
Ваша оценкаРецензии
Аноним12 мая 2023 г.Читать далее"Я хотела домой, но там меня никто не ждал. Меня тошнило от Европы. Почему я должна быть покладистой? Только потому, что я женщина? Встречалась с одним человеком, но он погиб, а потом умер ребенок...я не реагировала на чужую смерть, как будто что-то окаменело во мне… И тогда увидела его, обгоревшего до черноты пациента, который, скорее всего, был англичанином".
Подобно пустыне, которая, собственно, и станет главной героиней произведения Майкла Ондатже, книга обожжет ваше сердце и душу, оцарапает миллиардами песчинок, которые еще когда-нибудь однажды обязательно напомнят о себе. Ценность ведь книги, осознание ее приходит к нам вовсе не в сам текущий момент прочтения. Хорошая литература - то, что остается после, за кадром, что обдумываешь, над чем размышляешь, когда давно перевернута уже последняя страница, когда закончились пробежавшие титры.
Впрочем, непонятное, но такое красиво написанное (до чего же в этой книге хорош слог! какое наслаждение было ее читать!) начало прежде сбивало с ума: уж меньше всего я хотела прочесть банальную историю любовного треугольника, вечного героя скабрезных анекдотов: муж, жена и любовник - ничего нового, как и ничего, по сути, прекрасного (подобные сюжеты редко входят в сферу моих читательских интересов). На обложке при этом значилось недвусмысленное: "Лучший роман из списка Букеровской премии за 50 лет". Ну ведь не может же стать лучшим романом обыденная история супружеской измены? Конечно нет. Она и не стала.
Многогранный роман современного канадского писателя очаровывает простодушного читателя далеко не сразу. Опять же как пустыня - величественная, гордая, неприступная - сложно таких любить, но по иронии судьбы именно таких-то и нужно любить, такие-то и достойны это прекрасного чувства. Не с первого взгляда проникаешься ими - что книгами, что людьми. Так, за кажущейся непонятностью и еще более кажущейся простотой едва не проглядела главное - невероятную глубину книги. О чем бы ни рассказывал здесь нам автор, это новый взгляд на привычные всем вещи. До того, кстати, привычные, что думаешь, открытий быть не может, но нет - в мире еще столько необычного, удивительного, на наш век точно хватит. Для меня подобными откровениями стали размышления героев о жизни и смерти, о любви, о войне, о той самой пустыне, что соединяет сердца, об искуплении грехов и ошибок, о прощении...
Английский пациент успеет побывать (все мы играем в жизни многочисленные роли) не только пациентом, но и врачом. Вот она усмешка судьбы и шанс начать все сначала, с чистого листа (роман, кстати, во многом и об этом). Губит одну женщину. Походя, любовью, ненарочно обламывает хрупкий цветок, этот умный мужчина, он должен был знать, он должен был предвидеть!.. Та же судьба, мудрая и все понимающая, дает шанс загладить страшную ошибку - спасти другую душу, раз уж эту не сумел...
Прошлое и настоящее сплетутся здесь воедино, чтобы показать непрерывность времени: ничего никогда не исчезает просто так, вникуда. Не люблю обычно книги с хронологическими перемещениями, но здесь это выполнено изящно и деликатно. Прошлое как сон, до сих пор одурманивающий настоящее, и вместе с тем что-то очень зыбкое, будто и не было, а если и было, то не с тобой...
Все когда-то закончится этим вечным сном, а жизнь, как ни крути, все так же обворожительно прекрасна...
Роман о любви - сметающей все на своем пути, тихой и задумчивой, неочевидной - о такой разной и такой настоящей...
"Кровь. Слезы. Он чувствует, как тело опустошается, внутри – лишь безжизненный холодный дым. Все, что осталось, – это знание будущего желания. Все, что следовало бы сказать, он не может сказать этой женщине, которая открыта, как рана... Он не может предложить альтернативы тому, что больше всего любит в ней, – она не склонна к компромиссам, хотя лирические стихи, которые все так же любит, легко уживаются с реальным миром..."
2481,7K
Аноним16 июня 2023 г.Читать далееНичто не предвещало провала
Военные измены – детские шалости по сравнению с изменами в мирное время. Новый любовник занимает место старого. Все рушится, поданное в новом свете. И все это делается с раздражением или нежностью, хотя сердце соткано из пламени."Букеровская премия", "лучшая книга за последние 50 лет" - смотрю на эти фразы на обложке книги и как-то даже становится неудобно сказать, что мне не понравилось. Совсем.
