
Ваша оценкаРецензии
CoffeeT27 июня 2014 г.Читать далееКак давно я бяки-гадости не писал о книжках. Очень некстати, конечно, что негатив скопился после прочтения книги любимого издателя, но что делать. Кто-то же должен. Был забить этот чертов гол.
Кстати, весьма символично, что чтение «Недели в декабре» пришлось на время феерически карнавальной игры сборной России по футболу. Книга и телевизор словно устроили соревнование, кто из них меня больше утомит, расстроит и заставит в страшных объемах фрустрировать. Получалось у обоих в равной мере: в то время как Игорь Акинфеев не справлялся и не доставал, Фолкс погружал меня в какой-то очень неинтересный мир с очень неинтересными и несимпатичными героями. Очень закономерно, что агония наших футболистов подошла к концу в тот же вечер, что и «Неделя в декабре».
В принципе, сам зачин у Фолкса довольно таки любопытный, в духе классической литературы давнишних лет. Как написали бы критики "автор попытался создать масштабное полотно поликультурного Лондона" или, например, "Фолкс вскрывает перед читателями все язвы социальной стратификации". На самом же деле у нас очень длинное и местами спазматическое (это когда Фолкс ударяется в детали) произведение почти ни о чем. Кто-то из критиков увидел в таком подходе Теккерея, а сам скромняга автор назвал «Неделю в декабре» очень «диккенсовской». Сравнение, конечно, очень характерное для маркетологов, у которых в памятке наверняка написано «если в книге больше 600 страниц, 8 центральных персонажей, а сама книга безнадежно скучная и клонит читателя ко сну, то нужно сравнить автора с Диккенсом или Теккереем». И сделайте еще поправку, что классики писать все-таки умели хорошо, а наш – какой-то робкий и тусклый. Неинтересный, в общем.
Кстати, небольшое отступление про проклятия и карму. Перед тем, как написать «Неделю в декабре» Себастьян Фолкс написал роман про Джеймса Бонда. Того самого, который любит водку с мартини и не попал бы в офсайд. То есть, перефразируя, продал свою душу и дар за бумажки с лицом Королевы. Диме Глуховскому, кстати, парня на карандаш - в Лондоне же тоже есть метрополитен.
Что еще добавить? В произведении целая куча героев. Заметьте, кстати, что «куча» - слово, которое имеет устойчивую коннотацию с одной субстанцией, что, конкретно в данном случае, вполне имеет место быть. Ну да ладно. Вся эта куча, вместо того, чтобы весело шкворчать и манить читателя запахами, скорбно побулькивает, изредка балуя чем-то не очень существенным. И как же все медленно, как же все долго. Вечное адажио. И самое плохое, что в конце нет никаких приятностей – ты вроде бы и сыт (по горло), но не помнишь что ел. И это, наверное, худшее, что можно сказать о любом литературном произведении.
И еще – если вы думаете, что дочитав эту книгу, вы испытаете те классные ощущения, которые возникают после покорения 600+страничных произведений, то нет, даже тут Фолкс не сдюжил. Просто хочется поплотнее укататься в шарф и долго ходить по опавшим листья. И чтобы дождик моросил. И маленький золотистый ретривер шел и поскуливал рядом.
И никогда, слышите, никогда не слышать этот алжирский смех.
Ваш CoffeeT
841,3K
bookeanarium27 декабря 2013 г.Читать далееВот он, мужской роман о предновогоднем времени. Здесь никаких бантиков и цветочков, из чувств – только чувство долга, да периодическое ощущение голода. Декабрь, Лондон, несколько разрозненных историй, которые происходят в одно и то же время бок о бок, такая схема повествования чем-то похожа на британский фильм «Реальная любовь», только фоном не симпатичные девушки, а хедж-фонды, тонкости финансовых махинаций, неприкаянные писатели и джихад. Да, вот так неожиданно: Лондон, Рождество, джихад.
О взрывах в людных местах и в праздничное время слышали все, а теперь об этом можно ещё и прочитать. Как организаторы дошли до жизни такой, какие цели преследуют и где прячутся. Безусловно, это не инструкция к применению, а только попытка понять, что происходит. Более того, ожидаемого теракта не произойдёт, автор выводит своих персонажей из «крутого пике», но это не столько рождественское чудо, сколько авторская манера: у него сюжет стоит на месте, как проржавевший танк. «Неделя в декабре» - это внушительного размера кирпич о европейской современности, где каждая глава – это день недели, а каждый герой что-то обозначает.
До последних страниц не покидает ощущение разрозненности историй и героев, а затем накрывает: это же просто стратегия. Тот самый тип компьютерных стратегических игр, когда нужно управлять некоторым ресурсом, преобразуя в преимущество над противником при помощи плана, разрабатываемого с учётом меняющейся обстановки. Обычными ресурсами в военных стратегиях являются войска, позиция или экономическая инфраструктура.
