
Ваша оценкаРецензии
Аноним2 июля 2021 г."Вы слишком дорого стоите такая, какая вы есть"
Читать далееВы считаете, что ничего не дали мне, ничего для меня не сделали. Вы уверены, что все свелось к тому, что я выучила кучу цитат и «пустых фраз». Что ж, я их действительно выучила. Но в том не было вашей вины – виной была жажда познания, которую я испытывала тогда. Я так хотела утолить ее, что не была способна ни о чем задумываться, ни в чем сомневаться.
Мы сами всегда выбираем, какими нам быть: великодушными, порядочными, искренними, добрыми и проч. Вот с вопросом "кем быть" всегда чуточку сложнее, ведь для выбора профессии одного желания мало. Но вот что касается качеств, нам крупно повезло, и с образованностью (определенным запасом знаний в различных областях) это никоим образом не коррелирует.
К чему я все это сейчас рассказываю: по сюжету настоящей пьесы от современного английского драматурга Уилли Рассела университетский преподаватель Фрэнк, которому за пятьдесят и который любит выпить, берется за интересную задачу - подготовить свою 26-летнюю студентку, Риту, к экзаменам. Рита работает парикмахером, за словом в карман не полезет, любит ввернуть в разговор и крепкое словцо, особой деликатностью и чувствительностью не отличается, как и вкусом в искусстве, говорит всегда прямо и то, что думает. С первых же страниц чуть напоминает читателям другую известную пьесу, уже от классического драматурга - Бернард Шоу - Пигмалион . Сходство, правда, поверхностно-сюжетное. Рассела, похоже, не особо волнуют внешние метаморфозы героини, он пристально вглядывается во внутренний мир и приглашает читателя последовать за ним. И удивительным образом комедия начинает напоминать Генрик Ибсен - Кукольный дом и чем-то даже Дэниел Киз - Цветы для Элджернона - возросший интеллект и уверенность в себе и своих силах спрятать проблематично, что неизменно влечет за собой проблемы с ближайшим окружением. Трудно, оказывается, вырваться из тисков тех представлений о тебе, которые формировались долгое время и еще сложнее доказать другим, что ты внутренне все тот же...Автор убедительно показывает, что подобный личностный конфликт может быть не менее драматичным, чем борьба с жизненными неурядицами (несчастной любовью, нищетой, болезнью и т.п.). И самое интересное, что и читается эта пьеса не менее напряженно, хотя героев только двое, место действия одно, а разговоры в пьесы и вовсе могут показаться кому-то скучными донельзя: Фрэнк и Рита разговаривают исключительно о литературе.
В какой-то момент Фрэнк с неудовольствием замечает, что Рита действительно становится чуточку другой - более образованной, интеллигентной женщиной. Вот только радости у него это отчего-то не вызывает, ведь он убежден, что вместе с обретением глубокий познаний она потеряла свою индивидуальность, стала такой же, как все его студенты: безличной, холодной, высокомерной, сдержанной. А мне, напротив. показалось, что особый ритин шарм приобрел новую огранку, она стала более изысканной, изящной, как и ее речь, манеры, разговоры, хотя там, в глубине души, она все та же наивная девушка, жадная до знаний и новых впечатлений, которых была лишена до 20-ти с лишним лет. Вместе со знаниями закономерно пришла и уверенность в себе. На такую женщину приятно любоваться, с ней интересно беседовать об искусстве, литературе, театральных постановках, у нее появился вкус...И я совершенно не понимаю Фрэнка, но вполне понимаю возражения Риты. Вот что это за зависть к ее успехам, ревность к ее новым друзьям и знакомым...(линия любви здесь автором, похоже, не предусмотрена, а может, и к лучшему: до обретения любви человек прежде должен познать себя и открыть свои способности)
РИТА. Хотите, я скажу, что вас так раздражает, мистер Поэт-неудачник, оплакивающий собственную судьбу? Вы не можете примириться с тем, что я стала другой, что я выросла. Неужели, Фрэнк, все дело в том, что вы больше не можете изображать из себя доброго дядюшку, который нянчится с несмышленышем, в то время как, тот, развесив уши, ловит каждое его слово? Да, я изменилась, я знаю все то, что знаете вы, и именно это вас не устраивает, – вы бы предпочли, чтобы я так и оставалась той дурочкой, какой была когда-то; вы ничем не отличаетесь от остальных – тех, кто хотел бы, чтобы мы всю жизнь прожили в невежестве – потому, что тогда мы кажемся всем такими смешными и забавными, не так ли? Вы больше не нужны мне, Фрэнк.
(Встает, собирает свои вещи и направляется к двери).
Моя комната битком забита книгами. И я знаю, во что одеться, какое купить вино, что смотреть в театре, какие читать книги и газеты. Я вполне могу без вас обойтись.
ФРЭНК. И больше вам ничего не надо? Неужели только ради этой малости вы проделали такой длинный путь?
РИТА. Вам это представляется малостью? Ну да, для вас это действительно малость – потому, что вы все принимаете как должное и, упустив все шансы, которые дала вам жизнь, научились лишь надо всем издеваться и все презирать.Заканчивается тем не менее пьеса на вполне оптимистичной ноте, хотя и открытым финалом. Одна из лучших пьес, что я прочла в этом году: легкая, стремительная, добрая, поучительная - нет ничего невозможного для человека, который не отступает от своей цели. А учиться никогда не поздно, ограничения для себя создаем мы сами, шанс изменить свою жизнь к лучшему есть у всех нас.