Возможно для очевидцев тех событий каждая фраза навевает воспоминания и наполнена определенным смыслом. Мне же было очень трудно читать книгу.
Виной тому регулярные, хаотические и размытые скачки во времени. Нужно прочитать несколько абзацев, чтобы понять к чему они относятся.
Язык автора очень красивый, но написано в отстраненном стиле.
Больше похоже на документальную прозу, чем на художественное произведение.
Иногда книга даже воспринималась как учебник по разминированию.
О минах, бомбах и работе сапера я узнала по-настоящему много.
Именно это вышло на первый план, затмив непростые взаимоотношения персонажей.
Во всяком случае с минами все было четко, логично и понятно.Постоянно ловила себя на мысли, что читая/слушая (да, я испробовала все доступные форматы, чтобы дать книге шанс) периодически отключалась и думала о другом, не связанном с сюжетом.
Очень сложно было удержать внимание на тексте, сфокусироваться и не отвлекаться.
И главное: совершенно не хотелось знать, что же будет дальше и чем все закончится.1241K
Аноним29 января 2014 г.Читать далееСильная, пронзительная, берущая за душу история, удостоенная Букеровской премии в 1992г. Противоречивый роман, вызывающий споры, ибо его восприятие кардинально разное. Я слышала немало негатива в адрес этой вещи, аж сама побаивалась браться... А в итоге я в восторге! В полнейшем и непередаваемом. Это роман как путешествие по географической карте, умещающей целый мир на своей плоскости. Это роман, который хочется читать в тишине и спокойствии, забыв обо всем и замирая. Это роман, каждым фрагментом которого хочется наслаждаться. Это роман, который ты собираешь по разрозненным кусочкам, следя за тем, как автор умело перескакивает с одного момента на другой, сплетая сюжет и вырисовывая каждого персонажа очень тонко. Это роман с очень напряженным и драматичным сюжетом. Здесь все на грани и надрывно. Все очень болезненно, глубоко и проникновенно. Тяжелые судьбы и интересный сюжет очень удачно оттеняет незамысловатый стиль языка. Возможно, просто и безыскусно, но как цепляет-то… как цепляет. Наверно, о сложном можно написать только вот так просто…
Италия. Заброшенная и полуразрушенная вилла во Флоренции. Война пронеслась вихрем и все перевернула. Перемолола жизни и судьбы простых смертных. Немцы отступают. А между тем каждый шаг опасен, в любой точке тебя могут ожидать бомбы и минные проводки… На вилле живет молодая девушка, с уже мертвыми глазами и ухаживает за обгоревшим английским пациентом. Она ищет спасение в книгах, уносящих ее в свои иллюзорные миры и любви… Приезжает ее дядюшка, вор по призванию, оказавшийся в самом эпицентре военных действий, ищущий спасения в морфии… Его пленник. Молодой сапер-сикх – мастер своего дела, привязавшийся к англичанам, но так и не смогший стать в их рядах своим. Исследователь – кочевник (английский пациент) – одиночка по натуре, закрытый от всего мира, искавший самого себя в песках пустыни. Все они на какой-то миг, такой короткий в нашей вечности, оказались на одной вилле… Пришла пора сбросить кожу в поисках правды и открыться, выговорить свою боль от потерь... Из смутных и путаных воспоминаний английского пациента рождается потрясающая история любви и истинной страсти, в которой все на грани… Любовь, причиняющая боль. Любовь, не ведающая компромиссов. Любовь, которая уносит. Любовь, которая дарит незабываемые минуты, ради которых стоит жить. Любовь, которая потрясает… Любовь, которая не может длиться вечно… Любовь, сжигающая изнутри…
Как итог. Ощущение, что я могу говорить об этом романе бесконечно долго. Он настолько меня удивил, что я готова пританцовывать от удовольствия, что не прошла мимо него. А еще я открыла для себя нового интересного автора. Не знаю, все ли его романы так безупречно хороши, но очень на это надеюсь.
1212,9K
Аноним15 мая 2020 г.Читать далееЧитать книги в рамках игр на ЛЛ, когда нельзя выбрать или есть ограниченный выбор - это рулетка, можно попасть на клад, который возможно бы никогда не попал в руки, а можно и на огромное разочарование, которое хочется побыстрее дочитать и забыть о нем. На этот раз мне попался клад, сложный, сомнительный, но однозначно клад. Книгу выбирала на бум, увидела, что любовные роман, думаю сейчас быстренько прочту и забуду, а оказалось, что не такой уж он и любовный, хотя конечно о любви в нем тоже много, но больше о войне, о людях и о чувствах в общем.
