
Ваша оценкаРецензии
pwu196412 мая 2025 г.Охота за червоточинами. Монументальная космическая опера с классическим сюжетом, чёрным юмором и сатирой.
Читать далее«Алгебраист» моя третья книга шотландского писателя. И если «Осиная фабрика» очаровала и вызвала восторг, а «Улица отчаяния» понравилась, то с последней не все так однозначно. Но в любом случае исходя из того, что три книги совершенно разные.... абсолютно разного жанра, восхищает талант автора. Бэнкс пишет прекрасно и с остроумием. «Алгебраист» на первый взгляд сравнительно простая космоопера, хотя поражает своим размахом и разнообразием форм обитателей космоса, но по сути это глубокое размышление. Автор затрагивает важные вопросы: о смысле и ценности жизни, отношениях людей, власти, политики.
Роман начинается медленно, почти тяжеловесно. Нужно осилить не менее четверти книги прежде чем наконец доберешься до начала большого секрета, вокруг которого выстроен сюжет. Кроме того необходимо еще больше времени, чтобы познакомиться и разобраться с видами разумных существ Бэнкса. «Меркатория», включающая в себя определенное количество планет, связанных между собой червоточинами. Система же ее глубоко коррупционная и клановая. «Запредельцы», нежелающие подчиняться влиянию Меркатория и ведущие против них террористическую войну, в частности разрушают порталы. «Культ Заморыша» во главе с архимандритом Люциферусом, садистом-тираном, стремящийся к захвату новых территорий. Несмотря на различия в политическом устройстве и преследуемых целях они все принадлежат к человеческому виду, населяют твердые планеты и имеют относительно молодую историю. Но есть и другие разумные цивилизации в галактике. Более древние, чье существование насчитывает даже не миллионы, а миллиарды лет. Их представители обитают на газовых планетах подобных Юпитеру. «Насельники», как их называют, ведут довольно комфортную, почти вечную жизнь. Они способны менять пол при желании, не испытывают боли, а в их обществе не существует ни денег, ни армии, ни правительства. Они не вмешиваются особо в дела других видов, а озабочены добыванием каких-то баллов. Создается впечатление, что раса то ли блаженных, то ли идиотов. Кроме того они с точки зрения человеческого разума еще те злодеи. Взрослые особи используют своих собственных детей тысячелетиями как прислугу, а то и вовсе устраивают охоту на них. Но Насельники бдительно охраняют научные секреты и технологии, которые во много раз превосходят человеческие. Лишь на шести из миллионов планет людям позволено контактировать с данным видом, через так называемых «наблюдателей», одним из которых является Фассин Таак, главный герой, от лица которого и ведется повествование в романе.
Когда после уничтожения портала одной из планет и возникшей угрозой ее оккупации в меркаританском содружестве остро встает вопрос Что делать? Флот вторжения под командованием Люсиферуса близко, а времени, чтобы добраться до планеты обычным ходом и защитить собратьев практически нет. Но ходят слухи, что у Насельников есть тайный список соединений через червоточины. И это, единственный способ помочь обителям родной планеты главного героя. Кроме того данные знания значительно облегчат путешествия по галактике в принципе. Фассену поручено найти список и код, который сможет его расшифровать. В процессе поиска мы так же встречаем и других разумных обителей на просторах космоса. От ИИ до расы, собирающей трупы на бескрайних просторах космоса и бережно хранящих их в одном месте.
Что до алгебры... Выражаясь словами главного героя «окончательный ответ — ничто. Он отправился на поиски в самый дальний угол галактики, а ответ все время был при нем и звучал так: «В жопу все». Только выражен был в математических терминах».
Заключение: остроумная космоопера, прекрасный шарж на современный мир со множеством безумных концепций, но огромным количеством бессмысленных эпизодов и раздутыми побочными сюжетными линиями.
73529
Jedaevich25 апреля 2011 г.Читать далееОбязательный must-read для:
- Поклонников космооперы
- Ценителей настоящей, продуманной, качественной фантастики, не лишенной и научности, и скрытого юмора.
- Фанатов Mass Effect и других сильных историй такого же плана.
- Да и просто людей, помнящих, что такое Галактика, Вселенная, и которых эти слова завораживают.
Сразу хочется немного поругаться. Эта книга была написана в 2004 году, и стала выдающимся образом жанра, вызвавшим немало интереса у критиков и любителей, в России же ее перевели и издали только сейчас, когда сильная фантастика снова поймала высокую волну. Обидно – и вопрос только в том, сколько шедевров и действительно стоящих, вдохновляющих вещей теряются на фоне издающейся массы совершенно необязательной поп-литературы.
«Алгебраист» разворачивает картину обширной, освоенной Вселенной, с различными Галактиками, звездными системами, солнцами, не говоря уже о планетах. Здесь есть множество рас и цивилизаций – среди которых землянам не уделяется ровно никакого особенного внимания, что чертовски приятно – есть только упоминание о двух ветвях– о-землян и п-землян. И к большущей радости, речь в книге совершенно с землянами не связана, абсолютно - во главу угла ставятся совершенно другие ценности, и принципы, и масштаб.
