
Ваша оценкаРецензии
Аноним26 ноября 2021 г.Читать далееМаленькая, но емкая книга про жизнь несчастной женщины средних лет, которая несколько раз принимала решения скоропалительно, не обдумав как следует, а потом что-то менять было уже поздно и приходилось с этим жить. Этакая "Госпожа Бовари" на современный лад.
В юности богатый бойфренд предпочел Маргарете наследницу своего круга, и как бы она себя не утешала, что это брак не по любви, а по расчету, что вышло, то вышло. Сама же она вскорости выскочила замуж за одноногого ветерана войны, живущего в небольшом провинциальном городке с мамой. Вышло так, что свекровь ей понравилась даже больше будущего мужа. Они жили ровно в браке, родилась дочь, к которой Маргарета не испытывала особой любви. Материнский инстинкт не проснулся с первых дней, дочерью она особо не занималась. Жила обычной для миллионов жизнью: работала, приходила домой, играла с семьей в настольные игры (хозяйством в основном занималась свекровь), выпивала с мужем перед сном и медленно, но верно ехала кукухой.
Встряхнул ее роман с женатым мужчиной из мира театра. Его жена владела булочной и была очень прагматичной, была в курсе того, что муж ходок, и спокойно к этому относилась. А Маргарета придумала себе безумную любовь и в ее голове родился план сбежать вдвоем с любовником в Венецию, оставив мужу прощальное письмо. Естественно, ничего из этого не вышло, она впустую прождала несколько часов в условном месте. Муж тем временем успел письмо прочитать и навсегда изменить к ней отношение (тут прям очень явно пахнуло "Горькой луной").
И тут внезапно оказалось, что дочка связалась с неподходящим мужчиной, взрослым и с плохой репутацией. На мать и ее нотации плевала с высокой колокольни, и вообще, ей скоро восемнадцать, иди-ка ты, мама, своей жизнью займись. В принципе, ожидаемо, что ребенок, на которого забивали, живя своими страстями, ни в грош не ставит мнение родителей. Мать можно понять, ей хотелось контроля над будущим хотя бы своего ребенка, но тогда следовало заниматься дочерью с детства, а не спохватываться в семнадцать лет.
Интрига романа держалась на том, кто же сбитый насмерть мужчина из аннотации. Был ли это муж героини? Любовник? Первая любовь? Или кто-то еще. Ответ на последних страницах. Книга небольшая, читается быстро, посыл ясен, но чего-то мне не хватило.
73612
Аноним24 мая 2024 г.ТОП не ТОП... Но кое-что интересное есть)
"... я помню счастье, но уже не знаю, как оно выглядело."Читать далееЭта книга подана издательством как "Топ-100 немецких книг XX века", но на самом деле ничего такого выдающегося в ней нет. Возможно, в Германии она либо популярна, либо большие тиражи.
Книга рассказывает о судьбе одной девушки с её подросткового возраста до уже взрослой замужней дамы с дочерью. Параллельно же идёт история об аварии, где погиб мужчина, и оказалось, что это была не случайность.
И получается, что история Маргариты (предательство возлюбленного, затем девушка на зло выходит замуж, её семейная жизнь, измены и так далее) пересекается с аварией.
Только к концу становится понятно, кто же из мужчин погиб. Кстати, этот момент очень интересный. Всю книгу гадала кто он: сначала думала, что тот предатель возлюбленный, затем муж, но там вообще другой окажется.
Получается немного детектив, семейная драма, личная драма героини о её неудавшейся жизни.
Но в целом во всех проблемах Маргарита виновата сама. Никто её не заставляли выходить замуж. Девушка сама рванула под венец, чтобы отомстить бывшему. Да и дальнейшее тоже от неё зависело.
°°°
Итого: история жизни женщины с её проблемами, страхами, любовью, но и, конечно, ошибками. Скорее всего книга будет понятна уже взрослым. Просто подростки не успели ещё столько натворить, чтобы сочувствовать героям.
