
Ваша оценкаРецензии
Аноним26 июня 2020 г.Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир
Я помню, как мне жилось во Львове, ярком, жизнерадостном городке с 600-тысячным населением. Это был город, жизнь в котором была перевернута сначала советской оккупацией, отнявшей нашу свободу, а потом немецкой - поставившей под угрозу наши жизни. Это был город, где свет и радость в одночасье обернулись отчаянием и мраком.Читать далееНе сложно догадаться, что книга про евреев. 21 человек, включая 2-х детей провели в канализации, под землей без связи с внешним миром больше года. Крысы, грязь, сырость, болезни, голод, страх и многое другое придется пережить нашим героям. Рассказ ведется от лица автора Кристины Хигер. Книга олицетворяет ее воспоминания, когда она была еще будучи маленькой девочкой. Погибли ее близкие люди, остались только мама с папой и младший братик.
Мы никогда не говорили если. Мы всегда говорили когда. Наверное, эта надежда и помогала нам выжить. Мы всегда надеялись.Возможно кому-то она покажется одной из тысячи книг на данную тему, но я люблю книги подобного плана, даже несмотря на то, что часто они схожи по своей сути. Всегда есть надрыв, всегда есть герои умные, храбрые и стойкие, а есть злые и несправедливые. Тем не менее такие истории дают колоссальные эмоции и заставляют о многом задуматься.
Хорошо, что люди могут оставаться людьми даже в нечеловеческих условиях1012,9K
Аноним30 июля 2021 г.Как же жутко...
Читать далееВсе настолько страшно, что даже не знаю, какие слова будут правильными...
Я мало что знаю из истории, в особенности про Холокост, поэтому прочитанное повергло меня в такой ужас, что я не могла отойти еще несколько часов после.
Первую половину книги осилить было тяжело, после каждого предложения буквы расплывались от непрошеных слез.
Никто и никогда не заслуживает подобного отношения.
История Кристины Хигер тронула до глубины души, все описано так ярко, что я словно вместе с ними переживала все события.
В голове не укладывается, что это вообще происходило на самом деле.
Моментами мне казалось, что я читаю не автобиографический роман, а обычную фантастику.
Прожить 14 месяцев под землей и выжить!
Это что-то сверхъестественное.
Нереальное.
Потрясающее.
Думаю, книга многих заставит задуматься над тем, как мы живем в современном мире.
Как не ценим то, что имеем, и вечно недовольны различными мелочами, которых другие и вовсе лишены.
Нам стоит быть благодарными за все, что у нас есть, за нашу жизнь, которая так коротка.931,6K
Аноним13 июня 2021 г.Тот, кто спасает одну жизнь, спасает весь мир.
Читать далееСтрашно! Ужасно страшно!
Живя в современном мире у меня просто в голове не укладывается, как такое вообще могло происходить. Эта война будет откликаться эхом еще долго из поколения в поколение. И пока мы помним я надеюсь, что такого не случится вновь.
Книга настолько проникновенная, настолько цепляет, вызывает бурю эмоций, что аж плакать хочется.
Наверное мы последнее поколение, которое застало в живых участников и жертв той войны. Мы последние, кто может услышать истории этих ужасов из уст участников. А для будущих поколений нужны такие книги как эта. Не каждый сейчас любит читать историю, но эта книга написана в художественном жанре, понятном каждому.
Это история жертвы холокоста, которой удалось выжить, вместе со своей семьей. Выжить несмотря ни на что.
Это история человека, который смог остаться человеком и спасти жизни.
Всем, кого хоть как то зацепила эта книга, советую посмотреть фильм "Дети Уиндермира". Фильм о реабилитации детей из концлагерей.(Если честно, когда я покупал эту книгу, судя по обложке, я думал что это какая то фантастика. У меня и мысли не было, что это книга про холокост. Потому что по обложке вообще непонятно, какого жанра книга и о чем она.)
"Но в этом сне и лай людей, и лай собак,
И плачь детей, и дым, и пепел в небесах,
И страх живых, и тот, кто смог смерть обмануть,
И спас весь мир, спасая жизнь одну."
Тараканы801,3K
Аноним2 июля 2022 г.Еще одна коммерческая книга о холокосте
Читать далееВторая Мировая Война. Львов. Истребление евреев.