Себастьян Фолкс показывает нам персонажей в разных ролях: у одних есть желание воевать, другие занимают хорошее положение, третьи талантливы, четвёртые управляют денежными потоками. Выбрать свою роль в этом мире, наметить желаемый результат, составить план действий, настойчиво продвигаться к цели. Именно так выглядит и игра, и жизнь. У всех разные взгляды на жизнь, религию, политику, честность. Один сможет что-то изменить, для другого все останется как прежде. Это ведь не сказка, а просто еще одна декабрьская неделя для нескольких лондонских жителей.
"Мир не был ни честным, ни разумным, ни любящим. И потому, пребывая в нем, ты должен либо драться, подобно другим, либо попытаться найти и надежные объяснения его, и наилучший способ существования в нем".59373
Tanka-motanka31 декабря 2012 г.Читать далееНе то чтобы Теккерей, конечно. Вообще сравнивать современных писателей с классиками - ну странно, давайте откажемся от этой привычки. Фолкс со своей "Неделей в декабре" весьма хорош, разве этого недостаточно? Истории о лондонцах в условиях сурового декабря и всей этой разъедающей мозги мишурой, когда люди делают то, что должно - и при этом умудряются быть счастливыми. В общем, на самом деле, я совершенно не собираюсь писать рецензию про Фолкса, а про то, что это решительно важно - быть счастливым. Благодаря, вопреки или просто потому, что так получается.
Меньше несчастья, больше счастья и света - день уже удлинился, искать счастье станет полегче.28137
winpoo6 января 2016 г.Читать далееЭто был совершенно сознательный выбор, за эту книгу я «выходила» абсолютно по расчету. Уж очень мне хотелось повторения тех переживаний, которые всколыхнули во мне «Птицы…». Но – нет. Видимо, в одного автора, как в одну воду, нельзя войти дважды. Но… я хотя бы попыталась и теперь могу смело говорить: «Точно нельзя - испытано на себе».
Книга произвела на меня неоднозначное впечатление, хотя, вроде бы, в ней есть всё, что я ценю в литературе. Во-первых, здесь много биографических линий, и каждый герой не похож на остальных. Во-вторых, в книге много поведенческих моделей для анализа и/или идентификации, мне было интересно строить гипотезы, как события жизни персонажей будут развиваться дальше и как всё это в конце концов сольётся в единое целое. В-третьих, мне нравился писательский стиль – он, если так можно сказать, «абсолютно полноценный»: повествование «льётся» широким линейным потоком, даже когда описываемые события неоднозначны, и нет уже становящейся привычной глазу рваной «клипованности» текста. В-четвёртых, здесь всё вполне современно и актуально – за каждой сюжетной линией и героем стоит некая социальная, психологическая или культурная проблема, поэтому все вместе они образуют почти «общество в миниатюре». В-пятых, что приятно, здесь мало «литературной пульпы»: сюжеты информационно плотные, насыщенные, нет желания пропускать страницы, лишь бы следить за линией действия.
Несмотря на романную форму, текст до конца сохраняет ощущение маленьких рассказов, разрезанных на части, склеенных вперемешку и всё равно не образующих единого целого. В нём ничего не происходит сразу для всех персонажей, каждый эпизод продолжает жить своей жизнью до конца. И в каждом рассказе – своя автономная эмоция: фанатизма Хасана боишься и в его внезапное «просветление» не веришь; хищные замыслы Вилса, хотя и понимаешь, до конца не разделяешь, а его неспособность чувствовать себя по-мужски счастливым вне финансовых махинаций делает его образ холодным и враждебным; великовозрастный инфантилизм и заброшенность Финна, как ни странно, вызывают не сочувствие, а смутное отвращение и чувство отторжения; Ванесса с её отчужденностью от всего и вся вызывает неприязнь; а оголтелый цинизм и манипуляции Трантера заставляют почувствовать на своей шее «хищные челюсти века». Романтический интеллектуализм Габриэля и его сближение с простоватой и слегка выпрямленной Дженни, конечно, делают эту сюжетную линию наиболее выигрышной, но в целом книгу не спасают. Она остаётся фрагментарной, хотя, может, в этом и был замысел С.Фолкса – показать эту отчужденность всех от всего, состояние «одиночества в толпе». А сквозной персонаж – велосипедист с наушниками и выключенными фарами, заставляющий всех отпрыгивать в сторону, - остаётся семантически непонятным: почему толчок к инсайту должен быть именно таким – обезличенно-тёмным?
