. Не думаю, конечно, что такой правда есть, но всю прозу островных авторов объединяет что-то одно, что может с непривычки показаться суховатым и скупым, но в этой сдержанности и состоит её суть. И сюжет тут поначалу развивается достаточно медленно, в темпе тектонических сдвигов до землетрясения, но где-то ко второй трети он нагнетается, чтобы затем влететь в оглушительный финал. В общем, книга насквозь вулканическая и очень специфически исландская, но написана не настолько специфически, как пишет Сьон, например, поэтому, в целом, может понравится более широкому читателю. Если вас не пугают длинные термины, геологические выкладки и даже карты, раскиданные тут и там в тексте, но интересует тема семейных, детско-родительских отношений, измен - то этот роман - хорошая психологическая проза, который я бы смело рекомендовала.
22396
Аноним6 марта 2022 г.«Ты пепел, я пепел»
Читать далееВключить песню «Пепел» Flёur и ничего не говорить.
я видела это во сне
как цветы умирают в огне
пепла лёгкого лепестки
распадаются на кускиПепел здесь повсюду: на обложке, в тексте, после прочтения, кажется, и во рту.Бьёрнсдоттир продолжает исследовать родную Исландию и воспевать её суровую красоту и вулканы, вулканы, от названия которых можно сломать язык. Эйяфьядлайёкюдль тоже есть, да.Исландия не суша, а океанское дно, её сформировал горячий столб магмы на разломе литосферных плит.Если в других странах боятся вулканов, то в Исландии они часть национального самосознания, их воспевают, откапывая лопатами дома от пепла, романтизируют, называют в честь них детей и празднуют извержения.В антиутопии «Остров» Исландия была отрезана от мира из-за неполадок со связью, здесь же страна живёт в ожидании извержения.В историях Бьёрнсдоттир всегда есть некий орган, который принимает решения якобы во благо народу и экономике. В «Острове» возвращались к земледелию, в «Вулканах» решили не вводить режим ЧС, чтобы не спугнуть туристов, которые только начали появляться после пандемии.Анна — главный вулканолог страны, профессор. Она выбрала профессию своего отца, мать у неё — поэтесса и переводчица русских авторов. Анну назвали в честь Ахматовой.В свои пятьдесят у неё счастливая семья, шикарный дом у озера, любимая работа. Идеальная картина жизни даёт трещину вместе с подземными толчками: на одном из выездов к месту извержения Анна знакомится с фотографом, который делает снимок её настоящей, не профессора и вулканолога — женщины. Дальше всё как в тумане, точнее, в пепле.Книга поделена на главы с отличными названиями типа «У нас под ногами бьётся огневое сердце», «Булгаков в духовке», «Хэмингуэй в фонарном помещении маяка».Если «Остров» был сдержанно скандинавский, то «Вулканы» — надрыв. Личное стихийное бедствие — любовь — на фоне глобальной катастрофы в чёрно-белом пепельном мире.Пусть хотя бы эта антиутопия не сбудется.12596
Аноним28 февраля 2023 г.когда бьющееся магмой сердце Исландии оказывается таким же непредсказуемым, как твоё собственное
«Как далеко ты пойдёшь ради любви? Чем готов рискнуть: семьëй, работой, репутацией, финансовой безопасностью? Пойдёшь ли до конца, пожертвуешь ли жизнью и душевным здоровьем, спустишься ли с радостью в ад, переберëшься ли вброд через огонь и веру ради своей любви? Или для нас это всё просто слова и для нас такое — чересчур?»Читать далее«Вулканы, любовь и прочие бедствия», Сигридур Хагалин Бьëрнсдоттир, издательство «Поляндрия NoAge», 2022
Если вы хотите узнать Исландию, почувствовать горячее, бьющееся лавой сердце этой земли, увидеть красоту и настоящий ужас извержений, которые сотрясают её с момента появления и до сих пор, — вам обязательно надо взять в руки этот трепетно написанный роман о любви к человеку и к своему дому, к своей родной земле.