С одной стороны, книга не тянет, конечно, на шедевр, но с другой, она маленькая и вполне подойдёт для чтения на вечер для любителей романов о женских судьбах и семейных тайнах.
Понравилась ли мне книга? Не могу сказать точно да. Детективная линия мне зашла, остальное на любителя.55282
Аноним8 февраля 2022 г.Заблуждаться на свой счет
Читать далееТак странно заблуждаться на свой счет.
Считать себя человеком здравым, уравновешенным, спокойным. А потом оказывается, что ни разу не здравый, вовсе не уравновешенный и уж точно не спокойный.
Или решишь для себя что-то такое важное. Определить судьбу – брак, ребенок, служба с 9 до 5. А потом перевернуть всё с ног на голову, понять, что можешь отказаться от всего раз и навсегда. Обнаружить, что ничего не решено и не определено, и нужное, важное – иное, другое, чужое…
Так странно ошибаться в себе самом.«Он знал, что бывает правда, которая живет всего несколько часов, которая способна существовать лишь ночью, а при свете дня мы не только раскаиваемся, но и перестаем понимать ее…»
«Госпожа Сарторис» - немецкая госпожа мадам Бовари. История о том, что правда может быть разной.
В одном маленьком немецком городке в семье очень скромного достатка росла девочка весьма больших талантов. К сожалению, финансовых возможностей для получения высшего образования у нее не было, а потому она рано пошла работать, не позволяла себе думать о каких-то амбициозных целях и тщеславных планах. Очень рассудительная и здраво мыслящая девушка. Но… Не всегда жизнь складывается как того хочется. Обычно с точностью до наоборот.
«Эрнст меня не простил. Да и почему он должен был это сделать, если я не собиралась каяться. Я достигла самого дна, дошла до края, перестала быть собой и опустилась так низко, что даже не могла уже сказать: мне очень жаль, что так получилось. Эрнст приходил домой и видел жену, совершенно раздавленную из-за другого мужчины: с чего ему было меня прощать?»
Я не ничего не знала ни об авторе, ни о романе. Я решила прочесть эту книгу именно потому что «современная немецкая проза», а мне сейчас интересно все немецкое. А еще обложка зацепила. Я смотрела на профиль молодой женщины, но чувствовала взгляд, и взгляд этот прошивал меня насквозь. Я не ошиблась, эта книга от начала и до конца моя. И дело не в голых фактах (но и в них тоже). Дело в каком-то упрямом восприятии мира. Не смотря на факты, на щелчки по лбу, предательство, несмотря ни на что. Самое удивительное для меня было то, что она продолжала жить. Госпожа Сарторис продолжала жить. Какая витальная сила была во всех её словах… даже сказанных «с самого дна».
«Я не чувствовала себя униженной, скорее опустошенной, сделанной из бумаги или тонкой материи»
Эта книга – классический пример истории от первого лица, разве что время от времени строгая хронология событий перемеживается с описанием пугающего преступления в настоящем. Подробностей почти нет, и мне как читателю можно только гадать – кто это? Почему? Что случилось? Что должно было случиться, чтобы дойти до этой черты? Эти вопросы держат интерес прочно. И легкий, простой, в меру напряженный ритм повествования уносит за собой и удерживает внимание до последней страницы. Финал – полная для меня неожиданность. И такой писательский ход оправдан. Ведь правда бывает разной, почему бы не такой? (хотя признаюсь, принять такой ход вещей трудно, хочется обвинить писательницу в надуманности и неестественности).
Слова «мне понравилось» здесь бесконечно неуместны. Я под большим впечатлением. Я чувствую себя как человек, который выслушал чужую исповедь. Как тот, кто может понять эту исповедь и эти чувства. И да, госпожа Сарторис - аллюзия на «Мадам Бовари» Флобера. Но лично мне Шмиттер понравилась в разы больше. Бовари размазня и тряпка. Сарторис… нет. Точно нет.
Рекомендую. Особенно, если вам 35+. Некоторые вещи, можно понять только с неким жизненным багажом в анамнезе.