О ненависти к евреям не только немцев, но и украинцев. Об издевательствах.
О том, как полностью обобрали не только евреев, а вообще всех состоятельных граждан.
И о том, какие русские чуть ли не животные некультурные, а вот немцы - воспитанная нация и надо же, убивать пришли.
Уж сколько рассказано о Холокосте, сколько дневников, книг написано, издано.
Но мало, очень мало книг , о которых я могу сказать, лучше бы не читала. Корявый язык. Совсем не тронуло. Даже наоборот, манера рассказа вызвала чуть ли не ненависть к гг книги.
Все кругом плохие - одна их семья самая лучшая и т.д. Ах нет, еще есть хорошие немцы, например, который их рояль забрал, или солдатик, который за часики их жить оставил.
То, что они выжили - чудо. В таких условиях, в миллиметре от смерти, но выжили.
Повествование через раз отсылается к записям отца. Так печатали бы эти записи-дневник!!!
Если коротко, книга не тронула совсем, прочитала - как в воду.
75768
Аноним13 ноября 2021 г.Начну, пожалуй, с того, что это реальная история!Читать далее
Книга, написанная еврейкой, прошедшей в детском возрасте тяготы Холокоста.
Знаете, я до последнего не могла поверить в рассказ автора. Вот правда!
Ее семья и ещё несколько человек бежали из оккупированного Львова в подземелье. Да-да! В прямом смысле слова.
Представьте себе тёмные канализационные туннели, где круглогодично повсюду снуют крысы, в весенний период поднятие воды в каналах доходит до критического, постоянный холод, сырость и темнота, а над туннелями город, кишащий нацистами, которые ведут активную «охоту» на евреев.
Больше года жизни в таких условиях!Представляете?!
Вот и я нет!
И даже там люди умудрились создать подобие нормальной жизни. Жалкое такое, но все же подобие.
А все потому что жить очень хотелось.
Так же автор повествует нам о своей жизни до подземелья. И о той, что была до начала войны, и конечно же о той, что наступила с ее приходом.
Это ужасно. Волосы дыбом, мурашки по коже, слёзы застилали глаза.
Уму не постижимо, как абсурдно нацисты умудрялись совмещать гуманизм и бесчеловечность. В этом рассказе как раз приводится несколько таких примеров.
В общем эта книга представляет собой историю еще одной семьи, выжившей в период того страшного военного времени.
Если любите true story, то конечно же советую.751,2K
Аноним23 января 2021 г.Сегодня из всей нашей группы выживших осталась я одна, и поэтому я посчитала своим долгом рассказать миру о том, что с нами произошло. Кто расскажет нашу историю, если не я? Кто её помнит, кроме меня? Ведь если история нашей жизни в канализационных тоннелях уйдёт в небытие вместе со мной, следующим поколениям людей будет гораздо проще заявлять, что Холокост - просто миф, что ничего этого не было.Читать далееТак родилась эта книга. Она сперва может показаться строгой, сухой: ни сочных эпитетов, ни множества метафор. Но мы и без них прекрасно понимаем что было вложено в это повествование. К чему здесь лишние слова? Тяжёлый груз памяти - вот что осталось в наследие от войны выжившим евреям. Вот что ждёт читателя на страницах этой книги. Груз одного человека, рисующий прошлое целого народа.
Она обожала свой зелёный свитер. Однажды, он станет экспонатом музея Холокоста, но сейчас эта горячо любимая вещица - единственное что осталось у неё от любимой бабушки. Напоминание. Она помнит как чувствовала себя принцессой. Маленькая Кшыся - любимая дочка, внучка и сестра. А потом пришли русские и, казалось, отняли всё что у них было: семейный магазин, просторную квартиру и их чудесные вещи. Но скорый приход немцев показал, что Кшыся потеряла далеко не всё, по крайней мере, тогда у неё ещё была большая семья, свежий воздух, солнечный свет. И детство.
Но больше всего я ненавидела немцев за то, что они отобрали у меня слёзы. И за это им не было прощения.Кто бы мог подумать, что совсем скоро в глубинах темных недр канализации они будут молиться лишь о том, чтобы русские вернулись. Чтобы закончился этот ад.