Итак, в одной далекой-далекой Галактике одна влиятельная, определенно очень нехорошая личность строит коварные планы о покорении и освоении межзвездного пространства. Заручившись поддержкой рас, оппозиционных официальной власти Галактики, он готовится совершить массированную атаку – покорять, завоевывать, властвовать. В это же время в совершенно другой части Галактики наш главный герой, Фассин Таак, наблюдатель за древнейшей цивилизацией насельников, в ходе своей научной экспедиции открывает, сам того не подозревая, некоторый секрет, неразрывно связанный с древним мифом о существовании тайного списка межзвездных порталов, через которые, как считается (и подтверждений этому нет), насельники могут спокойно путешествовать по космосу. Вопрос слишком значительный: межзвездные порталы – важнейшие объекты инфраструктуры, за которые идет битва и от которых во многом зависит культурное и экономическое развитие и Галактики в целом, и отдельных ее частей. И в условиях, когда раскрытие тайны может открыть секретные способы передвижения внутри космоса, чтобы эффективно противостоять в космических сражениях, спасая миллионы человеческих жизней и сотни звездных систем, задача становится первостепенной. И озвучивается перед главным героем, отправляя его в путь по хлебным крошкам звездного пространства, чтобы шаг за шагом искать и находить новые ключи к этой тайне.
Главным образом вся дальнейшая история связана с цивилизацией насельников, которая и становится центральной темой книги. И самой интересной ее частью – потому что помимо интересного сюжета отбрасывает множество теней и философских аллегорий, важных и нужных. Например, такую: есть цивилизации медленные и есть быстрые. Человечество относится к быстрым – для которых рост, развитие, прогресс становится во главу угла. Такие цивилизации быстро развиваются, достигают нужной точки и умирают – чему примеров огромное множество. Насельники – медленная цивилизация. Древнейшая. Существа этой расы могут жить миллиарды лет – поэтому жить не особенно торопятся, руководствуясь, наверное, принципом «сует сует – всё суета». Они мудрейшие. Умнейшие. Видевшие расцветы и падения сотен цивилизаций, исчезновение сотен рас – поэтому и воспринимающее все окружающее как нечто временное, проходящее. Их воспринимают как нечто архетипичное и дремучее. И вот с этим и придется столкнуться нашему "быстрому" главному герою - отсюда в ходе истории вытекает множество различий в видении Жизни, где, в свою очередь, кроется множество забавного и даже юмора. Завуалированного, но юмора. И окажется, что мудрость гораздо сильнее и куда интересней, чем это может показаться.
Вообще, в книге очень большое количество интересных идей – которые подсматривать и развивать в воображении одно удовольствие. Большой упор делается на то, что же такое Человек, Цивилизация, Власть, сама Жизнь, гармония, сосуществование разных видов – ценности, которые независимо от времени не утрачивают своего первостепенного значения. Ну и на радость читателю все обязательные атрибуты космической фантастики в наличии – световые гиперскорости, межзвездные путешествия, космические столкновения, тайны вселенной, искусственные интеллекты, звездные войны прошлого, некоторые ооооочень своебразные персонажи (совершенно потрясающий Кверсер-и-Джанат, например, давно я не получал такого удовольствия от диалогов).
Но главное, уже по прочтении, становится ясно, что «Алгебраист» - и как космоопера, и как фантастика – нетрадиционная. Потому что в ней очень много главным образом не крэш-бум-бэнгу, а литературной составляющей. Наверное, нужно отдать дать британской ауре и драматургии. На сюжет уделяется намного меньше времени, чем на проработку окружения, описания, саму атмосферу вот этого далекого будущего, проработку особенностей рас. И от этого становится хорошо – честное слово, кирпичик в 750 страниц не хотелось заканчивать читать именно из-за этого погружения в книгу. Путешествовать с Фассином Тааком оказалось действительно уютно. Там же звезды, в конце концов, как могло быть иначе.
Особенно стоит отметить язык. Если сравнивать с уже эталонной, любимой многими (и мной в частности) «Ложной Слепотой» Питера Уоттса, в «Алгебраисте» не такое количество научных терминов, жанр другой, понятное дело, однако же читать категорически приятно. Еще более особенно понравились находки по части перевода некоторых вещей – например «сдвоенные» словечки, все эти могилайнеры, уракапитаны, шипосидения, технопроклятия, штормстены, тучетуннели, и прочие внучатые дедушки.
Ну и приятнее всего то, что Иэн Бэнкс играет с читателем – вряд ли к концу книги можно получить, что ожидается в начале – и одним из героев книги, Таинс Йараборкин, эта мысль будет коротко, но метко озвучена. Впрочем, в этом Бэнкс становится чуть ближе к насельникам, а это уже очень, очень очень хорошо. Внушает уважение.
РЕЗЮМЕ: очень понравилось. Замечательная книга, интересная фантастика, и сильная, настоящая литература – три в одном. Стало быть, прекрасное пополнение книжной коллекции. Рекомендую.
69112
Zatv24 декабря 2015 г.Один из лучших фантастических романов
Читать далее«Алгебраист» - это, действительно, один из лучших фантастических романов начала 21 века. И рекламный слоган, размещенный на обложке, как это не удивительно, вполне соответствует реальности.
Созданный Бэнксом мир поражает своим величием и проработанностью. В нем не забыты даже похищения землян НЛО. Оказывается, это стандартная процедура. Похищенные расселяются среди более продвинутых в технологическом плане народов, и, когда их родная цивилизация дорастает до уровня входного билета в космическое сообщество – сооружения пространственно-временного портала, служат проводниками своих бывших сограждан в новый мир. Весьма удобная схема.