392,1K
Аноним21 декабря 2021 г.«Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает…»
Читать далееЖенщина на обложке показалась мне совершенно не соответствующей тому характеру, который описан в книге. Остается только гадать, чем руководствовался оформитель, выбрав ее. Может быть, он и вовсе не читал книгу, а просто полистал дамские журналы 60-х, чтобы вжиться в образ? В любом случае книга оказалась более сложной и наполненной, чем это можно было предполагать, глядя на обложку.
Э. Шмиттер рассказала о личной драме Маргариты Сарторис, но многие женщины легко могут узнать в ней и свою собственную историю, в которой сплелись и пережитое в юности предательство, и не очень удачное замужество, и жажда любви, и желание защитить своего ребенка от любовных невзгод. Эта печальная в своей обыденности история - о том, как неспособность смириться с неудачей первой любви исказила, деформировала последующую жизнь героини и, в конечном итоге, привела ее к преступлению. Читая, я думала, что после романтического увлечения юности, окончившегося, как ей казалось, крахом, она не жила, а все время компенсировала, залечивала свою жизненную рану, не стремясь ценить мелкие радости бытия и по-прежнему ожидая своего «звездного часа». И ее любовная связь, завершившаяся, в общем, тем же, – все та же погоня за любовью, стремление стереть факт предательства из своей жизни. А стоит ли вообще в жизни делать ставку только на страстную любовь и думать, что жизнь обязана тебе ее дать? Вот так и вышло, что чтó бы ни дала госпоже Сарторис жизнь, она не считала это достойным себя, ей всегда хотелось «иного царства».
Полкниги я почему-то думала, что сбитый мужчина – это первая любовь Маргариты, и судьба предоставила ей случай отомстить ему за свой нервный срыв, за не очень удавшуюся жизнь, за обиду. Но все оказалось чуть сложнее, и автор аккуратно подвела нас к переживаемому героиней переносу: свою затаившуюся, неотреагированную ярость она переносит на взрослого любовника дочери, стремясь и отомстить всем мужчинам сразу за всех поруганных женщин, и защитить дочь от любовных разочарований, и закрыть собственный юношеский гештальт, в котором она оказалась брошенной и уязвленной.
Героиня вряд ли вызовет у читателей положительные эмоции, но, несомненно, пробудит понимание и сочувствие. Ее не оправдываешь, но понимаешь, и в каком-то смысле становишься на ее сторону. В этом плане книга очень немецкая, рассудочная, рациональная, рассудительная. И сама ее стилистика – тоже: четкая, размеренная, стремящаяся к однозначности. Это дебютная книга автора, но хочется, чтобы были и новые книги, это однозначно писатель, которого я готова читать еще.
Я совершенно уверена, что никогда, ни при каких обстоятельствах не стоит делать что-то нелепое со своей жизнью, чтобы поступить кому-то назло, вызвать ревность или отомстить. И если бы героиня Э. Шмиттер не вышла замуж за Эрнста, она, вероятно, не хлебнула бы свои тридцать три несчастья. Но тогда не было бы и этой книги.
38429
Аноним21 января 2022 г.Читать далееНе большой роман, с большой драмой внутри.
Госпожа Сарторис, обычная женщина которая в силу определенных обстоятельств вспоминает свою жизнь, которой она не совсем довольна. Могла быть женой богатого жениха, а стала женой ветерана. Могла с любовником сбежать ото всех и начать новую жизнь, но тот предпочёл жену. А тут ещё известие в газете, об автодорожной аварии, в которой погиб человек, пока ещё мы не знаем кто это, но мы прекрасно понимаем, что в жизни Маргарет этот человек сыграл не совсем последнюю роль. И так бы и осталась книга о скучных писькостраданиях женщины из толпы, рутинная жизнь которой абсолютно похожа на миллионы других.
Если бы у Маргариты не было дочки, которая преподнесла в ее жизнь огонька (назовём это так).
