
Ваша оценкаЖанры
Рейтинг LiveLib
- 525%
- 456%
- 318%
- 20%
- 11%
Ваша оценкаРецензии
evfenen2 сентября 2022 г.Одно небо знает, какая драма разыгрывалась в Париже весной 1599 года!
Перед нами стоят две женщины, предлагающие зрителю причудливую загадку. Действительно, до странности похожи эти два образа, две обнаженные женские фигуры, стоящие в одной ванне и связанные между собой игрой рук — правые покоятся на краю ванны, а левые одинаковыми жестами держат в кончиках пальцев перстень и сосок.Читать далееСюжет закручивается вокруг картины "Габриэль д'Эстре с сестрой". Это реальная картина, неизвестного художника школы Фонтенбло. В Википедии указан год создания картины, приблизительно 1594.
Одна из изображенных женщин, по мнению историков, Габриэль д'Эстре, фаворитка короля Франции Генриха IV (правда когда она стала фавориткой, он ещё не был французским королем, а был только королем Наварры).
С личностью второй дамы не все так однозначно. Внешнее сходство женщин позволяет выдвинуть гипотезу о том, что слева, на картине - сестра Габриэль, Жюльенна д'Эстре, герцогиня де Виллар.
На этой интриге, личности второй дамы и некоторых деталях картины, выстраивается сюжет.
Композиция книги сложная. Наши дни (хотя какие наши дни, роман вышел в свет 1996 году). Рассказчик, приват-доцент кафедры американской литературы, который прям до наваждения увлекся картиной. Его приятель, архивариусом Николас Кошинский (какая "бесячая" фамилия!), совершенно случайно, разбирая архив одного издательства, которое принадлежит его родственникам, находит интересные записи Ионафана Морштадта, умершего 1912 году.
Рукописи Морштадта содержат протоколы дознаний, выдержки из подлинных писем из архива Екатерины Медичи, художественный текст и отрывки дневника художника.
Все эти записи касаются... Габриэль д'Эстре, умершей при при странных обстоятельствах 10 апреля 1599 года, за несколько дней до свадьбы с Генрихом IV.
Такой получается "слоенный пирог"...
Хочется похвалить автора за воссоздание атмосферы эпохи Франции на рубеже XVI-XVII веков. Флейшгауэр проделал колоссальную работу, собрал исторический материал и мастерски вплел его в сюжет. Версия автора о событиях давно прошедших дней интересна и аргументирована. Но, конечно, мы прекрасно пониманием, что это всего лишь версия.
Повествование неспешное, размеренное. Множество исторических персонажей и скрупулёзно прописанных деталей эпохи, иногда даже слишком подробное. Придворные интриги , большая политика.
Думаю любителям исторических романов и живописи должно понравиться.
Мне же в этой истории не хватило динамики. Некоторые главы показались скучными.731K
moorigan3 апреля 2019 г.Как если бы Дэн Браун умел писать книги
Читать далееИсторико-искусствоведческие детективы давно стали отдельным жанром, не в последнюю очередь благодаря автору, чье имя я вынесла в заголовок. И надо сказать, что благодаря тому же автору я к этому жанру отношусь с большой долей скептицизма. Все эти церкви, фрески, секретные шифры тайных обществ и утерянные в веках рукописи давно уже не возбуждают. Тем удивительнее для меня стал роман Вольфрама Флейшгауэра "Пурпурная линия", в котором есть и ребус на картине, загадочная смерть 400-летней давности, и зашифрованные шпионские донесения, и современный профессор-интеллектуал, старающийся пролить свет на все эти тайны. Почему удивительным? Потому что несмотря на все вышеперечисленное, книгу было очень интересно читать.
Действие разворачивается в наши дни в Германии, Бельгии и Франции, когда рассказчик господин Михелис, несомненный автопортрет Флейшгауэра, это становится ясно из послесловия, обращает внимание на знаменитый портрет Габриэль Д`Эстре, любовницы короля Генриха IV, где она изображена в ванне обнаженной вместе с другой женщиной, якобы ее сестрой. Вернее будет сказать, что портрет Михелеса околдовал, ведь тогда он еще ничего не знал о трагической судьбе этой женщины. Случайно ему в руки попадает незаконченная рукопись человека, который тоже увлекся картиной и жизнью и смертью Габриэль. Основная часть книги - эта рукопись, похожая скорее не на исследование, а на приключенческий роман в духе Александра Дюма-отца или Понсона дю Террайля. В этом романе молодой художник Виньяк, влекомый жаждой славы и богатства, прибывает в Париж в надежде стать королевским живописцем и получить множество заказов от вельмож. Один заказ он действительно получает, но до конца жизни он не будет знать, кто был его заказчиком и что именно ему пришлось нарисовать. А тем временем во дворце плетутся интриги и бушуют скандалы: ведь король обещал своей любовнице жениться. Сдержит ли он свое слово? Пойдет ли против всего христианского мира ради любви?
Надо ли говорить, что, прочитав рукопись, Михелес и сам окунется в тайны прошлого и попытается узнать секреты прекрасной фаворитки?