Поначалу кажется, что героев должна связать общая беда, которую несёт Хасан, и полкниги ты подсознательно ждёшь её, строишь предположения, как все они, такие разные, окажутся в одном времени и месте. Может быть, дело как раз в том, что ты слишком долго ждёшь этого смешения судеб и событий, а его так и не происходит, поэтому вместо катарсиса ты переживаешь лишь фрустрацию. А нужны ли читателю обломы? Я не уверена. Во всяком случае, я успела перегореть, и всё, что и так-то не особенно нравилось, начало просто раздражать.
Ещё одна моя читательская проблема оказалась в том, что никто из многочисленных персонажей не оказался для меня близким, ни в ком я не увидела себя, ничьи проблемы не были мне интересны. Они остались чужаками в моём ментальном поле, поэтому книга читалась отстранённо, как не имеющая ко мне отношения и не затрагивавшая никаких моих струн – ни сознательных, ни подсознательных.
Так что «Неделя в декабре» оказалась для меня хорошо написанной неинтересной книгой. «Только этого мало…».
27502
grumpy-coon19 февраля 2013 г.Читать далеетут, вероятнее всего, будут спойлеры, так что я предупредила.
Фолкс коварен, но "корпус" коварен вдвойне - это ж какая обложка! какое название! 700 страниц? - пренебречь, вальсируем! ну, в смысле, читаем, конечно. а ведь меня предупреждали, я ведь читала рецензии.
в общем, мистер фолкс с чувством, толком, расстановкой (700 страниц, чоп и не) рассказывает нам отяжелой судьбе русской интеллигенциипредрождественской неделе нескольких лондонских жителей, друг с другом абсолютно незнакомых, да и вообще из разных социальных слоёв и разных национальных представительств. ну, то есть вот вам, мол, мои маленькие любители викторианской англии - как оно сейчас у нас тут: истиных англичан по пальцам перечесть, да и занимаются они непойми чем - планируют обанкротить национальные банки (конспирология!), рассказывают про истиную литературу недалёким неценителям, перевирают латынь или выдают титулы за консервы. сдулся цвет нации, сжался вокруг обедов "для своих" и варится в своем соку. а в это время новое лицо англии - смуглое, с раскосыми глазами, творит её повседневность.
я до последнего была уверена, что главная замануха - бигбадабум - таки произойдет, и всё заверте... но нет, ни того, ни другого не произошло, голоса в голове - всего-лишь голоса, возвращайтесь к работе, завтра начнется новая неделя.
читать, если у вас есть много свободного времени(:24152
Imbir13 января 2013 г.Масштабность повествования, которую критики сравнивают с диккенсовской, сочетается в этом романе с блестящим юмором – в лучших английских традицияхЧитать далееиз аннотации.
Как же меня раздражают такие аннотации. Диккенсом тут и не пахнет. Юмор тоже замечен не был. В сухом остатке – длинные рассуждения, пессимистическое настроение, прописанные финансовые махинации, подготовка террористического акта, разбор присуждения литературных премий. Заявленная позиция, что не деньгах счастье – тоже банальна. До половины книги – сюжет не развивается, а просто стоит. А когда появится действие, и ты думаешь, ну вот, наконец – книга просто заканчивается.
23106
Inwardness14 декабря 2012 г.Читать далееКак же мне повезло, что я нашла эту книгу!!
Невероятно интересная, захватывающая. Безумно люблю именно такие произведения, которые берут в плен.
Казалось бы 10 жизней, 10 историй, которые ,действительно, забавным образом переплетаются. И в самом начале думала, что запутаюсь. Как же я ошибалась! В какой то момент просто понимаешь, что с диким интересом ждешь,что же будет дальше с каждым героем.
Для меня книга не несет в себе никакого глубокого смысла- того, после которого хочется записывать цитаты, и что-то обдумывать. Нет. Но именно "Неделя в декабре" подарила мне возможность почувствовать себя в роли режиссера: то и дело я ловила себя на мысли:"А как бы я сняла фильм, как бы я показала все то, что происходит в этой книге".
В самом начале эти 10 историй в одном мне напомнили фильм "Реальная любовь", но сходство лишь одно- несколько историй, которые происходят в одном месте в одно время. В остальном задумка Себастьяна Фолкса в другом, но не менее интересная и захватывающая.
В наше время, читая современников, большим и достижением является уже хотя бы то, когда не жалеешь потраченного на книгу времени. Вот с этим автор справился на твёрдую пятерку.2281
SvPlotnikova16 января 2020 г.Читать далееКнига о декабре, в которой нет почти ничего про декабрь.
По сути, книга просто рассказывает об обычных людях, живущих в Лондоне, в такой-то год, в декабре. С ними приключаются всевозможные ситуации, из которых нужно выпутываться. А ещё книга про отчаянное одиночество. Кто-то тихо сходит от него с ума, кто-то пытается город взорвать - короче, каждый переживает его, как может.Роман состоит из историй этих самых разных людей. Между собой герои связаны ну очень косвенно, так что аннотация, обещающая, что их "судьбы причудливым образом переплетаются", немного привирает.