Дочь свою она не то чтобы не любила, но родила не потому что мечтала о детях, а потому что так надо люди встречаются, люди влюбляются, женятся, дети квартира, что там ещё на холодильник с телевизором нужно подкопить. И не то чтобы Маргарита не участвовала в воспитании дочери, нет там и музыка была и танцы и ещё какие то настольные игры по вечерам, ну то есть все по сценарию так правильно, так делают, так надо. А то что ребёнок, это человек которому нужно уделять время и внимание, а воспитание не ограничивается вождением в кружки и покупкой нового платья, об этом Маргарита не то чтобы забыла, из за своей любовной интрижки, она, по ходу, вообще об этом не знала. Она обычная тетка, которая в хорошем сексе с мужиком видит свет в конце всех туннелей. Она тупо считает, что она может изменить мужика и что ради неё то он сможет бросить свою жену и они начнут вести распрекрасную жизнь, а ребёнок все поймёт, чай не маленький. Ну чай не чай, каждый живет своей жизнью, каждого интересует только он сам, а я уже по ходу чтения мечтаю когда эта тягомотина закончится. Но тут наступает та самая драма, которая встряхивает это унылое повествование.
Дочь выросла ещё не очень сильно, но вроде как почти совершеннолетняя, наверное, даже и паспорт есть и вот однажды мамка, любящая заливать свои страдашки алкоголем в баре, встречает там свою дочуру с самцом старше дочери лет этак на 15, а то и больше. Они Маргарет не видят, а она за ними спокойно наблюдает. И как они пьют алкоголь и как облизывают друг друга. Ну выводы делаются быстро сами собой.
И вот Маргарет совершает некие воспитательные потуги, потому что вспоминает онажемать в конце концов. И все мимо. И хочется ей напомнить, а точнее спросить ну а где же она была раньше, где? Но не будем забывать, что эта та самая баба которая верит, что ради неё мужик уйдёт из семьи, поэтому она естественно верит, что ребёнка можно перевоспитать, когда он уже вполне себе сложившаяся личность.
Обидно за Даниелу (дочку), а вот мамку ее понять, наверное, можно, простить не то чтобы нельзя, а вот не хочется.
На мой взгляд книга обрывается на самом интересном месте. Ну то есть читателю все понятно, никаких вопросов не остаётся, кроме одного, ради чего написана книга? Посочувствовать таким госпожам? Пожалеть их деток? Задать откровенный вопрос себе, насколько моя жизнь похожа или нет на жизнь героини? Чего то этой книге явно не хватает, но даже сложно обьяснить чего именно.Содержит спойлеры37560
Аноним14 июня 2020 г.Читать далееНемного необычная книга. Начала читать и сначала не понимала, что происходит. Весь сюжет складывается к концу книги. Из аннотации верно только "Поздно вечером на безлюдной улице машина насмерть сбивает человека. Водитель скрывается под проливным дождем. Маргарита Сарторис узнает об этом из газет." последнее предложение не правильное. Ничего ей не напоминает. Она вспоминает прошлое, но мужчину сбили в настоящем. Неоднозначная история, неоднозначные герои, но живые, наверно, поэтому и немного раздражают, что живые.
291K
Аноним24 ноября 2020 г.Читать далее«Я помню счастье, но уже не знаю, как оно выглядело»
Я все больше восхищаюсь теми, кто выражает все важные идеи книги, не размазывая на сотни страниц. Этот небольшой роман уместил в себе значительную часть жизни одной женщины.
Ее жизнь трудно назвать счастливой. Она все время выбирает не тех мужчин. Сначала в силу юного возраста, потом желая отомстить и в третий раз, снова, на те же грабли.
Трагедию в любви переживает сложно. Нервные срывы, лечение, алкоголь… И быть может, все сложилось бы иначе, попадись на ее пути именно тот мужчина. Но, увы…
На почве душевных терзаний родителей, очень часто страдают дети. Пропасть в близости растет все больше и в какой-то момент можно просто потерять своего ребенка. А вернуть доверие или что-то исправить будет очень тяжело.
История женщины, несчастной любви, преступления, страданий, разбитой семьи, измены. И не видать счастливого разрешения всего произошедшего. А ведь многие живут так, как она. Но страдает в итоге гораздо больше людей.