На семье Хигер словно лежало благословение. Им удавалось пережить все самые страшные события. Смерть всё время дышала в спину, но словно обходила их стороной. Каждый новый случай чудесного спасения поражал всё больше. Как? Как они остались живы? Закономерный вопрос, но страшный. Неестественный. А почему они вообще должны были умирать?
742,7K
Аноним15 февраля 2017 г.Читать далееГоворить о сюжете не имеет смысла, так как его можно описать в нескольких предложениях: еврейская семья делает всё возможное, да и даже невозможное, чтоб просто выжить. Выжить в тех условиях, когда выжить кажется совершенно немыслимо.
Размер книги мал - 280 страниц; язык, которым она написана, не является чем - то уникальным или неподражаемым. Но в этом нет ни малейшей необходимости. Нет смысла каким - либо образам подвергать язык книги художественной обработке. Суть заключена не в этом. Главное это рассказ женщины, прошедшей через ад наяву вместе со своей семьей. Рассказ, основанный на её воспоминаниях и заметках отца, Игнация, который тоже вёл свой дневник, записывая туда происходящие события и имена людей, спасших им жизнь.
Первая ассоциация это всеми известные мемуары Анна Франк Убежище. Дневник в письмах. Но, если сравнить эти две книги, то рассказ о жизни Кристины произвёл на меня на много больше впечатления, чем жизнь Анны. На много. Я считаю, что такого рода книги нужно читать, чтоб знать то, что было на самом деле; что происходило в нашем мире, а не в каком - то выдуманном. Да, разумеется, читать такие книги очень сложно, но есть уж читать, то про жизнь Кристины, девочки любившей зеленый свитер и мечтающей о цветах в канализации родного города, чем жизнь Анны, которая даже не смотря на войну оставалась капризным и обидчивым ребенком (не в обиду поклонникам книги).Кристина уже в возрасте пяти-шести лет заботилась о младшем брате и с невероятной стойкостью переносила невзгоды, холокост, отсутствие еды, постоянный страх, что родители не вернуться с работы. И для меня она стала неким символом жажды жизни. Её отец стал символом заботы о своей семье. Отдавая последнее, у него была одна цель - чтоб его жена и двое детей выжили любой ценой и ради этого он готов был сделать всё. Ради этого он сделал всё. Они выжили.
Мощно, интересно. Рекомендую к прочтению, больше мне нечего сказать.
442,9K
Аноним17 июля 2016 г.Прочитано в рамках флэшмоба-2016
Читать далееКниги о войне, написанные очевидцами тех или иных событий, всегда вызывают повышенный интерес. Прежде всего потому, что свидетельствуют о реальных фактах, случаях, судьбах. Особенно если это документальная проза.
Холокост - это дико. Одна из самых страшных страниц прошлого и одно из самых постыдных преступлений нацизма. Любая книга, написанная на эту тему, всегда будет актуальна, в первую очередь, как предупреждение для общества, как способ продемонстрировать, на что способен человек, фанатично верящий в превосходство одного над другими.
Оценка, поставленная мной этой книге не имеет никакого отношения ни к теме, ни к трагедии еврейской семьи, которой пришлось пройти через все эти испытания. Она имеет отношение к тому, как эта книга написана.
Автор обращает внимание:
"Прежде всего это мои воспоминания, но поверх них я наложила воспоминания моего отца, матери и даже малыша-брата. Их я раскрасила размышлениями других людей, разделивших с нами беды, а также историями, вычитанными в книгах".И это немного сбивает с толку. Читаешь и думаешь: а что же из описанного автор видела сама, что ей рассказали другие, а что она вычитала в книжках (а вычитать там можно всё, что угодно)? А еще есть соавтор - Даниэль Пайснер, который тоже, видимо, много чего добавил. Есть и еще один аспект: автору на момент описываемых событий было всего 7 лет. Книгу же она написала, будучи уже 70-летней женщиной. При этом, в ходе чтения становится понятно, что большинство представленных фактов, а это по сути 80% книги, взяты из дневника её отца. Вопрос: не целесообразней ли было опубликовать, подредоктировав, дневник отца? Или вся соль была в том, что бы показать трагедию глазами 7-летнего ребёнка? Если идея была в этом, то реализована она очень слабо. Вспомнить хотя бы книгу Светланы Алексиевич "Последние свидетели", которая основана на рассказах детей войны (и евреев в том числе). От каждого рассказа там просто мурашки по коже и волосы дыбом. А рассказики на страницу, на полстраницы... А тут целая книга! И - никаких эмоций. Я их не почувствовала, не увидела, ни в самих строках, ни между строк. Автор как будто исполняет заказ написать очередной бестселлер для Америки (с обязательным упоминанием о плохих русских), ведь, как бы то ни было, а тема всегда беспроигрышная. И вот тут возникает следующий вопрос: откуда в книге столько ненависти к Советскому Союзу? Какое такое отношение имеет Советский Союз к Холокосту, что автор уделяет поливанию русских грязью чуть ли не половину книги?