Мне книга показалась сложноватой, усложняет восприятие нелинейная подача информации, то читатель находится с главными героями в Италии времен второй мировой войны, то путешествует по воспоминаниям "английского пациента". Сложно удержать в голове все и при этом переключаться между разными временами и разными героями. Хотя для опытного читателя, наверное, это не есть проблемой, мне немного не хватает опыта, чтоб без лишнего напряжения, не теряться в событиях.
Всегда очень сложно описывать ощущения, а в данном произведения именно они важны, так как вся ситуация, поступки героев и воспоминания нацелены на то, чтоб читатель их именно прочувствовал, а не понял или осознал. Есть в этом романе глубина, автор искусно использует волшебство слов для передачи чувств, есть надрыв и оголенные нервы... Это тот случай, когда я очень жалею о том, что не могу прочитать произведение на языке оригинала.
Читателю всегда сложно предугадать какой момент может его зацепить в тот или иной отрезок времени, лично мне понравилась история Кипа, сапера, который занимался обезвреживанием мин, я никогда такую профессию не воспринимала как творчество, но его подход и его отношение заставило пересмотреть свою точку зрения. Чем больше узнаю профессий, тем больше мне кажется, что все они творческие, наверное все зависит от подхода человека, а не от профессии. Можно творить будучи кем угодно и когда угодно, главное развивать свой творческий потенциал, независимо от выбранной профессии...Судя по отзывам и опыту, книга подходит не каждому, так что сложно ее кому-то рекомендовать, но лично я ее еще раз перечитаю через пару лет, это произведение точно относиться типу тех, что воспринимаются каждый раз по разному.
1021,6K
Аноним14 января 2024 г."История любви не о тех, кто теряет сердце, а о тех, кто находит в себе то, что запрятано глубоко, глубоко."
Читать далееФильм "Английский пациент" я видела, но, конечно, давно, и пересматривать его никогда не возникало желания, поскольку он чертовски скучен... А первая книга Ондатже, которую я прочитала Майкл Ондатже - Военный свет года 3-4 назад, недалеко от него ушла и не дала мне ничего - ни уму, ни сердцу. Наверно, поэтому "Пациент" настолько долго болтался в моём више))). Иначало книги, скажем честно, было не сильно обнадёживающе...
Кажется, теперь я уже могу сделать вывод, что героями военной прозы Ондатже становятся люди, нестандартно воспринимающие саму войну, либо попадающие в нестандартные ситуации. В данной книге место действия - заброшенная, некогда шикарная вилла в Италии, где молоденькая канадская медсестра ухаживает за своим пациентом, получившим жуткие ожоги ещё во время военных действий в африканской пустыне. Она отказалась уехать вместе с госпиталем, поскольку война уже как бы или почти кончилась - собственно, как и её силы. Снова смотреть на оторванные конечности и гноящиеся раны она больше не может. А её пациент, которого Кэтрин считает англичанином, вряд ли выживет, а если и выживет - что это за жизнь?
Он святой. Я знаю это. Святой, который в отчаянии.Вот это долгое вступление в сюжет, пока на вилле не появилась ещё пара человек, вполне может отпугнуть нетерпеливых читателей. Но если перетерпеть...
Четыре человека в совершенно разных фазах своих личных путей oт начала к концу земного срока, по прихоти судьбы оказавшиеся вместе.Взаимоотношения этих четверых, действительно ужасно разных людей, тем более в такое время ("сейчас мир вокруг них разрушен, и они предоставлены сами себе.") воспринимаются как приключенческий роман в какой-то степени. Про Кэтрин уже до этого всё понятно: потерявшая отца и отца будущего ребёнка, которому она так и не дала родиться, девушка не очень верит в возможность любви, но ждёт её горячо и отчаянно. Первым появившийся на вилле Караваджо - старый друг её отца, профессиональный вор, во время войны вдосталь наигравшийся в шпионов и оставшийся инвалидом:
На самом деле я был просто вором. И совсем никакой не патриот и уж тем более не герой. Просто отцы-командиры признали мои способности и сделали их официальными.Молодой индус Кирпал Сингх, коротко - Кип, сапёр, прошедший серьёзную подготовку. Для его война пока не кончилась - мины и невзорвавшиеся бомбы - не редкость даже в саду той самой виллы. Мне эта часть повествования показалась самой интересной - и по напряжённости, и по количеству информации. Жестокая всё же это профессия - сапёр. Из военной инструкции по взрыву найденного боеприпаса ( и заодно про отношения Кипа к подобным инструкциям):
«Что является основанием для взрыва?
