Рецензия на книгу
Пурпурная линия
Вольфрам Флейшгауэр
cat_in_black3 июня 2013 г.Абстрагируясь от всевозможных махровых штампов, приписываемых любому арт-детективу, про «Пурпурную линию» можно сказать, что это добротное историческое исследование. Именно исследование, в форме приукрашенного художественного предположения. Просто исторические события рассказаны в схемах, лицах и логических выкладках. Прям умопомрачительных действий от этой книги ждать не стоит, потому как это попытка пролить свет и свести воедино множество теорий и предположений о совершенно неприметном факте гибели молодой фаворитки. Для многих это совсем незначительный эпизод исторических событий, особенно тогда, когда история писалась с оглушительной скоростью – религиозная резня, войны и борьба за французский престол Генриха Наваррского.
Борьба за власть всегда идет любыми путями и непроходимыми тропками. Не каждый рождается королем или королевой, поэтому, если монархи сражаются масштабно, то фавориты и фаворитки ведут свой бой за тепленькое местечко «у золотой кормушки». Если большинство так и остаются тенью от королевского трона, то есть и немногие, которые не удовлетворяются таким обстоятельством дел и стремятся возвыситься еще. Таких в истории единицы и закончили они, увы, не очень красиво. Анна Болейн, Елизавета Вудвилл и, почти пополнившая этот список, Габриэль д’Эстре, героиня данной книги.
Началось все с того, что автора романа привлекло полотно, изображающее двух женщин в ванне, обменивающихся странными жестами. Одна из них, как гласила подпись, была маркиза де Монсо, фаворитка Генриха Наварры, юная Габриэль. Не то, чтобы загадка картины привлекла автора, скорее непонятная скоропостижная смерть юной женщины за несколько дней до момента, когда она могла бы примерить на себя корону и стать полноправной королевой Франции. Что же произошло? Конечно, большинству на ум приходят вполне закономерные мысли об отравлении, да и повод вроде как существующий, но не все так просто оказывается. Это могло быть просто очень и очень неудачное стечение обстоятельств, которое, не побоюсь этой фразы, может быть, изменила ход истории Франции.
Да и с картиной той не все понятно. Множество вариантов, множество теории. Вот, если верить существующим источникам, то второй дамой может быть кто угодно, от сестры Габриэль до самой первой жены Генриха, королевы Марго.
Еще раз хочу повториться, эта книга не детектив, это поиск истины, удовлетворение частной «идеи фикс», навеянной впечатлениями от увиденного полотна. Автор в послесловии довольно подробно излагает, как он собирал материал и где ему повезло с историческими находками.Это не «браунщина», и, слава Богу. Потому как любые исторические искания истины, это копание в груде книг и статей, нудные поиски материала в библиотеках и частных фондах, где, может быть, и найдется ответ хоть на один вопрос из тысячи существующих. Никаких головоломок и беготни. Но и в этом есть свой азарт и свой необычный флер загадочности, навеянной простым взглядом прекрасной дамы с загадочного полотна неизвестного художника.
35295