"Это был город (Львов), жизнь в котором была перевернута сначала советской оккупацией, отнявшей нашу свободу, а потом немецкой - поставившей под угрозу наши жизни".Это как раз то, что сейчас так популярно на Западе: сталинский и гитлеровский режим - одно и то же, но первому спасибо хоть, что к евреям лучше относился, а русские - агрессоры не меньше немцев:
"Следующие 12 лет мы прожили в Кракове <...> где мы с Павлом заново обрели детство, где мы перестали бояться, что нас примется мучить какой-нибудь фашистский или советский чиновник".А еще советская власть настолько дика, что она способна только варварствовать и разрушать:
"Очень трудно представить себе, что произошло со Львовом во время советской оккупации и как искалечили его немцы, но город моего детства был прекрасен. В нем было столько увлекательных занятий, столько вкусной еды, столько интересного. Как горько было видеть, как он разрушается сначала под русскими, потом под немцами! Изменения были заметны даже ребенку".Или вот ещё:
"Всюду судачили о том, где будет лучше, на немецкой или советской стороне. Одни говорили, что лучше будет под немцами, потому что это культурный, образованный и благородный народ".А советский народ - полная противоположность? Я правильно понимаю? Ну что ж... Зато немцы настолько культурны и благородны, что уничтожили 6 млн евреев.
"Первое замеченное мною изменение при русских: из дома исчезли няня и горничная. В коммунистической России все были равны. Мы теперь принадлежали к рабочему классу и должны были одинаково страдать, нищенствовать и голодать. Какая уж тут прислуга!"Я и не знала, что в СССР все голодали и нищенствовали. Моя бабушка, ровесница автора этой книги, рассказывала вещи прямо противоположные, и не верить ей у меня оснований нет.
"Все должны были работать, потому что иначе грозила высылка в Сибирь. <...> Отец все время боялся, что нашу неработающую маму отправят в ссылку. Да, она не могла работать, потому что сидела с двумя маленькими детьми, но русские не всегда дружили с логикой".Странно. Ведь автор, так хорошо зная историю СССР, должна знать и то, что с первых дней существования Союза женщинам был положен декретный отпуск, а так же уделялось огромное внимание развитию сети яслей и детских садов.
Еще автор апеллирует такими понятиями как "первая советская оккупация" и "вторая советская оккупация". Вторая советская оккупация Львова - это так автор называет освобождение города (и выживших прячущихся евреев) Красной Армией. Исторически этот момент можно и так назвать, но вы, люди, ждущие последнего часа в подземелье, окруженные немцами, крысами и плесенью, вы освобождения ждёте или советской оккупации? Понятно, что у главной героини и ее семьи затаилась глубокая обида на коммунистов за отнятые миллионы, но странно, что только на них. Что же касается немцев, уничтожающих евреев и заставивших семью писательницы жить в невыносимых условиях в канализации, то к ним у автора ненависти нет. Ни к немцам, ни к Германии. Парадокс какой-то! Автор только удивляется, как немцы могли такое творить, ведь они такие культурные и благородные. Для книги о Холокосте акценты как-то уж очень смещены. При прочтении книги всё вышеописанное как-то не хило смущало.