Но помимо «быстрых», подобных земным, цивилизаций, существую еще и «медленные». К последним принадлежат насельники – близкие родственники колесников из «Заповедника гоблинов» Саймака. У них тоже есть два колеса, но вот посредине вместо брюха набитого насекомыми находится перемычка с органами чувств и общения. Время у них течет в сотни раз медленнее человеческого, а потому средний возраст измеряется миллионами, а у некоторых особей – миллиардами лет.
На мой взгляд, описание устройства мира насельников – самая интересная часть романа. Живут они в газовых гигантах, практически, по всей вселенной, и, тысячи раз наблюдая зарождение, взлет и закат «быстрых» соседей, относятся к ним с определенной долей иронии («все суета сует и томление духа»). Медленные вполне самодостаточны и без особой нужды стараются не контактировать с окружающими, но в созвездии Юлюбиса находится одно из восьми исключений. Обитатели Наскерона решили открыть для гуманоидов свои библиотеки.Фассин Таак – один из потомственных контактеров, так и провел бы всю жизнь, летая в челноке в верхних слоях атмосферы гиганта, если бы не один обмен. Презентовав своему куратору-насельнику голографическую копию картины Ван Гога, он получил взамен некую древнюю поэму. Расшифровывать ее отдали цивилизации джелтиков, славящихся своими аналитическими способностями, а вот далее случилось нечто невообразимое. Вместо того, чтобы вернуть текст обратно, те быстро снарядили в систему Затеки экспедицию из двенадцати кораблей, в результате потеряв и боевые крейсера, и свою репутацию.
Оказалось, что в сноске к поэме содержалось подтверждение реальности Списка Насельников – координат собственных порталов «медленных», и в системе Затеки якобы находится один из входов.И здесь надо пояснить, что творится в описываемый момент в созвездии Юлюбиса. Местная цивилизация, как и многие другие, живет под властью Меркатории, имеющей монополию на все используемые гуманоидами порталы. Правление это строится по весьма своеобразному принципу, способствуя развитию военных и биотехнологий по продлению жизни, Меркатория всячески тормозит создание искусственных разумов, нанороботов и прочего, хоть как-то угрожающего ее власти.
Естественно, ей подчиняются не все, и вот такие «отщепенцы» 250 лет назад уничтожили портал Юлюбиса, а теперь еще и намерены оккупировать всю систему. Флот Меркатории прибудет только через год, собственных сил на сопротивление явно не хватит, а потому Насельнический Список остается чуть ли не последней надеждой, если не борьбы, то хотя бы отступления. И Тааку, как первопроходцу в этом деле, поручается во чтобы то ни стало найти вожделенные координаты.
На этом описание общей диспозиции можно закончить. Далее в романе идет долгое объяснение насельникам, что предстоящая оккупация важнее ежегодной гоночной регаты в крупнейшем шторме планеты. Стремительное путешествие Таака по закоулкам вселенной, возвращение домой и, наконец, понимание, что окружающий его мир уже никогда не будет прежним и надо выбирать новый жизненный путь.
Вердикт. Прекрасный роман. Обязательное чтение.
Рецензии на другие фантастические романы Бэнкса – «Вспомни о Флебе», «Игрок», «Выбор оружия», «Эксцессия», «Инверсии», «Материя», «Несущественная деталь».491,5K
ivan254327 января 2014 г.Читать далееСлышал мнение, что фантастику Бэнкс писал чисто для развлечения, не всерьез, в отличие от его реалистических, психоделических, постмодернистских и прочих авангардных вещей – так сказать, «Большой Литературы». До сих пор я был согласен с этим мнением – ибо из НФ читал у Бэнкса эффектное «Безатказнае Арудие», где форма явно возобладала над содержанием. Но, надо сказать, и в «серьезной» прозе Бэнкса не без проколов – прочитанный пару лет назад роман «Песнь камня» вызвал стойкое недоумение, смешанное с отвращением.
И вот «Алгебраист». Настоящая научно-фантастическая эпопея. Причислять ли ее к так называемой космоопере, я сказать затрудняюсь. Лично для меня космоопера – это такое фэнтези в космосе, «Алгебраист», пожалуй, слишком научен и футуристичен. Хотя определенные атрибуты жанра здесь имеются – политические интриги, масштабные битвы, пафосный суперзлодей и серьезное внимание к личности героев. Можно отнести книгу Бэнкса и к планетарной фантастике – ибо значительная часть действия происходит на газовом гиганте Наскерон. Есть здесь и ксенофантастика – роман во многом посвящен этнографическим и психологическим исследованиям древнейшей расы Вселенной, насельников газовых гигантов.
Древняя раса насельников хранит секрет – систему порталов, охватывающую Галактику. Она надежнее и разветвленнее той, что построена Меркаторией (галактическим государством, в состав которого входит и человечество). Только одно в ней плохо – она, скорее всего, всего лишь легенда. Но перед угрозой военной оккупации звездная система Юлюбиса готова хвататься за соломинку – и главный герой, наблюдатель (что-то сродни послу и этнографу одновременно) Фассин Таак, отправляется на Наскерон, чтобы открыть тайну «насельнического списка» Этот список – примерный, с точностью до звездной системы, список порталов насельнической сети. Но звездная система – это, мягко говоря, большое пространство. И даже учитывая все технические ограничения, не допускающие установку порталов в произвольном месте (они катастрофически чувствительны к гравитации), возможное место установки хотя бы одного из них можно искать тысячелетиями.
