
Ваша оценкаРецензии
Felina14 мая 2015 г.Читать далее"Космос и история" - одна из тех книг, в которых содержание полностью соответствует названию. При этом, необходимо понять название действительно правильно, тогда никаких несоответствий с первым впечатлением не будет. Что же важно понять в данном случае?
Во-первых, здесь под "космосом" подразумевается вовсе не тот космос, который межзвездное пространство полное звезд, планет, комет и прочих космических тел. Слово "космос" выступает в своем изначальном значении - порядок, гармония, целостность. Соответственно, эта книга о порядке. А если объединить оба значения, то, грубо говоря, эта книга о мировом порядке или даже об упорядоченном и целостном мироустройстве.
Во-вторых, история. Да, даже здесь можно легко ошибиться со значением, ведь истории бывают разные. В данном же случае дела обстоят совсем не просто. С одной стороны, речь идет о той самой истории, полном событий времени жизни людей. А с другой, история выступает в качестве этакого разрушителя миропорядка. Это сложно объяснить, на самом деле. В предисловии и в послесловии были попытки рассказать все подробнейшим образом и про космос и про историю, но мне кажется, лучше всего это сделал сам автор в тех небольших отрывках, которые и представлены в данном издании.
Так вот, если вернуться к началу и еще раз переосмыслить заголовок, то вырисовывается очень интересная картина. Получается, что "Космос и история" - книга о гармонии и разрушении, о порядке и хаосе. Если же рассматривать все чуть подробнее, то можно разделить все повествование на три условные части.
В первой условной части, Элиаде Мирча дает представление о том, что для древних людей было правильным течением жизни, за какими действиями скрывался грех, почему так важен был обряд перехода в новый год. Он приводит множество примеров и сравнений различных мифологических систем, объясняет такой феномен как "циклическое время".
Вторая часть посвящена шаманизму и его значению для древних людей. Символы и обряды, опять же своеобразные религиозные системы открываются с новой стороны, если смотреть на все глазами самих шаманов, а не исследователей. Кстати, для меня очень интересным открытием стала роль кузнецов. Оказывается, что они имели довольно высокое социальное положение, практически такое же как и шаманы, но при этом, в отличие от последних(почет и уважение которым оказывались всегда и везде), их любо почитали на уровне с шаманами, либо боялись.
Третья часть повествует о дуализме. Причем, Элиаде Мирча в своем исследовании раскрывает не только самое простое - узкое значение дуализма(противопоставление противоположностей), но более широкое понятие. Любопытно, что у некоторых народов не было однозначно "злых" и однозначно "добрых" богов, но существовали боги просто представляющие как бы две стороны одного целого. Здесь самое время вспомнить о, пожалуй, самом известном на сегодняшний день примере - китайских инь и ян.
В конце, добавлю, что в целом исследования Элиаде Мирча оказались весьма интересными для меня. И безусловно, я продолжу знакомство с его трудами. Ведь здесь в наличие только вырванные кусочки из нескольких наиболее значимых работ. А теперь хочется узнать больше. К тому же, одно замечание по поводу его убеждений оказалось мне очень близко.
Элиаде верил не в богов, не в духов, не в заговоры, не в омовения -он никогда никого не призывал этим заниматься,- а в очищающий и ободряющий смысл процесса познания чужих верований. Верил не по-вольтеровски: "им" нужен бог - стало быть пусть он у "них" будет. Ему самому нужно было верить в "священную целостность культуры".Еще важное замечание, которое, думаю, окажется не лишним. К чтению, лучше приступать подготовленным, то есть иметь некий багаж знаний касательно мифологических представлений древности. Уж слишком быстро автор переходит от одного к другому, а некоторые связи кажутся необоснованными. Со своей стороны отмечу, что мне повезло прочесть пару гораздо более простых книг по теме истории религии, поэтому знакомство с этой книгой прошло почти гладко. Хотя, чтобы понять послесловие, нужно было как минимум вспомнить университетский курс философии...
39525
Nadiika-hope9 июля 2016 г.небольшой очерк о толковании смыслов
Читать далееЭто было... познавательно. В том смысле, который имеют в виду, описывая учебник или сборник научных эссе. До определенного момента, это и есть учебник. Толковый такой, заменяющий собой все конспекты, учебник. И, пожалуй, учиться по нему (в институтско-академическом смысле) было бы даже славно, вот только беда - не учиться я хотела по этой книге. Мне мечталось почитать популистский опус, состоящий из небольших рассказиков. Мне думалось, это будет быстро...
Начнем с названия (внезапно, правда?). Этимологию слов "космос" и "история" жевать не будем, но отметьте, что первое о чем вы подумали - неверно. Космос тут - не пустота вселенной и не звездные дали. Максимум, который можно найти в книге, это описание астрономического года и различие в его отсчете для разных культур. С "историей" вообще все сложно. Беда в том, что сам автор считал - у религии (а как ни крути, речь пойдет именно о ней, но об этом ниже) не может быть истории. История, сама по себе, предполагает ряд событий, проистекающих одно из другого. Но это практически неприменимо к тем культурно-религиозным кульбитам, которые Элиаде преподносит, как мировоззрение человека.