Что касается непосредственно рекламы (424 дня под землей, без света, с ограниченным запасом еды и воды, что бы выжить...), то заявленное в аннотации начинается только с 4-й главы (всего 10). Почти половину книги пришлось прочитать про плохих русских перед тем, как начались основные события. Но и здесь не всё в порядке. Очень много повторений одного и того же, много противоречий. Например, автор пишет:
"... остальные трое тихонько выскользнули из бункера, пока все спали. Больше мы о них никогда не слышали".А уже в следующем абзаце:
"... пришедший вскоре Соха сказал нам, что трое мужчин были убиты при попытке выбраться из канализационного колодца..."Так же возникает вопрос, откуда у отца семейства такие большие деньги (которых хватило оплачивать расходы на содержание аж до конца войны), если автор уже указывала, что русские у них всё отняли, и семья вынуждена была нищенствовать и голодать?
Честно, я не ожидала, что подобная книга мне не понравится. Тема настолько животрепещущая, актуальная и действительно важная. Но как есть, так есть. По-другому я не могу сказать.39897
Аноним4 марта 2018 г.Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир.Читать далее
Kto ratuje jedno zycie – ratuje caly swiat.К моменту знакомства с историей Кристины Хигер мне казалось, что самые страшные воспоминания людей, переживших еврейскую бойню, устроенную нацистами, я уже прочитала. К примеру, девичий дневник Элен Берр поселил в моём сердце щемящую тоску, рассказав о страшном для французских евреев времени фашистской оккупации; подлинная история Марии Рольникайте позволила воссоздать в моём воображении уклад «жизни» заключённых в лагерях смерти; дневниковые записи Анны Франк поведали о добровольном заточении нескольких еврейских семей, мечтающих пережить войну. Однако вряд ли какая из всех прочитанных мной историй по ужасу может сравниться с воспоминаниями К. Хигер, оценить которые с точки зрения литературных канонов не представляется возможным, поэтому я поделюсь лишь толикой своих мыслей, вызванных в первую очередь эмоциями.
Кто расскажет нашу историю, если не я? Кто её помнит, кроме меня? Ведь если история нашей жизни в канализационных тоннелях уйдёт в небытие вместе со мной, следующим поколениям людей будет гораздо проще заявлять, что Холокост – просто миф, что ничего этого не было.Книгу условно можно разделить на три части. В первой – автор рассказывает о своём счастливом безмятежном детстве в г. Львове (Польша) в шикарной квартире по ул. Коперника, 12. Прогулки с родителями и няней, игры с красивым кукольным домиком, рождение брата, появление симпатичного щеночка – всё это составляло жизнь маленькой Кристины. Вторая часть повествует о переезде семьи Хигер в гетто, вследствие которого родители лишились имущества и работы, приносящей хорошие деньги. В третьей – писательница делится воспоминаниями о 14-месячном пребывании во львовской канализации 21 человека, ведущих борьбу с голодом, холодом, болезнями, а также ненавистью друг к другу.
Нас всех по очереди унесут мутные воды, погубит дизентерия или что-нибудь ещё. Мы были не в убежище, а в ловушке, осознала вдруг я, и единственное спасение для нас – смерть. Это был не столько фатализм, сколько реализм, потому что даже в 7 лет я была в состоянии понять, в каком жутком положении мы оказались.Читая воспоминания о тех страшных днях, меня ни на секунду не покидала мысль о мужестве и изобретательности отца семейства. В любой (даже самой, казалось бы, безнадёжной) ситуации Игнаций Хигер находил запасный выход, через который успешно проводил жену, двух своих маленьких детей и себя самого. Чего только стоила его бесконечная борьба с невозмутимыми и изобретательными крысами, по праву считающими себя властелинами львовских подземелий!
Спасти хлеб не удавалось, пока папа не смастерил что-то вроде хлебницы, которая подвешивалась под потолком. Больше всех это приспособление порадовало нас с Павлом, потому что мы обожали следить за попытками крыс добраться до хлебницы. Это было наше любимое развлечение.Безусловно, у маленькой девочки в зелёном свитере – рассказчицы этой страшной истории – почти не было детства. С момента оккупации Львова фашистами Кристине Хигер была поручена забота о младшем брате, которому не было и четырёх лет. Уже в таком малом возрасте дети научились самому важному – ждать родителей МОЛЧА, чтобы ни случилось. По моему личному мнению (кстати, автор думает также), жизнь в канализации была не так страшна, как дни, проведённые братом и сестрой в гетто, когда отец запирал детей в узких тёмных тайниках, в которых им приходилось проводить в одиночестве более 12 часов. Уму непостижимо, что подобное испытание проходили дошкольники!