Это только костяк сюжета, но линия главного героя здесь не единственная. Бэнкс позволяет нам увидеть и услышать тех людей, которые составляют или составляли окружение Фассина, и так или иначе, формировали его судьбу и личность. Тема подростковой и юношеской дружбы, сложных любовных отношений, для автора характерна – вспомнить хотя бы роман «Воронья дорога». Читатель узнает не только о друзьях и родственниках главного героя – многие персонажи на время получают свой голос, чтобы вселенная «Алгебраиста» стала живее и реалистичнее. «Алгебраист» полифоничен, его герои живут собственной жизнью, которая каждую секунду межзвездной войны подвешена на волоске – впрочем, как и всякая жизнь в изменчивом и опасном мире. Кто-то сопровождает читателя с начала до конца книги, кто-то появляется в единственном эпизоде – что и создает эпичность «Алгебраиста», на страницах которого в бесшумных взрывах космических битв гибнут живые существа, а не безликие «штурмовики»: люди и негуманоиды, со своей историей, эмоциями, мыслями. Военные эпизоды иногда очень тяжело читать – потому что для автора нет «пушечного мяса», есть личности, которые убивают и умирают, не всегда понимая, зачем и за что.
Бэнкс продолжает придерживаться своей бунтарской идеологии. Мир «Алгебраиста» - это, конечно, не Темная Империя «Звездных Войн», но за внешней цивилизованностью Меркатории прячется «логика империи»: выбитые под пытками доносы, расстрелянные мирные демонстрации, планомерная дезинформация населения, живущие в роскоши чиновники, имеющие полномочия казнить кого угодно практически без суда и следствия. В романе выведен карикатурный фашист архимандрит Люсеферус, но законные представители власти мало чем отличаются от этого узурпатора. Разве что не гордятся своими преступлениями, а любой ценой их скрывают.
Фассину в молодости пришлось столкнуться с карательной машиной государства, и он прекрасно знает, на что могут быть способны власти. И давно не верит никому – ни Меркатории, которая дает ему огромные полномочия и требует почти невозможного, ни запредельцам (разрозненные вооруженные группировки, ведущие партизанскую борьбу против Меркатории), ни тем более захватчикам из культа Заморыша. Его цель одна – не допустить большого кровопролития, спасти население системы Юлюбиса. А в сложившейся ситуации это совсем не просто – потому, что когда идет борьба за власть, уничтожение пары-тройки мегаполисов или гибель небольшой планеты никому не кажутся большой ценой. Люсеферус одержим террором, но силы Меркатории точно так же запытают и сгноят в тюрьмах сотни людей, если их «освободительный поход» увенчается успехом. Цели же запредельцев слишком туманны, да и в плане средств они крайне неразборчивы. И Фассину приходится вести свою игру, пытаясь сохранить человечность.
Насельники газовых гигантов являют собой «постцивилизацию» - выдуманную Бэнксом анархическую утопию (?), в которой основными ценностями в обществе являются знания и свобода творчества. Можно ли считать цивилизацию насельников утопией, идеализирует ли ее автор – вопрос спорный. Но восхищается он ею – точно. В образе насельников есть что-то от великанов Рабле: огромные существа, парадоксально ценящие каждое мгновение своей почти бесконечной жизни; могучие физически и обладающие большой силой воли, проводящие жизнь в творчестве и безумных развлечениях. Наскерон – без сомнения, литературный наследник Телемского аббатства. На его (или, скорее, в его) немыслимых просторах древние обитатели Галактики полностью реализовали принцип «делай, что хочешь» - даже армия у них состоит не из призывников, и не из наемников, воюющих за деньги, а из любителей, не мыслящих свою жизнь без военной романтики и риска. Бэнкс тонко троллит современников – насельники смотрят на все совершенно противоположно человеку, и многие «пунктики» современной цивилизации им свойственны с точностью до наоборот. Например, в отличие от людей, готовых ради благополучия детей запретить и ограничить все мыслимое и немыслимое, насельники… охотятся на свое потомство. А что делать – они живут миллиарды лет и при этом очень плодовиты. Насельникам, в отличие от человека, незнакомы полумеры. Друзьям они готовы прощать многое, но для врагов и террористов, для тех, кто проливает кровь их братьев, у них только один ответ – полное уничтожение. Им совершенно незнакома ксенофобия, даже искусственные интеллекты, ставшие изгоями в Меркатории, находят приют на планетах насельников. Но патриотизм для них – не навязанное сверху понятие, а базовый инстинкт, заставляющий забыть все распри и, даже не сговариваясь, всеми силами планеты нанести удар по завоевателям. Повторюсь, насельники не идеализированы, среди них есть и глуповатые особи, и эгоистичные; у них случаются и мелкие военные конфликты и существует преступность; но их общество близко к тому, что, похоже, автор считает идеалом. И последний период жизни насельников не случайно называет Детством – им, стражам мудрости, накопленной миллионами лет, как никому, известно, что даже миллиарды лет постижения знаний лишь подготовка к тому, чтобы повторить сократовское «я знаю, что ничего не знаю». Ирония – постигающий появляется из ниоткуда, взрослеет, стареет, «впадает в детство», и уходит в никуда? Или же намек – никогда и никем в постижении бытия не может быть достигнут некий оптимальный уровень «взрослости», и полученное знание всегда ничтожно перед бесконечностью неизвестного?