Таким образом мы получаем две книги по цене одной. Мне очень понравилось, что Флейшгауэр не старается подавить читателя эрудицией, вываливая на него страницы из википедии, а наоборот приобщает его к истории и искусствоведению полностью сосредотачиваясь на одной картине и одном историческом эпизоде. Более того, прежде чем погрузиться в приключения, мы узнаем официальную версию событий и будем наравне с героем. Те же факты, та же информация позволят нам строить свои версии, то соглашаясь с автором рукописи, то прислушиваясь к голосу разума. Понравилось и то, что Флейшгауэр, а с ним и Михелес, нам свою версию не навязывает.
Композиция романа отдает постмодернизмом, книга в книге, автор в книге, смешение стилей: художественные главы перемежаются протоколами допросов и письмами. Поражает и то, что современные и исторические главы написаны совершенно разным языком, что обеспечивает эффект присутствия.
Я не думаю, что эта книга надолго отложится у меня в памяти, или что однажды я буду ее перечитывать, но удовольствие я получила, в детектива поиграла, да и на известную картину посмотрела другими глазами.
628,6K
cat_in_black3 июня 2013 г.Читать далееАбстрагируясь от всевозможных махровых штампов, приписываемых любому арт-детективу, про «Пурпурную линию» можно сказать, что это добротное историческое исследование. Именно исследование, в форме приукрашенного художественного предположения. Просто исторические события рассказаны в схемах, лицах и логических выкладках. Прям умопомрачительных действий от этой книги ждать не стоит, потому как это попытка пролить свет и свести воедино множество теорий и предположений о совершенно неприметном факте гибели молодой фаворитки. Для многих это совсем незначительный эпизод исторических событий, особенно тогда, когда история писалась с оглушительной скоростью – религиозная резня, войны и борьба за французский престол Генриха Наваррского.
Борьба за власть всегда идет любыми путями и непроходимыми тропками. Не каждый рождается королем или королевой, поэтому, если монархи сражаются масштабно, то фавориты и фаворитки ведут свой бой за тепленькое местечко «у золотой кормушки». Если большинство так и остаются тенью от королевского трона, то есть и немногие, которые не удовлетворяются таким обстоятельством дел и стремятся возвыситься еще. Таких в истории единицы и закончили они, увы, не очень красиво. Анна Болейн, Елизавета Вудвилл и, почти пополнившая этот список, Габриэль д’Эстре, героиня данной книги.
Началось все с того, что автора романа привлекло полотно, изображающее двух женщин в ванне, обменивающихся странными жестами. Одна из них, как гласила подпись, была маркиза де Монсо, фаворитка Генриха Наварры, юная Габриэль. Не то, чтобы загадка картины привлекла автора, скорее непонятная скоропостижная смерть юной женщины за несколько дней до момента, когда она могла бы примерить на себя корону и стать полноправной королевой Франции. Что же произошло? Конечно, большинству на ум приходят вполне закономерные мысли об отравлении, да и повод вроде как существующий, но не все так просто оказывается. Это могло быть просто очень и очень неудачное стечение обстоятельств, которое, не побоюсь этой фразы, может быть, изменила ход истории Франции.
Да и с картиной той не все понятно. Множество вариантов, множество теории. Вот, если верить существующим источникам, то второй дамой может быть кто угодно, от сестры Габриэль до самой первой жены Генриха, королевы Марго.
Еще раз хочу повториться, эта книга не детектив, это поиск истины, удовлетворение частной «идеи фикс», навеянной впечатлениями от увиденного полотна. Автор в послесловии довольно подробно излагает, как он собирал материал и где ему повезло с историческими находками.Это не «браунщина», и, слава Богу. Потому как любые исторические искания истины, это копание в груде книг и статей, нудные поиски материала в библиотеках и частных фондах, где, может быть, и найдется ответ хоть на один вопрос из тысячи существующих. Никаких головоломок и беготни. Но и в этом есть свой азарт и свой необычный флер загадочности, навеянной простым взглядом прекрасной дамы с загадочного полотна неизвестного художника.
35295
Цитаты
synee_oblako10 мая 2023 г.Но менять веру было рискованно. Его гугеноты почувствуют себя брошенными на произвол судьбы. И может ли он отважиться обмануть Англию, своего единственного союзника? Елизавета отвернется от него, если он на коленях приползет в курию вместо того, чтобы поставить на колени Париж.
9166
synee_oblako10 мая 2023 г.Поклон Габриэль не столь искусен, как у ее сестры. К тому же от нее веет искренностью, почти наивностью. Она пока не знает, что стоящий перед ней и пылающий жаркой страстью человек не даст ей покоя, пока не назовет своей.
9118
Подборки с этой книгой

Дебют известных и знаменитых писателей
jump-jump
- 3 011 книг

Книги о врачах
Anna
- 330 книг

Нить времени с тайнами из прошлого
jump-jump
- 257 книг
Сюжеты мифов и легенд, перенесенные в художественные произведения
anaprokk
- 206 книг

Жанры. Детектив
sola-menta
- 318 книг
Другие издания
