Если принять человеческую жизнь заX, риск заY, а ожидаемый ущерб от взрыва заV, логично предположить, что, еслиVменьше, чемX, деленное наY, бомбу следует взрывать; но еслиV, деленное наY, больше, чемX, необходимо приложить усилия, чтобы избежать взрыва на месте. "
Кто написал эти глупости?Любовь Кэтрин и Кипа, скоротечная, яркая, обречённая, была практически неизбежна. А вот история любви "английского" пациента (к слову, никакой он не англичанин), о которой он постоянно вспоминает, особенно под воздействием морфия, скорее - просто болезнь. Замужняя женщина и мужчина, влюблённый больше всего в пустыню, племена и таинственную затерянную Зерзуру, страсть до безумия и трагедия в конце, постоянно возвращение мыслями назад и поиск другого выхода слегка опять тормозят чтение, хотя ярких моментов много. Иногда - визуально ярких и страшных:
и он висит в воздухе, яркий, как ангел, не зная, почему, пока не понимает, что горит.Иногда - просто умных, основанных на событиях тех далёких лет:
Я видел многие племена пустыни. Это самые красивые люди, которых я когда-либо встречал. Им было безразлично, какой мы национальности – немцы или англичане, венгры или африканцы. Вскоре и нам это стало безразлично. Мне сделалось ненавистно самое понятие нации. Постоянное осознавание, ощущение своей и чужой национальной принадлежности разрушает человека.98825
Аноним1 августа 2020 г.«Жизнь, унесенная ветром войны».
Читать далееОх, ну и книга… Тяжело мы с ней играли в «любовь-равнодушие». Книга привередливая, злая в своей искренности, из тех, что требуют многого, не обещая ничего. Но, каким бы снобом она ни притворялась, я признаюсь ей в глубочайшей симпатии. Мучила она меня, мучила – но я, мазохистка такая, только улыбаюсь.
Сложные отношения сложились у меня с этой историей. Помню, лет десять назад пыталась я посмотреть экранизацию. И, знаете, это единственный фильм, который я не смогла – именно это «не смогла» – досмотреть! Огромный хронометраж (три часа) и вялотекущее развитие событий оттолкнули меня, юное создание. Помню, что фильм был долгой-долгой мелодрамой о мужчине и замужней женщине, которые разбирались в своих чувствах, и все это на фоне красот Северной Африки. Самолеты, пески и постельные сцены прилагались. И вот не странно, что я готовилась читать книгу о любовном треугольнике, о сокрушительной страсти а-ля «Анна Каренина» с обязательным несчастием в финале. Но Майкл Ондатже меня, признаюсь, удивил. Оказывается, первоисточник-то вовсе не о любви (по крайней мере, не о любви «английского пациента» и африканской мадам Бовари). В фильме запретная страсть стала главной темой, а в книге она помаячила на горизонте – и исчезла. Ибо не о любви и страсти книга.
Она – о том, что творит с человеком современная война. Она – о столкновении личных интересов с общественными. О том, как боль и смерть уничтожают любовь, и о столкновении Запада и Востока на фоне Второй мировой.
Она – о том, как жить, если нет сил на то, чтобы жить.
…К слову, лишь за написанием рецензии я узнала, что один из героев – исторический персонаж. Если бы не дорогая Википедия, так бы я и пребывала в неведении, что Ласло Алмаши реально существовал. Жаль, в «Английском пациенте» его жизнь пересказана… несколько иначе, чем в исторических источниках (а еще Ласло Алмаши был гомосексуалом… но это я так, из упрямства). С удовольствием бы почитала его подробную биографию. У Ондатже Алмаши – это мифический Алмаши, которого должна дорисовать ваша фантазия. А еще лучше вам вообще ничего о нем не знать и верить писателю на слово.