Еще одна тема, корой касается Бэнкс в своем романе – это тема научно-технического прогресса. Меркатория объявляет войну искусственным разумам (ИР), якобы представляющим угрозу для органической жизни. Но выясняется, что война эта – всего лишь способ затормозить развитие общества и сделать его более контролируемым. Из ИР сделали еще один «образ врага», который помог отвлечь мысли населения Меркатории и сконцентрировать агрессию на нем. Будущее науки и техники становится разменной монетой в политических играх псевдодемократов… а люди и другие разумные существа становятся заложниками вынужденного невежества. Хорошее предостережение в наше время, когда многие политики, прикрываясь фиговым листком «защиты нравственности», неприкрыто стремятся уничтожить Интернет и перечеркнуть тридцать лет технического прогресса - то ли ради того, чтобы разобщить людей, то ли из ненависти ко всему новому и непонятному для них. Одно им непонятно – шаг назад будет огромным подарком террористам и прочим фанатикам и экстремистам (особенно религиозным), которые прекрасно умеют пользоваться чужим невежеством и разобщенностью.
В романе есть и слабые стороны – где-то в середине он утрачивает полифоничность, сводясь к приключениям Фассина на Наскероне, то есть временно схлопывается в рамки обычного шпионского боевика. Можно было бы удержать и несколько параллельных сюжетных линий, каждую со своим героем – справляется же уже которое десятилетие с этим Джордж Мартин, например. Благо такие герои, вполне проработанные и выразительные, есть – но уж слишком скучную судьбу им уготовал Бэнкс, и сам себя загнал в ловушку. Ибо писать о них, по сравнению с Фассином, почти нечего.
Еще одной слабой стороной можно назвать гротескный образ архимандрита Люсеферуса. Более типичного и шаблонного суперзлодея в литературе еще поискать. То есть его образ – сатира в чистом виде, и весьма топорная. Понятно, что так и задумано – но вот остальные персонажи сложны, неоднозначны, а этот как-то нехорошо выделяется. По-видимому этот тип людей особенно страшен и ненавистен Бэнксу, настолько, что лекарством от этих эмоций может стать только безжалостный смех.
Итог: космическая эпопея шотландского бунтаря Иэна Бэнкса, можно, сказать, его программное произведение. Отличная книга, Бэнкс, как оказалось, умел писать и НФ. Жаль, что этого человека больше нет с нами.
49404
sleits16 июня 2017 г.Читать далееЗря! Зря я вообще взялась за эту книгу. А ведь я ждала ее почти год - заказывала в библиотеке из другого филиала. Я хотела чего-то невероятного, ждала необыкновенного полета фантазии, и при этом обязательно чтобы это была интеллектуальная проза - умная, но не заумная. А что получила?
Мой мозг периодически подвисал, совершенно не желая воспринимать информацию: я могла прочитать несколько страниц не понимая ни слова. Что там автор задвигает? Зачем? Ааа, это он устройство мира объясняет. А тут описывает космический корабль - хреново, однако, описывал; не смотря на все усилия, максимум на что хватило моей фантазии - это представить макеты из Лего, которые собирают мои дети по мотивам "Звездных войн". Ладно, пусть это я была не готова к такой фантастике, и моя операционная система не отвечала требованиям Бэнкса. Но вот другой вопрос: почему так скучно? Невыносимо скучно! Я читаю страницу за страницей (осилила более сотни из семисот с лишним), а почти ничего не произошло, за то на этих ста страницах была постельная сцена ни к селу ни к городу, размышления кто с кем спит, и какие-то дурацкие диалоги.
Я сто страниц прочитала, но меня вообще ничего не зацепило, не заинтересовало. Я поняла, что просто больше не хочу тратить своё время на эту муть.Но ещё больше меня расстраивает тот факт, что в моей домашней библиотеке имеется ещё одна космоопера Бэнкса "Несущественная деталь". Я наверное была не в своём уме, когда покупала эту книгу. Конечно, аннотация там поинтереснее будет, но теперь я понимаю, что доберусь до этого романа нескоро. Я конечно надеюсь, что мне просто не повезло с выбором, и "Алгебраист" просто редкий "пролет". А может быть просто жанр космоопера не для меня...
361,7K
Deli13 ноября 2025 г.Читать далееЯ хотел ненадолго отвлечься от реалистичных произведений Йена Бэнкса и перейти, наконец, к его фантастике. Помимо прочего, ещё очень интриговало, что один из моих любимых авторов смог выдать в моём любимом жанре – он же весьма разносторонний и непостоянный человек, умевший удивлять аудиторию внезапными сюрпризами. Поскольку браться за цикл Культуры было немного боязно, я решил начать с сольного романа, тем более что и книга у меня дома была. В общем, открыл я её, и через 15 минут у меня взорвался мозг. Ага, как бабуля. Отскребали по стенкам хомячиной норки всем коллективом.