Вообще у меня сложилось ощущение, что автору ближе всего цикличное (или круговое, или замкнутое - как вам угодно) видение бытия человека. Не сказать, чтобы это было лейтмотивом сборника, но суждения о возрождение времени, обновление памяти о священном, космические циклы (которые у автора в итоге тоже возрождаются) - все это планомерно подводит нас к мысли о замкнутом ходе реальности (грусть-печать-боль-безысходность). И вот не смейтесь, там есть такие главы, что правда меня чуть в депрессию не вогнали. И, да, сама не верю, что пишу подобное об (по своему же определению) учебнике!
Еще один важный термин во всей этой катавасии - это "миф". Миф у Элиаде (исключая миф о вечном возвращение, о нем было уже), как, в прочем и религия, это не какое-то конкретное понятие, привычное нам, обывателям. Не повесть, не древнее сказание. Миф - он этакая граница, очертившая нечто священное но осмысленное в культуре. И вот на этом все. Дальше миф множиться, разбивается на части, вновь объединяется во что-то большое. Миф не делает мир рациональным, не оправдывает что-либо. Он просто отражает неизбежное.
В итоге я могу долго еще жонглировать словами. Пересказывать прочитанное и понятое (но, в основном, конечно, не понятое) мною у автора. Но вынести какое-то собственное мнение я так и не берусь. Периодически забираясь в словари, чаще - в интернет, зависая над отдельными главами, перечитывая абзацы, пропуская предложения - я могу сказать только одно. Я не доросла до чтения таких книг в свое удовольствие. И когда ловишь себя на том, что начал думать о себе не "я", а "индивид", "отдельная личность" (ну, или что-то подобное), стоит задуматься - а так ли уж ты хочешь читать подобную литературу.
Энде будет равно хорош для тех, кто изучает древнюю историю и тех, кто потерял ориентиры в жизни. Но в умеренных дозах. И не за пять дней. Вдумчивое чтение на скорую руку - вообще так себе идея. Но есть еще один опыт в мою копилочку безумных "почитать". Спасибо тебе, ДП!
11371
sorocamonamour9 марта 2025 г.Судьба каждого человека не менее мифична, чем судьбы греческих героев.
Читать далееСборник сочинений Мирча Элиаде озаглавлен "Космос и история".
При этом звездное небо, изображенное на переплете, следует воспринимать как символ, а не как иллюстрацию.
Космос в данном случае - это миропорядок, установленный от века и регулирующий все отношения во вселенной.
Космосу противостоит хаос, побежденный единожды актом творения, но не уничтоженный полностью, а исподволь все время угрожающий космосу.
В основе сборника лежит книга "Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторение".
В ней обсуждаются проблемы сакрального и профанного, преодолеваемого и господствующего времени, а также проводится детальное сравнение мифологических и религиозных систем разных времен и народов.
Для Элиаде миф как "священная история".
Миф рассказывает о событиях, которые имели место в изначальные времена и связаны с творением мира в целом или отдельной его части.
В акте творения непременно участвуют сверхъестественные существа, таким образом миф —единственная подлинная реальность для первобытного человека.
Книга "Миф о вечном возвращении" посвящена проблеме восприятия времени первобытными и так называемыми историческими людьми.
Основная проблема исследования сводится к тому, в каком виде человек архаического общества воспринимал самого себя и свое место в космосе.474
Merkurie15 июня 2015 г.Читать далееНад устройством окружающего мира люди задумывались еще в далеком прошлом, пытаясь по-своему постичь его закономерности. И М. Элиаде в своих работах стремится показать, что даже очень ранние космологические представления человека были достаточно сложны и не лишены какого-то смысла и именно мифологическое миросозерцание являлось предисторией современной науки и культуры. Мировоззрение человека формировалось не произвольно, а в соответствии со сложными закономерностями процессов, происходящих в природе, человек жил в ритме с природой и всю свою жизнь стремился привести в соответствие этим ритмам. Для первобытного человека каждый участок земли, на которой он жил имел особый смысл, с ним были связаны определенные поверья. В таком-то месте появились предки людей, в другом - у них родился первый ребенок, в третьем - отважный герой смог победить страшное чудовище, превратившееся в какой-нибудь камень и т.д. Эти места объявлялись священными и "посвященные" - шаманы проводили определенные церемонии и обряды. Автор исследовал огромное количество мифов и легенд разных народов о происхождении Земли и человека, времени, дуализме и многом другом и пришел к выводу, что многие из них имеют общие черты, также достаточно отчетливо выделяются основные и универсальные космологические идеи, в той или иной мере присущие большинству народов и культур. Даже в современной разговорной речи сохранились выражения "быть на седьмом небе", "небеса" во множественном числе, что явно говорит о связи с представлениями древних о "многоэтажной вселенной". И многие представления древних людей как бы "эволюционировали" и "перекочевали" в современные верования и религии.