Ещё аннотация обещает нам дать "широкую панораму современной лондонской жизни". И если это так, как показано в книге, то современная лондонская жизнь очень депрессивная, скучная и унылая. Прямо как эта книга.Это произведение сравнивают с Диккенсом, но лично я не обнаружила между ними никакого сходства. Это как небо и земля.
201,2K
Little_Dorrit25 ноября 2015 г.Читать далееЯ всё чаще ловлю себя на мысли, что иногда мне просто нечего писать о книге. В голове полный 0 и пустота. Иногда, потому что книга хорошая и рассказать сюжет это просто проспойлерить, но есть и наоборот, книга настолько ужасна и гадка, что лучше ничего не говорить и просто молчать. Но, пусть и в краткой форме я выскажусь, почему читать эту книгу не стоит. Я не скажу, что эта книга без смысла, и прямо уж ужасная, нет, никакие нормы морали она по большей своей части не затрагивает, но читать книгу было неимоверно скучно. Обычно я спокойно отношусь к книгам, где очень много разных персонажей, но здесь каждая история это отдельная скука. Такое ощущение, что автор просто хотел написать социальный роман о разных слоях общества. И в целом, у него это получилось. Но порция усталости меня не порадовала. Так же не советую читать книгу, если в вашей стране произошли теракты, потому что здесь есть как раз момент с террористом и всеми этими тараканами в голове. И здесь нет ни капли английского юмора, во всяком случае что может быть смешного в теракте или в том, что под поезд бросается человек? Это явно надо не дружить с головой, чтобы над этим смеяться. Лично мой вердикт – скука смертная, один раз можно прочесть и так же быстро забыть.
2062
Darolga28 февраля 2015 г.... на свете есть только одна вещь,Читать далее
такая же грустная, как проигранная битва,
и это — битва выигранная…
Наконец-то! Прочесть "Неделю в декабре" я пыталась с трех заходов. Первый был в декабре 2013-го, второй в прошлом декабре, а третий в начале уходящего февраля. Каждый раз, начиная читать роман Фолкса, я откладывала его в сторону, причем, как видим, в первых двух случаях на довольно долгий срок. Именно поэтому во время третьей попытки я запихнула эту книгу в заявку одной из лайвлибовских игр, чтобы уж наверняка ее прочесть под неусыпным контролем собственной совести.Сама идея романа Себастьяна Фолкса очень хороша. Несколько историй с перепутанными между собой героями, связь между ними вскрывается где-то очень тонко, незначительными штрихами (к примеру, лихой велосипедист с выключенным фонариком, который по ходу действия чуть не сбивает с ног почти каждого из заявленных персонажей и т.п.), где-то очень прямо, сразу расставляя все точки над всеми буквами алфавита. Всего одна декабрьская неделя, ничем особо не примечательная, но, в то же время, для кого-то из ГГ судьбоносная. Они все очень разные, как по вероисповеданию и сумме банковского счета (а то и по его наличию/отсутствию), жизненным убеждениям и увлечениям, так и по многим другим факторам.
Машинист поезда метро Дженни Форчун, в свободное от работы время уходящая с головой в виртуальный мир игры Паралакс. Шизофреник Адам, многие годы живущий в гомоне голосов, которые постоянно дают ему указания. Барристер Габриэль Нортвуд, его младший брат, не особо успешный, но подающий надежды. Джон Вилс, управляющий хедж-фондом и его сын-подросток Финбар, покуривающий травку по велению собственной дури в голове. Ральф Трантер или просто Р.Т. - озлобленный литературный критик. Хассан аль-Рашид, которого волею судьбы, вернее, поисков себя в этом мире, занесло к исламским террористам. И еще многие-многие другие лондонцы, застрявшие в семидневке одного отдельно взятого декабря.
Каждая глава - один день недели от 16 до 22 декабря. Событиям в романе Фолкса уделяется самая малая часть. Они здесь выступают фоном и то довольно размытым. На главном плане здесь размышления героев и их характеристики - современное общество, представляющее собой удручающее зрелище. В общем-то, поэтому у "Недели в декабре" нет ярко выраженного финала. Это, действительно, всего лишь одна неделя из многих, эпизод повседневщины, выхваченный из общей массы лучом прожектора.
Как я уже сказала выше, в плане задумки недурственно, а вот все остальное как-то никак. Пресно, нудно и слишком дотошно местами (уж очень автор перебарщивает подробностями финансовых махинаций хедж-фондов и разъяснением, что же это такое "хедж-фонды" и проч., и проч.). Продолжать дальнейшее знакомство с творчеством Себастьяна Фолкса как-то не возникает.
18254