Роман написан во фрагментарной манере. Это значит, что несчастного читателя будут швырять из 1945 г., с итальянской виллы, в 30-е, в Северную Африку. Англия начала 40-х, воспоминания о Канаде и Индии и размышления об участии в Сопротивлении идут довеском. Понять, кто и что, зачем и отчего, проблематично. Отвлечешься на несколько мгновений – а тебя уже бросили к другому персонажу, на несколько лет назад. Чтобы сложить пазл из множества кусочков, нужно быть до крайности внимательным и искренне проникнуться историями персонажей.
Линия 1945 г. – это Хана, Кип, Караваджо и обгоревший «английский пациент». Все они – обломки отгремевшей войны. Хана – канадская медсестра, успевшая поскитаться по военным госпиталям. После гибели отца она стала жертвой «эффекта Флоренс Найтингейл». Хана потеряна, она отчаялась. И она «влюбляется» в обгоревшего английского летчика, ухаживает за ним с бесконечным терпением, называет его святым. Ей нужно любить хоть кого-то, ибо без этого она мертва. Караваджо – старый друг отца Ханы, почти ей «дядюшка» и просто одинокий человек, бывший вор, на войне ставший разведчиком. С Ханой у него странноватые платонические отношения, объяснимые их внутренней опустошенностью. Позже в компанию с итальянской виллы вольется молодой сапер Кип, по национальности сикх. Он изломан, как и остальные. Он должен был стать врачом, но добровольно пошел на войну, служить британской короне. Но позже понял, что на него «белые» смотрят, как на человека второго сорта.
Именно эта линия (отношений на итальянской вилле) – лучшая для меня. Персонажи у Ондатже вышли одновременно простыми и сложными. Через них писатель доносит близкие разумным людям пацифистские идеалы. Прекрасна в своей изломанности Хана. Печален травмированный физически и душевно Караваджо. Трогателен Кип с его сомнениями-метаниями и бесконечной усталостью.
Линия 30-х же – о приключениях «английского пациента» в Северной Африке и его любви к Кэтрин. Забывший свое имя, но не забывший имя любимой, герой рассказывает историю их отношений… но не очень увлекательно. Эта линия получилась смазанной, самое интересное осталось вне текста. Любовь не выписана, личность возлюбленной героя прячется в тумане, и невозможно ни понять ее, ни посочувствовать ей. Было бы хорошо и без этой любви, но чем-то она дополняет образ «английского пациента», раскрывает его мотивы. Помним, что книга не о любви, и не расстраиваемся.
Из-за выбранной манеры повествования (мозаичность, частые перескоки с одного на другое) и из-за героев-«шкатулок», «Английского пациента» впору отнести к западному артхаусу. Книга очень требовательна, грузит мозг и выбешивает повторениями. Оттого и понравится она далеко не всем. И хочется сравнить сие творение с классической американской лентой «Касабланка»: сначала не понимаешь, как это стало классикой, пожимаешь в недоумении плечами – а потом постепенно проникаешься, начинаешь любить эту историю. Как и «Касабланке», «Английскому пациенту» нужно дать дополнительное время. Книга честна, насколько это возможно. И она – как зажатая невинная девушка, которая хочет влюбиться, возможно, даже в вас, и просит быть терпеливым. Позвольте же ей вас полюбить. Она из тех, чью любовь можно ждать очень долго.951,6K
Аноним23 марта 2022 г.Я ждала совсем не этого..
Читать далееПо факту, книга "Английский пациент " - это история о сломленных войной людях, которые так и не нашли своего счастья.
Эта книга не только об англичанине (который, внимание спойлер, сов ем не англичанин), она о медсестре и друге её отца,о сапёре и его жизни. Кстати говоря, именно за Кипа я переживала с того самого момента, какой появился в повествовании.
Кн га сама по себе довольно сумбурна, история скачет с одного на другое, повторяя одно и тоже по несколько раз.
Не знаю, что так восхищает многих читателей. Я бы даже не стала советовать эту книгу к прочтению. Дело не в том, что книга тяжёлая - она по большей части скучная, а различные вставки из "трудов" учёных мужей только усугуляют дело.
Здесь нет как таковой истории любви. Ханна и Кип, конечно, вроде бы любят друг друга, но он слишком легко уходит от неё, хотя на протяжении в ей жизни часто думает о ней, вспоминает их прошлое. В истории пациента нет ни грамма любви, там больше о дикой (не совсем здоровой) страсти с биться тарелок р голову, втыкании вилки в плечо и финалом под глазом.