У авторов сай-фая есть два пути: бережный к читателю – то есть вводить его в технические детали за ручку, постепенно, чтоб всё успел понять и осмыслить; и жестокий – бросить в бурный океан информации, и пусть выплывает, как сможет. Но Бэнкс же у нас оригинал, он избрал третий путь – дополнительно притопить читателя, чтоб уж точно пошёл ко дну и захлебнулся этим неописуемым зубодробительным хардкором. К сожалению, это и стало здесь ключевым мотивом, заслонившим все остальные качества, которые мы ценим в художественной литературе. Мне кажется, Бэнкс просто хотел повыпендриваться в духе «Приколяй, братва, как я могу» и насколько при этом впечатался в столб – решать, конечно, каждому отдельному читателю. Возможно, кому-то будет норм, просто и понятно, не знаю. Лично у меня же мелькнула шальная мысль, что примерно таким бы мог получиться «Барраяр», если бы его переписал Джон Харрисон, да ещё и под впечатлением от Дэна Симмонса.
События разворачиваются примерно через две тысячи лет после наших дней, и хоть многие персонажи были потомками землян, всё это не имеет вообще никакого значения в галактических масштабах. У галактики и у вселенной в целом своя собственная история и своё собственное летоисчисление, и как только Земля вошла в это густо заселённое сообщество, пришлось принять новые правила игры. Каюсь, разобраться в этих хитросплетениях было практически невозможно, Бэнкс городит одну выдумку на другой, расписывает галактическую историю вплоть до сотворения мира в таких деталях, что голова пухнет. А ещё он очень любит вбрасывать по ходу дела разные туманные факты и понятия, а объяснить их может лишь под конец книги. Особенно странной мне показалась идея существ, живущих в нестандартном времени. Уже через сотню страниц непоняток стало так много, что я просто плюнул и продолжил читать, как есть, не пытаясь разобраться хоть в чём-нибудь.
В основе коммуникации галактики лежит в принципе-то стандартная концепция быстрых перемещений через статичные порталы, это создаёт определённые трудности, поскольку световой барьер преодолеть не удалось, а в случае поломки портала огромная территория на сотни лет оказывается отрезанной от остальной цивилизации. Что, собственно, и произошло со звёздной системой, о которой и пойдёт речь. Нет, они не могут восстановить портал сами, политика это запрещает. В политике у них там, кстати, такой ад творится, что сам чёрт ногу сломит. Но если б это было главной проблемой. На подходе куда более интересные события. Главный герой по распоряжению местного правительства отправляется на планету, населённую одной очень необычной расой существ, у которых вроде как должно быть нечто, способное помочь в этой ситуации.
И если всё остальное я читал с квадратными глазками, то раса насельников стала для меня возвращением того Бэнкса, которого я знаю. Стёбного, остроумного, не гнушающегося самым чернейшим юмором. Целая раса угарных почти бессмертных пофигистов-дилетантов-мизантропов-сибаритов, которые максимально далеки от людей, и притом ничто человеческое им настолько не чуждо, что диву даёшься. Но вот беда, как ни старался, я так и не смог сообразить, как же они выглядят. А ведь в рамках жанра это самое прикольное. И сначала я не понимал, как так, ведь их внешность описывается во всех подробностях. А потом сообразил, что это проблема не только насельников. Вообще ни одну расу невозможно представить по описанию. И технику нельзя, и корабли нельзя. Ничего нельзя. Словеса плетутся настолько запутанно, что картина совершенно не визуализируется.
А потом я сделал ещё один логический шаг в попытках осмыслить, почему же такой вроде бы хорошо написанный роман так плохо и со скрипом читается. Так сложно. Так медленно. Почему он, в конце-то концов, такой скучный. И до меня дошло. В нём же практически отсутствует сюжет. По сути всё событийно связное действо ограничено линией главного героя, пытающегося развести насельников на информацию, а потом летающего с ними по космосу. Но это хорошо если четверть объёма очень даже солидного тома. Остальное же представляют собой его мысли, воспоминания, бессюжетные отрывки о его знакомых, о злодеях, о левых людях, описания техники и социума, экскурсы в историю, политику, астронавигацию, ксенобиологию, всяческие занимательные факты, репортажные сводки и тому подобное. Ты натурально читаешь синопсис о мировом лоре, а не роман. Ну реально, Бэнкс будто бы хотел покрасоваться буйной фантазией, а не рассказать историю. И, судя по не очень высокой общей оценке, многие со мной согласны.
Не разочарован, но озадачен.
30103
Solnechnaja220115 декабря 2016 г.Читать далееС творчеством Иэна Бэнкса я знакома довольно давно – с тех пор как ещё в студенческие годы взяла в руки «Шаги по стеклу» – но Бэнкс-фантаст пока что оставался для меня загадкой, хоть и «маст ридом» для любителей космической нф. Что ж, по итогам прочтения «Алгебраиста» можно уже делать некоторые выводы. Во-первых, фирменное внимание автора к деталям, которое в условно мейнстримной литературе несколько раздражает, не давая читателю додумать картину событий и привнести в неё что-то своё, космической опере играет только на руку. Избыточность описаний сказывается на динамике повествования, хоть и не снижает при этом его увлекательности, поэтому мир в пятом тысячелетии по земному летоисчислению получается не просто объёмным, а исторически и технически проработанным в самых мелких и незначительных деталях. Впрочем, о мире чуть позже.
