
Библиография передачи Гордона "00:30"
TibetanFox
- 480 книг

Ваша оценка
Ваша оценка
"Космос и история" - одна из тех книг, в которых содержание полностью соответствует названию. При этом, необходимо понять название действительно правильно, тогда никаких несоответствий с первым впечатлением не будет. Что же важно понять в данном случае?
Во-первых, здесь под "космосом" подразумевается вовсе не тот космос, который межзвездное пространство полное звезд, планет, комет и прочих космических тел. Слово "космос" выступает в своем изначальном значении - порядок, гармония, целостность. Соответственно, эта книга о порядке. А если объединить оба значения, то, грубо говоря, эта книга о мировом порядке или даже об упорядоченном и целостном мироустройстве.
Во-вторых, история. Да, даже здесь можно легко ошибиться со значением, ведь истории бывают разные. В данном же случае дела обстоят совсем не просто. С одной стороны, речь идет о той самой истории, полном событий времени жизни людей. А с другой, история выступает в качестве этакого разрушителя миропорядка. Это сложно объяснить, на самом деле. В предисловии и в послесловии были попытки рассказать все подробнейшим образом и про космос и про историю, но мне кажется, лучше всего это сделал сам автор в тех небольших отрывках, которые и представлены в данном издании.
Так вот, если вернуться к началу и еще раз переосмыслить заголовок, то вырисовывается очень интересная картина. Получается, что "Космос и история" - книга о гармонии и разрушении, о порядке и хаосе. Если же рассматривать все чуть подробнее, то можно разделить все повествование на три условные части.
В первой условной части, Элиаде Мирча дает представление о том, что для древних людей было правильным течением жизни, за какими действиями скрывался грех, почему так важен был обряд перехода в новый год. Он приводит множество примеров и сравнений различных мифологических систем, объясняет такой феномен как "циклическое время".
Вторая часть посвящена шаманизму и его значению для древних людей. Символы и обряды, опять же своеобразные религиозные системы открываются с новой стороны, если смотреть на все глазами самих шаманов, а не исследователей. Кстати, для меня очень интересным открытием стала роль кузнецов. Оказывается, что они имели довольно высокое социальное положение, практически такое же как и шаманы, но при этом, в отличие от последних(почет и уважение которым оказывались всегда и везде), их любо почитали на уровне с шаманами, либо боялись.
Третья часть повествует о дуализме. Причем, Элиаде Мирча в своем исследовании раскрывает не только самое простое - узкое значение дуализма(противопоставление противоположностей), но более широкое понятие. Любопытно, что у некоторых народов не было однозначно "злых" и однозначно "добрых" богов, но существовали боги просто представляющие как бы две стороны одного целого. Здесь самое время вспомнить о, пожалуй, самом известном на сегодняшний день примере - китайских инь и ян.
В конце, добавлю, что в целом исследования Элиаде Мирча оказались весьма интересными для меня. И безусловно, я продолжу знакомство с его трудами. Ведь здесь в наличие только вырванные кусочки из нескольких наиболее значимых работ. А теперь хочется узнать больше. К тому же, одно замечание по поводу его убеждений оказалось мне очень близко.
Еще важное замечание, которое, думаю, окажется не лишним. К чтению, лучше приступать подготовленным, то есть иметь некий багаж знаний касательно мифологических представлений древности. Уж слишком быстро автор переходит от одного к другому, а некоторые связи кажутся необоснованными. Со своей стороны отмечу, что мне повезло прочесть пару гораздо более простых книг по теме истории религии, поэтому знакомство с этой книгой прошло почти гладко. Хотя, чтобы понять послесловие, нужно было как минимум вспомнить университетский курс философии...