Получилось жизненно и грустно.
Неожиданно поняла, что я мало читала немецких авторов. Но есть в их книгах что-то общее – лаконичность, сдержанность или мне попадались такие.
25515
Аноним10 января 2022 г.Еще одна из Бавари
Читать далееАвтор пытался уложить Бавари в объем мини-романа, почти поверила ему (проказник).
Меня ждал параллельный сюжет (гадай что хочет автор в первых двух страницах), история в духе Отчаянных домохозяек, стиль 50-60х, ну и постельные сцены.
Все это меня не затянуло. Я уже и не помню почему я хотела эту муть прочитать, но вот прочитала, сама в шоке от себя.
Если бы я могла встретить автора и сказать ему лично, то сказала бы:
"Уважаемый, вы зачем это все написали? Кому нужна любовная история с любовником? Что за секс ради секса и с чего Вы решили, что женщины так думают?"
Германия, любовники - все в рамках шаблона.
История такая тривиальная, что просто мрак. Брошенные дети, недолюбленные жены, обманутые мужья и поверх этого свекрови, живущие в своем мире на правах обслуги (фактически фон). Что-то грустно от таких мне книг, которые не ума и не для сердца. Забыть хочется в общем...21264
Аноним22 апреля 2021 г.Интригующе, реально и трогательно
Читать далееВ целом это сверхконцентрированный, прекрасно написанный роман.
Эльке Шмиттер выделила себе 160 страниц, чтобы рассказать всю историю женщины средних лет и из-за этого не расстекается словом по бумаге, но и не торопится. Скорее это идеальный темп, как и подобает истории женщины, изо всех сил пытающейся изменить свою жизнь, поскольку она верит в идею о том, что новый роман и его неопределенности предпочтительнее безопасного, но скучного брака.
Она идеализирует первого мужчину - того, кто сбежал - и думает, что ее новое увлечение - это шанс вернуть его и вырваться из надоевшего брака.Отличное чтение. Это та книга, которую смакуешь.
Об исполнителе:
У Натальи Беляевой очень нежный, проникновенный, можно сказать совершенный голос и мастерство настоящего артиста от звука. При этом чувствуется, что с каждой озвученной книгой она растёт как исполнитель. Наталья очень ответственно подходит к работе и всегда прибегает к редактуре и как результат никакого брака в её работах нет. Озвучено прекрасно, качество звука отличное. Немного музыки в начале и конце книги.
Её голос был чисто лечебным бальзам для моих исстрадавшихся (от визгов Яблонской) ушей.14453
Аноним14 октября 2020 г.Материнская любовь
Читать далееКнига Эльке Шмиттер — тот самый случай, когда в малом количестве страниц удаётся выразить так много. Поневоле вспоминается заезженное ''краткость — сестра таланта''. Для ''Госпожи Сарторис'' это действительно справедливо.
Меня как-то проняла эта короткая история. На первый взгляд в книге ничего не происходит. Среднестатистическая женщина живёт обычной жизнью. У неё сложные отношения с дочерью, она не любит мужа и явно страдает от психического расстройства и алкогольной зависимости. Ничего необычного. Таких женщин тысячи и, возможно, одна из них живёт с вами в одной квартире. Или, может быть, это вы сами. Кто знает?
Я не знаю, какой ''Топ-100 немецких книг ХХ века'' имело ввиду издательство, когда помещало замечание о нем на обложку книги, но этот роман определённо достоин входить в этот список. (Если кто-то знает, о каком рейтинге идёт речь, сообщите мне!) Она рассказывает нам о том, как сложно принять и понять себя. Рассказывает об извечном конфликте поколений, о любви и безразличии, о предательстве и прощении.
Кроме всего прочего, книга просто хорошо написана. Чтобы понять важное, не приходится продираться через пространные страдания персонажей и громоздкие описания. Изящная, лаконичная вещь — вот что я подумала, дочитав её.
Очень советую к прочтению!14583