Рецензия на книгу
Пурпурная линия
Вольфрам Флейшгауэр
moorigan3 апреля 2019 г.Как если бы Дэн Браун умел писать книги
Историко-искусствоведческие детективы давно стали отдельным жанром, не в последнюю очередь благодаря автору, чье имя я вынесла в заголовок. И надо сказать, что благодаря тому же автору я к этому жанру отношусь с большой долей скептицизма. Все эти церкви, фрески, секретные шифры тайных обществ и утерянные в веках рукописи давно уже не возбуждают. Тем удивительнее для меня стал роман Вольфрама Флейшгауэра "Пурпурная линия", в котором есть и ребус на картине, загадочная смерть 400-летней давности, и зашифрованные шпионские донесения, и современный профессор-интеллектуал, старающийся пролить свет на все эти тайны. Почему удивительным? Потому что несмотря на все вышеперечисленное, книгу было очень интересно читать.
Действие разворачивается в наши дни в Германии, Бельгии и Франции, когда рассказчик господин Михелис, несомненный автопортрет Флейшгауэра, это становится ясно из послесловия, обращает внимание на знаменитый портрет Габриэль Д`Эстре, любовницы короля Генриха IV, где она изображена в ванне обнаженной вместе с другой женщиной, якобы ее сестрой. Вернее будет сказать, что портрет Михелеса околдовал, ведь тогда он еще ничего не знал о трагической судьбе этой женщины. Случайно ему в руки попадает незаконченная рукопись человека, который тоже увлекся картиной и жизнью и смертью Габриэль. Основная часть книги - эта рукопись, похожая скорее не на исследование, а на приключенческий роман в духе Александра Дюма-отца или Понсона дю Террайля. В этом романе молодой художник Виньяк, влекомый жаждой славы и богатства, прибывает в Париж в надежде стать королевским живописцем и получить множество заказов от вельмож. Один заказ он действительно получает, но до конца жизни он не будет знать, кто был его заказчиком и что именно ему пришлось нарисовать. А тем временем во дворце плетутся интриги и бушуют скандалы: ведь король обещал своей любовнице жениться. Сдержит ли он свое слово? Пойдет ли против всего христианского мира ради любви?
Надо ли говорить, что, прочитав рукопись, Михелес и сам окунется в тайны прошлого и попытается узнать секреты прекрасной фаворитки?
Таким образом мы получаем две книги по цене одной. Мне очень понравилось, что Флейшгауэр не старается подавить читателя эрудицией, вываливая на него страницы из википедии, а наоборот приобщает его к истории и искусствоведению полностью сосредотачиваясь на одной картине и одном историческом эпизоде. Более того, прежде чем погрузиться в приключения, мы узнаем официальную версию событий и будем наравне с героем. Те же факты, та же информация позволят нам строить свои версии, то соглашаясь с автором рукописи, то прислушиваясь к голосу разума. Понравилось и то, что Флейшгауэр, а с ним и Михелес, нам свою версию не навязывает.
Композиция романа отдает постмодернизмом, книга в книге, автор в книге, смешение стилей: художественные главы перемежаются протоколами допросов и письмами. Поражает и то, что современные и исторические главы написаны совершенно разным языком, что обеспечивает эффект присутствия.
Я не думаю, что эта книга надолго отложится у меня в памяти, или что однажды я буду ее перечитывать, но удовольствие я получила, в детектива поиграла, да и на известную картину посмотрела другими глазами.
628,6K