Это было... познавательно. В том смысле, который имеют в виду, описывая учебник или сборник научных эссе. До определенного момента, это и есть учебник. Толковый такой, заменяющий собой все конспекты, учебник. И, пожалуй, учиться по нему (в институтско-академическом смысле) было бы даже славно, вот только беда - не учиться я хотела по этой книге. Мне мечталось почитать популистский опус, состоящий из небольших рассказиков. Мне думалось, это будет быстро...
Начнем с названия (внезапно, правда?). Этимологию слов "космос" и "история" жевать не будем, но отметьте, что первое о чем вы подумали - неверно. Космос тут - не пустота вселенной и не звездные дали. Максимум, который можно найти в книге, это описание астрономического года и различие в его отсчете для разных культур. С "историей" вообще все сложно. Беда в том, что сам автор считал - у религии (а как ни крути, речь пойдет именно о ней, но об этом ниже) не может быть истории. История, сама по себе, предполагает ряд событий, проистекающих одно из другого. Но это практически неприменимо к тем культурно-религиозным кульбитам, которые Элиаде преподносит, как мировоззрение человека.
Вообще у меня сложилось ощущение, что автору ближе всего цикличное (или круговое, или замкнутое - как вам угодно) видение бытия человека. Не сказать, чтобы это было лейтмотивом сборника, но суждения о возрождение времени, обновление памяти о священном, космические циклы (которые у автора в итоге тоже возрождаются) - все это планомерно подводит нас к мысли о замкнутом ходе реальности (грусть-печать-боль-безысходность). И вот не смейтесь, там есть такие главы, что правда меня чуть в депрессию не вогнали. И, да, сама не верю, что пишу подобное об (по своему же определению) учебнике!
Еще один важный термин во всей этой катавасии - это "миф". Миф у Элиаде (исключая миф о вечном возвращение, о нем было уже), как, в прочем и религия, это не какое-то конкретное понятие, привычное нам, обывателям. Не повесть, не древнее сказание. Миф - он этакая граница, очертившая нечто священное но осмысленное в культуре. И вот на этом все. Дальше миф множиться, разбивается на части, вновь объединяется во что-то большое. Миф не делает мир рациональным, не оправдывает что-либо. Он просто отражает неизбежное.
В итоге я могу долго еще жонглировать словами. Пересказывать прочитанное и понятое (но, в основном, конечно, не понятое) мною у автора. Но вынести какое-то собственное мнение я так и не берусь. Периодически забираясь в словари, чаще - в интернет, зависая над отдельными главами, перечитывая абзацы, пропуская предложения - я могу сказать только одно. Я не доросла до чтения таких книг в свое удовольствие. И когда ловишь себя на том, что начал думать о себе не "я", а "индивид", "отдельная личность" (ну, или что-то подобное), стоит задуматься - а так ли уж ты хочешь читать подобную литературу.
Энде будет равно хорош для тех, кто изучает древнюю историю и тех, кто потерял ориентиры в жизни. Но в умеренных дозах. И не за пять дней. Вдумчивое чтение на скорую руку - вообще так себе идея. Но есть еще один опыт в мою копилочку безумных "почитать". Спасибо тебе, ДП!

Сборник сочинений Мирча Элиаде озаглавлен "Космос и история".
При этом звездное небо, изображенное на переплете, следует воспринимать как символ, а не как иллюстрацию.
Космос в данном случае - это миропорядок, установленный от века и регулирующий все отношения во вселенной.
Космосу противостоит хаос, побежденный единожды актом творения, но не уничтоженный полностью, а исподволь все время угрожающий космосу.
В основе сборника лежит книга "Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторение".
В ней обсуждаются проблемы сакрального и профанного, преодолеваемого и господствующего времени, а также проводится детальное сравнение мифологических и религиозных систем разных времен и народов.
Для Элиаде миф как "священная история".
Миф рассказывает о событиях, которые имели место в изначальные времена и связаны с творением мира в целом или отдельной его части.
В акте творения непременно участвуют сверхъестественные существа, таким образом миф —единственная подлинная реальность для первобытного человека.
Книга "Миф о вечном возвращении" посвящена проблеме восприятия времени первобытными и так называемыми историческими людьми.
Основная проблема исследования сводится к тому, в каком виде человек архаического общества воспринимал самого себя и свое место в космосе.

"Индейцы зуньи называли месяцы "шагами года", а год - "перегоном времени"...повсюду существует понятие конца и начала некоторого временного периода, основанное на наблюдении за биокосмическими ритмами..."

...Говорят, что в философии столько же определений реальности, сколько самих философов. То же можно сказать и об определениях мифа.

-Восток не принимает судьбу человеческого существа за нечто окончательное и непреодолимое...речь о том, чтобы создать нового человека, причем создать его как сверхчеловека, человека-бога... В связи с этим можно говорить не только о свободе или об освобождении, но о подлинном творчестве...












Другие издания