Автор намешал в книге кучу всяких разностей, включая даже военную разведку. Может быть, если бы он вместо одной книги написал две, на каждую пару героев пособственной истории, то вышло бы лучше, но как говориться: что имеем...90885
Аноним3 ноября 2021 г.Беда у всех нас в том, что мы там, где нас не ждали
Читать далееМне стыдно, перед всеми поклонниками данного произведения, но мне не понравилось... хотя вру, не стыдно...
Какие-то отдельные фрагменты красивы, есть свой мотив, описания пустыни завораживают...но в целом собрать целостное произведение мне не удалось, как-то всё настолько обрывочно,слишком мудрено, что...
Может сильно повлияли отдельные "картинки" уже просмотренной лет 5 экранизации. Как будто книге не нужна картинка, не нужны лица, нужна музыка и...голоса...
Кроме того, не смогла найти какую-то точку соприкосновения с главными героями, они остались чужими для меня. Я не смогла прочувствовать боль их жизни...
И множество мыслей-цитат из книги кажутся мне несколько спорными, или вообще надуманными...
Этот роман, как-будто только черновик к чему-то серьезному, действительно важному и обалденному...
Вообщем всё очень-очень не просто...Хотя только за идею о бесполезности войн, рука тянется поставить высший балл...
В армии тебе промывают мозги, внушая свою идею, и оставляют тебя здесь, а сами идут дальше, еще куда-нибудь, неся беду, эти меднолобые вояки, у каждого из которых всего одна извилина, да и та — чаще всего след от фуражки с золотым шитьем…88934
Аноним12 ноября 2018 г.Читать далееЭто не книга, а музыка. Такая певучая, гладкая, звучащая. Даже чтец поддался ее потоку и читал либо тихо, как одинокая нота, либо брал целыми аккордами. Сюжет тоже плавает, вверх по октаве и вниз, рассказывая нам настоящее, прошлое и то что было между ними. За основу сюжета взяты истории из второй мировой войны, не самые очевидные. Мы узнаем про венгерского картографа, итальяно канадского разведчика, индийского сикха - сапера. По отдельности эти две составляющие (не очевидный, важный, сложный сюжет и певучий язык) восхищают своей мощью, но в совокупности, очень трудно воспринимаемы конкретно для меня. Мне было красиво, но тяжело и сложно. Хотелось бы отдельно истории, сюжет, который будет линейным, последовательным и разделенным на составляющие. А так же отдельно язык, который не постоянно бы тек своей песней, а пел только отдельные ситуации, детали, мысли.
852,4K
Аноним17 декабря 2018 г.Читать далееКак можно связать воедино нежнейшую романтику, "живые" описания природы и войну? При том описать так, что читатель (в моем лице) просто таки не сможет прийти в себя...
Сюжет произведения соответствует аннотации, потому на нем детально останавливаться не будем. Лучше на героях. Они все глубоко затронули струны моей души. И потерявшая веру в людей медсестра, и виртуозный бывший вор, и сапер, и летчик, и добродушные туареги. Каждый из вышеперечисленных достоин более детального анализа, возможно даже отдельного произведения. Хоть меня и откровенно бесила манера письма автора, с его перескакиваниями и переключениями невпопад. Местами все так напутано, что не разобраться без ста граммов, где воспоминания пациента, где рассказ медсестры или размышления сапера... (Зато описания природы и архитектуры (особенно фонтан) - просто восторг!) Потому и оценка такая, невысокая, ибо я так до конца и не поняла смысла книги, либо он значительно проще, либо глубже, либо же мне не дано. Само произведение мне не очень понравилось, но вот герои покорили. И еще несколько деталей-моментов, которые останутся среди ярких воспоминаний о повествовании, как то: фотоаппарат на статуе, голый Караваджо; фонтан и стирка Ханы; провод от мины, которую обезвреживает Кип, в руках у Ханы; общее лекарство для Караваджо и пациента; пустыня, босые ноги Туарега; перерезанный провод на слуховом аппарате пациента; день рождения Ханы и больная женщина в пещере среди пустыни... Эти моменты, и те, которые связанные с ними, - почти всё, что осталось в памяти, увы и ах.
Не могу советовать этот роман, ибо бурного восторга от него не вышло, но и строго в топку тоже не отправлю. Скажу только, что произведение не мое. Мне не хватило терпения и усидчивости. Слишком много ненавистной мне войны... А Вы уж решайте, читать или нет.
Всем увлекательного чтения!)*
Содержит спойлеры742,2K