203737
Аноним9 сентября 2022 г.Зачем ты сам себе другой???
Читать далееСтать другим - нелёгкая задача
В мире, где все распределено...
Палачи не понимают плача...
Трезвенники брезгуют вином...Импотенты не желают секса...
Скрягам наплевать на скидок день...
Сложность изменения процесса
Собственного "я" - тоска и лень...Так тоскливо становиться новым
Человеком, если имидж тот,
Что в тебе живёт, таким кайфовым
Был всегда, но новый поворотВ жизни перемен готовит списки...
Сам решил и сам готов на всё!!!
Стать другим - какие это риски,
Чтобы вдруг мустангом стал осёл...Но характер чтобы стал бетоном,
Нужно не жалея бить в набат...
И молиться только тем иконам,
Что изгонят из тебя раба...Тут менять на море нужно лужи
И замшелый разрушать покой!!!
Стать другим возможно, только нужно
Знать: "Зачем ты сам себе другой???"Неудовлетворение собственной жизнью и собственной судьбой, низкая самооценка своих возможностей, дискомфорт нахождения не там, где хотелось бы быть - это гильотина для разума, души и тела любого человека, если он находится в стадии поиска самого себя... Вот чувствуется, что ты не на своем месте, не в своей тарелке, не в своей кровати... Да просто, твою мать, не на той планете, если брать в глобальном масштабе эту тоску и депрессию!!! Вот хочу всё по-другому и баста!!! Крах всем иллюзиям и на хрен всех, кто в этих иллюзиях поддерживает этот хрупкий, лживый покой!!! На хрен - это ещё очень мягкий вариант того, куда на самом деле хочется отправить всех и вся!!! Притом сразу, в один присест, оптом!!!
Что делать, если готовность меняться стала навязчивой, ежеминутной идеей фикс и её уже невозможно игнорировать??? А самому не получается, не выходит!!! Вернее, вроде выходит, но так хреново, что уж лучше назад, в привычное прошлое, чем в такое корявое будущее!!! Тогда выход один - нужен наставник, учитель, гуру, мучитель и спаситель в одном лице... Человек, который направит на правильную дорогу, поможет преодолеть рытвины и овраги, вытащит из трясины и отгонит комаров... Его будешь любить и ненавидеть, обожествлять и презирать, завидовать и восторгаться... Но когда внезапно ты поймёшь, что вышел на тот же уровень, что и твой учитель или вообще превзошел его, то очень трудно тогда не поддаться гордыне... Очень...
И тогда история повторяется - для кого-то это триумф, для кого-то разочарование... Кем быть и как выжить в этом бытие??? - точных ответов нет и не будет... Всё где-то рядом, вот тут, на расстоянии удара, только цель в тумане и твои глаза заклеены скотчем...
Ироничная пьеса читается на одном дыхании, не даёт скучать и весьма умело втягивает нас в водоворот событий, которых как таковых там нет, но диалоги героев предлагают нам эти события в плане яркой, словесной перепалки... Да такой, что уши горят и глаза блестят от восторга!!!
Сперва я хотел посмотреть фильм, просматривая фильмографию Майкла Кейна, но в аннотации прочитал, что есть оригинальная пьеса... При минимальном размере текста (40 минут на чтение) было бы глупо сперва не ознакомиться с ней перед киносеансом... Фильм я так ещё и не посмотрел, но знание о его существовании очень украсило мое ознакомление с этой пьесой... Я представлял главного героя в образе Майкла Кейна и это было двойное удовольствие, ибо именно таким я представлял этого персонажа... В яблочко!!!
5 из 5- жизненно, как мокрый снег; звонко, как внезапная пощёчина; смешно и грустно, словно первая зарплата; мелодично, как дуэль двух кузнечиков... Советую прочесть...37324
Аноним14 апреля 2016 г.Читать далееПотрясающая пьеса. Не зря в послесловии Рассела сравнивают с Чеховым - оба они так тонко и ярко показывают самую суть абсурдности жизни. причем делают это так, что актуальность со временем не теряется, а наоборот только нарастает.
Казалось бы простая тема, пришла девушка и желает учиться. Ну что проще. И даже то, что ей 26 лет для Америки вполне нормально. Но суть пьесы не в обучении. Это волшебно и прекрасно, когда человек чувствует неудовлетворенность и готов учиться, узнавать новое чтобы удовлетворить ее.
Самая большая печаль пьесы открылась мне практически в само начале. Изначально Рита особенная девушка, которая даже не имея нормального образования понимает суть жизни вокруг, смысл связей и вещей, просто не нашла себя в этом мире. И вот она обратилась к образованию. Но образованию не нужны индивидуальные мнения, образованию не нужны умные или уникальные люди. Образованию нужны стандарты, нормы.
Особенно остро это ощущается сейчас. Детей в садах, школах не учат думать самим. Их учат ответам. Так как на вопросы образования может быть только один правильный ответ, признанный в РАНО. И от этого очень грустно и страшно. Да здравствует ЕГЭ и серая масса...27261