Пожалуй, после всего пережитого в гетто семье Хигер оставалось лишь уповать на чудо. Поэтому канализационные трубы Львова являлись истинным спасением для тех, кто решился совершить побег перед ликвидацией гетто. Меня поразила и стойкость, с которой люди решали самые сложные задачи, и непоколебимая вера в светлое будущее, и жадное желание жить. Это достойно уважения, правда.
Парадоксально, но факт: мы никогда так не смеялись, как во время наших комических представлений в подземелье! Не потому ли, что контраст между счастьем и горем был так велик, что мы хватались за любую возможность продлить и усилить чувство радости?..(Источник фотографии находится здесь)
373,7K
Аноним14 июня 2015 г.Читать далееИстория удивительного спасения польских евреев во время оккупации Львова.
Подобные книги морально всегда очень тяжелы. По понятным причинам. Но читать нужно, чтобы знать, чтобы не забывать, чтобы не повторились вновь те ужасы.
В попытке спастись от неминуемой гибели от рук нацистов, группа польских евреев в количестве 21 человека находит убежище в канализационных сетях Львова.
Главными действующими лицами является семья Хигер: отец и мать, и их дети, 7-летняя Кристина (автор книги) и 3-летний Павел.
Из того, что особенно задело.
Явная критика и ненависть к Советскому союзу и русским. Как было плохо во время советской оккупации, и до оккупации нацистами и после. Задевает мои патриотические чувства, но, из песни слов не выкинешь. Воспринимаю текст как есть. В российской истории тоже есть позорные страницы. Впрочем, у какой страны их нет. Но это не умаляет подвига советского народа в Великой отечественной войне.Русские не всегда дружили с логикой.
Русские придавали особое значение физкультуре и спорту, и его пост в клубе считался должностью весьма важной.
русские объявили, что нормироваться будет распределение не только продуктов питания, но и жилплощади. На каждого человека был установлен лимит, составляющий 7 кв. м, т. е. нашей семье из четырех человек полагалось всего 28 кв. м жилья.
Жадничать было нельзя, ведь в коммунистической России все нужно было делить поровну.
Уже не раз слышала, что к евреям особенно жестоки были не столько нацисты, сколько коренное население оккупируемых территорий. Латыши, украинцы... Здесь это тоже упомянуто. Украинские дети безжалостно избивали евреев ещё до того, как нацисты оккупировали территорию. Уж если дети были так непримиримо настроены, стоит ли говорить о взрослых? Страшно. Действительно страшно, когда в детях живёт такая ненависть, жестокость, непримиримость.
Украинцы издавна ненавидели евреев. Русские ненавидели всех, кто был просто богаче или относился к высшим классам. Что было хуже, неизвестно, хотя хватило бы и чего-нибудь одного.
29 июня 1941 года, когда в город вошли подразделения вермахта, паника охватила весь город. Пакт о ненападении был нарушен. Русские ушли. Евреи боялись выходить из своих домов. А на улицах плясали ликующие украинцы. Дело в том, что немцы пообещали украинцам «Свободную Украину», и те встречали своих избавителей цветами.
Улыбнуло :)
Евреи такие евреи (без обид)В тщетной надежде в один прекрасный день, может быть, после войны, получить его обратно, он поставил на него штампик – ИГНАЦИЙ ХИГЕР. Папа всегда планировал все далеко вперед и думал о том, что будет после войны. Он никогда не терял надежды на лучшее и поэтому на все наши вещи ставил это клеймо.
Перед уходом из дома отец составил перечень всего, что у нас забрали немцы. Он написал, кто из них взял какой предмет, и указал, где на этих вещах он поставил свой штампик. Кроме того, он записал имена наших друзей-поляков, забравших из квартиры остальное. Мы были готовы…
Не совсем поняла, почему не опубликовали дневник самого Хигера. Кристина много раз упоминает этот дневник и цитирует, почему бы не опубликовать в дополнение к её воспоминаниям выдержки из дневника?
Кристина рассказала Metro свою душераздирающую историю.