Книга представляет собой сборник, который содержит в себе многие выдержки из большого количества трудов историка религий М. Элиаде, посвященных исследованию перехода от мифологического описания мира человеком к историческому.4174
kopi10 декабря 2017 г.Если кто скажет..и не усумнится...и поверит- будет ему, что ни скажет
Читать далееТворцы ли мы сегодняшней истории? Увы...Человек сегодняшний не делает историю. Ему остается или "воспротивиться той истории, которую делает ничтожное меньшинство" или "укрыться в недочеловеческом существовании или в бегстве". Более того-ни одна из философий не способна защитить человека от страха перед историей.
Автор предлагает единственный выход: принять философию свободы, которая не исключает Бога. "Иудо-христианство ввело в религиозный опыт новую категорию-вера...но если вера Авраама определялась лишь тем, что для Бога все возможно, христианская вера провозглашает, что ВСЕ ВОЗМОЖНО также и для человека"...
-Имейте веру Божию.Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: "поднимись и ввергнись в море", и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: ВСЕ, чего не будете ПРОСИТЬ В МОЛИТВЕ, ВЕРЬТЕ, что получите,- И БУДЕТ ВАМ.Но только придется потрудиться- и слова найти, и "достучаться" получается не сразу. И поймите главное: космос и весь миропорядок со звездами, будущим и планетами своей маленькой просьбой о помощи или защите можно изменить!
Боязно на себя такую ответственность-то брать...3599
maryray19 июля 2016 г.Читать далееЯ, наверно, первый человек, который оценил эту книгу нейтрально. Не судите строго , она прекрасна, спору нет, но чтобы правильно оценить книгу, прежде всего надо её понять, а с этим я и не справилась. Я не скажу, что она представляет собой непроходимые дебри и пониманию не подлежит, просто в определённых условиях это сделать трудно.
Как и многих, меня ввело в заблуждение название. Я ожидала книгу про космос с черными дырами и описание представлений о нем. А она и про космос другой, и у истории сложное определение. И так большинство терминов по смыслу не такие, как мы привыкли: архетип не по Юнгу, миф и религия вообще открываются нам в новой трактовке, основным и неизменным остается только понятие о священном. О нем и о путях его достижения людьми и идет речь в этой книге.
К слову, надо заметить, что эта книга не является отдельным научным трудом - это сборник отрывков и глав из предыдущих работ автора, просто связанных между собой по смыслу. В них описывался дуализм, шаманизм, повторение истории и её цикличность, и из всех глав мне больше понравились первые. Не только потому что они легче для понимания и для освоения их не нужны какие-то особые знания в области философии, просто стоит помнить значение архетипа и время оно. Начальные главы наиболее интересны в культурологическом плане: люди в древние времена стремились в священному и большинство обрядов было повторением того, что когда-то совершали боги. Браки между людьми были повторением брака Неба и Земли, празднование Нового года было олицетворением конца человечества и его перерождения в более совершенную форму. Даже вещи, которые многие не понимали, а некоторые из последующих поколений и осуждали, на страницах этой книги обретают смысл и цель: жертвоприношение является повторением акта сотворения мира, а многочисленные оргии были необходимы лишь во время плохого урожая или засухи.
Другой важной идеей было понятие "центра". Оно определяло их мировоззрение, понимание своего места в мире и имело практическое значение при построении зданий (в частности храмов).
Архитектоническую символику «центра» можно
сформулировать следующим образом:
а) Священная Гора, где встречаются Небо с Землей,
расположена в центре Мира;
б) любой храм или дворец — и, следовательно, любой
священный город или царская резиденция — есть
«священная гора», а тем самым и некий Центр;Чем дальше я читала книгу, тем с большим количеством незнакомых слов я встречалась. Я начинала искать их в интернете, старалась вникнуть и напрочь забывала то место, где я остановилась. В итоге я перестала понимать текст и по несколько раз перечитывала предложения и абзацы. А именно дальше начали рассматриваться серьезные вопросы и теории (например, теория о том, что время повторяется и все, что происходит сейчас, уже когда-то было), которые интересны, но наскоком вникнуть в них без знаний о структурализме, эпиегиптизме, стратиграфическом анализе и других вещах сложно.
Сам сборник начинается с предисловия, в котором описывается биография и билиография автора. Из неё я узнала, что Мирче Элиаде является не только философом, но и теологом, а также он изучал восточную философию и духовные практики , в частности индийские. Он писал о религии, времени и изучал различные миф, исследования которых и составляют большую часть сборника. В конце книги дано послесловие, в котором его автор, Виктория Чаликова, делится своим пониманием Элиаде и приближает к понимаю других. Лично для меня легче было читать именно послесловие, ведь там нам более понятным языком и кратко объясняют, что такое религия у Элиаде и почему у неё не может быть истории.
В заключении могу сказать, что хотя после послесловия некоторые непонятные для меня моменты и получили объяснения, тем не менее я не могу сказать, что я поняла эту книгу в полной мере и восприняла её так, как надо было, поэтому я оцениваю эту книгу нейтрально и при повторном прочтении возьмусь за неё более основательно.3267