Во-вторых, Бэнкс много внимания уделяет сюжетным линиям, которые у него, как правило, развиваются в одном направлении, а потом неожиданно выкидывают фортель-другой и приходят совсем не туда, куда их определил вектор читательских ожиданий. В научно-фантастическом «Алгебраисте» сюжет для космооперы с вкраплениями политического триллера весьма стандартен. По крайней мере, если вынуть из романа всю базу знаний об устройстве галактического сообщества и инопланетных расах, всё сводится к линейным приключениям некоего Фассина Таака. Однако сто́ит событиям начать развиваться по-настоящему, и история из путешествия от точки А к точке Б минуя В,Г и т.д. становится уже не рядовым «приключаловом», в котором элементы антуража болтаются на периферии сами по себе, а герой развлекает читателя банальным движением к финалу. «Алгебраист» – это настоящий монолит от нф, где все ружья, даже если они кажутся читателю абсолютно не важными, а то и вообще на ружья не похожими, выстреливают в самые неожиданные моменты. Если учесть ещё и отвлекающий фактор в виде жизнеописания насельников и побочных сюжетных линий, то последнюю треть романа повествование держит в напряжении и постоянно заставляет удивляться, хотя события, в общем и целом, вполне предсказуемы. Такой вот парадокс.
Никогда я не устану восторгаться авторами-строителями вымышленных миров, которые, основываясь лишь на нескольких предпосылках и фантастических допущениях, по кирпичику собирают целые вселенные. Бэнкс с задачей справился великолепно. Вот, например, насельники – раса, в незапамятные времена колонизировавшая множество планет-газовых гигантов по всей галактике. Если выдрать их из контекста, получатся совершенно невообразимые по внешнему виду создания, обладающие развитой и многомерной культурой, напрочь игнорирующие проблемы (даже вселенского масштаба) всех прочих цивилизаций. Бэнкс частенько акцентирует внимание на отсутствии у насельников эмпатии в человеческом понимании, подробно рассказывает читателю о структуре и принципах развития инопланетного сообщества, похожего на искажённый вариант человеческого, делает главного героя посредником между нами и весьма колоритными персонажами-насельниками, и к финалу книги ловишь себя на мысли, что почему, собственно, бы и нет? Если мы к 5-му тысячелетию выйдем-таки в космос, почему бы нам и не встретить там насельников?
И в том же духе можно говорить обо всём, что упоминает в романе Бэнкс. Будь то конфликт между местной галактической империей Меркаторией и бунтовщиками-запредельцами, или история об остатках искуственного интеллекта, рассыпавшихся по бескрайним космическим пространствам в попытке избежать участи своих менее везучих собратьев, или сеть порталов-червоточин – как существующих, так и гипотетических – на стремление завладеть которыми и нанизывается костяк основного сюжета: все прописано очень подробно и чётко. На основе романа хоть сейчас можно писать сценарий сериала о космических сражениях, быте инопланетян и политических дрязгах, а в основу положить главную детективно-приключенческую линию.
Что касается научной составляющей – Бэнкс предельно логичен и последователен. Естественно, вызывают сомнения некоторые моменты, как, например, открытие крышки летательного аппарата в атмосфере газового гиганта без существенных последствий для здоровья, но и это фантаст объясняет наличием в газолёте механизмов лечения и систем жизнеобеспечения. Кроме того, в «Алгебраисте» есть эпизод великолепнейшего сражения (правда, в атмосфере планеты, но с использованием космических кораблей) с роскошными описаниями и сумасшедшей динамикой. Вообще к концу романа, когда бо́льшая часть картины мира читателю уже преподнесена на блюдечке, Бэнкс получает возможность сконцентрироваться на сюжете, перестаёт отвлекаться на побочные размышления и ускоряет течение событий. Это видно даже в структуре книги, когда последние части делятся на маленькие и яркие главы, в отличие от пространных разделов первой половины.
«Алгебраист» – интересная и грандиозная по размаху космическая опера. Единственные недостатки, которые мне удалось разглядеть, сводятся к знатному провисанию текста где-то во второй четверти романа, когда автор неожиданно ударяется в самоповторы – кажется, с единственной целью удержать читателя с насельниками чуть дольше необходимого, прежде чем бросить его в гущу событий. И к небрежной редактуре русскоязычного издания, когда религия Меркатории из Истины мутирует в Правду, Биальянс превращается в Двойственный Союз, а раса эрилейтов почти сразу начинает зваться ирилейтами. На понимании текста эти недочеты, однако, не отражаются. Бэнкс написал действительно увлекательный роман с шикарной визуализацией, сильным идейным наполнением и потрясающими негуманоидными персонажами.
23830
yojj8 декабря 2011 г.Читать далееТо ли лыжи не едут, то ли я долбанутый.
С одной стороны куча положительных рецензий от читателей, авторитетных изданий, писателей,..."Почерк мастера узнается сразу" The Independent
"Бенкс - это эталон, по которому должен поверятся весь остальной фантастический жанр" The Gurdians
Один из лучших в нашем любимом жанре только что стал еще лучше.
"Starburst"(и от себя добавлю, что у Бенкса есть вполне неплохие идеи по поводу устройства вселенной, идея с червоточинами не плохая и порталами позволяющими перемещаться за считанные дни из одной части вселенной в другую и что порталы можно разрушить и тогда связь с остальной вселенной тоже может быть разрушена, понравилась некоторая реалистичность (коей в целом маловато) относительно того, что жители вселенной испытывают перегрузки и дискомфорт при путешествии на сверхскоростях, а не как в звездных воинах, всем хоть бы хны и т.д.)