В 1943 году группа польских евреев нашла убежище в канализации оккупированного нацистами Львова. 8-летняя Кристина Хигер была одной из них. Ее история легла в основу сюжета номинируемого на “Оскар” фильма “Во мраке” (другое название “Укрытые”).Драма о событиях холокоста “Во мраке” номинирована на лучший иностранный фильм на церемонии “Оскар” от Польши в этом году. Фильм рассказывает историю польских евреев, нашедших убежище в канализационной системе в оккупированном нацистами Львове. Единственной свидетельницей этого события осталась только Кристина Хигер. Сейчас ей 76 лет. Недавно опубликованные мемуары “Девушка в зеленом свитере” стали бестселлером в Польше. Кристина поведала Metro свои воспоминания о холокосте.
Вам было всего лишь 8 лет, когда 14 месяцев вы прятались от немцев в канализации. Что было хуже всего: зловоние, опасность утонуть, крысы?
Очень трудно выбрать одно. Все это было самым жутким в моей жизни.
Вы описали свои детские воспоминания в книге “Девушка в зеленом свитере”. Что случилось со свитером?
Мой свитер был со мной много лет. В конце концов я решила отдать его в Мемориальный музей холокоста в Вашингтоне. Они отреставрировали его, и он хранится для будущих выставок. Он уже выставлялся в музеях США.
Вы пишете о поляке, который помогал вам выжить в канализации. Это значит, что не всех поляков считали антисемитами?
Ответ нет. Леопольд Соха был, к сожалению, одним из немногих поляков, которые подвергали себя и свою семью большой опасности. Надо сказать, что он сначала брал с нас ювелирные украшения, но, когда они закончились, он продолжал нам помогать. Я очень благодарна ему за это, потому что он спас мою семью. Каждый год в день памяти жертв холокоста я ставлю за него свечу и молюсь за его душу.
Сотни людей обитали в канализации. Как получилось, что выжили только 10 человек?
Не слишком много людей могли выдержать ужасную обстановку канализации; Соха не мог позаботиться обо всех. Это был его выбор помогать нам. Те, кто не выдержал жутких условий и вышел на улицу, были убиты нацистами. Некоторые утонули в канализации, совершили самоубийство, заболели и умерли.
Как вам фильм Агнешки Холланд “Во мраке”, который рассказывает историю вашего выживания? Какие чувства он у вас вызвал?
Мне неприятно думать о том, что напоминает мне те дни в гетто и канализации. Это очень болезненно, и я не хочу возвращаться к тем воспоминаниям. Но я заставляю себя говорить о них, потому что я понимаю, что эта история может повториться. Я должна говорить и писать об этом для будущих поколений, чтобы история не была забыта. Картина Агнешки настолько реалистична, что я, как и многие люди в зале, дрожала и плакала весь фильм.
Агнешка Холланд встретилась с вами после завершения картины. Почему вы решили связаться с ней?
Это была очень эмоциональная и полезная встреча. Она сделала фильм, основанный на моей невероятной, но правдивой истории, поэтому я не могла отказаться от встречи с ней. Я была счастлива встретиться с Агнешкой, чтобы поблагодарить ее за тяжелую работу, невероятное мужество и упорство. Она работала несмотря на многие обстоятельства, которые препятствовали в создании такого трудного фильма, так как некоторые люди до сих пор отрицают существование холокоста.
Солнечный ли был день, когда вы вышли из канализации? Было приятно или, наоборот, больно?
Я не помню, был ли это солнечный день, мы вышли в маленький двор. Я помню, что солнечный свет ослепил нас, но атмосфера была ликующей. Только мой маленький 4-летний брат хотел вернуться. Спустя 14 месяцев канализация стала домом для маленького мальчика.
Биография: Кристина Хигер родилась 28 октября 1935 г. во Львове. Что она делала после войны? Кристина переехала из Польши в Израиль в 1957 г.; в 1968-м уехала в США и работала стоматологом в Нью-Йорке. Она на пенсии и живет со своим мужем Марьяном, который тоже выжил в польском гетто. О чем фильм “Во мраке”: Работник коллектора и вор Леопольд Соха находит группу евреев, скрывающихся при ликвидации львовского гетто. Он укрывает их за деньги в канализации. То, что началось как циничная сделка, превращается в дружбу между ним и евреями.
341,5K