Вулканолог Анна Арнардоттир поведает нам свою историю и одновременно проведёт по всем этапам развития этой непростой науки о вулканах, покажет самые яркие страницы истории Исландии, ведь они связаны непосредственно с самыми яростными извержениями, сформировавшими рельеф, поверхность, само существование вблизи с гейзерами и вулканами, а ещё — с приноровившимися к нестабильной жизни на этом куске суши людьми. Человек ведь забывает, что для вулканов сто лет — это как минута нашей кратковременной жизни.
Анне чуть за сорок, она возглавляет Геологический институт, всё знает о вулканах, входит в национальный совет по чрезвычайным ситуациям, именно её слово решающее, когда происходит что-то экстраординарное. Она со своей семьёй (муж, взрослый сын и восьмилетняя дочка) живут в горном районе Рейкьявика возле леса, сходящего словно зелёная лава с горы, и с видом на красивейшее озеро. И начинается роман с того, что Анна лежит, заваленная грудой земли, и думает, что же произошло, где она допустила ошибку и как отсюда выбраться?
Прежде чем добраться до этого момента в романе, будет рассказана её история, история изучения вулканов, истрия её семьи, где отец вначале выбрал для изучения астрономию, а потом стал практически отцом-основателем вулканологии в Ирландии, где мать посвятила всю жизнь изучению русской литературы и переводам Ахматовой (отсюда имя Анна у героини) ... Анна стала полностью “папиной дочкой“, мать по природе своей не сумела проявлять заботу и любовь, уезжала в СССР, а в конце жизни и вовсе вела жизнь отшельницы. Анна тоже боялась стать такой же холодной и лишённой чувства любви. Но влюбились в неё. Ранняя беременность привела к браку с прекрасным и заботливым юношей, который стал успешным юристом, отцом её сына и дочки, в любое время готовым и убрать, и состряпать вкусный ужин...
Анна посвятила жизнь изучению вулканов и их извержениям, веря лишь в разум и научный подход. Но судьба приготовила ей сюрприз, когда вместе с сотрудниками по институту, метеорологами и учёными, на места разломов и появления лавы стал выезжать фотограф Тоумас — тот смешливый и поэтичный статный красавец в кожаной куртке... В жизнь неожиданно вошла настоящая любовь.
«Извержения не случаются ни с того ни с чего, без предупреждения. У них всегда бывает подготовительный период, ясные и логичные причины»Так истрия вулканов Исландии, личная история Анны и её влюблённости, а ещё и неожиданное извержение, которое всегда было под контролем учёных и соответствующих служб, но всё равно застало всех врасплох, — переплелись в этом романе в неожиданную художественную взрывоопасную смесь.
«И пусть поэты болтают о любви, я-то знаю её, видела её в действии. Она не что иное, как стихийное бедствие»Удивительно, как у авторки Сигридур получилось соединить научное и личное, показать историю Исландии через историю вулканов, этот процесс формирования прибрежных и наземных рельефов через столкновение литосферных плит, через самые грандиозные извержения, написать небольшой путеводитель по этим сложнопроизносимым местам (горы, озёра, вулканы, разломы), одновременно увлечь нас, как когда-то маленькую Анну увлёк отец, рассказывая вместо сказок на ночь — о горных породах, о магме, о лаве, о пеплопаде... Рассказать о жизни исландцев, о работе различных ведомств во время чрезвычайных ситуаций, о преданности своему делу.
Прекрасный вышел роман, словно сам побывал у края разверстой трещины и выходящей на поверхность огненной массы, сметающей всё со своего пути.
11501
Аноним11 октября 2022 г.Я плакала оттого, что любовь — самое замечательное и самое ужасное из происходящего с нами, она переворачивает всё, лишает нас безопасности и бесстрашия, это трещина, разверзающаяся у нас под ногами, а в ней — пропасть, бездна, страх потерять любимого.Читать далееЭта книга от любимейшего мной последнее время издательства Поляндрия.
Роман редкого для наших широт автора из Исландии со множеством не выговариваемых имен и фамилий. Благо , что в начале есть очень прикольная фишка, которая мне прям очень понравилась - напечатаны все персонажи и кто кому кем приходится, профессии. Я этим перечнем во всю пользовалась и буду это использовать для прочтения и других книг.