...с другой стороны мой не поддельный рвотный рефлекс, при чтении вышеупомянутых рецензий обильно политых кленовым сиропом. А суть недовольства вот в чем: покупая книгу, я рассчитывал на то, что это будет интеллектуальная фантастика. Название то вона какое! Думал окунусь в нетривиальный мир чистой математики галактического масштаба, а столкнулся с обычной пошлостью. Автор не гнушается употреблять откровенный мат! Его герои то и дело матерятся. Нет, я не сноб в этом плане, я вполне приемлю мат, когда это к месту, когда по другому нельзя. Это конечно не делает мне чести, но я не рвусь занять место херувима. Ну бывает же, когда человек материться - песню поет, настолько это органично и задорно выходит. А бывает как у отсидевших зеков, когда мат - это просто форма общения. Мерзкая форма. Бенкс, конечно не опустился до уровня зека, но и песни у него не вышло. Круче выглядеть хотел что ли? Как подросток, который начинает курить только потому, что рассчитывает выглядеть круче в чьих-то глазах. Вторая вещь, которую я не приемлю - пошлость! В самом своем прямом значении. Откровенная эротика или диалоги эротического характера, вполне себе норма в этой книге. Словом этого вполне достаточно, что бы больше даже не думать о дальнейшем знакомстве с "талантом" Бенкса. Если хочется прочесть действительно интеллектуальную фантастику, то стоит вспомнить про Лема, Стругацких, Уэльса, Бредбери и т.д. У этих ребят другая закалка, они и не думали, что из фантастики можно сделать пошлость с пропагандой наркотиков и какой-то звериной жестокости автора в описании и выдумывании пыток.
Мятежный вождь, чья голова свисала теперь вверх тормашками с потолка в кабинете Люсеферуса, до своего поражения успел доставить архимандриту немало политических и военных трудностей, и предатель до сих пор вызывал у архимандрита негодование, легко и неизменно переходившее в гнев при виде физиономии врага, пусть даже побитой, исцарапанной и окровавленной (несмотря на запуск ускоренного автолечения, процесс занимал некоторое время), а потому архимандрит и теперь бутузил голову Стинаусина с не меньшим энтузиазмом, чем несколько лет назад, когда ее только-только повесили.
Люсеферус, прискорбнейшим образом сочетавший наклонности садиста-психопата с богатым воображением, решил наказать несостоявшегося убийцу при помощи его же собственных зубов (ведь именно с этим оружием его послали на задание). Соответственно, у того удалили все четыре клыка, подвергли их биологической обработке для непрерывного роста, после чего вставили снова. Эти здоровенные, толщиной в палец, клыки прорезались из его верхней и нижней десен, прорвали кожу губ и продолжили свой безжалостный рост. Нижние клыки через несколько месяцев изогнулись над головой и уперлись остриями в его макушку, тогда как верхние, приняв форму ятагана, приблизительно за тот же отрезок времени уперлись в кожу у основания его горла.
Зубы эти, генетически запрограммированные на продолжение роста несмотря ни на какие преграды, стали проникать в тело убийцы — нижняя пара медленно углублялась в черепную коробку, тогда как верхняя с гораздо большей легкостью входила в мягкие ткани у основания шеи. Последние причиняли убийце страшную боль, но не угрожали жизни — они должны были естественным образом пронзить тело и выйти сзади. Те же клыки, что, проколов черепные кости, направлялись в мозг, должны были в скором времени — возможно, в течение месяца — привести к мучительной смерти.Это вообще здоровый человек может придумать?
Есть и другие минусы: довольно путанный текст, иногда я терял нить повествования, вроде читаешь одно, а потом бац и чего-то уже совсем другое. Пока оклемаешься, сориентируешься в пространстве, что-нибудь новенькое произойдет. Рассказ довольно путанный из-за этого каждый раз возникает ощущение, что ты только начал читать книгу и пока не разобрался что к чему, не очень нужное ощущение, если хочешь, что бы твою книгу читали залпом и с наслаждением.
22263
shurenochka23 мая 2016 г.Эпично!
Читать далееРоман достаточно интересный и нестандартный (для научной фантастики). Есть жестокость, насилие, откровенно неприятные моменты. Автор чертовски смачно их описывает.
Места действия меняются достаточно быстро, сюжет динамичный, но много всяких непонятных терминов местами и "новоязовские" словечки поднапрягают мозг и не дают расслабится.
Герои мне понравились. Самый яркий для меня персонаж- Тайнс (за ее принципы и жизненную позицию, наверное). Сразу в голове возник вопрос: А смогла б я так сама?
В целом книга, не смотря на свою "кирпичность", добротная и интересная. О, если бы все фантастические фильмы были с таким закрученным сюжетом и такими персонажами...!20501
Argon_dog4 января 2019 г.Читать далееВ целом я люблю космическую фантастику. Самую разную: от зубодробительно твердой НФ до самой разухабистой космооперы без тени правдоподобности и здравого смысла, зато с кучей БДЫЩЬ. С "Алгебраистом", однако не пошло. У Бэнкса неплохой слог (и мне нравятся некоторые другие его книги), но все равно при чтении возникло ощущение, что он сам не очень хорошо представлял все то, что пытался описать. От инопланетян и их техники, до устройства общества (обществ) в целом. Вот и получилось, что книга вроде бы объемная, описания в ней многословные и должны бы по идее складываться в объемную картинку - но нет. Картинки в ней нет никакой. В результате в описанные галактические империи не верится (потому что как они могли существовать, непонятно), вовлечься в происходящее не получается, увлечься сюжетом - тоже (он, в общем-то, не особо замысловатый), и читать попросту скучно.
191,3K