В начале автор очень долго запрягает, очень много подробно про занятие главной героини Анны ученого вулканолога.. И кажется уже , что ну хватит, давай сюжет, но в этой неспешности, смачности есть своя особая неповторимая прелесть. Потрясающе она передает чувства героев какими то двумя тремя скупыми штрихами, а у тебя мороз по коже. И столько всего в книге - и отношения болезненные с родителями, семейные отношения. Потрясающая зарисовка с дизайнером интерьеров. Вообще здесь все так заплетено , вплетено друг в друга, вплоть до описаний вулканов и их жизнедеятельности.
Я была конечно не готова , что к финалу автор все превратит из семейной драмы в роман -катастрофу. Я думала , что вулканы это так такой фон повествования. Концовка разбила мне сердце.
Если любите скандинавскую литературу, неспешную , строгую, скуповатую , то безусловно вам сюда.9491
Аноним1 марта 2022 г.Для вулканов не скажешь: «пришло время»...
Читать далееРоман, который на вкус как капля мёда.
«Вулканы, любовь и прочие бедствия» — первый роман автора, который мне посчастливилось прочитать и который я запомню, потому что он экзотичен из-за живописных пейзажей Исландии, а также сложного языка — фамилий, географических названий и вулканологической терминологии, что усиливает катастрофическую атмосферу произведения.
Для вулканов не скажешь: «пришло время», они часами пользоваться не умеют, а просто-напросто извергаются, если того требует происходящее под земной корой.Немного о сюжете.
Главная героиня Анна Арнардоттир — знаменитый вулканолог. Отец, уважаемый учёный, заразил её большой страстью. Анна замужем. У неё двое детей. Она ведёт явно счастливую жизнь. Всё меняется, когда просыпается «огневое сердце» земли. Анна требует, чтобы власти вмешались и эвакуировали тысячи людей. Но как реагируют политики? Нетрудно догадаться — загружают исследовательский самолёт, задерживают его взлёт, пиарят себя и подставляют рот под камеры. Ни к чему хорошему это привести не может, тем более есть те, кто считает, что решения Анны могут отпугнуть туристов и снизить доходы местных бизнесменов. В то же время Анна переживает семейный кризис. И на её пути появляется более молодой интригующий фотограф. С тех пор пожары пробуждаются не только под островом.
Роман прекрасно показывает мощь природы и беззащитность мира перед ней, а также борьбу науки и власти перед лицом катастрофы.
Язык и стиль — экономно, но красиво, высококлассно.
Любовь, непредсказуемая сила природы, семейные травмы. Захватывающее повествование от первого лица на фоне Исландии.
И эта концовка — так и хочется сказать «вишенка на торте» — потому что она на самом деле такова, но это очень и очень горькая вишенка.
То, что является стихийным бедствием здесь, не обязательно будет стихийным бедствием в другом месте. То, что является стихийным бедствием сейчас, не обязательно будет таковым через десять лет. Стихийные бедствия — это реакция природы на нарушение баланса и её способ вновь обрести равновесие.8496
Аноним17 апреля 2023 г.Не верю
Читать далееОбожаю все, что касается Исландии, так что даже многочисленные описания вулканов и труднопроизносимые названия меня не смутили. Косяки я увидела в нелогичном поведении героини.
Она противоречит сама себе. Взрослая, имеющая двоих детей, рациональная, с научным складом ума - она сначала выводит формулу их с фотографом чувств, говорит, что это всего лишь страсть. Но почему-то эта тема никак не развивается, дальше она все время называет это любовью.
Она замечает те звоночки реального отношения любовника к ней, которые все нарастают, но это никак не влияет на нее. Более того, во время катастрофы она радуется, что он жив, признается себе, что думает только о нем и совершенно не думает о семье в этот момент. Ну сложно поверить, что женщина будет думать о любовнике, а не о детях. Такая женщина, по крайней мере. В таких обстоятельствах.
Ну и это уже так, просто забавно, когда она легко садится и едет на мотоцикле сама после того, как она всего лишь видела, как это делал фотограф. И даже не по гладкой ровной дороге, а во время пепло- и камнепада.
В общем, не верю. А в целом, интересно. Тема такой вулканической активности в Исландии как-то раньше не попадалась в произведениях.
7502
Аноним13 сентября 2022 г.Эта книга поразила меня в самое сердце. Первую её половину я еле осилила, не понимая, зачем мне вообще читать про эти вулканы. Когда появилась любовная линия, сюжет стал развиваться поэнергичнее, ну, думаю, книжка про любофф. А потом... как-то все пошло так страшно, что я по окончании долго отдышаться не могла. Неделями вспоминаю, и дрожь берет. Твёрдая пятёрка книге, запомнится она мне надолго.
7320
Аноним18 марта 2025 г.Красное платье свободы
Читать далееТак получилось, что литературу Исландии я начала открывать для себя через женскую прозу. Возможно, подсознательно держала в голове главенствующий образ страны льда и огня, её персонификацию - Повелительницу горы (Fjallkonan). К тому же именно в Исландии женщина впервые стала президентом.
Сигридур Хагалин Бьёрнсдоттир - одна из представительниц современной исландской литературы. В своём дебютном романе "Остров" она отрезала родину от всего остального мира. Маленький остров остался совершенно один, без связи со странами и континентами. Что, в общем, не выглядит фантастическим или маловероятным, учитывая географическое положение.
В романе "Вулканы, любовь и прочие бедствия "экстремальная ситуация связана с другой особенностью Исландии - вулканами, извержениями и их последствиями.
Это одна из моих самых любимых книг. Первый раз читала её с замиранием сердца. Она меня взбудоражила, всколыхнула. К очередному заседанию книжного клуба, который посещаю, я её перечитала. Перед тем, как приступить к тексту заново, задумалась над тем, что вспоминается после первого прочтения. И первым образом, который памяти удалось достать из глубин, было красное платье, которое главная героиня так и не решилась купить. В кино, книгах и прочих видах искусства нас всегда цепляет что-то своё. Так и тут получилось. Какое-то время назад красное платье для меня стало не просто покупкой (да, я оказалась решительнее книжного персонажа). Словно революционный красный флаг оно олицетворяло обретаемую внутреннюю свободу. Пульсирующая красная точка во мраке. Как факел, летящий в бездну. Про факел писал Ремарк, он так описывал любовь. Кстати, в контексте книги Сигридур Хагалин данная цитата приобретает свой особый экзистенциальный смысл в последних главах.
Запомнилось мне и более общее: "созидательное разрушение и разрушающее созидание" вулканов. И это, конечно, не про геологию.
Меня не зацепила история любви главной героини. Чувственная сага здесь банальна. "Анна Каренина", но без паровоза, потому что в Исландии нет и никогда не было железных дорог. Героиню, кстати, тоже зовут Анна. Правда, названа она была в честь Ахматовой.
Я не проживала ничего подобного, не оказывалась в такой ситуации. Но читала книгу, находясь на разломе собственных внутренних литосферных плит. После чего пришло неизбежное осознание того, что разум и воля порой не в состоянии справиться с эмоциями, что любая упорядоченная схема рано или поздно даст сбой, иногда - необратимый, а любое знание может обнулиться, чтобы запуститься заново.
На этот роман можно смотреть как на историю любви, которая перемежается с фактами о вулканической природе Исландии и о том, как это влияет на национальный характер.
А можно и как на произведение о процессах, которые происходят внутри, взяв вулканологические термины - рой трещин, эффузивные извержения etc... - в качестве образного языка для саморефлексии. Вулканы извергаются, если того требует происходящее под земной корой.
Если подумать, то в жизни любого человека происходит своя Исландия: те или иные "извержения" разрушают старое и создают новое. А бывает, что уничтожают и сам вулкан.
"Управлять этими событиями мы не в состоянии, единственное, что в нашей власти, - реагировать на них определённым образом".
6151